Какие бывают малые. Что такое малая группа и многообразие малых групп. Терции и сексты

Часто бывает, что у нас есть желание самореализации и развития собственного источника доходов. Но при выборе направления вопросы множатся в голове. И, вместо того, чтоб находить ответы для решения, возникающий хаос только создаёт панику. Появляются мысли о собственной несостоятельности и отсутствии «предпринимательской жилки». Непонимание, в какой сфере себя реализовать , останавливает больше, чем отсутствие стартового капитала. На самом деле, всё гораздо проще, если есть чёткий план поиска.

Есть много вариантов классификации отраслей малого бизнеса, но большинство имеют следующие направления:

  • IT-бизнес
  • Бытовые услуги, ремонт (сервис)
  • Домашние питомцы
  • Инновации
  • Интернет
  • Консалтинг
  • Красота, здоровье
  • Образование
  • Общепит
  • Производство
  • Развлечения, отдых, спорт
  • Сезонный бизнес
  • Сельское хозяйство
  • Строительство
  • Торговля
  • Транспортные услуги
  • Туризм

Как же понять, к какой отрасли приложить свои силы и умения?

Первым шагом будет составление списка своих навыков и знаний. Не надо себя загонять в рамки – просто пишите всё , что сможете вспомнить. Не будет лишним поинтересоваться у своих родственников, друзей, знакомых – при решении каких проблем они обратились бы к вам за советом или помощью, в каких ситуациях вы им уже помогли. Коллективный разум тут не будет лишним, собственная память зачастую весьма избирательна.

Второй шаг – выделение из получившегося перечня тех пунктов, которыми очень нравится заниматься. Это будет основной список. Варианты, которые не вошли в него, не стоит выбрасывать из жизни, они составят резерв.

Теперь основной список раскидываем по классификации и смотрим на те отрасли малого бизнеса, где потребуется приложение ваших навыков.

Третий шаг , пожалуй, самый творческий из всех. В конкретной отрасли нужно перебрать все мыслимые варианты деятельности, независимо от личных навыков. На данном этапе могут появиться первые озарения, инсайты. Скорее всего, вы увидите, что ваши знания в какой-то конкретной сфере перекликаются с другими областями. Не забудьте их выписать!

Четвёртый шаг – проработка смежных вариантов. Как это выглядит на деле? Возьмём не самый распространённый пример – чугунное литьё. Вы – художник по металлу и с лёгкостью справляетесь как с созданием ворот для частного участка, так и с дизайнерскими подсвечниками. Возможные направления – обратить внимание на , бытовые услуги и торговлю.

Не лишним будет воспользоваться услугами wordstat.yandex, для поиска возможных идей в нужной области.

Тестирование на конкурентоспособность – пятый и очень важный шаг . Очень важен баланс: самые востребованные отрасли малого бизнеса, как правило, имеют массу предложений. А если в нише конкуренты не замечены, вполне вероятно, что и спроса в вашем регионе не возникает.

Конечно, исключения бывают. Поэтому необходимо тестировать не только количество конкурентов, но и потенциальную потребность населения.

Последующие расчёты будут уже более прозаичны. В любой отрасли есть такой малоприятный, но необходимый момент, как регистрация и . Последние пару лет набирает популярность патентная система, где условия немного гибче, чем при стандартной УСН.

Пройдя последовательно все шаги, можно открыть для себя достаточное количество направлений, в которых можно найти и самореализацию с растущими доходами, и увидеть свой путь для дальнейшего развития.

А давайте проведём небольшой опрос? Расскажите в комментариях, в какой отрасли работаете вы, чем занимаетесь. Нам интересно больше узнать о вас!

Добавить комментарий Отменить ответ

    В свое время, уходя после первого декрета в свободное плавание, я искала сферу применения своих навыков и умений. И, как говорится в статье, возникший хаос сомнений породил жуткую панику, и я снова пошла работать в офис. К наступлению второго декрета я уже действовала примерно по такой схеме, о которой пишет автор. И вот сейчас я одновременно частный преподаватель йоги для мам и детей, а также копирайтер (спасибо Марии и ее агентству за обучение и заказы). Когда дочка подрастет, планирую развернуть небольшое handmade-производство, пока разрабатываю технологии и обрастаю идеями. Так что, как говорится, возможно все, на невозможное лишь требуется немного больше времени;)

    Ответить

    1. Надежда, спасибо за комментарий. И я желаю вам удачи во всех ваших начинаниях!

      Ответить

По порядку возникновения:
первичная группа – это совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей). Для неё характерны следующие признаки:
1) малочисленный состав;
2) пространственная близость членов;
3) длительность существования;
4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;
5) добровольность вступления в группу;
6) неформальный контроль за поведением членов.
вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями, социальная связь и взаимодействие в группе носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);

По общественному статусу :
1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;
2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы в такой группе не имеют значения. Группа распадается, когда общие интересы исчезают.

По непосредственности взаимосвязей :
1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге;
2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).

По уровню развития или сформированности межличностных отношений:
1) группы низкого развития – общности, в основе которых лежат асоциальные факторы, отсутствие общих целей и интересов, характеризуются конформностью или нонконформностью ее членов (например, ассоциация, корпорация и др.);
2) группы высокого развития – общности, в основе которых лежат общие интересы, социальные цели и ценности (например, коллектив).

По значимости:
1) референтная группа – это реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством. Они выполняют нормативную функцию и функцию социального сравнения. В представлениях индивидуума группы могут быть:
«положительными» – группы, с которыми индивид идентифицирует себя и, членом которых, он хотел бы стать.
«отрицательные» – группы, которые вызывают у индивида неприятие.
2) группы членства – это группы, где индивид не противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним.

Другие виды групп:
1) постоянные (существуют длительное время (политическая партия, школа, институт и т. д.)) и временные (существуют непродолжительный период времени (купе поезда, люди в кинозале и т. д.));
2) естественные (семья) и группы психологического и других видов подобия (классы, партии);
3) организованные и стихийные и др.

Из теории музыки вы знаете, какими бывают интервалы – малыми, большими, чистыми, увеличенными или уменьшенными. Давайте немного упорядочим знания и приведем их в порядок, потому что интервалы, как правило, вызывают больше всего трудностей. На этом уроке не буду затрагивать увеличенные и уменьшенные интервалы, потому что это очень обширная и сложная тема, требующая отдельной статьи.

Самые простые в построении – примы и октавы. Это совершенные консонансы, когда они чистые. Вот так выглядят чистые октавы в нотах:

А вот так – чистые примы:

То есть октавы и примы – это одна и та же нота обязательно с одинаковым знаком.

Кварты и квинты

Эти интервалы тоже бывают чистыми, увеличенными или уменьшенными. Про чистую кварту я очень подробно рассказывала на том уроке – как ее играть, как она звучит, как записывать. А вот квинты быстренько объясню сейчас. Принцип ее построения такой же, как и кварт – если нижняя нота бекар, то и верхняя – тоже бекар. То же с бемолем или диезом. Знаки должны быть одинаковые на обеих нотах. Исключением являются квинты между нотами СИ и ФА. Именно квинты от СИ будут черно-белыми.

Терции и сексты

Эти интервалы бывают большими и малыми. Точнее, увеличить или уменьшить их, конечно, можно, но на практике увеличенная терция или уменьшенная секста встречается крайне редко, а потому оставим их музыкантам-профессионалам.

Что за диковинка – Пикардийская терция?

Про терции я подробно рассказывала в – как строить, как играть, как отличать. Но кое-что я не упомянула. Дело в том, что существует такое понятие как «Пикардийская терция». Но это вовсе не название какого-то диковинного интервала.

Пикардийская терция – это художественный прием, который часто использовался композиторами для воплощения творческих замыслов. Суть его заключается в том, что пьесу, написанную в миноре, следует закончить одноименным мажором.

Возможно, вы не обращали внимания, но у очень много произведений, написанных в миноре, но в самом финальном аккорде звучит жизнеутверждающий и позитивный мажор. Все дело в терции, которую заменяют на большую.

Ну, а вот небольшая импровизация, где наглядно показана замена минорного трезвучия на мажорное. Конечно, не Бах, и даже не Орландо Лассо, но вполне дает понятие, что такое пикардийская терция.

Немного о секстах

Секста – довольно благородный интервал. Существуют малая и большая секста, и их проще отличить на слух.

С большой сексты начинается известная песенка «В лесу родилась елочка», а малая секста (правда, в обратном направлении, сверху вниз) – «Песня о далекой Родине» из Штирлица. Вся песня построена на нисходящем движении секст, преимущественно малых. В нотах это очарование выглядит так:

Поиграйте, послушайте, почувствуйте разницу.

Секунды и септимы

Это диссонансы, но, тем не менее, их звучание порой бывает очень красивым и приятным. Как и терции с секстами, секунды и септимы бывают большими и малыми.

Малые секунды на слух – как зубная боль, очень резкий и неприятный интервал. В произведениях его гармоническое звучание используют, когда надо изобразить какого-то злодея. Тот же эффект у большой септимы. А вот малые секунды и септимы более приятные по звучанию. Они очень часто входят в состав аккордов при подборе аккомпанемента.

И поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа . Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам — от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы — одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Виды малых групп.

Рис.1. Классификация малых групп

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный — композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций , нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений — психологическим климатом группы . Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами . Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.


Рассмотрим классификацию малых групп (рис. 69). Условные , или номинальные , — это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные . Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно — только в лаборатории.

Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.

Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название — официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравните, к примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

Малые группы могут быть референтнымии нереферентными. Референтная — это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые . Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).

Общество - совокупность самых разных групп людей: больших и малых, дружественных и враждебных, постоянных и временных, профессиональных и религиозных, национальных и политических.

Они сильно различаются между собой. Некоторые группы малочисленны настолько, что фактически все их члены могут близко видеть друг друга в течение дня, наблюдать за действиями друг друга, постоянно общаться. Это малые группы, или группы личного контакта. Семья - самый наглядный пример такой группы.

Малая группа

Человек появляется на свет в малой группе (семья), и большая часть его жизни проходит в малых группах: ученический коллектив, спортивная команда, кружок, друзья, студенческий и производственный коллективы и т.д.

    Интересные факты
    Выяснилось, что численность всех человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5- 2 раза. Так, на планете проживает 7 млрд человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8-10 млрд. И всё это возможно благодаря тому, что один человек может состоять сразу в нескольких группах: в семье, в классе, в кругу друзей, в школе танцев, в спортивном кружке и т.д.

    Для того чтобы попасть в одну группу, мы предпринимаем определённые усилия. Так, многие выпускники школ стараются попасть в институт, в университет и стать студентами. Другие группы нам выбирают родители, например музыкальную школу или кружок изобразительного искусства. Есть такие группы, которые мы не выбираем, их определяет судьба. Такова семья, состав которой лишь отчасти является результатом нашего выбора. Друзей мы можем выбирать и покидать по собственному усмотрению.

    В группе, т. е. сообща с другими, мы формируем свою личность и свои жизненные ценности. Здесь мы делимся друг с другом самым наболевшим, самым сокровенным, тем, чем с незнакомыми людьми никогда не поделимся.

    В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции. Человек нуждается в группе и зависит от неё. Он - член семьи, ученического коллектива, дворовой компании, спортивной секции и др. Люди выживают только сообща.

    Ученический коллектив - особый тип малой группы. Школьники живут дома и лишь на некоторое время собираются вместе в классе, где основная цель - научиться новым знаниям. В школе вы трудитесь, отдыхаете во время перемены, обедаете. Фактически как во взрослом трудовом коллективе на заводе или в банке. В ученическом коллективе у вас формируются обязательные отношения по соблюдению правил распорядка и необязательные - друг с другом. Их так и называют - дружеские отношения.

    Приведите примеры обязательных и дружеских отношений, характерных для ученического коллектива.

    Два друга - это тоже группа. Их сплачивает многое, в том числе общие интересы, а также наличие общей тайны или секрета. Ведь одно из неоценимых качеств дружбы - умение хранить тайну. Ребята сообщают другу «по большому секрету» свои маленькие тайны и требуют, чтобы тот их не оглашал. А если друг разболтал секрет, с ним могут рассориться. Он выдал вашу тайну, фактически предал ваше доверие. Отныне на него нельзя положиться в трудную минуту.

    Младшие школьники и подростки выбирают себе друзей, ценности и увлечения которых похожи на их собственные. Друзей выбирают преимущественно среди учеников своей школы, своего класса и, как правило, того же пола. Мальчики чаще дружат с мальчиками, а девочки - с девочками.

    Для подростка очень важным моментом является мнение о нём группы, к которой он принадлежит. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.

    Межличностные отношения

    В малой группе возникает особый тип отношений - межличностные отношения. Только вдумайтесь в это словосочетание: отношения между личностями. То есть подростки - это уже личности.

    Малая группа состоит из людей, хорошо знающих друг друга. Постоянно общаясь между собой, что-то совместно делая, люди рассказывают о своих личных и семейных проблемах, горячо обсуждают школьные новости, отметки, внеклассные мероприятия, новые фильмы и т. д. Обсуждение вопросов, которые очень важны для людей, сближает их, создаёт между ними доверительные отношения.

    Учёные установили интереснейшую закономерность: то, как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Постарайтесь это обязательно понять и запомнить. Это - важнейший закон межличностных отношений. Если вы постоянно недовольны собой, ваше настроение и недовольство собой может передаваться другим. И они будут недовольны вами. Если у вас низкая самооценка, то и окружающие будут низко оценивать вас.

    В подростковых группах - ваших коллективах сверстников - стихийно формируются свои кодексы чести, нормы и правила для которых заимствуются из мира взрослых. Здесь высоко ценятся верность, честность и отрицательно относятся к предательству, измене, нарушению данного слова, эгоизму, жадности и т.д.

    Подростки жёстко оценивают сверстников, которые не имеют собственного мнения, не уважают себя, не умеют отстаивать свои интересы.

    Несмотря на стремление выделиться и отличиться от всех, в подростковых группах процветает конформизм - соглашательство со всеми. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. В вашем возрасте и чуть постарше подростки начинают носить одежду одного стиля и вида, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

    В межличностных отношениях очень важно взаимопонимание, то, как складывается общение между членами малой группы. Не встречая взаимопонимания, мы становимся одинокими. А одиночество чаще всего то, чего больше всего боится человек.

      Подведём итоги
      Подросток, как и взрослый человек, является членом каких-либо малых групп: семья, школа, кружки, секции и т.д. В зависимости от взаимоотношений в группе подросток будет себя чувствовать там более или менее комфортно.
      Малые группы существуют на основе взаимопонимания, дружеских отношений, которые базируются на таких понятиях, как преданность, уважение, честность.

      Основные термины и понятия
      Группа, малая группа, межличностные отношения.

    Проверьте свои знания

  1. Объясните смысл понятий: «малая группа», «конформизм», «межличностные отношения».
  2. Какое значение имеет для подростков группа, в которую они входят? Подтвердите примерами свой ответ.
  3. Какие проблемы могут возникать у подростка в группе? Предложите способы решения этих проблем.
  4. Влияет ли подростковая группа на поведение каждого из её членов?
  5. Почему именно в группе рождаются нормы, правила, обычаи,традиции?

Практикум

  1. В какие группы вы входите? Назовите качества личности, которые ценятся в этих группах.
  2. Подумайте, в каких случаях подросток может противостоять групповому мнению (например, мнению одноклассников).
  3. Согласны ли вы с утверждением: «Группа, в которую входит подросток, придаёт ему уверенность в себе»? Обоснуйте свой ответ.
  4. Как вы понимаете утверждение: «Относись к другим так, как ты хотел, чтобы они относились к тебе»?
  5. Придумайте ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений.