История станции метро «Маяковская. Станция "парк культуры" сокольническая линия Станция маяковская во время войны

:

Дата открытия:

Проектное название:

Триумфальная площадь (1935 год), Площадь Маяковского (1936 год)

Прежние названия:

Тверской

колонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м:

Количество платформ:

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

Длина платформы, м.:

Ширина платформы, м.:

Архитекторы:

А. Н. Душкин

Архитекторы вестибюлей:

второй выход (2005 года): Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, при участии Я. В. Мун

Инженеры-конструкторы:

Е. М. Гринзайд, Р. А. Шейнфайн

Станцию возвело:

Шахта № 75 (руководитель И. Д. Гоциридзе)

Выход к улицам:

Триумфальная площадь, Тверская улица, Садовая-Триумфальная улица, Большая Садовая улица

Наземный транспорт:

А 12ц; Тб 1, 3, 12, 47

Время открытия:

Время закрытия:

Работающие операторы сотовой связи

МТС, Билайн, МегаФон

Код станции:

Соседние станции:

Белорусская и Тверская

Архитектура и оформление

Вестибюли

Достопримечательности

«Маяковская» - станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Белорусская» с северной стороны линии и «Тверская» - с южной. Находится на территории Тверского района Центрального административного округа города Москвы. Своё название станция получила в честь советского поэта Владимира Маяковского. Станция «Маяковская» построена по проекту архитектора Алексея Душкина. Свод станции украшен мозаиками, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки. В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Станция имеет статус ценного объекта культурного наследия регионального значения. Конструкция станции - колонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция открыта11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена.

История

Проект Горьковского радиуса метро, предполагающий строительство станции под Триумфальной площадью, появился в первой половине 1930-х годов. В генеральном плане 1935 года этот проект был утверждён. Автор проекта станции архитектор С. М. Кравец и инженер Н. И. Ушаков в качестве эксперимента решили построить колонную станцию глубокого заложения с продольными аркадами. Оформить станцию предполагалось в духе итальянского Ренессанса. Но уже на этапе строительства выяснилось, что проектировщики не учли сложные геологические условия. Была срочно созвана комиссия, куда пригласили архитектора А. Н. Душкина. Он существенно изменил первоначальный проект и усилил конструкции станции. При участии авиаконструктора А. И. Путилина на заводе «Дирижаблестрой» в Долгопрудном для отделки станции были изготовлены подковообразные конструкции из нержавеющей стали. Ниши свода центрального зала украсили мозаичные панно, выполненные по эскизам художника А. А. Дейнеки.

Согласно генплану 1935 года, станцию предполагалось назвать «Триумфальная площадь» по её расположению под одноимённой площадью. В 1936 году в связи с переименованием площади проектное название станции было изменено на «Площадь Маяковского». В конечном итоге станции было решено дать более лаконичное название «Маяковская» в честь советского поэта Владимира Маяковского.

Строительством станции на заключительном этапе руководил Гоциридзе Илларион (Илья) Давидович.

Станция «Маяковская» была открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» - «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди Московского метрополитена. В 1939 году проект станции «Маяковская» получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года на «Маяковской» состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, причём на «Маяковскую» он приехал на поезде со стороны станции «Белорусская».

В 1950-х годах на «Маяковской» были установлены гермоворота, в результате чего одно из мозаичных панно было утрачено. В конце 1950-х годов в торце станции был установлен бюст Владимира Маяковского. 7 ноября 1959 года открылся второй вход на станцию с противоположной стороны Тверской улицы (ликвидирован 26 сентября 2005 года). С 1980-х годов станция имеет статус памятника архитектуры. В 2001 году станция включена в список памятников истории и культуры местного значения как один из ценнейших архитектурных объектов города Москвы.

С середины 2000-х годов на «Маяковской» велась реконструкция. В 2005 году был открыт второй выход станции. К 2007 году на станции были заменены старые эскалаторы. 22 апреля 2010 года реконструкция станции была завершена, при этом многие детали оформления были заменены на новые. В конце 2012 года на станции началась замена ламп на лампы с «холодной» цветовой температурой, однако после возмущения общественности в марте 2013 года было решено поставить вместо них аналогичные, но с более «тёплым» светом.

Техническая характеристика

Конструкция станции - колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения - 34 метра). Построена по индивидуальному проекту. «Маяковская» является первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа. Автор проекта - А. Н. Душкин. Строительство станции выполнено при участии работников 75-й шахты под руководством инженера И. Д. Гоциридзе.

Общая ширина платформы составляет 14,3 метра, а длина - 156 метров. В конструкции станции впервые в СССР использована сталь вместо железобетона. Стальные колонны поперечного сечения 65×75 сантиметра поддерживают три станционных нефа. Колонны стоят на продольной металлической балке диаметром 1,6 метра, уложенной на бетонной плите. В средней части станции сделан ряд металлических распорок-затяжек для увеличения жёсткости конструкции. Высота сводов центральных арок составляет 5,3 метра; ширина пролётов - 8,9 метра; шаг арок - 4,2 метра.

При строительстве станции сначала были пройдены боковые тоннели. Сооружение среднего свода осуществлялось при помощи проходческого щита незамкнутого контура. Полущит монтировался в торце станции и перемещался по роликам, уложенным в боковых тоннелях. Конструкции среднего свода жёстко соединялись с тюбингами крайних тоннелей при помощи продольных металлических балок, которые опираются на колонны. Боковые станционные тюбы имеют диаметр 9,5 метра и располагаются на расстоянии 13,5 метра друг от друга.

Ордината оси станции - ПК19+53,4. К станции прилегают перегоны: в нечётном направлении - «Маяковская» - «Белорусская»; в чётном направлении - «Маяковская» - «Тверская». Расстояние до станции «Белорусская» - 1025 метров; расстояние до станции «Тверская» - 923 метра. (расстояние между пикетами станций).

Схема сооружения станции «Маяковская»

Архитектура и оформление

Станция

Несмотря на то, что архитектура «Маяковской» относится к «сталинской неоклассике», наличие некоторых авангардных деталей придаёт ей оттенок стиля «ар-деко». Архитектура станции отличается лёгкостью и изяществом. Трёхнефный колонный зал кажется просторнее, хотя ширина платформы меньше, чем у других станций глубокого заложения. Колонны и арки станции впервые в московском метро отделаны полированной рифлёной нержавеющей сталью, благодаря которой можно бросить монетку с одной стороны, а она приземлится с другой стороны арки. Угловые части колонн на высоту человеческого роста декорированы уральским камнем «орлец» (родонит); к настоящему времени значительная часть камней заменена более дешёвыми аналогами. Стальные конструкции арок обрамлены вставками из тёмно-серого мраморовидного известняка грузинского месторождения «Садахло». Свод станции покрыт белой штукатуркой.

Светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала. Вдоль пояса каждого купола размещены 16 бра. В перспективе зала эти освещённые ниши смотрятся как люстры. Здесь также размещены вентиляционные решётки. Украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты (автор эскизов - А. А. Дейнека, тема - «Сутки советского неба» ). Мозаики были набраны в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде. Изначально станцию украшало 35 панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.

Верхняя часть путевых стен отделана бело-голубым мрамором «уфалей», нижняя - чёрно-оливковым мраморовидным известняком «давалу». Цоколи путевых стен оформлены серо-зелёным диоритом. Путевые стены завершаются карнизом из нержавеющей стали. Выше просматривается тюбинговый рельеф боковых тоннелей. Своды боковых тоннелей завершают поперечные полуарки из нержавеющей стали, к концам которых подвешены двояковыпуклые светильники. Прямоугольные впадины между полуарками по замыслу автора призваны зрительно облегчить свод. Однако эти впадины и тюбинговые полосы архитектор С. М. Кравец относил к недостаткам станции, так как по его мнению они вносят зрительное беспокойство.

Пол станции выложен геометрическим орнаментом мрамора. Использованы три сорта камня: желтоватый «газган», красный «салиети» и оливковый «садахло». Вдоль краёв перронов станции уложен серый гранит.

К недостаткам оформления станции можно отнести тот факт, что мозаичные панно фактически исключены из общего архитектурного ансамбля. Чтобы их рассмотреть, необходимо встать под один из куполов и задрать голову вверх. Критики также отмечали отсутствие темы Владимира Маяковского в первоначальном оформлении станции, бюст поэта там появился только после войны.

Темы мозаик (начиная от выхода к Триумфальной площади):

  1. «Два самолёта» (утрачено)
  2. «Знамя СССР» (утрачено)
  3. «Два самолёта и цветущая яблоня»
  4. «Прыжок в воду парня и девушки»
  5. «Плодовое дерево»
  6. «Сигнальщик»
  7. «Бомбардировщики днём»
  8. «Парашютист»
  9. « Спасская башня днём»
  10. «Комбайн»
  11. «Прыгун с шестом»
  12. «Планёры»
  13. «Парашютисты»
  14. «Прыжок лыжника»
  15. «Сосна»
  16. «Статуя девушки с веслом»
  17. «Самолёт»
  18. «Бомбардировщики ночью»
  19. «Дирижабль над Спасской башней ночью»
  20. «Парашютист ночью»
  21. « Биплан ночью»
  22. «Бомбардировщики ночью»
  23. «Домна»
  24. «Стратостат»
  25. «Авиамоделисты»
  26. «Игра в волейбол»
  27. «Парашютисты утром»
  28. «Самолёт и портик»
  29. «Монтажник-высотник»
  30. «Чайки»
  31. «Мать»
  32. «Два самолёта»
  33. «Опоры ЛЭП »
  34. «Подсолнухи»
  35. «Апельсины»
  36. «Знамя СССР»

Вестибюли

Станция имеет два наземных вестибюля. Южный вестибюль был открыт вместе со станцией в 1938 году. Он встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского на углу Тверской и Большой Садовой улиц. Авторы вестибюля - А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг и Ю. П. Афанасьев, фасад спроектировал Д. Н. Чечулин. Архитектурное оформление вестибюля относительно скромное. В отличие от других станций второй очереди, где эскалаторы доводились до верха, на «Маяковской» к ним ведут две лестницы. Согласно проекту, машинное отделение эскалаторов было вынесено из-под здания концертного зала. Прямо за входом станции расположен широкий лестничный марш, который ведёт в промежуточный зал, облицованный «уфалеем» и освещённый светильниками бра. От первого зала под углом 90° другая лестница ведёт к подземному эскалаторному и кассовому залу. Нижний зал облицован тёмно-красной «шрошей». Потолок зала обработан квадратными кессонами, в которых за бронзовыми решётками расположены светильники. Зал соединяется со станцией трёхленточным эскалатором модели Е55Т высотой 28,7 м. С 7 ноября 1959 по 25 сентября 2005 года кассовый зал имел выход к ещё одному вестибюлю станции, встроенному в дом № 30/2 по Тверской улице. 26 сентября 2005 года выход был замурован в связи с аварийным состоянием здания.

С 26 сентября 2005 года по 15 мая 2007 года южный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию. За это время полностью реконструирован наклонный ход с полной заменой эскалаторов на новые, модернизированные. В вестибюле произведена полная замена технического оснащения, построены новые кассы, установлены новые турникеты (типа УТ-2005), пожарная и охранная сигнализации, заменены все кабельные коммуникации, сантехника и вентиляция. Открытие ранее замурованного выхода восточной лестницы южного вестибюля после реконструкции произошло лишь 25 декабря 2013 года. Цоколь здания был при этом полностью перестроен и заменён на современные железобетонные конструкции.

2 сентября 2005 года на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка открыт второй (северный) выход станции. Авторы - архитекторы Н. И. Шумаков и Г. С. Мун при участии Я. В. Мун, инженеры: Э. И. Ханукова, Д. Савельева и М. А. Белова. Планируется, что в будущем вестибюль будет встроен в здание. В его отделке использованы различные виды мрамора, нержавеющая сталь, пол выложен гранитом. В новом вестибюле находится бюст Владимира Маяковского работы А. П. Кибальникова, перенесённый из торца станционного зала. Египетские лотосовидные колонны кассового зала, напоминают колонны метро «Кропоткинская». В оформлении вестибюля принял участие известный художник Иван Лубенников. Свод кассового зала он украсил мозаиками на тему неба. Мозаичные панно окружены жёлтым фоном, похожим тетрадный лист в клеточку, где записаны цитаты из стихотворений Владимира Маяковского. Зал освещают светильники индивидуального изготовления. Необычным является сообщение вестибюля со станцией: спустившись на эскалаторе, необходимо пройти по пешеходному коридору к другому эскалатору, по которому можно подняться к платформе. Трёхленточные эскалаторы моделей Е55Т и Е25Т имеют высоту соответственно 37,2 и 8,8 метров.

Режим работы

Станция «Маяковская» открывается для входа пассажиров в 5 часов 30 минут и закрывается в 1 час ночи. Первый состав в сторону станции «Речной вокзал» отправляется в 5 часов 53 минуты 25 секунд, первый состав в сторону «Алма-Атинской» - в 5 часов 39 минут.

Согласно статистическому исследованию 1999 года, суточный пассажиропоток станции составил 53 980 человек. В марте 2002 года пассажиропоток составлял: по входу - 51 700 человек, по выходу - 44 300 человек. По данным 2005 года, пассажиропоток станции составил 48 000 человек в сутки.

Расположение

Станция Маяковская расположена на территории Тверского района Москвы на пересечении Тверской улицы и Садового кольца. Южный вестибюль имеет выход на Триумфальную площадь, к улицам Тверская, Большая Садовая и Садовая-Триумфальная. Северный вестибюль имеет выход к 1-й Тверской-Ямской, 2-й Тверской-Ямской улицам и к 1-й Тверской-Ямской переулок.

Наземный общественный транспорт

Вблизи станции «Маяковская» расположена остановка «Триумфальная площадь» автобуса № 12ц и троллейбусов № 1, 12.

Маршруты автобусов и троллейбусов (данные на 2013 год)

Автобус № 12ц: Ледовый дворец - Ст. метро «Китай-город»

Троллейбус № 1: Ст. метро «Нагатинская» - Больница имени Боткина

Троллейбус № 12: Больница МПС - Ст. метро «Китай-город»

Достопримечательности

Вблизи станции расположено несколько учреждений культуры. Южный вестибюль встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского. Рядом с южным выходом находится Московский академический театр сатиры (Триумфальная площадь, дом 2) и Театр имени Моссовета (Большая Садовая, дом 16). Неподалёку от северного выхода станции расположен Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки (улица Фадеева, дом 4).

«Маяковская» - одна из самых первых станций в Московском метрополитене. Она входит в состав Замоскворецкой линии и является промежуточной станцией, которая располагается между станциями «Белорусская» и «Тверская». Метро «Маяковская» находится в Центральном административном округе Москвы, на территории района «Тверской».

История станции

«Маяковскую» открыли в сентябре 1938 года. Но уникальность ее проекта отметили еще несколькими годами ранее в Париже на Всемирной выставке, а на выставке в Нью-Йорке уникальный проект станции получил гран-при. После того как станцию построили, ее проект внесли в антологию избранных произведений мировой архитектуры.

В ноябре 1941 года на станции провели торжественное собрание в честь годовщины Октябрьской революции, где с докладом выступил Иосиф Сталин. Заседание проходило в то время, когда фашисты наступали на Москву. На протяжении Великой Отечественной войны «Маяковская», как и многие станции Московского метрополитена, стала бомбоубежищем.

В конце ХХ века станция уже имела статус Памятника архитектуры, а в начале ХХІ столетия была внесена в список исторических и культурных памятников местного значения. Несколько лет назад на станции впервые провели комплексную реконструкцию южного вестибюля - заменили эскалаторы и коммуникации, установили современные турникеты. Вместе с тем постарались максимально вернуть станции первоначальный облик.

История названия

«Маяковская» носит имя известного русского поэта Владимира Маяковского. За весь период существования станцию ни разу не переименовывали, хотя в проектной документации 1935 года указан иной вариант - «Триумфальная площадь».

Описание станции

Согласно недавно проведенному интернет-опросу, «Маяковскую» признали самой красивой станцией Московского метрополитена. Ее стиль - «сталинская неоклассика» с элементами авангардных конструкций. Она напоминает изысканный подземный дворец с красивым освещением.Свод станции поддерживаютсравнительно тонкие колонны, покрытые нержавеющей сталью. В основании они опираются на массивную железобетонную плиту. Сталь четко очертила арки и благодаря отражению света придала станции нарядный вид. Холодный серый цвет на колоннах красиво сочетается с небольшими вкраплениями красного орлеца на высоте человеческого роста.

Путевые стены сверху облицованы уфалейским мрамором, снизу - диоритом. Рисунок на полу довольно простой - два ряда серо-белых квадратов из мрамора и гранита. Между ними по оси зала вмонтирована гранитная полоса темно-красного цвета. Она как бы ведет к пьедесталу в торце, где установлен бюст Маяковского.

Особое значение при проектировании и постройке станции «Маяковская» уделили свету. Светильники размещены в 33 куполах овальной формы. Они наполняют интерьер игрой света и полутеней. Это делает станцию более выразительной, подчеркивает уникальность ее архитектуры и пластику.

Немалую художественную роль играют мозаики, расположенные глубоко в куполах на тему «Сутки советского неба». Их автором является известный русский художник А. Дейнека.

Технические характеристики

Автором «Маяковской» является известный русский архитектор, создатель «философии подземного пространства» Алексей Душкин. Станция заложена на глубине 33 метра. Она не просто стала первой в мире пилонной станцией глубокого заложения, но и символом подземной архитектуры Московского метрополитена.

Вестибюли и пересадки

«Маяковская» имеет два подземных вестибюля. Южный павильон выходит в концертный зал имени Петра Чайковского, который расположен рядом с улицами Тверская, Большая Садовая, Садово-Триумфальная, а также ведет к Триумфальной площади. Северный павильон размещен на перекрестке 1-й Тверской-Ямской улицы с 1-м Тверским-Ямским переулком.

Чтобы выйти в город из северного вестибюля, следует подняться по эскалатору, пересечь коридор и еще раз подняться по эскалатору.

Оба павильона отделаны долговечными материалами (мрамор, гранит, родонит). Сориентироваться пассажирам помогают светящиеся указатели.

Достопримечательности

В непосредственной близости со станцией «Маяковского» находятся несколько достопримечательных сооружений. Наиболее приметное среди них - Концертный зал имени Петра Чайковского. Это основная площадка Московской филармонии, где выступают ведущие солисты страны, симфонические оркестры, хоровые, хореографические, фольклорные, эстрадные коллективы. Концертный зал имени Петра Чайковского построили 70 лет назад. Но его история началась еще на старте ХХ века. Именно здесь с 1901 года находился театр «Буфф-миниатюр» французского антрепренера Шарля Омона, а позже располагался театр легкого жанра «Зон», а после революции - Театр Российской Федерации.

С Концертным залом имени Петра Чайковского соседствует Театр Сатиры, который открылся в 1924 году. Сначала его постановки были не пьесами в прямом смысле этого слова, а небольшими пародийными обозрениями на темы политики и быта. Несколько лет спустя основой репертуара театра стала бытовая комедия, в том числе и по произведениям Владимира Маяковского.

Чуть дальше от Театра Сатиры расположены Музей русской гармоники и музей Михаила Булгакова. Музей русской гармоники создан на основе уникальной коллекции, которую собрал доктор искусствоведения Альфред Мирек. После смерти коллекционера музей назвали его именем.

Наземная инфраструктура

Территория в районе станции метро «Маяковская» просто создана для содержательного вечернего досуга. Ведь здесь, как уже оговаривалось выше, находятся Московский академический театр сатиры, Государственный академический театр Моссовета, Концертный зал имени Петра Чайковского. Не менее интересно и познавательно можно провести время в культурно-просветительском центре «Булгаковский дом» и Музее русской гармоники. Кроме того, рядом со станцией располагаются несколько галерей современного искусства и выставочных залов. Если захочется поесть или обсудить спектакль, можно посетить расположенные вблизи рестораны или кафе. Их здесь имеется достаточное количество. Довольно широкий выбор здесь и магазинов, как продуктовых, так и промышленных.

Полезные факты

И северный, и южный выходы станции «Маяковская» имеют одинаковое время работы. Для входа пассажиров они открываются в 5 часов 30 минут утра, а заканчивают работу в час ночи.

В метро работают мобильные операторы «Билайн», «МТС», «МегаФон», «Скайлинк».

Со станцией «Маяковская» связано несколько городских легенд. Одна из самых интересных рассказывает, что стальные дуги в отделке колонн станционного зала сделаны из ребер первого дирижабля, поднявшегося над Москвой.

Другая легенда касается вестибюля концертного зала имени Петра Чайковского. Поговаривают, что металлические вставки, использованные в его оформлении, усиливают отзвук классической музыки, раздающейся в здании над станцией.

Станция "Маяковская" открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Станция построена по проекту архитектора Алексея Душкина. В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке проект станции получил Гран-при. Смотрим, как выглядела станция в 2013 году.

1, Согласно генплану 1935 года, станцию предполагалось назвать "Триумфальная площадь" по её расположению под одноимённой площадью. В 1936 году в связи с переименованием площади проектное название станции было изменено на "Площадь Маяковского". В конечном итоге станции было решено дать более лаконичное название "Маяковская" в честь советского поэта Владимира Маяковского.

2. Станция имеет два наземных вестибюля. Южный вестибюль был открыт вместе со станцией в 1938 году. Он встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского на углу Тверской и Большой Садовой улиц.

3. Второй (северный) выход станции был открыт 2 сентября 2005 года на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка.

4. Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 34 метра). Построена по индивидуальному проекту. "Маяковская" является первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа. Общая ширина платформы составляет 14,3 метра, а длина — 156 метров.

5. В конструкции станции впервые в СССР использована сталь вместо железобетона. Стальные колонны поперечного сечения 65×75 сантиметра поддерживают три станционных нефа. Колонны стоят на продольной металлической балке диаметром 1,6 метра, уложенной на бетонной плите. В средней части станции сделан ряд металлических распорок-затяжек для увеличения жёсткости конструкции. Высота сводов центральных арок составляет 5,3 метра; ширина пролётов — 8,9 метра; шаг арок — 4,2 метра.

6. Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года на "Маяковской" состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, причём на "Маяковскую" он приехал на поезде со стороны станции "Белорусская".


Фото с сайта pastvu.com

7. Колонны и арки станции покрыты рифлёной нержавеющей сталью, благодаря которой можно бросить монетку с одной стороны, а она приземлится с другой стороны арки. Угловые части колонн на высоту человеческого роста декорированы уральским камнем «орлец» (родонит); к настоящему времени значительная часть камней заменена более дешёвыми аналогами. Стальные конструкции арок обрамлены вставками из тёмно-серого мраморовидного известняка грузинского месторождения «Садахло». Свод станции покрыт белой штукатуркой, но из-за желтого света светильников она кажется кремовой.

8. Светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала. Вдоль пояса каждого купола размещены 16 бра. В перспективе зала эти освещённые ниши смотрятся как люстры. Здесь также размещены вентиляционные решётки. Украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты (автор эскизов — А. А. Дейнека, тема — "Сутки советского неба"). Мозаики были набраны в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде. Изначально станцию украшало 35 панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.


9. К недостаткам оформления станции можно отнести тот факт, что мозаичные панно фактически исключены из общего архитектурного ансамбля. Чтобы их рассмотреть, необходимо встать под один из куполов и задрать голову вверх.

10. Верхняя часть путевых стен отделана бело-голубым мрамором "уфалей", нижняя — чёрно-оливковым мраморовидным известняком "давалу". Цоколи путевых стен оформлены серо-зелёным диоритом. Путевые стены завершаются карнизом из нержавеющей стали. Выше просматривается тюбинговый рельеф боковых тоннелей. Своды боковых тоннелей завершают поперечные полуарки из нержавеющей стали, к концам которых подвешены двояковыпуклые светильники. Прямоугольные впадины между полуарками по замыслу автора призваны зрительно облегчить свод. Однако эти впадины и тюбинговые полосы архитектор С. М. Кравец относил к недостаткам станции, так как по его мнению они вносят зрительное беспокойство.

11. Пол станции выложен геометрическим орнаментом мрамора. Использованы три сорта камня: желтоватый «газган», красный «салиети» и оливковый "садахло". Вдоль краёв перронов станции уложен серый гранит.

Станции Московского метрополитена отснятые мной в разное время в рамках проекта "". Кто еще не видел, заходите.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

Маяковский метрополитен относится к пятерке наиболее красивых станций метро в Москве. Его открытие произошло в сентябре 1938 года. Особенностью данного метрополитена является то, что он имеет колонную трехсводчатую конструкцию глубокого заложения. Свод залов станции расположен на стальных колоннах, установленных на основании, которое представляет собой железобетонную плиту. Станция «Маяковская» находится между Тверской и Белорусской станциями.

Шикарная внутренняя отдела станции

Подземный зал Маяковского метрополитена славится своей уникальностью и неповторимостью. В архитектуре станции присутствует легкость и изящество. Вместо массивных пилонов, которые можно увидеть в залах многочисленных станций, здесь установлены тонкие колонны, имеющие рельефное покрытие из нержавеющей стали.

Угловые колонны примерно на пару метров покрыты пластинами, для изготовления которых использовался «орлец» (уральский камень) и садахлинский мраморовидный известняк. При отделке вестибюля также использовался мрамор «уфалей» свело-серого цвета и грузинский известняк.

Для покрытия пола использовался гранит серого и розового цвета, с добавлением участков из мрамора белого цвета. Края перрона покрыты серым, но достаточно темным гранитом.

Украшения зала и сводов метро

Главным украшением свода, расположенном в центральном (первом) зале являются ниши овальной формы с размещенными вдоль них уникальными светильниками. Освещенные ниши создают иллюзию массивных люстр. Каждая из ниш оформлена оригинальным мозаичным панно из смальты, увидеть которое можно лишь находясь под нишей.

В сентябре 2005 года произошло открытие второго выхода на станции.

Архитектура этого выхода была направлена на то, чтобы не отходить от архитектуры уже ранее построенных залов и создать единый комплекс. Для отделки подземной части вестибюля использовались те же материалы, что и при отделке центрального зала. Для освещения зала использовались художественные светильники, изготовленные по индивидуальному заказу. В вестибюле нового зала установлен бюст Маяковского, изготовленный скульптором Кибальниковым. Здесь также присутствует мозаика. Что в первом зале, что во втором основной темой панно являлось небо. Находясь в зале, появляется ощущение небесного пространства.

В 1935 г. архитектор С. Кравец в качестве эксперимента создал проект станции глубокого заложения. Эту станцию уже начали строить, но инженеры не учли сложные геологические условия: свод станции начал покрываться трещинами. Тогда созвали комиссию, в которую вошел архитектор А. Душкин. Существенно изменив проект, он и стал новым архитектором этой станции. Впервые в станции глубокого заложения бетон внутренних опор был заменен металлом - и тяжелые пилоны превратились в изящные колонны. При участии авиаконструктора А. Путилина на заводе «Дирижаблестрой» были изготовлены арочные металлические элементы сложного профиля, которые значительно усиливали конструкцию.

Открыта «Маяковская» 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди Московского метрополитена. Это трехсводчатая станция с двумя рядами колонн. Каждый свод эллипсовидный в сечении - так же, как и арки. В своде центрального нефа - 34 овальные ниши, внутри которых находятся лампы освещения и мозаичные панно из смальты. Делались они по эскизам А. Дейнеки из цикла «Авиация». Колонны и арки покрыты нержавеющей сталью. В целом, станция, созданная в эпоху «сталинского ампира», воспринимается достаточно авангардной и может быть причислена к стилю ар-деко.

Одним из недостатков архитектурного оформления станции можно считать то, что мозаики расположены глубоко в нишах и заметны только тогда, когда стоишь под ними. Поэтому ниши в перспективе станции воспринимаются лишь как элементы освещения. Тем не менее, художественные и конструктивные достоинства «Маяковской» были оценены уже через год после постройки: в 1939 г. проект получает Гран-При на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В годы войны станция служила бомбоубежищем, а 6 сентября 1941 г. здесь на заседании Московского съезда депутатов, которое транслировалось по радио, выступил Сталин.

Интересно, что изначально проект станции носил название «Триумфальная площадь», но в 1936 г. саму площадь переименовали в «Площадь Маяковского». Так и должна была называться эта станция, но в конечном итоге решили остановиться на более простом и кратком названии - «Маяковская».

Многие критики отмечали отсутствие темы поэта в мозаиках Дейнеки. Мозаичных панно, кстати, изначально было 35, но одно было утеряно из-за устройства в последующие годы гермозатвора. А бюст Владимира Маяковского работы скульптора А. Кибальникова появился в торце станции только после войны.

Станция имеет два наземных вестибюля. Один из них встроен в здание Концертного зала им. П.И. Чайковского и был открыт 11 сентября 1938 г. вместе со станцией. Второй вестибюль был открыт в 2005 г. Его авторами стали архитекторы Н. Шумаков и Г. Мун. Свод кассового зала украшен мозаиками художника И. Лубенкова на тему неба и строками из стихотворений Владимира Маяковского. Сюда же был перенесен и бюст поэта.

Со станцией связан один интересный факт: "Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона". В Московском метрополитене это объявление звучит только в составах Замоскворецкой линии и только на станциях «Маяковская» и «Павелецкая». Дело в том, что длина платформы на этих станциях оказалась недостаточной для приёма восьмивагонных составов. В состав Замоскворецкой линии входят участки второй очереди строительства метро (1938 год), не приспособленных для восьмивагонных составов, которые появились в метро с ростом пассажиропотоков.

Когда составы на Замоскворецкой линии стали восьмивагонными, оказалось, что выход из последней двери последнего вагона на станциях «Маяковская» и «Павелецкая» не соответствует концу станции, а находится дальше. В этих местах удалось сделать только небольшое углубление в полметра шириной, фактически находящееся уже в тоннеле. Поэтому пассажирам, выходящим из последней двери последнего вагона на станциях «Павелецкая» и «Маяковская», следует быть особенно внимательными, чтобы не удариться при выходе о тюбинг тоннеля.