Самоанализ работы логопеда для аттестации. Самоанализ профессиональных достижений учителя-логопеда юлина виктория владимировна. Пузыревой Анны Витальевны

Как вы считаете, легко ли исправить дефекты дикции у ребенка? Я неспроста спрашиваю, ведь некоторые родители всерьез считают, что логопеды просто для «красоты» в садике, как и психологи. Что вы думаете по этому поводу? Может, кто-то считает, что ребенок сам выговорится, без помощи специалиста?

Я принимаю любые обвинения, звучащие в адрес работников образования близко к сердцу. Кто не работал в нашей сфере, не представляет себе, с какими трудностями мы сталкиваемся ежедневно, и какой огромный груз ответственности на нас лежит. Поговорка «Солдат спит – служба идет» не относится к педагогам.

Вот я решила копнуть поглубже и приоткрыть завесу тайны некоторых педагогических профессий. Думаю, ни что так удачно не охарактеризует какую-либо деятельность, как самоанализ профессионала. Если мою статью прочтут учителя-логопеды, надеюсь, они оставят свои отклики. А может молодой специалист не знает, как пишется самоанализ, то я дам основные наметки. Как раз кстати будет методическая литература для логопедов и заманчивые предложения.

Сокровища Интернета

«УчМаг» подготовил сюрприз: если вы пополните личный счет в магазине, то получите возможность бесплатно получить доступ к материалам вебинара «Карта результативности педагога ДО: требования и содержание» . Вы получите подробные профессиональные инструкции по составлению портфолио и карты результативности.

Уникальная методика занятий с собственными детьми, разработанная Т. Федотовой, теперь доступна всем: есть возможность пройти онлайн-курс «Разговори молчуна» . Оформить оплату несложно, а взамен вы получите подробные инструкции, как проводить занятия с детьми, как тестировать свое дитя. Вы сможете стать участником закрытого сообщества и получать постоянную поддержку специалиста.

Также можно принять участие в офлайн-семинаре «Использование инновационных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда» – это ценные материалы, которые помогут применить принципы здоровьесберегающих технологий для повседневной работы.

Полезным будет, по моему мнению, работникам ДОУ пособие «Аттестация педагогических работников: как составить профессиональное портфолио учителя-логопеда» . Если вы готовитесь к аттестации на первую категорию в первый раз, трудно обойтись без таких подсказок и инструкций.

Кроме того, у кого возникли трудности с комплектацией портфолио, тому определенно пригодится обучающий диск «Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника. Самоанализ» .

Зачем нужен самоанализ педагогическому работнику?


Разберемся, что вообще такое самоанализ педагога вообще и логопеда в частности. Это исследовательская деятельность, направленная на изучение собственной продуктивности как специалиста. Логопед анализирует проведенную лично работу в таких направлениях:

  • Профилактика;
  • Диагностика;
  • Коррекция;
  • Развитие детей;
  • Консультационные мероприятия с детьми, родителями, воспитателями;
  • Перспективный план деятельности;
  • Исследования;
  • Самообразование.

По требованиям сегодняшнего дня мы обязаны формировать единое образовательное пространство «детсад – начальная школа», где поставленные задачи выполняются с учетом стоящих перед детьми перспектив на каждом этапе образования. Ценность и конкурентоспособность педагога определяется его умением искать новые пути решений этих задач.

Самоанализ является своеобразным инструментом для специалиста, который стремится к самосовершенствованию. Никаким другим образом не докажешь свою компетентность, кроме как реальными результатами, которые отражены именно в самоанализе.

Кроме того, на аттестацию не стоит даже подавать заявление, если вы не составили самоанализ, не подготовили портфолио. Это ваш паспорт, документ специалиста.


Особенно серьезные требования предъявляются к аттестации на высшую категорию, здесь мало просто прилежно трудиться, нужно продемонстрировать свои поиски, результаты исследований, показать свой потенциал.

В общем, логопед обязан построить свою работу так, чтобы обеспечить организацию содержательного логопедического и развивающего процесса в едином образовательном пространстве ДОУ так, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и устранять речевые патологии. И обязательным элементом в этом процессе является саморефлексия и самоанализ.

Как конкретно составить самоанализ логопеда?

Лучше просто постараться ответить на примерные вопросы:

  • Цель учителя-логопеда в конкретном дошкольном учреждении;
  • Насколько цель согласуется с общими целями профессиональной деятельности дошкольного учреждения?
  • Какие важные задачи удалось решить за конкретный период (например, между аттестациями)?
  • Каких результатов достиг логопед и дети?
  • Какова объективная роль учителя-логопеда в реализации общеобразовательных задач ДОУ?
  • Как реализуются потребности детей во время совместной деятельности с логопедом?
  • Как ведется учет достижений детей?
  • Какие технологии, методики, которые используются в работе?
  • Назовите формы взаимодействия с родителями детей;
  • Как складываются взаимоотношения с коллегами?
  • Какие трудности испытали в трудовой деятельности?
  • Какие результаты анкетирования родителей в вопросе отношения к логопеду?
  • Опишите направление будущей деятельности с учетом ошибок.


за 2013-2014 учебный год

Учитель-логопед:

2014 год

Самоанализ деятельности учителя - логопеда

Цель ДОУ: создание условий обеспечивающих формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

1.Совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств через комплексный подход:

Организация оптимального двигательного режима;

Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

2.Развивать коммуникативные компетентности и интеллектуально-творческие способности детей в процессе развивающих игр средствами современных образовательных технологий. (ОТСМ-ТРИЗ-РТВ и ИКТ), путем совершенствования комплексно-тематического принципа планирования образовательной деятельности .

3.Повысить эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития, образования и подготовки детей к обучению в школе через реализацию совместной проектной деятельности .

Деятельность учителя-логопеда по годовым задачам

Работа с детьми

1 задача годового плана

Укрепление соматического здоровья дошкольников. Развитие мимической мускулатуры. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие моторики речевого аппарата.

Занятия в проветренном кабинете; витаминизация детей; проведение занятий с соблюдением норм и правил Cан. Пин.

Проведение комплексов

(2-3упражнения) упражнений для развития мимической мускулатуры на каждом индивидуальном занятии.

На каждом индивидуальном или подгрупповом занятии с детьми-логопатами проводилась игра на развитие координации движений, а также упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук

Проведение комплекса артикуляционных упражнений с каждым ребенком - логопатом на индивидуальных занятиях.

Дети - логопаты старшей и средней групп с дизартрическим синдромом научились управлять мимикой лица.

У большинства старших дошкольников наблюдается значительное улучшение в развитии координации движений, у многих детей виден прогресс в развитии мелкой моторики пальцев рук.

Развитие моторики артикуляционного аппарата способствует лучшему исправлению дефектов звукопроизношения у детей.

2 задача годового плана ДОУ

Динамика развития детей

Развивать коммуникативные компетентности и интеллектуально-творческие способности детей в процессе развивающих игр средствами современных образовательных технологий. (ОТСМ-ТРИЗ-РТВ и ИКТ), путем совершенствования комплексно-тематического принципа планирования образовательной деятельности.

1. Использование блока логокоррекционных занятий с использованием ИКТ и технологии ОТСМ – ТРИЗ

2. Компьютерная программа «Учимся говорить правильно».

3. Игры с использованием ИКТ на автоматизацию и дифференциацию звуков.

4. Пополнение блока игр с использованием ИКТ на дифференциацию звуков

· Мотивация повышается детей к исправлению имеющихся дефектов речевого развития, повысился результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у старших дошкольников.

· У детей значительно расширился словарь словами-признаками; используя пособие «ЯБЛОНЯ», дети хорошо составляют описательные рассказы о каком-либо объекте.

· Дети – логопаты научились оперировать компьютерным манипулятором «Мышью».

3 задача годового плана ДОУ

Динамика работы с родителями

Повысить эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития, образования и подготовки детей к обучению в школе через реализацию совместной проектной деятельности.

ü Участие в групповых родительских собраниях.

Ø Консультация родителей « Причины речевых нарушений».

Ø Консультация для родителей «Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома».

Ø Консультация для родителей «Развитие графомоторного навыка у детей»

Ø Консультация для родителей

«Компьютерные игры – это хорошо или плохо? Как и во что играть шестилеткам»

Ø Консультация для родителей «Родителям будущих первоклассников»

Ø Участие в родительской конференции «Готовность детей к обучению в школе».

ü Проведение индивидуальных консультаций

Повышение профессионального мастерства


Курсы повышения квалификации,

аттестация

Методические объединения педагогов города,

семинары,

Реферат, доклад,

консультации,

дидактические пособия, методическая разработка

Городские

конкурсы,

конференции.

Результаты

самообразования

Аттестация на высшую категорию апрель 2014 г.

Посещение ГМО логопедов 18.09.13г.

МАДОУ № 4

Тема: Обсуждение плана работы ГМО логопедов ДОУ на год.

Посещение ГМО логопедов 18.02.14г. МАДОУ №11 «Елочка»

Тема «Здоровьесберегающие технологии в формировании звукопроизношения дошкольников»

24.04.2014г. МАДОУ № 2 «Сказка»

Научно - практическая конференция учителей – логопедов города

«Реализация личностно – ориентированного подхода в коррекционной работе специалистов службы сопровождения»

Консультации для воспитателей и родителей всех возрастных групп (индивидуальные, подгрупповые, групповые)

Представление здоровье сберегающего пособия «Матрица» на ГМО

учителей – логопедов 18.02.2014 г.

Участник 2-го Всероссийского конкурса мультимедийных технологий «Организации работы с семьей»

Победитель конкурса в рамках ГМО учителей логопедов «Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя – логопеда»

Аттестация на высшую категорию

Индивидуальная работа с детьми и ее результативность

(Здесь таблица с ФИО детей и речевыми заключениями)

Выводы: в 2013-2014 учебном году на базе логопункта – структурного подразделения МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад № 2 «Сказка» была создана логопедическая группа. Так же, как в предыдущие годы, работой по коррекции и развитию речи занимался учитель – логопед

В сентябре 2013 года проведена диагностика уровня развития речи детей 4-6 лет. На первый план выдвигается проблема коррекции речи детей с дефектами различного генеза:

Итого с патологией речи –61 ребенок. В связи с одной ставкой логопеда, в логопедическую группу было зачислено 29 детей. Это дети-логопаты, выпускающиеся в школу и дети со сложными речевыми диагнозами. Логопедическая группа сформирована была таким образом:

В течение года выбыло 2 ребенка. Прибыло -6 детей

На конец года выпущено:

Результативность коррекционной работы 76%.

Анализ результативности

В течение года проводились подгрупповые и индивидуальные занятия по устранению неправильного звукопроизношения, по развитию речевого дыхания, мелкой моторики пальцев рук, фонематического восприятия; по формированию лексико-грамматической стороны речи, уделялось внимание работе над фразой ее использованием в связной речи. Помимо положительного результата прослеживается незавершенность работы:


· невозможность проведения индивидуальной коррекционной работы с детьми – логопатами в период с сентября по декабрь 2013 год (дети из-за закрытия аварийного здания ДОУ были распределены в другие ДОУ города);

· поступление детей в ДОУ и зачисление на логопункт в апреле 2014 год;

· плохая посещаемость некоторых детей детского сада;

· сложность дефектов (ФФНр, обусловлено дизартрией по диагнозу невролога, ОНР);

· не было должного внимания и контроля со стороны родителей.

Работа с педагогами

Участники

Ознакомление педагогов с результатами диагностики и с образованием логопедической группы.

Выступление на ПМПк ДОУ

Педагоги ДОУ

Ознакомление с этапами формирования речи.

Индивидуальные консультации

Воспитатели всех групп.

Дать информацию о значительном улучшении коррекционной работы с детьми при помощи родителей.

Познакомить воспитателей с влиянием фонематического слуха на письменную речь

Консультация для педагогов «Преемственность в речевой работе детского сада и семьи».

Индивидуальные консультации.

Консультация для педагогов «Роль фонематического слуха в формировании письменной речи детей».

Воспитатели всех группы.

Воспитатели подготовительной, старших и средней групп.

Воспитатели подготовительной, старших групп

Познакомить педагогов с положительной динамикой внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс ДОУ

Индивидуальные консультации

Консультация для педагогов «Ресурсы ИКТ в обучении детей»

Конспект коррекционного занятия «В гости к Царице русского языка »

Педагоги ДОУ

Педагоги г. Нягани и др. городов РФ (на сайте ДОУ)

Представить результаты конечной диагностики.

Выступление на педагогическом совете в конце учебного года.

Педагоги ДОУ

Выводы: тесная взаимосвязь воспитателей, учителя-логопеда, других педагогов детского сада способствует формированию и воспитанию правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Работа с родителями

Участники

Ознакомление с результатами диагностики, с началом работы логопедической группы, графиком работы учителя-логопеда.

Анкетирование родителей

Выступление на родительских собраниях.

Все группы (октябрь 2014)

Познакомить с правилами проведения артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастик, с особенностями развития фонематического слуха.

Расширить знания родителей о проведении коррекционной работы в ДОУ с детьми – логопатами.

Индивидуальные консультации.

Консультации на темы:

«Правила проведения артикуляционной гимнастики»,

«Учимся говорить правильно»,

«О правильном дыхании»,

«Преемственность в речевой работе детского сада и семьи»

«Речевая готовность детей к обучению в школе»

«Формирование фонематического восприятия»,

«Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста».

Консультации на данные темы, коррекционные занятия с использованием современных образовательных технологий, картотеки игр, фотографии работы с детьми - логопатами на сайте ДОУ (Страничка учителя-логопеда).

Родители средних, старших и подготовительной групп.

Родители подготовительной, старших и средних групп.

Познакомить родителей младших групп с нормой речевого развития и с правилами проведения артикуляционной гимнастики, с причинами патологии речи

Консультации на темы :

«Что такое артикуляционная гимнастика для чего нужна»,

«Причины патологии речи»,

«20 советов учителя–логопеда», «Учимся говорить правильно»

Родители младших групп.

Выводы: большое значение имеет тесное сотрудничество с родителями и их действенная заинтересованность в оказании помощи своему ребенку в развитии правильной, грамотной, красивой речи.

ü применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе;

ü продолжить внедрение современных образовательных технологий в логокоррекционную работу (продолжить составление блока коррекционных занятий этапа дифференциации звуков; введение в работу интерактивную доску);

ü осознанное включение родителей в совместный с учителем – логопедом коррекционный процесс;

ü организация и ведение совместного проекта с педагогом – психологом и родителями;

ü продолжать работу по самообразованию по теме «Современные образовательные технологии в работе учителя – логопеда».

Самоанализ деятельности учителя-логопеда МКДОУ№90

Паршиной Елены Анатольевны

« Организация коррекционно-развивающей

работы на логопункте ДОУ»

В 1998 году я закончила НГПУ по специализации «Логопедия», в 2000 году в НГПУ получила специальность « учитель-логопед». Имею педагогический стаж 20 лет. Все эти годы я работаю учителем- логопедом в МКДОУ № 90 детский сад «Калинка». Имею первую квалификационную категорию. В своей деятельности опираюсь на следующие нормативные документы:

    Конституцией Российской Федерации;
    Законом РФ от 10.07.1992 №3266 – I “Об образовании”;

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (в ред. Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 27 октября 2011г.).

    Конвенцией о правах ребенка;

    Инструктивным письмом Минобразования РФ “Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения” от 14.12.00 г. № 2;

    Инструктивным письмом Минобразования РФ от 18.07.79г. №345-М “Положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах”;

    Письмом Минобразования РФ “О Психолого-Медико-Педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения от 27.03.00 №27/906-6;

    Положение о логопедическом пункте ДОУ;

    Уставом дошкольного образовательного учреждения;

    Тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда, изложенной в приказе МО РФ № 463/1268 от 31.12.95 г. “Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования”;

    Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660 –10 от 22.07.2010г. №91 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях”.

    Инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста;

    Настоящей должностной инструкцией;

При планировании своей работы использую следующее программное обеспечение:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития детей – издание 2009 г.;

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи –издание 2009г.

Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (подготовительная группа). – 1978 г.;

Каше Г.А.. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Проект программы воспитания и обучения детей с ФФНР (седьмой год жизни). -1986г.

Отслеживая контингент детей, получавших коррекционную помощь, я отметила, что с каждым годом увеличивается количество детей со стертой дизартрией. В 2008 году из общего количества детей с речевыми нарушениями у 62% была стертая дизартрия. К 2011 году процент детей увеличился до 92%. Неврологический статус этих детей характеризуется наличием остаточных явлений ППЦНС, ММД, гипотонического синдрома, СДВГ. Современные школы при поступлении предъявляют к ребенку очень высокие требования. Процесс обучения предполагает, что ребенок может себя контролировать, внимательно слушать разъяснения учителя, выполнять его просьбы и указания. От ребенка требуется умение читать, писать, понимать содержание прочитанного. При этом материал, который предлагается на уроках, очень насыщен информацией; ребенок должен быть готов быстро её воспринимать и перерабатывать. Нарушение нервно-психической функции, задержка темпа психического развития наиболее типична для стертой дизартрии. Речевой дефект сопровождается слабостью процессов запоминания, нарушением зрительно-пространственной ориентировки. К этому добавляется трудность переработки зрительной и слуховой информации. С другой стороны, у детей в большинстве не сформирована произвольность поведения, снижено внимание и регуляция своих действий, отсутствует самоконтроль за своей речью.

Опираясь на все вышесказанное, я поставила перед собой цель:

Создание специальных условий для формирования у детей школьной успешности.

Для реализации этой цели я поставила следующие задачи :

Социализация воспитанников посредством формирование у них полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка;

Создание предметно-развивающей среды;

Использование в коррекционном процессе здоровьесберегающих технологий;

Применение инновационных компьютерных технологий;

Взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Развивающая среда логопедического кабинета представлена следующими зонами:

    Зона активного обучения. Эта зона представлена интерактивной доской, магнитной доской и пространством для взаимодействия с детьми во время организованной деятельности. Так же её элементами являются столы и стулья с регулируемой высотой. В необходимом количестве имеются цветные карандаши, наглядные пособия и игры используемые во время занятий (в зависимости от поставленной цели) .

    Зона индивидуальной коррекции. Широкое, хорошо освещенное зеркало, стулья, регулируемые по высоте и большой выбор дидактических пособий и игр, позволяет полноценно проводить коррекцию звукопроизношения у детей. В наличии индивидуальные шпатели и зонды для постановки звуков. Достаточно имеется дидактического материала для автоматизации звуков, развития дыхания и диагностического обследования.

    Зона формирования графо-моторных навыков. Разнообразные пособия направлены на развитие и подготовку мышц руки к письму. Фасолевый бассейн, трафареты, варианты шершавых алфавитов, наборы для вышивки, игры с прищепками и т.п. являются ярким, занимающим материалом для детей.

    Зона активизации речевой активности и ручной умелости. Красочное панно помогает ребенку на положительном эмоциональном фоне составлять высказывания, придумывать сюжеты и параллельно их обыгрывать, используя весь арсенал пособия.

    Зона релаксации. Мягкое кресло позволяет ребенку расслабиться и успокоиться, восстановить эмоциональный дисбаланс, настроиться на занятие. Так же использую эту зону для проведения расслабляющего массажа.

    Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она содержит следующие разделы: справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; научная и методическая литература, материалы по обследованию речи детей; учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами); пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса; занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры, лото, игрушки).

Информационное обеспечение моей деятельности находится на высоком уровне. В кабинете собрано большое количество книг, журналов «Логопед», «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», «Логопед в детском саду», « Дефектология». Библиотека кабинета постоянно пополняется новинками специализированной литературы, а так же по каталогам издательств «Сфера», «Гном и Д». Логопедический кабинет оборудован специальными пособиями, направленными на:

    формирование психологической базы речи («Почтовый ящик», разборные игрушки, доски Сегена, кубики Кооса, игры типа «исключение 4-го лишнего» и др);

    развитие мелкой моторики (бусы, шнуровки, трафареты, мозаика, пирамидки, веревочки, счётные палочки, мячи разного диаметра, пальчиковый, перчаточный театр, принадлежности для вышивания, плетения, картотека игр для развития тонких движений пальцев и кистей рук, материалы для развития графических навыков детей);

    формирование правильного звукопроизношения (игры и пособия на развитие речевого дыхания, альбом упражнений артикуляционной гимнастики, наборы предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах, предложениях и рассказах и др.);

    развитие фонематического слуха и восприятия (звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд , счета звуков, определения их последовательности; карточки «Определи место звука»; карточки– символы гласных и согласных звуков; дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Поезд», «Звуковые часы» и др.);

    развитие лексико - грамматического строя речи (наборы предметных картинок для упражнений в словоизменении и словообразовании, в употреблении предлогов, в согласовании, наборы сюжетных картинок для составления простых предложений; настольно - печатные игры, в которых требуется использовать разные конструкции предложений и др.);

    развитие связной речи: сюжетные картины и серии сюжетных картинок для составления рассказов; настольные игры, требующие объяснительной речи; книжки – малютки с текстами для пересказов и др.

При реализации задачи по формированию полноценной фонетической и лексико - грамматической системы языка, я в своей работе расширяю и углубляю логопедическое воздействие, направленное с одной стороны, на коррекцию звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя, языкового анализа и синтеза, формирование графо-моторных навыков, с другой стороны на формирование активной произвольной деятельности, процессов самоконтроля и самооценки. О.А. Степанова считает, что несформированность школьно-значимых функций и определяет впоследствии проблемы в обучении ребенка. Поэтому считаю необходимым развитие школьно-значимых функций, которые в значительной мере определяют полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения. Такие функции как развитие зрительного восприятия и памяти, анализа и синтеза; пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза; слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха; сенсорно-двигательной координации наиболее важны, так как являются базовыми для успешного школьного обучения.

Что бы точнее понять механизмы речевого нарушения, определение коррекционной программы для ребенка и прогнозирования динамики ребенка, необходимо провести базовую диагностику. Тщательно изучаю медицинские заключения узких специалистов. Обязательно провожу функциональные пробы на дизартрию, обследование и последующий мониторинг формирования школьно-значимых функций по следующим параметрам: слуховая память, слуховой гнозис, слухо-речевое внимание, зрительный гнозис, оптико-пространственный гнозис, зрительная память. Характеристику, предоставленную воспитателем, сравниваю с показателями своей диагностики. В своей практике в последние годы для определения уровня речевого развития использую речевую карту, предложенную Н.В. Нищевой. Она предоставляет возможность качественно глубоко анализировать результат обследования; задания подобраны в соответствии с речевой нормой; эта карта позволяет отслеживать динамику речевого развития и коррекционной помощи; предлагает большое количество примеров детской речи. Так же использую для обследования альбом О.Б. Иншаковой, материалы С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, О.Е.Грибовой. Обследование проводится по следующим параметрам:

    анамнестические данные;

    особенности артикуляционного аппарата;

    моторная сфера;

    импрессивная речь;

    общее звучание речи;

    звукопроизношение;

    слоговая структура слова;

    фонематический слух;

    лексика;

    грамматический строй;

    словообразование;

    связная речь.

Обследование проводится дробно, в первой половине дня. В процессе обследования стараюсь разнообразить приемы: применяю игры с мячом, действия с предметами, сюрпризные моменты. После окончания обследования составляю индивидуальный график состояния психо-речевого развития на каждого ребенка. Итогом диагностики является составление плана индивидуальной работы, перспективный план подгрупповой работы. На протяжении всего обучения отслеживается динамика речевого развития каждого ребенка; данные так же фиксируются в речевой карте.

Чтобы помочь детям в подготовке к полноценной учебной деятельности необходимо начинать работу уже в дошкольном возрасте и, прежде всего, в старшем дошкольном возрасте. По мнению нейрофизиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.

Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы. Хорошо себя зарекомендовали упражнения на межполушарное взаимодействие или кинезиологическая гимнастика. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Применение этого метода позволяет выявить скрытые способности ребенка . Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;

Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;

Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;

От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

Методы и приемы :

Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

Массаж – воздействует на биологически активные точки.

Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

При планировании и организации деятельности я использую разработки А.Н.Сиротюк. О.А. Степановой. Работа по этим направлениям проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Связующим звеном является тематическая организация материала. Основной принцип организации содержания занятий – системное воздействие на психическую сферу ребенка. Для формирования у детей произвольности организующим моментом является четкая структура деятельности, желательно со зрительной опорой. Для этого я использую маркеры анализаторов, которые позволяют ребенку составить временной план для ребенка, либо вариант пирамидки. Это помогает ребенку контролировать себя во времени.

На каждом логопедическом занятии попадает целая группа В П Ф:

1)слухоречевая и зрительно-предметная память;
2)восприятие разной модальности;
3)пространственные представления и схема тела;
4)мышление.

В связи с этим, структура моего занятия включает в себя задания на все вышеперечисленные направления, будь это занятие по формированию лексико-грамматических средств, формирование звукопроизношения, либо подготовка к обучению грамоте. На начальном этапе коррекционного воздействия в деятельность включаются упражнения и игры на развитие слухо-речевого внимания и памяти. Эти задания начинают занятие, что является организационным моментом и, как следствие, введением ребенка в деятельность. Задания типа « Послушай, сосчитай», «Сколько яблочек упало?» «Кто пришел- мишка или мышка?», « Запомни, кто первый» и т.п. формируют у ребенка умение сосредотачиваться на речи взрослого и активизируют внимание. В процесс подготовки также уделяю большое внимание расширению объема зрительной памяти и внимания детей «Чей силуэт?», «Путаница?», «Узнай что это?», « Сравни картинки», «Найди отличия». Долговременную зрительную и речевую память тренирует прием предъявления в начале деятельности предмета или картинки или слова, связанного с темой деятельности. К концу дети должны вспомнить названное слово, либо выбрать из других предметов или картинок. Постепенно количество объектов увеличивается, приветствуется воспроизведение последовательности ряда. К концу подготовительной группы дети могут удерживать в памяти и воспроизводить ряд до 6-8 элементов.

Для формирования речевого внимания я использую задания на развитие слухо-речевой памяти, дифференциации и запоминанию звучащего ряда. На индивидуальных и подгрупповых занятиях дети учатся слышать и различать звуки (различные шумы, музыкальные инструменты, хлопки в ладоши, стук по столу, предметы с разным наполнением), запоминать последовательность звуков. Такие игры как: «Какой музыкальный инструмент звучал?» «Найди одинаковые погремушки», «Покажи, что звучало сначала, что потом» формируют у ребенка понятие о звучащем ряде и позволяют перенести в последствие на звуковой ряд. Игры, в которых требуется определить направление звука, принадлежность голоса «Где звенит колокольчик?» «Где звенит погремушка?» « Где пищит цыпленок?» «Кто тебя позвал?», «У кого игрушка?» «Кто сегодня разбойник?», формируют у ребенка умение ориентироваться в окружающем пространстве, различать направление и тембр голоса. Параллельно учимся осваивать предметный ряд, который является прототипом звуко-буквенного анализа. Знакомясь с пространственными предлогами « за, перед» , наречиями « после, впереди, позади в начале, в конце» , ребенок на плоскостном уровне осваивает процесс взаиморасположения предметов. В работе по подготовке к обучению грамоте первостепенной задачей становится научить ребенка ориентироваться в собственном теле. Для детей с нарушением речи бывает очень сложно освоить этот процесс, так как он основывается только на собственном ощущении, не подкрепленным никаким анализатором. Поэтому в своей работе с детьми при дифференциации схемы собственного тела, я подключаю тактильный анализатор. Всю работу по ориентировке в пространстве мы начинаем с определения левой стороны тела по одной причине - возможности прослушать биение сердца. Усвоить схему своего тела ребенку помогают такие игры и упражнения как «Дотронься левой рукой до правого уха», «Возьми левой рукой», «Топни правою ногой» « Собери левой рукой» и т.п. последовательно усложняя задания, я учу детей определению направления в пространстве «Что слева? Что справа? Что спереди? Что сзади?» и т.п. Параллельно ведется работа по усвоению детьми пространственных взаимоотношений и линейной последовательности предметов. Эти упражнения включаются в организационные моменты деятельности и в индивидуальной деятельности. Сначала мы отрабатываем все приемы на собственном теле, затем переходим на плоскость. Полноценное понимание пространственных отношений невозможно без ориентации во времени, позволяющей человеку осознавать длительность происходящего, последовательность событий. Ребенок "путающийся" в элементарных понятиях раньше - позже, быстро – медленно и т.д. испытывает трудности с прогнозированием последовательностей тех или иных своих поступков, с планированием их очередности. Иными словами ориентация в пространстве и времени – есть важнейшее условие не только для успешного обучения в школе, но и для успешной адаптации к любым жизненным ситуациям. При знакомстве ребенка с буквой важным является уточнение пространственного расположения элементов. Детям предлагаются упражнения в конструировании и реконструировании букв алфавита с помощью счетных палочек. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака, в синтезе его из элементов, в сравнительном анализе печатных букв. Для закрепления графического образа буквы дети знакомятся с ней, используя большинство анализаторов:

    определение буквы на песчаном алфавите

    узнавание букв в усложненных условиях

    выкладывание буквы из счетных палочек, фасоли

    вышивание буквы на перфорированном картоне

    вырезание, обрывание буквы по контуру

    узнавание буквы, написанной пунктиром

    определение буквы с недописанным элементом

    поиск зашумленного изображения буквы

    показ правильно написанной буквы среди зеркально изображенных

    рисование буквы в воздухе двумя руками

    рисование на муке

    рисование буквы на ладошке, отгадывание

    использование пособия « Найди букву»

Большое внимание уделяю формированию у детей процессов звуко-буквенного анализа и синтеза, так как не достаточная сформированность этих процессов приводит к проявлениям дисграфии в школьном обучении. Определение первого, последнего звука в слове, определение количества звуков, слогов в слове, их последовательность, умение составлять схему слога, слова, предложения - этим навыкам дети успешно обучаются на моих занятиях. Несмотря на большое количество пособий по обучению грамоте, я разработала свой материал по этой теме, для того, что бы дети смогли закреплять полученные навыки в домашних условиях.

Большое внимание уделяю развитию зрительно-моторной координации. Неумение использовать ресурс собственного тела и, как следствие, мышечные зажимы, отсутствие точности в движении распространяется как на весь мышечный комплекс, так и на речевую моторику. Используя игры на координацию движения, совершенствую у детей зрительное и слуховое восприятие, формирую чувство ритма и пространства. Регулярно на занятиях использую упражнения на релаксацию, они помогают восстановить мышечное равновесие у ребенка, успокаивают и позволяют лучше концентрироваться на материале. Так же используем с детьми элементы самомассажа:

    активизирующий массаж кистей рук сосновыми шишками

    активизирующий массаж кистей рук с использованием игольчатых гантелей

    активизирующий массаж ушных раковин

    релаксационный фасолевый массаж

    релаксационный массаж кистей рук

Речевой материал, сопровождающий массаж, всегда сопряжен с лексической темой, что позволяет накапливать пассивный и активизировать словарь, полученный на занятиях. В начале коррекционного процесса многие дети, в силу своего речевого дефекта и психологических особенностей плохо идут на контакт, не проявляют речевую активность, либо совсем отрицают речевую деятельность. Поэтому в своей практике я широко использую игры с мячом. Работа с мячом позволяет ребенку опосредованно включаться в совместную деятельность, побуждает к общению и получению положительных эмоций. В дальнейшем игры с мячом помогают развивать глазо-двигательную координацию, способствуют установлению связи «рука-глаз». Опираясь на знания уровневой теории организации движений, описанной физиологом Н.А. Бернштейном, можно целенаправленно регулировать тот или иной уровень движений с помощью упражнений и игр с мячом. За основу я взяла разработки Т.А. Воробьевой, О.И.Крупенчук, которые предлагают как один из приемов формирования предпосылок для овладения чтением и письмом посредством игры с мячом. В моем арсенале имеются мячи разного размера и фактуры. Я использую следующие игры с мячом:

    направленные на развитие мелкой моторики (захват мяча пальцем, ладонью; удержание пальцем; прокатывание в указанном направлении)

    направленные на развитие ориентировке в пространстве (броски с указанием направления, перекатывания, отстукивания мяча о поверхность)

    направленные на формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематических процессов (прокатывание мяча; броски, отстукивание мяча; передача мяча; подбрасывание мяча; подбрасывание одновременно с хлопками)

    направленные на обогащение и расширение словарного запаса (прокатывание мяча; броски, отстукивание мяча; передача мяча; подбрасывание мяча; подбрасывание одновременно с хлопками)

Для развития произвольности очень важны задания, которые выполняются по словесной инструкции. Многоступенчатая инструкция учит ребенка составлять внутренний план действий и реализовать его, используя самоконтроль. Параллельно у детей расширяется объем речевой памяти и слухового внимания. Речевое сопровождение инструкции словами «Внимательно послушай и запомни» помогает ребенку сконцентрироваться на задании. На подгрупповых занятиях дети выполняют многоступенчатые инструкции типа: «Мишку положи в коробку, зайку спрячь под стол, лисичку положи на кресло», «Катя, раздай мальчикам оранжевые шары, а девочкам шишки; себе возьми желтый мяч», « Поднимите правую руку вверх, левой рукой возьмитесь за левое ухо, присядьте два раза» и т.п. На индивидуальных занятиях при выполнении артикуляционной гимнастики очень часто предлагаю ребенку самостоятельно выполнять упражнения, указывая их название и количество, дублируя свои слова наглядностью, например: «Сделай десять раз «Лошадку», собери пять «Грибочков», пять раз задуй «Мяч в ворота». Этот прием развивает в ребенке самостоятельность, концентрирует внимание и сосредоточение на своих действиях.

Для формирования произвольности и самоконтроля хорошим приемом является использование ритуалов. Осознание того, что в данный момент будет происходить знакомый процесс, помогает ребенку успокоиться и спланировать свои действия. Каждая организованная деятельность начинается определенным ритуалом: я предлагаю выполнить определенное задание, при этом обращая внимание на тот анализатор, который нам надо использовать. « Вам надо внимательно посмотреть глазками и назвать того ребенка, у которого зеленая майка, полосатые носочки, светлые волосы и в кармашке платок», «Сядет тот ребенок, который посчитает количество и прохлопает в ладоши столько раз, сколько носов в нашем кабинете». Это организовывает детей, позволяет концентрировать внимание, активизировать мышление и лучше выполнить задание. В конце занятия дети с удовольствием ждут момента, когда мы совместно проговариваем успехи каждого. Я хвалю детей и предлагаю им построится для возвращения в группу в том порядке, в котором я их хвалила. Этот прием я использую, во-первых- для поднятия самооценки ребенка, для осуществления самоконтроля и для развития умения объективно оценивать свою и чужую деятельность; во-вторых- для развития слуховой памяти и умения ориентироваться в пространстве. Я хвалю каждого ребенка, говорю: «Я хвалю тебя, ты молодец! Ты старался сегодня!» а кто отвлекался - тоже получает свою «порцию», но в самом конце. Но авансом для этого ребенка служит то, что хоть он и в конце строя, но должен проследить, что бы все дети дошли до своей группы и никто не потерялся. При знакомстве с новым материалом стараюсь избегать предъявления. Предлагаю детям найти в окружении предмет, о котором будет идти речь или услышать в потоке слов или догадаться о теме занятия с помощью загадки или наводящих вопросов. Все эти приемы помогают поддерживать высокий уровень концентрации внимания и активизации мышления в деятельности. Для успеха в коррекционной работе немаловажным аспектом является мотивация ребенка на деятельность. Считаю, что очень важно ребенку давать аванс на успех, оглашать его достоинства, поддерживать его индивидуальность, высоко оценивать успех.

На каждом занятии обязательно включаются упражнения на развитие дыхания, т.к. умение произвольно контролировать дыхание, управлять своим организмом помогает развивать контроль и над поведением. Для этого в своей практике я использую инновационную технологию биологической обратной связи «БОС-Здоровье». Электронное пособие дает возможность наглядно подстраивать ребенку свое дыхание под определенный ритм. Благодаря этой методике у детей формируется диафрагмально-релаксационное дыхание, которое позволяет в дальнейшем сформировать речевое дыхание. Использование этого метода положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, рекомендовано авторами для применения в обучении детей с гиперактивностью и дефицитом внимания.

Неизменным является то, что для успешного обучения в школе наибольшее значение имеет сформированность наглядно-образного мышления. На своих занятиях я большое внимание уделяю формированию образов-представлений. Применяя прием «подружились»- «поссорились», активизирую называние частей предмета. Он проводится с опорой на разрезные картинки. С самого начала начинается работа по формированию обобщающих понятий. Игры «Четвертый лишний», «Дружат - не дружат» проводятся на занятиях, добавляются в рекомендации родителям. Формирование операций сравнения и обобщения, активизация словаря существительных, глаголов, прилагательных проходит при сравнении двух объектов. Для формирования мыслительных процессов широко применяются игры и упражнения:

    «Так бывает или нет?»

    Задания на установление причинно-следственных связей

    Задание на исключении лишнего «Назови предмет, который не….»

    Задания на пространственно-временные отношения

    Игры с загадками

На протяжении всего времени работы с детьми я пытаюсь находить средства, которые помогли бы повысить эффективность логопедической работы. Результативность коррекционной работы напрямую зависит от личностного включения ребенка в педагогический процесс и осознанности выполняемых им действий. На помощь приходят инновационные компьютерные технологии. Я начала осваивать этот интересный мир, создавая с помощью программы Power Point яркие пособия, увлекательные дидактические игры. Большим подспорьем в последний год стало появление в моем кабинете интерактивной доски QOMO HITE VISION . С ее помощью появилась возможность еще более разнообразить и сделать более эффективным коррекционный процесс. Использование в деятельности интерактивное обучение позволяет стимулировать познавательную активность детей, повышает интерес к логопедическим занятиям, участвовать в освоении новых знаний, что эффективно сказывается на результатах деятельности. В настоящее время я разрабатываю обучающие презентации к каждому занятию, игровые задания по теме занятия. Очень удобно проецировать на экран нужные картинки, фотографии, иллюстрации. Иногда используем с детьми для пальчиковых игр проектор доски как теневой экран. Для занятий по обучению грамоте подготавливаю слайды для ознакомления с буквой, чтения слогов и слов. Дети самостоятельно могут работать на доске, как с помощью интерактивного маркера, так и с помощью пальчика. Они знакомы с панелью инструментов на доске и самостоятельно могут выбирать нужные им позиции. Детям предлагаются следующие задания:

    Обозначение звука символом

    Составление схемы слога, слова, предложения

    Написание буквы

    Выделение предмета в зависимости от условия задания

    Штриховка, обведение предмета

    Рисование буквы по точкам

    Конструирование буквы

    Выделение нужного элемента в сопровождении с речью

Занятия проводятся с учетом требований СанПиН и инструкции по работе с компьютером:

    не более одного раза в день и не более трех раз в неделю

    непрерывная продолжительность работы составляет не более 10 минут для детей 5 лет, и не более 15 минут для детей 6-7 лет

    для релаксации глазной мышцы в конце занятия провожу гимнастику для глаз

Всегда хотела иметь многофункциональное пособие, которое помогало бы закреплять различные навыки. Мною было изготовлено пособие «Звуковые истории», которое помогает детям закреплять изолированный звук, развивать фонематический слух, формировать речевой выдох, закреплять в речи употребление предлогов и …глаголов, закреплять навык образования относительных и притяжательных прилагательных, практическое употребление существительных в В.П. и Р.П и т.п. Для профилактики появления у детей ошибок на письме я разработала пособие « Познакомимся, буква!», с помощью которого в домашних условиях дети могли закреплять полученные на занятиях навыки звукового анализа, письма, чтения слов и слогов. Широко использую ИКТ в своей профессиональной подготовке. Интернет-ресурс позволяет более точно подбирать иллюстративный материал, использовать в коррекционном процессе готовые игры и упражнения, расширять и обновлять свой багаж знания, делится профессиональным опытом между коллегами посредством интернет-сайтов. Большое количество важной информации я нахожу на таких сайтах как «Логопед.ру», «Болтушка», «Веселые уроки», «Логомаг», «Логопортал» и др. Как стратегия повышения своего профессионального мастерства, я планирую начать посещение вебинаров, размещении своих методических разработок на профессиональных сайтах, создание персонального сайта. Использование ИКТ помогает в подготовке и проведении открытых занятий, досуговых мероприятий. Компьютерные технологии позволяют сделать эти мероприятия более насыщенными, красочными и занимательными. Проведение семинаров внутри учреждения, мастер-классов, консультаций для родителей и воспитателей позволяет сопроводить речевой материал хорошей наглядностью и более точно и подробно разобраться в информации.

Контингент детей с речевой патологией составляют в массе своей дети с остаточным поражением ЦНС, что и является причиной стойкого речевого дефекта в сочетании с отклонениями в психологической деятельности. Как основная задача коррекционного процесса - максимальное коррекционное воздействие на речевую и психическую сферу ребенка. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях комплексного подхода к её преодолению. В системе комплексного подхода происходит интеграция между специалистами ДОУ. Стойкость результатов достигается лишь при наличии единого коррекционно-образовательного пространства в ДОУ с сетью интегративных связей.

Интеграция специалистов ДОУ в коррекционном процессе

-Развитие музыкального и речевого слуха

Формирование правильного фразового дыхания

Развитие умения воспроизводить несложный ритмический рисунок

-Развитие координации движений

Формирование оптико-пространственных представлений
-Развитие артикуляционной моторики

Укрепление общего физического здоровья дошкольников

Проведение ЛФК

Развитием мелкой и общей моторики

Формирование правильного дыхания

Проведение коррекционной гимнастики по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат,

координации движений

Формирование кинетической кинестетической основы движений, нормализации мышечного тонуса.
- Учет лексической темы при проведении занятий в течение всей недели

Систематический контроль за произношением правильно поставленных звуков у детей

Создание среды психологической поддержки для детей с речевыми нарушениями

Развитие ВПФ

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

Снятие тревожности у детей

Активизация отработанной лексики

Обеспечение психологической готовности к школьному обучению

Повышение психологической культуры родителей и педагогов

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей
-Медицинский контроль и профилактика заболеваемости

Формирование представлений о здоровом образе жизни

Проведение лечебно-профилактических мероприятий: массаж, вакцинация, физиопроцедуры

В начале учебного года специалисты нашего ДОУ составляют план совместных мероприятий (см. приложение).

Необходимым звеном своей работы я считаю консультативную помощь педагогам ДОУ. В межаттестационный период мною были проведены семинары для воспитателей по темам: « Пространственное ориентирование» «Рекомендации по коррекции речевого развития младшего и среднего возраста», «Работа воспитателя по нормализации речевого дыхания» и подготовлены методические пособия по этим темам. Логопедическая работа может оказаться малопродуктивной без их помощи, так как они имеют возможность прослеживать речь ребенка, помогать ему в закреплении навыков полученных на занятиях. Для воспитателей формируется специальный лист, в котором указаны разделы индивидуальной помощи детям, которые занимаются с логопедом. Это звукопроизношение, лексико-грамматические игры и упражнения, формирование графо-моторных навыков. Опираясь на данную таблицу, воспитатель может выстраивать свою деятельность с учетом речевых проблем каждого ребенка. Зная, что у ребенка звук находится на этапе автоматизации, воспитатель выбирает для ребенка задания, которые максимально будут наполнены этим звуком. Воспитатель помогает в закреплении навыка полученного у логопеда на занятиях. Речевые игры на словообразование, словоизменение, дидактические игры, различные лото используются в совместно-организованной деятельности во вторую половину дня.

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком является установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. Первое знакомство с родителями происходит при подготовке документации к ПМПК. В начале учебного года провожу первое организационное собрание со всеми родителями, подготавливаю их к серьезной и кропотливой работе, объясняю, что самый большой авторитет для ребенка-это его семья, его родные. Настраиваю родителей на то, что их помощь просто необходима. Стараюсь находить правильные подходы к семье. Последнее время ввела практику вручать благодарности тем мамам, которые очень ответственно относятся к нашей совместной работе. В последние годы число заинтересованных в речевом успехе родителей возросло. Некоторые мамы хорошо информированы в вопросах нарушений речи и это очень приятно. На первом собрании разъясняю порядок и задачи, которые будут решаться в процессе обучения. Далее я провожу индивидуальные беседы с родителями, где подробно выясняю речевое развитие ребенка, его психологические особенности, определяем возможную причину речевого расстройства.

В течении года провожу групповые и индивидуальные консультации для родителей. Наиболее важными являются темы:

- “Правила выполнения артикуляционной гимнастики”;

-«Самомассаж и упражнения на дыхание»

- “Развиваем пальчики- готовим руку к письму” ;

- “Как правильно выполнять рекомендации на дом ” ;

- “Развитие внимания и мышления” ;

- “Речевые игры дома”;

- “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;

- “Как научить ребёнка читать” ;

- “Как учить звукобуквенному анализу” .

В целях профилактики речевых нарушений выступаю на родительских собраниях младших групп, где обговариваю возрастные нормы развития речи, возможные способы развития речи в младшем возрасте. Возле логопедического кабинета размещен информационный стенд для родителей, где они могут отследить динамику своего ребенка, почерпнуть много важной и полезной информации. Практикую совместные с детьми тренинги для родителей, которые проходят в игровой форме. Участвуя в совместном коррекционном процессе, родители постепенно становятся более активными, ответственно относятся к заданиям логопеда.

Немаловажен в моей профессии педагога и обмен личным опытом, участие в общественной жизни. В 2009 году я принимала участие в II Международной встрече Колорадо-Сибирь по проблемам подготовки учителей, посвященной актуальной теме преемственности между начальным и дошкольным звеном образования. В 2010 году посетила авторский семинар Нищевой Н.В., посвященный дифференциальной диагностике речевых нарушений и организации работы в логопедической группе. В 2011 году принимала участие в районном профессиональном конкурсе «Педагог года», на котором заняла 2 место. Регулярно посещаю городские семинары и методические объединения актуальной тематики. Для учащихся педагогического колледжа имени Макаренко, проходящих педагогическую практику в нашем ДОУ, провожу открытые занятия и консультации на тему: «Формы организации и проведения коррекционного процесса в ДОУ».

Результатами своей профессиональной деятельности считаю:

    достаточно высокий уровень готовности к школе выпускников;

    сформированность фонетической стороны речи;

    сформированность лексико-грамматических категорий;

    сформированность процессов звуко-буквенного анализа и синтеза;

    стабильно высокие показатели выпуска детей с нормой речевого развития по окончанию коррекционного обучения.

С большим волнением смотрю в будущее своей профессии. Неуклонный рост детей с проблемами в речевом развитии обязывает искать наиболее эффективные методы и способы коррекционного воздействия. Моя стратегия на ближайшие годы - наиболее глубокое изучение и внедрение в педагогический процесс элементов нейропсихологической коррекции.

Главное в профессии педагога- это любовь к детям. « Мы с тобой наравне»- мое первое внушение детям при знакомстве. Я уважаю их и учу уважать друг друга, что бы они знали и ценили все доброе и светлое, что будет в их дальнейшей жизни.

Самоанализ деятельности

учителя-логопеда за учебный год

«Родной язык является

средством общения, выражения

и формирования мыслей и,

таким образом, служит

активным могучим средством

всестороннего развития

личности ребёнка»

А.И.Сорокина

Полноценное гармоничное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако, в настоящее время наблюдается рост числа детей с речевыми нарушениями и усложнением структуры речевого дефекта. Органические нарушения, обусловленные поражением центральной нервной системы, или аномальным анатомическим строением органов артикуляции, стали преобладать над функциональными, когда при нормальном строении и сохранной иннервации нарушена только деятельность речевого аппарата. Это серьёзно осложняет коррекционный процесс в условиях детского сада и удлиняет сроки коррекции, снижая показатели динамики. В связи с этим чрезвычайно актуальна высокая профессиональная компетентность учителя-логопеда.

Основное направление в моей логопедической работе – коррекция речи старших дошкольников и подготовка их к обучению в школе.

В основе работы лежат программы Г.В. Чиркиной и Т.Б.Филичевой: «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» и «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи».

На базе этих программ мною систематизирован и обобщён научно-теоретический и личный практический опыт и составлено учебно-методическое пособие для логопедов – «Коррекция общего недоразвития речи старших дошкольников», которое успешно апробировано и используется в практике.

За время работы в МАДОУ «Детский сад №12 «Счастливый островок» создала прочную учебно-методическую базу. Логопедический пункт оформлен в соответствии с нормативными и санитарно-гигиеническими требованиями, отмечен председателем городской ПМП комиссии, как один из лучших в городе; оснащён современной методической литературой, разработаны и систематизированы по разделам серии дидактических игр для работы над всеми компонентами речи: фонетикой, лексикой, грамматикой и связной речью. В соответствии с задачами моего учебно-методического пособия, выделены два больших блока:

1 блок – фонетико-фонематические игры;

2 блок – лексико-грамматические игры.

Это создаёт удобство в подборе и вариативности использования дидактических игр при реализации разных разделов программы. Их многообразие помогает поддерживать мотивацию к учению, осуществляя многократное повторение на разном дидактическом материале.

При выработке тех или иных речевых навыков придерживаюсь последовательности в реализации основных этапов коррекционно-развивающих технологических процессов:

создание чувственной основы ассоциативные связи → усвоение понятий → приобретение знаний → умений → навыков.

Для оптимизации учебного процесса использую в практике современные и инновационные коррекционно-образовательные технологии:

    прогнозирование сроков коррекции;

    целенаправленное создание условий;

    опытно-экспериментальные технологии;

    технологические приёмы наглядного моделирования при коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников;

    использую модели артикуляции гласных и согласных звуков, жестовые символы при коррекции звукопроизношения любого генеза;

    применяю приёмы зондового логопедического массажа органов артикуляции для коррекции грубых органических расстройств (все формы дизартрии, алалия, ринолалия), а так же для постановки звуков при функциональных речевых расстройствах;

    приёмы комплексной дыхательной гимнастики, в том числе использую нетрадиционные приёмы парадоксальной гимнастики по

А.Н. Стрельниковой, адаптированные для детей дошкольного возраста;

    приёмы музыкотерапии использую для релаксации при работе с детьми-дизартриками;

    приёмы сказкотерапии – на зтапе автоматизации звуков и для развития связной речи;

    технологические приёмы использования на занятиях клавишных музыкальных инструментов – для пропевания звукоряда и попевок с изучаемым звуком и упражнений по логоритмике;

    нетрадиционные игровые приёмы с использованием массажного шарика Су-Джок – для массажа ладоней и пальцев рук;

    информационно-коммуникационные – компьютерные технологии, предоставляя возможность самому ребёнку работать за компьютером – это развивает моторику пальцев рук, координацию движений, сосредотачивает внимание, воспитывает быстроту реакции, вырабатывает самоконтроль;

Являюсь пользователем персонального компьютера с 2004 года. Использование современных компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность детей, помогает проводить занятия в занимательной игровой форме, ускоряет и облегчает процесс речевой коррекции; в целом, оказывает положительное влияние на результат.

Умение владеть компьютерными технологиями даёт возможность мне самой печатать и распространять среди логопедов и воспитателей научно-методические публикации и памятки для профилактики и коррекции речевых расстройств.

В своей логопедической практике при диагностике и коррекции нарушений речи у детей большое внимание уделяю индивидуальному подходу. Это позволяет глубже исследовать структуру речевого дефекта и степень его выраженности, поставить точный диагноз, определить зону ближайшего развития обучающегося воспитанника и сделать правильный выбор коррекционных методик.

В основе планирования коррекционно-логопедической работы лежат принципы «Педагогики Успеха», составленные мной на базе общедидактических и специальных принципов логопедии, сформированных Р.Е.Левиной, которые рассчитанны на эмоциональный контакт между логопедом и ребёнком и на успех в конечном результате. Это помогает при составлении плана делать правильный выбор технологических приёмов, максимально используя резервные возможности ребёнка.

Одним из основных критериев успеха считаю взаимодействие в работе логопеда, воспитателей и родителей, которое осуществляю через индивидуальные беседы, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, выступления на педсоветах, родительских собраниях (по организационным, информационным и тематическим вопросам).

Провожу открытые занятия, анкетирование, индивидуальную работу по тетрадям для домашних заданий, оформление в группах речевых уголков и папок-передвижек на тему: «Учим детей говорить правильно», беседы за «Круглым столом» в форме вопросов и ответов. Это даёт высокую продуктивность, показателем которой является хорошая динамика в развитии речи детей, высокий процент выпуска детей школу с чистой исправленной речью (свыше 85%) и отсутствие детей без динамики в развитии речи.

Являюсь ведущим специалистом ПМП консилиума МАДОУ «Детский сад №12 «Счастливый островок».

На заседаниях ПМПк отработали вопросы организации взаимодействия между всеми педагогами и специалистами ДОУ на примере модели единого коррекционно-речевого пространства.

С воспитателями провела семинар-практикум на тему: «Организация коррекционно-речевой среды», дала консультацию по оформлению речевых центров во всех возрастных группах, раздала памятки, намечен конкурс «Лучший речевой центр группы»

С целью правильного оформления документации переработала материалы Кемеровского выездного семинара по организации работы ПМПк, адаптировала их под свой детский сад и составила пакет нормативных документов с конкретными образцами правильного заполнения на примере одного ребёнка.

Свой опыт в данном направлении распространила и в другие детские сады.

Все документы согласованы с председателем ПМПК и утверждены

начальником УО Мариинского района.

В начале учебного года мы заключаем договор с родителями (законными представителями) на детей с отклонением в развитии и договор с городской ПМП комиссией. После диагностики все специалисты на каждого ребёнка пишут представление, составляют программу индивидуального сопровождения и согласовывают комплексную программу образовательного маршрута. В течение учебного года проводим 3 плановых заседания ПМПк ежеквартально, где уточняем вопросы диагностики, проводим мониторинг, выявляем резервные возможности ребёнка, обсуждаем и согласовываем выбор путей индивидуального маршрута коррекционного сопровождения. В конце учебного года делаем анализ динамики развития и движения обучающихся воспитанников, заполняем документ «Заключение ПМПк» и даём рекомендации.

Эффективность работы консилиума заключается в следующем:

    ПМПк позволяет наладить взаимосвязь в работе всех специалистов и педагогов ДОУ, повышает их ответственность и отчётность;

    делает диагностико-коррекционный процесс прозрачным и результативным;

    консилиум активизирует и повышает ответственность родителей (законных представителей), заключая с ними договор;

    договор с ПМП комиссией даёт возможность своевременно направлять ребёнка в лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения;

    повышается ответственность и воспитателя: он координирует, продолжает и закрепляет работу всех специалистов во взаимосвязи с родителями, осуществляя индивидуальный подход к проблемному ребёнку во всех видах деятельности. В целом, согласованная диагностико-коррекционная работа консилиума позволяет улучшить качество и ускорить сроки коррекции.

С 1998 года по настоящее время являюсь руководителем МО логопедов Мариинского муниципального района. Организовываю и контролирую деятельность логопедов города и района. Активизирую обобщение опыта логопедов по диагностике и коррекции речевых расстройств. Обсуждение вопросов дифференциальной диагностики и специальных методов коррекции провожу в форме докладов, содокладов, семинаров-практикумов, дискуссий, диспутов, тренингов, беседы за «Круглым столом», через просмотр и анализ открытых занятий и разбор трудных случаев. Знакомлю с новинками в области логопедии посредством изучения материалов новых пособий и статей периодической литературы: журналов «Логопед», «Логопед в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Развитие и коррекция» и др.

Это побуждает логопедов привнести что-то новое в профессиональную деятельность и помогает проявить собственное творчество

Свой опыт работы распространяю и передаю молодым начинающим логопедам, являясь для них наставником. Оказываю им методическую помощь в форме индивидуальных консультаций, помогаю в оформлении логопунктов согласно нормативным требованиям, в ведении документации, в изготовлении дидактических игр в соответствии с внедрением новых технологий, готовиться к открытым занятиям и выступлениям на МО с докладами, даю рекомендации при подготовке к лицензированию ДОУ и аттестации. Так же провожу обмен опытом в сети Интернет

При просмотре и анализе открытых занятий оказываю методическую помощь на рабочем месте, что является эффективным средством в исправлении собственных недочётов и пробелов в логопедической практике учителей- логопедов.

Это помогает логопедам повышать их педагогическое мастерство.

Отслеживание результатов динамики развития речи детей провожу

2 раза в год: в декабре – промежуточный мониторинг, в мае – итоговый,

по результатам годовых отчётов логопедов составляю сводную «Аналитическую таблицу динамики развития речи детей за учебный год».

Считаю, что МО – это эффективная форма повышения квалификации логопедов, действенное средство обмена опытом, разрешения профессиональных проблем, методической помощи на рабочем месте.

Коррекционно-логопедическая работа с ребёнком строится с учётом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются прежде всего в результате комплексного обследования, проводимого в первой половине сентября. Результаты его заносятся в речевую карту установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определённый прогноз, разделить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.

Учёт образовательных потребностей детей реализую в рамках следующих направлений:

    работа по развитию понимания речи;

    создание мотивации для развития речевых коммуникаций;

    формирование пространственных представлений и сенсо-моторных навыков;

    развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

    уточнение и расширение словарного запаса;

    усвоение грамматических категорий;

    развитие психологической базы речи;

    воспитание осознанной и активной мотивации к учению;

    подготовка к обучению в школе.

Вся работа идёт с опорой на сохранные анализаторы, с учётом компенсаторных возможностей ребёнка, его творческих способностей и синзитивных периодов развития.

Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю как на специально организованных курсах повышения квалификации, так и путём участия в семинарах различного уровня, вебинарах и методобъединениях.

Список использованной литературы

1.Программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. Коррекция нарушений речи. М., 2010.

2. Авторская рабочая программа учителя-логопеда 2016, составленная в соответствии с ФГОС и основными нормативными документами, имеющая экспертное заключение на региональном уровне: рекомендовать «Рабочую программу учителя-логопеда» к использованию в образовательной практике.

Уровень квалификации 2012 год. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия образования», полученная специальность «Логопедия», присуждена квалификация учитель-логопед. Педагогический стаж – 22 года В данном учреждении -13 лет Стаж учителя-логопеда – 6 лет


Курсы повышения квалификации 2011 г. Восточно-Сибирская государственная академия образования, «Современные подходы к организации и содержанию медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями», 16 часов; 2013 г. Автономная некоммерческая организация «Центр развития молодёжи», г. Екатеринбург, «Стандарты второго поколения: завтра начинается сегодня», 36 часов; 2013 г. Иркутский институт повышения квалификации работников образования, «Педагогическая профилактика социально-негативных явлений субъектов образовательного процесса», 18 часов;


Курсы повышения квалификации 2013 г. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бурятский республиканский педагогический колледж», «Развитие информационно-образовательного пространства школы в условиях ФГОС», 72 часа; 2013 г. Восточно-Сибирская государственная академия образования, «Трудности развития у детей: диагностика и коррекция», 08 часов; 2013 г. Иркутский институт повышения квалификации работников образования, «Нарушения речи младших школьников и их коррекция в условиях общеобразовательной школы», 108 часов.


Уровень профессионализма В своей деятельности опираюсь на Конституцию Российской Федерации. Закон РФ «Об образовании». Инструктивное письмо Министерства образования РФ от «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Конвенцию о правах ребенка. Санитарные правила и нормы. Правила техники безопасности и противопожарной защиты.


Владею современными образовательными технологиями и методиками: методики обследования речи детей О.Е. Грибовой, М.А. Поваляевой, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности, владею приемами составления и планирования индивидуальных и групповых занятий на основании результатов диагностики речевого развития;


Методики Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой, Р.Н. Лалаевой, Е.В. Мазановой позволяют эффективно спланировать и организовать стратегию направленной коррекционной работы; применяю бланковые методики Е.В. Кузьминой на занятиях, что позволяет разнообразить виды и формы работы участников образовательного процесса; здоровьесберегающую технологию Е.Н. Дзятковской для развития общей и мелкой моторики.






Актуальность К моменту поступления в школу у детей сохраняются трудности и дефекты не только в активной речи, но и в понимании её, что становится предпосылкой недопонимания речи учителя, как правило, насыщенной специальной терминологией. Замедленный темп работы на всех уроках, и ощутимее всего при обучении грамоте аналитико- синтетическим методом, быстрое истощение и ослабление внимания дополняют характеристику речи. Несформированности способной сохранять в устной речи слово- звуковой состав слова и его ритмический контур, и, как правило, дети часто сознательно избегают употребление в спонтанной речи наиболее труднопроизносимые слова, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом.


Цель: Формирование правильного словового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием. Задачи: Изучить литературу по данной проблеме. Изучить начальный уровень развития коммуникативных УУД детей с ОНР и ФФНР. Разработать цикл занятий по формированию словоритмической структуры слова. Провести разработанный цикл занятий Повторное обследование уровня развития коммуникативных УУД у детей с ОНР и ФФНР.


Этапы работы Теоретический этап: подбор материала, памяток, справочной литературы Практическое решение проблемы: изучить начальный уровень коммуникативных УУД у детей с ОНР и ФФНР разработка цикла занятий апробация приёмов работы (на данном этапе имеется публикация статьи на тему «Коррекция нарушений слововой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Оценочный этап: повторное обследование уровня развития коммуникативных УУД у детей с ОНР и ФФНР


Показатели результатов логопедической работы с учащимися младших классов МБОУ "СОШ 4" с нарушениями речи за пять лет Год ПринятоВыпущено с нормой Выпущено с улучшениями Положи тельная динамика Оставлено Выбыло ч.-100%13 ч.-30,9%15 ч.-35,7%66,6 %14 – 33,4% ч.-100%14 ч.-34,1%15 ч.-36,5%70,6 %12 – 29,4% ч.-100%16 ч.-39,1%15 ч.-36,5%75,6 %10 – 24,4% ч.-100%20 ч.-51,2%11 ч.-28,2%79,4 %7 – 20,6%1 – 2,5% ч.-100%22 ч.-30,9%12 ч.-28,5%80,8 %8 – 19,2%-



Таким образом, данные, отраженные в таблице позволяют увидеть, что в период с уч г. по уч.г. отмечается стабильный рост количества учащихся, закончивших курс логопедических занятий и выпущенных с нормой и улучшениями. Для осуществления единого подхода коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста взаимодействую с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, родителями учащихся, логопедами образовательных учреждений, веду необходимую документацию, т.е. применяю целый комплекс мероприятий для эффективной коррекции речевых нарушений у младших школьников.


Личный вклад в повышение качества образования 2011 год, участие в работе VIII муниципальной педагогической конференции «Здоровье и образование», доклад «Развитие эмоционально- личностной сферы младших школьников с использованием методов арт- терапии», сертификат год, публикация, Общероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок», конспект урока математики. Пропедевтический период (в коррекционной школе V вида), 1 класс, диплом, год, публикация, V межрегиональная юбилейная конференция «Трудности развития у детей: диагностика и коррекция» 6 декабря 2013 года, статья на тему «Коррекция нарушений слововой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» в сборнике «Диагностические и коррекционные аспекты сопровождения социализации детей и подростков с нарушениями развития», Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Восточно- Сибирская государственная академия образования», г.Иркутск.


2014 год, выступление на Муниципальном методическом объединении учителей-логопедов г. Ангарска, тема «Моторная и оптическая формы дисграфии», на базе областного государственного общеобразовательного учреждения «Школа - интернат 7» год, выступление на Муниципальном методическом объединении учителей-логопедов г. Ангарска, тема «Дислексия у младших школьников или как тяжело плохо читать», на базе областного государственного общеобразовательного учреждения «Школа - интернат 7» год, выступление на Муниципальном методическом объединении учителей-логопедов г. Ангарска, тема «Организация коррекционной работы в условиях внедрения ФГОС в области КРО в СОШ», на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ 19».