Поздней,листва,ветер,осенней,легко. Поздней окончание ей,тихие окончание ие. Она жива,но едва дышит,дышит безударное окончание ит. Контрольные и Проверочные работы по русскому языку на тему 'Орфография' Тема: Проверочный диктант

Контрольные диктанты 5 класс учебник М.М Разумовской

Контрольный диктант № 1 по теме «Письмо. Орфография»

Ц е л и:

2. Отработать навыки самостоятельной работы над ошибками.

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьет подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в

далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в

удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу

пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной

грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив.

Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются

окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются.

Г. А. Богданова (82 слова)

З а д а н и я:

2. Выпишите пять слов с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.

Контрольный диктант № 2 по теме «Морфология »

Ц е л и:

1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.

2. Проверить умение определять лексическое значение слова и выполнять

фонетический разбор.

Контрольный диктант

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра.

Настоящие дни поздней осени.

В такой день идешь по лесной тропинке. Кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

Легко дышит грудь осенней свежестью. Приятно идти по мягкому ковру из

листьев.

Вдруг среди листьев мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва

дышит. Ребята решают взять бедняжку домой. Иначе ее найдет лисица и съест.

(81 слово.)

З а д а н и я:

1. Озаглавьте текст диктанта.

2. Выпишите из текста диктанта три слова с разными орфограммами в корне,

графически их обозначьте.

3. Определите лексическое значение слов:

в а р и а н т I – тихие (дни);

в а р и а н т II – поздней (осени).

4. Сделайте фонетический разбор слова:

в а р и а н т I – шишек,

в а р и а н т II – дышит.

Контрольный диктант № 3 по теме «Лексика. Словообразование»

Ц е л и:

1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.

2. Проверить умение учащихся выполнять разбор слова по составу.

МЕДВЕЖОНОК

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой

земле уже росли блестящие листики брусники.На краю поляны сохранялись заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а

потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черный нос, показались хитрые глазки. Это был

медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица

медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только

поиграть хотел с ее сыночком?

(По Г. Снегиреву.) (99 слов.)

З а д а н и я:

1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы о – ё после шипящих в корне

слова».

2. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, подберите к ним два-

три однокоренных слова; укажите, какой частью речи являются эти слова.

3. Разберите слова по составу:

в а р и а н т I – лесного, показались, глазки;

в а р и а н т II – расположился, (в) малиннике, листики.

Контрольный диктант № 4 по теме «Глагол»

Ц е л и:

1. Проверить орфографические и пунктуационные знания учащихся.

2. Проверить умение выполнять разбор слова по составу и морфологический

разбор глагола.

ВСТРЕЧА В ДЕРЕВНЕ

Владимир Сергеевич работал геологом в одной поисковой партии в Сибири.

Он приехал в Москву в свое геологическое управление с интересными породами,

ожидал результатов их анализов и решил свободные денечки провести в деревне.

В рюкзаке у него лежали все пожитки: брюки, тапочки, рубашка, садовый

нож, полбуханки хлеба. В папке лежали фотографии.

Интересно было их рассматривать и слушать рассказы геолога. Владимир

Сергеевич объездил всю страну, был на Диксоне, на Урале. Потом он показал

корень женьшеня.

Это был маленький ветвистый корешок желтого цвета. Он умещался на

ладони и был очень похож на худенького человечка с ручками и ножками.

И. Дик (95 слов.)

З а д а н и я:

1. Разберите слова по составу:

в а р и а н т I – свободные, провести, тапочки;в а р и а н т II – садовый, рассказы, показал.

Выполните морфологический разбор глаголов:

в а р и а н т I – работал, объездил;

в а р и а н т II – приехал, умещался.

2. Выпишите словосочетание «глагол + существительное», определите вид и

время глагола.

Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное»

Ц е л и:

1. Проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

2. Проверить умение выполнять словообразовательный разбор слов по

составу, находить одушевленные и неодушевленные существительные.

ПРИЕЗД ЭЛЕКТРОНИКА В ГОРОД

Ранним майским утром к гостинице «Дубки» подкатил светлый автомобиль.

Открылась дверца, из машины вышел человек с трубкой в зубах. Он увидел

веселые лица, букеты цветов, робко улыбнулся. Это был профессор Громов.

Знатный гость приехал из научного городка и решил остановиться в «Дубках».

Директор «Дубков» занялся вещами. Из открытой пасти багажника торчал

угол чемодана.

Директор с тремя помощниками взялись за ручки, отнесли чемодан на второй

этаж и удалились.

Профессор поднялся за ними, с удовольствием оглядел голубоватые стены,

удобную мебель, широкое окно.

Профессор нагнулся над чемоданом, откинул крышку. В чемодане на мягком

нейлоне лежал кибернетический мальчик с закрытыми глазами.

(По Е. Велтистову.) (97 слов.)

З а д а н и я:

1. Выпишите одушевленное и неодушевленное существительные.

Каким способом образованы существительные?

В а р и а н т I – багажник;

в а р и а н т II – помощник.

2. Разберите слова по составу:

в а р и а н т I – подкатил, трубкой, научного;

в а р и а н т II – увидел, голубоватые, помощниками.

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное»

Ц е л и:

1. Проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся.2. Проверить умение выполнять морфологический разбор прилагательного

Звуки весны

Для чуткого и внимательного человека звуки весеннего леса необычны и

разнообразны. Вот с изящной ветки берёзы упала прозрачная капля. Послышался тонкий, хрустальный звон. Под напором жизненных соков сам собой шевельнулся листок.

Вот дятел пустил весёлую барабанную дробь. От пенька к пеньку пробежала и тоненько пискнула хлопотливая мышь. Прогудел, стукнулся о берёзу и грузно упал неповоротливый жук.

Под коркой льда журчит радостный ручей. Затянул свою нудную песенку

комар.

Только в глухую полночь всё примолкает. Хороши ночлеги в весеннем лесу!

В предутренний час начинается прекрасная музыка. При появлении солнца

звуки лесной музыки нарастают. Приветствуя солнце, в серебряные трубы

трубят журавли.

(99 слов)

Задания

1. Сделайте морфологический разбор прилагательного

Вариант I – предутренний (12 предложение)

Вариант II – серебряные (14 предложение)

2. Запишите словообразовательную цепочку слова

Вариант I - барабанную

Вариант II - хлопотливая

Урок 12

Тема: Разделительные Ъ и Ь

ЦЕЛЬ: Познакомить с правилом употребления разделительных ъ и ь . Формировать умение разграничивать ь разделительный и ь как показатель мягкости предшествующего согласного. Развивать навык правильного употребления на письме разделительных ъ и ь .

Ход урока

2. Орфографический диктант : чашка, щука, жир, машина, жить, шить, щупальца, пассажир, пища, часовой, шишка, прополощу, участок, жираф, ландыши, трещит.

Грамматическое задание.

1 в а р и а н т. Найдите среди записанных слов и подчеркните слова с гласными и, у, а после всегда твердых шипящих.

2 в а р и а н т. Найдите среди записанных слов и подчеркните слова с гласными а, у, а после всегда мягких согласных.

3. Работа по теме урока.

Вспомните, что вам известно о Ъ и Ь ? (К о м м е н т а р и й у ч и т е л я: ъ и ь - две не совсем обычные буквы в русском алфавите. Они не обозначают звуков, но выполняют на письме очень важную роль. Буква мягкий знак (ь ) обозначает мягкость согласного (стал - сталь ), указывает на 3-е склонение существительных (рожь ), глагольные формы (читаешь, печь, намажьте ), является разделительным знаком и показывает, что следующие за ним буквы е, е, ю, я , и обозначают два звука: соловьи [й’, и ]. Буква твердый знак (ъ ) всегда является разделительным знаком: объем [й’, ом ].)

Прочитайте, отчетливо произнося слова: подъезд, льешь, соловьи, обезьяна, съежиться, объявление.

Попробуйте убрать из них разделительные знаки. Что изменится? Запишите эти слова в грамматическую тетрадь, обозначив в них графически приставки, где они есть, и корни. Сделайте вывод, в каком месте в слове пишется разделительный Ъ , а в каком - разделительный Ь .

Знакомство с орфограммой № 6 (стр. 21 учебника). Вывод об условиях употребления разделительных знаков. Дополнительная информация учителя: ъ и ь разделительные знаки подсказывают, что в слове есть звук [й ’] - йот , не обозначенный отдельной буквой:

подъезд, пьеса

1) Запись под диктовку.

Графически обозначьте морфему, где находится разделительный знак; гласную, стоящую после него, подчеркните.

Отъезд, бурьян, объявить, барьер, свинья, воробьи, разъединить, разъяренный, печенье.

2) Прочитайте слова, записанные на доске:

сверх..мощный, трех..этажный,

без..образный с..экономить.

Объясните, надо ли писать ъ и ь в этих словах? Почему? Сделайте вывод: в этих словах разделительные ъ и ь знаки не пишутся, так как после приставок на согласную корень слова начинается с букв э, о или с согласной м .

3) Упр. 55. Что нужно помнить при написании этих слов?

4) Упр. 56. В записанных словах графически обозначьте приставки. В каких случаях между морфемами следует писать ъ ?

5) Спишите слова (материал распечатан на каждую парту), распределяя их в три столбика в зависимости от употребления ъ и ь . Дополните каждую графу своими двумя примерами.

6) Напишите мини-рассказ, заглавием которого может стать пословица не учись безделью, а учись рукоделью.

5. Домашнее задание.

Запомните правило - орфограмму № 6, выучите слова на полях стр. 22. Упр. 57 (списать слова, вставляя пропущенные буквы, графически обозначить орфограмму).

Урок 13

Тема: Раздельное написание предлогов с другими словами. § 11

ЦЕЛЬ : Познакомить с понятием орфограммы-пробела, орфограммы-дефиса. Формировать умение различать совпадающие по звучанию предлоги (отдельные слова), которые пишутся раздельно, и приставки (части слова). Научить писать через дефис предлоги из-за из-под, обозначать орфограмму-дефис и употреблять предлоги в речи.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая работа. Запись под диктовку: родная сторона, птичьи голоса, урожай картофеля и моркови, тяжелые колосья, холмистая местность, колючий шиповник, летают чижи, щурился на солнце, узкая дорожка, объединимся с друзьями.

Подчеркните 2 слова с непроверяемой безударной гласной. У слов с проверяемой безударной гласной обозначьте корень, гласную подчеркните. Обозначьте разделительные ъ и ь . Над тремя последними сочетаниями слов надпишите части речи.

3. Работа по теме урока .

Моячаливзимнийлестихоивполяхбудтоприродапогрузиласьвсонносильнеегреетсолнышкоиднистановятсядлиннее.

Сделайте вывод о том, что затрудняет чтение.

Знакомство с правилом на стр. 23.

Соедините слова (записанные на доске), вставляя нужный предлог и ставя существительные в соответствующий падеж. Запишите полученные словосочетания:

Шел (улица), был (прогулка), бежит (опушка), наклонился (девочка), приехал (деревня).

С д е л а й т е в ы в о д: предлог - это самостоятельное слово. Предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят, а приставка - часть слова. Помимо орфограмм-букв существуют орфограммы-пробелы.

Рассмотрите таблицу.

Орфограмма-буква в корне слова

Орфограмма-пробел

Запишите в таблицу слова, диктуемые учителем, распределив их в два столбика, орфограммы подчеркните.

Под охраной, бежал по мостику, подтянуть, из-под окна, низкое солнце, из-за рощи, местность, разъединял.

4. Тренировочные упражнения.

2) Знакомство с правописанием предлогов из-за и из-под (стр. 24).

1 в а р и а н т. Употребите и запишите существительные лес, труба, крыша, гора, диван с предлогом из-за . Рядом укажите падеж существительного.

2 в а р и а н т. Употребите и запишите существительные забор, пол, крыльцо, корни, зонт с предлогом из-под . Укажите падеж существительного.

Сделайте вывод: в каком падеже употребляются существительные с этими предлогами?

3) Спишите предложения (распечатаны для каждого ученика), правильно записывая предлоги.

Птица выпорхнула (из..за) дерева и смело уселась (на) открытый сучок. (Из..под) холодных каменных глыб сурки вылезают (на) солнышко. (Из..за) притихших гор поднялось солнце. Ручей я нашел, но (из..за) вязкого берега подойти (к) нему было трудно. (Из..за) кустов торопливо вышел мой товарищ.

Подчеркните те сочетания с предлогом из-за , в которых его можно заменить предлогом за .

4) Проверочная работа. (Распечатывается для каждого ученика)

Раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Где начинается Ворша? (До)йти (до)ее истока я пытался еще (в)детстве. Но (по)счастливилось мне (у)видеть ее только сегодня. Четыре дубовых венца образовали прямоугольный сруб. (Вы)ливаясь (из)сруба, вода обретала голос и видимость, потому что (на)чинала (пере)ливаться, течь ручьем.

Только так и могла начаться наша река Ворша. Встретит..ся на ее пути и грязь и навоз и скучная глина но она безразлично (про)течет мимо всего этого, помня свое чистое цветочное детство.

(В. Солоухин)

5. Задание на дом

Запомнить правило на стр. 23 и 24 о раздельном написании предлогов со словами. Упр. 61. В а р и а н т - упр. 62 (творческая работа).

Урок 14

Тема: Проверочный диктант

ЦЕЛЬ: Выявить зависимость формирования правописных умений от умения видеть строение слов и предложений. Проверка знаний учащихся.

Ход урока

Диктант

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.

В такой день идешь но лесной тропинке, кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только тогда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

Легко дышит осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.

Вдруг среди листвы мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой, а то ее найдет лисица и съест.

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е.

1. Выделенное предложение запишите поморфемно.

2. Составьте схему последнего предложения.

Урок 15

Тема: Р.р. Текст. Обучающее изложение по упр. 66

ЦЕЛЬ: Познакомить с основными признаками текста (главной мыслью, смысловой законченностью, порядком следования предложений в тексте). Формировать навык составления текста из отдельных предложений. Развивать навык составления простого плана.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. (Самостоятельно составленные тексты по упр. 62). Вспомните, что такое текст.

2. Работа по теме урока.

Чтение и сопоставление записей на стр. 26. Сделайте вывод, какая из них представляет собой текст, а какая - набор предложений. Запомните:

В тексте предложения объединяются в единое целое т е м о й (это то, о чем говорят) и о с н о в н о й м ы с л ь ю, т. е. отношением автора к изображаемому. Предложения в тексте обязательно связаны по смыслу и с помощью языковых средств. Текст обязательно имеет начало и конец.

Анализ предложений (материал распечатан для каждого ученика).

Прочитайте предложения. Являются ли они текстом? Что нужно сделать, чтобы получился текст? Определите правильную последовательность предложений и запишите небольшой рассказ И. Соколова-Микитова. (Проверьте себя: 1, 3, 5, 2, 4.)

1) Птичка выпорхнула из куста черной смородины и закружилась над нашими головами. 2) Птички прилетели кормить птенцов и нас совсем не боялись. 3) Мы осторожно раздвинули густые зеленые ветки и увидели гнездышко. 4) В начале лета из голубых яичек вывелись желторотые голые птенчики. 5) В гнездышке лежали четыре голубых яичка.

З а п о м н и т е! Текст всегда можно озаглавить. Часто к тексту могут подойти разные заголовки. Это зависит от того, что автор хочет подчеркнуть в названии. Он может просто сообщить, о ком идет рассказ в тексте, а может выразить в его названии главную мысль текста.

Прослушайте стихотворение В. Левановского.

Закатилось солнце за лесок,

Стал лесок и темен, и высок.

Кто-то притаился за сосной.

Что-то прошуршало за спиной,

Загорелись в елках огоньки...

Ой! Глаза у страха велики.

Это стихотворение называется «В лесу». Что выражает это название? Придумайте такой заголовок к стихотворению, чтобы он выражал главную мысль текста, запишите ее в тетрадь. («У страха глаза велики».)

Упр. 63. Прочитайте упражнение и догадайтесь, что в нем необычного.

Докажите, что в упражнении «спрятались» два текста, и их разделите. Озаглавьте оба текста. Запишите второй текст вместе с заголовком в тетрадь, ставя в конце предложений нужные знаки.

3. Обучающее изложение по упр. 66.

Внимательно прочитайте тест. Какое из предложенных названий ярче отражает содержание текста? Определите основную мысль текста. Прочитайте те слова, словосочетания и предложения, которые помогают ее раскрыть. Выделите в тексте части, соответствующие предложенным пунктам плана. Устно перескажите текст, опираясь на предложенный в учебнике план.

4. Задание на дом . Дважды прочитайте внимательно текст. Перескажите его от 3-го лица. Постарайтесь написать изложение этого текста.

Урок 16

Тема: Что вы знаете о частях речи. Глагол. §14, 15

ЦЕЛЬ: Обобщить известную информацию об изученных частях речи, совершенствовать умение опознавать части речи по их морфологическим признакам. Познакомить с наречием как неизменяемой частью речи. Формировать навык употребления на письме ь после шипящих во 2-м лице глаголов.

Ход урока

1. Работа по теме урока.

Записать диктуемые слова, распределяя их в три столбика: существительные, прилагательные, глаголы, обозначить орф. № 5.

Жизнерадостный, жилет, жираф, жюри, забрезжить, запорошить, каланча, нечаянно, ничуть , ночуют, обежать, вышивание, в глуши, неожиданно, дощатый.

Какие слова вы не сумели записать ни в один столбик? Запись выделенных слов в грамматическую тетрадь. На какой вопрос они отвечают?

Вспомните, что обозначают и на какие вопросы могут отвечать существительные, прилагательные и глаголы. Вспомните и назовите их морфологические признаки.

Обобщение учителя . Группа слов, которая имеет общие грамматические значения, называется частью речи. Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные (существительные, прилагательные, глагол, наречие, числительное, местоимение) и служебные (предлог, союз, частица и междометия). В предложении самостоятельные части речи выполняют роль членов предложения, а служебные части речи служат для связи слов в словосочетании или вносят дополнительные значения в предложение.

Упр. 67 (устно).

Выпишите из текста стихотворения слова, распределяя их по частям речи (существительные, прилагательные, глаголы), обозначьте в них корень графически. Прочитайте теоретические сведения о глаголах на стр. 29.

Прочитайте текст (записан на доске или распечатан.)

Клен не боится холода. Ранней весной он впитывает влагу и начинает трудиться, старается вонзить в мерзлую почву белые корешки. Когда же ему это удается, клен выпускает вверх пару острых лепесточков.

Осенью клены покрывают землю мягким листом, согревают корни дуба.

Назовите глаголы, имеющиеся в тексте. Докажите правильность своего выбора, проверяя себя по материалу учебника (стр. 29). Выпишите глаголы себе в тетрадь, графически обозначьте у глаголов окончания, в скобках запишите вопрос и время этих глаголов.

Рассмотрите схемы: глаголы 1-го спряжения - (ся)

глаголы 2-го спряжения - (ся)

Образуйте и запишите форму 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени от глаголов заниматься, пилить, клеить, бороться.

Сделайте вывод об употреблении ь на конце глаголов:

Записанная на доске схема показывает, что ь после шипящих пишется на конце глаголов 2-го лица. Эта буква сохраняется перед -ся.

Упр. 74 и 75.

2. Знакомство с наречием как неизменяемой частью речи.

Спишите (распечатаны) словосочетания, вставляя пропущенные буквы:

В сп..ртивном м..г..зине, разд..ваться в тиши, поз..ним вечером, препод..ватель, б..ется, блес..нуть, душ..стую землянику, см..трят вес..ло, ст..ят впереди, уйти д..леко, новогоднее укр..шение, пом..няться марками, ярос..ный ветер.

Над словами укажите, какой частью речи они являются. Подчеркните орфограммы. Над выделенными словами запишите вопрос.

З а п о м н и т е! Слова весело (к а к?), впереди (г д е?), далеко (к а к?) - наречия . Они не изменяются, то есть не склоняются и не спрягаются. Чаще всего наречия относятся к глаголам и обозначают признак действия.

Рассмотрите слова, записанные в грамматическую тетрадь. На какие вопросы они отвечают? Запишите в грамматическую тетрадь, какой частью речи они являются.

Тренировочное упражнение.

1) Подберите к глаголам наречия и запишите их.

работал (к а к?)

говорить (к а к?)

двигался (куда?)

остановиться (г д е?)

Составьте с любым словосочетанием предложение и запишите его.

3. Домашнее задание.

§ 14, 15. Упр. 70. Списать два последних предложения, подчеркнуть пунктиром с точкой наречия, относящиеся к выделенным глаголам. Упр. 76. Из текста стихотворения выписать пять глаголов и поставить их в начальную форму.

Урок 17

Тема: Глагол. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. § 16

ЦЕЛЬ : Закрепить навык употребления Ь знака на конце глагола. Формировать умения различать нависание глаголов неопределенной формы (на -ТЬСЯ ) и глаголов 3-го лица (на -ТСЯ ).

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (устно).

Б е с е д а: Что такое части речи? На какие две группы они делятся? Почему предлоги и союзы - служебные части речи? Что такое глагол? Какие морфологические признаки имеет глагол? Что такое наречие? Какие морфологические признаки имеет наречие?

К а р т о ч к а 1. Прочитайте стихотворение А. Кушнера.

Кто сказал, что мы подрались?

Мы не дрались, а боролись.

Правда, мы чуть-чуть кусались,

И щипались, и кололись.

Правда, мы друг друга мяли,

И бодались, и лягались.

Нас, конечно, разнимали.

Мы, конечно, упирались.

Найдите в тексте стихотворения глаголы, с помощью которых создается картина драки, и запишите их в неопределенной форме. Рядом напишите вопрос. Сделайте вывод, когда глаголы пишутся с –тся, а когда с -ться .

К а р т о ч к а 2. Прочитайте текст и запишите его в тетрадь.

Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает. На земле разлилось много луж. В них отражается небо и солнце.

В предложениях подчеркните главные члены. Над глаголами-сказуемыми напишите число, лицо или род.

2. Орфографическая работа : запись слов (под диктовку).Рабочая программа

И контрольные работы по русскому языку : 9 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004. Нурн. О.А. Поурочные разработки по русскому языку : 9 класс : к учебнику Л.А. Тростенцовой «Русский язык . 8 класс » / О.А. Нури. – М.: Издательство...

Вводный диктант по русскому языку для 5 класса С(К)К VII вида

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она отправляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. Откос на набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются. (66 слов)

Грамматическое задание

1 вариант – Из него бьёт подземный ключ.

2 вариант – Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга

1 вариант – подземный

2 вариант – низкий

Вводный диктант по русскому языку для 5 класса

Цель: проверка сформированности орфографических знаний и пунктуационных умений за курс начальной школы.

Форма: диктант с грамматическим заданием

Осенний лес

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие. Настоящие дни поздней осени.

В такой день идешь по лесной тропинке, а кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

Легко дышит грудь осенней свежестью. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.

Вдруг среди листьев мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой. Иначе ее найдет лисица и съест. (81 слово)

Грамматическое задание

1. В указанном предложении подчеркнуть главные члены предложения:

1 вариант – Только иногда раздается звук падающих шишек.

2 вариант – Вдруг среди листьев мелькает пестрый комок.

2. Разобрать слово по составу:

1 вариант –осенней

2 вариант –ночного

Вводный диктант по русскому языку для 6 класса С(К)К VII вида

Форма: диктант с грамматическим заданием

В глухих сосновых лесах живут, зимуют, кормятся смолистою хвоей молоденьких сосен глухари.

Глухарь – самая большая, редкостная птица в наших лесах.

Летом глухари скрываются вместе с лосями в глубоких чащобах, в моховых темных болотах. За это некоторые деревенские охотники называют глухарей,мошниками.’’ Не всякому удается увидеть в лесу глухарей, услышать весною их удивительную песню. Только самые терпеливые и умелые охотники знают, где живут, скрываются и поют глухари.

Хорошие, умные охотники берегут редкостных лесных птиц, не губят их. Они тихонько подкрадываются к ним и любуются их силой и красотой. (90 слов)

(По И. Соловьеву-Микитову)

Грамматическое задание:

1 вариант – сосновых, скрываются

2 вариант – смолистою, подкрадываются

1 вариант – глухарь

2 вариант – песню

1 вариант – Хорошие, умные охотники берегут редкостных лесных птиц, не губят их.

2 вариант – Они тихонько подкрадываются к ним и любуются их силой и красотой.

Вводный диктант по русскому языку для 6 класса

Цель: проверка сформированности орфографических знаний и пунктуационных умений за курс 5 класса.

Форма: диктант с грамматическим заданием

Кедр растет высоко в горах, ветры его набок клонят, стараются к земле наклонить. А он – высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется все выше и выше к солнцу.

На концах веток кедровые шишки висят. Орешки еще не поспели, но вокруг много зверьков и птиц живет. Кедр всех лесных жителей кормит.

Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, два-три съест, но один уронит. Утащит орешек в норку юркая мышь. Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусные орешки любит.

Поздней осенью еще больше зверьков и птиц на кедре. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас в землю. (103 слова)

Грамматическое задание:

1. Сделать разбор слов по составу:

1 вариант – кедровые, взбираться

2 вариант – поздней, собирают,

2. Произвести морфологический разбор:

1 вариант – тянется

2 вариант – уронит

3. Сделать синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусные орешки любит

2 вариант – Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас в землю.

Вводный диктант по русскому языку для 7 класса

Форма: диктант с грамматическим заданием

Небо было покрыто тяжелыми облаками, на юге стояла синеватая муть. Безветренный, неподвижный воздух замер в тишине.

Вдруг ярко блеснула молния, небо словно растрескалось и с оглушительным грохотом посыпалось на землю. Молнии ярко-белыми стрелами летели на лес, гром яростно катился по небу из конца в конец, лес ревел и бился. Дождь внезапно зашуршал по соломенной крыше и журчащими ручьями сбежал на землю. На севере громоздились удалявшиеся тучи и глухо грохотал гром. Над лесом, среди этих туч, плыл убывающий месяц. Было сыро и холодно, восток светлел. (121 слово)

(По В. Вересаеву)

Грамматическое задание:

1 вариант – синеватая, тянулось

2 вариант – неподвижный, блеснула

2. Произвести морфологический разбор:

1 вариант – розовели

2 вариант – грохотал

3. Сделать синтаксический разбор предложения:

2 вариант – Дождь внезапно зашуршал по соломенной крыше и журчащими ручьями сбежал на землю.

Вводный диктант по русскому языку для 7 класса С(К)К VII вида

Цель: проверка сформированности орфографических знаний и пунктуационных умений за курс 5-6 классов.

Форма: диктант с грамматическим заданием

Небо было покрыто тяжелыми облаками, на юге стояла синеватая муть. Неподвижный воздух замер в тишине.

Низкие лохматые тучи горели по всему небу яркими красками. Над головою тянулось и обволакивало всё небо большое облако с ярко-красными краями. Далеко на востоке нежно розовели круглые облачка, а рядом скользила и медленно нарастала черно-лиловая гряда туч.

Вдруг блеснула молния, небо словно растрескалось и с оглушительным грохотом посыпалось на землю. Молнии ярко-белыми стрелами летели на лес, гром яростно катился по небу из конца в конец, лес ревел и бился. Дождь зашуршал по соломенной крыше и журчащими ручьями сбежал на землю. Стало сыро и холодно. (99 слов)

(По В. Вересаеву)

Грамматическое задание:

1. Сделать разбор слов по составу и словообразовательный:

1 вариант – синеватая

2 вариант – неподвижный

2. Произвести морфологический разбор:

1 вариант – розовели

2 вариант – грохотал

3. Сделать синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Над головою тянулось и обволакивало всё небо большое облако с ярко-красными краями.

2 вариант – Дождь зашуршал по соломенной крыше и журчащими ручьями сбежал на землю.

Вводный диктант по русскому языку для 8 класса

Цель: проверка сформированности орфографических знаний и пунктуационных умений за курс 7 класса.

Форма: диктант с грамматическим заданием

Перед грозой

Ночь на исходе. По-прежнему кругом тишь. Стелются и как будто дремлют травы. Лепечет ветерок, шумит невдалеке речонка. Появляется желание искупаться. Не хватает сил сдерживать себя.
Песчаной дорожкой, по придорожной траве спускаешься к речке. Сердце, замирая при одной мысли о холодной воде, стучит неровно.
Ни ветерка, ни шороха. Вдруг откуда ни возьмись надвигается какой-то шум, появляется скопление черных туч. Кажется, что ничто не сможет разогнать и развеять их. Но вот внезапно налетает резкий ветрище. Вот-вот разразится гроза. Опаленные поля ждут влаги. Распускающиеся утренние цветы радостно тянутся навстречу первым каплям дождя, а раскаты грома слышатся уж где-то далеко, и гроза проходит стороной. (102 слова)
Грамматические задания.
1. Сделать морфологический разбор одного из причастий (распускающиеся, опаленные )
2. Сделать синтаксический разбор предложения: Сердце, замирая при одной мысли о холодной воде, стучит неровно.

Вводный диктант по русскому языку для 9 класса С(К)К VII вида

Цель: проверка сформированности орфографических знаний и пунктуационных умений за курс 5-8 классов.

Форма: диктант с грамматическим заданием

Малиновые горы.

Малиновые горы – один из лучших уголков Северного Урала. Особенной высотой они не отличаются, но это не мешает им составлять центр громадного горного узла. Старинное название этих гор как-то потерялось, а нынешние они получили благодаря тому, что по увалам растёт в изобилии малина. Вызревая на солнце, эта горная малина приобретает особенный вкус.

С Малиновой горы открывается прекрасный вид. Одних горных озер можно досчитать только до сотни. Эти озёра уходят далеко в благоверную башкирскую степь. Они отличаются глубиной, красиво разорванной береговой линией, массой островов, прозрачной водой и тем, что все они соединены между собой протоками, составляя один громадный резервуар, из которого берут воду уходящие в степь реки.

Вообще цепь горных озёр составляет главную красоту восточного склона Урала, являясь в то же время неистощимым запасом живой силы. (126 слов)

Грамматическое задание:

    Обозначьте морфемы в словах: рассказывают, разорванной, восточного

    Сделайте синтаксический разбор предложения: Вызревая на солнце, эта горная малина приобретает особенный вкус.

I . Задания по орфографии. 5 класс

1 вариант : выписать слова из второго абзаца текста, в котором есть разделительный ь и обозначить орфограмму;

2 вариант : выписать слова из третьего абзаца текста, в котором есть разделительный ь и обозначить орфограмму

2) Выписать слова

1 вариант: из второго абзаца с безударной проверяемой гласной в корне, подобрать к ним проверочные слова

2 вариант: из третьего абзаца с проверяемой согласной в корне, подобрать к ним проверочные слова

3) Найдите предлоги и выпишите их вместе с существительными, обозначьте орфограмму

1 вариант: из предложения: « »

2 вариант: из предложения: «

II . Задания по синтаксису.

1 вариант: выпиши из 1 абзаца 2-е предложение, 2 вариант: выпиши из 2 абзаца последнее предложение. Подчеркни главные члены.

III . Задания по морфемике.

1 вариант

2 вариант: В первом предложении 3 абзаца

Выпиши это слово, обозначь его части .

Текст диктанта

Входная диагностика в 5 классе.

Методика проведения диктанта

Текст диктанта читается три раза.

I. Целевая установка на аудирование

Учитель медленно и выразительно читает весь текст диктанта в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение не должно быть орфографическим, «подсказывающим».

Обучающиеся слушают.

На данном этапе возможно выявление и объяснение лексического значения незнакомых обучающимся слов (целесообразно спросить у обучающихся, все ли слова им понятны).

II. Целевая установка на письмо под диктовку

Текст диктанта читается по отдельным предложениям. Учитель читает

предложение. Обучающиеся слушают. Обучающиеся приступают к записи

предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Учитель

диктует предложение для записи, при необходимости разделяя его на небольшие

смысловые отрезки.

Обучающиеся записывают.

Диктуя предложение, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон,

предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать громко

и внятно, четко произнося слова.

Учитель может сообщить обучающимся о постановке неизученного

пунктуационного знака тире в предложении, а также при диктовке слов с не

изучаемыми в начальной школе орфограммами использовать орфографическое

проговаривание.

III. Целевая установка на самопроверку

По окончании записи всего текста учитель читает его снова целиком от начала до

конца, делая паузы между отдельными предложениями.

Обучающиеся проверяют написанное.

Система оценивания проверочной работы по русскому языку

При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются.

Баллы

Текст диктанта

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.

В такой день идешь по лесной тропинке, кругом тишина. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только тогда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

Легко дышится осенней свежестью. Приятно идти по мягкому ковру из листьев. Тишь и глушь в лесу.

Вдруг среди листвы мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой, а то ее найдет лисица и съест.

(80 слов)

Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов. Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка. Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл

К1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

Возможно наличие одного-двух исправлений неверного написания на верное в словах с орфограммами

Допущено не более двух орфографических ошибок (в их числе возможна одна однотипная ошибка). Возможно наличие трёх исправлений неверного написания на верное в словах с орфограммами

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора написания заключены в грамматических (в роще, в поле; колют, борются)

и фонетических (шило, жизнь; чаща, чайник) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое слово или его форму

(вода - воды; рот - ротик; головка - голова; устный - уста).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая

подобная ошибка учитывается как самостоятельная

Допущено три-четыре ошибки

Допущено пять ошибок

Допущено более пяти ошибок

К2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

Допущена одна ошибка

Допущено две ошибки

Допущено более двух ошибок

Максимальный балл

I . Задания по орфографии.

1) 1 вариант: выписать слова из второго абзаца текста, в котором есть разделительный ь и обозначить орфограмму; 2 вариант: выписать слова из третьего абзаца текста, в котором есть разделительный ь и обозначить орфограмму

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Деревьев, сучьях- 1 вариант

Свежестью, листьев- 2 вариант

Ошибки, допущенные учеником в диктанте и воспроизведённые при переписывании

предложения, не учитываются при оценивании выполнения данного задания.

Верно найдены слова, при переписывании ошибок не допущено,

Верно найдено только одно слово правильно обозначена орфограмма

Оба слова найдены неверно / не

обозначена орфограмма

Максимальный балл

2) Выписать слова

1 вариант: из второго абзаца с безударной проверяемой гласной в корне, подобрать к ним проверочные слова

2 вариант: из третьего абзаца с проверяемой согласной в корне, подобрать к ним проверочные слова

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Лесной-лес, тропинке-тропка, деревьев-дерево, древо,росы-росы, ночного-ночь 1 вариант;

Идти-иду, легко-легок, мягкому-мягок- 2 вариант

Верно найдены 3слова, при переписывании ошибок не допущено,

правильно обозначена орфограмма, подобраны проверочные слова.

Верно найдены 2 слова, правильно обозначена орфограмма и подобраны проверочные слова

Верно найдено 1 слово, правильно обозначена орфограмма и подобрано проверочное слово/ слова найдены неверно / не обозначена орфограмма, не подобраны проверочные слова

Максимальный балл

3) Найдите предлоги и выпишите их вместе с существительными, обозначьте орфограмму

1 вариант: из предложения: « На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана »

2 вариант: из предложения: « Приятно идти по мягкому ковру из листьев».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

1 вариант- на сучьях, от тумана

2 вариант- по ковру, из листьев

Верно найдены предлоги с существительными, при переписывании ошибок не допущено,

правильно обозначена орфограмма.

Верно найден 1 предлог с существительным, при переписывании ошибок не допущено,

правильно обозначена орфограмма

Предлоги найдены неверно / не выписаны имена существительные, не обозначена орфограмма.

Максимальный балл

II . Задания по синтаксису.

1 вариант: выпиши из 1 абзаца 2-е предложение, 2 вариант: выпиши из 2 абзаца последнее предложение. Подчеркни главные члены.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

1 вариант: Дни наступили пасмурные,

------- =======

тихие, без ветра.

2 вариант: На голых сучьях повисли капли

====== --------

росы от ночного тумана.

Верно обозначены главные члены предложения

Верно обозначен только один главный член предложения.

ИЛИ Наряду с верным обозначением подлежащего и

/или сказуемого теми же графическими знаками (соответственно одной или двумя чертами) подчёркнуты второстепенные члены (второстепенный член) предложения.ИЛИ Все главные члены предложения обозначены неверно / не обозначены

Максимальный балл

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Сущ гл прил

1 вариант: Дни наступили пасмурные,

Прил пр сущ

тихие, без ветра.

Пр прил сущ гл сущ

2 вариант: На голых сучьях повисли капли

Сущ пр прил сущ

росы от ночного тумана.

Отсутствие указания части речи над словом в

записанном предложении приравнивается

к ошибке

Верно определены все части речи в предложении

Допущена одна ошибка

Допущено две ошибки

Допущено более двух ошибок

Максимальный балл

III . Задания по морфемике.

1 вариант : В последнем предложении 2 абзаца найди слово, состав которого соответствует схеме

Выпиши это слово, обозначь его части.

2 вариант: В первом предложении 3 абзаца найди слово, состав которого соответствует схеме

Выпиши это слово, обозначь его части.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

В правильном ответе должно быть выписано слово и обозначены его части:

Ночного-1 вариант, осенней-2 вариант

Выписано слово, верно обозначены части слова

Выписано слово, при обозначении частей слова допущена одна ошибка

Выписано слово, при обозначении частей слова допущены две или более ошибки ИЛИ Выписан неверный ответ(слово) / слово не выписано

Максимальный балл

Отметка по

пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-9

10-15

16-18

19-20

Контрольные и проверочные работы 5 класс по учебнику Разумовской

1. Проверочная работа по фонетике и орфоэпии.

1. Охарактеризуйте следующие звуки: [х], [д], [ж] (1 вариант), [л], [к], [ш] (2 вариант).
2. Сделайте фонетический разбор слова: пятью (1 вариант), семью (2 вариант).
3. Обозначьте звуки на месте подчеркнутых букв, поставьте ударения в словах: Ильинична, термин, сорит (1 вариант), Фоминична, тире, щавель (2 вариант).
4. Перечислите буквы: не обозначающие звуков (1 вариант), обозначающие два звука (2 вариант).
5. Выпишите из орфоэпического словарика учебника пять слов, обозначая в них произношение и ударение.
6. (Для сильных учащихся). Выберите правильный ответ:
а) [с] - согласная, твердая, глухая.
б) [с] - согласный, твердый, глухой.
Обоснуйте свой выбор.
Примечание. Пятое задание проверяется учителем устно: ученик произносит слово правильно, в соответствии с пометами. Письменная форма проверки в данном случае неуместна, так как контролируется устная речь. Идеально было бы провести всю проверочную работу не прибегая к письму.

2. Диктант с орфографическими заданиями.

Проверяется сформированность навыков правописания корней слов, разделительных ъ и ь, ь после шипящих в конце слов, буквенных сочетаний типа жи-ши, чк, чн и т. д.
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.
В такой день идешь по лесной тропинке. Кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.
Легко дышит грудь осенней свежестью. Приятно идти по мягкому ковру из листьев. Вдруг среди листьев мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой. Иначе ее найдет лисица и съест.
Дополнительные задания. 1. Выпишите из текста диктанта пять слов с разными орфограммами в корне. Подчеркните их.
2. Выделите в первом абзаце безударные окончания имен прилагательных.
3. Выделите в одном-двух предложениях безударные личные окончания глаголов.
Примечание. Слова взяты из «Орфоэпического словарика» учебника. Можно разрешить ученикам пользоваться указанным словарем для справок.

3. Проверочная работа.

Цель работы - проверить умение отличать словосочетание от других сочетаний слов и умение выделять словосочетания из предложения.
1. Выпишите словосочетания, кратко объясняя свой выбор.

I вариант.

В осеннем лесу, на прогулке, шел и думал, поздним вечером, у людей, свежим ветром, бежать в школу, лежал и плакал, около меня, на мокрой террасе, на маленькой лодке, возле сарая, свежий журнал, гроза с востока, ученики писали, тихо сидеть.

II вариант.

Синие и красные, на столе, обозначить орфограмму, колючим кустарником, человек сидит, широкая степь, решил уравнение, собака лает, рубить дерево, до станции, по кустам, заплатил за проезд, ветер в лицо, расшалились дети, запотевшее стекло, лето и зима.
2. Выпишите все словосочетания из каждого предложения. Объясните свой выбор.

I вариант.

1) Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый березовый лесок.
2) Я жил на берегу моря и ловил рыбу.
3) Летом и осенью запасливые белки сушат шляпки грибов.
4) Дятел срывает с ветки шишку и достает осгрым клювом семена.
5) Давно уже незаметно поднялся и рассеялся туман над рекой.

II вариант.

1) Целое лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики.
2) В первый день щенок утащил у хозяина новый сапог и отъел кусок голенища.
3) Хозяин бить щенка не стал, а купил ему мячик.
4) Ветер дует без устали и далеко разносит созревшие семена деревьев и трав.
5) Я сидел в шалаше на берегу озера и прислушивался к крикам журавлей.

4. Изложение «Джек здоровается» и его анализ.

Цель работы: проверить умение сохранить стиль исходного текста (в частности художественный стиль речи), а также умение видеть и сохранить при пересказе типологическую структуру текста (в частности повествование с двумя вкраплениями описания).
Задания.
1. Озаглавьте текст.
2. Напишите изложение, сохраняя стиль и тип речи.
3. Отметьте на полях типы речи.
4. Подчеркните в тексте слова и выражения, с помощью которых изображается картина встречи детей и собаки.

Мы с братом Сережей ложились спать. Вдруг дверь растворилась, и вошел папа, а следом за ним большая красивая собака, белая, с коричневыми пятнами на боках. Морда у нее была коричневая, огромные уши свисали вниз.
- Папа, откуда? Это наша будет? Как ее зовуг? - закричали мы, вскакивая с постелей и бросаясь к собаке.
Папа сказал, что это охотничья собака теперь наша и что зовут ее Джек.
Пес, немного смущенный такой бурной встречей, все же дружелюбно завилял хвостом и позволил себя погладить. Шерсть у Джека была короткая, блестящая, гладкая, а из-под нее проступали сильные мускулы. Он даже обнюхал мою руку и лизнул ее мягким розовым языком.
- Джек, здравствуй! - сказал папа.
Пес подал ему лапу. Папа потряс ее и снял с колен, но Джек подал лапу опять. Так он «здоровался» раз десять. Мы весело смеялись.

(По. Г. Скребицкому).

5. Контрольный диктант и задания к нему.

Цель работы: проверить навыки правописания гласных и согласных в корнях слов, выявить уровень сформированности умения обнаруживать орфограммы, различать их, правильно подбирать проверочные однокоренные слова.

Муравей и паук

Пришел муравей к хозяину леса с просьбой наказать пастухов. Он обвинял их в том, что после еды они оставляют на земле хлебные крошки.
А хозяин леса жалел пастухов, позвал он в свидетели паука. Паук стал просить: «Не обижайте пастухов! Едят они на земле, поэтому! крошки остаются в траве. Но там они не пропадают, их поедают птицы и тем насыщаются».
Рассердился лесной хозяин на муравья и безжалостно спихнул его с большой высоты вниз.
С той поры муравей от падения с высоты посередине тонок.

(По Ф. Якобсону).

Примечание. Правописание слов поэтому, вниз, посередине разъясняется устно по ходу диктанта.

1. Укажите графически, есть ли орфограмма в слове наказать (I вар.); обвинял (II вар.).
Напишите, почему вы так считаете.
2.Вспомните, какие виды орфограмм в корне вы знаете. Запишите по одному примеру на разные случаи (каждый пример пишите на отдельной строке).
3. Запишите по два-три однокоренных слова к глаголу обвинял (I вар.); обижают (II вар.). Выделите корень.

6. Контрольный диктант (для сильного класса)

Бриз усилился, мощь ветра нарастала, и судно побежало быстрее. Казалось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда чувствует опасность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушивался. Вдруг ухо уловило необъяснимый, отдаленный шум. Шум приближался, усиливался и скоро обратился в яростный рев.
Резкий порыв ветра налетел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно повалился на левый борт. Ковалев не удержался на ногах и полетел в люк, увлекая за собой боцмана, на палубе что-то грохотало, звенело, трещало и стонало. Казалось, что судно разъединится надвое. (По Б. Житкову).
Примечание. Во время диктанта разъясняется написание слова нарастала.

1. Выберите любые два слова с орфограммой в корне, подберите однокоренное проверочное слово (если есть).
2. Образуйте форму 2-го л. ед. ч. от глагола увлекаться (I вар.); сдружиться (II вар.).

7. Контрольная работа по орфографии.

Цель работы: проверить умение учащихся без ошибок списывать тексты и обнаруживать орфограммы в корнях слов, а также знание видов написаний в корнях слов.

1. Прочитайте выразительно. (Текст читают несколько разные ученики.)

I вариант.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.

II вариант.

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла...

(Время выполнения задания десять минут.)
2, Выпишите столбиком слова с орфограммой в корне. Выделите корень, нужную букву подчеркните.
Ожидаемый результат:
1 вариант 2 вариант
час молодица
обеда царица
приближался стройна
(по) двору бела
богатырей взяла

8. Контрольное сочинение на тему «Знакомьтесь: мой Друг... (кот Мурзик, попугай Кеша и т. п.)».

Цель работы - проверить, умеют ли школьники, вдумываясь в формулировку темы:
1) уточнить основную мысль и отобрать содержание высказывания так, чтобы тема сочинения была раскрыта, а основная мысль передана;
2) выбрать соответствующую теме и основной мысли форму изложения (ведущим типом речи в сочинении должно быть описание предмета с включенными в него фрагментами повествования и рассуждения);
3) выбрать нужный стиль речи (художественный) и использовать в сочинении языковые средства, помогающие: а) нарисовать словом картину, б) передать свое отношение к предмету речи;
4) правильно строить текст типа описания предмета, используя в «новом» для обозначения признаков предмета не только имена прилагательные, но и глаголы, существительные со значением признака, определительные словосочетания, а в «данном», предупреждая лексический повтор, слова со значением части целого, местоимения, контекстные синонимы

9. Контрольная работа по морфологии, орфографии и орфоэпии.

Цель работы: проверить, в какой степени ученики владеют умениями:
1) опознавать в тексте имя существительное, имя прилагательное и глагол (последние две части речи на уровне начальных классов);
2) определять известные им морфологические признаки указанных частей речи.

1. Перепишите текст своего варианта, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
2. Обозначьте в тексте имена существительные (буквой с.), имена прилагательные (буквой п.), глаголы (буквой г.).
3. Выпишите выделенные в тексте слова и охарактеризуйте их как части речи.
4. Найдите в тексте пример слова, при произношении которого часто встречаются ошибки, сделайте фонетический и орфоэпический разбор этого слова в письменной форме.

I вариант.

Маслята - н..род исключительно дружный. Где один, там и еще п..ток. Да разве п..ток! Дли(н, нн)ые вереницы прячут(?)ся в зелен..й траве, то красновато-бурые, то красноватые. Пока среза..шь одну вереницу, увидишь новые там, по всей опушк.., (не)знаешь, на что см..треть, с чего начинать - разбегают(?)ся глаза.
Из-под земли маслята выл..зают одни из первых, уже в начал.. июня их можно собирать. Потом, когда нач(?)нется настоящее разногрибье, маслятами как-то пренебрегают, и, между прочим, зря.
Масленок один из самых вкусных качественных грибов. (В. Солоухин)

II вариант.

Что к..сает(?)ся меня, то я с удовольствием бываю в осиновых л..сах. Я (не)хочу сказать, что краснолесье хуже, но красив и осиновый лес, как освещенный бледно-зелен..м светом.
С первым дыханием осей., до неузнаваемост.. преобража..т(?)ся матово-зеленая и сероватая листва осин. Откуда-то б..рет(?)ся в листве яркая полная краска, киноварь. Точно каждый лист нак..лился на огне до ярк..й красн..ты, и вот теперь все горит н светит(?)ся.

(В. Солоухин).

10. Изложение

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.
- Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный - желтый, стеклянный, а другой большой белый из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдается...
Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...

(По В. Драгунскому).

1. Напишите изложение от 3-го лица (мальчика зовут Дениской), сохраняя стиль и тип речи.
2. Дополните пересказ собственным рассуждением «Правильно ли поступил Дениска, раздумав тренироваться на мишке?»

11. Контрольный диктант

Из деревьев первой зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.
Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечётки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.
Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают. Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».
Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней. Это растение нужно беречь.

(По И. Балбышеву).

Дополнительные задания.

1. Подчеркните члены предложения. Выпишите и обозначьте все словосочетания из: первого предложения (I вар.); второго предложения второго абзаца (II вар.).
2. Выпишите из второго абзаца слова по группам: все имена существительные; все имена прилагательные; все глаголы.
3. Разберите по составу: переносится (I вар.); разлагаются (II вар.). Какое грамматическое значение имеет окончание в этом слове?
4. Дайте определение: тире и дефиса (I вар.); антонимов и синонимов (II вар.).
Образец. Тире - это... Синонимы - это... дайте письменный фонетический и орфоэпический разбор одного и того же слова. Слово из диктанта выберите сами.

II вариант.(Контрольное списывание для класса со слабой подготовкой.)

Примечание. Оценка ставится более строго, чем при проверке диктанта, так как это списывание недеформированного текста.
Мы стали подплывать к другому, отлогому берегу. Белые, чистые пески с грядами гальки широко расстилались перед нами. Один из гребцов соскочил в воду и привязал лодку к причалу. Тут мой язык уже развязался, и я с большим любопытством стал расспрашивать обо всем.
С нами в лодке был ковер и подушки, мы положили их на сухом песке. Мать боялась сырости и прилегла на них. Меня отец повел набирать камешков, от которых я пришел в в восхищение. В карете нашей было много дорожных ящиков, один из них мать очистила и отдала в мое распоряжение, и я с большим старанием уложил свои сокровища.

(По С. Аксакову).

Дополнительные задания.

1. Объясните правописание гласного звука в корне слова: прив..зал (I вар.); развивался (II вар.).
2. Затранскрибируйте слово, указанное в первом задании (по вариантам). Подсчитайте и запишите количество звуков и букв.
3. Подберите антоним к слову, указанному в первом задании (по вариантам).
4. Что можно сказать о слове, имеющем окончание -ишь (I вар.), -ешь (II вар.)?
5. Составьте схему предложения и объясните знаки препинания: последнее предложение первого абзаца (I вар.); первое предложение второго абзаца (II вар.).
Образец. Тире - это... Синонимы - это... дайте письменный фонетический и еский разбор одного и того же ово из диктанта выберите сами.