Тест "целеустремленный ли ты человек?". Тест на целеустремленность. Насколько вы целеустремленный человек? Тест целеустремленный ли я человек

Тест на целеустремленность составлен английским доктором по психиатрии Р. Персо, который разработал простые вопросы, требующие согласия или отрицания. Вооружитесь листом бумаги и ручкой, после чего внимательно прочтите вопросы и честно ответьте на них.Если вы согласны с утверждение, напишите А, а если не согласны — поставьте на листке Б.

  1. Успех приходит к нам благодаря скорее тяжелому труду, чем нашим способностям. (А — вы согласны, Б — не согласны);
  2. На отдыхе я совсем забываю про свою работу. (Б — вы согласны, А — не согласны);
  3. На сегодня я тружусь больше, чем получаю от этого отдачу. (А — вы согласны, Б — не согласны);
  4. Если человек встает на моем пути, у него не всегда есть намерения помешать мне. (Б — вы согласны, А — не согласны);
  5. Я всегда планирую пути достижения своих целей. ( А — вы согласны, Б — не согласны);
  6. Я всегда принимаю решения посоветовавшись со своими близкими. (Б — вы согласны, А — вы не согласны);
  7. Если меня хвалят, у меня нет сомнения в объективности похвалы. (А — вы согласны, Б
  8. Если на пути достижения цели у меня возникнут препятствия, я готов пересмотреть свои цели. (Б — вы согласны с утверждением, А — вы не согласны);
  9. Я прекрасно знаю себя, свои положительные и отрицательные стороны. (А — вы согласны, Б — вы не согласны с утверждением);
  10. Для меня очень важно мнение окружающих о моей персоне. (Б — вы согласны, А — вы не согласны с утверждением).

После того, как вы ответили на все вопросы, подсчитайте количество ответов А .

Если ответов А 8 и более — вас можно назвать очень целеустремленным человеком. Вы из тех, кто не боится ни окружения, ни руководства. Вы всегда стараетесь добиваться своих целей, можете даже запросить повышения у руководства, не испытывая при этом чувства страха. Однако вам нужно следить за своим поведением, чтобы оно не казалось окружающим слишком напористым и жестким, да и близким может быть не очень комфортно жить под вашим давлением.

Ответов А от 5 до 7 — в общем у вас довольно неплохой уровень целеустремленности — его значение выше среднего. Однако вы не страдаете одержимостью по достижению поставленных целей, как представители предыдущей группы.

Вы привыкли справляться со своими проблемами самостоятельно, без чьей-либо помощи, и ждете этого от окружающих. Но далеко не все умеют справляться с проблемами самостоятельно — большинство людей все же предпочитают переложить свои проблемы на плечи тех, кто может их решать, на вас, например. Так что не стоит ожидать от окружающих самостоятельности в этом вопросе. И еще один совет: научитесь говорить «нет» тем, кто пытается вами манипулировать.

Ответов А от 2 до 4 — вас сложно назвать очень целеустремленным человеком, однако когда речь касается крайне значимого для вас предмета, ситуации или человека, ваша мотивация значительно возрастает. Для того, чтобы стать действительно целеустремленным человеком и добиться больших успехов в жизни, вам необходимо научиться стимулировать себя самостоятельно.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ ЛИ ТЫ ЧЕЛОВЕК?

1. Какие из следующих качеств, по твоему мнению, соответствуют твоему характеру?

а) Умен(на) и общителен(на). (3 балла)

б) Робок(а), застенчив(а), сдержан(а). (0)

в) Всегда душа и центр компании. (6)

2. Часто ли твои друзья обращаются к тебе за добрым советом и просят тебя помочь им?

а) Постоянно! Я всех выслушаю. (0)

б) Нет! Потому что я и сам(а) редко прошу других о помощи. (6)

в) Друзья ценят мое мнение. (3)

3. Не всегда любовь бывает взаимной. Как ты поступишь, если при попытке позаигрывать получишь отпор?

а) Я всегда найду способ, как взять любую "трудную мишень". (6)

б) Со слезами на глазах отступлю. (0)

в) Предприму еще одну попытку. (3)

4. Ваш классный руководитель вдруг запретил устраивать уже запланированную дискотеку. Что ты будешь делать?

а) Вздохну и смирюсь. (0)

б) Поддержу ребят. которые хотят протестовать. (3)

в) Возглавлю толпу протестующих! (6)

5. Что ты думаешь о людях, которых невозможно переспорить, и как ты себя с ними ведешь?

а) Я общаюсь со спокойными людьми. (0)

б) Уважаю тех, кто отстаивает свое мнение, и отношу себя к их числу. (6)

в) Каждый остается при своем. (3)

6. Ты мечтаешь купить какую-то вещь, но она дорого стоит. Что ты сделаешь?

а) Попрошу купить это родителей. (3)

б) Сам(а) заработаю эти деньги и неважно, каким способом! (6)

в) У меня нет и не будет таких денег. (0)

7. В выходные дни твои родители уехали на дачу, а тебя оставили дома в полном одиночестве. Чем ты займешься?

а) Буду смотреть телевизор. (0)

б) Приглашу к себе друзей! (6)

в) Устрою романтический вечер со своей пассией. (3)

8. У каждого человека в жизни есть свой девиз. Попробуй выбрать фразу, которая стала бы твоим девизом?

а) Вижу цель, иду вперед, не вижу препятствий! (6)

в) Сделал дело - гуляй смело! (3)

Результаты теста:

0-18 баллов. Ты позволяешь другим себя использовать, все время боишься чьего-то неодобрения и хочешь быть как все. Ведь так можно потерять и чужое уважение, и свое собственное. Поставь перед собой какую-то цель и постарайся обязательно достичь ее без помощи друзей и родителей. Увидев результат, ты почувствуешь в себе уверенность.

21-23 балла. Ты с радостью помогаешь другим, когда есть возможность, не думая, что кто-то тебя использует. Можешь не идти вслед за всеми, но и не убеждаешь повернуть за собой. Ты всегда реально оцениваешь то, что можешь сделать, не любишь жить бесцельно и, поставив перед собой какую-то задачу, стараешься в меру своих сил разрешить ее.

36-48 баллов. Если ты поставил(а) себе цель, ты ее достигаешь всеми доступными средствами. Твое правило: "Все для себя и для своей цели!" Ты все делаешь по-своему, даже если приходится говорить, что черное - это белое. Тебе не кажется, что таким образом ты вмешиваешься в чужую жизнь? Будь дипломатичнее, и люди к тебе потянутся.

Эффективность юзабилити-тестирования зависит от ряда ключевых элементов: дизайна для теста, участника и (часто) модератора. Еще одним немаловажным элементом являются задачи исследования. Задача должна точно и адекватно отражать цель эксперимента, а также содержать четкие инструкции.

Описание инструкций для юзабилити-теста — непростая задача. Любой опытный специалист по юзабилити скажет вам, что успех исследования напрямую зависит от постановки вопроса. Если снабдить участников исследования плохими инструкциями, велик риск повлиять на объективность их мнения и полностью исказить результаты исследования. В лучшем случае, вы не узнаете всего того, что могли бы узнать, в худшем — полученные «выводы» введут вас в заблуждение и вы только ухудшите продукт.

Составив задачи, пройдитесь еще раз по ним и проверьте на описанные в этой статье распространенные ошибки, способные повлиять на ценность/глубину ваших результатов или на самочувствие участника.

1. Информация о том, куда пользователь должен «пойти»

Встречаются ли в формулировке вашей задачи слова из интерфейса? Если это так, то тем самым вы даете подсказку участникам и проверяете их навыки чтения и способность находить похожие слова, а не ваши метки и навигацию.

Перепишите задачу, убрав любые слова, встречающиеся в вашем интерфейсе. Только так вы поймете, смогут ли пользователи ориентироваться на вашем сайте.

  • Цель задачи: использовать инструмент поиска местоположения (с меткой «Найти дополнительный офис»).
  • Направляющая пользователя задача: найти ближайший доп. офис и посмотреть его часы работы на завтрашний день.
  • Улучшение: В какое время открыт завтра ближайший к вам банк?

2. Информация о том, что пользователь должен сделать

В рамках задачи пользователям может потребоваться выполнить несколько шагов. Например, зарегистрироваться на сайте, установить программное обеспечение или скачать документ. Не стоит заранее предупреждать участников о том, что им необходимо совершить. Когда ваша задача содержит указание на необходимость зарегистрироваться, установить или скачать что-то, вы можете упустить ценную от пользователя при столкновении с этим шагом процесса. Например, участники могут быть удивлены или раздражены каким-то дополнительным и неожиданным для них шагом.

  • Цель задачи: найти стоимость консалтинговых услуг.
  • Излишне оформленная задача: найти информацию о консалтинговых услугах, предоставить информацию о себе и своей компании и договориться о встрече с представителем.
  • Улучшение: узнать, сколько стоит консалтинговый проект.

3. Создание неактуальных задач

Зачастую мы составляем вопросы всего за несколько дней до запланированного мероприятия. Даже в этом случае учитывайте своевременность ваших задач. Если задача включает в себя упоминание о предстоящем мероприятии, убедитесь, что данное событие точно придется на момент тестирования. Если задача состоит в том, чтобы найти рейс, вылетающий 20 февраля, не проводите исследование 22 февраля. Задача, затрагивающая последние новости на сайте, должна быть обновлена ​​накануне или в день тестирования. Будьте осторожны с задачами, информация в которых бывает актуальной или обновляется лишь в определенные месяцы или сезоны. Пользователи могут решить, что на сайте есть устаревшая информация или что задачи нереалистичны.

  • Цель задачи: найти результаты выступлений спортивных команд. (Предположим, тестирование состоится в феврале. В США игры по бейсболу проводятся с апреля по октябрь, по хоккею — с октября по апрель.)
  • Неактуальная задача: узнать результаты последней игры бейсбольной команды Cubs.
  • Улучшение: узнать результаты последней игры хоккейной команды Blackhawks.

4. Излишнее упрощение задач

Чтобы понять, смогут ли люди эффективно пользоваться диаграммами, графиками или другим контентом на сайте, проверяйте не только их способность обнаруживать данную информацию. Формулируйте вашу задачу таким образом, чтобы участникам исследования пришлось приложить немного усилий для ее выполнения. Ваша цель — не в том, чтобы сделать задачи неоправданно сложными, а в том, чтобы дать пользователям реалистичную цель, которая требует обработки данных, а не просто нахождения информации.

  • Цель задачи: найти и использовать статистику игрока («Очки за игру» — первый элемент, указанный в статистике игрока, отсортированный от самого высокого до самого низкого)
  • Слишком легкая задача: кто набрал наибольшее количество очков за все игры в лиге?
  • Улучшение: кто набрал наибольшее количество очков за все игры в сезоне: Расселл Уэстбрук или Леброн Джеймс?

5. Создание подробного сценария

Некоторым задачам не помешает наличие небольшого сценария, придающего деятельности некоторый контекст. Краткое описание поможет участникам исследования понять причину такой задачи или уточнить информацию, которую им необходимо найти. Вы можете предложить пользователям жанр музыки для исследования, причину поиска конкретной информации или указать имя и адрес для совершения покупки. Например, включите в задачу дату рождения получателя подарка, чтобы посмотреть, смогут ли пользователи найти способ доставки, который обеспечит своевременное получение подарка.

Сценарии могут быть полезны, но будьте осторожны при их использовании. Не всегда сценарии необходимы. Так, они способны усложнить весьма простую задачу. Сценарии увеличивают количество деталей, которые пользователи должны будут запомнить. Иногда такие сценарии используются для обоснования непривычных действий. Если нужно долго объяснять, почему пользователь захотел бы совершить какое-то действие, скорее всего, это не реалистичная задача для тестирования.

  • Цель задачи: найти и использовать информацию о питании.
  • Ненужная предыстория: вы согласились посидеть в течение недели с 3-летним ребенком своей подруги и хотите больше узнать о здоровом детском питании. Узнайте, сколько злаков должно быть в детском рационе.
  • Улучшение: узнать, сколько злаков должно быть в рационе 3-летнего ребенка.

6. Создание рекламы вместо задачи

Не позволяйте языку маркетинга или внутреннему жаргону прокрасться в текст. Убедитесь, что ваши задачи не содержат маркетинговых фраз, наподобие «захватывающая новая функция», деловых фраз или таинственных корпоративных сокращений. Используйте язык, ориентированный на пользователя, а не на создателя. Для специализированной аудитории есть смысл использовать технические термины или язык конкретной аудитории, но это скорее исключение, чем правило.

  • Цель задачи: использовать новую функцию шеринга.
  • Рекламная формулировка: ознакомьтесь с новой захватывающей функцией, позволяющей быстро и легко обмениваться статьями с коллегами.
  • Улучшение: отправьте статью своему коллеге.

7. Риск эмоциональной реакции

Хотя задача, упоминающая близких людей, может показаться абсолютно безвредной и корректной, трудно предугадать конкретные жизненные обстоятельства участников. Упоминание определенных взаимоотношений в задаче может спровоцировать ненужные эмоции у пользователя. Что если участник находится в сложных отношениях с упомянутым вами человеком или этот человек умер? Вы рискуете расстроить пользователя и сорвать выполнение задачи или даже всей сессии. Вместо этого прибегайте к нейтральным взаимоотношениям — друг, коллега, ребенок друга.

  • Цель задачи: увидеть, как участники выбирают подарки.
  • Задача, способная расстроить участника: приближается День Матери. Выберите букет для своей мамы.
  • Улучшение: отправьте вашей подруге цветы в честь ее устройства на новую работу.

8. Попытка быть веселыми

Не стоит шутить, использовать известные имена в задачах или стараться каким-то другим способом поднять настроение пользователю. Это может привести к обратному эффекту и заставить некоторых участников чувствовать себя неловко или, что еще хуже, оскорбленными. Даже использование гендерно-нейтральных имен, например указание пользователю зарегистрироваться в качестве Саши или Жени, может отвлечь участника от выполнения задачи.

  • Цель задачи: выявить проблемы в процессе оформления подарочной подписки.
  • Отвлекающая шутка в задаче: отправить подписку подруге в честь ее дня рождения. Ее зовут Оля Лукойе, и она живет на Маломосковской ул., 18с1, г. Москва, 129164.
  • Улучшение: отправить подписку своей подруге в честь ее дня рождения. Ее зовут Оля Иванова, и она живет на проспекте Мира 42, г. Москва, 129090.

9. Оскорбление участника

Избегайте использования потенциально оскорбительных деталей в задачах. Социальные проблемы, политика, здоровье, религия, возраст и деньги имеют все шансы оскорбить одного из участников.

  • Цель задачи: найти и использовать информацию об упражнениях и калориях.
  • Потенциально оскорбительная задача: вам нужно сбросить несколько килограмм. Посмотрите, какие упражнения помогут вам избавиться от лишнего веса.
  • Улучшение: посмотрите, какие виды упражнений сжигают наибольшее количество калорий.

10. Вопросы вместо указаний

Хотя с участниками важно быть вежливыми, не переусердствуйте. Не спрашивайте их «как бы вы» выполнили задачу, если не хотите, чтобы они говорили вам, что они теоретически бы сделали на сайте, вместо того, чтобы делать это. Цель юзабилити-тестирования — увидеть, что делают пользователи, а не услышать, что они бы сделали.

  • Цель задачи: найти симптомы гриппа.
  • Наставление вместо побуждения к действию: Как бы вы стали искать симптомы гриппа?
  • Улучшение: выясните симптомы гриппа.

Иногда из-за всей той массы вещей, которых вам нужно избегать при написании задач, может показаться, что вы пишете некую загадку, текстовый квест для участника. Трудно избегать навигационных меток, шагов, историй или маркетингового языка. Вот почему написание задач — скорее искусство, чем наука.

Если вы испытываете трудности, подумайте о конечной цели пользователя, а не о конечной цели задачи. Вместо того чтобы фокусироваться на разделе или функции, которые вы хотите протестировать, подумайте, почему люди будут использовать этот раздел или функцию. Чего они, в конечном счете, пытаются достичь?

Чтобы протестировать , поставьте перед пользователем задачу купить что-либо. Чтобы оценить процесс подписки на вашу новостную рассылку, попросите пользователя зарегистрироваться для получения информации по электронной почте. Чтобы узнать, сможет ли пользователь понять определенный контент, напишите задачу, включающую в себя вопрос об информации, содержащейся в данном контенте. Начав с конечной цели пользователей, вы существенно упростите для себя процесс написания задач, а проверка на распространенные ошибки, описанные выше, улучшит ваши задачи.

Как преуспеть в трудные времена. 20 тестов + 20 правил Тарасов Евгений Александрович

Тест № 7 Вы целеустремленный человек?

Вы целеустремленный человек?

Известно, что целеустремленность – это способность организовать свои действия для достижения поставленной цели.

А как у вас обстоит дело с этой важной способностью, вы сможете оценить, выбирая наиболее приемлемые для вас варианты ответов.

1. Вы относитесь к категории заядлых спорщиков?

Да – 2. Не совсем – 1. Нет – 0.

2. Вы руководствуетесь, идя по жизни, девизом «Тише едешь – дальше будешь»?

3. Вы отличаетесь упорством?

Да – 2. Иногда – 1. Нет – 0.

4. Если вас заинтересовала какая-то работа, вы можете посвятить ей все свободное время?

5. Вы любите долгие разговоры на одну и ту же тему?

Да – 0. Не всегда – 1. Нет – 0.

6. Вы с уважением относитесь к тем, кто всегда и везде отстаивает собственное мнение?

Да – 2. Не всегда – 1. Нет – 0.

7. Вы легко отступаете перед трудностями?

Да – 0. Не всегда – 1. Нет – 2.

8. Вы любите все свое свободное время полежать возле телевизора?

Да – 0. Иногда – 1. Нет – 2.

9. Вы быстро, не очень-то раздумывая, принимаете важные решения?

Да – 1. Не всегда – 2. Нет – 1.

10. Вы убеждены, что историю делают сильные, умеющие подчинять себе других, люди?

Да – 2. Не очень – 1. Нет – 0.

11. Вам присущи робость и застенчивость?

Да – 0. Иногда – 1. Нет – 2.

12. В вашей жизни бывает много различных увлечений?

Да – 0. Не очень – 1. Нет – 2.

13. Ваш жизненный принцип: «Сделал дело – гуляй смело»?

Да – 2. Не всегда – 1. Нет – 0.

Сумма от 0 до 8 баллов означает, что вы – человек, который нередко разменивается по мелочам. Скорее всего, вы только говорите о том, как хотели бы добиться чего-нибудь, но на деле, чуть что, опускаете руки. Возможно, все это происходит из-за того, что вы все время боитесь чьего-то неодобрения и хотите быть как все? Попробуйте поставить перед собой какую-то цель и постарайтесь обязательно достичь ее без помощи друзей и приятелей. Увидев полученный результат, вы наверняка почувствуете уверенность в себе.

Сумма от 9 до 17 баллов говорит, что вы достаточно реально оцениваете то, что можете сделать, не любите жить бесцельно и, поставив перед собой какую-то задачу, стараетесь в меру своих сил решить ее. Однако вы не всегда добиваетесь того, чего хотели. Возможно, из-за неверия в свои силы и возможности? Или же вам просто мешает лень? Попробуйте разобраться в себе, не «распыляйтесь по мелочам», ставьте перед собой реальную, достижимую цель.

Сумма же от 18 до 25 баллов свидетельствует, что, поставив перед собой цель, вы способны достичь ее всеми доступными вам средствами. Упорства вам явно не занимать. Вы стремитесь все делать по-своему, даже если приходится говорить, что «черное – это белое». Вот только не кажется ли вам, что таким образом вы порой вмешиваетесь в чужую жизнь? Будьте дипломатичнее, и тогда люди потянутся к вам.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ) С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию и уровень

Из книги Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе автора Бескова Любовь Анатольевна

Тест № 34 ОРГАНИЗОВАННЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК? Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом":1. «а» – 1, «б» – 0, «в» – 6, «г» – 2;2. «а» – 6, «б» – 0, «в» – 3, «г» – 0;3. «а» – 4, «б» – 6, «в» – 0, «г» – 0;4. «а» – 0, «б» – 0, «в» – 0, «г» – 6;5. «а» – 0, «б» –

Из книги Дифференциальная психология профессиональной деятельности автора Ильин Евгений Павлович

Занятие 3. Целеустремленный или гибкий? (Дихотомия «рациональность – иррациональность») В качестве разминки обсудили пару, в которой в сильном варианте представлены три функции из четырех: сенсорика, интуиция и логика, при этом у обоих партнеров слабая этика. Выявили

Из книги Как повысить самооценку и достичь успеха автора

ГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек» 9.1. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности педагоговОсобенностям личности учителя посвящено большое количество

Из книги Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и правила автора Тарасов Евгений Александрович

Тест №8. Вы – человек дела или…

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Тест №17. Вы – «рисковый» человек?

Из книги Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей автора Шевченко Маргарита Александровна

Тест №21. Властный ли вы человек?

Из книги Как преуспеть в трудные времена. 20 тестов + 20 правил автора Тарасов Евгений Александрович

Тест №23. Вы – везучий человек?

Из книги Плохие привычки хороших детей автора Баркан Алла Исааковна

Тест № 8 Вы – человек дела или… КлючI. Вы предпочитаете действовать, а не размышлять, заняться ли вам чем-либо или же нет. Вы стремитесь делать дело, а не говорить о нем. Вам нравится быть активным и занятым. Вот только не слишком ли много вы взваливаете на себя, забывая

Из книги автора

Тест № 17 Вы – рисковый человек? КлючI. Вы – чрезвычайно рисковый человек. Ваш главный девиз «Кто не рискует, тот не пьет шампанское!». Порой вы бываете просто безрассудны. Вам всегда всего мало. Из-за этой (чаще всего кажущейся) неудовлетворенности вы нередко чувствуете

Из книги автора

Тест № 21 Властный ли вы человек? КлючI. Вы явно себя недооцениваете и почему-то уверены в том, что хуже других, а потому вряд ли сумеете многого добиться в жизни. Люди, не умеющие отвечать даже за себя, скучны и малопривлекательны. Часто ими пользуются для достижения

Из книги автора

Тест № 23 Вы – везучий человек? КлючI. Совершенно очевидно, что Фортуна – ваш лучший друг. Будут свободные деньги – советуем заглянуть в ближайший киоск, торгующий лотерейными билетами. Хотя вам явно и так по жизни хватает счастливых билетов, и из-за того, что вы такой

Из книги автора

3. Целеустремлённый человек, исполнитель, честолюбец Легко адаптируется и меняется. Уверенно идёт по жизни и совершает такие поступки, которые принесут ему одобрение и успех, иногда за счёт утраты его/её истинной личности. Боится быть неудачливым и никчёмным – хочет быть

Из книги автора

Тест «Человек под дождем» Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также может рассказать о возможности человека к адаптации.Тест

Из книги автора

Тест № 12 Вы жизнелюбивый человек? Вы вечно чем-то недовольны или, напротив, даже в неприятной ситуации способны находить положительные моменты? Вы сможете понять это с помощью предлагаемого теста, следует лишь искренне ответить на все его вопросы.1. Вы энергичный

Из книги автора

Тест ВМ (ориентировочный тест школьной зрелости - вербальное мышление) И. ИразекКакое животное больше - лошадь или собака? Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.Утром мы завтракаем, а в полдень...?Обедаем. Мы едим суп, макароны и мясо = 0.Полдничаем, ужинаем, спим и др. неправильные

Как известно, любое действие человека непосредственно связано с тем, что он затрачивает определённое количество времени на его совершение. И если информация из первого урока научит вас определять и фиксировать свои временные затраты и разбираться в структуре распределения временного ресурса, то знания, которые вы получите отсюда, помогут вам научиться отделять то, на что нужно тратить своё время, от того, на что не нужно.

Здесь речь пойдёт о процессе целеполагания: вы научитесь определять свои истинные цели и второстепенные задачи, а значит, сможете делать то, что позволит вам исключить бесполезную трату времени, и даже ваши минимальные усилия будут приносить вам максимальные результаты.

Понятие целеполагания

Принципиальным вопросом после анализа собственных временных трат становится вопрос «Как изменить сложившуюся ситуацию?» Это трудно сделать без размышлений, ведь если мы потратили на что-то своё время, то это значит, что в тот момент мы представляли это дело как важное, нужное — а что делать с таким представлением, не всегда понятно.

Научиться принимать решения относительно необходимости какого-либо дела — значит, соотносить его возможный результат с тем, что вы на самом деле хотите достичь, т.е. с вашей целью. Википедия даёт такое определение цели:

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Ещё одно определение гласит: цель — это мысленная модель желаемого результата, идеальный образ будущего. Если мы знаем, чего хотим достичь в результате, гораздо легче отсеивать среди ежедневных дел ненужные — стоит просто задать вопрос «поможет ли мне это в достижении цели?». Хорошо поставленная цель мотивирует, упорядочивает мысли, упрощает решения и, в конечном счёте, приводит к значительному росту эффективности.

Как сделать так, чтобы цель была хорошо поставлена? Нужно помнить, что она никогда не появляется сама по себе, а является результатом процесса целеполагания — сознательного либо нет. Целеполаганию можно дать такое определение: это процесс выбора одной или нескольких целей с установлением определённых к ним требований (например, параметров отклонений).

Психологическую структуру любой деятельности можно представить в виде следующей схемы:

Как мы видим из представленной схемы, процесс целеполагания и выполнения любого дела может быть осознанным либо неосознанным. Попробуем разобраться, как именно это влияет на вашу продуктивность.

В основе любой человеческой деятельности лежит определённая потребность, проблема либо возможность, которые покоятся на фундаменте определённых жизненных ценностей (мета-целей) личности. Потребности и проблемы могут не осознаваться, в то время как возможности должны быть предварительно замечены. Все они ведут к возникновению определённого мотива — вопреки распространённому определению («мотив есть осознанная потребность»), он не обязательно осознаётся человеком. Словарь практического психолога даёт такую характеристику: «Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа». Отдельно можно говорить о существовании мотивировок — сознательных доводов в пользу того или иного мотива.

О целеполагании как таковом можно говорить в том случае, если человек специально пытается осознать свою цель, проанализировав имеющиеся у него потребности, проблемы или возможности, а затем представив идеальный образ желаемого будущего. В этом случае далее запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.

На рисунке выше хорошо видно, что отсутствие осознаваемой цели приводит к отсутствию этапа планирования, соответственно, поиск ресурсов для достижения неявной цели и соответствующие действия совершаются хаотично. Конечно, этот процесс не позволяет никак контролировать итоговый результат, а усилия, потраченные таким образом, будут напрасными.

Наша задача — сделать этот процесс управляемым, а значит, изучить возможные способы целеполагания.

Упражнение 2.1

Из предложенного списка выберите, пожалуйста, от 5 до 7 ключевых ценностей вашей жизни. Если предложенного списка недостаточно, то придумайте свои.


Упражнение 2.2

Составьте иерархию ваших ценностей. Подумайте, какие из них могут вступить в конфликт друг с другом и как вы его разрешите.

Способы целеполагания

Существуют следующие основные способы целеполагания:

Интуитивный поиск цели наиболее распространён. Алгоритм действий в данном случае предельно понятен: необходимо внимательно относиться к собственным идеям и догадкам, ожидая озарения. Можно предположить, что это единственный способ целеполагания, который «автоматически» встроен в каждого человека. Так происходит потому, что интуитивные цели формируются на основе существующего опыта, знаний и умений человека, а их «проявление» означает переход неосознанной потребности (проблемы) в осознанный мотив действий, чем и запускается процесс целеполагания.

«Изобретение» целей представляет собой «экспериментальный» процесс, основанный на пробном достижении возможной цели в недалёком будущем и (или) в уменьшённом масштабе. Например, это случается, когда вы принимаете важное решение («найти себе хобби по душе»), но не знаете, как конкретно его реализовать. В этом случае вы можете попробовать скрэпбукинг, филателию, вышивание или более экзотические варианты до тех пор, пока не найдёте именно ваше. При этом вашей целью может стать занятие этим видом хобби в течение некоторого времени (месяца, например), а затем вы подводите итог и выбираете то, что вам ближе.

Метод «вычисления» цели работает по следующему алгоритму. Сразу после осознания ключевого мотива («хочу, чтобы у меня была машина») нужно выписать все цели, ведущие к этому, в качестве столбцов таблицы. Необходимо понимать, что цели могут быть разными — «заработать на покупку личного авто», «выпросить автомобиль у мужа», «выиграть автомобиль в лотерею» и даже «украсть у соседа по двору» (шутка). Далее в качестве строк необходимо выписать качественные и количественные критерии, которые существенно влияют на результат достижения цели. Затем достаточно оценить придуманные вами цели, выбрав наилучший вариант в каждой строчке, и просуммировав финальные показатели (см. пример ниже).


Итак, результатом нашего вычисления становится цель «выпросить автомобиль у мужа». Соответственно, становится понятным и то, как эту цель достигать. Тем не менее, нельзя не отметить громоздкость данного способа, сложность подбора и оценки критериев и т.п. Кроме того, как отмечает С. И. Калинин, «попытки «выбрать жениха по Гоголю, приставляя нос Ивана Ивановича к лицу Петра Петровича, скорее всего, обречены на неудачу». Однако, может, вам повезёт?

Наконец, метод «выбор и предписание». Этот метод подразумевает, что у нас уже есть определённое количество кем-то поставленных целей, и нам необходимо всего лишь выбрать одну из них в качестве своей и «предписать» для себя её выполнение. По сути своей, это способ подражания кому-либо и попытка действовать по уже известному алгоритму. Примером такой ситуации может стать постановка цели молодого человека, заканчивающего обучение в школе: мама хочет, чтобы сын стал писателем, отец желает видеть его в качестве юриста, а дедушка и бабушка видят во внуке перспективного металлурга. Не желая выбирать либо не имея такой возможности, молодой человек всегда может выбрать одну из целей, «заготовленных» для него родными, и стремиться к её достижению — так, как будто эта цель была выбрана им самим. Стоит отметить, что это достаточно хороший способ, хотя подходит он далеко не всем (можно вспомнить фильм «Трасса 60», где главному герою отец прочит карьеру юриста, но, в конце концов, герой отказывается от навязанной ему отцом цели).

На заметку. В ряде случаев изначально поставленная цель может оказаться поверхностной. Психологи часто выделяют многослойность цели, а также отмечают многочисленные неточности в формулировке, которые расходятся с действительно желаемым. Чтобы получить действительно хорошо сформулированную цель, необходимо специфицировать её содержание. Так, в примере выше («хочу, чтобы у меня была машина») может содержаться нечто большее, чем просто желание купить транспортное средство — например, желание повысить свой статус, продемонстрировать окружающим собственную самостоятельность, способ приобщиться к интересам определённой группы людей и другие. Осознание глубинного мотива может помочь в достижении истинной цели, повысив уровень понимания себя и обеспечив более качественное удовлетворение исходной потребности.

Методы постановки целей

3.1. SMART

Но не стоит забывать, что цель должна быть максимально точна не только в том, что касается вашего внутреннего восприятия желаемого. Вы совершенно точно должны представлять пути достижения цели, использовать для этого в планировании совершенно конкретные инструменты и искать специфичные ресурсы, и, самое главное, — успеть это сделать в срок (мы же всё-таки говорим про тайм-менеджмент, правда?). Именно для этого была разработана система постановки целей SMART. Своему названию она обязана мнемоническому правилу, объединившему первые буквы англоязычного названия критериев качества цели. Среди них следующие:

  • Specific (конкретная) — цель должна быть конкретной, т.е. должна указывать на то, что именно необходимо достигнуть;
  • Measurable (измеримая) — содержит указание на то, как измеряется результат. Если цель количественная, то необходимо указать целевую цифру («продажи на 5% больше», «купить iPhone 5S менее чем за 15000 рублей» и т.п.), если качественная — установить эталон («автомобиль не хуже S-класса», «такие же часы, как у Стаса Михайлова»);
  • Achievable (достижимая) — поставленная цель должна быть реальной; кроме того, должен быть понятен механизм её достижения и он также должен быть реален;
  • Relevant (релевантная, актуальная) — необходимо понимать, что выполнение цели актуально и действительно необходимого для достижения желаемого;
  • Time-bound (ограниченная во времени) — цель должна иметь чётко определённые границы времени её достижения.

Подробнее про SMART-целеполагание вы может прочесть в .

Алгоритм постановки SMART-целей выглядит таким образом:

  1. максимальное уточнение результатов (S);
  2. обоснование цели как необходимой, релевантной (R);
  3. прогнозирование и оценка степени достижимости цели (A);
  4. выбор критериев оценки цели и целевых показателей (M);
  5. для максимально уточнённой цели выбирается срок исполнения (T).

Упражнение 2.3 от Брайана Трейси

Возьмите лист бумаги и напишите десять целей на следующий год так, как будто бы они уже реализовались (например, «я купил себе новую Ferrari 458 Italia в бутике на Третьяковском проезде»), а затем выберите из них ту, которая наибольшим образом изменила бы вашу жизнь. Обведите её, а затем выпишите её на отдельном листе и проработайте по критериям SMART.

Упражнение 2.4

Как вы считаете, к какому способу целеполагания (см. п. 2 урока) относится пример из предыдущего упражнения? Почему?

3.2. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского

Несмотря на очевидные преимущества SMART-технологии, она эффективна только в том случае, когда известны начальные условия постановки цели и у субъекта целеполагания есть осознанное понимание желаемого образа будущего. Напротив, в жизни часто встречается ситуация, когда подходящая цель ещё не найдена, а изначальные условия быстро изменяются. Тогда можно выделить следующие этапы технологии проектного метода постановки цели:

  • определение абстрактного уровня («рамки») будущей цели путём:
    — прояснения системы ценностей за счёт выделения конкретных ценностей (мета-целей);
    — определения ключевых областей жизни, на которые распространяется их влияние;
    — выяснение правил, определяющих характер этого влияния.
  • конкретная цель специфицируется так, чтобы не противоречить существующим в данной сфере жизнедеятельности ценностям и принципам; обеспечение соответствия ценностям;
  • планирование конкретного уровня достижения целей: текущие дела проверяются на соответствие мета-целям (в отличие от SMART-подхода, когда исходная цель декомпозируется до отдельных задач);
  • определение временного масштаба, в который планируется обеспечить достижение цели — «за неделю», «в этом году» и т.п. (в отличие от точных сроков SMART);
  • разделение дел на «жёсткие» (привязанные к определённым датам и времени) и «мягкие» (планируемые во временном масштабе и с учётом системы контекстов);
  • все дела распределяются по зонам внимания — стратегической, оперативной и тактической (им соответствуют масштабы времени в один год, одну неделю и один день).

На заметку. Подробнее про систему Г. Архангельского вы можете прочитать в его книге.

3.3. Метод «цели — ценности»

Обладая знаниями о своих мета-целях (см. упр. 2.1), сформируйте таблицу соотнесения целей и ценностей:


Если по итогам заполнения таблицы выстроить цели по убыванию итогового балла, то можно определить, какая из них вносит наибольший вклад в исполнение ваших мета-целей.

Упражнение 2.5

К какому способу постановки целей относится метод «цели — ценности»?

Целеполагание является наиболее важным, но не единственным этапом тайм-менеджмента, предшествующим реальному выполнению дел, их реализации. Следующим важным этапом является планирование, изучением которого мы займёмся в третьем уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.