Потомки шереметьевых. История меценатской деятельности дворянского рода шереметьевых. Шереметевы в XX веке

Шереметьев Николай Петрович

Знатный род Шереметьевых, начавший своё существование ещё со времён Петра I, продолжил достойнейший представитель. Высокообразованный, обладающий изысканным вкусом, коллекционер, меценат, покровитель искусств Николай Петрович Шереметьев. Именно благодаря таким людям, которые помимо наслаждения властью, так много делают для государства и его славы и известна Россия. Это они оставили нам незабываемые памятники архитектуры, великолепные коллекции картин, драгоценностей и даже носовых платков. Их имена сочетаются с их делами, столь значительными, что память о них идёт сквозь века.
Биография Николая Петровича Шереметьева – молодые годы.
Родился маленький граф 28 июня 1751 года в Петербурге. Воспитывался при дворе с будущим императором Павлом I. Был с ним дружен, благодаря этому впоследствии имел много привилегий, но также и страдал от причуд этого неуравновешенного человека. Он одним из последних видел его живым накануне убийства в Михайловском замке. С детства выступал в домашнем театре отца, в возрасте 14 лет исполнил партию бога Гиминея, которую до этого исполнял Павел.
Молодой граф получил превосходное образование, существовал даже документ, эдакая программа воспитания под названием «План воспитания молодого кавалера». Составил его учитель Яков Штелин зимой 1764 года.
В 1769 году граф отправился получать образование в одном из наиболее престижных учебных заведений – Лейденском университете в Голландии. Помимо учёбы он осваивает театральное дело, сценическое, декорационное и балетное искусства. Общается в высших кругах европейского общества, знакомится с Моцартом и Генделем. Был представлен дворам Англии, Франции и Пруссии. Среди его талантов есть и ещё и профессиональная игра на таких музыкальных инструментах, как скрипка, виолончель, фортепиано, он умел читать партитуры и управлять оркестром.
Биография Николая Петровича Шереметьева – зрелые годы.
Вернувшись в Москву после столь насыщенной заграничной командировки, Шереметьев получил должность директора Московского банка и развернул строительство театра, так как пристройка к собственному дому для его грандиозных планов оказалась мала. Поэтому он построил новое здание в Кусково. Его театр отличался правильно подобранными декорациями, отличным оркестром и, конечно же, актёрами. Наспех подобранную его отцом труппу из крепостных крестьян он отдаёт на обучение специально выписанным для этой цели артистам Петровского театра. Новый Кусковский театр был открыт в 1787 году и пользовался огромной популярностью, на его спектакли съезжалась вся знать Москвы. Вступив в права наследства, он начинает новую стройку, на этот раз в Останкино. Умение графа открывать таланты в своих крепостных просто поражает. Здание было построено крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны и Старова. Аргунов впоследствии увековечил память Шереметьева, написав портреты его самого и Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой). Кстати, одним из его крепостных талантов был и скрипичных дел мастер И. А. Батов, чьи инструменты по праву сравнивают с произведениями таких мастеров как Гварнери и Страдивари. Все инструменты мастер изготовлял с разрешения барина и только для музыкантов.
Но вернёмся к театру. Здание было достроено и сделано таким образом, что буквально за час сцена превращалась в бальную. Техника строительства может быть оценена нами и в нынешнее время, по акустике эта сцена до сих пор одна из лучших в Москве. Премьера состоялась 22 июля 1795 года. Для открытия была подготовлена героическая опера «Взятие Измаила». Труппа становиться лучшей среди крепостных на то время, затмевая даже театр графа Воронцова.
В 1796 году в биографии графа Шереметьева наступают значительные перемены. На престол садится друг детства Павел I. Николай Петрович становится обер-гофмаршалом и одним из самых влиятельных людей в стране. В 1799 году его назначили директором императорских театров, а затем директором Пажеского корпуса.
Как человек художественный он не мог не прославить себя чувственной историей в своей биографии. И такая история есть. Любовь всей его жизни крепостная, дочь кузнеца, прекрасная актриса его театра Прасковья Ковалёва-Жемчугова (фамилии своим актёрам Шереметьев давал по названиям своих драгоценных камней).
Многие красавицы знатных родов сгорали от зависти и ненависти к бедной девушке. Ведь такой перспективный жених уходил из их рук. Даже строительство в Останкино, в какой-то мере, спровоцировано тем, что Николай Петрович хотел со своей возлюбленной укрыться где-то от шума светского общества. Цвет фасада «цвет нимфы во время зари» как бы говорил о чистоте и отстраненности.
Граф всячески добивался разрешения на брак с Прасковьей у императора Павла, что тот ему и обещал. И вот, наконец, приём в Останкино, где будет дано официальное разрешение. Всё было устроено просто великолепно, здесь были и спецэффекты с подпиленными заранее деревьями вдоль дороги, как бы падающие ниц перед императором, появляющееся вдруг здание театра и много огней. Потом знаменитый спектакль «Самнитские браки». Параша Жемчугова в главной роли произвела огромное впечатление на Павла. Но разрешения на брак у взбалмошного императора Шереметьев так и не решился попросить, боялся отказа, зная его характер.
И тогда он идёт на уловку с подделкой документов, по которым Параша происходит из рода польского шляхтича Ковалевского. В итоге в 1798 году П. Жемчугова получила вольную. Но злая судьба не дала им счастья, Прасковья заболевает чахоткой, теряет голос. В 1800 году Шереметьев распускает театр.
Тайно они обвенчались 8 ноября 1801 года в московской церкви Симеона Отступника. Прожили молодожёны не долго. Жемчугова умирает в 1803 году, оставив младенца сына, вымоленного у Бога. На похоронах, не смотря на приглашение, не было никого из знатных фамилий.
В 1809 году скончался и сам граф. Последним его благим делом, обсуждаемым ещё с Парашей, стал Странноприимный дом для «всякого звания неимущих и увечных». Ныне в этом здании находятся Московский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и Музей истории медицины.

Смотрите все портреты

© Биография Николая Петровича Шереметьева. Биография покровителя искусств Шереметьева Н.П. Биография государственного деятеля Шереметьева.

Корни рода Шереметьевых уходят в глубь истории России. Вместе с Голицыными Шереметевы в 1612 году возвели на престол юного Михаила Романова. Все мы из истории помним Бориса Петровича Шереметева - знаменитого фельдмаршала, сподвижника Петра Первого. Но в этой статье мы расскажем не о нём, и даже не о его сыне, - Петре Борисовиче Шереметеве - генерале, сенаторе, камергере, много сил и средств потратившем на создание в подмосковном Кусково уникального дворцового ансамбля. Расскажем о внуке Бориса Петровича и сыне Петра Борисовича - графе Николае Петровиче Шереметьеве.

Граф Николай Петрович Шереметев родился в Петербурге. Юный Николай Шереметев, как и все его знаменитые предки, был тесно связан с правящей династией - он рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I, был с ним в большой дружбе. Граф получил отличное образование. План воспитания предусматривал изучение многих дисциплин: от Закона Божьего до международной коммерции. Шереметев изучал историю, математику, географию, биологию, астрономию, инженерное дело, фортификацию, артиллерию, военные уставы, геральдику, церемониальное искусство, учился танцам, музыке, выездке. Он профессионально играл на фортепиано, скрипке, виолончели, читал партитуры, управлял оркестром, участвовал в любительских спектаклях во дворце и в своих усадьбах.

Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры и являлся крупным заказчиком-строителем. За два десятилетия с его участием и на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкино, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры и как выдающийся театральный деятель, создатель одного из лучших театров в России. В своем имении, в Кускове, граф создал театр-школу, где обучал своих крепостных актерскому мастерству. Благодаря ему выросли целые поколения талантливых крепостных актеров, музыкантов и композиторов, а Кусковский театр стал одним из лучших в России. Главной актрисой театра, "виновницей" его небывалой славы была Прасковья Ковалева-Жемчугова, дочь обыкновенного деревенского кузнеца. Зная о невозможности брака с собственной крепостной актрисой, граф Шереметев, полюбивший ее с первого взгляда, навсегда для себя решит: "Никогда и ни на ком не женюсь". Долгое время Шереметеву действительно не давали жениться на простолюдинке, и только император Александр I дал согласие на этот брак. Венчание состоялось в 1801 году. В 1803 году Параша Жемчугова - великая крепостная актриса, а затем графиня Шереметева - подарила мужу сына Дмитрия. Спустя три недели она скончалась от туберкулеза.

В память о любимой жене граф построил в Москве Странноприимный дом. Ещё в конце 80-х годов Николай Петрович и Прасковья Ивановна "во взаимном и тайном согласии" задумали и начали устройство этого дома, чтобы "облегчить страждущих", тяжелую жизнь которых слишком хорошо знала графиня. Для застройки был выбран участок земли (тогда глухая окраина Москвы) на "Черкасских огородах" близ Спасской улицы.

Первоначальный проект Странноприимного дома выполнял талантливый русский архитектор из бывших крепостных Елизвой Назаров. Николай Петрович Шереметев хотел создать совершенно уникальное на пестром фоне российских благотворительных заведений и обществ учреждение. В апреле 1804 года состоялась закладка четырёх флигелей. Необычным в здании стало расположение внутри него церкви Святой Троицы - в Доме должны были заботиться не только о телах, но и о душах призреваемых. В росписи купола, среди ангелов, был изображен младенец Дмитрий - маленький сын Шереметева. Помещение церкви было отделано с особой пышностью. По грандиозности планов средства от графа потребовались фантастические - 2,5 миллиона рублей. И ещё 500 тысяч он внёс в Сохранную казну на содержание дома. Эта безмерная щедрость поразила современников.

К и без того знаменитой фамилии графа прибавилась теперь и другая - Милосердое. Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провёл в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался.

Торжественное открытие Странноприимного дома состоялось полтора года спустя после смерти учредителя и было приурочено ко дню его рождения. К 1838 году в доме было 140 призреваемых. Благотворения Дома не ограничивались стенами богадельни и больницы. Ежегодные суммы отпускались на приданое невестам - "неимущим и осиротевшим", ежегодно проводилась беспроигрышная лотерея в пользу ста неимущих невест, которые при выходе замуж получали с шереметевского счёта от 50 до 200 рублей, на помощь обедневшим ремесленникам, на пособия на воспитание сирот и так далее.

Больница Странноприимного дома (Шереметевская больница) внесла весомый вклад в развитие клинической медицины России. В начале XIX века здесь базируется Московское отделение Медико-хирургической академии. С 1884 года Шереметевская больница становится клинической базой университета. Ведущие ученые России не только внедряют передовые методы лечения больных, но и создают основательный научный фундамент. В годы войн и революций Шереметевская больница превращалась в госпиталь: она принимала в своих стенах и первых раненых Бородинского сражения (в музее больницы хранится история болезни князя П.И. Багратиона), и пострадавших участников революций 1905 и 1917 годов.

На посту попечителя Странноприимного дома сына Николая Шереметева, Дмитрия Николаевича, в свою очередь, сменил его сын - Сергей Дмитриевич Шереметев. Он также продолжил традиции благотворительности шереметевского рода. В течение четверти века главным смотрителем Странноприимного дома был Борис Сергеевич Шереметев, который скончался в этом же доме в глубокой старости в 1906 году.

В июне 1918 года было ликвидировано само название Странноприимного дома. Храм при больнице был закрыт, деревянные иконостасы разобраны, сняты иконы. Дом превратился в обычную больницу. В 1919 году в помещении бывшего Странноприимного дома была организована Московская городская станция скорой помощи, а с 1923 года и по сей день здесь размещается один из корпусов НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифософского. На гербе Шереметевых начертано: "Бог сохраняет всё". Под этим девизом Шереметевы творили добро.

Графский род Шереметевых — один из самых знатных и богатых в России XVIII века. Шереметевы были известны как государственные деятели, строители храмов, богатые меценаты, помогавшие бедным и больным, поощрявшие развитие национальных архитектуры, искусства, музыки. Их домашний театр считался лучшим частным театром империи, владельцы его не жалели ни денег, ни труда на постановку спектаклей и создание декораций. Шереметевский театр отличался не только профессиональными, образованными и талантливыми актерами и певцами, но и до мелочей просчитанной планировкой зала, роскошными декорациями и прекрасной акустикой. Многие, кто в те времена побывал в Кусково, отмечали, что размах представлений и профессиональность актеров ничуть не уступали самому известному дворцовому театру в Эрмитаже.

Шереметевы считали, что настоящих актеров надо растить, терпеливо обучая их с самого детства. Так, Параша Ковалева (1768— 1803), дочь крепостного кузнеца, попала вместе с другими детьми в графское поместье, когда ей едва исполнилось восемь лет. Ее сразу же отдали на воспитание одинокой княгине Марфе Михайловне Долгорукой. У княгини девочка получила образование, была обучена вокалу, актерскому мастерству, игре на арфе и клавесине, французскому и итальянскому языкам, литературе, грамоте и некоторым наукам. Для подготовки детей к театральной жизни в усадьбу приезжали известные мастера—актеры, певцы и учителя. Все чаще они отмечали прекрасные способности маленькой Параши, пророчили ей большое будущее.

В это же время сын хозяина дома — Петра Борисовича Шереметева — Николай Петрович Шереметев (1751—1809) путешествовал по Европе в целях повышения образования. Набравшись царивших там революционных идей, он сразу же решил изменить жизнь Кусково и организовать ее по-европейским канонам. Первое, за что взялся молодой человек — это за помещения отцовского театра, которые показались ему старыми и слишком тесными.

Именно тогда, наблюдая за ходом строительных работ, Николай Петрович увидел застенчивую десятилетнюю девочку с огромными глазами на бледном личике, а когда познакомился с ней ближе — почувствовал и необычайный талант маленькой крепостной.

В новом театре девочка дебютировала в роли служанки из оперы Гретери «Опыт дружбы». Восхитительным сопрано Параша покорила всех зрителей, не оставив равнодушным и сына хозяина. Николай был настолько доволен дебютом маленькой актрисы, что в следующей опере отдал ей главную роль и ни на миг не сомневался в успехе. Именно тогда на афишах впервые появился театральный псевдоним девочки — Жемчугова. С тех пор самые лучшие роли в шереметьевском театре доставались только юной Параше.

К актерам Шереметевы относились почтительно и с уважением. Их называли по имени и отчеству, граф Шереметев-младший давал своим актерам новые фамилии по названиям драгоценных камней. Легенда гласит, что Жемчуговой Параша была названа в тот день, когда в пруду усадьбы была найдена маленькая жемчужина. Всем актерам и музыкантам театра выплачивалось жалование, им запрещался любой физический труд, они питались тем же, что и хозяева усадьбы, а к заболевшим приглашались лучшие местные доктора. Все это удивляло знатных посетителей Кусково, и долгое время порядки в «странной» семье являлись одной из самых интересных тем на светских вечерах столицы.

Слухи о шереметевском театре расходились по всем поместьям, на каждое представление в Кусково съезжались знатные особы, а не попавшие на спектакль потом долго сокрушались и слушали яркие рассказы посмотревших очередную постановку.

Старый граф решил построить новое здание театра, открытие которого должно было состояться 30 июня 1787 года, в тот день, когда поместье Шереметевых намеревалась посетить сама Екатерина П. Известный театр, а особенно игра и голос молодой актрисы Прасковьи Жемчуговой, настолько поразили царицу, что та решила преподнести девушке бриллиантовый перстень. Отныне юная крепостная Параша стала одной из самых известных актрис в России.

30 октября 1788 года умер Петр Борисович Шереметев. Все поместья с крепостными в двести тысяч душ достались его сыну — Николаю Петровичу. Тот после смерти отца забыл о театре, пил и бесчинствовал, пытаясь отвлечься от горя. Лишь Параша смогла утешить молодого графа и сочувствием и бесконечной добротой вывела его из загула. После этого Николай Петрович уже по-другому смотрел на девушку: в его сердце зародилось огромное, сильное чувство. Жемчугова же стала в театре вторым человеком, актеры теперь обращались к ней не иначе, как Прасковья Ивановна.

Вскоре влюбленные и вся труппа театра перебрались в новое имение графа — Останкино. Внезапно у Параши открылся туберкулез, и врачи навсегда запретили ей петь. Нежная забота графа, его терпение и любовь помогли женщине пережить это горе, а 15 декабря 1798 года граф Шереметев дал вольную своей самой любимой крепостной актрисе. Этот смелый шаг вызвал недоумение и пересуды в знатных кругах, но граф не обращал внимание на наговоры. Он решил венчаться с любимой. Утром 6 ноября 1801 года в церкви св. Симеона Столпника, которая сейчас расположена в Москве на Новом Арбате, состоялось скандальное бракосочетание. Таинство совершалось в строжайшем секрете, на него были приглашены только четверо самых близких и верных друзей молодой пары.

Два года длился этот брак в уважении, взаимопонимании и любви. Здоровье Параши ухудшалось с каждым днем. 3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына. Роды были тяжелыми и мучительными, а ослабленный чахоткой организм не давал женщине даже подняться с кровати. Смертельно больная, она умоляла показать ребёнка, но его сразу же отнесли от матери из опасения, что младенец заразится и умрет. Около месяца угасала графиня. В бреду она умоляла, чтобы ей позволили услышать голос младенца, и когда его подносили к дверям спальни, Параша успокаивалась и забывалась тяжким сном.

Понимая, что кончина жены неизбежна, Николай Петрович решился открыть свою тайну и рассказать о браке с бывшей крепостной. Он обратился с письмом к императору Александру I, где умолял простить его и признать новорожденного наследником семьи Шереметевых. Император дал на это свое высочайшее согласие.

Любимая жена графа Шереметева скончалась в петербургском Фонтанном доме 23 февраля 1803 года, на двадцатый день от рождения ее сына. Ей было всего тридцать четыре года. Из знати на похороны никто не пришел — господа не пожелали признать покойную крепостную графиней. В последний путь Парашу провожали актеры, музыканты театра, слуги поместья, крепостные и поседевший от горя мужчина с младенцем на руках.

Ныне Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметева покоится в Александро-Невской лавре в фамильном склепе графов Шереметевых.

Все свои личные средства и драгоценности она завещала осиротевшим детям и бедным невестам на покупку приданого. Николай Петрович строго следил за выполнением завещания и сам до конца жизни постоянно помогал калекам и обездоленным. В своем московском дворце он основал знаменитую Шереметевскую больницу, которая в настоящее время больше известна, как Институт скорой помощи им. Склифосовского. Николай Петрович Шереметев скончался через шесть лет после супруги.

В «Завещательном письме» сыну граф написал о Прасковье Ивановне: «...Я питал к ней чувствования самые нежные... наблюдая украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества... заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою...»

Шереметьевы, древний русский боярский (с н. XVIII в. графский) род. Предком Шереметевых считается Андрей Кобыла, упомянутый в летописи под 1347 при дворе московского князя. Сын А. Кобылы - Федор Кошка был боярином у вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского. Потомки Ф. Кошки - Беззубцевы получили фамилию Шереметевых. Представители рода Шереметевых занимали видные государственные и военные должности, активно участвовали в политической жизни Русского государства. Так, Иван Васильевич Большой Шереметев (ск. 1577) был большим боярином при Иване IV Васильевиче, воеводой участвовал в походах против Крыма, Казани, Ливонии; входил в состав Избранной рады, участвовал в управлении земщиной. В 1570 ушел в монастырь под именем инока Ионы (иногда назывался старец Вассиан). Его брат Иван Васильевич Меньшой Шереметев (ск. 1577) был пожалован в бояре в 1559 за ратные подвиги, участвовал во всех Ливонских походах, где и погиб. Его сын Федор Иванович (ск. 1650) - участник борьбы с Борисом Годуновым, выборов Михаила Романова на царство; руководил освобождением Пскова от шведов, заключал Поляновский мир 1634. Представитель др. ветви Шереметевых - Борис Петрович (ск. 1650) участвовал в земском соборе 1613, подписал грамоту об избрании царя, с 1646 - боярин. Его сын воевода Василий Борисович (ск. 1682) - активный участник Русско-польской войны 1654-67.

Шереметевы первые в России получили графский титул, данный Петром I в 1706 генерал-фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву (1652-1719), при котором в результате царских пожалований резко возросли земельные владения Шереметевых. Сын его Петр Борисович Шереметев (1713-88), впоследствии обер-камергер, генерал от инфантерии и генерал-адъютант, женился в 1743 на единственной дочери кн. A.M. Черкасского и получил в приданое огромные имения, в том числе с. Павлово Нижегородской и с. Иваново (будущий г. Иваново-Вознесенск) Владимирской губ. Огромные земельные богатства и большие денежные доходы позволили Шереметеву развернуть строительство дворцов и создание парков в подмосковных имениях (Кусково, Останкино), применяя труд крепостных архитекторов, художников и различных мастеров. У Шереметевых были крепостные театры, хоры, оркестры. Обер-гофмаршал Николай Петрович Шереметев (1752-1809) женился на своей крепостной актрисе П.И. Ковалевой-Жемчуговой (1768-1803), в память о которой построил в Москве Странноприимный дом (богадельню).

Шереметевы, боярский, с начала XVIII в. - графский род. Предком Шереметевых считается Андрей Кобыла, упомянутый в летописи под 1347 при дворе московского князя. Сын А. Кобылы Федор Кошка был боярином у великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Потомки Ф. Кошки - Беззубцевы - получили фамилию Шереметевых. Иван Васильевич Большой (?-1577) был большим боярином при Иване IV Грозном, воеводой, участвовал в походах против Крыма, Казани, Ливонии, входил в состав Избранной рады, участвовал в управлении земщиной. В 1570 ушел в монастырь под именем Ионы (иногда назывался старец Вассиан). Его брат Иван Васильевич Меньшой (?-1577), боярин (1559), погиб во время ливонского похода. Сын Ивана Меньшого Федор Иванович (?-1650), участник борьбы с Борисом Годуновым, выборов Михаила Романова на царство; заключал Поляновский мир 1634. Заведовал приказами Большой казны, Стрелецким, Иноземным, Рейтарским, Аптекарским, Оружейным. В 1640 в Кирилло-Белозерском монастыре принял монашество под именем Феодосия. Представитель другой ветви Шереметевых - Борис Петрович (?-1650), участвовал в Земском соборе 1613, подписал грамоту об избрании царя, боярин (с 1646). Шереметевы первыми в России получили графский титул, данный Петром I в 1706 генерал-фельдмаршалу Б П. Шереметеву, при котором благодаря царским пожалованиям резко возросли земельные владения Шереметевых. Его сын Петр Борисович (1713-1788) в 1743 женился на единственной дочери князя A.M. Черкасского и получил в приданое огромные имения. С 1780 - московский губернский предводитель дворянства. Владелец усадеб Кусково, Останкино. Создал балетную и живописную школы, крепостной театр. Николай Петрович (1751-1809), обер-гофмаршал (1798), сын П. Б. Шереметева, владелец усадеб Кусково, Останкино, женился на своей крепостной актрисе П.И. Жемчуговой, в память о которой построил в Москве Странноприимный дом.

Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005

Далее читайте:

(1800-1857), член Союза благоденствия.

(1652-1719), военный деятель, дипломат.

(1620-1682), воевода, с 1653 боярин.

(1804-1849), член Северного общества.

(1751 - 1809), коллекционер, меценат.

Шереметева Елена Ивановна , жена царевича Ивана, сына Ивана Грозного, дочь Ивана Васильевича Меньшого Шереметева. Царевич вступился за свою беременную жену, которая подверглась побоям Ивана IV, и был им в 1582 убит. Шереметева родила мертвого младенца. Она получила в удел Устюжну и постриглась в Новодевичьем монастыре с именем Леонида.

Пятница, 10 Августа 2007 г. 00:12 + в цитатник

Этот рассказ сегодня добавляю в свой дневник в знак исполнения обещания Rusinka , после обмена взаимными комментариями в ее дневнике на данную тему, а также в знак моего глубокого уважения ко многим русским людям из рода Шереметевых. Этот пост большой по объему, но мне не хотелось его разрывать на части. Терпеливый и интересующийся русской историей (особенно историей меценатства) и отчасти романтикой, мне думается, не пожалеет о потраченном на чтение времени. Если это повествование вызовет интерес в узком кругу моих читателей, то со временем здесь появится продолжение рассказа о славном семействе Шереметевых
Почему именно сегодня, 9 августа, это рассказ я решил разместить в дневнике?
Он составлен мной ровно год назад.

В этот день 255 лет (теперь 256 лет) назад родился граф Николай Петрович Шереметев, блестяще и разносторонне образованный человек.

Будучи одним из самых богатых дворян, он был щедрым благотворителем той, столь далекой от нас, эпохи. Немного о предках графа Н.П.Шереметева:
Корни шереметевского рода уходят в глубь истории России. Вместе с Голицыными Шереметевы в 1612 году возвели на престол юного Михаила Романова. Дед Николая Петровича, Борис Петрович Шереметев (1652-1719), - знаменитый фельдмаршал и сподвижник Петра I. Отец, Петр Борисович Шереметев (1713-1788), - генерал, сенатор, камергер, много сил и средств потративший на создание в подмосковном Кусково уникального дворцового ансамбля.

И. Аргунов. Портрет графа Петра Борисовича Шереметева. 1760

Кусково

Граф Николай Петрович Шереметев родился 28 июня 1751 года в Петербурге. Юный Николай Шереметев, как и все его знаменитые предки, был тесно связан с правящей династией - он рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I, был с ним в большой дружбе. Много лет спустя Николай Петрович будет одним из последних, видевших Павла I накануне его трагической гибели в Михайловском дворце.

Н. Аргунов. Портрет графа Н.П. Шереметева. 1798

В восьмилетнем возрасте Шереметев, по традиции, был записан сержантом, а потом поручиком лейб-гвардии Преображенского полка.
Граф получил отличное образование. Известен документ под названием "План воспитания молодого кавалера. Сочинен для молодого графа Шереметева, единственного сына Его Сиятельства графа Шереметева, Яковом Штелиным зимой 1764 года".

Усадьба Кусково

План воспитания предусматривал изучение многих дисциплин: от Закона Божьего до международной коммерции. Шереметев изучал историю, математику, географию, биологию, астрономию, инженерное дело, фортификацию, артиллерию, военные уставы, геральдику, церемониальное искусство, учился танцам, музыке, выездке.

Вид на усадьбу Кусково

Кроме того, план должен был способствовать формированию у графа хорошего вкуса для суждений о произведениях живописи, скульптуры, архитектуры и искусства.

Семья крепостных художников

Семейная картинная галерея в Кусково

В результате Шереметев рос и воспитывался в особой атмосфере, получив серьезное музыкальное образование: он профессионально играл на фортепиано, скрипке, виолончели, читал партитуры, управлял оркестром, участвовал в любительских спектаклях во дворце и в своих усадьбах.

Фрагмент интерьера во дворце. Кусково

В 1769 году граф отправляется в длительное путешествие по европейским странам.

Московская застава. Гравюра XVIII в.

Цель - обучение в Лейденском университете (Голландия). В путешествии Шереметев знакомится с Генделем и Моцартом (последнему, к слову, даже помогает материально). Его представляют ко дворам Пруссии, Франции и Англии.
По возращении в Россию начинается успешная карьера Шереметева при дворе. В 1774 году двадцатитрехлетний Шереметев был произведен в камергеры, в 1777 году избран московским уездным предводителем дворянства, а в 1786 году назначен тайным советником и сенатором. Императрица Екатерина II любит и не раз посещает усадьбы Шереметевых, особенно Кусково.

Интерьер дворца в Кусково

С воцарением в 1896 году императора Павла I граф Шереметев становится одним из самых высокопоставленных лиц двора - обер-гофмаршалом, возглавляет все церемониальные шествия и почти ежедневно обедает и ужинает с императором.

В дворце Кусково

В 1799 году назначается директором императорских театров, потом директором Пажеского корпуса.
Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры и являлся крупным заказчиком-строителем.

Вид села Останкино. Неизвестный художник

За два десятилетия с его участием и на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкине, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге.

Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Фрагмент интерьера усадьбы в Останкино

Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры и как выдающийся театральный деятель, создатель одного из лучших театров в России. В своем имении, в Кускове, граф создал театр-школу, где обучал своих крепостных актерскому мастерству.

Н. Аргунов. Портрет мальчика семьи Шереметевых. 1803

Главной актрисой театра, «виновницей» его небывалой славы была Прасковья Ковалева-Жемчугова (1768-1803), дочь обыкновенного деревенского кузнеца.

При желании, продолжение рассказа читайте в комментариях

Рубрики:



Метки: