Сообщение-доклад «Связь современной географии с другими науками. Связь современной географии с другими науками Современные науки связанные с географией

До сих пор география воспринимается многими как наука, которая составляет карты земли и полезных ископаемых. Вот сидит в тиши кабинета, географ, который и город свой не покидал и глубокомысленно водит заскорузлым пальцем по глобусу, ища "белые пятна", а другой рукой поправляя разбитые очки-велосипед. Нет, география сейчас наука, которая все больше и больше становится симбиозом комплекса наук, которые изучают Землю, его недра, народонаселение, распределение производительных сил, ресурсов, оптимальное распределение экономик на поверхности Земли, климатические условия и их зависимость от расположения гор, океанов, ледников и так далее. Скажу больше, сейчас география замахнулась на космические просторы - географы уже изучают Луну и ближайшие планеты. И связь с другими науками у географии двусторонняя.
География и физика с техникой. Географам для изучения земной толщи необходимы современные сложные приборы. Она их получает от технарей-физиков. Представляя им результаты своей работы дает физикам возможность изучить новые явления и усовершенствовать эти приборы.
География и геология. Это географы, совместно с другими науками дают геологам наводку где какие полезные ископаемые следует искать. В ответ, получая результаты деятельности геологов уточняют свои технологии и инструменты. Геофизики изучают не только климат и причины изменения климата, но уже дают долгосрочные прогнозы и пытаются найти способы изменения климата. И делают они это в содружестве с физиками, химиками, геологами и представителями многих других наук. Совместно с биологами и палеобиологами они изучают изменение живого мира в динамике, в движении, пути миграции и причины, влияющие на изменение численности представителей живой природы. Вместе с энергетиками они изучают возможности внедрения альтернативных источников энергии, основанных на природных явлениях вроде приливов, ветров, термальных вод. Вместе с экономистами, историками и социологами экономику, ресурсы и способы их оптимального использования. Проводя аналогии с земной географией географы помогают астрономам составлять карты поверхности ближайших планет. Связей так много, что география стала одной из всеобъемлющих наук.
Ну что, похож современный географ на симпатичного маразматического Паганеля?
Нет, он на острие современной науки и его инструментом является не глобус, а самые современные приборы и технологии

Современная география связанная со многими науками, например с математикой, ведь приходится делать много вычислений, определять координаты, время в пути, и тому подобное. Также география тесно связанна с геологией, ведь геологи и географы по сути взаимно дополняют друг друга касательно полезных ископаемых. История и география тоже тесно переплетаются, особенно что касается археологических раскопок, например. С химией связана география в плане изучения климата, химического состава разных веществ, почвы, горных пород, вод рек и океанов.

Современная география связанная со многими науками, например с математикой, ведь приходится делать много вычислений, определять координаты, время в пути, и тому подобное. Также география тесно связанна с геологией, ведь геологи и географы по сути взаимно дополняют друг друга касательно полезных ископаемых. История и география тоже тесно переплетаются, особенно что касается археологических раскопок, например. С химией связана география в плане изучения климата, химического состава разных веществ, почвы, горных пород, вод рек и океанов.

География и ее подвиды. Как и любая наука в мире, современная география не существует и не развивается отдельно, сама по себе. Она дополняется знаниями из других наук, и обогащает их, в свою очередь, достижениями ученых географов. Начнем с того, что география разделяется на физическую и социально-экономическую. Чаще всего дополнительно выделяют еще культурную географию как подраздел науки, политгеографию и некоторые другие, меньшие отрасли.

Физическая сфера в географической науке. Физическая география очень близка к естественным наукам: физике, химии, биологии, геологии, картографии (то есть науке об отображении пространства с помощью карт и моделей). Иногда отраслями географии в ученом мире называют близкие к ней науки климатологию, гидрологию, океанологи, криологию (то есть науки, изучающие сугубо климат, океаны, воду, льды и ледники Земли) и так далее.

Ближе к наукам об обществе. География экономическая уже может быть включена в блок социальных и экономических дисциплин: она близка к экономике, обществознанию, урбанистике (а это новейшая наука о больших городах планеты и в целом о градостроении и градообразовании), истории народного хозяйства, истории сельского хозяйства.

Политика, культура и милитари. Раздел политической географии приближен к таким наукам как социология и политология, статистика, часто и много он пересекается с такой дисциплиной, как история.

На сегодня ученые иногда стали выделять еще такое понятие, как культурная география, изучающая особенности культуры в различных странах и регионах. Она близка к таким гуманитарным наукам, таким, как культурология, лингвистика, этнология, этнопсихология, например. Упоминают ученые и военную географию, которая близко стоит в ряде наук с военной историей, военной стратегией и тактикой, военной статистикой и прочими милитаристскими отраслями.

1.2. Связь методики обучения географии с другими науками.

Всякий учебный предмет представляет собой педагогическую «проекцию» науки, построенную с учетом возрастных особенностей школьников и их предшествующей подготовки, а также специфики той социальной и природной среды, в которой школьники проживают.

Связи методики обучения географии с географическими науками имеют особенно большое значение при разработке содержания школьной географии, т.е. в решении вопроса о том, каков тот круг научных географических знаний и умений, которыми должны овладеть школьники в процессе обучения географии. Конструирование и совершенствование содержания географического образования – задача непреходящей важности и значения. Показательно, что одна из центральных задач совершенствования содержания географического образования состоит в том, чтобы полнее отразить в нем современный уровень развития и достижение системы географических наук. В современной школе изучаются основы географической науки, а не сама по себе научная география. Средства обучения и приемы работы с ними в значительной мере также определяются методами исследования географической науки. Так, например, картографический метод исследования, наиболее специфичный для географии, находит широкое применение в школьном обучении в виде системы работы с картами. В старших классах видное место занимает работа с экономической и демографической статистикой, что соответствует статистическому методу исследования, столь важному для экономической географии. Полевые методы исследования научной географии в школьном обучении представлены учебными экскурсиями и наблюдениями. Во всех курсах школьной географии широко применяется присущий географической науке территориальный, пространственный подход к рассмотрению объектов и явлений природы и общества.

Связи методики обучения с дидактикой. Дидактика образует общую научную основу методики всех учебных предметов. Методика обучения географии развивается в соответствии с законами, закономерностями и принципами, обоснованными дидактикой. Содержание школьной географии разрабатывается на базе теории содержания общего и политехнического образования в современной общеобразовательной школе, а система методов обучения географии и требования к ним соотносятся с дидактическими классификациями методов обучения вообще. В уроке географии реализованы важнейшие положения дидактики, касающиеся этой главной в современной общеобразовательной школе формы организации обучения и т.д. Связь методической науки с дидактикой является диалектически сложной: методика обучения географии не только опирается на общие положения дидактики, но и обогащает последнюю, выявляя особенности и пути успешного формирования знаний и умений, развития и воспитания учащихся в процессе обучения географии. Дидактика как общая теория процесса обучения не может успешно развиваться без обобщения специфических закономерностей обучения всем учебным предметам. В дидактику, например, вошли такие результаты исследований по методике обучения географии, как 1) способы объективной проверки и оценки знаний и умений учащихся, 2) условия и пути развивающего обучения, 3) общие подходы к определению системы мировоззренческих идей и пути их формирования у школьников и т.д.

Связи методики обучения географии с психологией. Методика обучения географии имеет тесные связи с психологией. Эти связи обусловлены тем, что открытые психологией закономерности помогают найти наиболее эффективные средства, методы и приемы обучения, воспитания и развития личности ребенка, сконструировать педагогически грамотный процесс формирования у учащихся основ географического мышления. Действительно, обучение географии не будет успешным, если педагог не сумеет использовать последние достижения психологии в изучении познавательной деятельности детей. В последние годы методические исследования все более широко опираются на данные общей, психологической и возрастной психологии, как следствие усиления внимания к тому, как учится ученик. Методическая наука использует данные психологии как опосредованно, через закономерности и принципы дидактики, так и непосредственно. Особенно большое влияние на развитие методики обучения географии оказывают психологические теории учения Н.А. Менчинской, Д.И. Богоявленского, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Е.Н. Кабановой-Меллер и др. Основополагающими для современной методики обучения являются идеи и принципы теории развивающего обучения, выдвинутые Л.С. Выготским, а также его учениками и последователями. Согласно данной теории, обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития ученика; правильно организованное обучение всегда должно опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового развития.

По мере развития методики обучения географии углубляются ее связи с логикой, кибернетикой, нейрофизиологией.

1.3. Цели обучения географии.

Строгое определение целей обучения имеет принципиально важное значение для решения всего комплекса проблем методики и психологии всякого учебного предмета, в том числе географии. От целей обучения зависят задачи, содержание, методы и приемы, организационные формы, средства, а также общая направленность процесса обучения географии.

По широте и многообразию целей обучения география занимает одно из ведущих мест среди других учебных предметов в современной общеобразовательной школе. Цели обучения географии традиционно объединяются в следующие три группы:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Дать учащимся знания основ современной географической науки, картографии, геологии и др., раскрыть научные основы охраны природы и рационального природопользования;

Способствовать экологическому, экономическому и политехническому образованию школьников;

Вооружить школьников доступными для них методами изучения природных и социальных объектов и явлений;

Сформировать у учащихся географическую культуру, подготовить школьников к самообразованию в области географии и смежных с ней наук.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

сформировать у учащихся диалектические взгляды на природу как на объективную реальность, находящуюся в непрерывном становлении, изменении, преобразовании и развитии;

Способствовать нравственному и экологическому воспитанию школьников, формированию у них гуманного, бережного и ответственного отношений к окружающей природной среде;

Внести вклад в трудовое воспитание и профориентацию, помочь в выборе будущей профессии и выборе жизненного пути;

3.РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

Развивать познавательные интересы к географическим знаниям и проблемам состояния окружающей природной среды;

Способствовать развитию у школьников таких высших психических функций, как осмысленное восприятие, творческое воображение, мышление в понятиях, произвольная память, речь и др.

Привить школьникам систему умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.), позволяющих успешно решать разнообразные проблемы реальной жизни.

В зарубежной литературе по проблемам методики обучения географии в качестве основной цели географического образования рассматривается формирование пространственных представлений, умений и навыков или совокупности географических реакций.

По нашему мнению, в качестве стратегической цели географического образования следует рассматривать формирование географического мышления как определенного способа решения задач типа «человек-природа-общество» в их территориальном или пространственном аспекте. Географическое мышление в указанном понимании является мышлением системным, комплексным, пространственным, научным, диалектическим, обобщенным. Оно развивается по мере роста детей и приобретения опыта об окружающем мире. С точки зрения культурно-исторического подхода, географическое мышление является одной из высших психических функций

Цели обучения географии имеют деятельностный характер, то есть они могут быть достигнуты только в процессе учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Определение целей обучения имеет прямое отношение к разработке программ и созданию учебников, а также к организации процесса обучения географии в реальных условиях современной общеобразовательной школы.


Глава 2. Изучение страноведческого курса в школьной географии.


... (на территориях по месту жительства, учебы), т.е. своей местности в рамках так называемой «малой родины». Поэтому в данном исследовании, во главу угла экологического обучения и воспитания в системе школьного географического образования положен краеведческий принцип, то есть всестороннее комплексное изучение «малой родины» 47, 49. В целом региональная направленность образования...




Школьников практически отсутствует материал о значении научного предсказания возможных изменений в природе. Глава 2. Методические условия использования основ географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России». 2.1. Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при...

России»). Материал повышает интерес учащихся к географии, обладает определенным профориентационным потенциалом, а также прививает учащимся интерес к чтению книг. 3. Методика формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии 3.1 Методические рекомендации по проведению недели географии «Памяти знаменитого полярника – Г.Я. Седова» Неделя географии в...

Рекреационная география имеет широкие связи с другими науками, особенно с географической, и в первую очередь с экономической географией, географией населения, физической географией и медицинской географией.

1. Экономическая география рассматривает рекреационную деятельность, туризм, ТРС как элемент хозяйственной системы, как отрасль хозяйства, изучает влияние рекреации на территориальную структуру страны, района. Занимается районированием туризма, обосновывает емкость рекреацион­ных районов с учетом спроса и экономической эффективно­сти, определяет оптимальную степень экстенсивности, и ин­
тенсивности использования территории с точки зрения экономической целесообразности, оптимизирует территориальную организацию обслуживания в рекреационных районах,
разрешает вопросы межотраслевой «конкуренции» в районах
развития туризма.

2. География населения рассматривает влияние рекреационной деятельности на систему расселения. Известно, что туризм является значительным градообразующим фактором современности. География населения изучает рекреационные потоки - своеобразные миграции населения.

3. Физическая география занимается оценкой природных рекреационных ресурсов, определяет устойчивость природных комплексов (ландшафтов) к рекреационным нагрузкам, изу­чает такие важные свойства территориальных ггриродных комплексов, как их рекреационную комфортность и емкость, исходя из социально-экономических нормативов рекреационной деятельности. Кроме того, физическая география разрабатывает вопросы, связанные с охраной природы в связи с развитием рекреации, т. е. вопросы поддержания устойчиво­сти живой природы в условиях массового туризма.

4. Медицинская география , изучает влияние природной среды и региональных условий жизни, труда и отдыха на здоровье населения, а также географическое распростране­ние отдельных болезней. Ей принадлежит большая роль в изучении медико-биологических аспектов рекреационной дея­тельности. Особенно важна ее роль в изучении психо-физиологической комфортности отдыха и туризма, медико-биоло­гической эффективности рекреации в том или ином районе.

Изучением проблем рекреационной деятельности в раз­личных аспектах занимаются многие не географические нау­ки. Рекреационная география пользуется результатами ис­следований социологии, социальной психологии, общей пси­хологии и физиологии человека. В этом плане особенно важ­ны результаты социологических исследований по таким воп­росам, как структура использования свободного времени, объем и структура рекреационных потребностей для разных социальных и возрастных групп людей.

Рекреационная география опирается на результаты ис­следований тех разделов конкретных экономик, которые изучают потребительские ви­ды человеческой деятельности как составную часть всего об­щественного воспроизводства. Важность научного сотрудни­чества с последними обусловлена тем, что в конечном счете экономические возможности общества определяют масштабы и структуру организации рекреационной деятельности, раз­витие ее материально-технической базы, регулируют соотно­шение между рекреационными потребностями и совокупно­стью производимых рекреационных товаров и услуг.

Рекреационная геогра­фия связана с такими научно-прикладными дисципли­нами, как районная планировка, градостроительство, кото­рые в ходе районно-планировочных и градостроительно-проектных работ решают проблемы регионального планирования и организации мест отдыха. Рекреационная география вместе с другими географическими науками вооружает районных планировщиков и проектировщиков комплексом знаний о географической ситуации в конкретном проектируемом рай­оне.

Задачи современной рекреационной географии можно свести к двум главным направлениям. Первое из них - выявление закономерностей территориальной орга­низации рекреационного обслуживания как формирующейся Специфической отрасли народного хозяйства и составляющих ее различных таксономических уровней территориально-си­стемных образований. Второе направление - дальнейшая разработка рекреационной районологии: исследование усло­вий и факторов, закономерностей и признаков районообразования, обоснование таксономической системы рекреационных образований, составление программы характеристики ре­креационных районов, установления существенных призна­ков их типологии.

Разработка методики перехода от эмпирических территориальных закономерностей к нормативам - одна из наиболее перспективных и основных задач рекреационной географии.

Важная задача рекреационной географии состоит в том, чтобы дать представление о видах и формах рекреационной деятельности, о кон­кретных территориально-рекреационных системах России и зарубежных стран, т.е. удовлет­ворить познавательные запросы потенциальных рекреацион­ных мигрантов.

География для меня всегда казалась одной из первых наук на уровне с математикой и той же физикой. Её значимость ни чем не ниже и в жизни вполне может пригодиться. Но как география выделяется среди других наук и какие имеет с ними связи?

География среди наук

Известно, что любая наука связана с остальными. География - не исключение. Если углубиться в её изучение, то можно понять, что она связана с:

  • физикой;
  • медициной;
  • математикой;
  • биологией;
  • историей;
  • экологией;
  • картографией;
  • социологией и другими.

Интересно, что соотношение географии и некоторых других наук могут вызвать формирование совершенно новой дисциплины. Например, геохимии, геофизики и даже медицинской географии.


География с физикой и биологией

Можно сказать, что физика и есть искомая наука про природу. Без знаний в области физики тяжело объяснить принцип зарождения ветра, пояснить сущность давления в атмосфере или даже как происходит формирование рельефных форм ледника.

Перейду к биологии. Связь этих двух наук самая очевидная. Ведь они занимаются изучением природы. Разницей является то, что биология включает в себя изучение всего живого мира, а география занимается её абиотическими компонентами. Совокупность географии и биологии называется биогеографией. По сути, это все науки про природу, но с разными направлениями.


Географическая связь с науками

Начну с математики, она имеет очень близкие отношения с географией. Ведь никто не сможет научиться пользованию картой без простейших знаний в математике. Проявление связи этих наук заключается в расчете масштаба, определении какого-либо расстояния на карте или же рассмотрении демографических показателей и т. д.

Теперь хочу обратиться к истории. Она связана с географией экономической, а также социальной. Для изучения экономики и населения какой-то страны нельзя обойтись без истории.

Раз зашла речь об экономике, то разберу её связь с нашей наукой. Даже существует выделенная дисциплина под названием экономическая география. Она разбирает различные проблемы с размещением сил производства и также вопросы урбанизации.