Самая простая школьная программа для начальной школы. Образовательные программы для начальной школы. Программы образования в начальной школе

Школьная программа для первоклассника: чем отличаются и как выбрать. Сегодня в образовательной сфере представлено около 10 таких учебных программ. Нередко бывает, что в одной школе приняты сразу несколько систем: параллельные классы обучаются по разным...

Про рабочие тетради... поворот событий. Школа, среднее образование, учителя и ученики, домашние задания, репетитор, каникулы. Подскажите, где купить учебники и рабочие тетради для класса дешевле?Может у кого есть опыт?

Ребенок учится в 1 классе, учитель очень молодой и не опытный, по ее словам она "ищет себя". Я против того, чтобы на моем ребенке учились и искали себя, к тому же учитель к сожалению не стал авторитетом у детей и картина складывается плачевная. Решила я перевести ребенка к другому учителю, там программа Школа 2100, по отзывам учитель очень хороший и при личном общении мне понравилась. Расскажите, очень дурная программа нас ждет?

Запретили в школе рабочие тетради!. Учебники. Образование детей. Во 1 -х, в нашем классе все куплено еще в июне..Во 2-х, мы хотим,чтобы тетради использовались. Так, например, у нас 5 часов английского в неделю..даже не представляю КАК можно работать без доп. тетрадей..

Сын идёт в первый класс в следующем году. Существует вероятность, что в школе будут набирать класс по системе 1-3 (то есть, началка будет 3 класса, как раньше). Также с большой долей вероятности там будет сильный учитель. Стоит идти? Если да, то какие соображения превалируют: сама система 1-3 или сильный учитель? Будет и класс 1-4 тоже с хорошим учителем.

Да, рабочей тетради не видела,мы все в обычной тетрадке рисовали-писали, но пишем мы мало очень, в Петерсон для 1 класса моя дочка Раздел: Учебники (петерсон математика 1 класс есть ли отличия в изданиях). Один - это учебник где можно вписывать ответы прямо в него.

Раздел: Учебники (учебные дошкольные рабочие тетради отксерить). Рабочие тетради Верещагиной для 1 класса. Девочки, может у кого есть новые рабочие тетеради для первого класса по английскому языку Верещагиной? Такие синие с каруселью?

Тетради для 1 - го класса!. Школа. Ребенок от 7 до 10. Тетради для 1 - го класса! В этом году идем первый раз в первый класс! Ура! Но вот на собрании наша будущая первая учительница выдала список необходимых вещей для первоклашек...

Тетради для 1 - го класса! Раздел: Учебники (вырезной материал по математике 1 класс). Информация о том, по какой системе будут учиться дети, как правило, известна уже при наборе первого класса, то есть до начала учебного года.

Один комплект учебников выдает школа, он остается в школе. А другой комплект должен быть дома. Раньше второй комплект выдавали в школе. В УМК входят новые учебники для 1 класса, рабочие тетради для учеников, методические пособия и рекомендации, поурочное...

Школьная программа для первоклассника: чем отличаются и как выбрать. ага как же, школа 2100 ужасная программа... Начальная школа: школа России, школа XXI века, система Занкова - школьные программы Как и в " Школе 2100 " учебные пособия "Планеты...

В УМК входят новые учебники для 1 класса, рабочие тетради для учеников, методические пособия и рекомендации, поурочное... Мы пойдем в 1 класс по ней. По учебнику русского языка Рамзаевой детей просто учат. А чтобы учиться по Виноградовой, то нужно быть хорошо...

Рабочих тетрадей нет - детки черкают в самом учебнике. У меня сосед профессор математики, сам пишет учебники, но с 5 го класса, с Петерсон учился вместе Его мнение- нормальный учебник, но не Учебник для 1 класса.

Школьная программа для первоклассника: чем отличаются и как выбрать. Приверженцы программы считают, что именно ее учебники по математике отлично развивают логику и мышление. Информация о том, по какой системе будут учиться дети, как правило...

Какая школьная программа лучше?. Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение Подскажите мамы первоклассников и дальше. какую программу выбрать? у нас в городе есть Занков. гармония и традиционка. ребенок к школе...

Собственно вопрос - в теме: чем отличаются и отличаются ли программы " Школа 2000" и " Школа 2100", в частности математика? Школьная программа для первоклассника: чем отличаются и как выбрать. ага как же, школа 2100 ужасная программа, разрабатывали ее...

Школу выбирали по территориальному признаку. Обычная муниципальная школа. Школьная программа для первоклассника: чем отличаются и как выбрать. Учебные программы. Мы в начальной школе учились по Петерсон, с 5- го класса перевели наш класс...

1й класс.Весь комплект. Мы пользовались, чтоб ребенок такие тяжеленные учебники домой не таскал, оставлял в классе, а дома второй комплект. В УМК входят новые учебники для 1 класса, рабочие тетради для учеников, методические пособия и рекомендации, поурочное...

В чем состоит принципиальное отличие российской начальной школы 1-3 и 1-4 класса. Заранее спасибо.

Одной из основных отличительных особенностей современной российской системы образование от советской является большое разнообразие программ обучения начальной школы. Если в советских школах все дети учились по одним учебникам (соответственно и по одной программе), то сегодня учителя и родители могут сами выбирать, каким именно образом школьник будет получать необходимые знания.

Одной из основных отличительных особенностей современной российской системы образование от советской является большое разнообразие программ обучения начальной школы . Если в советских школах все дети учились по одним учебникам (соответственно и по одной программе), то сегодня учителя и родители могут сами выбирать, каким именно образом школьник будет получать необходимые знания. Поэтому родителям будущих первоклассников предстоит нелегкий выбор не только наиболее подходящей школы для своего ребенка, но и самой лучшей, на их взгляд, образовательной программы.

А выбор будет действительно нелегким, поскольку сегодня разные учебно-методические комплексы (УМК) используются даже в рамках одного учебного заведения. Другими словами, все начальные классы в одной и той же школе могут работать по совершенно разным программам обучения. Чтобы хотя бы немного облегчить Вам выбор, мы предлагаем Вам ознакомиться с обзором основных образовательных программ начальной школы , существующих на сегодняшний день.

Традиционные и развивающие программы начальных классов


Все современные программы начальных классов можно условно разделить на традиционные и развивающие. Обратите внимание, мы не случайно употребили слово "условно". Несмотря на то, что каждая из программ имеет свои особенности, все они основаны на развивающе-деятельном подходе к обучению ребенка, и традиционная программа точно также занимается развитием личности ребенка, как и развивающая. Естественно, у Вас может возникнуть резонный вопрос: "Зачем же тогда нужно классифицировать обучающие программы, если все они решают одну и ту же задачу?"

Дело в том, что понятие "развивающая программа обучения" появилось в те времена, когда во всех школах образование получали по одной программе. По мнению некоторых специалистов, эта программа не в полной мере соответствовала возрастным и психологическим особенностям детей. Поэтому они разработали собственные системы обучения, призванные не только давать базовые знания, но и развивать у школьников воображение, мышление и память. В результате, все альтернативные классической программе системы обучения получили общее название "развивающие".

Одновременно с этим другие специалисты направили свои усилия на обновление традиционной программы в соответствии с современными требованиями и тенденциями. Таким образом, ныне представленные в российских школах традиционные программы практически ничем не отличаются от развивающих, а в некоторых случаях даже превосходят их. Необходимо отметить, что и традиционные и развивающие программы начальной школы полностью отвечают требованиям ФГОС.

Итак, какие же основные УМК сегодня представлены в российских начальных школах?

Программа "Школа России"

Национальная программа образования, является той самой программой, по которой учились все школьники времен СССР, правда с небольшими изменениями. Основная идея программы заключается в создании школы духовно-нравственного развития. В основе этого УМК лежит проблемно-поисковый и личностно-ориентированный подходы, а модуль программы предполагает, прежде всего, воспитание граждан. Программа направлена на развитие интереса к истории своей страны и ее значимости в мировых масштабах. Важнейшим составляющим данной программы обучения является развитие у ребенка природосберегающего "чувства дома", а также экологическая этика, направленная на нравственное и духовное саморазвитие ученика. Рассчитана на средний уровень, поэтому ее может осилить практически каждый ребенок.

Программа "Начальная школа 21 века"


Одна из наиболее популярных образовательных программ, которая используется в большинстве субъектов России. Популярность программы Начальная школа 21 века по большей части объясняется тем, что авторской коллектив ее разработчиков был удостоен премии Президента РФ. Главной отличительной особенностью данной УМК стало построение системы целенаправленной педагогической диагностики учеников начальных классов, что позволяет не только определять готовность ребенка к школе, но и отмечать прочность усвоения полученных знаний. Принцип обучения этой программы построен в соответствии с потребностями детей, а также с учетом их индивидуальных особенностей и уровня социализации. Рассчитана на средний уровень, поэтому ее может осилить практически каждый ребенок.

Программа "Гармония"

Обучающая программа, в которой авторы соединили основные традиционные и развивающие методы обучения. Основной целью данной УМК является всестороннее развитие школьника и его подготовка к дальнейшему обучению. Программа направлена на выработку навыков анализа, сравнения, классификации и обобщения полученных знаний, поэтому на занятиях дается большое количество проблемных развивающих заданий, которые формируют способность ученика к мышлению и умению делать самостоятельные выводы. Рассчитана на уровень выше среднего, поэтому ее может осилить большинство детей.

Программа "Школа 2100"

Программа начальных классов Школа 2100 - это личностно-ориентированная система, направленная на всестороннее раскрытие личностных качеств ребенка. УМК построен таким образом, чтобы дети имели возможность усваивать материал разного уровня сложности. Учебные материалы программы содержат большое количество дополнительной информации, которую ребенок может изучать по собственному желанию. Основное преимущество "Школы 2100" - преемственность и непрерывность образования. Другими словами, программа охватывает все уровни школьного образования, от начальных классов до окончания школы. Рассчитана на высокий уровень, поэтому ее могут освоить не все дети.

Искусство учиться

35 сайтов, с которыми школьная программа станет проще и интереснее

Неважно, принимаете ли вы решение обучать ребенка самостоятельно, выбрав семейное образование , или отдаете его в школу, лицей или гимназию, помощники в учебе никогда не бывают лишними. Мы подобрали 35 сайтов, с которыми изучение школьной программы станет настоящим праздником и для ребенка, и для родителей.

1. interneturok.ru - это настоящий кладезь, здесь есть видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1 по 11 класс.

2. stellarium.org - потрясающе красивая программа, имитирующая планетарий. Незаменимо для всех, кто интересуется астрономией, учитывая, что этот предмет вскоре появится в школьной программе.


Выискивать туманности и галактики на этом сайте можно часами.

3. slovo.ws - на сайте есть готовые домашние задания по разным предметам и учебникам, но более ценны здесь разделы с онлайновыми версиями школьных учебников и биографиями русских писателей.
4. study.ru - «скоростные» уроки по английскому языку для начального уровня.
5. briefly.ru - это 2000 произведений школьной программы в кратком изложении.
6. lingualeo.com - интерактивный сервис для изучения английского языка. Есть бесплатный и расширенный платный доступ (стоимость на год соотносима с 2-3 занятиями с репетитором).
7. gostei.ru - крупная онлайновая детская библиотека, которая содержит тексты программных произведений по литературе с 1 по 11 классы.


На портале в режиме онлайн можно читать программные произведения

8. gramota.ru - огромный справочно-информационный портал по правилам и сложностям русского языка.
9. nashol.com - портал, на котором собраны ссылки на полезные ресурсы, книги и тексты по всем предметам школьной программы.


На сайте можно найти учебники и задания по многим школьным предметам

10. learnenglishkids.britishcouncil.org - любопытный сервис по изучению английского языка для учеников разной степени подготовки.
11. litra.ru - сайт с огромным количеством биографий писателей, кратких содержаний и полных текстов литературных произведений и сотней критических статей.
12. math-prosto.ru - программа по математике с 1 по 11 класс, подготовка к экзаменам по предмету и готовые домашние задания.
13. loviotvet.ru - онлайновый решебник и калькулятор с решениями примеров и уравнений по математике различной сложности.
14. fizika.ru - учебники, задачники, лабораторные работы и тесты по физике для учеников 7-9 классов и учителей физики.
15. nuclphys.sinp.msu.ru - проект кафедры общей ядерной физики физического факультета МГУ. Лекции по физике и отдельный раздел для школьников «Популярно о науке».
16. chem.msu.su/rus/elibrary/ - фонд публикаций по химии, содержит учебники и практикумы по предмету, разработанные в том числе и в МГУ им. Ломоносова.
17. orgchem.ru - интерактивный мультимедиа учебник по органической химии для школьников.
18. ebio.ru - электронный учебный курс «Открытая биология» с разделением по направлениям «Ботаника», «Зоология», «Человек», «Общая биология» и «Экология».
19. zooclub.ru - мегаэнциклопедия о животных, населяющих планету.
20.nsportal.ru - национальный проект, в котором собраны авторские разработки и презентации педагогов по всем предметам.
21. do.gendocs.ru - учебный портал с огромным количеством лекций, докладов и справочников по разным предметам.
22. krugosvet.ru - универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.
23. dic.academic.ru - универсальный словарь и междисциплинарная энциклопедия.
24. bibliotekar.ru - электронная библиотека нехудожественной литературы
25. uchi.ru - онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной и веселой форме. Кроме того, здесь проводятся предметные олимпиады и хранятся архивы уже проведенных олимпиад.
26. reshi-pishi.ru - интересные квесты и задания по математике, логике, чтению и английскому языку для детей 5-10 лет.


Пиксельмания - одно из самых интересных заданий на сайте, дети могут выполнять их подолгу.

27. nachalka.info - сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по математике, русскому языку, окружающему миру и обучению грамоте. Доступ платный, но стоимость на год не превышает тысячи рублей.
28. kvantik.com - журнал, посвященный занимательным вопросам и задачам по математике, лингвистике, физике и другим наукам.
29. childrenscience.ru - онлайн-курсы по математике, физике, химии, биологии, технике, архитектуре, искусствоведению, лингвистике.
30. getaclass.ru - бесплатные обучающие видео и уроки по физике и математике.
31. foxford.ru - онлайн-школа с 5 по 11 класс. На ресурсе есть подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.
32. metaschool.ru - интернет-кружки и олимпиады по иностранным языкам, шахматам, математике и предметам естественно-научного профиля для учеников 1-9 классов. Доступ платный.
33. native-english.ru - удобный и простой сервис для изучения английского языка.
34. math24.biz - сервис по математике для учеников 5-11 классов. Подробный разбор тем и пошаговое решение задач.
35. translate.ru - онлайн-переводчик с десятка языков, а также грамматика английского, немецкого и французского языков.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

В рамках одной школы могут применяться разные программы. Вне зависимости от программы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех пограммах, но не являются обязательными для изучения.

Школа России

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Школа России - это та программа, по которой учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Самое распространённое заблуждение об этой программе обучения - то, что она устарела. Это далеко не так. Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Программа «Гармония»

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах. В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.
Плюсы этой программы : идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.

Начальная школа XXI век

Начальная школа ХХI век под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является - научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»)

Школа 2100

Школа 2100 под редакцией А.А. Леонтьева. Эта программа, по некоторым оценкам, является самой распространенной в нашем регионе. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. Главное преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.

Классическая начальная школа

В основе программы «Классическая начальная школа» - целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.
Почему предлагаемая модель обучения младших школьников является классической? Потому что в ее основе - классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. Классическая начальная школа - это целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. Она позволяет сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни.

Перспективная начальная школа

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Программа Перспектива

Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования. Программа обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого эффекта обучения - приобретения определенных знаний, умений, навыков вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений: коммуникативных умений, в том числе умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза.

Программа Планета знаний

Органической частью концепции программы «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики. Основная особенность этой программы заключается в ее целостности - в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.
Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала, разноуровневая система заданий обеспечивают возможность организации образовательного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий. Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Система Занкова

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы - это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали». Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Задача обучения - дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов - предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче.

Перед родителями логично возникает вопрос - какую программу выбрать для своего ребенка? Все действующие программы утверждены и рекомендованы Министерством образования, опробованы на практике. Более того, результаты обучения по любой из программ ориентированы на единый образовательный стандарт. Это означает, что список знаний и умений, которыми должен обладать выпускник начальной школы, общий для всех - независимо от того, по какой из программ обучался ребёнок.

В традиционных программах учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Закрепляется этот материал с помощью большого количества однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им. Именно эта методика обучения подвергается критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Если текст задачи сформулирован нетипично - ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком. Однако, ни у кого не вызывает сомнений многолетний опыт и результативность обучения по традиционным программам.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова до сих пор вызывают множество вопросов и обсуждений. Причин этому чаще всего две. Первая - в большинстве современных школ невозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали авторы. Вторая - мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться невозможно. Структура этих программ не предполагает четкого деления на темы, нет привычного выделения правил, которые нужно выучить, нет однотипных заданий, расположенных подряд. Эти программы обучения подразумевают совершенно новый подход к процессу обучения - более творческий, требующий от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей. Цель этих программ - научить ребенка мыслить нестандартно. Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Прежде чем выбрать школу, нужно узнать о ней все. В школах России с 1 апреля по 30 августа проводятся комплексные собеседования, которые совместно проводят: учителя, психологи, логопеды. Специалисты помогают родителям не только определиться с выбором той или иной модели обучения, но и выявить пробелы в дошкольном образовании и подготовить ребенка к школе.


Во времена СССР в школах предлагалась та единственная образовательная программа, которую устанавливали для всех сверху. Начиная с девяностых, в системе образования зародилась мысль о разнообразии образовательных программ. На сегодняшний день школы выбирают самые востребованные формы и программы обучения, а родители, в свою очередь, выбирают школы, подходящие детям. Какие образовательные программы сегодня предлагаются первоклашкам и их родителям?

Программа начальных классов Школа России – классическая общеобразовательная программа

Классическая программа, известная всем ученикам из Страны Советов. Исключений никаких нет – она рассчитана на всех. Немного осовремененная нестандартными задачами и заданиями, развивающими логическое мышление, она усваивается детьми легко и особых проблем не представляет. Цель – воспитание духовно-нравственного начала в юных гражданах России.

Особенности программы Школа России

  • Развитие таких качеств, как ответственность, терпимость, сопереживание, доброта, взаимопомощь.
  • Привитие навыков, имеющих отношение к труду, здоровью, безопасности жизнедеятельности.
  • Создание проблемных ситуаций для поиска доказательств, для предположений и формулирования своих выводов, для последующего сопоставления полученных результатов с эталоном.

Вундеркиндом ребенку быть не обязательно – программа доступна каждому. Однако, пригодится готовность трудиться в любой ситуации и способность к самооценке.


Программа начальной школы Занкова развивает индивидуальность ученика

Цель программы – толчок в развитии ребенка на определенном этапе обучения, раскрытие индивидуальности.

Особенности программы системы Занкова

  • Большое количество теоритических знаний, которые даются школьнику.
  • Быстрый темп подачи материала.
  • Равная значимость всех предметов (нет первостепенных и менее значимых предметов).
  • Построение уроков через диалог, поисковые задания, творческие.
  • Множество логических задач в математическом курсе.
  • Обучение классификации предметов, выделению основного и второстепенного.
  • Наличие факультативов по информатике, иностранным языкам, экономике.

Для такой программы необходима отличная подготовленность ученика. Как минимум, ребенок должен был посещать детский сад.

Программа начальной школы 2013 Эльконина–Давыдова — за и против

Довольно сложная, но для детей интересная программа. Цель – формирование теоретического мышления. Обучение изменению себя, выдвижению гипотез, поиску доказательств и аргументации. Как следствие – развитие памяти.

Особенности программы Эльконина – Давыдова

  • Изучение чисел в разных системах счисления в математическом курсе.
  • Изменения слов в русском языке: вместо глагола – слова-действия, вместо существительного – слова-предметы и пр.
  • Обучение рассмотрению своих действий и мыслей со стороны.
  • Самостоятельный поиск знаний, а не заучивание школьный аксиом.
  • Рассмотрение личного суждения ребенка в качестве пробы мысли, а не ошибки.
  • Медленный темп работы.

Необходимы: внимательность к мелочам, основательность, способность к обобщению.

Программа 2100 начальная школа развивает интеллектуальные способности учеников

Данная программа – это, в первую очередь, развитие интеллекта и обеспечение эффективной интеграции ученика в общество.

Особенности программы Школа 2100

  • Большая часть задач – в печатном формате. Требуется, например, дорисовать что-либо, вписать в клеточку нужный значок и пр.
  • Множество задач на логику.
  • Обучение имеет несколько уровней – для слабых и сильных учеников, с учетом индивидуального развития каждого. Сравнение детей по развитию отсутствует.
  • Формирование готовности к труду и непрерывному образованию, художественного восприятия, личностных свойств для успешной адаптации в обществе.
  • Обучение развитию общегуманитарного и естественного научного мировоззрения.

Программа предполагает исключение факторов стресса в процессе обучения, создание комфортной обстановки для стимуляции творческой активности, взаимосвязь всех предметов меж собой.

Комфортная адаптация первоклассников с программой Начальная школа ХХI века

Программа представляет собой щадящий вариант обучения, имеющий весьма долгий адаптационный период для первоклашек. Считается наименее болезненной для детей. По мнению авторов, адаптация ребенка происходит лишь к концу первого класса, поэтому, большей частью, в этом периоде будет рисование и раскрашивание, минимум чтения и математики.

Особенности программы Начальная школа ХХI века

  • Основной упор на развитие мышления и воображения, в отличие от классической школьной программы (память и восприятие).
  • Отдельные предметы сочетают между собой (например, русский язык с литературой).
  • Множество занятий на коллективное и командное решение определенных задач.
  • Большое количество заданий, цель которых – снятие напряжения у детей.

Программа Гармония для начальной школы – для разностороннего развития ребенка

Программа, близкая к системе Занкова, но упрощенная.

Особенности программы Гармония

  • Упор на разностороннее развитие личности, включая логику, интеллект, творческое и эмоциональное развитие.
  • Создание доверительных отношений «ученик/учитель».
  • Обучение рассуждению, построению причинно-следственных связей.
  • Более сложная программа в математическом курсе.

Существует мнение, что такая программа не подойдет ребенку, имеющему трудности с логикой.


Программа Перспективная начальная школа — подойдет ли Вашему ребенку?

Цель – развитие логики и интеллекта.

Особенности программы Перспективная начальная школа

  • Отсутствие необходимости зубрежки теорем/аксиом современных учебников.
  • Дополнительные занятия по внеучебной работе.
  • Помимо основных предметов – еще десять часов спорта, музыки, рисования.

Сверхспособностей ребенка для данной программы не требуется – она подойдет любому.