Синтаксический разбор простого предложения. Открытый урок на тему: «Синтаксический разбор сложного предложения В простом предложении

План - конспект урока по теме: « Синтаксический разбор простого предложения " в 5 «А» кл.
Цели урока:

  1. научить правильно выполнять синтаксический разбор простого предложения;

  2. закрепить знание классификаций предложений по цели высказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения;

  3. проверить умение ставить знаки препинания при однородных членах предложения, обращении.

Оборудование: листочки с заданиями, учебник, Толковый словарь.

Ход урока.


  1. Оргмомент.

  1. ^ Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке вы учились писать дружеское письмо. Сегодня мы послушаем ваши письма, которые вы адресовали своим друзьям. (чтение 1-2 писем)

А какие ещё виды писем вы знаете?

Молодцы, вы справились с домашним заданием. (В конце урока нужно сдать письма на проверку)

^ 3. Словарный диктант.

(1 ученик). Цветочный аромат, косматые дожди , потемнеть от сырости, наслаждаться пейзажем ( определить способ связи словосочетаний )

(2 ученик ) бегущая вдоль реки тропинка, одинокие золотые березки,серьёзная опасность, удивительный урожай моркови и капусты.(выполнить морфемный разбор слов: одинокие, удивительные; написать слово: бегущая в транскрипции.)

4 Орфоэпическая минутка. . Задание записано заранее на доске(выходит ученик и ставит ударение в словах, весь класс делает запись в словарик)

^ Квартал,щавель,банты, звонишь,торты,свитер, углубить, упростить.

5 Физминутка. ( проводит ученица 5 кл )

Яблоня в моём саду

Гнётся сильно на ветру.

^ Наклонилась вправо, влево,

Покачаться захотела: 1, 2, 3, 4, 5.

Ветки вниз и вверх опять!

И вперёд их протянула.

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька уснёт.

6 Фронтальный опрос

Игра «Кто быстрее»


    - Назовите предложения по цели высказывания (П овествовательное, п обудительное, в опросительное)

    В побудительном предложении содержится совет, просьба, приказ, пожелание. (пример)

    - В повествовательном предложении содержится сообщение.(пример)

    - В вопросительном предложении содержится вопрос.(пример)

    Предложение по эмоциональной окраске может быть восклицательным и невосклицательным

-Подлежащее и сказуемое- это грамматическая основа.

    - По наличию грамматических основ предложения бывают - односоставными и двусоставными.

    - По наличию второстепенных чл. предложения -распространённые и нераспространённые. (пример)

7 . Объяснение нового материала.

    - Тема нашего урока «Синтаксический разбор простого предложения».

    Ребята, попытаемся сформулировать цели нашего урока, опираясь на тему. (Дети самостоятельно определяют цели урока)

    Ребята, дайте определение простого предложения.

    А какое вы ещё знаете предложение по наличию грамматической основы? Чем сложное предложение отличается от простого?)

- Давайте вспомним этапы проведения синтаксического разбора предложения. Откройте учебники н а с. 89 пар. 44

  1. ^ Закрепление материала.

    1 задание (На доске заранее крепятся в виде осенних листочков карточки с заданием)

- А теперь, ребята, представьте, что мы в лесу и нам нужно собрать листья для гербария.

- Ребята, а что такое гербарий? (один из учеников самостоятельно смотрит Л.З. слова «Толко вый словар ь » С.И. Ожегов, зачитывает вслух.)

- Но это необычные листочки, а с заданием по орфографии и пунктуации.
(4 ученик а выходят к доске , с нимают листочки и выполняют самостоятельно).

Только один ученик берёт листочек и выполняет задание вместе с классом. (^ Нужно вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор предложения)

1 Берег п...крывали к...мыши и осока.

^ 2 В саду растут и вишни и ябл...ни и груши.

3 Дуб теплолюбивое дерево.

4 Со...нце светит но (не) греет.

5 Ребята берегите природу!
После выполнения ученики у доски осуществляют взаимопроверку.

2 задание. (На доске заранее написаны отдельные слова. Нужно ученикам так переставить слова, чтобы получились предложения, затем их разобрать.) Два ученика выполняют это задание у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.
Маленькие рыжики, на еловом, белочка, сучке, подосиновики, сушить, развесила.(На еловом сучке белочка развесила сушить подосиновики, маленькие рыжики.)
Снег, выпадет, землю, глубокий, накроет, и, покрывалом белым.(Выпадет глубокий снег и накроет землю белым покрывалом.)

9. Подведение итога.


    Учащиеся подводят итог урока.
Учитель комментирует работу в классе, выставляет оценки.
10. Домашнее задание. Выучить порядок синтаксического разбора параграф 44, упр 217.

Краткосрочный план урока Предмет Класс Дата Тема Общие цели Результаты обучения Результаты обучения для учеников (А) Результаты обучения для учеников (В) Результаты обучения для учеников (С) Ключевые идеи Ссылки Реквизиты(ресурсы) Этапы (Время) Начало занятия (3 минут) Русский язык 6 «А» 5.05.2016 г. Синтаксический разбор сложного предложения Знать синтаксический разбор сложного предложения. Уметь делать синтаксический разбор сложного предложения. Знают и умеют делать синтаксический разбор сложного предложения. Знают и умеют делать синтаксический разбор сложного предложения. Умеют самостоятельно анализировать, синтезировать и сравнивать простые предложения в составе сложного предложения.. Знают и умеют делать синтаксический разбор сложного предложения. Умеют устно и письменно выполнять синтаксический разбор. Знают и умеют делать синтаксический разбор сложного предложения. Развивать связную речь, память и мышление. ГОСО, учебная программа, учебник. Таблицы, бумага формата А­4, карточки с заданиями, стикеры, постер,разные канцелярские товары необходимые для творческой работы учащихся. Действия учителя Действия учеников Оценивание Ход урока 1.Приветствие 2.Психологический настрой. Треннинг: «Приветствие». 1.Приветствуют учителя 2.Ходят по классу, здороваются друг с другом за руки: «Здравствуй», «Привет», «Как твои дела?» и т.д. Хвалят, говорят друг другу комплименты. Словесное поощрение учителем. Проверка домашнего задания (7 минут) Упр. 10 Прием «Толстые и тонкие вопросы»­ вопросы по пройденным материалам. Дети отвечают Введение в тему (8 минут) Реализация цели занятия (8 Разберите эти предложения по членам: Дети делают разбор по членам предложения 1.Белый пар по лугам расстилается. 2.В зеркало залива сонный лес глядит, в чаще молчаливой темнота лежит. Порядок разбора: Словесное поощрение учителем. Словесное поощрение учителем. Дети читают и делают синтаксический разбор сложного предложения. Формативное оценивание «Большой палец» минут) 1. Вид предложения по цели высказывания. 2. Является ли предложение восклицательным. 3. Простое или сложное предложение. Простое предложение: 4. Распространённое или нераспространённое. 5. Главные и второстепенные члены предложения. 6. Однородные члены предложения (если они есть). 7. Обращение (если оно есть). Сложное предложение: 4. Части сложного предложения, их основы. 5. С помощью союзов или без союзов соединены части сложного предложения. Образец письменного разбора предложения простого: Белый пар по лугам расстилается. (И. С. Никитин.) сложного: В зеркало залива сонный лес глядит, в чаще молчаливой темнота лежит. Физминутка (3 минуты) Реализация цели занятия (15 минут) (И. С. Никитин.) Разминка 1. Первое и третье предложения разберите письменно, остальные устно. 1. Солнце стояло ни..ко на бледно­ясн..м небе. 2. От деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали1 длинные тени. 3. Солнце уже довольно высоко ст..яло на чист..м небе, но поля ещё бл..стели росой. 4. Сырая земля упруга под ногами, высокие сухие былинки не шевелятся, длинные нити блестят на побледневшей траве. (И. С. Тургенев.) Обозначьте звуки на месте выделенных букв. 2. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Разберите письменно предложения. Сделайте синтаксический разбор предложения. 1. Мы входим ост..рожно в лес ранн..м утром. 2. От земли поднима..тся лё..кая дымка тумана а на каждой иголк.. сосны на каждом листочк.. б..рёзы на каждой травинк.. кие др..жат маленькие и нежны.. капельки воды. Домашнее задание (1 минута) Рефлексия (2 минут) Д/З упр. по выбору. Дети записывают в дневники Что вам понравился? Какие у тебя есть вопросы по новой теме? Дети отвечают Формативное оценивание

План — конспект урока по теме: « Синтаксический разбор простого предложения " в 5 «А» кл.

Цели урока:

  1. научить правильно выполнять синтаксический разбор простого предложения;
  2. закрепить знание классификаций предложений по цели высказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения;
  3. проверить умение ставить знаки препинания при однородных членах предложения, обращении.

Оборудование: листочки с заданиями, учебник, Толковый словарь.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке вы учились писать дружеское письмо. Сегодня мы послушаем ваши письма, которые вы адресовали своим друзьям. (чтение 1-2 писем)

А какие ещё виды писем вы знаете?

Молодцы, вы справились с домашним заданием. (В конце урока нужно сдать письма на проверку)

3. Словарный диктант.

(1 ученик) . Цветочный аромат,косматые дожди, потемнеть от сырости, наслаждаться пейзажем ( определить способ связи словосочетаний )

(2 ученик ) бегущая вдоль реки тропинка, одинокие золотые березки,серьёзная опасность, удивительный урожай моркови и капусты.( выполнить морфемный разбор слов: одинокие, удивительные; написать слово : бегущая в транскрипции.)

4 Орфоэпическая минутка. . Задание записано заранее на доске(выходит ученик и ставит ударение в словах, весь класс делает запись в словарик)

Квартал,щавель,банты, звонишь,торты,свитер, углубить, упростить.

5 Физминутка.( проводит ученица 5 кл)

Яблоня в моём саду

Гнётся сильно на ветру.

Наклонилась вправо, влево,

Покачаться захотела: 1, 2, 3, 4, 5.

Ветки вниз и вверх опять!

И вперёд их протянула.

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька уснёт.

6 Фронтальный опрос

Игра «Кто быстрее»

  1. - Назовите предложения по цели высказывания (Повествовательное, побудительное, вопросительное)

В побудительном предложении содержится совет, просьба, приказ, пожелание. (пример)

- В повествовательном предложении содержится сообщение.(пример)

- В вопросительном предложении содержится вопрос.(пример)

Предложение по эмоциональной окраске может быть восклицательным и невосклицательным

Подлежащее и сказуемое- это грамматическая основа.

  1. - По наличию грамматических основ предложения бывают — односоставными и двусоставными.

- По наличию второстепенных чл. предложения -распространённые и нераспространённые. (пример)

7 . Объяснение нового материала.

  1. - Тема нашего урока «Синтаксический разбор простого предложения».

Ребята, попытаемся сформулировать цели нашего урока, опираясь на тему. (Дети самостоятельно определяют цели урока)

Ребята, дайте определение простого предложения.

А какое вы ещё знаете предложение по наличию грамматической основы? Чем сложное предложение отличается от простого?)

- Давайте вспомним этапы проведения синтаксического разбора предложения. Откройте учебники на с. 89 пар. 44

  1. Закрепление материала.

1 задание (На доске заранее крепятся в виде осенних листочков карточки с заданием)

А теперь, ребята, представьте, что мы в лесу и нам нужно собрать листья для гербария.

Ребята, а что такое гербарий? (один из учеников самостоятельно смотрит Л.З. слова «Толковый словарь» С.И. Ожегов, зачитывает вслух.)

Но это необычные листочки, а с заданием по орфографии и пунктуации.

(4 ученика выходят к доске, снимают листочки и выполняют самостоятельно).

Только один ученик берёт листочек и выполняет задание вместе с классом. (Нужно вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор предложения)

1 Берег п...крывали к...мыши и осока.

2 В саду растут и вишни и ябл...ни и груши.

3 Дуб теплолюбивое дерево.

4 Со...нце светит но (не) греет.

5 Ребята берегите природу!

После выполнения ученики у доски осуществляют взаимопроверку.

2 задание. (На доске заранее написаны отдельные слова. Нужно ученикам так переставить слова, чтобы получились предложения, затем их разобрать.) Два ученика выполняют это задание у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.

Маленькие рыжики, на еловом, белочка, сучке, подосиновики, сушить, развесила.(На еловом сучке белочка развесила сушить подосиновики, маленькие рыжики.)

Снег, выпадет, землю, глубокий, накроет, и, покрывалом белым.(Выпадет глубокий снег и накроет землю белым покрывалом.)

9. Подведение итога.

  1. Учащиеся подводят итог урока.

Учитель комментирует работу в классе, выставляет оценки.

10. Домашнее задание. Выучить порядок синтаксического разбора параграф 44, упр 217.


Тема урока: Синтаксический разбор простого предложения

Цели:

1) познакомить с порядком синтаксического разбора

простого предложения;

2) формировать умение производить синтаксический

разбор (устный и письменный) простого предложения;

3) активизация умений излагать свои мысли чётко и лаконично;

4)воспитание внимания к слову через конструирование

предложений;

5) повторение изученного материала по теме «Синтаксис», частей речи, изученных орфограмм, пунктограмм;

6) формировать представление о здоровье как одной из главных

ценностей человеческой жизни.

Приёмы ТРКМ : 1. Приём « Верные - неверные утверждения»

3. Приём «Тонкие и толстые вопросы»

4.Приём «Лови ошибку»

5.Приём «Найди соответствия»

6.Кластер

Форма работы : 1.Фронтальная

2. Индивидуальная

3. Парная

Ход урока.

1. Орг. момент .

Здравствуйте, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

улыбки подарим гостям,

к уроку готовы?

Тогда за работу, удачи желаю я вам!

Молодцы! Все улыбнулись! А вы знаете, что улыбка-это лучшая таблетка для здоровья?

У вас на партах лежат смайлики, они вам тоже будут улыбаться и помогать поддерживать хорошее настроение на уроке.

Возьмите смайлик в руку и поднимите вверх.

Пусть на уроке вам сопутствует успех!

Запишите число, классная работа.

2.Стадия вызова. Актуализация знаний.

А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а чего не знаете.

Я буду задавать тонкие вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.

Приём «Верные и неверные утверждения», « Тонкие и толстые вопросы»

    Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)

    Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)

    Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)

    Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)

Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)

А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам?

Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору

простого предложения.)

Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

Кроме того мы должны повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис».

А помогут нам в этом загадки, пословицы, поговорки и тексты о здоровом образе жизни. Проходить наш урок будет под девизом: « Здоровым будешь- всё добудешь». Как вы понимаете эту пословицу, ребята? (если будешь здоровым, не будешь болеть, то сможешь учиться, работать, и всё у тебя будет)

3. Словарно- орфографическая работа.

А сейчас мы с вами поиграем в «Орфографический футбол». Я вам буду загадывать загадки, а вы запишете ответы через запятую. Будьте внимательны, не пропускайте гол в свои ворота, т.е. не допускайте ошибок.

1. Зеленый луг,
Сто скамеечек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих -
Рыбацкие сети. (стадион)

2. - Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел!
Мы играем в...(волейбол)

3. Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (велосипед)

4. Лента, мяч, бревно и брусья,

Кольца с ними рядом.

Перечислить не берусь я

Множество снарядов.

Красоту и пластику

Дарит нам... (гимнастика)

5 . В этом спорте игроки

Все ловки и высоки.

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать.

Мячик звонко бьет об пол,

Значит, это... (баскетбол)

6 . В честной драке я не струшу,

Защищу двоих сестер.

Бью на тренировке грушу,

Потому что я... (боксер)

7 . Вот спортсмены на коньках

Упражняются в прыжках.

И сверкает лед искристо.

Те спортсмены - ... (фигуристы)

8. И мальчишки, и девчонки

Очень любят нас зимой,

Режут лед узором тонким,

Не хотят идти домой.

Мы изящны и легки,

Мы - фигурные... (коньки)

Взаимопроверка. Я надеюсь, вы не пропустили ни одного гола в свои ворота.

- Ребята! На какую орфограмму мы написали слова?(непроверяемые гласные и согласные в корне слова) А какие слова лишние? К каким словам можно подобрать проверочное слово? (боксёр, коньки) А какой общей темой объединены эти слова? (спорт) Какую роль он играет для здоровья человека? Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет? (правильно, заниматься спортом) Запишите предложение

Мы будем чаще закаляться, спортом заниматься!

4.Объяснение нового материала.

Составление кластера.

Синтаксический разбор записанного предложения. Характеристика предложения.

(Побудительное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми) Построение схемы.

5.Части речи

А теперь проверим, как вы знаете части речи, ведь предложения и словосочетания состоят из слов, выраженных разными частями речи.

У какого слова неправильно определена часть речи?

1) Оздоравливает – глагол в форме настоящего времени;

2) И- предлог

3) Хороший – имя прилагательное;

4) Смех – имя существительное. Ответ: 2

6. Отправляемся на поиск предложений. Работа в парах.

У вас на партах лежат листочки со схемами. А на слайде вы видите предложения. Найдите предложение к своей схеме.

1. Мы растём смелыми, на солнце загорелыми.

2. От простуды и ангины вам помогут витамины.

3. Зарядку делай каждый день, пройдёт усталость, вялость, лень!

4. Будем закаляться, спортом заниматься!

5. Ты любишь играть в футбол?

6. Воздух, солнце и вода –наши лучшие друзья.

Запишите найденные предложения и произведите синтаксический разбор. У доски 1 человек (напарник делает в тетради, а потом проверяет у доски)

7. Работа в парах.

У вас на партах есть конверты, откройте их и составьте из слов предложения так, чтобы получились пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Работаем в парах (1 предложение на стол)

1. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
2. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

3.Здоровье дороже богатства.
4. Чистота - залог здоровья.

5.Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём.

6. Хороший смех оздоравливает душу.

Запишите получившиеся предложения и разберите синтаксически. У доски 1 человек работает по карточке –разбор слов по составу: чистота, зарядка.

8. Физкультминутка

Сейчас мы с вами проведѐ м физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из синтаксиса, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.

Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису, поднять руки вверх, если же к другим разделам языка – опустить руки вниз.

Приставка, грамматическая основа, словосочетание, корень, основа слова, запятая, обстоятельство, тире, суффикс, предложение, обращение, буква.

9. Приём «Лови ошибку»

Исправить ошибки в употреблении слов в данных предложениях.

У Пети смех заразный. Грипп – болезнь заразительная.

Запишите предложения в исправленном виде. Объясните постановку тире во 2 предложении.

10. На наше здоровье влияет и наш рацион. Исключите из ежедневного меню макароны, плюшки, конфеты, а оставьте как можно больше овощей и фруктов. Послушайте, что говорится в одном их стихотворений? Выразительное чтение стихотворения.

Чудо-огород.
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".

Почему нужно есть как можно больше фруктов и овощей, ребята?

Задания: 1) найдите предложения, осложнённые однородными членами предложения;

2) Составьте простое предложение с однородными членами и обобщающим словом. На огороде растут овощи: редис, салат, капуста, помидоры.

2) начертите схему

3. Стадия «Рефлексия»

11. Работа с текстом. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор одного предложения. (Звучит спокойная музыка, звуки живой природы).

1. Музыка лечит.

Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение 4 . А пл…хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека.

От х…рошей музыки даже р…стения быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть, п…гибнуть.

2. Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет, снимает пс…хическое напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка, шум моря, г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение.

Или дать тест? Или 1 ряду текст, в 2 ряду – тест?

Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! На память о нашем уроке у вас останутся смайлики, на обратной стороне которых вы найдёте мои пожелания вам.

Урок окончен, всем спасибо!