Загадки истории. Народы моря. Народы моря Народ живущий между двумя морями

Самой интересной версией происхождения народов этрусков и умбров, а также их языка и письменности, является их происхождение от «народов моря» – пеласгов, лелегов, дарданов, троянцев и данайцев.

«Виновниками вселенского переполоха XII столетия (до н.э. –авт.) египтяне назвали народами моря. Впрочем по египетским данным, из этого пестрого конгломерата племён можно вычленить собственно пеласгов. В одних памятниках они прямо называются пеласгами (пуласати) , в других, фигурируют под именами троянских пеласгов-дарданцев (дардна), пеласгов-тевкров (таккара) или аргосских пеласгов – данайцев (дайниуна) .

Упоминание дайниуна в египетских надписях породило целую литературу, в основном сосредоточенную на вопросе: а не были ли дайниуна знаменитыми гомеровскими греками-данайцами? Впрочем, представляется сомнительной правомочность самой постановки подобного рода вопросов, потому, что данайцами, скорее, были не греки, а те же пеласги» .

Чрезвычайно важное и полновесное исследование по пеласгам и другим народам Средиземноморья догреческой эпохи было сделано исследователем Сергеем Дардой в книге «Пояс мира». Им отмечены следующие варианты трактования имени «пеласг»:

«ПЕЛАСГА (PELASGA) или ПЕЛАСГИСА (PELASGUS — Πελασγις).

Употребляется, как второе имя Фессалийской Геры и Деметры. Деметра под этим именем имела храм в Аргосе и, согласно существующему поверью, получила это имя от Пеласга, сына Триопа, который основал святилище, посвященное ей» .

«ПЕЛАСГИ (PELASGI — Πελασγoι) — д ревний народ, населявший в доисторические времена всю Грецию и побережье с островами Эгейского моря . Их следы также находятся в Малой Азии (Турция) и Италия. A Dictionary of Greek and Roman Geography» .

Совершенно гениальное, на мой взгляд, предположение относительно происхождения имени пеласгов и лелегов выдвинул Сергей Дарда: «Согласно древним легендам, пеласгов называли пеласгами потому, что это был кочевой народ, который подобно аистам перелетал с места на место.» На греческом языке аист — πελαργoς, пеларгос — pelargós, и, как утверждают античные авторы, именно от этого слова и происходит этноним пеласги. Название второго по частоте упоминаний до-греческого народа, лелегов, очень сходно с украинским словом «лелека» — аист, турецким — leylek , албанским — lejlek .

«Аттический историк рассказывает про их жизнь там, и говорит, что из-за их склонности к миграциям, жители Аттики называли их Πελαργoι (аисты), (Страбон, 5.Р.221)» .

«Далее, Антиклид рассказывает, что пеласги первыми заселили области около Лемноса и Имброса , и, действительно, часть их во главе с Тирреном , сыном Атиса, переправилась в Италию. И сопоставители «Истории Атфиды» сообщают также о пребывании пеласгов в Афинах , но так как это было кочевое племя, которое подобно птицам перелетало куда попало, то жители Аттики назвали их «пеларгами» (буквально «аистами» )» .

Ещё одна трактовка имени связана со словом Πελαγoς – море (греч.). Пеласги известны в истории, как народ, населявший Палестину под именем филистимлян :

«Термин филистимляне – типичная в греческом переводе Библии переделка древнееврейского пелиштим. В свою очередь, библейское пелиштим – переделка слова пеласги с характерным переосмыслением этого этнонима, приобретшего значение странники, переселенцы » .

На основании исторических данных о пеласгах Сергей Дарда делает следующий вывод: «Учитывая, что Малая Азия была в те времена заселена в основном пеласгийскими народами, то можно предположить, что малоазийские авторы имели прямой доступ к информации о пеласгах , что повышает степень достоверности данных о пеласгах. Исходя из информации, предоставленной нам авторами античности, можно сделать следующие выводы относительно пеласгов.

1. Согласно преданиям, пеласги были самым древним летописным народом, который обитал на территории современной Греции, на восточном побережье Анатолии (греч. ἀνατολή) (современная Турции) и на территории Италии.

2. Местности, на которых пеласги обитали наверняка — это Аркадия, Арголида, Аттика, Беотия, Фессалия, Эпир, Иония, острова Самофракия, Лемнос, Имброс, Лесбос , который согласно преданиям раньше назывался Пеласгией, и Крит, а также части Италии.

3. В результате прихода древнегреческих племён, пеласги были вытеснены из Греции на восток, в Малую Азию и прилегающие к ним острова. Оставшиеся пеласги были ассимилированы греческими колонистами. Несмотря на различия между греками и пеласгами, и те и другие принадлежали к индоевропейской группе народов» .

Другим догреческим народом Средиземноморья , который часто встречающееся в исторических источниках являются ЛЕЛЕГИ. О лелегах Сергей Дарда сообщает следующее: «В общих чертах можно сделать следующие выводы на основании информации о лелегах:

1. Историки античности считали лелегов, как и пеласгов, древнейшим народом населявшим Грецию.

2. Согласно данным историков античности, лелеги жили на значительной территории Греции , а именно: на Левкаде, в Акарнании, Локриде, Беотии, Мессении, Лаконии, Арголиде, в Ионии на побережье Малой Азии, возле Трои, в Карии, Галикарнассе, Писидии, на Хиосе и Самосе.

3. Лелеги считались народом родственным карийцам, лидийцам и мисийцам.

4. Если лидийцы были народом, родственным лелегам , а, таким образом, возможно и пеласгам , то легенда пересказанная Геродотом о предках этрусков, колонистах из Лидии в Италию, косвенно подтверждает принадлежность этрусков к пеласгическим народам , населявшим Средиземноморье до прихода греков.

5. Гомер причисляет Лелегов к народам, союзным троянцам.

6. Существовало предание, согласно которому Лелег, предок лелегов, прибыл из Египта.

7. Лелеги (греч. λελεκι — лелеки) были вытеснены из Греции, а затем и из Малой Азии греческими племенами » .

У славянских народов аист (греч. λελεκι — лелеки) это священное животное , о котором сложено множество легенд, поверий и историй, убить аиста — смертный грех, считается, что аисты были когда-то тотемным животным древних славян. В одной из славянских легенд рассказывается, что аист осенью улетает в загадочный далекий край Вырий или в Ирей («в Арийскую страну» ), в Рай , где обитают души умерших предков. Согласно одной из легенд об аистах, аист осенью улетает на край света, где он окунается в озеро и превращается в человека ; весной он окунается в другое озеро, снова превращается в аиста, и возвращается домой. Этимология слова Ирей связана с далеким морем: «Согласно этой версии, з.-рус. вырей, укр. вирій, вирей , бел. вырай , пол. диал. Wyraj «мифологический край, где зимуют перелетные птицы» (праслав. форма *irijь или vyrijь ) восходит к и.-е. *iur «водоём, море», лит. Jura «море». (Ф. Безлай, Славянские Древности , Т2, стр. 423). Подтверждением этому служат многочисленные русские гидронимы: Вырий, Вырья, Выра , топонимы Вырья, Вырец и древнерусские лексемы вырь, вир «водоворот», укр. Вирей, вирій, «круговорот, водоворот, омут», словен. virij «болото», ir «глубина, глубь», а также название словенского села Verjana , стоящего на слиянии двух рек, реконструируемое как *vyr(ьj)ane — «живущие у вырия» .

Большая часть аистов из славянских земель улетает на зиму в Африку. Среди древнеегипетских артефактов 3-2 тысячелетия до нашей эры, находят изображения аистов, загробный мир или рай у древних египтян назывался Иару.

Можно предположить, что пеласги и лелеги — родственные народы, имевшие один тотем — аиста.

С состав до-греческих народов Средиземноморья входили и ДАРДАНЫ (DARDANUS, греч. Δαρδανος). Относительно дардан Сергей Дарда пишет: «На данный момент можно сделать следующие выводы:

1. Период жизни Библийного Дарды и Дардана Средиземноморья приблизительно совпадают на временной шкале.

2. Время жизни Дардана Средиземноморья приходится приблизительно на период близкий к потопу Девкалиона. В этой связи интересно вспомнить, что согласно преданиям Дардан покинул Аркадию в результате потопа и беспорядков, последовавших за этим.

3. Поскольку, согласно легендам, исконными жителями Аркадии являлись пеласги , то Дардана, иммигрировавшего в Малую Азию, можно считать с большой степенью вероятности пеласгом.

4. Битва при Кадеш, в которой упоминаются дарданы, как союзники хеттов, произошла приблизительно через сто лет после основания Дардании в Малой Азии; таким образом эти два факта (битва при Кадеш и основание Дардании) в хронологическом смысле увязываются друг с другом.

5. Троянская война (1240-1230 гг. до н. э.) по времени приблизительно совпадает с битвой Рамсеса третьего с филистимлянами (пеласгами) . Учитывая, что Малая Азия проиграла Троянскую войну, а филистимляне, согласно преданиям нахлынули из Малой Азии и прилегающих островов, то вполне вероятно, что филистимляне совершали вынужденную миграцию из Малой Азии, если, конечно, мы можем их идентифицировать с троянцами и их союзниками.

6. Пелег Библии и Пеласг Средиземноморья, если имеющаяся у нас датировка верна, жили в разные эпохи.

7. Дардания Малой Азии и страна Дарада на севере Индии, вероятно, существовали параллельно во времени, однако индийская Дарада, скорее всего, возникла раньше Дардании Малой Азии».

Сергей Дарда не упомянул ДАНАЙЦЕВ (дайниуна – егип.) — народ Средиземноморья известный по многим историческим легендам, в том числе, по древнегреческому мифу о царе Данае и его дочерях данаидах. Правда, по рассказу Еврипида данайцы вынудили пеласгов принять на себя имя данайцев:

«Отец пятидесяти дочерей Данай,
Прибывши в Аргос, основал Инаха град
И всем, пеласгов имя кто носил,
Данаев прозвище велел в Элладе взять ».

Тем не менее, данайцы имеют право быть упомянутыми в истории под собственным именем в числе «народов моря», также как и пеласги.

Ещё один народ, упомянутый в египетских летописях в составе «народов моря» — ТЕВКРЫ (таккара –егип.) или ТРОЯНЦЫ. Троянцы, также как и данайцы не могут претендовать на самостоятельность, поскольку являются объединением племён дарданцев и малоазийских народов.

Все выше перечисленные «народы моря», которые являлись родителями известных древних цивилизаций, обладают в историческом аспекте загадочным статусом мифических или исчезнувших народов, хотя нам известно по законам физики, что ничего не исчезает бесследно и также не возникает из ничего . И фраза летописца Нестора: «Исчез аки обры» в данном случае несправедлива.

«В других частях Италии мы постоянно натыкаемся» , — недоумевает Швеглер, — «на те же самые широко распространенные имена. Так, говорят, что в Герничах проживали когда-то пеласги. Пиченум так же был ими населён когда-то. Существует свидетельство, что Ночерия, Геркуланум и Помпеи были основаны ими, или же, что они там проживали какое-то время. Уже были приведены примеры других городов, которые история ассоциирует с именем пеласгов ».

Основываясь на этом и на такого рода легендах, по сообщению Сергея Дарды, Бартольд-Георг Нибур, выдвинул гипотезу, которая в настоящее время является общепризнанной, и против которой возражения могут быть выражены только с точки зрения сравнительной филологии. Согласно Нибур у, пеласги были самым первым народом, который населял не только Грецию, но также и Италию. Когда-то очень давно в прошлом, говорит он, пеласги — самый многочисленный народ, населяли все страны, начиная с Арнуса и Падуса и заканчивая Босфором ; и они были не кочевниками , как это представляют многие историки, а как оседлый, могущественный и уважаемый коренной народ. Это было в далекие времена, — задолго до начала греческой истории в её классическом понимании. Однако позже, во времена наших историков, от них остались только изолированные, разбросанные части этой необъятной нации, — так же это случилось с кельтами в Испании – которые подобно верхушкам гор, возвышаются островами, после того, как сушь превращена потопом в озеро. «Древность можно сравнить с огромным городом развалин, при котором нет даже плана, в котором каждый должен сам разобраться и понять целое из частей, а части из тщательного сравнения и изучения отношения последних к первому» — писал Бартольд-Георг Нибур .

Сергей Дарда констатирует: «То, что название «пеласги» когда-то означало существующий народ, мы можем вполне поверить; но мы не можем сформировать какую бы-то ни было историческую концепцию народа, который Геродот называет оседлыми, другие же — кочевым, и чье древнейшее место проживания было где-то между горою Осса и горой Олимп, а также в Аркадии и Арголиде «

И если мы уделяем пеласгам сегодня больше внимания, чем другим реально существующим расам , то не потому, что они оставили много правдивых доказательств их существования, но потому, что они занимали такое действительно важное место в мифах Греции и Италии» .

Первое, что хочется сказать, концепция, собственно говоря, уже была представлена в работе автора «Бойтесь данайцев, дары приносящих». И второе, определенно, предложенная концепция требует доработки. Прежде, чем излагать концепцию развития индоевропейского этноса проведем обобщение выводов различных исследователей по поводу происхождения «народов моря» , их местоположения, общности имен, обычаев, культуры, экономических отношений.

-nos \ — na

Общие выводы о «народах моря» напрашиваются следующие:

1. «Народы моря» территориально локализуются в одном регионе Средиземноморья (см. карту проживания пеласгов и лелегов в Средиземноморье С. Дарды).

2. Дарданы, согласно источникам, происходят с острова Самофракия и в дальнейшем мигрировали в Малую Азию, основав Троаду.

3. Лелеги согласно источникам переселились из Египта в Малую Азию по соседству с карийцами и лидийцами.

4. Происхождение пеласгов неизвестно.

5. Данайцы присвоили арголидским пеласгам своё имя. Из исторических источников известно, что пеласги мигрировали из Египта в Арголиду и приняли имя данайцев по принуждению царя Даная, как сообщает Еврипид, однако в древнегреческом мифе о данаидах говорится, что царь Аргоса Пеласг приютил, бежавших от преследования египтян данаид во главе с царем Данаем. В египетских летописях упоминается о нашествии «народов моря» пеласгов и данайцев. По-видимому, мифическое бегство данайцев из Египта является интерпретацией исторических данных о нашествие на Египет «народов моря».

: -ssos \ — ssa; -sos\ -sa.

6. Пеласги и лелеги проживали на Крите и островах Эгейского моря.

7. Пеласги, лелеги согласно источникам именуются кочующими народами (аистами).

8. Этноним лелег в восточных славянских языках означает «аист».

9. Одним из символов позднейшей форме критского письма (XV-XII веков до н. э.), так называемого «линейного письма В» является символ очень похожий на аиста — ai.

10. Пеласги и лелеги частично переселились на Апеннинский полуостров после природного катаклизма или по другим причинам.

11. Народы моря были воинственны (нападение на Египет), создали высокую культуру земледелия, ремесел, градостроительства, которую заимствовали автохтонные племена ойкумены Средиземноморья и греки.

12. Пеласги и лелеги говорили на варварском, неизвестном для греков языке.

13. Пеласги завезли письменность в Италию.

На —nthos / -ntha; -ndos / -nda; -nza / -nzos в Восточной Анатолии

14. Пеласги и лелеги не имели топографических и топонимических названий от собственного имени , хотя строили и проживали во множестве городов и на разных территориях.

15. Дарданы и данайцы (от корня слова дан — река, поток ) имели топографические и топонимические названия (Дардан, Дарданеллы, Данай, Дунай, Днепр, Днестр, Дон, Донец и т.д .).

16. Этнонимы дарданы и данайцы имеют один корень «-дан-«.

17. Пеласги под именем филистимлян проживали в Палестине , воевали и соседствовали с иудеями на правах господствующего этноса.

18. Пеласги делали человеческие жертвоприношения (младенцев первенцев) своим богам. В Загребской мумии на этрусском языке описан обычай человеческих жертвоприношений (Дюжина – запелёнутый ребенок), что, кстати, характерно было и для иудеев (эпизод из Библии избиения младенцев).

19. Согласно источникам, пеласги были отличными мореходами.

20. «Народы моря» неожиданно появляются в поле зрения летописцев и историков, также как неожиданно исчезают.

21. Этрусские тексты, Загребская мумия, Игувинские таблицы переводятся только с помощью славянских языков.

Совпадение многих характеристик «народов моря», таких как миграция, появление, исчезновение, варварский, непонятный грекам язык, наряду с высоки уровнем цивилизации, наводит на мысль, что пеласги, лелеги, данайцы, дарданы один суть народ, существовавший до греков под разными именами.

Имя этому народу – ДАНАЙЦЫ. Только, этот многочисленный народ не «народ моря», а «народ рек» по корню «дан, d-n», на санскрите: (родственные слова в рус. яз.: ДОН, ДНепр, ДОНец, ДНестр, река Дон называлась «Тихий Дон», т. е. «река Тихая».). Данайцы пришли с севера Европы на Балканский полуостров где-то в 4 тыс. до н.э, и в дальнейшем, расселившийся в Средиземноморье.

Египтянам, в сущности, было всё равно, откуда родом этот народ, главное, что он пришёл с моря на кораблях , поэтому и назвали его, как один «народ моря»- данайцы, стали собирательным образом «народов моря». Данайцев наделяли всеми эпитетами, какие имели поселенцы Средиземноморья: пеласги – «кочующие», лелеги – «аисты», дарданы – «хранящие поток» , то есть Геллиспонт.

Откуда же пришли данайцы в Средиземноморский бассейн?

Распад языковой индоевропейской общности датируется IV тысячелетием до н.э. Индоевропейские племена , проживающие в северном Причерноморье, расселились по главным рекам Восточной Европы Дунаю, Днепру, Днестру, Дону и двинулись в Западную Европу и на Скандинавский полуостров. Это был объединенный индоевропейский этнос, ещё не разделенный на кельтов, германцев, славян . В дальнейшем, в течении 2-х тысячелетий в Восточной Европе по рекам сформировался этнос данайцев (народов рек), в Западной Европе оформились кельтские племена . В Скандинавии народился новый этнос, который вернулся на берега старой Европы под именем германцев.

Многочисленные племена данайцев освоили не только Дунай, но и Адриатическое побережье и Балканский полуостров, а затем и бассейн Средиземноморья. На острове Крит данайцам и была создана древняя развитая цивилизация, появилось линейное письмо А.

Нашествие греческих племён во II тыс. до н.э. из Малой Азии остановило экспансию данайцев в Средиземноморье. На материковой Греции греки постепенно вытеснили данайцев и создали свою Микенскую цивилизацию . На острове Крит была создана первая письменная Минойска цивилизация — линейное письмо В. В середине 2-го тыс. до н.э. произошла природная катастрофа на острове Фера, которая практически уничтожила Минойскую и Микенскую цивилизации. Выжившие данайцы с Крита мигрировали на Аппенинский полуостров, где слились с автохтонным населением и в дальнейшем стали называться этрусками и умбрами (лат. Umbri) - древний италийский народ, сформировавшийся в Северной Италии в конце бронзового века. После событий Троянской войны и последующей природной катастрофы в конце 2-го тыс. до. н. э. Данайцы практически вернулись в прежние районы обитания, то есть в Восточную Европу. Маршруты следования:

  • — Балканкий полуостров, где стали известны под именем венетов и дарданцев ;
  • Паннония – известны под именем скловен;
  • — Центральная Европа – западные славяне (чехи, словаки, поляки);
  • — Восточная Европа – восточные славяне (украинцы, белорусы, русские.).
Атлантиды моря Тетис Кондратов Александр Михайлович

Кем были вы, «народы моря»?

Кем были вы, «народы моря»?

«Ни одна страна не устояла перед десницей их, начиная от Хатти. Кеде, Каркемиш, Арцава, Аласия были уничтожены. Они разбили лагерь посреди Амурру, они погубили его людей, как если бы те (никогда) не существовали. Они надвинулись на Египет… В союзниках объединены были среди них прст, чкр, шкрш, дйнй и вшш. Они наложили руки на страны до края земли, сердца их были полны упования и говорили они: «Преуспеют наши замыслы»…» Так говорит одна из египетских хроник, начертанная на стенах храма Мединет-Хабу, повествующая о нашествии «народов моря».

Кеде - это Кицуватна, страна в Малой Азии, в горах Килийского Тавра (впоследствии провинция Катаония). Каркемиш - столица Хеттского государства, могучей державы Хатти, соперницы Египта и Вавилона. Арцава - это союз государств лувийцев (народа, родственного хеттам), бывший то вассалом, то союзником, то врагом державы Хатти и располагавшийся на западе Малой Азии. Аласия - это остров Кипр, трапа Амурру - нынешняя Сирия. Все это расшифровать не трудно. Но вот прочтение названий «народов моря», сокрушивших державу хеттов и ряд других государств восточного Средиземноморья и едва не покоривших Египет, требует особого подхода.

Дело в том, что в письменах египтян не передавались гласные звуки, и узнать, какие именно народы скрываются за набором согласных звуков вроде прст, чкр и т. п., не так-то уж легко. Тем более, что есть и восточный, малоазиатский вариант этих народов, и западный, средиземноморский. Возьмем, например, название шкрш. Это могут быть и сикулы, древние жители Сицилии, от которых остров получил свое название, и жители области Сагаласс в Малой Азии. Египетские источники упоминают народ шрдн. Однако это могут быть как сарды, жители острова Сардиния, так и сарды, обитатели малоазийского царства Лидия. В египетских текстах есть народ трш. Безусловно, под ним подразумеваются предки этрусков - тирсены. Но они могли двигаться на Египет как с запада, со стороны Апеннинского полуострова, так и с востока, со стороны Малой Азии (ибо, согласно показаниям ряда античных авторов, прародиной этрусков была не Италия, а Малая Азия).

К счастью, не только египетские хроники, но и другие письменные источники говорят о «народах моря»: это архивы хеттских царей и Библия. Надписи Мединет-Хабу упоминают народ прст. Библия говорит о филистимлянах, захвативших приморскую полосу Южной Сирии, которая получила наименование Палестина, сохранившееся с тех пор по сей день. Филистимляне и есть народ прст. Библия говорит о нем как о могущественном народе, ведущем постоянные войны. Филистимляне «сорок лет» властвовали над народом израильским. Есть в Библии и указание на место, откуда пришли филистимляне в Палестину.

«Не я ли вывел народ Израиля из земли египетской и филистимлян из Кафтора?» - говорит Иегова. Кафтором же древние иудеи именовали остров Крит. Знаменательно, что и на таинственном диске из Феста самый частый знак изображает голову воина в уборе из перьев (воины точно в таких же шлемах запечатлены на египетских фресках, изображающих битву с «народами моря»).

О филистимлянах в Палестине говорят не только древние тексты. Археологи нашли в земле Палестины образцы керамики, принесенной сюда филистимлянами. Она резко отличалась от керамики более древних жителей этой земли, но была идентична керамике острова Кипр, культура которого испытывала сильное влияние минойского Крита, и сходна с керамикой греческой провинции Аргос, относимой к позднемикенскому времени.

В библейской «Книге Иеремии» говорится о приходе филистимлян с Крита. Южные филистимляне именуются «крэти», филистимлянские наемники в Израиле носят название «крэти» и «плэти», во второй «Книге Самуила» речь идет о «керефеях и фелефеях». Все это указывает на то, что филистимляне пришли в Палестину с запада, со стороны Кипра, Крита. Видимо, тем же путем шли и другие «народы моря». Тем более, что наступали они на Египет в союзе с ливийцами, чьи земли также находились к западу от долины Нила. Многие исследователи связывают филистимлян с пеласгами, народом, который, согласно античной традиции, предшествовал как «классическим» эллинам, так и грекам-ахейцам на материковой Элладе и вообще в Эгеиде. Геродот сообщает, что ранее Эллада именовалась Пеласгией - страной пеласгов. Другой знаменитый историк античности Фукидид в первой книге своей «Истории» пишет: «По-видимому, страна, именуемая ныне Элладой, прочно заселена не с давних пор. Раньше происходили в ней переселения, и каждый народ легко покидал свою землю, будучи тесним каким-либо другим, всякий раз более многочисленным народом». И сама страна Эллада, «вся, как таковая, не носила еще этого имени… названия ей давали по своим иные племена (не греки), главным образом пеласги».

В «Одиссее» Гомера говорится о том, что наряду с другими народами на Крите есть и «племя пеласгов, в городе Кноссе живущих». А в «Илиаде» пеласги называются в числа союзников троянцев. По всей видимости, Троянская война, которая легла позднее в основу гомеровского эпоса, была одним из эпизодов великого движения народов с запада на восток, крушения древних государств и кровопролитных войн, происходивших в XIII–XII веках до н. э. Греки-ахейцы сокрушают Трою, гибнет Хеттское царство, дорийцы захватывают и подвергают разгрому Крит, с огромным трудом отражает египетский фараон Рамзес III натиск «народов моря», но владения египтян в Сирии и Палестине навсегда для них потеряны. В хеттских архивах упоминается царство Ахайава, почти равновеликое державе хеттов. До сих пор историки не пришли к единодушному решению о том, что же именно подразумевалось хеттами под Ахайавой: то ли Микенское царство, то ли подчиненный ахейцами Крит, то ли остров Родос, то ли царство на западе Малой Азии, то ли захваченная ахейцами Троя. Но Ахайава также пала под ударами пришельцев и, подобно державе хеттов, исчезла с исторической арены более 3000 лет назад.

Что послужило причиной великого движения племен и народов с запада на восток? Из истории Древнего мира и феодального средневековья мы знаем, что движения в обратном направлении с востока на запад, по великому поясу степей Евразии, протянувшемуся от Черного до Желтого моря, зачастую вызывались изменениями климата. Обильные дожди, поившие степь, сменялись засухами, что приводило в движение кочевые племена и народы. Быть может, движению «народов моря» тоже дало толчок стихийное бедствие, только не засуха, а тектонические процессы - вулканическая активность, опускание блоков земной коры в результате землетрясений и т. п.?

Острова, родина «народов моря», сообщают египетские хроники Мединет-Хабу, подвергались землетрясениям, города их гибли, леса «были объяты пламенем, и они имели перед собой моря пламени». Гибель родных земель заставила «народы моря» двинуться на восток и вторгнуться во владения фараонов. Причем «народы моря», передвигавшиеся на судах, вступили в союз с предками нынешних берберов, кочевниками-ливийцами, страна которых также была «объята пламенем». Египтянам удалось отразить натиск с суши и с моря, о чем торжественно повествуют победные реляции Рамзеса III… Не об этих ли «записях египетских жрецов» и говорится в «Диалогах» Платона?

Некоторые исследователи, например известный французский атлантолог (по убеждениям) и океанолог (по своей прямой специальности) Рене Малез, полагают, что последние остатки Атлантиды ушли на дно морское не 12 тысяч лет назад, а за 1200 лет до н. э. и «народы моря» были атлантами, наступавшими с запада на восток, воевавшими с греками и египтянами - в полном соответствии с рассказом Платона. Еще в XVIII столетии швед Рудбек, ничего не ведая о хрониках Мединет-Хабу, определил дату гибели Атлантиды 1226 годом до н. э. Он исходил из того, что «годом» жрецы Египта называли лунный месяц, так как пользовались лунным календарем. Такой же пересчет солнечных годов на лунные месяцы сделал и немецкий атлантолог Юрген Шпанут в середине нашего века. Согласно Шпануту, Атлантида находилась в Северном море. Ее гибель была связана с целой серией катастроф, произошедших в конце XIII века до н. э. Это был катастрофический взрыв Санторина в Эгейском море, извержения Этны на острове Сицилия и Геклы в Исландии, а также других вулканов в различных точках Европы и Азии. Огромный метеорит (или астероид) упал в районе устья реки Эдер, впадающей в Северное море возле гирлянды Северо-Фризских островов, что и послужило причиной гибели Атлантиды и толчком к началу вулканической деятельности. Спасаясь от гибели, атланты совершили дальний рейд и вторглись в Египет, приведя в движение многие народы Средиземноморья. На фресках Мединет-Хабу, запечатлевших битву египтян с «народами моря» в устье Нила, по мнению Шпанута, запечатлены пришельцы из Северного моря, о чем говорят головные уборы с перьями, круглые щиты и характерная форма судов противников египтян.

Однако, как мы уже неоднократно говорили, нет никаких оснований принимать на веру «точные» цифры и даты, приводимые Платоном, а затем подгонять под них реальные данные. (Галанопулос счел «опиской» данные, увеличившие настоящие размеры Атлантиды и сроки ее гибели в десять раз свидетельства «Диалогов» и после этой поправки восхитился «поразительным совпадением»; Шпанут, применив египетский лунный календарь вместо солнечного, также получил «поразительное совпадение» даты гибели Атлантиды и нашествия «народов моря» на Египет, хотя дата эта не совпадает с датой взрыва Санторина-Стронгиле.)

Из книги Очерки истории цивилизации автора Уэллс Герберт

Глава четырнадцатая Народы моря и народы торговли 1. Первые корабли и первые мореплаватели. 2. Эгейские города в доисторическую эпоху. 3. Освоение новых земель. 4. Первые торговцы. 5. Первые путешественники 1Человек строил корабли, конечно же, с незапамятных времен. Первые

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Филистимляне-пеласги (белые русы). «Народы моря». Финикийцы-венеды-венеци и «финикийская проблема» во II–I тыс. до н. э Если верить ветхозаветным текстам Торы-Пятикнижия-Библии и сочинениям древних и античных историков, то на Ближнем Востоке и в Средиземноморье (не говоря

Из книги Энциклопедия заблуждений. Третий рейх автора Лихачева Лариса Борисовна

Из книги История Российская. Часть 1 автора Татищев Василий Никитич

Народы древних названий в сей части были Кимры, сарматы, по Волге, где поныне имя то великое село Кимра хранит. К тому Углеч, Кашин, Бел городок (ныне запустел) принадлежали, гл. 24.Кривичи, сарматы, потом славяне, ныне княжество Смоленское.Меря, сарматы, Ростов, Галич, Кострома

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

«Народы моря» и история Палестины в конце II тыс. до н. э. В начале XII в. до н. э. Восточное Средиземноморье подверглось нашествию эгейско-анатолийских народов (так называемых народов моря). Их первые появления в регионе отмечены еще в конце XIII в. до н. э. (набеги ахейцев на Кипр

Из книги Третий пояс мудрости. (Блеск языческой Европы) автора Снисаренко Александр Борисович

Из книги Нашествие. Суровые законы автора Максимов Альберт Васильевич

НАРОДЫ МОРЯ «Полчища переселенцев двигались по суше в сопровождении своих семейств, ехавших на своеобразных тяжеловесных двуколках, запряженных быками, и по морю - на многочисленных судах, огибавших берега Сирии… Они двигались, предваряемые огнём, вперед к Египту» Д.

Из книги Неведомая Африка автора Непомнящий Николай Николаевич

«Народы моря» Известно, что речь идет о военных нашествиях, может быть, даже миграции народов, расшатывавших Египет во времена XIX династии, в XIII веке до н. э. Они явились результатом великих потрясений Восточного Средиземноморья того времени: крито-микенская цивилизация

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

НАРОДЫ МОРЯ БЛАГОДАРНОСТИ На ранних этапах моей работы я был очень обязан покойному египтологу доктору Вальтеру Федерну за информацию, большей частью библиографического характера, предоставленную им в порядке научного сотрудничества. После того, как мы а течение

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Народы моря Во время правления Рамсеса Египет существовал, словно в некоем пузыре: фараон не мог совершать ошибки и никто не смел тронуть границы царства. После смерти царя пузырь лопнул. Внезапно навалились внешние опасности, и игнорировать их стало невозможно. По

Из книги Да, скифы мы! «Откуда есть пошла Русская Земля» автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 9. Скифы и «народы моря» В конце XIII – начале XII вв. до н. э. Египет дважды подвергся нападению племен, которые в самих египетских памятниках связываются с морем и потому получили название «народов моря». Произошли эти события при двух фараонах – соответственно

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Откуда шли «народы моря»? Только ли взрыв на Санторине послужил причиной гибели Крита и других цивилизаций на островах «Внутреннего моря»? Греческие мифы, конечно, слишком уж ненадежный источник, ибо повествуют обо всех исторических событиях иносказательно,

Из книги Золото Трои автора Вуд Майкл

Глава седьмая «НАРОДЫ МОРЯ» Тогда, в старые времена, мировая история состояла, так сказать, из серии несвязанных эпизодов, происхождение и последствия которых были разнесены столь же широко, как и места действия, но с этого момента история становится органичным целым:

Из книги Книга II. Новая география древности и «исход евреев» из Египта в Европу автора

Евреи и «народы моря» Выход народа Моисея с территории Африки по времени примерно совпадает с Троянской войной: Геракл незадолго до Троянской войны совершал свои подвиги, в частности, он «раздвинул материки», в результате чего образовался пролив, через который и прошли

Из книги Книга III. Великая Русь Средиземноморья автора Саверский Александр Владимирович

Глава 4 Малая Азия. «Народы моря» Если мы полагаем, что расположение древней Трои неверно определено, то это неизбежно связано и с неверным расположением т. н. Малой Азии. Что ж, давайте оценим, насколько уверенно расположена Малая Азия в Турции.Малая Азия у Геродота

НАРОДЫ МОРЯ

«Полчища переселенцев двигались по суше в сопровождении своих семейств, ехавших на своеобразных тяжеловесных двуколках, запряженных быками, и по морю - на многочисленных судах, огибавших берега Сирии… Они двигались, предваряемые огнём, вперед к Египту»

Д. Брэстед «История Древнего Египта»

В XIII веке до нашей эры на историческую сцену выходят «народы моря». Это условное название племен, принявших участие в нападениях на Египет тех времен. Их этническая принадлежность до сих пор не установлена. Из египетских надписей следует, что в их состав, в частности, входили: PLST (предполагается, что это пеласги, филистимляне), KWS (возможно, ахейцы), TKR (возможно, троянцы), TRS (возможно, тирсены, т. е. этруски), SKLS (эти похожи на сикулов), SRDN (а эти - на сардов). Первое крупное столкновение египтян с «народами моря» произошло в период царствования фараона Мернептаха в 1219 году до н. э.

При беглом знакомстве с событиями времен вторжения «народов моря» они не кажутся значительными. Вторжений в истории было много. Тем более, что «народы моря» так и не смогли завоевать Египет и, разбитые Рамзесом III, расселились по Средиземноморью. Однако это было не просто нападение народов-беженцев на богатые южные земли, а крупное переселение племен, приведшее к «почти ПОЛНОМУ ИЗМЕНЕНИЮ этнической и политической карты этого огромного региона» (Ю. Циркин «История библейских стран»).

Цитата из труда Ю. Циркина схожа с другой цитатой - из книги «Русь, которая была-2»: «Страшное и разрушительное нашествие семитов и четыре этнических взрыва создали абсолютно новую этническую карту Европы». Это вполне закономерно, так как исторические «народы моря» и есть те самые семиты, о которых и говорится в «Нашествии».

Традиционная хронология Древнего мира ошибочна и грешит дубликатами одних и тех же событий, размножившихся по различным древним векам. Но к счастью, многие упомянутые события Древнего мира плотно увязаны с другими тех же веков. Таких узловых блоков в ТВ несколько. И один из них - XIII век до нашей эры.

Во время правления Мернептаха Египет поддерживал хеттов (по АВ Хеттское царство разрушили вторгнувшиеся семиты, по ТВ это сделали около 1190 года до н. э. фригийцы и «народы моря»), считается, что Мернептах был современником Моисея и именно тем фараоном Исхода, о котором говорится в Библии.

С противостоянием «народам моря» тесно связаны три египетских фараона. Это Аменхотеп III, его сын Аменхотеп IV, получивший новое имя Эхнатон, и отстоящий от них почти на полтора столетия фараон Мернептах.

При Аменхотепе III появляются первые упоминания о «народах моря». Во времена Эхнатона хабиру (о них подробно говорилось в «Хазарском безумии») вторглись в Палестину, а при Мернептахе, как я уже сказал, произошло серьезное столкновение египтян с «народами моря», фараон активно поддерживал вскоре разгромленных хеттов и даже направлял войска в Палестину.

По ТВ все эти события растянуты на полтора века, однако для альтернативной версии все происходило за более короткий (примерно в два раза) временной отрезок. Первые сведения о появлении семитов, на мой взгляд, могли дойти до правителей Византия в тридцатые (как крайний срок - в сороковые) годы седьмого столетия. Евреи вторгаются в Крым и далее в Причерноморье в 70–80 годах VII века. Вскоре семиты нападают и на сам Византий.

В промежутке между правлениями Эхнатона и Мернептаха пала Троя. Египтом правил в то время фараон Рамзес II (Рамзес Великий). Удивительный фараон. Хотя бы своим долголетием: он прожил 90 лет, из которых 66 лет пришлось на его правление. Тринадцать первых своих сыновей пережил Рамзес (всего у него было 45 сыновей) и только четырнадцатый, Мернептах, смог дождаться смерти своего отца, вступив в наследственное правление в шестидесятилетнем возрасте, при этом он умудрился править страной еще 20 лет. По АВ Рамзес II - выдуманный правитель. В отличие от его мумии. Она реальна. На самом деле это прах человека, известного в традиционной истории под именем Юлий Цезарь.

Мумию Рамзеса II в 1881 году нашел египтолог Эмиль Бругш. Он писал: «Опустившись на какой-то гроб, я машинально взглянул на крышку и отчетливо увидел имя фараона Сети I… в нескольких шагах от него в простом деревянном гробу лежал со скрещенными на груди руками сам Рамсес II, великий владыка древнего Египта…». Великий фараон - и в простом деревянном гробу, рядом с другими мумиями, в каком-то де-факто потайном чулане. Реально ли в это поверить?

После смерти Мернептаха в стране быстро сменяются один за другим несколько правителей, пока к власти не приходит Рамзес III, который считается последним могущественным фараоном Нового царства. В его время вновь происходят вторжения полчищ «народов моря», которые с большим трудом удается разбить. Срок его правления - около тридцати лет. События, происходившие во времена фараонов Мернептаха и Рамзеса III, очень похожи, что дает возможность предположить, что эти фараоны - дубликаты одного из правителей Византийских земель. Косвенно, кстати, это подтверждает и то, что Рамзес III старался во всем подражать Рамзесу II, а также то, что он давал своим детям те же имена, что носили наследники Рамзеса II.

После смерти Рамзеса III Египтом правили, сменяя друг друга, только Рамзесы: от четвертого до одиннадцатого порядкового номера. На мой взгляд, это тоже неестественно и свидетельствует о дубликатах, с помощью которых хронология истории была удлинена. Действительно, если они получали эти имена при рождении, то в Древнем Египте почти не было детской и юношеской смертности, раз все эти Рамзесы доживали до вступления на престол? А имя Рамзес они получали все-таки при рождении, так как при «коронации» к этому имени добавлялись еще имена тронные.

Есть и другой вариант: все Рамзесы - суть некие римские правители, благо само имя «Рамзес» - имя нарицательное, в переводе: «римский правитель». Со смертью Рамзеса XI пресеклась XX династия египетских фараонов, Египет распался на две части. Все Рамзесы относились только к двум династиям - 19 и 20-й. И именно эти две династии считаются самыми известными в египетской истории.

Разгромив «народы моря», Рамзес III стал формировать свою личную гвардию именно из них. Основу ее составляли шерданы (SRDN), считается, что это сарды (сардины), от имени которых и произошло название острова Сардиния. Другой итальянский остров - Сицилия, получил свое название от племени сикулов (сиканов) - SKLS (шекелеш), также входивших в состав «народов моря». Оба острова омывает Тирренское море, получившее свое название от племени тирренов (тирсенов) - tyrrhenoi (tyrsenoi), иначе - этрусков и тоже из «народов моря».

Далеко же расселились потерпевшие поражение от египтян племена-беженцы. На страницах интернетовской Википедии можно прочесть со ссылкой на второй том «Истории древнего Востока», что «разбитые фараоном Рамзесом III в наземной и морской битве (1173 до н. э.) „народы моря“ разделились на несколько групп племен, которые заселили НЕОСВОЕННЫЕ земли Средиземноморского побережья». Сколько же прекрасных, но почему-то неосвоенных земель было в те века!

Может быть, люди в те века этого не понимали, продолжаясь цепляться за пустынные земли? На рекламном сайте отдыха в Сицилии можно прочесть, что «за этот ЛАКОМЫЙ кусок в Средиземном море с переменным успехом бились финикийцы, греки, римляне». Так значит, врут историки, утверждая, что разгромленные Рамзесом III «народы моря» бежали и заселили «неосвоенные земли»? Конечно же, врут! Как врут и про причины образования союза «народов моря». Дж. Г. Маккуин в книге «Хетты и их современники в Малой Азии» недоуменно отмечает: «Причины появления коалиции столь разных, как по происхождению, так и по культуре, народов остаются одной из загадок истории». Для АВ нет никакой загадки: это были семиты, вышедшие из Армянского нагорья. Да и названия шерданов, шекелеш, пелештим однозначно семитские.

Сохранился облик шерданов. На египетских каменных барельефах из храма Мидинет-Абу они изображены с длинными мечами и в рогатых полусферических шлемах. Сразу же вспоминаются рогатые шлемы из Скандинавии и Британии. Туда они, скорее всего, попали с Востока, где как раз в древности поклонялись рогатым богам. Шлемы шерданов, думаю, оттуда же. Сами же побежденные египтянами шерданы занимали высокое положение в египетском обществе, при XX династии они часто упоминаются в писцовой книге как держатели земельных наделов.

И если, входя в коалиции «народов моря», шерданы были союзниками PLST, т. е. пеласгов, то став личной гвардией фараонов, они повернули оружие против своих недавних союзников. Как это можно объяснить с альтернативной точки зрения? Пришельцы-семиты тоже не были однородны. Вспомните, какими злейшими врагами были евреи и аммонитяне с моавитянами. Семиты-пеласги, ставшие римлянами, схватились в смертельной схватке с семитами-карфагенянами. Вот и в нашем случае шерданы выступили против пеласгов.

Вторжение «народов моря» многие историки напрямую связывают с Троянской войной, считая, что желание захватить богатую Трою и послужило толчком движения «народов моря». «Троянская война охватила все западное и южное побережье Малой Азии и дала начало грандиозному переселению народов („народов моря“), в котором приняли участие и часть победоносных ахейцев, и население только что разбитых ими государств, и соседи последних» («История Древнего Востока», под ред. В. И. Кузищина).

Как видите, и побежденные оказались в составе «народов моря». Скорее всего, историки сделали такой вывод на основе перечисления племен «народов моря», одним из которых были TKR (тевкры) - возможно, троянцы. Но, скорее всего, появление этого этнонима следует связать не с коренными троянцами, разгромленными ахейцами и их союзниками, а новыми троянцами - захватчиками города.

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора

12. Пять первичных языков древней Британии Какие народы на них говорили И где эти народы жили в XI–XIV веках На первой же странице Англо-Саксонской Хроники сообщаются важные сведения. «На этом острове (то есть в Британии - Авт.) было пять языков:Английский (ENGLISH),Британский

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Филистимляне-пеласги (белые русы). «Народы моря». Финикийцы-венеды-венеци и «финикийская проблема» во II–I тыс. до н. э Если верить ветхозаветным текстам Торы-Пятикнижия-Библии и сочинениям древних и античных историков, то на Ближнем Востоке и в Средиземноморье (не говоря

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

«Народы моря» и история Палестины в конце II тыс. до н. э. В начале XII в. до н. э. Восточное Средиземноморье подверглось нашествию эгейско-анатолийских народов (так называемых народов моря). Их первые появления в регионе отмечены еще в конце XIII в. до н. э. (набеги ахейцев на Кипр

Из книги Третий пояс мудрости. (Блеск языческой Европы) автора Снисаренко Александр Борисович

Из книги Нашествие. Суровые законы автора Максимов Альберт Васильевич

НАРОДЫ МОРЯ «Полчища переселенцев двигались по суше в сопровождении своих семейств, ехавших на своеобразных тяжеловесных двуколках, запряженных быками, и по морю - на многочисленных судах, огибавших берега Сирии… Они двигались, предваряемые огнём, вперед к Египту» Д.

Из книги Неведомая Африка автора Непомнящий Николай Николаевич

«Народы моря» Известно, что речь идет о военных нашествиях, может быть, даже миграции народов, расшатывавших Египет во времена XIX династии, в XIII веке до н. э. Они явились результатом великих потрясений Восточного Средиземноморья того времени: крито-микенская цивилизация

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

НАРОДЫ МОРЯ БЛАГОДАРНОСТИ На ранних этапах моей работы я был очень обязан покойному египтологу доктору Вальтеру Федерну за информацию, большей частью библиографического характера, предоставленную им в порядке научного сотрудничества. После того, как мы а течение

Из книги Атлантиды моря Тетис автора

Кем были вы, «народы моря»? «Ни одна страна не устояла перед десницей их, начиная от Хатти. Кеде, Каркемиш, Арцава, Аласия были уничтожены. Они разбили лагерь посреди Амурру, они погубили его людей, как если бы те (никогда) не существовали. Они надвинулись на Египет… В

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Народы моря Во время правления Рамсеса Египет существовал, словно в некоем пузыре: фараон не мог совершать ошибки и никто не смел тронуть границы царства. После смерти царя пузырь лопнул. Внезапно навалились внешние опасности, и игнорировать их стало невозможно. По

Из книги Да, скифы мы! «Откуда есть пошла Русская Земля» автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 9. Скифы и «народы моря» В конце XIII – начале XII вв. до н. э. Египет дважды подвергся нападению племен, которые в самих египетских памятниках связываются с морем и потому получили название «народов моря». Произошли эти события при двух фараонах – соответственно

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Откуда шли «народы моря»? Только ли взрыв на Санторине послужил причиной гибели Крита и других цивилизаций на островах «Внутреннего моря»? Греческие мифы, конечно, слишком уж ненадежный источник, ибо повествуют обо всех исторических событиях иносказательно,

Из книги Золото Трои автора Вуд Майкл

Глава седьмая «НАРОДЫ МОРЯ» Тогда, в старые времена, мировая история состояла, так сказать, из серии несвязанных эпизодов, происхождение и последствия которых были разнесены столь же широко, как и места действия, но с этого момента история становится органичным целым:

Из книги Книга II. Новая география древности и «исход евреев» из Египта в Европу автора

Евреи и «народы моря» Выход народа Моисея с территории Африки по времени примерно совпадает с Троянской войной: Геракл незадолго до Троянской войны совершал свои подвиги, в частности, он «раздвинул материки», в результате чего образовался пролив, через который и прошли

Из книги Книга III. Великая Русь Средиземноморья автора Саверский Александр Владимирович

Глава 4 Малая Азия. «Народы моря» Если мы полагаем, что расположение древней Трои неверно определено, то это неизбежно связано и с неверным расположением т. н. Малой Азии. Что ж, давайте оценим, насколько уверенно расположена Малая Азия в Турции.Малая Азия у Геродота

Народы моря - ряд племен, которые в конце бронзового века, в XIII-XII веках до нашей эры, вторглись в страны Малой Азии, восточного побережья Средиземного моря и Египта.

Происхождение этих племен доподлинно не известно, что породило много гипотез по этому поводу. Нападения народов моря привели или же стали одной из причин гибели ряда культур и государств позднего бронзового века. Переселение народов моря было одним из крупнейших миграций давности, изменившая лицо древнего Ближнего Востока и повлиял на всемирную историю. Следы тех времен и до сих пор присутствуют в топонимике Палестины и Сардинии.

На стенах поминального храма Рамзеса III в Мединет Абу о народах моря написано:

Нашествие народов моря не была какой-то случайным событием. Во второй половине II тысячелетия до нашей эры значительные изменения затронули территорию практически всего тогдашнего цивилизованного мира. На огромных территориях от Атлантики до Китая гибли старые культуры и возникали другие, упадок старые государства, а на их руинах поднимались новые. Вероятно, это был общий кризис культуры бронзового века.

Для Средиземноморья и Ближнего Востока переломными стали XIII-XII века до нашей эры, события которых привели к поразительной изменения политической и этнической ситуаций всего региона. Великие державы постепенно приходили в упадок. В Хатты все чаще случался голод, который приводил к восстаниям и беспорядков. После временного подъема снова пала Ассирия. Несмотря на все славословия, Рамзесу II так и не удается выбить хеттов из Сирии и фактическое влияние Египта был заметно меньше, чем во времена Тутмоса III. Уже со времен рамзесового сына Мернептаха Египет начинает подаваться с силами. В то же время упадок и микенская Греция. Неудивительно, что, воспользовавшись этим, орды варваров, таких как народы моря, дорийцы или евреи, двинулись на цивилизованные страны.

Уже фараону Мернептаха пришлось воевать с союзом ливийцев и народов моря. Позже Рамзесу III пришлось отражать несколько нападений уже не только с моря, но и со стороны Азии. Причем это были не просто грабительские набеги, а настоящее переселение народов. Однако, перед тем как прийти в Египет, волна народов моря прокатилась другими, севернее странами. И хотя египтянами удалось отбиться, но много палестинских городов были разрушены или захвачены захватчиками. Несмотря на то, что победный Рамзес III и попытался укрепиться в Азии и разместил гарнизоны в ряде городов, однако уже к середине XII века до нашей эры азиатские владения были полностью утрачены.

Около 1200 года до нашей эры народы, вторгшиеся в Анатолию, уничтожили Хеттского царства и зависящие от него княжества, основную силу этого нашествия составили племена так называемых восточных мушки и народы моря. Война была ожесточенной и не всегда успешной для нападающих - сохранилось сообщение, хеттских флот разбил народы моря у Кипра, однако в конце хетты проиграли войну. В центре Малой Азии в самом сердце хеттского государства от них не осталось и следа, а страну заселили чужие им по культуре и языке фригийцы. На юго-востоке Малой Азии и северной Сирии сохранились хеттские княжества, считали себя наследниками великой державы, но это были лишь тени бывшей империи.

Власть «великих держав» над Сирией и Палестиной, длившуюся не один век, было уничтожено. Однако народы моря не просто разрушили Хатты и выгнали египтян, они уничтожили и зависимые от этих гегемона государства. Так было разрушено царство Амурру в Сирии. На пятый год правления Рамзеса III сообщается, что царь Амурру «стал пеплом», - имя исчезло, народ была покорена и рассеянно. На восьмой год правления сообщается, что народы моря стали в Амурру лагерем, а народ его уничтожено так «как будто не существовал». После того царства Амурру уже не было, а само название использовалась лишь для обозначения территорий в Сирии или вообще к западу от Междуречья. Так же и Хатты означало уже не земли бывшей империи, а когда малые новохетськи царства, когда же Сирию вообще. На Евфрате был уничтожен и уже никогда не возродился Эмар.

Севернее Амурру погибло древний город-государство Угарит. Где-то в промежутке между 1185-1180 годами до нашей эры город был уничтожен мощным землетрясением. Оно уже не возродился, а чуть южнее от него, на руинах летнего дворца угаритский царей возникло небольшое поселение народов моря. Вероятно, нападавшие воспользовались природной катастрофой и осквернили ослабленную страну. Больше эти земли уже никогда не были самостоятельным государством.

Северные земли Финикии, похоже, тоже пострадали от нашествия народов моря. Раскопки в Сукаси, Цумури и Иркати указывают на сильные разрушения. Эти города существовали и дальше, но уже не имели того важного значения, что раньше. А вот юг Финикии не пострадал, и хотя это утверждение основывается на весьма незначительном археологическом материале и намеках египетских источников, однако можно утверждать, что по крайней мере катастрофических изменений не произошло, и старое население и дальше так же жило на том же месте

На пятый год правления фараона Мернептаха (примерно 1207 год до нашей эры) на Египет напали племена лапу (ливийцы) в союзе с народами моря. Союзники вместе с детьми, женщинами и сокровищем вторглись в западную Дельту. Мернептах выступил на встречу с войском и в шестичасовой битве разгромил захватчиков. Описание этого события дошел до нас в четырех разных документах, а именно в большом Карнакский надписи, текстах на Каирской колонне и стелах Атрибиса и Мернептаха (она же стела Израиля), за исключением последнего надписи во всех упоминаются народы моря.

Большой Карнакский надпись является одним из самых известных сейчас древнеегипетских храмовых надписей. Текст начинается перечнем врагов, вторгшихся в Египет - ливийцы, еквеш, Фарра, Лукка, шардана, шекелеш. Далее в тексте также упоминается народ мешвеш. Еквеш и Фарра, традиционно относят к народам моря, на самом деле упоминаются вместе с другими населения, которые относят к группе, только в данном тексте. Важнейшей для изучения народов моря частью текста есть перечень пленных, убитых и захваченной добычи в конце надписи. В целом были убиты или захвачены в плен 9 376 врагов, в основном ливийцев, которые потеряли 6 539 убитыми, впрочем, народы моря тоже понесли заметных потерь - 222 человек шекелеш и 742 человек Фарра, цифры о потерях шардана и еквеш не сохранились . Относительно еквеш, то указывается, что они были обрезаны - этот факт заметно влияет на теории относительно их происхождения. С точки зрения материальной культуры народов моря интересен перечень захваченной в них добычи: в мешвеш и ливийцев были забраны 9111 медных мечей, а также коров, коз, красивые корабли, броню и разнообразное оружие.

Текст с Каирской колонны крайне короткий - он содержит сообщение гонца к Мернептаха о вторжении ливийцев и их союзников: Пятого года, во второй месяц третьего сезона. Пришел один и сказал Его Величества: «Ничтожный (вождь) ливийцев вторглись (с) мужчинами и женщинами, шекелеш...» .

Стелла Атрибиса повторяет Карнакский надпись. Она содержит сокращенный вариант описания боевых действий, сопровождается другим списком порубленных врагов, пленных и добычи. Числа в целом согласуются между собой с незначительными отличиями, число убитых шардана снова потеряно, а вот для еквеш указанное как 2201 .

Позже Рамзесу III пришлось отражать несколько нападений уже не только с моря, но и со стороны Азии. Причем это были не просто грабительские набеги, а настоящее переселение народов. Однако, перед тем как прийти в Египет, волна народов моря прокатилась другими, севернее странами. И хотя египтянами удалось отбиться, но много палестинских городов были разрушены или захвачены захватчиками. Несмотря на то, что победный Рамзес III и попытался укрепиться в Азии и разместил гарнизоны в ряде городов, однако уже к середине XII века до нашей эры азиатские владения были полностью утрачены.

ПОДРОБНЕЕ О НАРОДАХ МОРЯ СМ.НА САЙТЕ

В XIII веке до н. э. Восточное Средиземноморье населяло множество народов с высокоразвитой культурой и богатой историей. На Пелопоннесе существовала Микенская цивилизация , построившая такие прекрасные города как Афины, Микены, Пилос, Тиринф. Не уступала ни в чём ей и Минойская цивилизация , обосновавшаяся на острове Крит. В это время она уже находилась под сильным влиянием Микен, но сохраняла свою самобытность, обычаи и огромное культурное наследие предыдущих поколений.

В Малой Азии обосновалась Хеттская цивилизация . Это была могучая держава. По своей военной мощи она соперничала с Древним Египтом. Её боевые отряды достойно отражали натиск египтян и даже конфликтовали с ними из-за города Кадеша (Сирия). Хетты оккупировали всё юго-восточное побережье Малой Азии, её центральные земли и даже часть западного побережья.

Вдоль восточного побережья Средиземного моря узкой прибрежной полосой протянулись земли Финикийской цивилизации . Её представители являлись искусными мореплавателями и торговцами. В этом деле им не было равных. Если бы не южный сосед Древний Египет , всё время ограничивающий их неугомонный пыл и энергию, финикийцы очень быстро заняли бы доминирующее положение в данном регионе.

Южнее Древнего Египта раскинулись обширные земли Нубийской цивилизации . Представлявший её народ к XIII веку до н. э. имел за своими плечами богатейшую историю. Она была под стать истории северного соседа, прославившегося своими древними пирамидами . Нубийские цари стояли во главе высокоразвитого общества, имели сильную армию и управляли страной с помощью мудрых законов. Эта держава казалась незыблемой и в перспективе вполне могла забрать «пальму первенства» из рук слабеющего Древнего Египта.

Жизнь кипела на восточных берегах Средиземного моря. Процветали торговцы, ремесленники, большим уважением пользовались учёные люди, обладавшие уникальными познаниями в медицине, астрономии, архитектуре, языкознании. На высоком уровне находилась письменность. Почиталось жречество, прославлявшее многочисленных богов. Не были обделены вниманием и мужественные воины, готовые в случае опасности встать на защиту своих сограждан.

Всё изменилось во второй половине XIII века до н. э. Как будто вечная ночь упала на цветущие земли. Богатые города превратились в развалины, исчезла письменность, опустели тучные луга со скотом, жители равнин поменяли местожительство. Они стали строить селения на неприступных скалах, выращивать урожай и пасти скот на горных плато, надёжно укрытых от постороннего глаза.

Причина же столь глобальных изменений была в том, что на богатых и сытых землях появились народы моря . Кто они такие, откуда пришли - историки и в наши дни не могут дать чёткий и ясный ответ на этот вопрос.

Народы моря - величайшая загадка Древнего Мира. О них известно очень мало. Если быть совсем точным, то практически ничего. Это словосочетание упоминается в египетских исторических источниках времён фараона XX династии Рамсеса III (1185-1153 до н. э.). Но к тому времени как этот владыка вступил на престол, народы моря уже 40 лет жгли и уничтожали величайшие цивилизации Восточного Средиземноморья .

Хеттское царство не выдержало их нашествия и пало. Были разрушены все города, уничтожены величайшие исторические памятники. Культура древнего народа оказалась стёртой с лица земли. На территориях древнейшей цивилизации появились новые племена. По уровню своего развития они и близко не стояли с хеттами.

Аналогичная участь постигла земли Пелопоннеса. Здесь также всё рушилось и уничтожалось. Знатных людей убивали, простолюдинов превращали в рабов. В короткий срок была уничтожена вся интеллектуальная прослойка общества. Народы, населявшие полуостров, оказались отброшенными на сотни лет назад в своём культурном развитии.

Не избежал печальной участи и остров Крит. Народы моря прибыли к его берегам на многочисленных судах. Они были воинственны, сильны и безжалостны. Коренные жители острова, облюбовавшие уютные низины, вынуждены были спасаться от захватчиков высоко в горах. В наши дни найдено 80 деревень-убежищ, относящихся по времени к той далёкой и страшной эпохе.

Располагаются эти селения в неприступных высокогорных местах. Ведут к ним узкие тропы. Пройти по такой тропе можно, только, идя друг за другом. Небольшая группа мужчин, выбрав удобную позицию, может сдерживать здесь атаку целого войска, разя врага стрелами и бросая тяжёлые камни. Судя по раскопкам, люди жили в таких селениях долгие годы, не смея спуститься вниз и обустроить нормальный быт.

Тех же, кто не сумел воспользоваться защитой гор, ждала страшная участь. Археологические раскопки в низинах рассказывают о невероятной жестокости, которую проявляли народы моря к жителям острова. Разрушения городов напоминают ужасный природный катаклизм. Как будто жуткое землетрясение обрушилось на благоухающие земли. Везде видны следы пожаров, пепел, груды человеческих скелетов.

Примечательно то, что захватчики не осели на завоёванных землях острова. Народы моря периодически появлялись на своих судах у берегов Крита, высаживались, творили зло, грабя и убивая всех тех, кто попадался на их пути, а затем опять грузились на свои корабли и уплывали. Возникали они на морском горизонте каждый раз неожиданно. Это и вынуждало коренных жителей острова долгие годы жить высоко в горах.

У границ Древнего Египта народы моря появились впервые в 1203 году до н. э. Это было время царствования фараона XIX династии Мернептаха (1212-1202 до н. э.). Пришли они со стороны финикийских земель. Города финикийцев яростно оборонялись, и захватчики решили попытать счастье на других землях, которые показались им менее защищёнными.

Владыка Древнего Египта выдвинул к приграничным рубежам сильное войско и народы моря не стали вступать в бой. Они отошли и захватили город Угарит в Сирии. Этот древнейший очаг культуры был подвергнут варварскому уничтожению. Погибла ценнейшая библиотека. Она хранилась в огромном царском дворце, занимавшем площадь в целый гектар. Сам дворец также не избежал печальной участи. Народы моря превратили его в руины. Печальный конец ожидал и огромный город, который по своим размерам не уступал Риму и являлся крупнейшим торговым центром в Восточном Средиземноморье.

Случилось это варварство в самом конце XIII века до н. э. В первые годы нового столетия кровавая бойня продолжалась. Удар захватчиков приняли на себя центральные земли Анатолии (Малой Азии). Здесь народы моря прошли с огнём и мечом по уцелевшим богатым городам Хеттского царства. Смерть и разрушение пришла в дома ни в чём неповинных людей.

Насыщение кровью невинных жертв продолжалось долгих двадцать лет. Пала и Троя - город на западном побережье Малой Азии. Здесь правда у историков нет однозначного мнения. Существует гипотеза, что в данном случае имела место междоусобная распря ещё задолго до появления народов моря. Развалины этого древнейшего города найдены, но они не могут рассказать археологам, какие обстоятельства сопутствовали их возникновению. Так что причина гибели остаётся под вопросом.

Испепелив и уничтожив всё вокруг, народы моря обратили свой взор на земли, которые ещё не испытали весь ужас их вторжения. Это был Древний Египет. В начале XII века до н. э. он уже не представлял из себя непобедимую и могучую державу, каковой являлся в более древние времена. Изрядно подрастеряв свою мощь и величие, египетское царство вступало в полосу тяжёлого экономического и политического кризиса.


Рамсес III

Временное улучшение всех сторон жизни наступило во времена правления Рамсеса III . Он властвовал 32 года, и внёс значительный вклад в усиление вверенной ему державы.

Именно на период его правления и приходится второй поход в Египет народов моря. В этот раз захватчиков было несметное количество. Часть из них плыла на судах, другие же двигались пешим порядком. Огромное количество телег, запряжённых волами, везло на себе не только воинов. В телегах сидели их жёны и дети. Народы моря отправились в поход целыми семьями. Доподлинно неизвестно, всегда ли имела место подобная практика, или такое случилось впервые - при нападения на Древний Египет.

Как уже говорилось, сведений о народах моря ничтожно мало. Истории известно о них только из источников Древнего Египта. Основная информация находится в виде рельефов с надписями и рисунками на стене гробницы Рамсеса III в Мединет-Абу (предместье города Луксора, левый берег Нила). Часть данных содержится в архивах Дейр-эль-Медины на папирусах и остраконах (поселение древних ремесленников - также на левом берегу Нила напротив Луксора).

Рамсес III выставил против врага сильное сухопутное войско и военный флот, состоящий из множества кораблей. Решающая битва произошла в 1177 году до н. э. на землях Финикии. В этом сражении народы моря потерпели сокрушительное поражение. Многие из них погибли, оставшиеся в живых попали в плен. Не избежали вечного рабства и женщины с детьми. Был также захвачен в качестве военной добычи и весь скарб неудачливых захватчиков.

Сухопутная экспансия была пресечена, враг разбит наголову и уничтожен. Но оставался ещё флот. Народы моря двинули свою армаду к устью Нила. Здесь её встретили военные корабли египтян. Победил в этом упорном сражении флот Рамсеса III. Поверженных захватчиков безжалостно убивали, оставшихся в живых обращали в рабство. Таким образом фараон спас свою страну от тех ужасов, которые в полной мере испытали от народов моря другие цивилизации Восточного Средиземноморья.

На этом, собственно, кровавая эпопея и закончилась. Народы моря канули в тьму веков и никакой информации о них больше нет. Известно, только, что по разрешению Рамсеса III на плодородных землях восточного побережья Средиземного моря осели племена, которые называли себя филистимлянами . Являлись ли они представителями народов моря, покорно склонившими головы перед победителями, или не имели к этим жестоким захватчикам никакого отношения - это истории доподлинно неизвестно.

Существует также предположение, что народами моря являлись тирсены . Это предки этрусков - тех самых племён, которые существовали на Аппенинском полуострове до римлян. Именно они научили великих завоевателей строить дороги, возводить прекрасные города, а также устраивать гладиаторские бои. Опять же прямых доказательств, указывающих на участие тирсенов в страшных злодеяниях по уничтожению невинных людей, - нет.

Не исключено, что к народам моря принадлежали тевкры - так называли жителей Трои. Потерпев поражение в междоусобных распрях, они потеряли всё: их город был разрушен, достоинство унижено. Воинственное племя вполне могло бросить вызов живущим в роскоши и сытости жителям Восточного Средиземноморья.

Собрав вокруг себя «охотников за удачей», тевкры превратились в безжалостных разбойников и убийц. Их набеги на города врагов приняли огромные масштабы за счёт постоянно примыкающих к ним беднейших племён, каковых немало проживало совсем рядом с высокоразвитыми цивилизациями.

Нужно сказать и о сикулах - племя, жившее на острове Сицилия. Они не являлись носителями высокой культуры. В то же время это были воинственные и смелые люди. Они вполне могли стать народами моря или, по крайней мере, влиться в ряды безжалостных захватчиков. Источники Древнего Египта указывают на то, что племён насчитывалось девять. Так что воинственные жители Сицилии вполне могли являться одним из них.


Древняя
колесница

Имеет право на жизнь также ещё одна версия. Она базируется на структуре воинских подразделений, существовавших в ту далёкую эпоху поздней бронзы.

Основой боевых порядков древних армий являлись колесницы . В каждой из них находилось два воина. Один являлся щитоносцем, второй лучником. Колёса этих передвижных боевых повозок делались, как правило, цельнобронзовыми. Это увеличивало их прочность и проходимость. К тому же на ступицы колёс устанавливались длинные ножи. Врываясь на бешеной скорости в ряды пехоты врага, колесницы кромсали воинов и, в конечном счёте, деморализуя противника, обращали его в позорное бегство.

Такие боевые повозки уже сами по себе стоили дорого, к тому же необходимо было покупать лошадей. Позволить такое удовольствие могли себе лишь богатые люди. Соответственно в колесницах сидела элита армии. Это была знать - представители высшего сословия.

Кроме колесниц существовала пехота . Кавалерия появилась гораздо позже, в XIII и XII веках до н. э. о ней и слыхом не слыхивали. Впрочем, объективности ради надо заметить, что колесница гораздо эффективнее всадника. Если бы не её дороговизна, кавалерия никогда бы не стала приоритетной.

Пехотинцев набирали из беднейших слоёв населения, не брезговали брать на службу и мужчин из отсталых, лишённых богатого культурного наследия племён. Вся эта публика имела лёгкое и дешёвое вооружение. Состояло оно из шлема, щита и нагрудника из дерева, обтянутого кожей. Оружием служило короткое копьё.

По сути, пехота представляла из себя вольнонаёмных людей. В случае угрозы нападения их призывали на воинскую службу; в мирное время большую часть распускали. Учитывая то, что войны были в те времена частым явлением, наёмники без работы не сидели. Служба давала им деньги, кров, пищу. На жалованье пехотинцы могли содержать семьи и более менее достойно существовать.

Во второй половине XIII века до н. э. в землях Восточного Средиземноморья наступила полная идиллия. Культурные народы начали решать внешнеполитические вопросы не при помощи оружия, а посредством дипломатических соглашений и мирных договоров. Это свидетельствовало о духовном росте людей, о переходе их на более высокий интеллектуальный уровень.

Как следствие, наёмные пехотинцы остались не у дел. Они потеряли постоянную работу, а соответственно и жалованье, на которое могли содержать себя и свои семьи. В то же время у них остались военные навыки, вооружение и организационная структура, объединяющая их в боевые отряды. Обрабатывать землю многие пехотинцы не умели, да и, по большому счёту, не хотели. Крестьянский труд очень тяжёлый, и не каждому он по силам и по желанию.

В результате, кому-то из наёмников пришла в голову мысль мечом и копьём добиться материального благополучия. Объединившись в боевые отряды, бывшие пехотинцы превратились в народы моря . Они стали нападать на тех, кто ещё совсем недавно давал им работу и хлеб. Население же сытых и богатых городов оказалось абсолютно неготовым противостоять этим новым, неожиданно появившимся противникам.

Небольшие вооружённые царские отряды были уничтожены, знать перебита. Бесценные культурные творения преданы огню и мечу. Их носителей безжалостно грабили и убивали. Цветущие земли Восточного Средиземноморья на века опустились в бездну мракобесия, жестокости и невежества. Великие древние цивилизации прекратили своё существование. Потребовались сотни лет, чтобы культура и просвещение опять зацвели пышным светом на этих истерзанных первобытной ненавистью территориях.

Народы моря, сотворив страшные преступления, канули в лету. Мы бы сейчас ничего не знали о них, если бы древние египтяне не нашли в себе силы противостоять этой ужасной чуме, перевернувшей весь жизненный уклад того далёкого времени.

Толща веков надёжно отделяет нас от тех великих и страшных событий. Она не даёт современному человеку приподнять завесу тайны и узнать всю правду об ужасных варварах, называемых народами моря. Но в любом случае человечество должно извлекать уроки из истории и чётко понимать, что каждый из людей имеет право на достойное существование. Иные же, кто игнорирует это правило, расплачиваются своими жизнями, погибая от рук тех, кого они обделяют радостями земного бытия и элементарного человеческого счастья.

Статью написал ridar-shakin

По материалам зарубежных изданий