Нет рабства безнадежнее чем. Денежная система. Нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов, Себя кто полагает свободным от оков. Нет рабства безнадёжней, Чем рабство тех рабов, Себя кто полагает Свободным от оков

Существует распространенное заблуждение, что раб – это человек в цепях, только и думающий о том, как вырваться на волю. Реальный раб чаще всего не заперт на ключ. Основной ужас рабства заключается не в том, что человек несвободен, а в том, что он не может и не хочет жить иначе. Когда мне в руки попалось исследование Кевина Бэйлза, объясняющее психологию современных рабов на Западе и в Юго-восточной Азии, я удивилась тому, как многое оно объясняет про нашу российскую жизнь.

Немногих удерживает рабство, большинство за своё рабство держатся.
Луций Анней Сенека

В Индии, где уже давно не существует официального рабства, есть весьма распространенная практика долговой зависимости, которая может передаваться из поколения в поколение. В рамках этой практики человек, беря деньги в долг, отдает себя и своих потомков в рабство кредитору. Но это – скучная предыстория, а заинтересовать вас я надеюсь историей индийца Балдэва, потомственного долгового раба. Это – позитивная, счастливая история. Ведь в один прекрасный день его жена получила наследство, и Балдэв смог погасить долг. Дальше, рассказ самого Балдэва:

«После того, как моя жена получила наследство, и мы выплатили долг, мы могли делать, что нам вздумается. Но я все время беспокоился. Что, если один из моих детей заболеет? Что, если у меня будет плохой урожай? Что, если государство потребует от меня денег? Так как мы больше не принадлежали землевладельцу, мы больше не получали от него каждый день еду, как раньше. В конце концов, я пошел к землевладельцу и попросил взять нас обратно. Мне не надо было брать у него в долг деньги, но он согласился принять меня обратно долговым рабом. Теперь я больше ни о чем не беспокоюсь. Я знаю, что мне делать » .

Вы думаете, это – специфика индийской психологии? Увы, как сказал Эдмунд Бёрк, «рабство – это сорняк, который растет на любой почве».

Рефлекс рабской покорности

Нет рабства безнадёжней,
Чем рабство тех рабов,
Себя кто полагает
Свободным от оков.
Иоганн Вольфганг фон Гете

Вы знаете, что отмена крепостного права в России в 1861 году не вызвала никакого ликования в народе? В первые 5 месяцев после отмены крепостного права произошло 1340 массовых волнений крестьян. Конечно же, социалистические историки объясняли эти бунты несправедливыми условиями освобождения. Даже если забыть о том, что Александр Второй продал Аляску, чтобы предоставить крестьянам 49-летний кредит для выкупа земли, вызывает недоумение словосочетание «несправедливые условия освобождения».

  • Во-первых, разве освобождение не обладает самостоятельной ценностью? Что, свобода сама по себе несправедлива и никому не нужна?
  • Во-вторых, и земля, и крепостные были собственностью помещиков. По условиям реформы у помещиков отбирают значительную часть их собственности – рабочую силу — без какого-либо выкупа. Более того, в ряде случаев эта рабочая сила уходит вместе с наделом земли. Но бунтуют при этом не обираемые, а освобождаемые!

Давайте сделаем еще один скачок во времени и посетим Стокгольм 1973 года, где два грабителя, вооруженные пистолетами и динамитом захватили банк, взяли четверых заложников (трех женщин и одного мужчину) и удерживали их в течение 131 часа. В этой истории интересно то, как стали себя вести заложники после их освобождения. Эти люди, которым угрожали, над которыми издевались долгое время, во время расследования стали защищать этих грабителей, одна из женщин влюбилась в одного из нападавших, а еще один бывший заложник начал кампанию по сбору средств на адвоката для преступников. Эта история дала имя «стокгольмский синдром» весьма распространенному психологическому феномену – рефлексу рабской зависимости.

Вот как этот синдром описывает Павлов: «Очевидно, что вместе с рефлексом свободы существует также прирождённый рефлекс рабской покорности. Хорошо известный факт, что щенки и маленькие собачки часто падают перед большими собаками на спину. Это есть, отдача себя на волю сильнейшего, аналог человеческого бросания на колени и падения ниц — рефлекс рабства, конечно, имеющий свое определённое жизненное оправдание. Нарочитая пассивная поза слабейшего, естественно, ведёт к падению агрессивной реакции сильнейшего, тогда как, хотя бы и бессильное, сопротивление слабейшего только усиливает разрушительное возбуждение сильнейшего. Как часто и многообразно рефлекс рабства проявляется на русской почве, и как полезно сознавать это! Приведём один литературный пример. В маленьком рассказе Куприна «Река жизни» описывается самоубийство студента, которого заела совесть из-за предательства товарищей в охранке. Из письма самоубийцы ясно, что студент сделался жертвой рефлекса рабства, унаследованного от матери-приживалки. Понимай он это хорошо, он, во-первых, справедливее бы судил себя, а во-вторых, мог бы систематическими мерами развить в себе успешное задерживание, подавление этого рефлекса » .

Возможно, пример Павлова звучит несколько спорно, однако самоубийство освобожденного раба – это не вымысел, а факт нашего времени.

Кристина Таленз, сотрудник Комитета по борьбе с современным рабством, рассказала следующую историю из собственного парижского опыта освобождения слуг-рабов, которых привозят с собой азиатские дипломаты. «Несмотря на насилие, ужасающие условия жизни и работы, людям, находящимся в рабстве, присущи определенная целостность мироощущения и защитные механизмы мышления. Им даже нравятся некоторые аспекты их жизни, например, безопасность или их понимание устройства мира. Если разрушить их миропорядок, все путается у них в головах. Некоторые освобожденные женщины совершали попытки самоубийства. Легко объяснить все насилием, которому они подвергались всю жизнь. Однако для некоторых из этих женщин рабство было краеугольным камнем их жизни. Когда у них отбирали рабство, они теряли смысл жизни» .

Но давайте вернемся к «рефлексу рабства на русской почве». Одним из ярких проявлений «стокгольмского синдрома» является любовь россиян к Сталину, безвинно убившему многие миллионы наших соотечественников. Характерно то, что любовь к нему проявляли даже дети репрессированных. Синдром этот был так сильно развит в народе, что его рудименты видны и поныне.

Раз уж мы заговорили про времена Советского Союза, нам стоит разобраться с одной идеологической путаницей, возникшей в то время.

Одним из краеугольных камней коммунистической идеологии был лозунг об абсолютной ценности свободы. При этом подразумевалось, что социалистический человек свободен, хоть и беден, а работник при капитализме – раб, даже если он живет намного лучше. Этот пример оруэлловского «двоемыслия» сильно перекосил сознание россиян. В результате и поныне мы воспринимаем свободу как абсолютное благо, при этом, не задумываясь о ее смысле.

Так что давайте для начала отделим мух от котлет и ответим на два вопроса:

Чем свобода отличается от рабства?

Свобода состоит в том, чтобы посмотреть в лицо ситуациям,
в которые ты попал по собственной воле, и принимать на себя всю ответственность за них.
Жан-Поль Сартр

Давайте для начала дадим определение понятию «свобода».

Во времена Сократа и Платона свобода понималась как «свобода в судьбе». В дальнейшем философское понимание свободы вращается вокруг выбора между добром и злом. Существует также и политическая трактовка свободы. Однако для наших целей психологического анализа рабства все это не релевантно. Толковый словарь Ожегова предлагает следующее толкование слова «свобода»: «вообще — отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь», что звучит крайне нереалистично, ведь быть совершенно свободным ото всего невозможно. Так что я предлагаю придерживаться определения Сартра: «Свобода — это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений ». И ключевое слово здесь «ответственность», которая так напугала потомственного раба Балдэва.

Понять, что такое свобода, невозможно не разобравшись с понятием «рабство». Реальное рабство – это не совсем то, что обычно понимается под этим словом.

Что такое рабство?

— Хочу предложить вам, — тут женщина из-за пазухи вытащила несколько
ярких и мокрых от снега журналов, — взять несколько журналов в пользу детей
Германии. По полтиннику штука.
— Нет, не возьму, — кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на
журналы.
Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налетом.
— Почему же вы отказываетесь?
— Не хочу.
— Вы не сочувствуете детям Германии?
— Сочувствую.
— Жалеете по полтиннику?
— Нет.
— Так почему же?
— Не хочу.

Булгаков «Собачье сердце»

В статье, исследующей психологию современного рабства, Кевин Бэйлз пишет: «Широко распространенное представление о рабе как о человеке в цепях, который готов сбежать при появлении малейшего шанса на свободу, не имеет ничего общего с реальностью. История Балдэва, как и многие другие истории доказывает, что такое представление наивно. По своему опыту знаю, что зачастую рабы понимают незаконность своего порабощения. Однако принуждение, насилие, психологическое давление заставляют их принять свое положение. Когда рабы начинают принимать свою роль и идентифицировать себя с хозяином, их уже не нужно насильно держать под замком. Они воспринимают свое положение не как чьи-то злонамеренные действия против них, а как часть нормального, пусть и не идеального порядка вещей ».

Бэйлз исследовал жизнь рабов из числа незаконных иммигрантов в западных странах и долговых рабов Индии, однако как точно его наблюдение отражает эволюцию советского строя! Давайте вспомним Советский Союз в хрущевские и брежневские времена. Анна Ахматова называла эти времена «вегетарианскими». К тому моменту карательная составляющая советского режима уже практически была упразднена. За анекдоты и чтение самиздата не только не сажали, но даже с работы не увольняли. Если человек хотел быть свободным от системы, он мог работать дворником или истопником, думать что угодно, болтать на кухне с единомышленниками. Однако таких людей были единицы. Абсолютное большинство советского народа продолжало «с глубоким воодушевлением» играть по правилам: вступать в партию и комсомол, ходить на собрания и демонстрации, сдавать деньги на помощь детям Германии.

В брежневские времена народ добровольно делегировал партии и правительству ответственность за свое настоящее и будущее, насколько бы скудным ни было это настоящее и бесперспективным это будущее. Не важно. Главное – освобождение от ответственности.

Но тут грянула перестройка. Краткая эйфория 90-х, когда в холодильнике появилась экзотическая еда, а в гардеробе – красивые шмотки, сменилась к 1998 году глубоким разочарованием. Советский народ осознал, как и Балдэв, что за свою судьбу приходится нести полную безраздельную ответственность. И это ему не понравилось. По данным недавнего опроса Левада-Центра, всего 13% россиян считают, что граждане должны заботиться о себе сами. А 73% уверены, что о них должно заботиться государство 5 . Похоже, российский народ повторяет сейчас путь Балдэва.

И тут мы логически подходим ко второму поставленному выше вопросу:

Является ли свобода абсолютным благом?

Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция… Бред этих злосчастных демократов.
Булгаков «Собачье сердце»

В моем любимом сериале Once upon a time постоянно звучит фраза «За каждое волшебство приходится платить». Волшебство свободы стоит недешево!

  • За рыночную экономическую свободу приходится платить экономическими кризисами.
  • За политическую свободу – экстремистскими партиями и группировками.
  • За свободу слова – расцветом сексуальных извращений.
  • За свободу выбора своего пути – возможностью ошибки, разочарования, полного крушения надежд.

Похоже, что этот постулат коммунистической идеологии (что свобода – абсолютное благо) не выдерживает критики. Не случайно абсолютное большинство российского населения приветствует возвращение к старым порядкам. Они надеются спихнуть на кого-нибудь ответственность за свою жизнь, а заодно и за будущее страны.

Как сказал Николай Александрович Бердяев, «человек - раб потому, что свобода трудна, рабство же легко».

Так что же получается, «рожденный ползать летать не может»? Свобода рабам не нужна?

Рефлекс свободы

Свобода есть основной внутренний признак каждого существа, сотворенного по образу и подобию Божьему:
в этом признаке и заключено абсолютное совершенство плана творения.
Бердяев

«Для Миры радикальные перемены в жизни начались с одной рупии. Когда три года назад социальный работник приехал в печальную деревню Миры в горах Уттар Прадеша (индийского штата), все население деревни находилось в наследственном долговом рабстве. Сельчане уже и не могли вспомнить, когда, во времена дедов или прадедов, их семьи отдали себя в рабство за денежные займы. Долг передавался из поколения в поколение. С пяти лет дети начинали работать в карьерах, дробя камни в песок. Пыль, летящие осколки камней, перетаскивание тяжестей сделали многих жителей деревни инвалидами.

Социальный работник собрал нескольких женщин и предложил им радикальный план. Если 10 женщин объединятся и будут каждую неделю откладывать по одной рупии из тех скудных денег, которые кредитор выдает им на закупку риса, он будет хранить эти деньги для них в безопасном месте, и со временем женщины, одна за одной, смогут выкупиться из рабства. Тогда Мира и еще девять женщин сформировали первую группу. Рупии постепенно накапливались. Через три месяца у группы набралось достаточно денег, чтобы выкупить Миру. Она начала получать деньги за работу, что намного ускорило выкуп остальных женщин. Теперь каждый месяц свободной становилась одна из женщин их группы.

Их примеру последовали остальные жители деревни. Социальный работник дважды возил меня в эту деревню, — рассказывает Кевин Бэйлз. — Сейчас все ее жители свободны, а их дети начали ходить в школу » .

Эту историю объясняет утверждение Павлова: «…Рефлекс свободы есть общее свойство, общая реакция животных, один из важнейших прирождённых рефлексов. Не будь его, всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни » .

Однако освобождение от рабской психологии не всегда проходит так безболезненно, как в случае с Мирой и ее односельчанами.

Страшнее тюрьмы и бытового насилия

Уметь освободиться, это - ничто, трудно уметь быть свободным.
Андре Жид

Сидни Литтон, американский психиатр, консультировавшая освобожденных рабов, отмечает: «Человеческие страдания прячутся под разными масками, однако ужас рабства трудно скрыть, он отчетливо заметен тем, кто с ним сталкивается. Даже если человек не подвергался избиению или физическим пыткам, рабство приводит к психологической деградации, которая делает бывшего раба неспособным жить во внешнем мире. Я работала с заключенными и жертвами бытового насилия, но рабство – намного хуже ».

При этом примечательно то, что психологию рабства разделяют не только рабы, но и рабовладельцы. Кевин Бэйлз утверждает: «Психология рабства отзеркаливается и рабовладельцем. Это – глубокая взаимная зависимость, из которой рабовладельцу вырваться не легче, чем рабу ». Один государственный чиновник из тех мест, где живет Балдэв, также имеет долговых рабов. Вот его слова: «В долговом рабстве нет ничего плохого. Оно выгодно обеим сторонам. Вы знаете, то, как это устроено, я как отец для своих работников. Это – отношения отца и сына. Я защищаю их, я направляю их. Иногда, конечно же, мне приходится их наказывать, как это делает любой отец ».

Кевин Бэйлз настаивает на необходимости психологической реабилитации как рабов, так и рабовладельцев. Да, на Западе освобожденные рабы проходят долгую психологическую реабилитацию.

То, что Антон Павлович Чехов всю жизнь по капле выдавливал из себя раба, возможно, это не такая уж и фигура речи. Давайте посмотрим правде в глаза: мы, россияне, в той или иной мере — потомственные рабы или рабовладельцы, мы унаследовали психологию рабства от многих предыдущих поколений наших предков. Не случайно в начале 20-го века, когда социалистическая революция победила не только в России, но и в Германии и в Венгрии, советский строй прижился только в России, где в психологии народа были живы рудименты крепостничества, а Западная Европа уже была свободна от рабства на протяжении многих поколений.

Выбор

Рабство — это не хорошо и не плохо. Это – один из способов жизни. Это – особенность нашей национальной психологии. А свобода – не так уж и привлекательна, как ее рисуют. Тем не менее, она является «одним из важнейших прирожденных рефлексов».

Мы можем последовать примеру Балдэва, а можем пойти по стопам Миры и Чехова.

У нас всегда есть выбор .

Дополню статью цитатой из Бориса Стругацкого:

«Свобода не есть ЦЕЛЬ жизни человека. Свобода есть непременное УСЛОВИЕ полноценности и осмысленности жизни.

Тот, кто не желает иметь свободы выбора творческого пути, просто свободы выбирать область применения своих сил, тот, по-моему, достоин непочётного звания «идиот». К сожалению, таких людей очень много. Я не сказал бы, что это вина их, скорее – беда («проклятое феодально-социалистическое воспитание»), но, объективно, все вместе они составляют тот самый «труп гниющего альбатроса», который висит на шее России тяжким грузом и тормозит сегодня переход к постиндустриальному обществу. Поэтому я и вкладываю в термин «идиот» столько никому не нужных эмоций.

По моим представлениям процент «внутренне свободных» в любом обществе составляет не менее 15% – вполне приличный процент.

Современное общество состоит из ряда институтов. От политических, юридических, религиозных институтов до институтов социальных слоёв, семейных ценностей и профессиональных специализаций. Очевидно глубочайшее влияние, которое эти структуры имеют на формирование нашего сознания и взаимоотношений. Однако, из всех общественных институтов, среди которых мы

родились, которые нас направляли и от которых мы зависели, кажется, нет системы, настолько принимаемой как должное и понимаемой неправильно, как денежная система .

Приняв чуть ли не масштабы религии , установленная денежная система существует как одна из самых неоспоримых форм веры, какие только есть. Как создаются деньги, правила регулирования денежными потоками, и как это действительно влияет на общество - жизненно важная информация, которая утаивается от значительного большинства населения.

В мире, где 1% населения владеет 40% богатств планеты. В мире, где 34 000 детей умирают каждый день от бедности и от излечимых заболеваний и, где 50% мирового населения живёт меньше, чем на 2 доллара в день… Ясно одно - что-то очень неправильно.

И, осознаем ли мы это или нет, жизненной основой всех наших основных институтов, и, таким образом, самого общества - являются деньги . Следовательно, понимание этого института денежной политики имеет решающее значение для осознания того, почему наш образ жизни такой, как есть.

К сожалению, экономика часто кажется запутанной и скучной . Бесконечные потоки финансового жаргона вкупе с пугающей математикой быстро отвращает людей от попыток понять всё это.

Тем не менее, наличествует факт: сложность, приписываемая финансовой системе - всего лишь маска , созданная, чтобы сокрыть одну из главных социально-парализующих структур, которую когда-либо терпело человечество.

[ ЧАСТЬ 1. “Нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов, Себя кто полагает свободным от оков. ” - Иоганн Вольфганг Гёте – 1749-1832 ]

Каким бы дисфункциональным и регрессивным всё это ни казалось [денежная система], есть ещё одна вещь, которую мы опустили в этом уравнении. Это тот элемент структуры, который являет поистине мошенническую сущность самой системы.

Использование процентов. Когда государство занимает деньги у ЦБ, или человек берёт ссуду в банке, займ всегда должен быть выплачен с исходным процентом. Иными словами, почти каждый существующий доллар(гривна, рубль), в конце концов, должен быть возвращён банку вместе с процентом.

Но, если все деньги были заимствованы у Центрального Банка и приумножены коммерческими банками через кредиты, только то, что будет называться “основная сумма долга”, создаётся в денежной массе. Итак, где же деньги, покрывающие все насчитываемые проценты?

Нигде. Их не существует. Последствия этого ошеломляющи. Потому, что количество денег, которое мы должны банку, будет всегда больше количества денег в обращении . Вот почему инфляция является константой в экономике. Ибо всегда нужны новые деньги, чтобы покрыть встроенный в систему нескончаемый дефицит , возникающий из-за необходимости заплатить процент. Это также означает, что, математически, дефолты и банкротства буквально встроены в систему. И всегда будут бедные ниши общества, с которыми обходятся несправедливо.

Аналогией будет игра Карусель: как только музыка останавливается, кто-то всегда остаётся в проигрыше. И в этом всё дело. Это неизменно переводит существующие денежные массы от человека - банкам.

Поскольку, если вы не в состоянии выплачивать ипотеку, они заберут вашу собственность . Особенно это приводит в ярость, когда понимаешь, что такой дефолт не только не неизбежен благодаря методам системы частичных резервов, но также - из-за того, что деньги, которые вам ссудил банк, юридически никогда даже не существовали.

Раб, довольный своим положением, вдвойне раб, потому, что не одно его тело в рабстве, но и душа его. (Э. Берк)

Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко. (Н. Бердяев)

Рабство может унизить людей до того, что они начинают любить его. (Л. Вовенарг)

Рабы всегда ухитряются завести себе собственного раба. (Этель Лилиан Войнич)

Кто боится других, тот раб, хотя он этого и не замечает. (Антисфен)

Рабы и тираны страшаться друг друга. (Э. Бошен)

Единственный способ сделать народ добродетельным - это дать ему свободу; рабство порождает все пороки, истинная свобода очищает душу. (П. Буаст)

Только раб вновь водружает упавшую корону. (Д. Джебран)

Добровольные рабы производят больше тиранов, чем тираны - рабов. (О. Мирабо)

Насилие создало первых рабов, трусость их увековечила. (Ж.Ж. Руссо)

Нет рабства позорнее, чем рабство добровольное. (Сенека)

И пока люди будут ощущать себя лишь частью, не замечая целого, они будут отдавать себя в полное рабство.

Тот, кто не боится смотреть смерти в лицо, не может быть рабом. Тот, кто боится, не может быть воином. (Ольга Брилёва)

Рабовладелец сам раб, худший, чем илоты! (Иван Ефремов)

Неужели таков наш ничтожный удел: Быть рабами своих вожделеющих тел? Ведь еще ни один из живущих на свете. Вожделений своих утолить не сумел. (Омар Хайям)

Правительство плюёт на нас, не говорите о политике и религии - всё это вражеская пропаганда! Войны, катастрофы, убийства - весь этот ужас! СМИ делают грустную мину, характеризуя это как великие человеческие трагедии, но мы то знаем — СМИ не преследуют цели уничтожить зло мира - нет! Её задача убедить нас принимать это зло, приспособиться жить в нём! Власти хотят, чтобы мы были пассивными наблюдателями! Они не оставили нам шансов, кроме редкого, абсолютно символического общего голосования — выбирайте куклу слева или куклу справа! (Автор неизвестен)

Тот не стоит свободы, кого можно сделать рабом. (Мария Семёнова)

Рабство — тягчайшее из всех несчастий. (Марк Туллий Цицерон)

Противно быть под ярмом — даже во имя свободы. (Карл Маркс)

Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи. (Карл Маркс)

…Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба. (Карл Маркс)

У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь — рабом другого коня. (Мишель де Монтень)

По правде говоря, проституция — еще одна форма рабства. В основе которого несчастье, нужда, зависимость от алкоголя или наркотиков. Зависимость женщины от мужчины. (Януш Леон Вишневский, Малгожата Домагалик)

Нет рабства безнадёжней, чем рабство тех рабов, себя кто полагает свободным от оков. (Иоганн Вольфганг фон Гете)

Почти все люди — рабы, и это объясняется той же причиной, какой спартанцы объясняли приниженность персов: они не в силах произнести слово «нет»… (Никола Шамфор)

Раб мечтает не о свободе, а о собственных рабах. (Борис Крутиер)

В тоталитарном государстве всемогущая когорта политических боссов и подчиненная им армия администраторов будут править населением, состоящим из рабов, которых не надобно принуждать, ибо они любят свое рабство. (Олдос Хаксли)

Так вот, товарищи, как устроена наша жизнь? Давайте смотреть правде в глаза. Нищета, непосильный труд, безвременная смерть — вот наш удел. Мы появляемся на свет, мы получаем ровно столько корма, чтобы не умереть с голода, а рабочий скот еще и изнуряют работой, пока не выжмут из него все соки, когда же мы больше ни на что не годны, нас убивают с чудовищной жестокостью. Нет такого животного в Англии, которое не распростилось бы с досугом и радостью жизни, едва ему стукнет год. Нет такого животного в Англии, которое не было бы закабалено. (Джордж Оруэлл.)

Только личность, одолевшая в себе раба, познает свободу. (Генри Миллер)

Так значит, все знания, которые ему давали ученые с солидными дипломами и внушительными титулами, давали, словно бесценные сокровища, были всего лишь тюрьмой. Он униженно благодарил каждый раз, когда ему чуть-чуть удлиняли поводок, который так и оставался поводком. Мы можем жить без поводка. (Бернард Вербер)

Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство. (Луций Анней Сенека)

— Вот так и умирает свобода — под гром аплодисментов… (Падме Амидала, «Звёздные войны»)

Тот, кто может быть счастливым в одиночестве, является настоящей личностью. Если твое счастье зависит от других, то ты раб, ты не свободен, ты в кабале. (Чандра Мохан Раджниш)

Видишь ли, как только где-нибудь узаконивают рабство, нижние ступени общественной лестницы становятся ужасающе скользкими… Стоит начать измерять человеческую жизнь деньгами, и окажется, что эта цена способна уменьшаться грошик за грошиком, пока совсем ничего не останется. (Робин Хобб)

Лучше свобода в преисподней, чем рабство на небесах. (Анатоль Франс)

Люди семенят, пытаясь не опоздать на работу, многие на ходу лопочут по мобильникам, постепенно втягивая свои невыспавшиеся мозги в утреннюю суету города. (Мобильные телефоны выполняют в настоящее время, ко всему прочему, еще и функцию дополнительного будильника. Если первый будит тебя на работу, то второй сообщает тебе, что она уже началась.) Иногда мое воображение дорисовывает чуть сгорбленным фигуркам тюки на спинах, превращая их в крепостных рабов, ежедневно несущих своим хозяевам оброки в виде собственного здоровья, чувств и эмоций. Самое глупое и самое ужасное в этом то, что все это они делают по своей собственной воле, в отсутствие каких-либо кабальных крепостных грамот. (Сергей Минаев)

Рабство - тюрьма души. (Публий)

Привычка и с рабством примиряет. (Пифагор Самосский)

Люди сами держатся за рабскую долю. (Луций Анней Сенека)

Прекрасно умереть — позорно рабствовать. (Публий Сир)

Освобождение от рабства относится к праву народов. (Юстиниан I)

Бог не создал рабства, но одарил человека свободой. (Иоанн Златоуст)

Рабство унижает человека до того, что он начинает любить свои оковы. (Люк де Клапье де Вовенарг)

Самое большое рабство - не обладая свободой, считать себя свободным. (Иоганн Вольфганг фон Гёте)

Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд. (Александр Македонский)

Горе народу, если рабство не смогло его унизить, такой народ создан, чтобы быть рабом. (Пётр Яковлевич Чаадаев)

Власть над собой — самая высшая власть; порабощение своими страстями — самое страшное рабство. (Луций Анней Сенека)

Вы рабски прислуживаете мне, а потом жалуетесь, что я вами не интересуюсь: кто ж станет интересоваться рабом? (Джордж Бернард Шоу)

Всякий человек, рожденный в рабстве, рождается для рабства; ничто не может быть вернее этого. В оковах рабы теряют все, вплоть до желания от них освободиться. (Жан-Жак Руссо)

Долг - начало рабства, даже хуже рабства, потому что кредитор неумолимее рабовладельца: он владеет не только вашим телом, но и вашим достоинством и может при случае нанести ему тяжкие оскорбления. (Виктор Мари Гюго)

С тех пор, как люди стали жить совместно, исчезла свобода, и возникло рабство, ибо каждый закон, ограничивая и сужая права одного в пользу всех, тем самым посягает на свободу отдельного человека. (Рафаэлло Джованьоли)

Слуги, не имеющие господина, не становятся от этого свободными людьми, - лакейство у них в душе. (Гейне Генрих)

Чтобы стать свободным человеком,... Нужно по капле выдавливать из себя раба. (Чехов Антон Павлович)

Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот раб. (Аристотель)

Мечта рабов: базар, на котором можно купить себе господина. (Станислав Ежи Лец)