Презентация на тему "осип мандельштам". Презентация жизни и творчества Осипа Мандельштама проект по литературе (11 класс) на тему Что последнего камня нет

Мандельштам

Слайдов: 25 Слов: 994 Звуков: 0 Эффектов: 0

ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ 3(15) января 1891 – 27 декабря 1938. Виктор Шкловский. Портрет О.Мандельштама работы Б.Будницкого. Осип Мандельштам, 1895 год. Угол Каменноостровского и Кронверкского проспектов, 1930-е годы. С 1914 года в доме № 24 жил Осип Мандельштам. Осип Мандельштам, 1908 г. 1913 г. Я вернулся в мой город, знакомый до слёз, До прожилок, до детских припухших желёз. Декабрь 1930 г. Надежда Мандельштам. О.Мандельштам и А.Ахматова, 1933 г. 1922 г. Tristia Я изучил науку расставанья В простоволосых жалобах ночных. Из книги «Четвёртая проза»: «Все произведения мировой литературы я делю на разрешённые и написанные без разрешения. - Мандельштам.ppt

О.Э.Мандельштам

Слайдов: 24 Слов: 1514 Звуков: 0 Эффектов: 0

Мгновение соперничает лишь с вечностью, но больше всех часов и времен. Б.Л.Пастернак. Осип Эмильевич Мандельштам. (1891-1938). Я так же беден, как природа, И так же прост, как небеса. О.Э.Мандельштам. Осип Эмильевич Мандельштам Урок 1. «Родные тени культуры». Поэзия Осипа Мандельштама в 11 классе. Статья «Утро акмеизма». Поэтика сборника «Камень». Биография поэта. Школьные годы провёл в знаменитом Тенишевском училище (гуманитарной гимназии). Влечение к осязаемому, материальному миру привело Мандельштама к акмеизму. Строить - значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство. - О.Э.Мандельштам.ppt

Поэт Мандельштам

Слайдов: 11 Слов: 528 Звуков: 0 Эффектов: 0

Осип Эмильевич Мандельштам. 3 января 1891, Варшава - 27 декабря 1938. Я около Кольцова Как сокол закольцован… Осип Мандельштам родился 3 января 1891 года в Варшаве. Мать, Флора Осиповна Вербловская, была музыкантом. В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Осип получил образование в Тенишевском училище. С детства находился под впечатлением архитектурно-исторического облика Петербурга. Мандельштам учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. В конце 1912 года вошёл в группу. Акмеи?зм- литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. - Поэт Мандельштам.ppt

Осип Мандельштам

Слайдов: 9 Слов: 439 Звуков: 0 Эффектов: 0

Мандельштам Осип Эмильевич. Осип Мандельштам родился 15 января (3 января по старому стилю) 1891 года в Варшаве. Мать, Флора Осиповна Вербловская, была музыкантом. В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. В 1908-1910 годы Мандельштам учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. В конце 1912 года вошёл в группу акмеистов. С мая 1925 по октябрь 1930 годов наступает стиховая пауза в творчестве. Мандельштам выбирает Воронеж (1934-1937). Мандельштам после ареста. В мае 1937 года поэт получил разрешение выехать из Воронежа. Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). - Осип Мандельштам.ppt

Фото Мандельштама

Слайдов: 20 Слов: 409 Звуков: 0 Эффектов: 0

Осип Эмильевич Мандельштам. Осип Мандельштам. С миром державным я был лишь ребячески связан. Восприятие поэта художниками. Портрет О.Мандельштама. Век мой, зверь мой. Мы с тобой на кухне посидим. Анна Ахматова. Фотографии при аресте. Документы из архива. Колют ресницы, в груди прикипела слеза. Надежда Яковлевна Мандельштам. Надежда Яковлевна. Поэты не умирают. Леонид Киселев. Памятник в Воронеже. - Фото Мандельштама.pptx

Биография Мандельштама

Слайдов: 10 Слов: 1231 Звуков: 0 Эффектов: 25

Мандельштам Осип Эмильевич. Детство и учеба Осипа Мандельштама. Символизм Мандельштама. Акмеизм Мандельштама. Отношение Мандельштама к Первой мировой войне и к революции. Слова соединяются в фразы только звуками и семантической эмоцией. Вызов власти. Ссылка и гибель Мандельштама. Центральное произведение воронежских лет. Спасибо за внимание. - Биография Мандельштама.ppt

Биография Осипа Мандельштама

Слайдов: 16 Слов: 1565 Звуков: 0 Эффектов: 0

Осип Эмильевич Мандельштам. Биография поэта. Мать - Флора Осиповна Вербловская. 1916 – выход второго издания «Камня», значительно расширенного. 1922 – выходит вторая книга стихов «Tristia». 1930 – поездка в Армению, цикл стихов об Армении. Последняя фотография Осипа Мандельштама из личного дела. Этапы творческой деятельности. «Смутно дышащими листьями…». Поэт ищет выхода в религии. Тема войны и революции. «Зверинец». Вызов власти. «Мы живем, под собою не чуя страны…». Основные произведения. Адреса в Санкт-Петербурге – Петрограде – Ленинграде. - Биография Осипа Мандельштама.ppt

Жизнь и творчество Мандельштама

Слайдов: 14 Слов: 1207 Звуков: 1 Эффектов: 89

Иосиф Эмильевич Мандельштам. Из жизни. Начало творчества. Творчество. Стихи Мандельштама. Камень (1913). Сборник «Tristia». Любовная лирика. С мая 1925 по октябрь 1930 годов наступает стиховая пауза в творчестве. Ленинград. «Мы живём, под собою не чуя страны…». Поэзия Мандельштама – память русской культуры. В мае 1937 года поэт получил разрешение выехать из Воронежа. Память. - Жизнь и творчество Мандельштама.ppt

Творчество Мандельштама

Слайдов: 11 Слов: 274 Звуков: 0 Эффектов: 46

О. Э. Мандельштам. Время. Личность. Творчество. Пора вам знать: я тоже современник… О. Мандельштам. Время … «Мне на плечи кидается век-волкодав...» Быть может, я тебе не нужен. Серебряный век. Личность… В. Шкловский «русскоязычный» еврей…(«не стать, а быть русским» О. Мандельштам) Духовный странник… Поклонник античности, русской культуры. Творчество … Мандельштам О. Особенности поэзии: Темы творчества… Трагический конфликт поэта и эпохи. Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей… Попробуйте меня от века оторвать! Ручаюсь вам, себе свернёте шею! Назначение поэта и поэзии. - Мандельштам творчество.ppt

Мандельштам стихи

Слайдов: 15 Слов: 340 Звуков: 1 Эффектов: 51

Урок литературы в 11 классе «Особенности раннего творчества О.Э.Мандельштама». «Кружевом камень будь….». Осип Эмильевич Мандельштам 1891-1938. Поэт – весь в своих стихах. Символизм Акмеизм. «Где нет тайности в чувстве, нет искусства. В.Я. Брюсов. Н.С.Гумилёв. Из творчества символистов. В.Я.Брюсов. Из творчества акмеистов. О.Э.Мандельштам. Особенности раннего творчества. Твёрдый взгляд на вещи. Принимает: Конкретное, вещное «Циферблат» «Час» «тусклая планета» (Земля). Не принимает: Абстрактное, непостижимое «луна» «вечность» «золото» (солнце, звёзды). Свойственность считать литературу родственной архитектуре. - Мандельштам стихи.ppt

Поэзия Мандельштама

Слайдов: 13 Слов: 281 Звуков: 0 Эффектов: 0

Поэзия Осипа Мандельштама (1891 - 1938). Н.Струве. Цель: Изучить особенности поэзии О.Мандельштама. Этапы творческого пути. I. Поэт и слово. 1891 – 1921 годы. Сборник «Камень». Стихотворение «Notre Dame» 1912. Поэт и век. 1922 – 1938 годы. Стихотворение «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз...» 1930. Работа в парах по рядам. I ряд: Как воспринимает лирический герой собор? II ряд: Какова композиция стихотворения (место, время в произведении, соотношение строф)? III ряд: Как соотносятся образы III строфы? Что объединяет разнородные элементы в единую гармоническую конструкцию? - Поэзия Мандельштама.ppt

Стихотворения Мандельштама

Слайдов: 31 Слов: 1307 Звуков: 0 Эффектов: 0

День памяти жертв политических репрессий. Осип Эмильевич Мандельштам. Осип Мандельштам. Я рожден в девяносто четвертом. Угол Каменноостровского и Кронверкского проспектов. Вещая моя печаль. Душный сумрак кроет ложе. Широкий ветер Орфея. Я вернулся в мой город. О.Мандельштам и А.Ахматова. Век мой, зверь мой. Автопортрет. Сумерки свободы. Четвёртая проза. Мне на плечи кидается век-волкодав. Светится твой тайный след. Мы живём, под собою не чуя страны. Глазами Сталина раздвинута гора. Улица Мандельштама. Воронеж. Анна Ахматова. Мемориальная доска. Последняя фотография. Выписка из протокола. - Стихотворения Мандельштама.ppt

Петербург Мандельштама

Слайдов: 39 Слов: 3573 Звуков: 0 Эффектов: 158

Петербург Мандельштама и Ахматовой. Анализ стихотворения О.Мандельштама «Адмиралтейство». Город. Ахматова и Мандельштам живут в одно и то же время. Петербург Мандельштама. Петербургская архитектура мещанского быта. Хаос. Адмиралтейство. Образная система стихотворения. Петербургские строфы. Петрополь. Призрачная надежда. Ленинград. Петербург Ахматовой. Ахматова пишет не о городе и его архитектурном облике, а о себе и о любви. Альтман. Была в Неве высокая вода. Стихи о Петербурге. Петербург Ахматовой – столица для «безумных и светлых». В более поздних стихах Ахматовой образ Петербурга меняется. -

Рождение.О. Э. Мандельштам родился в Варшаве в семье коммерсанта.
Детство и юность его прошли в Петербурге и в Павловске,
образование получил в Тенишевском коммерческом училище
- в одном из лучших в России (1907). С 1909 по 1910 года
Мандельштам провел в Европе - Франции, Швейцарии,
Германии, где два семестра проучился в Гейдельбергском
университете, недолго жил в Берлине, побывал в Италии.
Со своими первыми поэтическими опытами он осмеливается
познакомить Вячеслава Иванова, которому отправляет письма
с "символистскими" стихами. "Они хороши, - замечала
впоследствии А. А. Ахматова в своих мемуарах, - но в них
нет того, что мы называем Мандельштамом".

Дебют

Поэтический дебют Мандельштама состоялся в 1910 г. на страницах журнала
"Аполлон". Пять стихотворений неизвестного поэта обращали на себя внимание
новизной мироощущения, изнутри взрывавшего символистский принцип
"соответствий". "На стекла вечности уже легло. Мое дыхание, мое тепло". "Стихи,
подписанные неизвестным именем... переливались, сияли, холодели, как звезды в
небе", - писал о своих впечатлениях Г. В. Иванов. Мандельштам посещает
"среды" Вячеслава Иванова, знакомится с Н. С. Гумилевым и становится членом
"Цеха поэтов " (1911), называвшими себя «акмеистами».
"Тогда он был худощавым мальчиком,
с ландышем в петлице, с высоко
закинутой головой, (с пылающими глазами)
с ресницами в полщеки", - таким его
увидела А. А. Ахматова весной 1911 г.
В этом же году Мандельштам поступил
на историко-филологический факультет
Петербургского университета. Но учится
недобросовестно и курса не оканчивает.

Первая книга.

Первая книга молодого поэта "Камень" (1913;
второе издание - 1916), вышедшая под маркой
издательства "Акмэ", представила читателю
Мандельштама-акмеиста.
"Акмеистично" было уже само название сборника,
указывающее на "вещность" и даже "грубость"
материала искусства, преобразуемого рукой
художника-творца, вносящего в мир продуманную
красоту и гармонию. Поэт, как зодчий, как вольный
каменщик, созидает прочно и на века., наводя на
мысль о человеческом гении.
*Для его поэзии характерны философская
глубина, обостренный интерес к истории. Его
стихи предельно кратки, насыщены историколитературными ассоциациями, музыкально
выразительны, ритмически разнообразны.

Notre Dame

Где римский судия судил чужой народ -
Стоит базилика, и - радостный и первый -
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,-
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам...
1912

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Влюблённый в древнюю Элладу, поэт стремился обнаружить связь русской
культуры с античностью. Отсюда в сборнике «Камень» возникают в
стихотворениях имена: Афродита, Елена, Гомер.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,На головах царей божественная пена,Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Адмиралтейство

В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали, воде и небу брат.
Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота - не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.
Нам четырех стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек.
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?
Сердито лепятся капризные Медузы,
Как плуги брошены, ржавеют якоря И вот разорваны трех измерений узы
И открываются всемирные моря!

Айя-София

Собо́р Свято́й Софи́и - Прему́дрости Бо́жией - бывший патриарший
православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей; всемирно
известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.
Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья.

Айя-София

Айя-София,- здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам - пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен край, купающийся в мире,
И сорок окон - света торжество.
На парусах, под куполом, четыре
Архангела - прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.

Сборник «Камень»

Таким образом, храм Айя-София и Адмиралтейство,
Греция Гомера и императорский Рим, средневековая
католическая Европа, французский театр
классицизма - как в калейдоскопе, сменяются
имена, эпохи, стили, ставшие для Мандельштама не
абстрактным поэтическим материалом, а самой
жизнью, где одно слово проступает сквозь другое,
играя своими культурными символами.
Как заметил В. М. Жирмунский, "Мандельштаму
свойственно чувствовать своеобразие чужих
поэтических индивидуальностей и чужих
художественных культур, и эти культуры он
воспроизводит по-своему, проникновенным
творческим воображением". Акмеистическая "игра"
смыслами и ассоциациями нужна была поэту для
того, чтобы следить "за шумом и прорастанием
времени".

Революция

Чуткий к движению времени, Мандельштам не остался равнодушным к
происшедшим революционным событиям.
Падение монархии представляется поэту исторически справедливым.
Однако октябрьский переворот вызывает негодование.
Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы,
О, солнце, судия, народ!
Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берет.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнет.
B ком сердце есть, тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идет.

Прославим, братья, сумерки свободы…

Мы в легионы боевые
Связали ласточек, - и вот
Не видно солнца, вся стихия
Щебечет, движется, живет.
Сквозь сети - сумерки густые –
Не видно солнца и земля плывет.
Ну, что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,
Скрипучий поворот руля.
Земля плывет. Мужайтесь, мужи,
Как плугом, океан деля.
Мы будем помнить и в летейской стуже,
Что десяти небес нам стоила земля.

Страницы жизни

В 1918 году перебирается из Петрограда в Москву, пытается служить, но служба
оказывается не по душе. Начинаются поездки по стране: Харьков, Киев, Феодосия,
Батум, Тифлис. В Крыму его арестовывает врангельская контрразведка, в Батуме –
местные военные власти. Повидал и Красную власть, и белую – всё зло. Трудный,
неустроенный быт, постоянные поиски литературного заработка - рецензий,
переводов, отсутствие читательской аудитории и тоска по читателю-собеседнику
вызывали чувство потерянности, одиночества, страха. Творчество Мандельштама
на рубеже 1920-х годов исполнено трагических предчувствий.
Осенью 1922 г в Берлине выходит вторая книга стихов «Tristia» (лат. – «Скорбь»).
В 1925 г – проза: «Шум времени», «Феодосия».
Вышедший в 1928 г. сборник "Стихотворения" был последним, увидевшим свет
при жизни автора.
Вынужден заниматься переводами.

Антиода Сталину

В ноябре 1933 года сочиняет эпиграмму на
Сталина и под великим секретом читает ее
менее 14 человек.
Б. Пастернак: «Это самоубийство».
О. Мандельштам: «Я готов к смерти».
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него - то малина
И широкая грудь осетина.

Арест

В поэзии Мандельштама советского периода
появляется чувство незащищенности
человека в мире, жуткое ощущение хаоса, которое вотвот поглотит всё.
Он был арестован в мае 1934 года в своей квартире.
Стихотворение «Квартира тиха, как бумага» передает
атмосферу предчувствий поэта.

Квартира тиха, как бумага


Пустая, без всяких затей, –
И слышно, как булькает влага
По трубам внутри батарей.
Какой-нибудь изобразитель,
Чесатель колхозного льна,
Чернила и крови смеситель,
Достоин такого рожна.
Имущество в полном порядке,
Лягушкой застыл телефон,
Видавшие виды манатки
На улицу просятся вон.
Какой–нибудь честный предатель,
Проваренный в чистках, как соль,
Жены и детей содержатель,
Такую ухлопает моль.
А стены проклятые тонки,
И некуда больше бежать,
А я как дурак на гребёнке
Обязан кому–то играть.
И столько мучительной злости
Таит в себе каждый намёк,
Как будто вколачивал гвозди
Некрасова здесь молоток.
Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни наглей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.
Давай же с тобой, как на плахе,
За семьдесят лет начинать,
Тебе, старику и неряхе,
Пора сапогами стучать.
Пайковые книги читаю,
Пеньковые речи ловлю
И грозное баюшки-баю
Колхозному баю пою.
И вместо ключа Ипокрены
Давнишнего страха струя
Ворвётся в халтурные стены
Московского злого жилья.

Обыск

«Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундуков
рукописям… Следователь при мне нашел «Волка»…»
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.

Ссылка

Это стихотворение следователь показал Осипу Мандельштаму. Тот молча кивнул. Его
увели. Следствие шло 2 недели: не давали пить, спать. Осип Эмильевич бредил,
появились галлюцинации. Приговор: 3 года ссылки в Чердынь на Северном Урале. Туда
он приехал душевнобольным человеком. Выбросился из окна. Сломал ключицу. С 19341937 гг живет в Воронеже. Пишет «Воронежские стихи» (тетради), которые были
опубликованы в 1966 г. - духовная исповедь поэта и его приговор "немеющему
времени".
Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь, Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож...
(апрель, 1935. Цикл «Воронежские стихи»)

«Воронежские тетради»

Я должен жить, хотя я дважды умер,
А город от воды ополоумел:
Как он хорош, как весел, как скуласт,
Как на лемех приятен жирный пласт,
Как степь лежит в апрельском провороте,
А небо, небо – твой Буонаротти...
Апрель 1935
В 1937 г. Мандельштам возвращается из ссылки, но не получает права
жительства в Москве.

«Воронежские тетради»

Ещё в апреле 1935 года им было создано пророческое стихотворение «Это какая улица?»
Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чертова Как ее ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.
Мало в нем было линейного,
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама...

Смерть

В мае 1938 года его арестовали вторично.
Лишен квартиры, купленной за
собственные деньги. В августе приговор:
5 лет лагерей за контрреволюционную
деятельность. Этап на Дальний Восток
лагерь «Вторая речка». Путь продолжался
месяц. Последнее письмо в конце
октября: «Здоровье очень слабое, истощен
до крайности».
Смерть пришла 27 декабря 1938 года в
больнице, по официальному заключению
от паралича сердца (от истощения).

Эпилог

Затем наступили 20 лет забвения, а позже –
постепенное возвращение его поэзии
читателям.
Осип Эмильевич Мандельштам был
официально реабилитирован в 1987 году.
Местонахождение могилы поэта до сих пор
неизвестно.

Осип Мандельштам

(1891-1938)

Зыкин Александр Шишацкая Анастасия Москаленко София


Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам

(1856- 1938), был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии, что давало ему право жить вне черты оседлости, несмотря на еврейское происхождение .

Мать, Флора Осиповна Вербловская, была музыкантом .


год Мандельштама в Воронеже

В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Осип получил образование в Тенишевском училище (с1900 по 1907 годы), одном из наиболее прогрессивных учебных заведений того времени. В 1908- 1910 годы Мандельштам учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. 10 сентября 1911 года он был зачислен на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербурского университета, где обучался с перерывами до 1917 года.

Тенишевское училище

Сорбонна

Петербургский университет

Гейдельбергский университет


год Мандельштама в Воронеже

Осип Мандельштам увлекся французскими поэтами-символистами в Париже. Вернувшись в Петербург, Мандельштам ищет литературных знакомств и в 1909 г. попадает в дом Вячеслава Иванова - известного поэта и теоретика символизма. Литературные собрания на квартире Вячеслава Иванова получили название «башня». В 1911 году слушатели этой «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов».

С Н. Гумилевым, ставшим его ближайшим другом и сподвижником, Мандельштам знакомится еще в Париже. Именно Николай Гумилев «посвятил» его в «сан» поэта.


На «башне» Мандельштам был представлен жене Гумилева молодой поэтессе Анне Андреевне Ахматовой. Всех троих объединит не только глубокая дружба, но и схожесть поэтических устремлений.

А. Ахматова с Осипом Мандельштамом

1933 год

Анна Ахматова

Анна Ахматова


год Мандельштама в Воронеж е

В конце июня 1915-го года в Коктебле Осип Мандельштам знакомится с Мариной и Анастасией Цветаевыми. В январе 1916 г. М. Цветаева приехала в Петроград, где на литературном вечере встречалась с питерскими поэтами и виделась с Мандельштамом. Осип Эмильевич приезжал к Цветаевой в Москву. Овеществлением этих встреч стали стихотворения, написанные М. Цветаевой и О. Мандельштамом.

Осип Мандельштам - Марине Цветаевой

«.. .И пятиглавые московские соборы

С их итальянскую душой

Напоминают мне – явление Авроры,

Но с русским именем и в шубке меховой.»

Марина Цветаева Осипу Мандельштаму «Ты запрокидываешь голову Затем, что ты гордец и враль. Какого спутника веселого Привел мне нынешний февраль!..»


В мае 1919 года в Киеве Осип Мандельштам знакомится с Надеждой Яковлевной Хазовой, будущей женой поэта. Подробно об их жизни рассказывает в своих воспоминаниях сама Надежда Яковлевна, бесконечно тоскуя о том, что им с Осипом не дали дожить их жизнь. Свидетельством влюбленного отношения Осипа Эмильевича к жене могут служить не только письма, но и стихи.

« Я наравне с другими Хочу тебе служить, От ревности сухими Губами ворожить. Не утоляет слово Мне пересохших уст, И без тебя мне снова Дремучий воздух пуст…»

О. Мандельштам



Стихи времени Первой мировой войны и революции составили вторую книгу стихов поэта – « Tristia » («книгу скорбей», заглавие восходит к Овидию), вышедшую в 1922 году. Основные темы этого сборника - античность, связь эпох, любовь. Вся жизнь – одна непрерывная разлука и ее ожидание. Поэт всегда обречен странствовать, бродяжничать, враждовать с властью.

« Все было встарь, все повторится снова,

И сладок нам лишь узнаванья миг...»


В 1925 г. выходит отдельной книгой “Шум времени”. В первых двух третях книги говорится о детских и ученических годах автора. Но это не автобиография, не мемуары. Скорее их можно было бы назвать “культурно-историческими картинами из эпохи разложения самодержавия”. Последняя треть, с остальными не связанная, занята Крымскими впечатлениями времен гражданской войны.

В 1928 г. вышла вторая - и последняя - книга прозы Мандельштама - “Египетская марка”. Жанр этого небольшого произведения не поддается однозначному определению. Элементы исповеди, памфлета, открытого письма в нем, бесспорно, присутствуют, но не определяют целого. В целом же эта проза - диагноз нравственной деградации эпохи, уже начисто лишенной категорий доброты, порядочности и чести. Основный персонаж повести Парнок - как это подчеркивает и сам автор - несомненно автобиографичен. Во всяком случае, это двойник автора .


« Мы живем под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны.

Только слышно кремлёвского горца

Душегуба и мужикоборца…»

Осенью 1933 г. Мандельштам написал стихотворную эпиграмму против Сталина «Мы живем, под собою не чуя страны...», за которую в мае 1934 г. был арестован. Его выслали в Чердынь на Северном Урале, где он пробыл две недели, заболел и попал в больницу. Арест очень тяжело сказался на Мандельштаме, временами у него наступало помрачение сознания. Затем его перевели в Воронеж.


В Воронеже он отбывает ссылку до мая 1937, живет почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей. Мандельштам ждал расстрела - неожиданная мягкость приговора вызвала в нем душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым приятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть («Стансы» 1935 и 1937, так называемая «ода» Сталину 1937 и др.). Мандельштам то надеялся, что «ода» спасет его, то говорил, что «это была болезнь», и хотел ее уничтожить. Центральное произведение воронежских лет - «Стихи о неизвестном солдате», самое темное из сочинений Мандельштама, с апокалиптической картиной революционной войны за выживание человечества и его мирового разума.

«Пусти меня, отдай меня, Воронеж:

Уронишь ты меня иль проворонишь,

Ты выронишь меня или вернешь, -

Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож…»

Апрель 1935


В мае 1937 года поэт получил разрешение выехать из Воронежа. После ссылки Мандельштамам жить в Москве и Ленинграде было запрещено. Они скитались вблизи Москвы, жили одно время в г. Калинине. 2 мая 1938 года последовал второй арест.

Выписка из протокола Особого совещания при НКВД СССР.

Последняя фотография О. Мандельштама из личного дела в Бутырской тюрьме.

Август 1938 г.


В 1938 году его отправили по этапу в лагерь на Дальний Восток. Мандельштам скончался 27 декабря 1938 го да от тифа в пересыльном лагере Владперпункт

(Владивосток).

Реабилитирован посмертно:

  • по делу 1938 года – в 1956 г.,
  • по делу 1934 года - в 1987 г.

Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.


Детство и учеба Осипа Мандельштама Родился 3 (15) января 1891 в петербургской еврейской купеческой семье. Учился в Тенишевском училище, увлекался эсеровским движением (воспоминания «Шум времени»,1925). В слушал лекции в Париже, в в Гейдельберге, в изучал в Петербургском университете романскую филологию (курса не закончил).


Символизм Мандельштама Первые стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906, систематическая работа над поэзией началась с 1908, первая публикация Мандельштам примыкает к символизму (посещает В. И. Иванова, посылает ему свои стихи). Его программа сочетать «суровость Тютчева с ребячеством Верлена», высокость с детской непосредственностью. Сквозная тема стихов хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы («Неужели я настоящий / И действительно смерть придет?..»); интонация удивленной простоты; форма короткие стихотворения с очень конкретными образами (пейзажи, стихотворные натюрморты). Поэт ищет выхода в религии (особенно напряженно в 1910), посещает заседания Религиозно-философского общества, но в стихах его религиозные мотивы целомудренно- сдержанны («Неумолимые слова...» о Христе, который не назван). В 1911 принимает крещение по методистскому обряду. Из стихов этих лет Мандельштам включил в свои книги менее трети.


Акмеизм Мандельштама В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, в 1913 его стихи Notre Dame, «Айя- София» печатаются в программной подборке акмеистов. Программа акмеизма для него конкретность, «посюсторонность», «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия», преодоление хрупкости человека и косности мироздания через творчество («из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам»): поэт уподобляется зодчему, первая книга Мандельштама называется «Камень» (1913, 2-е изд. 1916). Так же «зодчески» должно строиться и общество (стихи о всеединящем Риме, статьи «Петр Чаадаев», «Скрябин и христианство»). Стихи его приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими мотивами («Петербургские строфы», «Бах», «Я не увижу знаменитой «Федры»); в сочетании с бытовыми и книжными темами это порой дает остраненно- причудливые рисунки («Кинематограф», «Домби и сын»). К нему приходит известность в литературных кружках, он свой человек в петербургской богеме, задорный, ребячливый и самозабвенно-торжественный над стихами. А. А. Ахматовой


Отношение Мандельштама к Первой мировой войне и к революции Первую мировую войну Мандельштам сначала приветствует, потом развенчивает («Зверинец»); отношение к октябрю 1917 как к катастрофе («Кассандре», «Когда октябрьский нам готовил временщик...») сменяется надеждой на то, что новое «жестоковыйное» государство может быть гуманизовано хранителями старой культуры, которые вдохнут в его нищету домашнее, «эллинское» (а не римское!) тепло человеческого слова. Об этом его лирические статьи «Слово и культура», «О природе слова», «Гуманизм и современность», «Пшеница человеческая» и др. (). В (и позднее, в) он уезжает из голодного Петербурга на юг (Украина, Крым, Кавказ: воспоминания «Феодосия», 1925), но от эмиграции отказывается; в 1922 поселяется в Москве с молодой женой Н. Я. Хазиной (Н. Я. Мандельштам), которая станет его опорой на всю жизнь, а после гибели героически спасет его наследие. Стихи гг. (сборник Tristia, 1922, «Вторая книга», 1923) написаны в новой манере, значения слов становятся расплывчаты, иррациональны: «живое слово не обозначает предметы, а свободно выбирает, как бы для жилья,... милое тело».


Слова соединяются в фразы только звуками и семантической эмоцией («Россия, Лета, Лорелея»), связь между фразами теряется из-за пропусков ассоциативных звеньев. В тематике появляются «черное солнце» любви, смерти, исторической катастрофы, «ночное солнце» сохраняемой и возрождаемой культуры, круговорот времен, а в центре его «святые острова» Эллады («На розвальнях...», «Сестры тяжесть и нежность...», «Золотистого меда струя...», «В Петербурге мы сойдемся снова...» и др.). К 1923 надежды на гуманизацию нового общества иссякают, Мандельштам чувствует себя отзвуком старого века в пустоте нового («Нашедший подкову», «1 января 1924») и после 1925 на пять лет перестает писать стихи; только в 1928 выходят итоговый сборник «Стихотворения» и прозаическая повесть «Египетская марка» (тем же отрывисто-ассоциативным стилем) о судьбе маленького человека в провале двух эпох.


Вызов власти С 1924 Мандельштам живет в Ленинграде, с 1928 в Москве, бездомно и безбытно, зарабатывая изнурительными переводами: «чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается». Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их фальсифицирует. В 1930 он пишет «Четвертую прозу», жесточайшее обличение нового режима, а в 1933 стихотворную инвективу («эпиграмму») против Сталина («Мы живем, под собою не чуя страны...»). Этот разрыв с официальной идеологией дает ему силу вернуться к творчеству (за редкими исключениями, «в стол», не для печати): его стихи о чести и совести, завещанных революционными «разночинцами», о новой человеческой культуре, которая должна рождаться из земной природы, как биологическое или геологическое явление («Сохрани мою речь...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Армения», очерки «Путешествие в Армению»). Ассоциативный стиль его стихов становится все более резким, порывистым, темным; теоретическая мотивировка его в эссе «Разговор о Данте» (1933).


Ссылка и гибель Мандельштама В мае 1934 Мандельштам арестован (за «эпиграмму» и другие стихи), сослан в Чердынь на Северном Урале, после приступа душевной болезни и попытки самоубийства переведен в Воронеж. Там он отбывает ссылку до мая 1937, живет почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей. Мандельштам ждал расстрела: неожиданная мягкость приговора вызвала в нем душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым принятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть («Стансы» 1935 и 1937, так называемая «ода» Сталину 1937 и др.); впрочем, многие исследователи видят в них лишь самопринуждение или «эзопов язык».


Центральное произведение воронежских лет «Стихи о неизвестном солдате», самое темное из сочинений Мандельштама, с апокалиптической картиной революционной (?) войны за выживание человечества и его мирового разума. Мандельштам то надеялся, что «ода» спасет его, то говорил, что «это была болезнь», и хотел ее уничтожить. После Воронежа он живет год в окрестностях Москвы, «как в страшном сне» (А. Ахматова). В мае 1938 его арестовывают вторично «за контрреволюционную деятельность» и направляют на Колыму. Он умер в пересыльном лагере, в состоянии, близком к сумасшествию, по официальному заключению от паралича сердца. Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.



Восприятие поэта художниками. Фотографии при аресте. Документы из архива. Памятник в Воронеже. Осип Эмильевич Мандельштам. Анна Ахматова. Поэты не умирают. Леонид Киселев. Осип Мандельштам. Надежда Яковлевна Мандельштам. С миром державным я был лишь ребячески связан. Век мой, зверь мой. Мы с тобой на кухне посидим. Колют ресницы, в груди прикипела слеза. Портрет О.Мандельштама. Надежда Яковлевна.

«Биография Осипа Мандельштама» - Поэт ищет выхода в религии. Вызов власти. 1930 – поездка в Армению, цикл стихов об Армении. Мать - Флора Осиповна Вербловская. 1916 – выход второго издания «Камня», значительно расширенного. 1922 – выходит вторая книга стихов «Tristia». Адреса в Санкт-Петербурге – Петрограде – Ленинграде. «Зверинец». «Мы живем, под собою не чуя страны…». «Смутно дышащими листьями…». Последняя фотография Осипа Мандельштама из личного дела.

«Петербург Мандельштама» - Город. Композиция стихотворения. Исаакиевский собор. Петербург Мандельштама и Ахматовой. Город любви. Анализ стихотворения. В более поздних стихах Ахматовой образ Петербурга меняется. Анализ стихотворения А.А.Ахматовой «Летний сад». Стихи о Петербурге. Альтман. Здание Адмиралтейства. Петербург Ахматовой. Сад предстаёт как хранитель жизни. Адмиралтейство. Золочёная изгородь. Петербург Мандельштама.

«Стихотворения Мандельштама» - День памяти жертв политических репрессий. Автопортрет. Воронеж. Улица Мандельштама. Светится твой тайный след. Вещая моя печаль. Я вернулся в мой город. Угол Каменноостровского и Кронверкского проспектов. Мы живём, под собою не чуя страны. Надежда Яковлевна Мандельштам. Памяти жертв политических репрессий. Анна Ахматова. Четвёртая проза. Памятник О.Мандельштаму. Душный сумрак кроет ложе. Марина Цветаева.

«Биография Мандельштама» - Символизм Мандельштама. Мандельштам Осип Эмильевич. Центральное произведение воронежских лет. Отношение Мандельштама к Первой мировой войне и к революции. Акмеизм Мандельштама. Ссылка и гибель Мандельштама. Слова соединяются в фразы только звуками и семантической эмоцией. Спасибо за внимание. Детство и учеба Осипа Мандельштама. Вызов власти.

«Жизнь и творчество Мандельштама» - «Мы живём, под собою не чуя страны…». Иосиф Эмильевич Мандельштам. Поэзия Мандельштама – память русской культуры. Сборник «Tristia». С мая 1925 по октябрь 1930 годов наступает стиховая пауза в творчестве. Ленинград. Творчество. Стихи Мандельштама. Камень (1913). Любовная лирика. Начало творчества. В мае 1937 года поэт получил разрешение выехать из Воронежа. Память. Из жизни.