Конспект урока:Иммунитет. Органы иммунной системы. Конспект урока биологии на тему «Иммунитет Универсальные учебные действия

Страница 1 из 4

Васильева Н.В.

Учитель биологии МАОУЛ №1 г. Апшеронска

Цели урока:

Образовательные: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок.

Развивающие – развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Задачи:

1. Углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

2. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию; логически мыслить, анализировать, строить предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Тип урока: комбинированный, подготовленный по методике полного усвоения знаний

Методы:

Словесные (рассказ, объяснение, беседа);

Наглядные (демонстрация);

Частично-поисковые (самостоятельная работа с материалом) и составление информационного листа;

Проблемные (проблемные вопросы);

Практические (решение теста).

Основные понятия урока:

Иммунитет - способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них

Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.

Антитела (иммуноглобулины)– белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).

иммунная система, виды иммунитета, возбудители,заболевания, виды заболеваний, вакцина, лечебная сыворотка.

Оборудование: таблица «Кровь», компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Механизмы и виды иммунитета”. Учебники у каждого ученика, карточки с заданиями по теме «Внутренняя среда организма. Кровь», раздаточный материал «Виды иммунитета», портреты ученых, карточки рефлексии.

Ход урока:

I. Организационный момент - 3 мин.

Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы»: учитель-

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, -

Тихо всё. (Одно кладбище)

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

О чём идёт речь в данном отрывке?

Возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.

Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.

Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось "Знаков оспы не имеет".

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

Ответы обучающихся.

Оказывается организм имеет несколько преград для всего чужеродного кожа, а также в нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм - это клетки крови лимфоциты и лейкоциты. С ними мы познакомились на предыдущем уроке.

А сегодня на уроке мы расширим знания о защитных свойствах организма и тема нашего урока «Иммунитет».

II. Актуализация знаний -5-7 мин.

Ребята! Но прежде чем приступить к изучению нового материала нам необходимо проверить, насколько прочны ваши знания по вопросам темы: Кровь и внутренняя среда организма.

1. Опрос учащихся у доски. Составить схему внутренней среды организма.

2 .Одновременно с устным опросом осуществляется избирательный письменный опрос по теме в виде теста(для мотивированных учащихся с элементами заданий ГИА типа А,В,С)

.(6-7 человек получают индивидуальные карточки и чистые листочки).

3. Задания для устного блиц - опроса: проверка вопросов по слайдам.

1. Что такое внутренняя среда?

2. Из каких компонентов состоит внутренняя среда?

3. Как компоненты среды связаны с понятием гомеостаза?

4. Каков состав крови?

5. Что такое плазма, какими свойствами она обладает и зачем нужна в крови?

6. Что такое форменные элементы?

7. Какие форменные элементы крови тебе известны?

8. Назовите основные признаки характеристики и функции форменных элементов.

9. Какие форменные элементы отвечают за защитную функцию крови?

10. От чего зависит количество лейкоцитов и лимфоцитов в крови человека?

Тестовые задания на карточках для избирательного письменного опроса. (Приложение)

III. Изучение нового материала -20 мин.

Показ Презентации «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета» (по ходу объяснения нового материала)

1. Знакомство с новым, постановка проблемы:

Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины – иммунитету

Карточки рефлексии выданы с вопросом что вы знаете об иммунитете.

(запись темы в тетрадях, демонстрация слайда № 1-4 с темой урока).

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Люди долгое время не подозревали об этом, пока 320 лет тому назад голландский мануфактурщик Антони ван Левенгук не создал первый микроскоп, с помощью которого он и обнаружил целый мир маленьких организмов – микроорганизмов, или микробов. Среди микробов есть полезные и вредные для человека. Попадание болезнетворных микробов в человеческий организм может привести к заболеванию. Такое заражение называют инфекцией, а возникшее заболевание – инфекционным. То, что заразные болезни вызываются микробами, доказал французский ученый-химик Луи Пастер, основоположник микробиологии. Проникнув в организм человека, болезнетворные микробы повреждают и разрушают клетки и ткани, используя их вещества для своего питания и размножения. Кроме того, продукты их жизнедеятельности часто ядовиты для организма человека (слайд №5).

Течение заболевания зависит не только от особенностей вызвавшего его микроорганизма, но и от устойчивости к нему человека. При проникновении микробов в организм человека возникает защитная реакция – совокупность биологических реакций, направленных на устранение любых повреждений организма, в том числе инфекции и ее последствий. Заболевания бывают общие и местные (схема на доске):

(Попавшие в организм болезнетворные бактерии встретились с защитными силами организма).

Откуда взялись защитные свойства организма

Демонстрация слайда 6-7

Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов называется иммунитетом.

Еще одно определение: иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.

Как вы считаете есть ли особая защитная система в организме человека?

Ответы учащихся

Правильно, это иммунная система.

Любая система в теле человека состоит из органов. Какие же органы входят в состав иммунной системы?

На этот вопрос вы ответите сами, заполнив схему «Иммунная система» текст учебника, доп материал.

Иммунная система в нее входят:

красный костный мозг;

тимус, или вилочковая (зобная) железа,

первичный орган иммунной системы;

лимфатические узлы;

селезенка.

2. Клеточный и гуморальный иммунитет

Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не знаем, какие виды иммунитета различают. Откройте пожалуйста стр.74,прочитайте второй и третий абзац (частично-поисковый метод)

Закончите предложение:

Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками, называется…(клеточным)

Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических веществ – антител – называется… (гуморальным)

Клеточный иммунитет был открыт…(Мечниковым)

Гуморальный иммунитет был открыт…(Эрлихом) портреты

3. Физкультминутка. 1минута Упражнение «Привет солнцу, привет Земле»

4. Физиологическая сущность иммунитета (объяснение учителя, демонстрация слайда, запись в тетрадь названий клеток)

Демонстрация слайда:

Как же все-таки организм отвечает на чужеродное вторжение? Существуют два основных типа иммунных ответов. Ответ первого типа - клеточный, состоит в образовании Т-лимфоцитов, распознающих тип чужеродного тела и подающих сигналы о типе «чужака» другим клеткам - В-лимфоцитам и фагоцитам. Эта разновидность Т-лимфоцитов получила название «хелперы». Другие Т-лимфоциты – «киллеры» - сами могут убивать зараженные микробами клетки, атакуя их особыми веществами - перфоринами. Как только Т-лимфоциты дали сигнал В-лимфоцитам, включается гуморальный ответ - то есть выработка нужного антитела против узнанного антигена. Так в результате совместного и согласованного действия В- и Т-клеток возникает высокоспецифичный иммунитет.

Но может ли человек своим вмешательством (в данном случае положительным) помочь предотвратить заболевание или ослабить его течение?

Ответы учащихся.

5. История создания вакцин и прививок.

1. Вклад Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой (сообщение учащегося)

Проблемный вопрос: Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить механизм действия прививки?

2. Вклад Л.Пастера в медицину. портреты

Стр.74 – 75. Сам. Работа с учеб. книгой, беседа по вопросам.

3. Какие прививки делали вам в течение жизни? Вы когда-нибудь интересовались вопросом, зачем вам делают прививки? (ответы учащихся)

6. Какие виды иммунитета существуют? (схема) Виды иммунитета. заполнение опорной схемы. Использование С. 75-76 учебника, работа с дидактическим материалом (Приложение)

IV. Закрепление -5 мин.

Определить, насколько хорошо вы разобрались в сегодняшней теме урока, нам поможет небольшой тест по теме «Иммунитет» по группам (тест для первичного контроля знаний).

Выполнение теста. Взаимопроверка

Какие ошибки вы допустили?

Оценивание тестовой работы. Общая оценка результата работы на уроке.

Рефлексия:

Что Вы знаете об иммунитете? Что нового Вы узнали об иммунитете?

Заполняется графа, что нового узнали.

С какими трудностями вы столкнулись сегодня на уроке?

Испытывали ли вы чувство дискомфорта на уроке?

Какие пожелания вы можете высказать одноклассникам и учителю?

V. Домашнее задание: цели домашнего задания, дифференцированный подход к учащимся с различной учебной мотивацией.

Скачать презентацию к уроку биологии «Иммунитет».

Скачать презентацию к уроку биологии «Внутренняя среда организма».



Более старые статьи:

  • Конспект урока по биологии в 7 классе: Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

План конспект урока по биологии в 8 классе

Тема: « Иммунология на службе здоровья»

Цель: сформировать знания о механизме выработки иммунитета, видах иммунитета, отличия вакцины и прививки, условиях переливании крови, резус- факторе.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с наукой иммунологией; определить роль вакцин в профилактике болезней и лечебных сывороток в их предупреждении и лечении; познакомить с классификацией иммунитета;

Развивающие : продолжить развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах; формировать умения и навыки систематизировать и обобщать полученные знания;

Воспитательные: продолжать воспитывать у учащихся стремление сохранения и укрепления своего здоровья; ответственное отношение к выполнению заданий.

Тип урока: комбинированный

Методы урока : проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, творческие, словесные.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Универсальные учебные действия:

Предметные результаты обучения:

Знать значение иммунологии для решения проблемы сохранения здоровья человека;

Описывать применение вакцин и сывороток;

Сравнивать иммунитет: естественный и искусственный, пассивный и активный;

Воспроизводить определения понятий « аллергия», « аллерген», « тканевая совместимость», « донор», « реципиент»;

Знать группы крови человека и правила их переливания; объяснять механизм резус-конфликта.

Метапредметные результаты обучения:

Познавательные - использовать для решения по-ставленных задач различные источники информации, включая электронные; строить логическую цепочку рассуждений;

Регулятивные - контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить коррективы в их выполнение;

Коммуникативные - полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.

Личностные результаты обучения:

Осознавать практическую ценность знаний по им-мунологии;

Проявлять познавательный интерес, направленный на изучение механизмов иммунитета.

Оборудование: компьютер, презентация "Иммунология на службе здоровья", инструктивные карты учащихся, учебник Биология. Человек. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, и.Н.Беляев

Ход урока:

I. Организационный момент:

II.Актуализация знаний об иммунитете и инфекционных заболеваниях.

Фронтальный опрос:

Назовите защитные барьеры организма.

Что такое иммунитет?

Что значит неспецифический иммунитет?

Что такое антигены7

Укажите различие клеточного и гуморального иммунитета.

Назовите иммунные системы.

Что такое СПИД?

Назовите пути передачи ВИЧ-инфекции.

Перечислите инфекционные болезни.

III/ Целеполагание :"Ребята, буквально вчера, мы записали в дневники запись: « Будет проводиться вакцинация учащихся нашей школы против гриппа». Да и среди населения, тоже проводиться вакцинация.Для чего нам нужны прививки?

Как вы дмает, какая у нас тема урока?

I V . Изучение нового материала:

Слайд №1. Тема и цели урока.

История изобретения вакцины.

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

Почему в одних случаях применяют вакцины, а в других – сыворотки? ?

Что необходимо учитывать при переливании крови?

Что изучает наука иммунология?

Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами должны поработать с § №19.

Работать на уроке будем как индивидуально, так и в группах.

Откройте §№19, возьмите инструктивные карточки. (прилагаются).

Прочитайте и выполните задание №1.(индивидуальная работа).

Слайд №3 - Проверьте правильность выполнения задания. Можете исправить или дополнить.

Прочитайте задание №2. (индивидуальная работа). Ознакомьтесь с классификацией иммунитета, обратите внимание, на чем она основана.

Обратите внимание на связь данной классификации с понятиями «вакцина» и «сыворотка». (Все это связано с искусственным иммунитетом)

Проверяется работа учащихся по слайду №4.

Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Но вначале, я хочу задать вам вопрос, на который постарайтесь ответить после выполнения полученных заданий.

Слушайте внимательно:

Из донорской крови удаляют соли кальция путем добавления веществ, выводящие эти соли в осадок. Зачем это делают?

Работа по группам. (Задания одинаковые, но возможно, что группы выберут себе в качестве домашнего задания разный вид творческой работы). Учащимся предлагается сесть по группам. Координаторы, назначаются учителем заранее и они сами формируют группы.

Внимательно прочитайте задание №3. (прилагается).

Учащиеся знакомятся с понятиями «аллергия» и причинами тканевой несовместимости.

Группы получают разные задания.

Задание №4 для группы№1 . (прилагается)

Задание №5 для группы №2 . (прилагается)

Прочитайте задания.

Обратите внимание на правильность, точность выполнения задания.

Результаты на слайдах №5 и №6. Модели иммунологии обсуждаются фронтально и записываются в тетрадь.

Вернемся к вопросу, который я вам задала перед выполнением задания №3.

Если учащиеся не смогут ответить на поставленный вопрос, предложить им вспомнить: что влияет на свертываемость крови?

Слайд №7 . Ответ на вопрос: Донорскую кровь переливают людям, которые в этом нуждаются. В результате удаления кальция эта кровь не свертывается и ее можно хранить долгое время.

V. Закрепление:

Игра: «Крестики – нолики»

Группы выбирают либо «Х» Либо «О».

Вопросы для игры: 1. Что такое вакцина? 2. Назовите способ приобретения искусственного пассивного иммунитета. 3. Назовите способ приобретения естественного активного иммунитета. 4. Что такое аллерген? 5. Вещество, вызывающее иммунную реакцию. 6. Процесс пожирания чужеродного вещества. 7. Способность организма избавляться от чужеродных тел. 8. Человек, отдающий кровь. 9. Он создал первую вакцину.

VI. Рефлексия: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Как вы сегодня изучали материал, что вам понравилось в работе в группах?

Чем вам помогли слайды

V II . Задание на дом: § №19.

Работа по группам. Задание №3. Выполнить творческое задание.

Попробуйте представить понятия аллергия и тканевая совместимость в любой из предложенных форм:

  1. мини-сочинение;

    мини-сказка или стихотворение;

    плакат и др.

выбор.(прилагается)

VI II . Подведение итогов урока и выставление оценок.

Инструктивная карточка к уроку

04.03.2016 2946 569 Стаховская Ольга Анатольевна

Урок биологии по теме " Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы.Иммунитет пассивный и активный, естественный и искусственный.Функции лейкоцитов. Иммунная реакция. Антигены и антитела.
Класс: 8

Цели: познакомить учащихся с определение и видами иммунитета, закрепить правила профилактики инфекционных заболеваний.

Оборудование:, компьютер, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Виды иммунитета”.

Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
4.Закрепление знаний
5.Домашнее задание

1. Орг. момент Постановка целей урока (слайд 2)

II. Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос.

Какие жидкости образуют внутреннюю среду организма? (кровь, лимфа, тканевая жидкость)

К какому типу ткани относят кровь? (соединительная)

Из чего состоит плазма крови? (соли, вода, белки, углекислый газ, глюкоза и др. питательные вещества и продукты распада)

Что находится в осадке отстоявшейся крови? (форменные элементы)

Что выступает на коже в виде светлых капелек? (тканевая жидкость)

2. Самостоятельная работа – по тексту на интерактивной доске определить, о каких форменных элементах идёт речь.
(задания на интерактивной доске)
После выполнения работы – проверка вместе с учителем – закрепление знаний.

Проверка знаний.

Задание: Догадайтесь, о каких форменных элементах идёт речь.
1.Красные клетки, содержат белок гемоглобин.
2.Образуются в красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах.
3.Живут 3-4 месяца.
4.Крупные белые клетки с ядрами.
5.Живут 5-7 дней.
6.Отмирают в печени, селезёнке и почках.
7.Отмирают в печени, селезёнке и местах воспаления.
8.Содержание в 1 мл крови составляет 250 тысяч.
9.Содержание в 1 мл крови составляет 4-5 млн.
10.Основная функция – перенос кислорода.
11.Основная функция – защита.

Проверка

Ответы: эритроциты – 1, 3, 6, 9, 10; лейкоциты – 2, 4, 7, 11; тромбоциты – 5, 8.

III. Изучение нового материала

1)Ролевая игра “ Иммунология”.

Кабинет биологии.

В класс заходят Алеша и Миша, они очень взволнованы и чем-то огорчены.
Учитель с беспокойством спрашивает: “Что случилось, мальчики?”
Алеша: “Мы хотели записаться в школьную баскетбольную команду, а нас не
берут”.
Учитель: “Но почему же?”
Миша: “Посмотрев на наши медицинские справки, врачи сказали, что
мы очень часто болеем и у нас слабая защитная система”.
Алеша: “Какие же мы слабые? Вот Васю из 8б берут, хоть он и намного
нас меньше и ростом и весом”.

Учитель: “Не расстраивайтесь, ребята, я думаю мы сможем вам помочь. Для этого сначала необходимо раскрыть секреты защитной системы организма человека и мы отправимся в путешествие по Иммунологии.

Беседа (фронтальная)

А кто из вас в этом году уже переболел ОРЗ или гриппом? А у кого дома болели родные: мама, папа, братишки или сестренки? Оказывается многие болеют.
-А есть ли среди вас те, кто в этом году не болел?
-Интересно, а почему одни люди болеют часто, а другие, почти не болеют? (Иммунитет, защитные свойства организма, закаливание)
*А что такое иммунитет? Давайте разберемся, что же это такое иммунитет?

Иммунитет – способность организма защищать свою целостность от всего
генетически чужеродного (микроорганизмы, чужие клетки) (слайд 6)

2.запись определения в тетрадь
 А какая система органов защищает наш организм? (Кровеносная) Какие клетки крови защищают организм от всего чужеродного? (Лейкоциты) Каким образом они это делают? (Лейкоциты способны поглощать все чужеродное путем фагоцитоза).
Иммунная система – система органов, к которой относятся все органы, участвующие в образовании клеток, осуществляющих защиту организма. А какие клетки защищают наш организм? (Лейкоциты)

3.Рассказ учителя (показ презентации)

Действительно огромная роль в защите организма принадлежит фагоцитам, которые были
открыты русским ученым Ильей Ильичом Мечниковым, им же была развита теория фагоцитоза, (просмотр слайда 7), за которую в 1908г. он получил Нобелевскую премию.

Со времени создания Мечниковым теории иммунитета прошло более 100 лет. Иммунология обогатилась новыми открытиями. Было установлено, что в образовании иммунитета важную роль играют лимфоциты Т и В.

4. Работа в группах

Давайте исследуем каковы механизмы иммунитета, а для этого вы познакомитесь с заданием 1 на информационном листе. На это задание вам предлагаю не более 3 минут.

Задание 1.Основываясь на приведенных ниже сведениях, предложите возможный механизм иммунитета человека:
 Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), а также переродившиеся клетки организма.
 Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества – антигена.
 Каждое антитело распознает свой антиген.
 Антитела обладают удивительным свойством соединяться с тем микробом, в ответ на который они были созданы, причем только с тем, против которого они возникли, и ни с каким другим.
 Лимфоциты (Т и В) имеют на своей поверхности рецепторы, способные распознавать «врага».
-Выслушаем варианты ответов у каждой группы… Очень хорошо, молодцы все вы высказали свое мнение, а теперь проверим правильность ваших предположений,
А вот как объясняют механизм иммунитета ученые

5. Рассказ учителя с использованием слайдов 8,9):

1. Т-лимфоциты, образуются в костном мозге и созревают в тимусе (Вы знаете, где у вас расположен этот орган? Тимус, или вилочковая железа, располагается за грудиной, представляет собой лимфоидную ткань). Среди них выделяют три разновидности: Т-киллеры, Т-супрессоры, Т-хелперы.
 Т-киллеры соединяясь с чужими клетками, убивают их, обеспечивая, таким образом, клеточный иммунитет.
 Т-супрессоры блокируют чрезмерные реакции В-лимфоцитов, поддерживая гармоничное развитие иммунитета.
 Т-хелперы передают информацию об антигене, способствуя тем самым превращению В-лимфоцитов в плазматические клетки.
2. В-лимфоциты, получив информацию от Т-хелперов, превращаются в
 плазматические клетки, синтезирующие антитела. Антитела связывают антигены и т.о. дают возможность поглощать их фагоцитам, либо сами разрушают антигены – гуморальный иммунитет. Кроме того, одновременно с плазматическими клетками образуются
 клетки памяти, благодаря которым запоминается информация о данном антигене. И теперь в случае повторного проникновения в организм этого антигена иммунитет человека сработает незамедлительно.

Т.о. получается, что в организме любого человека защитная система – иммунитет. Это естественный иммунитет.

6.Запись в тетрадь.(эвристическая беседа)

Естественный иммунитет:
1. Врожденный (пассивный)
2. Приобретенный (активный)
–Как вы думаете, чем врожденный иммунитет отличается от приобретенного? (Тем, что врожденный передается по наследству от матери ребенку, а приобретенный появляется после болезни).
Причем на некоторые антигены у человека иммунитет есть с рождения, например к куриной холере или чуме крупного рогатого скота. А еще врожденный иммунитет есть у новорожденных детей сразу после рождения, если через плаценту или с грудным молоком в организм ребенка проникают антитела матери.
-А какие клетки участвуют в образовании в организме приобретенного иммунитета? (Клетки памяти, В-лимфоциты).
Естественный врожденный иммунитет называют еще пассивным, а естественный приобретенный - активным.
- Как вы думаете, почему? (потому что организм получает уже готовые антитела).
-Как вы думаете, а долго ли сохраняется у ребенка такой иммунитет? (Нет, не долго, т.к. антитела в организме ребенка постепенно начинают разрушаться под действие его собственной иммунной системы).
(Просмотр слайда 10)
Однако организму недостаточно только естественного иммунитета. И об этом свидетельствует история (просмотр слайда 11):

7.Интернет информация (выступления учащихся)

В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человеческих жизней.
От чумы в 14 веке в Европе погибла четверть населения - 10 млн. человек. Города и селения вымирали, на улицах можно было встретить только могильщиков.
Еще больше жизней унесла оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало не менее 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся, и из 8 человек 3 умирали. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов, встречались редко.
В начале 19 века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. В России за 8 холерных лет заболело 3 360 тыс. человек, из них умерло 1700 тыс.
Не менее страшной болезнью оказался грипп или «испанка», унесший всего за 2 года с 1918 по 1920 гг. 20 млн. человеческих жизней, причем по самым скромным подсчетам от20 до 40 % населения всего земного шара пострадала от осложнений.

А еще туберкулез, сибирская язва, коклюш, скарлатина, полиомиелит, грипп.… Как предотвратить эпидемии, уменьшить смертность людей?

Проблема нашла разрешение в 1796 г., когда английский врач Эдуард Дженнер случайно услыхал, что крестьяне, перенесшие коровью оспу, - широко распространенное в то время заболевание крупного рогатого скота, - не заболевали вновь и становились невосприимчивы к настоящей оспе. Э.Дженнер предложил проводить вакцинацию. 14 мая 1796 г. Э.Дженнер набрал из гнойничка коровьей оспы у одной доярки немного жидкости и ввел ее 8-летнему мальчику Джемсу Фиппсу, а затем через 1,5 месяца заразил его натуральной оспой. Мальчик не заболел. Через 5 месяцев Э.Дженнер повторно подверг его заражению, и вновь мальчик остался здоровым (демонстрация слайдов 12-13).

8. (Сценка)

 Лавочник: Дженнер настоящий безбожник, хоть он и сын священника. В прежние времена за такое богохульство поджарили бы на костре. Надо же так придумать, вводить человеку скотское начало.
 Дама: ужасно, ужасно… Мне сказал один знающий человек, что у несчастного мальчика Фиппсов вырастут рога, и не только. Я знаю, что дочь одной почтенной леди после того как ей привили эту скотскую болезнь, эту коровью оспу, обросла шерстью и стала мычать.

В 19 веке вакцинация проводилась во многих странах мира, в т.ч. и в России.
-А знаете ли вы, кто первым привился от оспы в России? Кстати, девочки, это была дама, ведь мужчины так боятся прививок.
Это была Екатерина 2, которая для этого специально из Англии пригласила специалиста. А вот массовая вакцинация началась с 1801 г., когда профессор медицинского факультета Московского университета Мухин Е.О., привил от оспы ребенка из воспитательного дома, в честь этого события ему дали фамилию Вакцинов.(слайд 14)

Большой вклад в развитие микробиологии и вакцинологии внес Луи Пастер, благодаря которому были созданы вакцины против сибирской язвы, бешенства, куриной чумы.(слайд 15)

Т.о. благодаря деятельности многих ученых, было установлено, что у человека, наряду с естественным, может вырабатываться и искусственный иммунитет при помощи вакцины (активный).

Однако, что делать, если человек все же заболел? Чем можно ему помочь? (Антибиотиками, антителами против данного возбудителя). Ученые и здесь нашли решение, они научились создавать лечебные сыворотки, при помощи которых у человека развивается искусственный пассивный иммунитет. Мы продолжим свое исследование и выясним, чем же вакцина отличается от сыворотки:

9.Работа в группах

Задание 2. Пользуясь следующими фактами, объясните, в чем разница между вакциной и лечебной сывороткой:

 В 1881г. Луи Пастер выращивал сибиреязвенных бацилл в инкубаторе, в котором постоянно поддерживалась температура тела животного. Однажды терморегулятор дал сбой. Температура поднялась, бациллы перегрелись. Хотя они и не погибли, однако были повреждены и больше не вызывали заболевания. Но Пастер все же заразил этими ослабленными бациллами подопытных животных. И оказалось, что животные стали после этого иммунными против сибирской язвы! Так была создана вакцина против сибирской язвы.
 Для получения дифтерийной сыворотки, лошади вводят дифтерийный яд через определенной количество дней, каждый раз увеличивая дозу. Когда в организме лошади выработается стойкий иммунитет, у нее берут часть крови. Ее тщательно очищают: удаляют кровяные клетки, фибриноген и часть ненужных белков. Введенный дифтерийный яд к этому времени полностью нейтрализуется. Из полученного препарата готовят лечебную противодифтерийную сыворотку.

Молодцы, все группы справились с заданием. Действительно
 Вакцина – препарат из ослабленных или мертвых возбудителей заболевания. Введение ее в организм вызывает заболевание в легкой форме, у человека вырабатываются антитела. Такой иммунитет может сохраняться многие годы.
 Лечебная сыворотка – препарат из готовых антител, взятых из плазмы крови животных. Такая сыворотка способствует формированию у человека пассивного искусственного иммунитета. Такой иммунитет вскоре исчезает (благодаря антидифтерийной сыворотке сохраняется жизнь многих детей, до ее создания 60-70% детей умирало).
Т.о. у человека кроме естественного иммунитета может вырабатываться и искусственный активный и пассивный.
-А почему иммунитет появляющийся после привития вакцины называется активным, а сывороточный иммунитет – пассивный? (потому что после вакцины антитела формируются клетками собственного организма, а при введении сыворотки, антитела получают готовые).

10.« Мозговой штурм»

Медицина смогла взять под контроль почти все эпидемические заболевания (слайды 17,18). Врачи одолели чуму, холеру, оспу, полиомиелит, малярию, сибирскую язву. Однако остались некоторые заболевания, которые до сих пор уносят жизни людей. Например, простудные заболевания – грипп и ОРЗ (острые респираторные заболевания) сегодня остаются наиболее распространенными заболеваниями. Грипп и ОРВИ известен еще со времен Гиппократа (в его работах сохранились описания заболевания). Эпидемии случаются каждый год в холодное время года и поражают до 15% населения земного шара. Грипп и ОРВИ занимают 1 место по количеству случаев в мире и составляют 95% всех инфекционных заболеваний. Еще грипп опасен тем, что ежегодно вирус незначительно изменяется и поэтому иммунитета, оставшегося от предыдущих контактов недостаточно. Пока что до нас волна гриппа не докатилась и у нас еще есть время подготовить свой организм к этому неприятному заболеванию. (Демонстрация слайда 19).

Что мы можем сделать для этого? (Чеснок, варенье, витамины, лук…). Посмотрите, что еще можно ввести в свой рацион для укрепления организма (демонстрация) –лимон, брусничное, морошковое, малиновое варенье, богатые витаминами; лук и чеснок – фитонциды; шиповник, сушеная малина, черника – кисели, компоты, поливитамины) Можно привиться от гриппа.
-Только когда это нужно делать? (Желательно не позднее середины октября, когда еще после лета организм достаточно силен, что бы выработать сильный иммунитет против вируса гриппа).

Вот какие рекомендации предлагаю вам на период зимы:
1. «Не впадаете в спячку»,
2. Ешьте поменьше жирного и сладкого,
3. Больше ешьте овощей и фруктов;
4. Рекомендуется употребление поливитаминов;
5. Спать ложитесь вовремя, а лучше на час раньше обычного (не позднее 22.00);
6. Не отказывайте себе в прогулках на свежем воздухе.

А почему плохо много, часто болеть? Ведь так приятно, поваляться дома на диване, когда за тобой все ухаживают? (Снижается, ослабляется иммунитет, организму приходится постоянно работать на износ, увеличивается опасность проникновения в организм возбудителей, с которыми ослабленный организм не сможет справиться).
Есть заболевание, которое именно тем и страшно, что организм совсем не способен сопротивляться инфекции, даже самой слабой.

11.Сценка « Врачи»

Это СПИД – чума 21 века – синдром приобретенного иммунодефицита (слайды 22-24).
Первые случаи СПИДа были отмечены в начале 80-х годов в США. Сейчас эпидемия охватила около 190 стран мира (с начала эпидемии 24 млн. чел уже умерло от СПИДа, более 42 млн. в настоящее время живут с ВИЧ).
Докатилась волна заболевания и до Казахстана, в настоящее время зарегистрировано 14 тысяч 812 ВИЧ-инфицированных, в том числе 334 ребенка до 14 лет,
и в нашем городе тоже уже есть несколько ВИЧ-инфицированных.
Возбудителем заболевания является – ВИЧ – вирус иммунодефицита человека.
Группы задают вопросы

А вы знаете чем он опасен?
Вирус поражает Т-лимфоциты (Т-хелперы), делая организм беззащитным перед инфекционными заболеваниями.

Существует 3 пути передачи инфекции: (слайд 25)
1. половой
2. от матери – ребенку (на 3-м месте по количеству заражений, вирус передается ребенку во время бременности, родов или с грудным молоком. Существует уникальный опыт наших врачей, благодаря которому риск заражения ребенка сводится до 2, а иногда даже до 0,5 %.
3. через кровь (первые больные СПИДом были наркоманы, и сейчас это очень распространенный способ передачи ВИЧ – инфекции. Однако не всегда носителями вируса являются люди из группы риска. В нашей стране есть печальный опыт заражения в г. Чимкенте новорожденных в роддоме. Заражение произошло по вине медперсонала, т.к. прививки детям были сделаны плохо простерилизованными шприцами. В результате сейчас эти дети, ни в чем не повинные являются изгоями общества. Хотя ученые доказали, что заразиться вирусом не так-то просто.

Нельзя заразиться через
 Слюну
 Мочу
 Пот
 Насекомых
 Через бытовые предметы
 Находясь в одном помещении или транспорте

IV. Закрепление знаний

1.Беседа: Согласны ли вы с формулой Гиппократа: «Любую болезнь легче предупредить, чем лечить»?

2.Самостоятельная работа.

Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом Способ приобретения

1) передается по наследству
2) возникает под действием вакцины
3) формируется после перенесенной болезни
4) врожденный
5) возникает при введении лечебной сыворотки Вид иммунитета

Естественный А

Искусственный В
1 2 3 4 5
А В А А В

V. Домашнее задание: § 35, повторить § 32.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

" Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки"

Димитриенко Наталья Геннадьевна, учитель биологии МОУ СОШ №5

Задачи:

Образовательные : формирование новых анатомических понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

Развивающие: формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой, а также развитие умений сравнивать и обобщать; развитие мыслительных способностей учащихся, логического мышления;


Воспитательные:
формирование диалектико-материалистического мировоззрения; Воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.

Цели:

    Углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

    Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация с использованием интерактивной доски “Иммунитет. Виды иммунитета”.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада видеть вас здоровыми. И очень надеюсь, что наш урок будет вам полезен для сохранения и укрепления вашего здоровья в будущем.

  1. Актуализация понятий.

В результате всех войн 20 столетия на Земле в общей сложности погибло 111 млн. человек, из них примерно 1.1 млн. человек ежегодно. Уровень смертности от болезней в 14 раз выше. Например, ежегодно только от инфекционных заболеваний, вызванных патогенными микроорганизмами, умирают около 2.3 млн. человек.

СПИД, грипп, чума, туберкулез, оспа, малярия, гепатит ит.д.

Но почему даже в страшные эпидемии одни люди болеют, а другие нет?

Эпиграф урока:

Человека окружают катаклизмы – многочисленные микроорганизмы:

Вирусы, бактерии, микробы, но ведь человек не недотрога.

У него имеется защита…

Как вы думаете, изучением какой темы мы займемся сегодня? (Будем изучать защитные свойства организма)

Защиту организма называют иммунитетом . Давайте сформулируем задачи урока (ученики формулируют, учитель вывешивает на доске тему урока, задачи и план) .

Для лучшего усвоения нового материала давайте повторим основные понятия темы прошлого урока. Напомните, что мы изучали на прошлом уроке? (кровь, строение и функции)

  1. Выбрать из списка понятия, соответствующие особенностям строения клеток крови: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов (работа с интерактивной доской). См. приложение 1.

  2. Выбрать из списка понятия, соответствующие функциям клеток крови: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов (работа с интерактивной доской). См. приложение 1.

  3. Вставить в текст пропущенные термины (работа с интерактивной доской). См. приложение 2.

  4. Работа с электронным микроскопом (например, препарат какой ткани вам дан для просмотра, назовите особенности строения этой ткани и выполняемые функции). См. приложение 3.

  1. Изучение нового материала.

  1. Что же такое иммунитет?

Давайте обратимся к словарям и найдем определение термина «иммунитет» (ученики зачитывают)

Обратимся к слайдам презентации:

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных бактерий и вирусов, а также от инородных тел и веществ.

Справляется с этой задачей иммунная система.

Иммунная система объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих извне или образующихся в организме.

Давайте рассмотрим органы иммунной системы:

Центральные органы (красный костный мозг, тимус)

Периферические органы (лимфатические узлы, миндалины, селезёнка)

Роль клеток – защитников против чужеродных тел выполняют клетки крови-лейкоциты. Повторим виды лейкоцитов (см. слайд презентации)

2. Физиологический механизм иммунитета

Каков физиологический механизм иммунитета?

Самостоятельная работа с учебником по группам.

1 группа выделяет новые основные понятия темы.

2 группа готовит сообщение об открытии Мечникова И.И.

3 группа составляет рассказ о защитных механизмах организма

4 группа заканчивает схему на интерактивной доске.

Проверяем работу групп:

1 группа – термины: иммунитет, лейкоциты, лимфоциты, фагоциты, антитела, В и Т лейкоциты, Мечников, фагоцитоз.

3 группа – сообщение о механизмах иммунитета:

По строению и выполняемым функциям лейкоциты делятся на лимфоциты и фагоциты. В крови существует две группы лимфоцитов: В- и Т-клетки. В-клетки образуют особые вещества, которые, соединяясь с бактериями, делают их беззащитными против фагоцитов. Т-клетки сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусом. Вступая с ними в контакт, они выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий или вирусов. Эти особые вещества называются антителами и имеют белковую природу.

Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ называется фагоцитозом, а клетки, его осуществляющие это фагоциты. Процесс был впервые открыт великим русским ученым И.И.Мечниковым.

2 группа: Сообщение о Мечникове И.И.

Великий русский ученый Илья Ильич Мечников свое открытие сделал, изучая морских беспозвоночных в Италии. Он обратил внимание, что у них в переваривании пищи у этих животных принимают участие подвижные клетки, похожие на амеб. Введя в тело морской звезды шип от розы, он наблюдал, как занозу окружают подвижные клетки, пытаясь уничтожить этот шип. Эти клетки Мечников назвал фагоцитами , что значит пожирателями, а процесс фагоцитозом. У высших млекопитающих и человека тоже существуют подобные клетки.

4 группа: Закончить схему на интерактивной доске. См. приложение 4.

ЛЕЙКОЦИТЫ

ЛИМФОЦИТЫ

ФАГОЦИТЫ

В – клетки Т – клетки

Антитела Особые веществ

соединяются вызывают гибель

с бактериями бактерий и вирусов ФАГОЦИТОЗ

и делают их

беззащитными

против

фагоцитов

Фагоцитоз и выработка антител - единый защитный механизм, названный иммунитетом.

    Виды иммунитета .

Какие виды иммунитета существуют?

Иммунитет бывает естественный и искусственный .

Работа по группам с текстом учебника на стр. 122

1 группа объясняет естественный иммунитет

2 группа искусственный иммунитет

3 группа определяет группы естественного иммунитета

4 группа определяет особенности искусственного иммунитета.

Открывается схема на интерактивной доске. См. приложение 5.

Естественный врожденный иммунитет - это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины . При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные предупредительные прививки делают от гриппа, дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

Пассивный искусственный иммунитет - это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки . Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.

Развитие очень опасной болезни - столбняка - можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.

Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.

В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.

    Сообщение учащихся о Дженнере и Пастере.

Дженнер Эдвард (1749-1823)

Английский врач, 14 мая 1796 года привил против оспы 8-летнего мальчика путем перенесения ему содержимого оспенного пузырька от женщины-доярки, которая заразилась коровьей оспой. Спустя 1,5 месяца и затем через 5 месяцев мальчику вводили материал от больного натуральной оспой. Мальчик остался здоровым. Метод Дженнера начали вводить повсеместно до полной ликвидации оспы – 8 мая 1980 года. Сейчас предупредительные прививки применяются широко и спасают человечество от многих страшных заболеваний, уносивших миллионы жизней.

Пастер Луи (1822-1895)

Французский ученый. Доказал, что инфекционные заболевания вызваны передачей патогенных микроорганизмов, а не самозарождением. Ввел способ уничтожения патогенных бактерий методом пастеризации – нагреванием до 50-60 градусов. Сейчас этот метод широко применяется. Также Пастер внедрял в организм человека ослабленных возбудителей для предохранения его от заразных болезней.

5. От чего же зависит сила иммунитета? Почему у одних он справляется с нагрузками, а у других нет, и они заболевают (ответы учеников: от организма, от питания, от занятий спортом, от вредных привычек). Чтобы выяснить ответ на этот вопрос, ученики нашего класса: провели небольшое исследование. Для этого они провели опрос о вредных привычках учащихся 8-11 классов, их пристрастия к занятиям спортом и выяснили у мед. работников частоту заболевания учащихся. И вот что они получили (выступление учащихся с показом графика исследования), вывод: в классе, где учащиеся занимаются спортом и не имеют вредных привычек болеют меньше, значит у них более сильный иммунитет, а в том классе, где не любят спорт и курят, иммунитет у учащихся ослаблен, а значит иммунитет можно укрепить, занимаясь спортом.

Заполнение таблицы с учениками на интерактивной доске. См. приложение 6.

Факторы, ослабляющие иммунитет

Факторы, укрепляющие иммунитет

    Вредные привычки

А) алкоголь разрушает печень

Б) КУРЕНИЕ

В) НАРКОМАНИЯ

Г) ТОКСИКОМАНИЯ

2. Энергетическое истощение организма

А) болезнь

Б) плохой сон

В) ПЛОХОЕ ПИТАНИЕ

Г) НЕДОСТАТОК ВИТАМИНОВ

3. Стрессовое напряжение разрушает лимфоциты

4. Малоподвижный образ жизни

1. избегать вредных привычек

    Правильно питаться (рациональное питание)

    Витамины

    Режим труда и отдыха

    Заниматься спортом

    Сохраняйте хорошее настроение.

6.Иммунитет и СПИД

В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны. Если ситуация по СПИДу не изменится, то к 2017 году на территории Нижегородской области количество зараженных этим вирусом приблизится к 50%. Мы с вами уже говорили как можно избежать заражения вирусом иммунодефицита человека, давайте повторим правила профилактики заражения ВИЧ.

Работа по группам – заполнение таблицы «Способы передачи ВИЧ-инфекции»

См. приложение 7.

  1. Рефлексия.

Давайте вернемся к задачам нашего урока. Скажите, ребята, что вы узнали сегодня на уроке? Как вы думаете, полученные знания будут вам полезны, и где вы их сможете применить?

Давайте возьмемся за руки и в каждой группе сделаем за столом круг друзей, готовых помочь друг другу в трудную минуту. Как вы думаете, с чем можно сравнить этот крепкий круг? Посмотрим на доску (методика «лупа») – с иммунитетом, где ЗОЖ, правильное питание, спорт, режим дня его составные части. Так пусть же он будет крепким как ваша дружба. Будьте все здоровы и счастливы.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание.

    1. Обязательное для всех: стр.122-124, выучить новые термины.

    2. По выбору: найти материал и подготовить по нему презентации об открытиях ученых Мечникова, Пастера, Дженнера.

Литература

    Биология. Человек. 8 класс. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. - М.: Дрофа, 2005.-215 с.

    Поурочное планирование по биологии. 8 класс. Под ред. Сонина И.Н., - М., 2006

    Большая медицинская энциклопедия. - М.: Медицина, 2000. – 670 с.

    Электронное наглядное пособие Биология человека.- ЗАО «Новый Диск», 2007

Вставить пропущенные слова:

Кровь, лимфа, тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма. Непосредственно с клетками контактирует тканевая жидкость. Кровь состоит из эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и плазмы крови. Функции крови: разносит питательные вещества, кислород, гормоны, связывает все части тела организма, выносит из тканей продукты обмена веществ. Клетки крови человека образуются в красном костном мозге. Обеспечение дыхательной функции организма выполняют эритроциты, перенося кислород и удаляя углекислый газ. Защищают организм от микробов лейкоциты - белые кровяные тельца. В свертывании крови участвуют кровяные пластинки или тромбоциты.

План-конспект урока по теме: Иммунитет

Цель: углубление знаний об иммунитете — важной составной части здоровья человека

Задачи урока.

Образовательные. Формировать понятия: «иммунитет», «иммунная система», «антитела», «антиген», «вакцина», «лечебная сыворотка»

Познакомить с видами иммунитета.

Воспитательные. Продолжить гигиеническое, физическое воспитание, убеждая в необходимости здорового образа жизни.

Воспитывать чувство патриотизма, убеждать в познаваемости и материальности физиологических процессов.

Развивающие. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, формировать коммуникативные умения.

Оборудование и материалы: телевизор, компьютер, презентация, комплект заданий для групп, тест для контроля знаний, тетрадь с печатной основой, портрет И.И. Мечникова.

Ход урока.

I этап. Обоснование цели урока, актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

На доске эпиграф «Наш организм — государство, а силы иммунитета — армия стоящая на страже его независимости». (Рем Петров)

Чтение эпиграфа.

Наша задача: выявить способы защиты человека от болезней, изучить способы сохранения и укрепления иммунитета.

Почему это важно?

Мы живем в агрессивном мире, испытываем стрессы и влияние неблагоприятного экологического окружения, наш организм постоянно окружают невидимые враги — бактерии, вирусы, патогенные грибки, вызывающие инфекционные заболевания.

Если бы человек не имел «армию защиты» ,он оказался бы бессилен в борьбе с «чужаками».

Вспомним пройденное.

1.Какие клетки крови участвуют в защитных реакциях?

2.Где образуются и созревают лейкоциты?

3.Какова форма лейкоцитов, какое это имеет значение?

Чужими могут быть не только микробы, но и белки другого организма, ведь каждый человек — индивидуальность, у каждого организма свой набор признаков.

Вспомним группы крови человека. Почему следует переливать кровь строго учитывая группы и резус фактор? Приведите примеры

Какой вывод напрашивается?

При попадании в кровь несвойственного человеку белка организм отторгает «чужое». Это тоже иммунитет, сохраняющий биологическую индивидуальность.

II этап. Изучение нового материала.

1. История открытия фагоцитоза: презентация или сообщение обучающихся о И.И. Мечникове, его работе и значении этой работы для человека. Демонстрация портрета учёного.

2. Демонстрация слайда о специфическом и неспецифическом иммунитете. Пояснения учителя.

3. Демонстрация слайда о взаимодействии «антиген — антитело». Пояснения учителя.

4. Демонстрация слайда о физиологической сущности иммунитета, об образовании Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, выработке антитела против узнанного антигена т. е.

о возникновении высокоспецифичного иммунитета. Записи терминов: иммунитет, антитело, антиген.

5. История создания вакцин и виды иммунитета.

а) Самостоятельная работа с текстом стр. 137.

б) Заполнение задания № 118 в рабочей тетради.

в) Проверка схемы, пояснения обучающихся.

г) Беседа с обучающимися:

Приведите примеры вакцинации в школе.

Каково ваше отношение к этому процессу?

Почему некоторые люди отказываются от вакцинации?

Проблемный вопрос:

Почему человеку при экстренной помощи вводят сыворотку, а не вакцину? (Обсуждение, выяснение, чем вакцина отличается от сыворотки). Запись в р/т.

6. Способы укрепления иммунитета, работа в группах. Задания для обсуждения.

I Группа. В результате чего может наступить энергетическое истощение?

Предположите, как это отразится на иммунитете?

II Группа. Как отразится стрессовое состояние (нервное напряжение) на сохранение иммунитета?

Предложите правила здорового образа жизни.

III Группа. Предположите, как скажется на иммунитете вредные привычки.

Предложите правила здорового образа жизни.

IV Группа. Предположите, почему меньше болеют дети, занимающиеся физкультурой.

Предложите правила здорового образа жизни.

V Группа: Предположите, какое влияние на иммунитет оказывает переохлаждение.

Предположите правила здорового образа жизни.

Отчёты групп. Сверка с ответами. Выводы. Запись общих правил укрепления иммунитета (приложение №1).

III этап. Закрепление знаний.

Вопросы базового уровня.

    Что такое иммунитет?

    Какую роль играют антитела?

    Какие клетки крови выполняют защитную функцию?

    Чем естественный иммунитет отличается от искусственного?

    Для чего делают предупредительные прививки?

Вопросы повышенного уровня.

    Чем обеспечивается иммунитет?

    Какова роль В- и Т-лимфоцитов, фагоцитов?

    Чем отличается действие вакцины от действия лечебной сыворотки?

    Какие виды иммунитета бывают?

    Почему увеличение лейкоцитов в крови может свидетельствовать о присутствии инфекции в организме?

IV этап. Итоги урока: оценивание, пояснение домашнего задания.

Стр. 136-137, вопросы 1-9. Сообщение о СПИДе.

Литература.

Учебник. Сонин Н.И., Сапин М.В. «Биология. Человек». Москва. Дрофа 2009 г.

В.З. Резникова, В.И. Сивоглазов. Биология. Раздел «Человек и его здоровье». Методические пособие для учителя. Москва 1998 г.

Методическое пособие к учебнику Сонина Н.И., Сапина М.В. «Билогия.Человек». Москва. Дрофа 2007г.

Тарасов В.В. «Иммунитет. История открытий». Москва. Дрофа 2004г.

Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. Твоё здоровье. Укрепление организма. Санкт-Петербург. 1997 г.