Можно ли поставить машину у станции белокаменная. Мкжд. возвращение истории. станция белокаменная. На станциях МЦК появились информационные стенды с моими фотографиями

Электропоезд подходит к станции Белокаменная.

Платформа Белокаменной.

  Собственно станция, где продаются билеты и прочие услуги, находится под землей и как и все станции МЦК, оформлена по последнему слову техники. Народу мало, желающих гулять по лесу немного - грибной и лыжный сезоны еще не начались, да и лето (2017) как-то не задалось.

Выход в город, то есть в лес оформлен просто, но со вкусом.

  Еще с платформы, если смотреть в сторону Сокольников, бросается в глаза небольшое красивое здание, видно что недавно отреставрированное. Это историческое здание вокзала Московской окружной железной дороги (МОЖД). Наверное "вокзал" - сильно сказано, но так читал.
  В настоящее время "вокзал" закрыт, да и не нужен он, как показано выше, его функции выполняются под путями, и на самом современном уровне. Хотя, какой-нибудь музей в нем соорудить было бы неплохо. Хотя, с другой стороны, кто ж пойдет в музей с лыжами или лукошком. А массовый наплыв других категорий здесь не предполагается.
  Раскраска здания такая же какой была при постройке. Как видим, белый цвет здесь присутствует, но на звание "белокаменный" как то не тянет.

  Вот так это здание выглядело в самом начале. Видно, что реставрация проведена не совсем точно, но общий стиль сохранили. И видно, что здание не белое.

  Сразу за вокзалом находится здание, по стилю - старой постройки, тоже отреставрированное. Вот оно как раз белое. Сейчас используется как административное. Оно здесь единственное "белокаменное".

  Судя по всему, реконструкция проведена не в полном объеме, подходы к зданию не покрыты, не только традиционной московской плиткой, но даже и асфальтом.

  Сразу за этими зданиями открывается лес. Настоящий лес, не парк какой-нибудь. Хотя не сказать чтобы шибко дремучий. Одако, если идти в сторону Лосиного острова, можно и заблудиться, случаи бывали.
  Зато удобно, из метро (а МЦК это метро) - прямо с платформы в лес. Особенно для лыжников. Думаю зимой эта станция будет пользоваться большим спросом.


  Но, перейдем теперь на другую сторону, ту которая обращена вглубь Лосиного осторова и где были видны, упомянутые выше таинственные развалины.


  Видно, что это полуразрушенные здания непонятного времени постройки и назначения, но явно нежилые. Так что фантазии насчет заброшенных городов и цивилизаций можно оставить. Повидимому это бывшие служебные помещения станции, которая раньше имела большее функциональное значение.
  Такие дома обычно поэтично называют руинами или грубо - развалинами. Но мне больше понравилось игривое выражение "заброшки", которое увидел в комментарии представительницы прекрасного пола. И уродовали бы эти заброшки лес, если бы энтузиасты не расписали их граффити. А теперь, это уже украшение пейзажа, скрашивает определенное однообразие и придает некую романтичность.


  Зайдем через гостеприимно отсутствующую дверь внутрь помещения

  Здесь очень мило - беспорядочно, но не загажено. Прекрасно выполненный женский портрет. Обратим внимание, что все рисунки не обезображены вандалами, повидимому они сюда не ездят, нечего им здесь делать. И бомжи сюда не заезжают, по той же причине.
  В зале полутьма, освещение только от открытой, вернее отсутствующей двери, а снимок сделан со вспышкой,

На стене чей-то портрет в очках. Наверное профессор какой-нибудь..

Очень милая крыска.

  Я оказался не единственным, кому были интересны эти развалины. Трое ребят приехали сюда по зову любознательности и романтики. Предупредил их чтобы не лезли на вторые этажи.

И все-таки, почему же станция называется "Белокаменная"? Вроде ничего шибко белокаменного здесь нет и нет никаких данных что было. Где-то прочитал, что для привлеченияч туристов. Но Московская окружная железная дорога (МОЖД) создавалась в начале прошлого века - какие там туристы. И слова такого не знали.
  У меня своя версия. Имя дано, как говорят: "от балды". Поясняю: в те поры подобным станциям давали имена по близлежащему населенному пункту (Кожухово, Ростокино). Имена выдающихся деятелей даже городам не давали, исключение - царские особы и святые. В нашем случае, поблизости никакого населенного пункта не было. И вот, какому-то чиновнику пришло в голову красивое название и всем понравилось. Хотя я бы назвал "Лесная".
  Кстати, по такому принципу и сейчас названо много городских объектов. Так в Бабушкинском районе есть улица "Вересковая", хотя никакого вереска там отродясь не было. Там же "Ивовая" и таких множество.

Безусловно, мы говорим о той самой, классической станции «Белокаменная», которая была открыта в 1908 году, как часть беспрецедентного проекта разгрузки центра Москвы от людей и грузов.

Мощный промышленный подъем Российской экономики, который последовал за отменой крепостного права, погнал крестьян на городские заработки. Безусловно, и раньше они работали в городах. А иначе, кто бы тогда построил Санкт-Петербург или обустроил Москву. Но тогда это были крепостные, а теперь – свободные и голодные люди. Те, что с севера, шли на заработки в неласковый Петербург, остальным была одна дорога – в белокаменную.

Одним из тех, кто в младенчестве был привезен в Москву, был епископ Варнава (в миру Николай Никанорович Беляев). Его отец – слесарь ткацкой фабрики, мама – дочь диакона. В Раменском Николай с отличием окончил школу и Третью московскую гимназию, затем так же на отлично – Московскую духовную академию. Родители осели в Раменском, построив дом и наладив хозяйство. И таких – тысячи. Благодаря им расцвела Москва: грузов стало больше, а вот дорог, уводящих их из центра, не было.

ГЛАВНЫЙ ВАЛ СТОЛИЦЫ

Гулять и кататься на коньках ездили в Нескучный сад, а вот промышленный центр Москвы, который сформировался в конце 19 начале 20 века находился на периферии, на стыке Москвы и Московского уезда. Границей, разделяющей, как бы сейчас сказали, городскую и региональную власти, был Камер-Коллежский Вал, определенный в этом качестве еще в 1785 году. В конце 90-х годов позапрошлого столетия власти стали задумываться над тем, как перераспределить население Москвы от центра на периферию: там было идеальное место для жизни простого люда и развития промышленности.

В 1901 году был официально утвержден новый городской план, согласно которому, границы Москвы проходили как раз по Камер-Коллежскому валу – в пределах владения городского начальства. Площадь столицы тогда равнялась 91,5 кв. км, для сравнения, сейчас город занимает площадь 2 511 кв. км. Москва тогда делилась на 5 основных районов: Центр (Кремль и Китай-город), Белый город, Земляной город, Замоскворечье и окраины. Вокруг Москвы располагалось кольцо пригородов, которые формально не входили в состав города, но фактически они представляли собой шестой основной район столицы, экономически тесно привязанный к ней.

Две трети фабрично-заводских предприятий Москвы находились на окраинах и за Камер-Коллежским Валом. Особенно среди них много было таких предприятий, на которых работало более 500 рабочих. И только одно – шерстоткацкая фабрика «Товарищества И. Бутикова» работала в пределах Садового кольца. Остальные же, как мы и говорили выше, – располагались либо на окраинах, либо в пригородах столицы. «В город тогда заходило 10 радиальных направлений. Кольца не было, и приходилось разводить грузы на лошадях, – рассказал ММ исследователь Москвы Борис Кондаков. – Город рос, росли транзитные потоки, пробки душили город, ситуация была близкой к критической, и в начале 20-века, при непосредственном участии и активном содействии большого энтузиаста железнодорожного транспорта графа Витте и императора Николая II, решено было построить кольцевую дорогу. Делалось это все с перспективной на то, что вокруг станций будет возникать своя жилищная инфраструктура, и Москва сможет разгрузиться. Не получилось».

«С одной стороны, сохранилось множество исторических станций вдоль кольца, и они вместе составляют ансамбль и все важны, с другой — есть две основных: станция Лихоборы и станция Угрежская. Есть станция Белокаменная – уникальная, как будто затерянная во времени и подмосковных лесах. Около нее ничего не поменялось, и можно снимать исторические фильмы. Один из железнодорожников того времени написал в письме: «В 1908 году повели мы здесь первые поезда. Странно было мне тогда, прямо скажу. Дорога Окружная – опоясывает большой город, а почти всюду леса. Да еще какие! – Ведешь, бывало, состав, особенно в осеннюю непогоду, так даже жутко делается – такое безлюдье кругом». И вот точно так же и сейчас!»

БОРИС КОНДАКОВ, архитектор, исследователь Москвы

По одной из версий, строительство МКЖД должно было состояться и из соображений государственной безопасности: перемещение грузовых и людских потоков из центра Москвы в слободы на ее окраины, облегчило бы работу Охранного отделения.

БЕЛОКАМЕННАЯ

7 ноября 1897 года император Николай II, присутствовавший на Особом правительственном совещании, «высочайше признал желательным» строительство Московской Окружной железной дороги. После этого состоялся конкурс на ее строительство, в котором приняло участие 13 проектов. Победил проект инженера Петра Рашевского, ставшего впоследствии начальником работ по сооружению Московской Окружной железной дороги.

Станция Белокаменная, впрочем, и как остальные 11 станций, была спроектирована под руководством архитекторов А.Н. Померанцева и Н.В. Марковникова в едином стиле – из красного кирпича с белой отделкой (все они – уникальные образцы московского модерна начала ХХ века). Ряд станционных и жилых строений дороги сооружены по проекту архитектора И.М. Рыбина. Все они выполнены в едином оригинальном стиле: черепица для крыш – из Варшавы, часы «Павел Буре» – из Швейцарии (единственный сохранившийся оригинальный экземпляр этих часов находится в кабинете начальника станции Пресня). Билетные кассы и зал ожидания отапливались голландскими и русскими печами, в них было проведено электричество. Они выглядели модно и модерново, на расходы не скупились, потому, что Николай II собственноручно начертал на титульном листе проекта Рашевского: «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид».

Приближаясь к Белокаменной, все больше кажется, что ты выпал из реальности и за окном «Ласточки» не 21 век, а начало 20. И вот из того аккуратного домика, который когда-то был одной из самых красивых станций МКДЖ выйдет господин в котелке или барышня с зонтиком. Окружающие станцию леса располагают к дальним прогулкам.

Белокаменная – самая удаленная от центра столицы станция МЦК. Она, единственная из всех, расположена на территории парка «Лосиный остров» на границе Богородского и Метрогородка. Платформа была построена в начале прошлого века для отстоя, запаса и резерва вагонов.

Любили Белокаменную и киношники: совсем недалеко от нее расположено несколько общежитий ВГИКа и при поиске мест для съемок режиссеры и особенно операторы всегда отмечали не московский вид именно этой станции. Оторванность ее от окружающего столицу промышленного нуара. Именно на Белокаменной снимался один из эпизодов фильма «Когда деревья были большими», где на вымышленной станции Селиваново встречались Наташа (Инна Гулая) и Кузьма (Юрий Никулин). Здесь же, снимали эпизод с санитарным поездом «Офицеров».

Даже в самые тяжелые, перестроечные годы 152 здания и сооружения исторического Малого кольца не были снесены или перестроены. А в прошлом году вокзал, два станционных домика, ограждение платформы и два ряда великолепнейших чугунных столбов приобрели статус памятника культурного наследия по решению Московского Департамента культурного наследия. Это значит, что перепланировать, или ликвидировать вокзал, к счастью, нельзя, но можно его реставрировать с сохранением всех архитектурных и конструктивных особенностей.

БЕЛОКАМЕННАЯ NOW

Со 2 мая 2014 года малая, историческая, станция МКЖД Белокаменная, закрыта для движения и открыта только для экскурсантов, которых возят привозят сюда на «Ласточках» МЦК. Новая станция, открытая 10 сентября 2016 года и расположенная на территории национального парка Лосиный остров, пока имеет среднюю загрузку. По данным Стройкомплекса Москвы, к началу 2017 года, в час пик она будет пропускать до 2500 пассажиров, а вот к 2025 году нагрузка на нее возрастет до 3500 тысяч пассажиров в час пик. Ближайшее к ней станция метро – «Бульвар Рокоссовского», доехать до которого можно на автобусах №№ 75 и 822.

Увеличение нагрузки на станцию связано с тем, что районы, прилегающие к Лосиному острову и ул. Подбельского активно застраиваются и уже сейчас здесь введен в эксплуатацию крупный жилой комплекс «Триколор»: офисное здание и три высотки (два дома по 46 этажей и одно 31 этаж). Здесь же — пять высших учебных заведений, школы, детские сады, гостиницы, медучреждения и даже стадион. Впереди – объединение парков «Сокольники» и «Лосиный остров» и активное строительство ЖК «Соколиный форт», что приведет к уплотнению трафика на станции Белокаменная. Как уже сейчас предполагают урбанисты, трафик через Белокаменную с пиковой нагрузкой в 3500 пассажиров будет преодолен гораздо раньше, чем к 2025 году: темпы освоения территорий столицы и уплотнение ее застройки говорит о том, что станции Белокаменная не долго быть московской провинцией.

Недавно на схемах московского метрополитена окончательно заняла своё место 14 линия. Второе из трёх колец Москвы на деле является железнодорожным, но по желанию города оно, как и другой внеуличный транспорт, будет иметь единую нумерацию.

На 14 линии будет много разных станций. Где-то пересадка, где-то новый транспорт в районе. Белокаменная - станция в национальном парке Лосиный остров, в его Яузской части. Она будет иметь выход в лес с одной стороны и в лес с другой стороны. Большинство пассажиров сюда не доедут, а те что доедут вряд ли выйдут. А прогуляться было бы прекрасно!

1. Подходим к пассажирской платформе со стороны Ярославской. Здесь на грузовой станции ведутся активные работы, о которых я расскажу в другой раз. Тепловозы и светофоры активно перемещаются почти по всем путям. Рабочие копают траншеи. А один из тупиков станции будет упираться в пассажирскую платформу.

2. Вот и она, Белокаменная. Для 99% пассажиров это обычная станция. Официально вроде как "о.п." - остановочный пункт. Но терминологию я оставлю за рамками этого репортажа.

3. Здесь в лесу можно найти исторические здания. Бывший жилой дом из красного кирпича на станции Белокаменная. Из комплекса зданий и сооружений станции Белокаменная, 1903-1908 гг., арх. А. Н. Померанцев, инж. С. Карейша, А. Д. Проскуряков. Объект культурного наследия. Был перекрашен год или два назад.

4. Рядом красивое здание вокзала с историческим шрифтом надписей и красивым оформлением.

5. А мы переходим непосредственно к платформе. Так как на МКЖД все поезда будут делать все остановки, здесь будет регулярное движение поездов. Но возможно эта станция будет самой малонаселённой.

6. Выход из подземного перехода. таблички. Всё есть.

7. Ближайшая улица проходит рядом с выходом. Яузская аллея.

8. Погода сильно внесла коррективы в прогулку.

9. Вход в подземный переход. Все указатели на месте. Спасибо начальству строителей станции за разрешение посетить объект.

10. Весь объект в очень высокой степени готовности. В спуске доделывается последний угол потолка. Во всех остальных уже всё готово.

11. Указатели на местах. В помещениях ведётся активная работа.

12. До Лосиноостровской улицы идти минут 5. Там останавливается автобус 75 до станции метро Сокольники. После восстановления моста через железную дорогу автобус вернётся на полный маршрут до метро Бульвар Рокоссовского. Сейчас же просто два разделённых маршрута.

13. Подземный переход - широкий и просторный. У нас бы в Химках такой... Везде работает свет, установлены нужные датчики, только провода для электроинструментов.

14. Кассы расположились в отдельном помещении.

15. Установленные турникеты.

16. Табло на несколько строчек на станциях МКЖД мня всегда удивляет. Всего 2 направления с примерно одним интервалом.

17. Выходим на платформу по лестнице.

18. И здесь всё готово. Крыша готова полностью. Плитка уложена. Табло висят.

19. Контактная сеть в этом месте уже есть. На одном из путей стоит рельсовоз. Позже он постепенно двигался.

20. Оформление платформы современное желездорожное классическое. Оба лестничных спуска закрыты от попадания осадков.

21. Разве что лавочек нет, но это в последнюю очередь.

22. ЧМЭЗ-2712 на отдыхе и выход на Яузскую аллею.

23. Противоположный выход уходит за большинство путей станции, но за ним ещё есть что переходить. Узнать разберут ли те пути или придётся через них перешагивать не удалось.

24. 1 путь в сторону Открытого шоссе.

25. Вот так лучше видна защита от осадков.

26. На сегодняшний день эта станция кажется совсем не нужной. В лесу, без мест притяжения. Но я не знаю будут ли здесь организованы прогулочные дорожки. велодорожки. Просеки рядом есть. Но этим просекам местами спокойно на машине проедешь.

27.

28. Тепловоз постепенно уходит на Открытое шоссе с рельсами. Их длина больше 800 метров.

29. Пора на выход. Дождик закончился.

30.

31. Подходим к одному из путей. Он уходит на бывшие военные склады. Явно давно без движения, но числится на балансе. Стрелка на него уложена.

32. 13й...

33. С этого ракурса хорошо видно, что выход из перехода не совсем в лесу. Почему так - пусть останется пока загадкой. Может позже узнаем.

Честно говоря, когда в Москве открыли МЦК, то меня в первую очередь заинтересовала именно станция Белокаменная. Ещё во время первой нашей поездки по МЦК я завороженно смотрел на постапокалиптические пейзажи новой станции и уже тогда загорелся идеей когда-нибудь хорошенько прогуляться по окрестностям Белокаменной.


Если говорить не о станции МЦК, а обо всём железнодорожно-узловом комплексе "Станция Белокаменная", то построен он был ещё в 1908 году. Использовался для отстоя, запаса и резерва вагонов. Описательное название было придумано с целью привлечь путешественников. Кстати, это единственная железнодорожная станция, расположенная непосредственно на территории лесопарка "Лосиный Остров".

Я на самом деле слегка слукавил в заголовке, указав, что речь пойдёт о прогулке 13 марта текущего года. Ведь здесь также будет немного фотографий от 4 марта. Именно тогда я впервые побывал на Белокаменной. И именно тогда впервые испытал глубокий шок от того, в каком глухом и труднодоступном месте расположена станция. Вокруг лишь одни руины, привокзальные домишки, баня и тёмный-тёмный лес вокруг.

В общем, фотографии скажут всё сами за себя. Приятного просмотра!

1. Иду к станции МЦК "Измайлово" по длинному-длинному пешеходному мосту через недавно построенный участок четвёртого автотранспортного кольца.

2. Площадка возле входа на станцию "Измайлово".

3. А вот я прибыл на станцию Белокаменную. Сразу же мне бросился в глаза вот такой симпатичный миленький вокзальчик. А ещё я почувствовал запах дыма из печной трубы местной бани. О-о-о, этот волшебный, знакомый с детства, запах! Как в настоящей русской деревне! Как тут не предаться ностальгическим воспоминаниям о каникулах в подмосковной деревеньке?

4. Однако сначала я пошёл на заброшенную сторону станции. На фоне серой весенней природы эти руины складов смотрелись особенно впечатляюще!

5. Вид на станцию. Наверняка не в самом далёком будущем здесь начнётся строительство нового участка четвёртого транспортного кольца.

6. Эти места уже успели облюбовать мастера граффити.

7. Зато рисунки заметно оживили унылые стены складских руин.

8. Какие стены обходятся без портрета Егора Летова?

9. Внутри заброшенные склады напоминают логово сатанистов.

12. А это, кстати, Абрамцевская просека.

13. Между прочим, по этой просеке можно дотопать до нашего Гольянова. Забегая вперёд, скажу, что на следующий день я совершил такую прогулку. Только наоборот шёл от Гольяново сюда.

14. Перешёл на вокзальную сторону. Тот же чудненький домик, только сзади.

16. Привокзальные площадочки со скамейками.

21. Ещё один старинный привокзальный домик.

22. А дубы здесь такие высоченные, что не умещаются в кадр целиком.

23. Дорог от станции практически нет, только вот такие тропинки. Проехать можно лишь в сторону севера по Яузской аллее, но дорога раздолбанная, местами затопленная по щиколотку, да и уводит куда-то совсем уж в дебри.

25. А вот, кстати, та самая баня с дровяниками.

26. Тропинка куда-то в парк. Иду в южном направлении.

27. Показались высотки района Богородское. Но туда я не пошёл, повернул обратно.

28. Ранневесенний лес.

29. И вот я снова у станции. Местами даже виднеется зелёный газон.