Какие бывают предложения по интонации и цели высказывания? Типы предложений по цели высказывания 3 предложения по цели

Некоторые люди не знают, как правильно расставить знаки препинания в тексте или даже одном простом предложении. И очень часто над такими людьми смеются, указывают на их ошибки (на письме, в официальных документах, в комментариях в социальных сетях и др.).

Виды предложений по интонации

Предложения, выделяемые интонационно, бывают невосклицательного и восклицательного типа. В основном встречаются предложения первого типа. Это повествовательные предложения, побуждающие. К примеру: Возьми с собой, пожалуйста, картошку. От приятного запаха осени моя душа запела. Мама говорила купить хлеб и газету.

Второй тип подразумевает особое произнесение текста, с тоном и чувством, яркой окраской восклицания. Примером послужат такие предложения: Как же здорово на море! Вот это да! Красотища! Отдай немедленно ей краски!

Предложения по цели высказывания

Здесь различают три подтипа:

  • повествовательные;
  • вопросительные;
  • побудительные.

К первым относят такие предложения, которые либо отрицают что-то, либо повествуют о чем-то. Обычно они заканчиваются многоточием, точкой или восклицательным знаком. Давайте рассмотрим примеры:

  • Я люблю море. Однако я не хочу ехать туда по жаре.
  • Темнеет.
  • Кажется, стало темно…
  • Ой, утро наступило!

При повествовательной интонации рассказчик повышает тон вначале предложения и понижает его в конце.

К вопросительным относят и риторические, и обычные предложения. В конце каждого ставится знак вопроса. Примеры: Когда ты уберешь комнату? Что происходит? Как обстоят дела с банком? Ты можешь отдать диск сегодня?

Интонационно такие предложения выражаются рассказчиком в повышении голоса в конце предложения или на самом вопросе.

Третий вид предложений – побудительные. Обычно они заканчиваются точкой или восклицательным знаком и содержат совет, просьбу или призыв, мотивацию, требование, приказ и подобное. На примере: Принеси мне апельсин, будь добр. Позанимайся аэробикой. Не спи! Валя, положи вещи на место!

В случае использования таких предложений рассказчик повышает тон.

Так как русский язык богат и многогранен, встречаются такие ситуации, когда сложно понять, что имелось в виду и где именно необходимо расставить знаки препинания. Но если Вы хотите быть разносторонне грамотным человеком, необходимо знать правила русского языка и уметь оперировать ими.

Виды предложений по интонации и по цели высказывания

Виды предложений по цели высказывания

Все предложения подразделяются на три группы по цели высказывания – по той цели, с какой они используется в общении людей.

1) Предложения, которые сообщают о различных фактах и событиях. Их называют повествовательными. Вот примеры таких предложений. Наступила зима. Мы собираемся встречать Новый год на даче. Елку будем наряжать прямо во дворе. В каждом из этих предложений сообщается о событиях, которые происходят в разное время (в прошлом, настоящем и будущем): зима уже наступила, планы на встречу Нового года существуют в настоящем, а елку нарядят в будущем.

2) Предложения, с помощью которых задаются вопросы. Приведем примеры. Где вы будете встречать Новый Год? Можно нарядить елку прямо во дворе дачного дома? В обоих предложениях выясняются обстоятельства, возможности тех или иных событий. Такие предложения называются вопросительными.

3) Предложения, с помощью которых выражаются просьбы, приказы, побуждения. Можно привести такие примеры. Давайте встречать новый год на даче! Пожалуйста, нарядите елку прямо во дворе дачного дома. В этих предложениях говорящий высказывает свои пожелания в виде призыва и просьбы. Такие предложения называются побудительными .

Предложения второй группы заканчиваются вопросительным знаком. Знак препинания на конце предложений первой и третьей групп зависит от особенностей интонации.

Виды предложений по интонации

Еще одна характеристика предложения – по интонации, с которой оно произносится.

Прочитай предложения и сравни интонацию, с которой они должны произноситься.

1) Я читаю книгу. Я читаю такую книгу!

2) Когда будет школьный фестиваль искусств? Ну когда же будет школьный фестиваль искусств?!

3) Передай, пожалуйста, родителям мое приглашение. Обязательно передай родителям мое приглашение!

Сравнив интонацию предложений, мы видим, что сообщать о чем-то, спрашивать или побуждать можно с разной интонацией. В каждой из трех пар первое предложение произносится спокойно, без повышения голоса, а второе предложение – эмоционально, энергично. Эта эмоциональная интонация называется восклицательной и на письме обозначается восклицательным знаком. Само предложение, произносящееся с восклицательной интонацией, называется восклицательным . А предложение, которое произносится со спокойной интонацией, - невосклицательное.

Рассмотрим некоторые особенности интонации предложения . Каждый тип предложения имеет собственную интонацию.

Интонация повествовательных предложений носит название восходяще-нисходящей. При такой интонации тон голоса сначала повышается, а к концу предложения понижается.

Предложение – это речевая единица, представляющая собой совокупность взаимосвязанных слов. Оно содержит некий информационный посыл, вопрос или побуждает к каким-либо действиям. 3 класс – время, с которого в школе начинается изучение данного раздела. Рассмотрим, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания в нашем языке, приведем примеры.

Виды предложений по интонации

Выделяют следующие виды предложений по интонации. По эмоциональной окраске высказывания бывают восклицательными и невосклицательными. Выбор того или иного типа зависит от эмоционального состояния говорящего. Самые распространенные – невосклицательные. Они произносятся умеренно, в спокойном состоянии. Чаще всего это повествование.

Виды предложений по интонации

Невосклицательное высказывание может выглядеть так:

  1. Слишком долго сидеть за компьютером вредно для вашего здоровья: старайтесь чаще вставать из-за стола и выполнять физические упражнения.
  2. Уставший щенок после продолжительных игр уснул прямо на коленях ребенка.
  3. Вчерашний ураган был настолько страшным, что повалил высокое соседнее дерево, которое при падении сломало окно.

Невосклицательное предложение, примеры которого приведены выше, в редких случаях может иметь вопросительную или даже побудительную интонацию (пример: Пусть дети укладываются спать, а я пока посижу).

Восклицательные предложения (примеры представлены ниже) передают эмоциональность и чувства говорящего. Обычно восклицательные высказывания представляют собой побуждение.

  1. Наконец-то вы добрались!
  2. Будьте осторожны!
  3. Какую интересную новость я вам сейчас расскажу!

Восклицательные фразы произносятся по-особенному. Говорящий повышает голос, выделяет слова, которые выражают его чувства и эмоции.

Группы по цели высказывания

Выделяют три типа фраз по цели высказывания, у каждого из которых есть свои особенности и характеристики:

  • повествовательное;
  • побуждение;
  • вопрос.

Виды предложений по цели высказывания

Повествовательные

Цель сообщения – проинформировать об определенном событии, явлении. Говорящий посредством выбора таких речевых средств передает собеседнику некие сведения. Констатация факта – это и есть повествовательное предложение.

  1. По статистике, результаты ЕГЭ по стране ежегодно улучшаются, что можно сказать и о качестве образования по каждому предмету.
  2. Погода в некоторых регионах России остается ветреной и дождливой на протяжении всех летних месяцев.
  3. В нашем городе построили две новые больницы, а также одну ветеринарную клинику.

В устной речи такое высказывание произносится ровно, спокойно. На одном из его членов голос повышается, а к окончанию – понижается. В конце ставится точка или восклицательный знак.

Обратите внимание! Все тексты основываются именно на повествовательных высказываниях. В связи с этим последние встречаются намного чаще, чем побуждения и вопросы.

У повествовательных фраз есть несколько особенностей.

  1. Они бывают нераспространенными (только главные члены) и распространенными (главные члены плюс второстепенные). Примеры: Вернулся отец. Он принес с собой маленького щенка.
  2. Структура может быть двусоставной или односоставной. В двусоставных есть два главных члена, в односоставных – только один. Примеры: Кот лениво открыл глаза и потянулся. В дверь постучали.
  3. Рассматриваемые фразы делятся на простые и сложные. Простые состоят из одной грамматической основы, сложные – из двух и более. Пример: Ребенок грустно склонился над учебником. На улице палящее солнце, слышны голоса ребятишек, играющих в футбол.

Что такое повествовательные предложения

Побудительное высказывание

Побуждение выражает в себе некое волеизъявление говорящего. Оно произносится для того, чтобы адресат (тот, к кому обращаются) выполнил некоторое действие, которое от него требует адресант (тот, кто произносит речь). Побуждение используется в тех случаях, когда говорящий высказывает свои пожелания относительно чего-либо, приказывает или просит.

Также задачи побуждения в некоторых случаях достигаются посредством использования особых частиц «давай», «пускай» и форм повелительного наклонения сказуемых.

  1. Срочно собирайся и выходи, иначе мы опоздаем в аэропорт!
  2. Встреть меня вечером, пожалуйста, я сегодня допоздна задержусь на работе.
  3. Чтобы я больше таких слов от тебя никогда не слышал!

Примеры побудительных предложений

Вопрос

Посредством вопросительных предложений говорящий желает получить какие-либо сведения, которыми он не обладает.

Есть две разновидности рассматриваемых конструкций.

  1. Общий вопрос: задается для того, чтобы получить подтверждение некоторой информации или ее отрицание. На такой вопрос может быть дан односложный ответ: «да», «нет». Примеры: Ты выполнил домашнее задание? Ты видела вчера соседку? Когда ты возвращался вчера вечером домой, было еще светло?
  2. Частный вопрос: задается для того, чтобы получить сведения о явлении, событии, лице. Односложный ответ на такой вопрос дать не получится. Примеры: Почему ты сегодня так сильно опоздал? Чем вы кормите своего питомца? По какой причине он не хочет со мной разговаривать?

Характеристика вопроса в устной речи – особая интонация, на письме – вопросительный знак после окончания фразы.

Знаки препинания в конце предложения

Построение вопроса выглядит так: первым идет вопросительное слово, а затем – остальные слова, относящиеся к теме речи.

Интересные факты:

  1. На конце вопроса могут быть два знака препинания – вопросительный и восклицательный (пример: Как можно было быть таким невнимательным?!);
  2. Три восклицательных знака подряд ставятся, если степень эмоциональности особенно высокая (Пример: Тормози, впереди пешеход!!!).

Полезный совет! Используя знаки препинания, соблюдайте чувство меры, особенно в интернет-общении. Письменные фразы с большим количеством восклицательных знаков вызывают раздражение, и пользователи стараются их игнорировать.

Мы рассмотрели, какие бывают предложения по интонации и на какие группы они делятся по цели высказывания.

По эмоциональной окраске предложения подразделяются на восклицательные и невосклицательные, что зависит от душевного состояния и эмоций говорящего. Невосклицательные фразы чаще всего представляют собой повествование, но в исключительных случаях представляют собой побуждения.

Полезное видео: виды предложений по цели высказывания

Вывод

Типы предложений по цели высказывания следующие: повествование, побуждение и вопрос. Первый тип встречается наиболее часто: именно на нем базируются большинство текстов. У каждого типа высказывания есть свои особенности и характеристики.

Вконтакте

Минимальной частичкой для коммуникации выступает предложение. Для него характерна завершённая интонация в конце. На письме это явление передают с помощью точки, вопросительного или восклицательного знака. Между словами есть смысловая и грамматическая связь. Для второй пользуются окончаниями и предлогами. В каждом предложении есть костяк из главных членов, составляющих грамматическую основу. В неё входят подлежащее и сказуемое или что-то одно. Рассмотрим наглядные образцы:

  1. Мальчик изучает азбуку.
  2. Зима.
  3. Вечереет.

Три группы предложений по цели высказывания

Языковеды определили три группы языковых единиц по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные передают информацию собеседнику. С помощью вопросительных предложений выражается вопрос. Побудительные призывают к действию. Тему, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, изучают ещё в младших классах.

Повествование

К первой группе относятся В них о чём-то сообщается, что-то описывается (повествуется). В конце таких конструкций голос понижается, и они содержат законченную мысль.

Мои друзья ходят в детский сад. (Повествует или рассказывает о том, что друзья ходят в детский сад).

На клумбе расцвели пионы и тюльпаны. (Сообщает о том, что на клумбе расцвели пионы и тюльпаны).

Детям можно предложить ещё некоторые глаголы, которые характеризуют повествовательные предложения:

  • оповещать:
  • обмениваться;
  • объяснять;
  • информировать;
  • объявлять;
  • рапортовать;
  • осведомлять.

Вопрос

Ко второй группе относятся вопросительные предложения. Их используют, соответственно, чтобы задавать различные вопросы. Для этого служит особая интонация. В конце таких предложений пишется В них используют вопросительные слова: когда, куда, почему, где. Можно спросить с помощью частиц или наречий: часто, точно, ли, разве, неужели. Также вопросительное предложение можно построить специальным порядком слов.

Когда вы пойдёте в музей?

Неужели вы пойдёте в музей?

Вы пойдёте в музей?

Вот какие действия производят с помощью вопросительных предложений:

Побуждение к действию

К третьей группе относятся Их используют для того, чтобы призвать людей к любым действиям. Для этого применяют побудительную интонацию. Ещё для построения таких конструкций применяют частицы, междометия, глагольные формы. Часто такие предложения содержат в себе обращения.

Ребята, давайте жить дружно!

Пассажиры, зайдите в вагон.

Немедленно уберись в комнате.

С помощью побудительных предложений можно выразить следующее:

  • запрещать;
  • просить;
  • приказывать;
  • инструктировать;
  • запрещать;
  • советовать.

Эмоционально окрашенные предложения

Учителя часто обращаются к детям с таким вопросом: "Какие бывают предложения по интонации? Приведи примеры." Любой вид может иметь эмоциональную окраску, благодаря этому говорящий может выразить своё переживание или отношение к тому, о чём сообщает. Чаще всего такие фразы произносятся на повышенных тонах, а на письме это обозначается восклицательным знаком. Такие предложения называются восклицательными. Какие чувства можно выразить восклицанием? Восторг, удивление, страх, радость, восхищение.

Какой вкусный торт!

Сколько ягод в лесу!

Люди! Здоровье дороже всего!

Те предложения, которые произносятся без эмоциональной окраски, называются невосклицательными.

Я ел вкусный торт.

В лесу много ягод.

Вот какие бывают предложения по интонации. Примеры наглядно иллюстрируют это.

Характеристика предложений

После того как детям станет понятно, какие бывают предложения по интонации и стоит разобрать как можно больше примеров и охарактеризовать предложения.

Пушистая белочка прыгнула на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в школе? (Вопрос., невоскл.)

Принимайте пищу молча. (Побуд., невоскл.)

Сколько цветов на поляне! (Повеств., воскл.)

А вот предложения, которые можно предложить детям охарактеризовать самостоятельно:

Осенью падают разноцветные листья.

У моря дует холодный ветер.

Давай поиграем в футбол.

У тебя всё получится!

Какие тёплые деньки наступили!

Неужели эти все подарки для меня?!

Как красиво в лесу весной!

Пруд покрылся льдом.

Птички радуются тёплому ясному утру.

Какие чудесные грибы под деревьями!

Защищайте младших и слабых!

Мальчик, что у тебя случилось?

Дети смогут определить и увидеть, какое предложение бывает по интонации. Также ребятам можно предложить самостоятельно построить не только повествовательные предложения, но и побудительные и вопросительные конструкции. Очень интересным заданием будет продолжить текст вопросительным и побудительным предложением. Вот пример начала текста:

Как быстро май пролетел! Скоро летние каникулы! Через несколько дней наступит долгожданное лето.

Нужно дописать этот текст и дать характеристику каждому предложению.

Знаки препинания в предложениях различных видов

Детям нетрудно понять, какие бывают предложения по интонации. 2 класс уже плодотворно усваивает эту тему. Они чётко должны запомнить следующий материал:

Предложения бывают:

  • Повествовательные невосклицательные - повествовательные восклицательные.
  • Вопросительные невосклицательные - вопросительные восклицательные.
  • Побудительные невосклицательные - побудительные восклицательные.

Знаки препинания:

  1. В конце повествовательной невосклицательной конструкции ставится точка. (Вот и начался новый учебный год.)
  2. В конце вопросительной невосклицательной единицы общения ставится знак вопроса. (Мама уже приехала?)
  3. Побудительная невосклицательная конструкция заканчивается точкой. (Заканчивай вытирать пыль и вымой полы.)
  4. Повествовательную невосклицательную единицу общения отмечают восклицательным знаком. (Ах, как я хорошо выспался!)
  5. В конце вопросительной восклицательной конструкции ставится два и восклицательный. (А ты разрешишь мне сходить в лес?!)
  6. В конце побудительного восклицательного предложения ставится знак восклицания. (Уведите детей из зала!)
  7. В случае особого накала эмоций допускается постановка трёх (Берегитесь, впереди обрыв!!!)
  8. Если предложение имеет эффект незавершённости, то в конце можно поставить многоточие. Это касается любого вида предложений. (Очень жаль...)

Это вся информация о том, какое предложение бывает по интонации.

Алтуева А.Б.

учитель начальных классов

г.Нальчик

Тема: «Виды предложений по интонации».

Цели:

    формировать представления о видах предложений по цели интонации;

    развивать умение более осознанно использовать предложения разных видов в своей речи, вслушиваться в интонацию, строить предложения, расширяя речевой опыт учащихся;

    формировать пунктуационную зоркость;

1.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

Ребята, пока вас не было, к нам приходил гость. А кто это был, догадайтесь сами, отгадав загадку:

Он и весел, и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник.

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник – Медвежонок …

Он оставил для вас конверт с посланием, очень торопился и успел только сказать: «Письмо прислали из страны Синтаксис. Я уверен, что вы во всём разберетесь»

Кто живёт в этой стране?

Что мы знаем о предложениях?

Как вы думаете, что же нам предстоит сегодня на уроке?

(Узнать еще что-то новое о видах предложений.)

Что вы для этого вы должны будете сделать?

(Во- первых, понять, что еще не знаем о предложении.

Во — вторых, попытаться самим открыть новое.)

Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Послушайте загадку.

Я потерял свой хвостик.

И жив едва-едва.

Понуро я гуляю

По берегу ручья.

Никто-никто не знает,

Куда дел хвостик я.

— Кто же это? (Иа)

— Как называется сказка, героями, которой являются Винни-Пух и Иа?

— Кто ее написал?

— С кем в сказке ещё дружит Винни-Пух?

Запишите предложение о Винни-Пухе.

Винни-Пух очень любит мёд.

Какое это предложение по цели высказывания? (Повествовательное.) Укажите в скобках.

— Докажите. (В нем содержится сообщение.)

— Запишите следующее предложение.

Кто помог Иа найти хвост?

— Определите вид этого предложения по цели высказывания, укажите в скобках.

— Докажите. (Содержится вопрос.)

Запишите предложение.

Не трогайте меня, я вовсе не медведь, а тучка.

Какое это предложение по цели высказывания? (Побудительное).

Докажите. (Выражена просьба.)

— Какие же виды предложений по цели высказывания вы знаете?

В чем вы сейчас упражнялись? (В умении определять виды предложений, а также в объяснении условия своего выбора).

Следующее задание — на пробное действие. Зачем нужно пробное действие ? (Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель)

Задание на карточках.

Прочитайте это предложение про себя и поставьте знак препинания в конце предложения.

Пятачок, стреляй в шарик

— С какой интонацией вы произнесли? (Спокойно.)

— А как ещё можно произнести это предложение?

(С особым чувством.)

— Теперь прочитайте, как Винни-Пух, ведь он очень боялся пчёл:

Винни-Пух испуганно держался за шарик и кричал во всё горло:

«Пятачок, Пятачок! Это неправильные пчёлы, и у них неправильный мёд! Пятачок, стреляй в шарик!»

Запишите это предложение в тетрадь.

— В чем различие записанных предложений?

(Мы произносим их по-разному, с разными чувствами.)

У вас получились разные знаки в конце предложения.

Каким эталоном вы пользовались? (Эталона нет)

Физминутка (презентация)

3. Выявление места и причины затруднения.

Какая трудность у вас возникла во время работы? (Мы не смогди обосновать выбор знака в конце предложения)

(Чтение предложений с разной интонацией. Какой знак поставить в конце предложении.)

— Почему? (Не все знаем способ постановки знака в конце таких предложении, о знаках препинания в конце предложения.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Как же быть? Что вы предлагаете?

— Какую цель в начале урока мы ставим? (Узнать что – то новое о предложении.)

— Значит, какая тема урока? (Виды предложений по интонации)

Что вы уже знаете о предложении, то что вы повторили?

Работать вы будете в группах по плану, который из заданных блоков вы должны составить сами .

5. Реализация построенного проекта.

Работа в группах. Задание даётся отдельно каждой группе.

1.Составить блок-схему

Предложения, которые произносятся с чувством радости, страха, удивления, это восклицательные предложения. В конце ставится восклицательный знак.

Предложения, в которых не выражаются чувства — это невосклицательные предложения.

2. Составить алгоритм оформления предложения на письме.

(Ученики формулируют правила, а учитель моделирует на доске алгоритм)

Для того чтобы правильно записать предложение, надо:

определить цель высказывания предложения и его эмоциональную окраску;

записать предложение с заглавной буквы;

поставить нужный знак в конце предложения;

проверить правильность написания предложения.

— Сравните эти предложения:

Пятачок, стреляй в шарик.

Пятачок, стреляй в шарик!

— В чём схожесть? (Побудительные предложения.) Почему?

— В чем отличие? (Знаки препинания в конце предложений.)

Предложения бывают разными не только по тому, с какой целью мы говорим, но и по тому, как мы это произносим, спокойно или с особым чувством (интонацией).

6. Первичное закрепление во внешней речи.

— Какой следующий шаг?

(Потренироваться в записи предложений, используя новые знания.)

— Работаем в парах. Потренируйтесь в чтении предложений так, как требуют знаки препинания.

Вкусный мёд делают пчёлы.

Вкусный мёд делают пчёлы!

Вкусный мёд делают пчёлы?

Запишите только восклицательные предложения.

— Каким является каждое из предложений по цели высказывания и по интонации?

— Сумели вы справиться с затруднением? (Да.)

— Как вы можете себя проверить?

— Найдите правило в учебнике. (Один ученик читает правило вслух.)

— Начинаем работать все вместе.

Какой следующий шаг вашей работы?

(Написать самостоятельную работу, проверить себя.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Пришло время проверить ваше умение определять виды предложений по интонации, постановку знаков препинания в конце предложения.

Спишите, вставив пропущенные орфограммы, знаки препинания в конце предложений.

Зачем грустите вы, друзья

Давайте прыгать вместе.

См..яться вес…ло, как я,

Намного интересней.

Грус..неть, мрачнеть день ото дня —

Немыслимая скука!

Скачите вес..ло, как я,

Жизнь – радос…ная штука

После выполнения задания учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки и оценивают работу.

— Какими по интонации были все предложения Тигры? Почему?

— Какие предложения, сказанные Тигрой, побудительные?

А какие повествовательные?

8.Включенение в систему знаний и повторение.

Прочитайте стихотворение:

Как жить мне, Пятачку…

Ведь всё во мне дрожит.

За мною по пятам

Мой страх всегда бежит.

Куда деваться мне….

Где спрятаться в лесу…

Ведь я всегда с собой,

С собой его несу…

Каких предложений больше восклицательных или невосклицательных?

Можете сразу ответить на вопрос? (Нет.) Почему?

Что будете делать? Проверим по алгоритму рассуждения.

— Выполните задание.

9. Рефлексия.

Какую цель ставили на уроке?-

— Что этот урок дал вам?

— Чем показался интересным?

Над чем заставил задуматься?

— Кто остался доволен собой?

Домашнее задание.

— Составить и записать три предложения. Указать, какое предложение по цели высказывания и интонации.