Занятия по конфликтологии для подростков. Тренинг для подростков. Решение конфликтов. Упражнение "Холодный суп"

Количество человек: 12.

Продолжительность: 1 ч. – 1 ч 30 м.

Цель:

1. Повысить мотивацию педагогов к бесконфликтному общению.

2. Поиск новых способов поведения в контактах с коллегами.

3. Развитие навыков восприятия и понимания себя и своих коллег в процессе общения с ними.

4. Развитие вербальных и невербальных средств коммуникации.

В программе тренинга:

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия.

3. Психологическая составляющая конфликта, приемы и методы предотвращения конфликтов;

4. Упражнение 1: «Карусель».

5. Упражнение 2: «Круг нашей жизни».

6. Упражнение 3: «Прогулка с компасом».

7. Упражнение 4: «Солнышко и тучка».

8. Методы эффективной саморегуляции;

9. Тест «Конфликтная ли вы личность»;

10. Обратная связь;

11. Аплодисменты.

Оборудование: клейкая бумага для заметок, листы бумаги, фломастеры или карандаши, разноцветные квадратики для распределения людей на группы, плакат с изображением дерева, мяч, повязки на глаза.

На тренинговых занятиях есть определенные традиции, о которых я хочу вам рассказать: «здесь и сейчас», «искренность и открытость», «конфиденциальность», «принцип Я», «активность».

«Приветствие » - передавая мяч по кругу и называя имя и отчество и увлечение, как чувствует себя каждый из участников группы; чего ожидает от тренинга (плакат с изображение дерева).

Это не только из чувства вежливости, но как сказал американский психолог Д.Карнеги: «Звучание собственного имени для человека – самая приятная мелодия».

И так, мы начинаем!

Профессиональной деятельности мы уделяем значительную часть своей жизни, поэтому желание чувствовать себя среди коллег комфортно и уверено понятно. Но, к сожалению, людей, идущих на работу как на праздник, не очень-то много. Часто причиной тому – наше рабочее окружение. Как и любые человеческие сообщества, трудовые коллективы не могут существовать без конфликтов – так уж устроен мир. Что такое конфликт? Психологи рассматривают конфликт как естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоборство между субъектами, вызванное трудноразрешимыми противоречиями, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями, отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение противоположных взглядов и желаний, позиций, мнений, целей и т.д. Субъекты конфликта называются оппонентами. Можно выделить следующие составляющие конфликта: конфликтная ситуация, оппоненты, предмет, объект, инцидент.

Конфликты делают человека несчастным, он плохо работает, плохо себя чувствуют и даже может заболеть. Конфликты сопровождают нас всю жизнь, но это не значит, что всегда кто-то должен выиграть, а кто-то проиграть. Нужно уважать чувства и желания других людей, быть к ним внимательными и тогда можно найти выход из конфликта. Понять поступки и действия других людей порой мешает наша чрезмерная гордость, стремление отомстить, причиненная нам боль, чувства гнева, обиды и желание всегда и во всем быть правым, ревнивое отношение, зависть.

Как же сблизить коллектив, создать атмосферу доверия и сплоченности? Как же совместить разные типы людей в рамках одной команды, не давая разгораться серьезным разногласиям?

Во-первых – от конфликта можно уклониться. Для этого нужно стараться избегать ситуаций, провоцирующих возникновению споров, и не обсуждать вопросы, порождающие разногласия.

Во-вторых – возможно сглаживание проблем. Здесь важно не допустить проявление агрессии и ожесточенности, призывая к профессиональной солидарности. Девиз этого метода: «Мы все – одна команда, так зачем же раскачивать нашу лодку?»

В-третьих – можно пойти на компромисс. Чуждую точку зрения при этом принимают лишь частично, до степени, приостанавливающей конфликт. Но все эти способы не решают проблем, провоцирующих межличностные столкновения.

Лучше всего предупредить негативные последствия психологической несовместимости. Совместимость сотрудников (речь идет о женском коллективе) складывается из нескольких факторов, которые в критические моменты могут стать решающими: темперамент, работоспособность, физическая выносливость и эмоциональная устойчивость. Именно в женских коллективах чаще всего возникают соперничество, интриги, ролевые конфликты с личной подоплекой.

Важный фактор психологической совместимости – возраст людей, работающих вместе. Среди сотрудников, особенно молодых, скорее образуются доброжелательные отношения, симпатии и взаимопонимание. Залогом бесконфликтности в коллективе так же является умение педагога располагать людей к себе.

При общении, произнося в слух имя или имя и отчество человека, с которым вы разговариваете, глядя в глаза, чтобы понять, как человек относится к тому, что мы говорим.

Упражнение 1: «Карусель»

Статистика показывает, что более 90 % людей улучшают свою деятельность, если им говорить комплименты. В основе механизма комплимента лежит эффект внушения и, как следствие его, потребность выглядеть лучше. Выражая комплименты, необходимо учитывать ряд правил:

Комплимент должен отражать только положительное качество данного человека;

Нужно избегать двойного смысла: слушая ваши беседы с людьми, удивляюсь способности тонко и остроумно уходить от ответа;

Быть без гипербол: комплимент должен иметь небольшое преувеличение. Например, исключить: «Я всегда поражаюсь вашей пунктуальности и аккуратности» (а за человеком этих качеств не водится);

К комплименту недопустимы язвительные добавки: «Руки у тебя действительно золотые. А вот язык – твой враг». Удержитесь от ложки дегтя.

Часто мы слышим, как важно умение вовремя говорить комплименты людям. Это правильно, но при этом часто забывается о том, что не менее важно умение принимать комплименты. В «карусели» можно поучиться и тому и другому.

Задание : группа делится на две команды. Одна команда образует маленький круг (спиной друг к другу). Вторая команда делает большой круг, причем каждый из участников большого круга стоит лицом к участнику первой команды.

Каждый, кто стоит во внешнем кругу, должен сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Те, кто стоят во внутреннем кругу, сумейте поблагодарить своего партнера за добрые слова. Внутренний круг остается на месте, а участники внешнего делают шаг в сторону – оказываются лицом к лицу с другим членом внутреннего круга. И снова – добрые слова с той и с другой стороны. И так до тех пор, пока вы не обойдете весь круг и не окажитесь напротив того, с кого начали.

А когда круг будет пройден, участники внешнего и внутреннего кругов должны поменяться местами и начать все сначала. Было бы не плохо в конце занятия обменятся мнениями: что оказалось сложнее - придумывать комплименты или отвечать на них?

Упражнение 2: «Круг нашей жизни»

Эта игра заставляет задуматься и о своей, и о жизни людей рядом с нами.

Ведущий чертит большой круг и предлагает следующее задание: - это срез вашей жизни, одного типичного дня. Сначала разделим круг на четыре условные части пунктирными линиями. В каждой четверти – шесть часов. Пусть теперь кто-нибудь покажет сколько времени у него уходит: на сон, на друзей, на работу, на семью, на одиночество, на работу по дому, на все остальное?

Глядя на круг своей жизни, задайтесь вопросами: довольны ли вы тем, как проходит день? Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы изменить в этом круге? Что легко и что трудно изменить в вашей жизни? Что не хватило для верного отображения вашей жизни (творчества, музыки и др.)? почему все-таки мы ждем и стремимся к изменениям?

Упражнение 3: «Прогулка с компасом»

Еще одна игра «на доверие». Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза.

Задание : пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне. Ведущий (компас) движением своих рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасами.

Информация к обсуждению: описать ощущения человека с завязанными глазами, который вынужден полагаться на своего партнера. Что способствовало или что мешало чувству доверия? Как ведущие помогали своим ведомым?

Упражнение 4: «Солнышко и тучка»

Слева рисуем солнышко с лучиками, а справа – тучки. Вдоль солнечных лучиков напишите все хорошее, что вы о себе думаете, анна тучке – те негативные черты характера, какие у вас есть и над которыми вам необходимо поработать.

В заключении хочу повторить еще раз, что основная цель проведения таких тренингов – предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе, как один из факторов сплочения, что вы возьмете здесь столько опыта и знаний, сколько захотите. Для кого-то вся информация, полученная здесь, пригодится, а кому-то понадобится только часть информации. В любом случае – возьмите столько, сколько захотите.

Пусть у нас поначалу будет натянута улыбка, неуклюжий комплимент, повышенный интерес к личным делам – со временем это отшлифуется и станет выглядеть естественно.

Умейте управлять своими эмоциями и чувствами. Ведь в порыве злости человек может наговорить много плохого.

Чтоб погасить в себе это негативное чувство психологи предлагают делать следующее:

1. Дышать ровно. Когда вы понимаете, что утратили над собой контроль, ваш пульс учащается, вы начинаете быстро дышать, циркуляция крови ускоряется. Равномерное дыхание может привести вас в норму.

2. Попробуйте сказать себе: «Я могу преодолеть свою злость. В гневе люди говорят не то, что думают».

3. Позвоните подруге и расскажите, что вас раздражает. Если вас кто-нибудь выслушает и постарается понять, то вам станет намного лучше.

4. Постройте у себя в голове план ваших последующих действий и высказываний. Когда человек злится, то его действия и поступки спонтанны. Построив план, вы сможете взять под контроль свою злость.

По окончании работы проводится обратная связь по всему занятию:

  1. Как себя чувствуете?
  2. Изменилось ли ощущение по сравнению с состоянием в начале работы?
  3. На сколько было комфортно работать с окружающими?
  4. Появилось ли во время тренинга ощущение дискомфорта, возможно тревоги?
  5. Что вы получили в ходе работы тренинговой группы?
  6. Какие теми интересно было бы еще рассмотреть?
  7. Оправдал ли тренинг ваше ожидание? (Плакат с изображением дерева.)

Познавший человечество – умом не обделен;

Познавший себя – умней вдвойне.

Кто победил другого – тот силен,

Кто победил себя – сто крат сильней.

Чтоб долго жить – живи в ладу с собой,

Чтоб вечно жить – войди в сердца людей.

Китайский философ Лоо Изы.

Тест «Конфликтная ли вы личность?»

Чтобы узнать это, воспользуйтесь тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос.

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а) не принимаю участия;

б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;

в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?

б) только если имею для этого всякие основания;

в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли спорите с друзьями?

а) только если люди необидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры – моя стихия.

4. Как вы реагируете, если кто-то залезет в обход очереди?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

б) делаю замечание;

в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали несоленое блюдо. Ваша реакция?

а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;

б) молча возьму солонку;

в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…

а) промолчу;

б) ограничусь коротким тактичным комментарием;

в) устрою скандал.

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;

б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш надолго испортит настроение.

Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое

а) 4 очка; б) 2, в) 0 очков.

22 – 32 очка – вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

12 – 20 очков – вы кажетесь человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении и приятельских отношениях. При этом не входите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков – споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами - на работ и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

Тренинговое занятие по профилактике конфликтов в подростковой среде

«Я среди других»

Педагог-психолог, Романцова И.И.

Цель: Исследование конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения, а так же осознание подростками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формирование эффективных навыков поведения в конфликте.

Задачи:

    ф ормирование у учащихся представлений о конфликтах и факторах, способствующих их возникновению ;

    развитие способностей, позволяющих избежать возникновение конфликтной ситуации;

    выявление подростками собственного стиля поведения в конфликтной ситуации;

    формирование навыков конструктивного общения в среде сверстников.

Аудитория: учащиеся 13-15 лет.

Ход занятия

    Вступительное слово

Ребята, мы встретились, чтобы вместе поговорить на тему: «Конфликты в нашей жизни». Почему мы выбрали эту тему? Эта тема очень актуальна в вашем возрасте, когда вы все поступки совершаете под влиянием эмоций. Мы с вами попытаемся сегодня при помощи теста, беседы, игры и, по-возможности, откровенных высказываний понять, что такое конфликт, как и почему он происходит, как вести себя в подобной ситуации, как быть мудрее, выше конфликтов.

А для начала, давайте с вами поближе познакомимся.

    Упражнение «Зато ты»

Цель: знакомство, создание положительной атмосферы в группе.

Инструкция: Каждый из участников говорит свое имя и один какой-то свой недостаток. Остальные участники говорят «... зато ты...» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

    Беседа на тему, что такое конфликт.

Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты, а это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). Слово «конфликт» в дословном переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт –

    Мозговой штурм «П ричин ы возникновения конфликтов »

«Ребята, а как вы думаете, каковы причины возникновения конфликта?»

    неумение контролировать своё эмоциональное состояние;

    скрытность;

    недопонимание;

    агрессивность;

    различие целей, интересов;

    неумение общаться;

    неумение сотрудничать и др.

А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации? Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что…"

    Информационный блок «Виды и стадии конфликтов »

Виды конфликтов разнообразны, выделяют:

    Внутриличностный, где участниками конфликта выступают не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Это так называемое умение "жить в ладу с самим собой".

    Межличностный - это самый распространённый тип конфликта . Он представлен двумя сторонами. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.

    Межгрупповой конфликт. Участниками являются различные группы, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями.

    Между личностью и группой. Группа устанавливает свои нормы поведения и общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

    Социальный конфликт – это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.

Каковы же стадии конфликта?

    стадия – возникновение конфликта (появление противоречия)

    стадия – осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы с одной стороны.

    стадия – конфликтное поведение.

    стадия – исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта)

Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.

Определяют пять основных стратегий поведения:

1) сотрудничество;

2) компромисс;

3) избегание;

4) приспособление;

5) соперничество.

Давайте остановимся на одной из стратегий.

Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок”.

Необходимо особо подчеркнуть , что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае конфликт может привести к разрыву отношений, к ссоре.

Для того чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в серьезных областях взаимодействия людей созданы различные правила.

1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.

2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.

3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.

4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.

5. Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.

6. Упражнение «Качества для успешного разрешения конфликтов»

Цель: Актуализация качеств и умений, необходимых для успешного разрешения конфликтов.

Оборудование: Чистые листы по количеству команд (зависит от количества участников).

Инструкция: Ведущий делит участников на команды и проводит мозговой штурм на тему: «Качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов».

    Тест «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»

Цель: определение способа поведения подростка в конфликте.

Каждому участнику раздаётся бланк для ответов. Ведущий зачитывает каждую пословицу, а обучающиеся в бланк ответов заносят соответствующий балл.

Инструкция: внимательно послушайте предлагаемые пословицы. По 5-ти балльной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее использование в своем обычном поведении:

    4 балла - часто;

    3 балла - иногда;

    2 балла - редко;

    1 балл - совсем нетипично;

    .

Список пословиц:

    Худой мир лучше доброй ссоры.

    Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.

    Мягко стелет, да жестко спать.

    Рука руку моет.

    Один ум хорошо, а два - лучше.

    Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

    Кто сильнее, тот и прав.

    Не подмажешь - не поедешь.

    С паршивой овцы - хоть шерсти клок.

    Правда - то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

    Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.

    Слово "победа" четко написано только на спинах врагов.

    Убивай врагов своей добротой.

    Честная сделка не вызывает ссоры.

    Не у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

    Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

    Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

    Ты мне - я тебе.

    Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.

    Кто спорит - гроша не стоит.

    Кто не отступает - тот обращает в бегство.

    Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый - не одной.

    Кто дарит, друзей наживает.

    Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

    Лучший способ решать конфликты - избегать их.

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    Кротость торжествует над гневом.

    Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

    Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

    На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

    В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.

    Если в тебя швырнули камень - брось в ответ кусок ваты.

    Взаимные уступки прекрасно решают дела.

    Копай и копай, без устали: докопаешь до истины.

Обработка теста:

Полученные оценки суммируете по столбцам. Ведущий зачитывает описание типов, а учащиеся отмечают для себя свой тип реагирования.

Тип I «Черепаха» – уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).

Тип II «Акула» – силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).

Тип III «Медвежонок» – сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).

Тип IV «Лиса» – стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).

Тип V «Сова» – мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)".

На доску с прикреплёнными изображениями животных заносится количество стилей поведения по каждой шкале и делается вывод о преобладающем в данной группе стиле поведения в конфликтной ситуации.

Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте.

    Упражнение «Скажи, что чувствуешь?»

Цель: Лучшее осознание участниками понятия «конфликт», создание его метафорического образа.

Инструкция: В фокусе внимания – конфликт, когда мы говорим это слово, возникает ряд ассоциаций и чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Давайте исследуем, как он выглядит в мире вещей.

Ассоциации

Если конфликт – мебель, то какая?

Если конфликт – посуда, то какая?

Если конфликт – одежда, то какая?

Если конфликт – растение, то какое?

Если конфликт – техника, то какая?

Итак, мы с вами подошли ко второму выводу, что конфликт – это болезненное состояние его участников.

    Игра - практикум «Стратегия поведения в конфликтах»

Цель: Формирование навыков различных способов выхода из конфликта

Оборудование : Карточки с названиями способов выхода из конфликта.

Инструкция: Существуют разные способы выхода из конфликта. В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта. Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом. Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.

Карточки:

    Информационный блок «Как разрешить конфликт»

А разрешить конфликт вам поможет следующий алгоритм:

1 шаг: Почему? (Узнать почему участники конфликта хотят того, чего они хотят)

2 шаг: Зачем? (Установить потребности участников, а не только их цели)

3 шаг: Как? (Каковы варианты решения?)

4 шаг: Что? (Какое решение устроит всех)

Чтобы не допустить возникновение конфликта необходимо знать правила бесконфликтного общения:

Если всё же конфликт назрел существуют эффективные способы его разрешения:

    Нельзя откладывать решение назревшего конфликта.

    Если конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором.

    Стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения другого.

    Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику.

    Удерживайте за собой инициативу, диктуя эмоции, в первую очередь – спокойствие.

Таким образом, решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации.

    Саморефлексия « Мои возможности »

    На листе бумаги нарисуйте собственную ладонь.

    В центре ладони напишите самую главную причину, которая мешает вам конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях.

    В контуре каждого из пальцев напишите то, новое, что вы узнали и что, может вам пригодиться для решения возможных конфликтов.

Старшеклассники в течение 5 минут выполняют предложенное задание. После этого желающие озвучивают свои ответы.

Итог. «Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были. И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов».

    Обратная связь.

У каждого из вас есть 3 цветных квадратика. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации.

«ДА» - красный.

«НЕТ» - черный

«СОМНЕВАЮСЬ» - зеленый

Положить квадратики в конвертики на доске.

Литература.

    Алберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. - СПб., 1998.

    Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб., 2003.

    Баркли Р., Кэйпл Д. Теория и практика тренинга. - СПб., 2002.

    Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. - СПб., 2001.

    Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. - СПб., 2007.

    Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб., 2005.

    Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб., 2004.

    Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб., 1999.

    Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления. Социально- психологический тренинг. Москва Чистые пруды, 2007.

    Справочник по групповой писхокорекции. Под ред. О.И. Истратовой, Т.В. Эксокусто. - Феникс, 2011.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Конфликт – противоречие это столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения, где каждая из сторон преследует свои цели, интересы и позиции, не совместимые с другой стороной. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.

Виды конфликтов:

    Внутриличностный,

    Межличностный

    Межгрупповой конфликт

    Между личностью и группой

    Социальный конфликт

С тратегий поведения в конфликтной ситуации :

    сотрудничество;

    компромисс;

    избегание;

    приспособление;

    соперничество.

Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок”

Карточки:

    Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

    Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

    Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

    Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

    Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

1 шаг: Почему?

2 шаг: Зачем?

3 шаг: Как?

4 шаг: Что?

Как избежать конфликт:

    Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.

    Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

    Проявляйте эмпатию (эмоциональную восприимчивость) к собеседнику.

    Делайте как можно больше благожелательных посылов.

    5 баллов - типично для поведения;

    4 балла - часто;

    3 балла - иногда;

    2 балла - редко;

    1 балл - совсем нетипично;

    0 баллов - не понял смысл пословицы .

Бланк для ответов .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство образования Республики беларусь

Белорусский государственный педагогическийуниверситет имени Максима Танка

Факультет психологии

Контрольная работа

Социально - психологический тренинг «Разрешение и профилактика конфликтов»

Выполнила:

Литошик А. М.

Минск - 2015

Концептуальное введение:

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов дает такие понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.

На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В. Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов.

Конфликт - это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

К сожалению общепринятой теории конфликтов, которая бы однозначно разъясняла природу их возникновения и влияния их на развитие общества не существует, как впрочем не существует и единой классификации, тем не менее большинство авторов (Гришина Г.В. 2002; Почебут Л.Г., Чикер В.А. и ряд иностранных авторов) выделяют следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.

1) конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия достижению основных целей трудовой деятельности (например, трудности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т.д.);

2) конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся "выгодными" или "невыгодными", недовольство предложенным графиком отпусков и т.д.);

3) конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, конфликт вследствие нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой бригады с общим высоким уровнем отношения к труду);

4) сугубо личные конфликты между работникам, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик - резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.

Цель тренинга: формирование представления о природе конфликта;

развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации.

Принципы работы группы:

1)"Здесь и теперь"

Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

2) Искренность и открытость

Самое главное в группе - не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

3)Принцип Я

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга - научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.

4)Активность

В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.

Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.

5)Конфиденциальность

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы - естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы - в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития. конфликт адекватный реагирование соприкосновение

Этапы:

I РАЗОГРЕВ

Упражнение «Приветствие»

Цель: приветствие участников, усиление групповой сплоченности и создания атмосферы открытости.

Время: 5-10 мин.

Материалы: нет

Ход упражнения: Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.

1. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.

2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.

Упражнение «Алфавит эмоций»

Цель: приветствие участников, зарядить группу энергией.

Время : 5-10 мин.

Материалы: нет

Ход упражнения: за несколько минут вспомнить и записать возникающие в конфликтной ситуации - по одной эмоции на каждую букву алфавита. В общем кругу создается единый банк данных.

Упражнение «Я в конфликте»

Цели: выразить свое видение самого себя в сложной ситуации,дать возможность освободиться от накопившихся эмоций.

Время: 10-15 мин.

Материалы: листы бумаги, карандаши.

Ход упражнения: участникам раздаются листы бумаги, все необходимые для рисования материалы, и они занимают любое уединенное место. В течение 10 минут им нужно буде нарисовать картину, главная идея которой выражается в ее названии - «Я в конфликте». Это может быть автопортрет или абстрактное произведение. Главное - чтобы работа передавала эмоции, которые автор чаще всего испытывает в конфликтных ситуациях, говорила о его способах реагирования на конфликты и способностях поведения в них. В процессе рисования важно не оценивать себя со стороны, а передать реальное положение вещей. Когда все рисунки готовы, ведущий собирает их и перемешивает, чтобы нельзя было догадаться, где чей рисунок. Участники рассаживаются в круг, и далее они должны обсудить, кто является творцом той или иной работы. Рисунки предъявляются ведущим по очереди. Естественно, автор старается никак себя не выдавать. Он, а вместе с ним и другие участники, поскольку часто авторство устанавливается неверно, имеют возможность получить обратную связь о том, что думает группа об их поведении и переживаниях в конфликтах, какими видит их в преодолении сложной ситуации.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2.Какие эмоции вы при этом испытываете?

3. Легко ли вам было обсуждать ваш рисунок?

Упражнение «Комплимент»

Цели: Провести переговоры, убедиться в тон что положительный тон общения более эффективный чем, агрессивный.

Время: 10-15 мин.

Материалы: нет.

Ход упражнения: Разделиться по парам. Один участник в течение 3 минут «наезжает», а второй в ответ реагирует только комплиментами, но по существу, в здесь-и-теперь и в соответствии с правилами обратной связи. Например: «Мне приятно говорить в Вашем лице с человеком, который так четко умеет формулировать свои желания!» или «Когда Вы так громко говорите, я восторгаюсь Вашей уверенностью в себе!» и так далее. Тренер следит за соблюдением правил при подаче «комплиментов».

Потом пары меняются ролями и/или участниками пар.

В итоге, почти все «наезжающие» приходят к однозначному пониманию, что невозможно выдерживать агрессивный настрой против позитивно настроенного оппонента с его комплиментами.

Вследствие, резко растет мотивация на позитивное отношение к клиентам и комплименты. Кроме того, люди изначально приучаются использовать психологически грамотные комплименты.

Вопросы для обсуждения:

1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2. В какой роли вы чувствовали себя более комфортно?

3. Легко ли вам было говорить комплименты, агрессивно настроенному человеку?

ЗАВЕРШЕНИЕ

Упражнение «Венские диаграммы»

Цель: поиск точек соприкосновения между оппонентами.

Материалы: листы бумаги, карандаши.

Время: 10- 15 мин

Ход упражнения: Участники разбиваются на тройки. Далее рисуют окружности и на пересечении кругов пишут то, что их объединяет. На части окружности, которая не пересекается с другими, отражают индивидуальные характеристики каждого партнера. Необходимо написать как можно больше тезисов. Затем представляют результат перед группой.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было найти точки соприкосновения между партнерами?

2.Что вам помогало найти точки взаимодействия?

3. В жизни тоже вы ищете, что то общее с людьми, которыми вы общаетесь?

Упражнение «Паутина»

Цель - получение обратной связи от участников, создание благоприятной атмосферы в конце занятия.

Материалы: клубок ниток.

Время прохождения: 5-10 мин.

Ход упражнения: Ведущий держит клубок ниток (мяч) в своей руке и говорит, что ему дали занятия в группе, рассказывает о своих впечатлениях от занятий. Затем бросает кубок следующему участнику и так далее. Образуется паутина. Ведущий заходит в центр и разрезает паутину так, чтобы каждому участнику на память остался кусок нитки.

Вопросы для обсуждения:

1.Какие впечатления вы испытали при прохождении данного тренинга?

2.Узнали ли вы что-то новое для себя?

3.Легко ли вам было общаться в группе?

С писок литературы

1)Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - 2007. -256с.

2)Осипова Е.А. Конфликты и методы их преодоления (социально-психологический тренинг)/ Осипова Е.А.: учебн.-метод. пособие / Авт.-сост., - Мн., 2004. - 54с.

3)Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика конфликта. Причины возникновения конфликтов. Развитие конфликта. Последствия конфликта. Методы профилактики конфликтов в организации. Стили конфликтного поведения. Способы разрешения конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2008

    Сущность и виды конфликта. Особенности его проявления в классных коллективах младших школьников. Методы разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов среди учащихся. Определение типичных способов реагирования личности на конфликтные ситуации.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2012

    Бурное психофизическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. Развитие конфликта. Способы и конфликты разрешения конфликтов. Навыки активного восприятия в конфликте. Методы разрешения педагогических конфликтов. Как справиться с тревогой.

    практическая работа , добавлен 16.11.2008

    Понятие конфликта. Конфликтные ситуации в учебной деятельности. Сущность классного коллектива. Конфликты в классе и роль классного руководителя в их разрешении. Психологический анализ конфликтов. Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2008

    Теоретический анализ проблемы социально-психологических условий профилактики межличностных конфликтов. Исследование особенностей межличностных конфликтов в воинской среде. Разработка программы психологического тренинга по профилактике конфликтов в армии.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2013

    Понятие конфликта. Предпосылки и механизмы разрешения конфликтов. Ключевые понятия теории переговоров. Типы и структура переговоров. Посредничество на переговорах как эффективный способ разрешения конфликта. Условия успешного разрешения конфликтов.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2010

    Понятие психологического тренинга. Виды конфликтов, их проявление в организации. Структура конфликтной ситуации и факторы, определяющие возникновение и развитие конфликта. Основные модели поведения в конфликтах. Программа тренинга преодоления конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2012

    Понятие, структура конфликта. Подходы к разрешению конфликта. Улучшение эмоционального климата межличностного взаимодействия. Успешное деловое взаимодействие между людьми. Анализ условий и особенностей возникновения конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2002

    Социально-психологическая характеристика конфликтов. Определение понятия «конфликт», природа социального конфликта. Типы конфликтов и способы поведения в них. Периоды и этапы развития конфликта. Диагностика конфликтов. Разрешение конфликтных ситуаций.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Сущность понятия "конфликт". Роль личности в разрешении конфликтов, их понимании и видении. "Горизонтальные", "вертикальные" и "смешанные" конфликты. Положительное воздействие конфликта по Линкольну. Цель и программа тренинга по разрешению конфликтов.

Тренинг для подростков 13-17 лет «Неприятность эту мы переживем!» - решение конфликтов

Тема: Конфликт - «Неприятность эту мы переживем!»
Цели:
- создание благоприятных условий для работы в группе;
- знакомство с понятием «конфликт»;
- научить подростков эффективному и гармоничному взаимодействию с окружающими, снизить уровень конфликтности и враждебных реакций;
- показать и научить наиболее эффективным методам разрешения конфликтных, сложных эмоциональных ситуаций;
- мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия:
Упражнение «Подари улыбку другу».
2. Основное содержание, работа по теме:
Анкета «Оценка отношений подростка с классом»:
Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.
Инструкция:
На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б, В.
Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ».
1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:
А – знает больше, чем я;
Б – все вопросы стремиться решать сообща;
В – не отвлекает внимание преподавателя.
2. Лучшими преподавателями являются те, которые:
А – используют индивидуальный подход;
Б – создают условия для помощи со стороны других
В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.
3. Я рад, когда мои друзья:
А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;
Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;
В – помогают другим, когда представиться случай.
4. Больше всего мне нравиться, когда в группе:
А- некому помогать;
Б – не мешают при выполнении задачи;
В – остальные слабее подготовлены, чем я.
5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А – я могу получить помощь и поддержку со стороны других;
Б – мои усилия достаточно вознаграждены;
В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.
6. Мне нравятся коллективы, в которых;
А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;
Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;
В – каждый человек может использовать других для решения своих задач.
7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
А – создают дух соперничества между учениками,
Б – не уделяют им достаточного внимания
В – не создают условия для того, чтобы группа помогала им.
8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;
Б – возможность получения новой информации от других людей;
В – возможность сделать полезное другим людям.
9. Основная роль должна заключаться:
А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;
Б – в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;
В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.
10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:
А- предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;
Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;
В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.
11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:
А – имел ко мне индивидуальный подход
Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других
В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха
12.Нет ничего хуже того случая, когда:
А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;
Б – чувствуешь себя ненужным в группе;
В – тебе не помогают окружающие.
13.Больше всего я ценю:
А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;
Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга
В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.
14. Я хотел бы:
А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;
Б- работать совместно с преподавателем;
В- работать со сведущими в данной области людьми.

Обработка результатов:
На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы.
Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятию отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» - «П», «коллективистический» - «К».
Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:
аИ+ вП + сК,
Где а – количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, в-«прагматическому», с- «коллективистическому», например:
4И+6П+4К.
Ключ для обработки анкеты:
Тип восприятия индивидом группы
Индивидуалистический тип
Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим». Коллективистический тип
Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы.
Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим». Прагматический тип
Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида.
Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».
1в 8а 2а 9б 3б 10б 4б
11а 5б 12а 6б 13в 7б
14в 1б 8в 2в 9а 3в 10в 4а
11в 5в 12б 6а 13б 7а
14а 1а 8б 2б 9в 3а 10а 4в
11б 5а 12в 6в 13а 7в
14б

Литература:
О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Справочник психолога средней школы. – Ростов Н/Д: «Феникс», 2003. (стр. 251)

Вводная беседа: «Что такое конфликт?»
Ребята, как вы понимаете, что означает понятие «конфликт?» (Варианты ответов детей).
- «Конфликт - это противостояние сторон, точек зрения». В конфликтных ситуациях принято выделять оппонентов (противостоящие стороны) и собственно предмет конфликта (из-за чего стороны пришли к разногласию). Противостоящими сторонами могут выступать различные по составу и численности группы людей, целые народы, государства. Предметом конфликта может стать любая материальная вещь, точка зрения, приверженность к религии, национальность и т. д.
Ребята, вспомните конфликтные ситуации, в которых вы участвовали или которые вы наблюдали, чем заканчивались эти противостояния?
(Ответы детей).

Упражнение «Воссоздание конфликтной ситуации в условиях группы»
По желанию выходят два добровольца. Ведущий дает им вводную ситуацию: два одноклассника повздорили из-за того, что один из них воспользовался мобильным телефоном другого с его разрешения, но «проговорил» много денег и не хочет оплачивать свои переговоры. Первый стоит на том, что он это сделал с разрешения другого, и они не устанавливали время разговоров. Второй требует оплаты. Ни одна сторона не идет на примирение, причем на свою сторону пытается перетянуть одноклассников. Двое оппонентов пытаются доказать свою правоту и просят помощи у других участников группы. Ребята, поддерживают ту или иную сторону. В конце концов, в «конфликт» вовлекается вся группа. Спустя некоторое время ведущий останавливает ребят и переходит к обсуждению.

Беседа «Виды конфликтов и способы их разрешения»
«В ходе предшествовавшей игры вы наглядно продемонстрировали, каким образом разворачивается конфликт. В противоборство была вовлечена вся группа. Хорошо, что это была игра, и члены группы не рассорились. Но в жизни бывает совсем по-другому. Из-за того что два человека не смогли разрешить свой спор, весь класс мог разбиться на два враждующих лагеря. Этот конфликт был деструктивным. Действительно, конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. В конструктивных конфликтах воз-никают новые связи, взаимодействия, в деструктивных - напротив, отношения разрушаются.
Конфликтные ситуации вызывают у людей определенные негативные чувства. Для того чтобы конфликты не приносили негативных последствий, их нужно уметь разрешать.

Давайте поговорим о способах разрешения конфликта , а вы, по ходу обсуждения можете иллюстрировать их примерами из своей жизни:
- Уход: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Испытываемые при этом чувства: затаенный гнев, депрессия. Обидчика игнорируют, отпускают ехидные замечания за спиной, отказываются от дальнейших отношений.

Приспособление: изменение своей позиции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов. При этом человек подавляет свои негативные эмоции, делает вид, что все в порядке, что ничего не произошло, ругает себя за свою раздражительность, вынашивает план мести.

Конкуренция (силовое решение, борьба): соперничество, открытая борьба за свои ин-тересы, отстаивание своей позиции, стремление доказать, что другой не прав, попытки перекричать его, применить физическое насилие, требование беспрекословного подчинения, попытки перехитрить, призвать на помощь союзников, шантаж разрывом отношений.

Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки. Поддерживаются дружеские отношения, предмет спора делится поровну.

Сотрудничество (поиск нового решения): в выходе из конфликта все стороны удовлетворяются полностью через нахождение замен предмета спора на равнозначные или на более ценные.

Упражнение «Эффективное взаимодействие»
Вербальный вариант.
Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями, телефон и т. д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями.
- «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?»...

Важно заметить, что отказывать корректно надо тоже уметь. Некоторые люди осознают, что не умеют отказывать другим и при этом часто попадают в неприятные ситуации.
В силовом решении, борьбе – конфликт может привести к разрыву отношений. У людей, являющихся непосредственными участниками конфликта, и тех, кто за ним наблюдает и вовлекается в него, возникает масса негативных чувств: злоба, ненависть, гнев, физическое насилие, унижение. В этой борьбе люди часто не рассчитывают свои силы, переходят дозволенные границы. Никогда не следует унижать соперника!
И так, в случаях урегулирования разногласий стороны должны приходить к общему решению через договор, нахождение общего решения, в этом способе разрешения конфликтов дружеские отношения сохраняются и переходят на более качественный уровень, люди уважают друг друга.

2. Не накручивайте себя. Часто люди сами в своей голове выстраивают цепочку несуществующих событий, сами их развивают, да так начинают верить в это, что потом возникает множество проблем.

3. Выбирайте правильное время. Часто конфликты возникают в те моменты, когда один из собеседников не готов к разговору. Если вы видите, что ваш собеседник не в духе, что у него сегодня не задался день, то не лезьте под горячую руку со своими вопросами, рекомендациями или советами.

4. Ищите причину, а не следствие. Мы все привыкли бороться со следствиями конфликта, но никак не хотим анализировать, что ж стало причиной такого поведения человека.

5. Живете в моменте сейчас. Еще одна ошибка, которая приводит в серьезным конфликтам – это прошлые воспоминания. Не надо упрекать человека в том, что уже прошло. Старайтесь жить в моменте сейчас. Прошлое уже было, и его не изменить, поэтому, сильно и расстраиваться не стоит по поводу него, а будущее мы не знаем, поэтому, волнение относительно него тоже откиньте. Есть только здесь и сейчас – запомните.

6. Не накапливайте проблемы. Есть отличная поговорка: «Проблемы нужно решать по мере их поступления». И это истинная правда. Не нужно копить обиды, переживания, какие-то спорные моменты. Старайтесь все сразу обговорить, решить, прийти к общему знаменателю.

7. Не затаивайте обиды. Данное правило тесно связано с предыдущим. Не нужно затаивать в себе обиды, вынашивать коварный план мести, тайно что-то себе надумывать и навязывать. Если хотите жить без конфликтов, то стоит научиться спокойно, без лишних эмоций обговаривать все спорные моменты.

8. Не оскорбляйте. Не опускайтесь до самого низкого – оскорбления. Ученые доказали, что если во время ссоры человек переходит на личное, начинает оскорблять собеседника, то это показатель его слабости, его неправоты, его неумения доказать свою точку зрения.

9. Следите за тоном. Иногда не столько слова, а тон с которым они сказаны могут сильно обидеть вашего собеседника. Поэтому, всегда следите за тем, как произносите ту или иную фразу.

10. Не устраивайте истерик. Уже не раз говорилось о том, что истерика является сильным способом манипуляции другим человеком. Да, она способна утихомирить конфликт на какое-то время, но проблема то останется, ситуация так и будет не решенная.

А знаете, кто реже всех попадает в конфликтные ситуации? Люди, которые:
- не сплетничают;
- придерживаются нейтральной позиции в суждениях;
- тщательно выбирают не только друзей, но и просто собеседников;
- выглядят уверенными в своих силах;
- не суют свой нос, куда не надо;
- имеют слишком мало свободного времени, чтобы искать приключений на свою голову.
Просмотр видеоролика «Встреча на мостике».

3. Релаксация:
Упражнение «Тихое озеро».
- Займите удобное положение. Расслабьтесь. Закройте глаза.
«Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь, медленно откройте глаза».

4. Рефлексия.
Подведем итоги
Сформулируйте впечатления о прошедшем занятии:
- Что понравилось на занятии?
- Что было трудно делать?
- С чем уходите, и что с собой берете?

5. Ритуал окончания занятия.
Упражнение «Подари улыбку другу»:
Занятие окончено.

Конфликт – это столкновение мнений.

Мы часто сталкиваемся друг с другом своими картинами мира. Возникают конфликтные ситуации. Умение решать конфликтные ситуации, выходить из них конструктивно и с пользой для себя – одно из важных условий успешности человека. Этому можно научиться.

Научиться анализировать конфликтную ситуацию, находить лучшие для себя способы поведения в ней, достигать желаемых целей.

Мы надеемся, что наш тренинг поможет тебе успешно решать конфликты с друзьями, родителями и учителями, лучше понимать себя и достигать своих целей.

1. Внимательно просматривай видеосюжеты и комментарии к ним.
2. В интерактивных видеороликах посмотри разные варианты поведения.
3. Не пропускай текст с комментариями.
4. Представь себя в этих ситуациях. Подумай, как бы ты поступил и почему именно так.
5. Анализируй те конфликтные ситуации, с которыми ты сталкиваешься. Ищи наилучший способ поведения в них.

Посмотрите видесюжет:


Главное:

Эмоции и оскорбления не помогают в решении конфликта.
- разные способы поведения в конфликте приводят к разным результатам.

Основные принципы поведения в конфликте:

Принцип 1. Не вестись на эмоции или дать им выплеснуться, а потом уже решать конфликтную ситуацию.

Мы можем быть только в одном состоянии: либо на рациональном уровне, либо на эмоциональном.

Причем Эмоции срабатывают раньше Рацио на 2 секунды. Поэтому первая реакция чаще всего бывает эмоциональной.
Но выгодно ли во время конфликта находиться на эмоциях? Конечно, нет.

Чтобы конструктивно общаться в конфликте - необходимо сначала перевести его с крика и эмоций на Рациональный уровень. После этого возможен переход к конструктивному диалогу и вариантам решения вопроса конфликта.

Принцип 2. Словесно избегать слов-раздражителей.

Слова-раздражители - это слова, которые вызывают у собеседника отрицательные эмоции. Используя слова-раздражители человек выплескивает свои негативные эмоции и пытается таким способом отстоять свою позицию, но, чаще всего, результата не добивается,

Посмотрите видеосюжет:


Анализ сюжета:

Конфликтная ситуация. Одному нужны 100 руб., а другому их отдавать не хочется.

Варианты поведения.

1. Дать 100 рублей, пожертвовать своим интересом ради интересов другого человека.

Отношения сохранены, 100 руб. потеряны. Осталось неприятное чувство, что тебя используют. Проблема не решилась, т.к. ситуация наверняка повторится.

2. Решительно отказать, в резкой форме отстаивать свои интересы (идти на конфликт).
Деньги сохранены. Отношения с другом испортились, но и прояснилось, что они были не очень прочные. Скорее всего, ситуация больше не повторится.

3. 100 руб. не давать,
но объяснить свой отказ рациональными причинами (перевод конфликта на рациональный уровень). Потом предложить другой способ решить проблему (сотрудничество).

Деньги сохранены. Отношения с другом не испортились. Есть чувство удовлетворения, что смог отказать и выйти из ситуации без конфликта.

Примечание. Конфликтные ситуации между людьми часто возникают из-за того, что один считает, что ему всегда должны помогать, идти навстречу его желаниям. Если такому человеку все время потакать, то он привыкает, а когда ему отказывают, начинает обижаться или раздражаться.

Отказывать в чем-то человеку лучше с рациональными объяснениями своего поведения, без слов-раздражителей и эмоций.
Умение сказать «НЕТ» - это важный навык в конфликтных ситуациях.

1. Дать 100 руб., но сказать, что это в последний раз.

Это не решение конфликтной ситуации. Да, сейчас ценой 100 руб. неприятный разговор прекратился. Но в ближайшее время он повторится. И зачем это надо?

2. А я как раз у тебя хотел 100 руб. попросить.

Отказ в просьбе, но со «скрытым» объяснением, что у самого деньги на телефоне закончились. Звучит, как оправдание отказа. В данном случае сработает, но в будущем ситуация может повториться.

3. Почему ты считаешь, что у меня есть лишние деньги?

В таком ответе есть и отказ в помощи, и указание на ошибку собеседника (раздражитель!) в том, к кому он обратился. Неудачный вариант, т.к. вызывает отрицательную реакцию. Подходит только в том случае, если есть намерение поругаться с человеком.


Посмотрите видеосюжет:


Варианты поведения.

Вариант 1. Пообещать родителям улучшить учебу и меньше «сидеть» в интернете.
Такой способ поведения называется компромиссом. Все стороны идут на взаимные уступки. Правильно, что был определен конкретный срок выполнения обязательств – 2 недели.

Недостаток – обязательства придется выполнять, иначе конфликт опять возникнет и еще более сильный. Если выполнить свои обязательства не можешь, то тебе все потом припомнят.

Вывод: обязательства должны быть реальны и обдуманы.

Вариант 2. Сослаться на других.

Когда в конфликте мы говорим, что «все так поступают», «другие тоже так делают», то это слова - раздражители. Ничего кроме отрицательной реакции у другого человека, особенно родителей, они не вызывают. И действительно, чего оправдываться, кивая на окружающих? Кому какое дело, как другие себя ведут?

Вариант 3. Промолчать. Через 3-4 дня сказать, что смартфон потерял и играть тайком.

Это не решение конфликтной ситуации. Она остается, просто ее теперь надо скрывать.

Своих целей парень достиг. К конфликтной ситуации приспособился. Но какой ценой? И что он будет делать, если все вскроется? Такое поведение скорее подходит маленькому ребенку, который еще не умеет хоть как-то смотреть в будущее, прогнозировать последствия.
А какие еще варианты поведения в этой конфликтной ситуации ты можешь предложить? Подумай, а потом посмотри скрытый текст.

Другие варианты откройте текст ниже):

1. Устроить истерику. Пригрозить родителям, что если отнимут смартфон, то совсем учиться не будешь.

Это эмоциональное поведение, которое даже можно назвать шантажом. Конфликт переходит исключительно на эмоциональный уровень. Скорее всего, родители тоже в ответ будут реагировать на эмоциях.
Может быть родители временно и уступят, но конфликтная ситуация сохранится и даже усилится, отношения с родителями еще больше ухудшатся.

Также родители могут ответить, что учеба это твое дело, отобрать смартфон и сказать, что если ты не хочешь учиться, то и на смартфон сам зарабатывай.

В любом случае, этот вариант поведения приводит к усилению конфликтной ситуации.

2. Начать уговаривать родителей, говорить, что без смартфона тебе будет очень плохо, т.к. ты потеряешь друзей.

Это тоже эмоциональная реакция, но с добавлением рационального объяснения. Иногда такой способ поведения более или менее работает. Все зависит от аргументов, которые приводит человек, признает ли другая сторона их убедительными.

3. Объяснить родителям, что твоя учеба и интернет никак не связаны между собой.

Это попытка перевести конфликт на рациональный уровень. Вполне хороший способ, но аргументы должны быть убедительными.

Конфликты между родителями и детьми часто происходят из-за взаимного непонимания. Причем родители также часто в конфликтных ситуациях переходят на эмоции, как и подростки. Если ты будешь стараться перейти в конфликтной ситуации на рациональный способ ее разрешения, то вероятность достижения результата увеличится.

Посмотрите видеосюжет:


Конфликтная ситуация.
Интересы девушки и молодого человека противоречат интересам другого молодого человека. Ситуация осложняется тем, что эти молодые люди друзья.

Варианты поведения.
1. Ни с кем отношения не выяснять. Просто перестать общаться.
Конфликт не произошел. Свои интересы отстаивать не стал, но переосмыслил их, изменил свое отношение к ситуации. Свое достоинство сохранил. В результате ситуация перестала быть конфликтной.

В конфликтной ситуации полезно поразмыслить, оценить плюсы и минусы того или иного своего поведения.
Что я получу? Что я могу потерять? Насколько для меня это все важно?
Часто после анализа конфликтной ситуации выясняется, что и причин то для нее особых нет.

2. Отстаивать свои интересы через конфликт. Выяснять отношения на эмоциях и оскорблениях.
Отношения портятся. Свои цели тоже не достигаются. В результате разрыв дружбы.
Оскорбления - это слова-раздражители. Они уместны, только если вы решили заранее разорвать отношения с человеком.

3.Приспособление к конфликтной ситуации. Собственные интересы не учитываются, ради интересов другого человека. В данной ситуации они были еще и пересмотрены - отношения с другом важнее, чем девушка.
Отношения с другом не испортились. Конфликтная ситуация исчезла.

А какие еще варианты поведения в этой конфликтной ситуации ты можешь предложить? Подумай, а потом посмотри скрытый текст.

Другие варианты (откройте текст ниже):

1. Начать активно оказывать знаки внимания девушке.

Такой способ поведения в конфликте называется конкуренция или соперничество. Каждый участник старается достичь своих целей, при этом другой проигрывает, - как в спортивных соревнованиях.
Если человек выбирает такой способ поведения в конфликте, то ему нужно реально оценить свои возможности и ситуацию.

2. Спокойно обсудить с другом ситуацию.

Хороший способ прояснить для себя ситуацию. А дальше уже выбирать как лучше для себя в ней поступать.


Посмотрите видеосюжет:



Конфликтная ситуация. Сестру раздражает неубранная комната брата, а ему не хочется заниматься уборкой, а также, чтобы в его комнате убирались без него.

Конфликт начинает сестра, наведя порядок в комнате без разрешения и выкинув какие-то вещи брата.

Варианты поведения брата.

1. Начал «наезжать» на сестру, продолжил конфликт, да еще и на эмоциях. Результат – ссора.
А мог ли он добиться другого результата при выборе такого способа повеления в конфликтной ситуации? Вряд ли.

Когда в конфликтной ситуации мы начинаем обвинять другого человека, то у него, как правило, срабатывает психологическая защита. Он пытается защититься, разумные доводы воспринимать не может.

2. Брат предлагает сестре убирать его комнату вместе (сотрудничество). Сестра хоть и не очень довольна таким вариантом, но явного конфликта нет.

Обратите внимание, что сестра пытается конфликтовать, а брат на это не поддается, не идет на поводу у своих и ее эмоций, пытается отвечать спокойно и аргументировано.

Усиления конфликта не произошло. Есть возможность договориться.

3. Брат приспосабливается к конфликтной ситуации. Прямо свои права не отстаивает. Просто ищет способ, как в этой ситуации себя вести, чтобы его интересы не очень сильно нарушались. (Прятать вещи, которые сестра может выбросить.)

А какой твой вариант поведения в этой конфликтной ситуации? На месте брата? На месте сестры? Почему?

Посмотрите видесюжет:


Мы видим, что еще до начала конфликта учительница раздражена. Как вести себя в подобной ситуации?

1. Начать доказывать свою правоту.

Спорить с человеком в таком состоянии бесполезно. А обращение «ВРЕТЕ» - это слово-раздражитель. Свои эмоции таким способом выразить можно. Но получить желаемый результат вряд ли. В этой ситуации учительница только еще больше «заводится» и слушает только себя.

2. Ничего не делать.

Если все устраивает, то это самое разумное поведение. Зачем что-то доказывать, если вам все равно?

3. Подойти после урока.

Учительница успокоилась. Мальчик начинает с обращения к ней по имени отчеству. Обращение по имени в этом часто помогает сгладить конфликт. Ученик сначала установил контакт с учительницей, а потом уже стал аргументировано и без эмоций стал доказывать свою правоту.

Главное, в любой конфликтной ситуации постараться перевести ее с эмоционального уровня на рациональный. А перед этим ответить себе на вопросы. Чего вы хотите добиться, что для вас будет наиболее хорошим результатом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели только основы принципов поведения в конфликте. Но если их выполнять, то конфликтные ситуации с родителями, учителями и сверстниками будут разрулироваться легче и с лучшими результатами.

Мы продолжим этот наш тренинг, в следующей его части мы собираемся научить конкретным приемам и техникам поведения в конфликте.

В сюжетах снимались: Иван Деревянко, Иван Хвостов, Никита Манец, Артем Проценко, Николай Щербаков, Александр Алексеев, Анна Маркауцан, Валерия Пискова, Софья Валитова, Ксения Селичева, Денис Лазарев, Оксана Зиренко