Мы вошли в лес освещенный лучами осеннего. Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. П.Чесноков. Сообщение темы урока

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой

красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Выписать причастия
указать род число и падеж

Люди,будте добры помогите.(срочно) 1Люди,будте добры помогите.(срочно) 1 Задание) В каком слове есть приставка? 1) (под) сосной 2) (под) домом 3)

(под) сказка 4) (под) окном. 2 задание) В каком ряду приведены синонемы (слова,близкие по значению)? 1) бояться,биться,сбиться 2) сражаться,сражение,сразиться. ь 3) мужество,смелость,храбрость. 4) врач,терапевт,медсестра. 3 Задание) Перечисли по порядку цифры,на месте которых должны стоять запятые. Я карандаш с бумагой взял,нарисовал дорогу (1) на ней быка нарисовал (2) а рядом (3) с ним корову. (С.Михалков) _______________ Сколько сказуемых в предложении,в котором ты расставила запятые? 4 Задание) Прочитай текст. (А) Переехал Нюра на новую квартиру в другой район города. (Б) Жаль ей было расставаться со старой школой,особенно с подружкой Валей. (В) В новой школе Нюра никого не знала,поэтому на уроках она ни к кому не оброщалась и к ней никто. (Г) Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает: ___ Ты ещё не с кем не дружишь? После какого предложения в тексте должно идти предложение (запиши букву)? Всё присатривалась Нюра к учительнице,к школьникам, к классу. _______________________

Задание 4: Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ… . Не пряч…тесь от природы выйдите на улицу. Ощутите как скрипуч… снег проверьте скорость лыж… . Из-за туч… все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч. Ему невтерпеж… растопить лед на скатах крыш… и увидеть как бьет из-под земли ключ… . Это не блаж… . Ведь весна уже не мираж… а реальность. Нельзя пренебреч… законами природы. И совсем скоро распахнутся настеж… окна соседних дач… . Именно такими мыслями увлекае…ся, рассматривая картину Юона «Конец зимы. Полдень».

Задание: вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте запятые, укажите виды связи предложений.

Сейчас миллионы людей слушают радио включ..ют телевизоры б..рут в руки газеты чтобы узнать всё чем живёт наша страна наша планета.
Для того чтобы пон..мать всё что пр..исходит в окружающем мире для того чтобы и нас понимали те с кем мы обща..мся мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако н..()чего закрывать глаза на то что очень часто мы говорим н..()брежно и пиш..м кое()как. Если наша реч.. н..()понятна собеседнику как л..гко наши слова могут быть перет..лкова(нн/н)ы на другой лад! От того точно ли выража..м мы свою мысль свободно ли владеем речью зависит буд..м ли мы правильно поняты.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Упражнение 1 .

В тексте выделитежирным шрифтом страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикскрасным цветом.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Упражнение 2.

Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выделите в тексте краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол (в скобках), от которого образовано данное причастие.

Живем очень хорошо. Дом всегда прибран (ПРИБРАТЬ), белье выстирано (ВЫСТИРАТЬ) и выглажено(ВЫГЛАДИТЬ) . В комнате очень уютно: пол застелен (ЗАСТЕЛИТЬ) ковром, шторы накрахмалены (НАКРАХМАЛИТЬ) и обшиты (ОБШИТЬ) оборочками, стены украшены (УКРАСИТЬ) картинами. Цветы вовремя политы(ПОЛИТЬ) и подкормлены(ПОДКОРМИТЬ) .

Книги разложены(РАЗЛОЖИТЬ) по полочкам. Игрушки бывают разбросаны(РАЗБРОСАТЬ) , но вечером они всегда собраны(СОБРАТЬ) испрятаны(СПРЯТАТЬ) в специальные ящики.

Наши дети вымыты(ВЫМЫТЬ) , обстираны(ОБСТИРАТЬ), причесаны(ПРИЧЕСАТЬ) . Носики у них всегда вытерты(ВЫТЕРЕТЬ) , банты и шнурки завязаны(ЗАВЯЗАТЬ) . Девчонки наряжены(НАРЯДИТЬ) и накрашены(НАКРАСИТЬ) . Мальчишки одеты(ОДЕТЬ) и обуты(ОБУТЬ) .

Упражнение 3.

Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.

Упражнение 4 .

Расставьте знаки препинания. Обозначьте причастные обороты (волнистой линией).

1) Наступает золотая осень, приносящая дожди . 2) Река, огибавшая берег , уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду, струящуюся между пальцев . 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья, кружащиеся в воздухе , падают на землю.

Упражнение 5.

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить – НАКОРМИВШИЙ, НАКОРМЛЕННЫЙ,

Насаждать – НАСАЖДАЮЩИЙ, НАСАЖДАВШИЙ, НАСАЖДАЕМЫЙ,

Раскаяться – РАСКАЯВШИЙСЯ

Обидеть – ОБИЖЕННЫЙ. ОБИДЕВШИЙ

Оберегать – ОБЕРЕГАЮЩИЙ, ОБЕРЕГАВШИЙ, ОБЕРЕГАЕМЫЙ.

Упражнение 6 .

Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего (ДЕЙСТ., НАСТ., БРОСАТЬ)звуки взрывным водопадом, журчащего (ДЕЙСТ., НАСТ. ЖУРЧАТЬ) неуловимым ручейком, исполненного (СТРАД. ПРОШ. ИСПОЛНИТЬ) говоров дремучего леса, шуршащего (ДЕЙСТ, НАСТ, ШУПШАТЬ) степными ковылями, поющего (ДЕЙСТ, НАСТ. ПЕТЬ) ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего (ДЕЙСТ, НАСТ. СИЯТЬ) серебряными разливами полноводных рек, втекающих (ДЕЙСТ. НАСТ. ВТЕКАТЬ) в синее море, - из всех несосчитанных (СТРАД.. ПРОШ. СОСЧИТАТЬ) самоцветов этой неисчерпаемоЙ (СТРАД. НАСТ, НЕ ИСЧЕРПАТЬ) сокровищницы языка живого, сотворенного (СТРАД., ПРОШ. СОТВОРИТЬ) и, однако же, без устали творящего (ДЕЙСТ, НАСТ, ТВОРИТЬ) больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

Работа с текстом

Осень раскраше,(н,нн)ая в яркие цвета (не) заставила себя ждать. Деревья одетые в нарядный убор чинно стоят в ряд. Птенцы окрепшие за лето приготовились к первому перелету на юг. (Не) перестающие лить дожди 1 зарядили надолго. Свинц..вое небо нависш.. 3 над землей кажется, давит на тебя. Солнце так ярко светивш.. летом теперь редко появляет(?)ся из-за туч. Пожелтевшие 2 на ветках деревьев листья осыпают(?)ся 2 на землю. Накопившие за лето жир животные готовят(?)ся к зимней спячке. На небе можно увидеть стаи гусей и уток летящ.. в теплые страны. Осень радующ.. нас своими красками - любимая пора многих поэтов 4 .

Работа с текстом

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите причастные обороты. Выполните разборы

Мы вошли в лес освещённый лучами осеннего солнца. Расчищенная 3 дорожка вела к (не)угомонному морю. Мы часто останавливались пораж..(н, нн)ые яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевш.. 2 траве лежали опавшие листья. Берёзы как будто окута(н, нн)ы золотистой 2 листвой сверкавшей на солнце 4 . Очень красивы клёны одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья тихо падающие на землю. Дорожки пустынны но на них лежат листья 1 печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача окруж..(н, нн)ая деревя(н,нн)ым выкраше(н, нн)ым масля(н, нн)ой краской забором.

Работа с текстом

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите причастные обороты. Выполните разборы

Полна оч..рования (не) забываемая пора з..л..той осени. Лучи солнца посылают свой последний привет еще (не) остывшей земле. Все чаще небо затягивает 2 , и (не) расходящиеся тучи скрывают солнце. Ночью осень серебрит ин..ем землю прихватывает (не) окрепшим ле(д;т)ком лужи 4 . Чудесна п..литра осе(н;нн)их деревьев. Пурпурные листья чередую(т;ть)ся с з..л..том кленов и яркой зеленью (не) стареющей крушины. Пестрая карусель опадающих 3 листьев цветным к..вром ложи(т;ть)ся на поляны (не) озаренные лучами солнца. Все чаще дует ветер. И это уже (не) ласкающее летнее дуновение, а х..л..дные предзимние порывы. Воздух наполнен ни (с) (чем) (не) сравнимым ар..матом увядающей 2 травы. Все так сказочно прекрасно, что пр..бл..жение суровой зимы (не) ощутимо.

Работа с текстом

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите причастные обороты. Выполните разборы

В отличие от журавлей живущ_х на глухих (не)доступных болотах цапли обычно гн..здятся у берегов рек. Широкие сплете..ые из толстых прутьев гнезда цапли устра..вали на самых высоких вершинах вековых сосен. Однажды в бурную ветр..ую погоду из гнезда выпал оперившийся но еще (не)умевший летать пт..нец.

Работа с текстом

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите причастные обороты. Выполните разборы.

Не) обычная пора в природе наступает 4 .

(Не) греющее солнце нас лучами (не) ласкает.

Все чаще льет (не) прекращающийся дождь,

Уже (не) долог день, зато длиннее ночь.

И тишина (не) нарушаемая 3 птичьим пением

нас грустью наполняет омрачает настроение.

Работа с текстом

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите причастные обороты. Выполните разборы

Осенний лес.

Работа с текстом

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите причастные обороты. Выполните разборы

1. Что(то) грус..ное, прощальное слышит(?)ся и вид..т(?)ся в осе(н, нн)ем лесу наполне(н, нн)ом тишиной. 2. Идеш.. по такому лесу расцвече(н, нн)ому 2 красками и поэтическим чувством наполняет(?)ся душа. 3. Бабьим летом называли на деревне это осе(н, нн)ее краткое время. 4. Прозрачен и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. 5. Ещё цветут осе(н, нн)ие поз..ние цветы. 6. Готовят(?)ся к отлету певчие птицы. 7. Иногда затр..щит в лесу дрозд застучит дятел сидящий 3 на сухом дереве. 8. Еще зеленый стоит на краю леса старый развесистый дуб роняющ.. на землю спелые желуди 4 .

Работа с текстом

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите причастные обороты. Выполните разборы

1. Спишите текст. Расставьте пропущенные орфограммы. Выпишите причастия из текста, произведите их морфемный разбор.

Шуршание сопровождавш..ся пофыркиванием доносилось из-за (низко)рослых кустов 4 . Кто же это? Оказалось, семейство ежей соб..рает последние грибоч(?)ки укрытые опавш. 3 . листвой. Встревоже(н, нн)ые нашими шагами ежи свернулись в колючие клубоч(?)ки. Только один маленький 2 еж..нок 2 увлечё(н, нн)ый поиском (не) обращал на нас (н..)какого вн..мания. Он шев..лил носиком опавшую листву пофыркивал удивлё(н, нн)ый пов..дением своих сородичей.

Работа с текстом

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите причастные обороты. Выполните разборы

1) Новый год прекрасный праздник собравший в себя все радости зимы.

2) Зима казалось только что наступившая начала потихоньку заканчиваться.

4) И вот мы попадаем на поляну окруж..(н, нн)ую заснеже(н, нн)ым лесом.

5) Одиноко стоят на опушке деревья засыпа(н, нн)ые снегом 4 .
6) Кружатся в воздухе обгоняя друг друга,снежинки, танцующ. 3 . в воздухе.

7) Снег лежащий 2 под ногами,весело похрустывает.
8) Ёлка стоящая в углу поблескивает разноцветными шарами.

9) Каток блестящий как зеркало всегда привлекал мое внимание.

10) Маленький мальчик катающийся 2 на коньках радос..но смеялся.

Работа с текстом

Подберите к выделенным словам подходящие по смыслу причастные обороты. Запишите их, расставляя необходимые знаки препинания . Выделите причастные обороты

Стояла осень_____________________________________________ ______. Мы уже несколько дней жили у озера и ловили рыбу. На стоянке у нас горел костёр____________________________________________ _________. Мы сжигали в нём валежник, старались поддерживать огонь и днём и ночью. Над нами шептались ветки старых сосен___________________________. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака___________________ ____________________________________.

Слова для справок: росшие на берегу, проплывавшие в синем густом воздухе, отпугивавший волков, щедро даривший нам солнце и туманы.

Работа с текстом

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите причастные обороты. Выполните разборы

Слабо дол..тало пение птиц посв..щённое во..ходу великого солнца. И светлые лучи пролетающие над головами детей ещё не грели. Б..рёзовый лист пр..питанный ар..матной см..лой сверкал в вечерних лучах. Ореховые серё(ж, ш)ки начали пылить и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетал дымок. (На)право от нас у самого озера шумел высокий бор налево был дикий (не) пролазный болотный лес п..р..ходящий в огромные болотные пространства. (По М. Пришвину)

Работа с текстом

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите причастные обороты. Выполните разборы

Родные уголки Я с детства был привязан к природе, потому что во мне жило стремление к миру и тишине. Тиха и извилиста речка протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах 4 . Чудесными, полными сказочных 2 тайн казались мне в детстве родные уголки душистые поляны заросшие земляникой. В лесу и в поле я учился видеть и слышать. Я слышал как ра(с, з)пускаются цветы и р..стут травы умел находить душистые ягоды скрывавшиеся 2 в тени кустарников. С бьющимся сердцем ходил я по земле украше(н, нн)ой зеленью и цветами. (По И.Соколову-Микитову)

Работа с текстом

Прочитайте текст, найдите пунктуационные ошибки. Запишите предложения, исправив ошибки, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выделите причастные обороты. Выполните разборы

Отживающие свой век, деревья среди множества других незаметны 4 . (Кое)где лежат по лесу огромные стволы, слома(н, нн)ых бурею, дубов, лип, берёз и осин. При своём падении они согнули и поломали молодые соседние деревья продолжающие всё же р..сти и зеленеть. Трупы лесных в..ликанов, тлеющие внутри, долго сохраняют наружный вид. Мне нередко случалось вскочить на такой древесный труп и провалит(?)ся 2 с ногами до земли. Облако гнилой пыли напоминающей 2 пыль сухого дождевика обхватывало меня на несколько секунд. (По С.Аксакову)

Работа с текстом

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите причастные обороты. Выполните разборы

«Среди волн» - удивительнейш.. картина Айвазовского. На ней нет (н..)чего, кроме воды и неба. Мощ(?)ные волны, вздымающ..ся к небу одна выше другой. По небу тяжело опустивш..ся на мор.. свирепый ветер гонит почти черные тучи. Страшна и прекрасна разбушевавш..ся стихия.

Работа с текстом

Спишите. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите причастные обороты. Выполните разборы

В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости, превратившись из длиннополого 2 и просторного в короткий и узкий. Дворянин надевавший белоснежную 2 рубашку с кружевными манжетами повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол, которому отводилась роль жилета. Интересно, что, нашивая на камзол до 30 пуговиц, застёгивали только верхнюю их половину. Вовсе не застёгивали кафтан прикрывавший кюлоты и доходивший почти до колен, притягивая взоры золотым и серебряным шитьём 1 и нарядными металлическими пуговицами. Русские дворяне позаимствовавшие из Англии моду на гетры надевали их зимой поверх белых шёлковых чулок. Парик причинявший 3 определённые неудобства придавал своему владельцу представительный вид 4 . Шляпа являвшаяся обязательной принадлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находившая 2 применения часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке перчатки и трость дополнявшие костюм были предметом особой гордости. Так, например, граф Разумовский заплативший 2 20 тысяч рублей украсил свою трость алмазами и рубинами. (По Ю.С.Рябцеву).

Работа с текстом

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите причастные обороты. Выполните разборы

Осенний лес.

1.Красив и печален русский лес в ранние осе(н, нн)ие дни 4 .2. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяют(?)ся яркие пятна кленов и осин. 3. Шелестит под ногами листва опавш.. 2 с деревьев. 4. (Кое) где видне..т(?)ся шляпка 2 поз..него (под)осиновика. 5. Тонко просвистит рябчик прокличут в небе журавли прол..тающие 3 косяком.

Навыков; формирование практических умений и навыков семиклассников по осознанному применению полученных знаний в повседневной практике; воспитание бережного отношения к слову.

Задачи урока:

    закрепить умение находить причастие и определять его грамматические признаки; совершенствовать умение видеть и правильно решать орфографические задачи в конкретном причастии; совершенствовать умение видеть и при необходимости выделять запятыми причастный оборот.

Оборудование урока:

    Распечатки материалов для работы учащихся. Мультимедийная установка.

Ход урока

В. Даль

1. Учитель читает строки:

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков)

О какой части речи эта загадка?

Обращение к эпиграфу.

В. Даль заметил, что « Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». Как понять смысл этого высказывания? Почему эти слова я взяла в качестве эпиграфа?

2. Сообщение темы урока

– Обратите внимание на тип урока, на то, как сформулирована его тема.

Что будет важно для нас на уроке? Сформулируйте его цель.

Повторить теоретические сведения по теме, обобщить и систематизировать полученные знания о причастном обороте, повторить орфограммы и пунктограммы по теме.

3. Орфоэпическая разминка

отражённый

Балованный

Звонящий

Искрящийся

Премированный

Углубивший

Созданный

Названый брат

3. Творческий диктант

Назовите признаки причастия. Определите действительное или страдательное.

Скачущие кони-Кони, которые скачут

Неизученная дорога

Программа выполнена-

Раненый боец

Рассматриваемый проект

Лечащий врач

Маринованные грибы

Рассыпанный по небу

Растаявший

4. Соотнеси: Действительное - Страдательное.

6. Исправьте ошибки в употреблении причастий, объясните, чем они вызваны?

1) Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

2)Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца.

6. Игра « Магический квадрат» Цель: проверка знаний и умений правописания НЕ с причастиями, прилагательными, глаголом.

7Работа с текстом.

Дополните предложения подходящими по смыслу причастиями (смотри слова для справок); выделите запятыми, где необходимо, причастные обороты, подчеркните их как члены предложения.

Мы вошли в лес………………… . ………………... дорожка вела к морю. Мы часто останавливались …………………………. . На ………………..траве лежали ……….. листья. Березы покрылись золотой листвой ……………………………….. Очень красивы клены ………………………………………………….. . Часто мы видим желтые листья ………………….. И на дорожках листья ……………………………… Иногда попадается дача ……………………...

Слова для справок:

Расчищенная, опавшие, сверкавшей на солнце, освещенный лучами осеннего солнца, окруженная деревянным выкрашенным забором, пораженные яркой красотой леса, тихо падающие на землю, печально шуршащие под ногами, пожелтевшей, одетые в багряную листву.

Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелт евшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, свер кавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шурша щие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором.

- Сравните тексты с причастиями и без. Какова роль причастий?

В1.Найти в тексте страдательные причастия прошедшего времени, выпишите их.

В2.Определите способ словообразования слова падающие

8. Стилистическая роль причастий.

- Всегда ли уместно употребление причастий? Чтобы ответить, послушайте отрывок из фельетона В. Ардова «Суконный язык».

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, лома­ ющейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пу­гающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах , заводящие животных, за­грязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

- Почему текст вызывает улыбку?

Какова стилистическая роль причастий? В какой речи преимущественно используются причастия: в разговорной или в книжной? В текстах какого стиля употребляются чаще?

На этот вопрос нам помогут ответить ваши одноклассники.

Ученик 1 . Для разговорного стиля употребление причастий, а точнее причастных оборотов, нехарактерно. Причастный оборот более соотнесен с книжными стилями. На это указывали еще в 18 и 19 веках, . Они отмечали высокость и торжественность причастий. "Причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в высоком роде стихов", - писал Ломоносов. Образцом использования причастий в высоком стиле могут служить произведения Ломоносова, Державина, Жуковского.

В теории "Трех штилей" Ломоносов делит литературный язык на 3 стиля: высокий, средний и низкий. Так вот, согласно этой теории, причастия следует использовать в произведениях высокого стиля, так как они придают речи торжественность и оттенок высокости.

О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская. земля рождать

Ученик 2. Возможность соединения действия и указания на признак предмета в одном слове увеличивает семантическую емкость причастий, позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечал. Он с сожалением пишет: "Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет и пр. - заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом". Пушкин широко использовал причастия в своих произведениях.

Он видит: он еще любим;
Уж он раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенье:

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега:

Ученик 3. Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками научного и делового стилей , где мысль должна быть выражена максимально кратко, но довольно точно и четко. Например: Наречие - самостоятельная часть речи, которая не изменяется. (звучит длинно и не совсем красиво). А если часть предложения заменим на причастие, то получится: Наречие - самостоятельная неизменяемая часть речи. Кратко и емко. И звучит красиво.

Также и в деловой речи. Здесь необходимо сказать о кратких причастиях. Краткие причастия, используемые в деловом стиле, во-первых, выражают волевые акты, во-вторых, как бы "обезличивают" предложения. Вот, например, запрещено, запланировано, предусмотрено, рекомендовано, установлено. После рассмотрения материалов дела установлено, что факт данного правонарушения доказан. Причастия установлено, доказан.

Ученик 4. Есть еще одна сфера использования причастий - тексты художественного стиля . Дело в том, что причастия, соединяя в себе действие и признак, являются яркими языковыми средствами. Они могут передавать быстроту и замедленность движений, звучание и тишину, цветение и увядание природы, различные физические и духовные состояния человека. Недаром еще Пушкин в своих поэтических произведениях широко использовал причастия как изобразительно-выразительное средство.

Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор:

Но шумом бала утомленный
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя. (Пушкин)

Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. И радуют пестреющие клумбы и резкий крик вороны в черном небе. (А. Ахматова).

9. Тест

1 вариант

А) лаявшая собака
Б) волнистые волосы
В) солнечное утро
Г) холодные руки

2. В каких причастиях -ащ- , -ящ- ?

А) пиш. щий человек
Б) се. щий дождик
В) пен. щийся поток
Г) кол. щийся предмет
Д) стро. щийся стадион

3. В каких причастиях н ?

А) отправле. ое письмо
Б) письмо отправле. о
В) жаре. ые в масле грибы
Г) мороже. ая рыба

А) окруж. нный друзьями
Б) измуч. нные путники
В) кипяч. ная вода
Г) неезж. ная дорога

5. Какие причастия пишутся с не раздельно?

А) (не)отправленное письмо
Б) (не)отправленное мною
В) (не)выполненное задание
Г) (не)замечена ошибка




Г) На пожелтевшей траве лежали опавшие листья

2 вариант

1. В каком словосочетании есть причастие?

А) дремучий лес
Б) дремлющий ребенок
В) шершавые руки
Г) старший брат

2. В каких причастиях -ущ- , -ющ- ?

А) вер. щий всему
Б) терп. щий боль
В) клее. щий бумагу
Г) стел. щийся туман
Д) колыш. щийся камыш

3. В каких причастиях н ?

А) засея. ое поле
Б) поле засея. о
В) вяза. ая мамой кофта
Г) варе. ый картофель

4. В суффиксах каких причастий пишется Ё?

А) вооруж. нный солдат
Б) смущ. нный ученик
В) обиж. нный малыш
Г) занавеш. нное окно

5. Какие причастия пишутся с не раздельно?

А) (не)проверенная работа
Б) (не)проверенная учителем
В) (не)скошена трава
Г) (не)прочитанная книга

6. В каком предложении есть обособленный причастный оборот? (Знаки препинания не расставлены)

А) Расчищенная дорожка вела к морю.
Б) Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.
В) Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.
Г) На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.

10. Подведение итогов урока.

11. Домашнее задание.

Выполнить тестовые задания.

Разработка урока русского языка в 7 классе «Путешествие в «Причастинск»»

Автор: Токмакова Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МОБУ Усть-Ярульская СОШ
Цели:
- систематизация знаний о причастии;
- формирование умения находить причастия и определять его грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастиях; выделять запятыми причастный оборот.
Описание урока : Представляю Вашему вниманию урок русского языка в 7 классе. Данный урок проводится заключительным перед диктантом при изучении темы «Причастие», что помогает детям устранить некие пробелы в знаниях, что способствует лучшему результату при написании контрольного диктанта. С помощью игровой формы дети активнее вовлекаются в учебный процесс. Материал рекомендован для учителей русского языка, студентов филологических факультетов.
Ход урока
1. Орг. момент. Приветствие.
2. Слово учителя.
Ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по городу Причастинску, рассмотрим все его достопримечательности. Заблудится в этом городе нам не даст карта, а роль гида я беру на себя.
Для начала я расскажу Вам историю создания города Причастинск.
Сказка о причастии.
Жили-были на свете одинокие суффиксы –ущ-, -ющ-, –ящ-, -вш-, -ш-. –т-. Скучно им было жить на белом свете. \и решили они пойти за советом к Глаголу, пожаловаться на свое одиночество.
Говорит им Глагол: «Подарю я вас самое дорогое, что у меня есть, - основу». «Спасибо!»- ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам- получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.
Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.
-Возьмите мои окончания, они вам помогут.
-Спасибо, доброе Прилагательное!
И суффиксы, взяв подарки довольные и счастливые. Отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из них предложил:
-Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.
Согласились остальные, очень уж хотелось побыть беззаботными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом. Возмутились части речи, и решили они наказать ни к чему не причастных бездельников. Глагол сказал: «Называться теперь вы будете Причастиями. А за ваши проказы оставляю вам всего два времени – прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и еще, так и быть, оставлю два вида - совершенный и несовершенный»
«А я наказываю вас тем, что будете вечно склонятся по падежам, изменятся по родам и числам», - сказало Прилагательное.
Погрустили Причастия да делать нечего- надо трудится. Больше ничего плохого за ними не замечали. И части речи простили их. Прощать –то тоже надо уметь. С тех пор все Причастия живут в одном городе, и именоваться он стал Причастинском.
3. Повторение пройденного материала
Итак, наше путешествие начинается. Но прежде чем войти в город необходимо назвать правильное определение причастия, это служит паролем города.
Путешествовать мы будем по «Шоссе орфограмм». Давайте вспомним, какие орфограммы мы изучили в ходе этой темы? (написание суффиксов причастий, Н-НН в причастиях, слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. буквы Е и Ё после шипящих в страдательных причастиях прошедшего времени, гласные перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глагола)
Объяснительный диктант
Не взошедшее солнце; не выкрашенные скамейки; ребята возмущены поведением товарища; речи проникновенны и взволнованы; подстриженные волосы; крашенный масляной краской пол; маринованные грибы; некошеная трава, исписанный лист, выкаченная из подвала бочка; выкачанная нефть; слышавший разговор; посланный в отряд; заклеенный конверт, не подоспевшие вовремя люди; книга не прочитана; не написанное сочинение по английскому языку.
Мы приближаемся к Музею причастного оборота.
-Ребята, давайте вспомним, что такое причастный оборот?
-В каких случаях причастный оборот на письме выделяется запятыми?
Задание. (раздается на карточках)
Расставить пропущенные знаки препинания, подчеркнуть причастные обороты как члены предложения.
1. К реке сбегает тропинка едва видимая во тьме.
2. Серебрится луна слабо озаряемая луной.
3. Шелестит камыш чуть колеблемый ветром.
4. Разгорался раздуваемый ветром костер.
5. Трава пригибаемая ветром ложилась на землю.
6. Вдали стоял почти не видимый лес.
7. Я увидел два почти соединенных ореха почему-то не сорванных забытых нами.
8. Я вышел в уже темнеющий сад, пошел по дорожке густо усыпанной листьями, потом остановился перед орешником застывшем в холодной недвижимости сумерек.
Сейчас мы прогуляемся по Аллее страдательных и действительных причастий.
Давайте вспомним, как отличить действительное причастие от страдательного?
-Как образуются действительные причастия?
-Как образуются страдательные причастия?
Задание. Заполнить таблицу причастиями из текста, выделить суффиксы. (текст либо выводится через проектор, либо раздается на парты)
Действ. Прош.в. Действ.наст.вр. Страд.прош.вр. Страд.наст.вр.

Текст.
Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором.
Итак, наше путешествие подходит к концу и я предлагаю Вам закрепить свои знания с помощью небольшой работы по тексту.
Задание. Работа по тексту.

(1) Антон восторженными глазами оглядел отцовскую каюту. (2) Маленькая комнатка, уставленная лишь необходимой мебелью, была очень уютна. (3) Здесь все было необыкновенным. (4)Над койкой, застеленной шерстяным одеялом, висела писанная маслом картина, изображавшая ветряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цветами луг.(5) Не обычные, а специально прикрепленные к стен полки вмещали множество интересных вещей. (6) На одной из них стоял письменный прибор, возле него лежала стопка книг в кожаных переплетах. (7) Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. (8)Одна из них привлекла его внимание. (9) На ее обложке была нарисована бегущая по волнам шхуна.
1. Из предложения 4 выписать причастные обороты.
2. Выписать из текста слова, которые подчиняются правилу: «В полных страдательных причастиях с суффиксами –ЕНН- и –НН- пишутся две буквы Н если причастие имеет приставку (кроме НЕ)». (прикрепленные)
3. Из предложения 4 выписать действительное причастие.
4. Выписать из предложения 6-9 краткое причастие.
5. Выписать страдательное причастие.
Взаимопроверка. (Ученики меняются тетрадями и проверяют друг у друга с помощью комментариев учителя)
4. Рефлексия.
Ребята, Вам понравилось наше путешествие?
Какой вывод мы можем сделать?
5. Домашнее задание.
Подготовка к контрольному диктанту.