«Русская литература и творчество Тютчева. Тема россии в лирике тютчева Политическая лирика Тютчева

1 Какова роль христианских образов и мотивов в произведениях писателей второй половины XIX века? 2 Что нового внесли в русскую поэзию Некрасов

Толстой Тютчев Фет?

3 Что роднит и отличает две литературные эпохи - первой и второй половины XIX века?

4 В чем проявилос стилевое богатство русской литературной классики XIX столетия?

Пожалуйста помогите! Завтра сдавать!

помогите пожалуйста по литературе(А.С.Пушкин Из Пиндемонти) 1)Что не дорого лирическому герою стихотворения?Почему? 2)с какой целью в стихотворении

использованы слова церковнославянской лексики?выпишите 3 примера,приведите современные значения. 3)Какие жизненные ценности утверждает лирический герой стихотворения? 4)О чем заставляет задуматься это стихотворение?Что нового вы узнали о Пушкине,прочитав это стихотворение?

прошу кто может не успеваю сама все написать 2,5,6,7,9,4

кто сколько сможет (очень поможите) это внутренный экзамен по литетаруте 1. В чем трагизм любви Желткова, героя рассказа Куприна «Гранатовый браслет»?
2. Докажите, что для героя рассказа Куприна «Гранатовый браслет» любовь является высшей ценностью мира.
3. Покажите богатство духовного мира героини повести Куприна «Олеся».
4. Докажите, приведя примеры из произведений Куприна, что его любимый герой – молодой человек, мягкий, интеллигентный, совестливый, горячо сочувствующий «меньшому брату» и одновременно безвольный, трагически подчиняющийся силе среды и обстоятельств.
5. Почему эпоху поэтов начала 20 века характеризуют как «серебряный век» русской поэзии? В чём его принципиальные отличия от «золотого века»?
6. Какие три совета дает юному поэту лирический герой стихотворения В.Я. Брюсова «Юному поэту»? Согласны ли вы с его позицией? Каким, на ваш взгляд, должен быть истинный поэт? Прочтите стихотворение наизусть.
7. Расскажите, что вы знаете о Брюсове – переводчике. Назовите его основные переводы. С каких языков они осуществлены?
8. Как в лирике Бальмонта проявляется интерес к древнеславянскому фольклору? Какие образы возникают? Проанализируйте стихотворения «Злые чары» и «Жар-птица».
9. Какую картину Бальмонт рисует в стихотворении «Первая любовь»? Расскажите о своём восприятии этого стихотворения.
10. Охарактеризуйте творчество раннего Маяковского. Каковы его основные специфические особенности? Прочтите одно стихотворение этого периода наизусть.
11. «Свобода – самое прекрасное в жизни, ради неё человек должен быть готов пожертвовать всем, даже жизнью». Подтвердите слова Горького примерами из его рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
12. Докажите, что даже безумный, но неординарный шаг, по мнению Горького, останется в памяти людей. Приведите примеры из «Песни о Соколе», «Песни о буревестнике», «Легенде о Марко».
13. Какое значение имеет смысл названия пьесы «На дне»? Объясните его символическое звучание.
14. Кому посвящен цикл стихотворений Блока «Стихи о Прекрасной Даме»? В связи с чем написан? Проанализируйте 3 стихотворения из этого сборника. Одно прочтите наизусть.
15. Как раскрывается тема Дома в романе Булгакова «Белая гвардия»? Какое символическое значение для Булгакова имеет слово «дом»?
16. Какие философские проблемы поднимаются в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
17. Покажите неразрывность связи судьбы и творчества Цветаевой с Москвой. Проанализируйте цикл «Стихи о Москве». Прочтите одно стихотворение наизусть.
18. Охарактеризуйте образ лирической героини поэмы «Реквием».
19. Охарактеризуйте казачий быт, изображённый Шолоховым. Покажите особенности речи казаков. Как они помогают писателю передать жизненность обстановки. Как писатель рисует жизнь станицы?
20. Охарактеризуйте семейный уклад Мелеховых, Коршуновых, Астаховых. Составьте сравнительно-сопоставительную характеристику.
21. Как в романе «Тихий Дон» изображена Первая мировая война?
22. Сравните Аксинью и Наталью, объясните чувство Григория к каждой из них. Какое значение имеют имена героинь? Почему обе гибнут?
23. В чём смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека»?
24. Дайте подробную характеристику военной прозы и поэзии. Проанализируйте 2 произведения.
25. Дайте подробную характеристику городской прозе. Проанализируйте 2 произведения.

Несомненно, поэзия Фёдора Ивановича Тютчева стояла у истоков отечественной философской поэзии. Её место и значение определяется философской направленностью. Читатели-современники почувствовали особенность тютчевской лирики. Так, Н.А. Некрасов в статье 1850 года «Русские второстепенные поэты» высоко оценил поэзию: «всё написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, …исполненного мысли и неподдельного чувства».

Спустя четыре года И.С. Тургенев в небольшой статье «Несколько слов о стихотворениях Ф.И. Тютчева» определил особое качество тютчевской поэзии: «… поэту нужно высказать одну мысль, одно чувство, слитые вместе, и он большею частию высказывает их единым образом…». А.А. Фет в статье «О стихотворениях Ф.Тютчева» (1859) уже категорично назвал Тютчева «поэтом мысли». Теперь мы видим, что каждый из современников указывает на главную особенность тютчевской поэзии - наличие мысли в стихах.

В 1874 году на философичность поэзии Ф.Тютчева указал критик В.Г. Авсеенко: « … в его стихах…отражается уже та потребность рефлексии, которая сделалась одним из признаков новой поэзии». По мнению философа-критика В.Соловьёва, «раскрытие поэтического смысла природной жизни Пушкин как бы предоставил своему глубокомысленному современнику Тютчеву…» Я согласен с высказываниями критиков В.Г. Авсеенко и В.Соловьева и считаю, что творчество Фёдора Ивановича связано с традицией пушкинской поэзии и соотносится с исканиями поэтов -современников, А. Фета и А. Толстого.

Мироощущение Ф.И. Тютчева, воплощённое в необычной образно-символической форме его стихотворений, оказалось созвучным поэтам-символистам начала 20 века: А. Блоку, К. Бальмонту, Вяч. Иванову, В.Я. Брюсову, Д. Мережковскому, Д. Дарскому. Они увидели в Тютчеве своего непосредственного предшественника.

Ёмко и метафорически образно сказал о Тютчеве литературовед Лев Озеров: «Наследник 18 века, дитя 19, Тютчев принадлежит целиком нашему 20 веку».

Поэтическое наследие Фёдора Ивановича Тютчева невелико: чуть более двухсот стихотворений. Однако масштабность его поэзии измеряется не количеством стихов! Она определяется критериями иного порядка:

Здесь духа мощного господство,

Здесь утончённой жизни цвет

Список используемой литературы

1. Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева М., 1986.

2. Каблуков В.В. Мотив - мотивный комплекс - модель мира//Проблемы художественного миромоделирования в русской литературе 19-20 веков. Благовещенск, 1997.

3. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева М., 1978.

4. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии 20 века. М., 1978.

5. Кожинов В.В. История всемирной литературы: т.6 М., 1989.

Сочинение

Русская литература XIX в. щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила со многими выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву. О его творчестве можно сказать словами Тургенева: «О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». С детских лет нас сопровождают стихи Федора Ивановича Тютчева. Многие из нас еще не умели читать, но уже наизусть знали его стихи. После первого знакомства с его произведениями для многих он становился потом самым понятным и любимым поэтом. Многие его строки вспоминаем мы, когда хотим выразить самые сокровенные свои чувства. Даже сейчас, когда я вновь и вновь перечитываю его стихи, понимаю и поражаюсь неиссякаемому богатству русского языка. Его стихи служат лучшим доказательствам могущества слова.

Во многих стихах Тютчева отражена глубокая любовь к природе, которая неразрывно связана с любовью к родине. Свою беззаветную веру в родину поэт старался прививать людям, окружавшим его в тот момент, а также и будущему поколению. Мне вспоминается небольшой, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма Тютчева к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.

Через обращение к природе Тютчев раскрывает всю красоту и неповторимость нашей родины, воспевает любовь к ней, восхищается и описывает с такой точностью, какую не встретишь больше ни у одного поэта. Федор Иванович в своих стихах предоставил наиболее емкие и поэтически точные картины родной природы. Так, в своем стихотворении «Весенняя гроза» он наиболее точно показал грозу над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России:

* Люблю грозу в начале мая,
* Когда весенний, первый гром,
* Как бы резвяся и играя,
* Грохочет в небе голубом.

Да, многие стихотворения Тютчева посвящены природе, любви. Это, разумеется, дает основание относить его к жрецам «чистой поэзии», но Тютчев был также человеком своего времени. И много стихов посвятил своей родине. Из них мы узнаем, что не все в России так радует поэта, как красота родных просторов. Происходящие на родине события не были созвучны его мировоззрению. Суждения Тютчева точно характеризуют всю мерзость создавшейся в стране политической обстановки: «В России канцелярия и казарма… все движется около кнута и чина». Судя по лирике поэта, он был противником чинопочитания, лишен всякого желания выслужиться, являлся противником крепостного права:

* Над этой темною толпой
* Непробужденного народа
* Блеснет ли луч твой золотой.

Тютчев всегда стремился сохранить полную свободу мысли и чувства, не покорялся условной светской «морали», не раболепствовал перед светскими приличиями. Для поэта Россия представлялась незыблемой громадой, «ковчегом спасения» для Европы. Однако такой она представлялась поэту лишь внешне. В глубине же своей она была «краем долготерпения». Всю ответственность за военные проигрыши и беды народа Тютчев возлагает на царя. И именно в его адрес была направлена резкая и обличительная эпиграмма:

* Не Богу ты служил и не России,
* Служил лишь суете своей,
* И все дела твои, и добрые, и злые,
* Все было ложь в тебе, все признаки пустые:
* Ты был не царь, а лицедей.

Это стихотворение вызывает неоднозначное чувство. Неоднозначен и был в своем поведении Тютчев. Он принадлежал к привилегированному классу, участвовал в дворянских политических кружках и был знаком с некоторыми декабристами. Однако его глубоко возмущали насильственные методы, выбранные ими для борьбы. Зная о готовящемся бунте декабристов, поэт придерживался нейтралитета. Потом он резко выступил с критикой декабристского движения:

* Вас развратило самовластье,
* И меч его вис поразил, -
* И в неподкупном беспристрастье
* Сей приговор закон скрепил.
* Народ, чуждаясь вероломства,
* Поносит ваши имена -

* И ваша память от потомства,
* Как труп в земле, сохранена.

Дыхание эпохи, в которую жил поэт, ощущается даже в стихах, далеких от общественной и политической тематики. Он был современником больших войн и социальных потрясений. И как человек широкого кругозора и острого ума, Тютчев пытался осмыслить историческое значение происходящих в стране событий, с болью и тревогой следя за ними. Его поэзия - это своеобразная исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые», в эпоху крушения социальных устоев. Тютчев всегда стремился жить не в прошлой, а в настоящей России, и эти строки очень хорошо отражают его мысли:

* Не о былом вздыхают розы
* И соловей в ночи поет:
* Благоухающие слезы
* Не о былом Аврора льет,
* 14 страх кончины неизбежной
* Не свеет с древа ни листа.
* Их жизнь, как океан безбрежный,
* Вся в настоящем разлита.

Неоднозначное отношение Тютчева к образу своей родины проходит через все его творчество. Он одновременно воспевает красоту России через природу и обличает все пороки страны тех времен. Но все же поэт с большой искренностью и любовью относится к России, восхищается ее красотами. Россия для Тютчева была своеобразным живописным полотном, о достоинствах которого он мог судить не только на своей родине, но и вдали от нее. Прожив много лет за границей, поэт начал судить о своей родине как бы издали, и иногда происходящие в России события становились ему неясными и чуждыми. В конце жизни он написал следующие стихи:

* умом Россию не понять,
* Аршином общим не измерить:
* У ней особенная стать -
* В Россию можно только верить.

Как всякий русский поэт, Федор Тютчев не мог быть только поэтом лирическим. Вся его поэзия проникнута глубоким, мистическим чувством к отчизне. Признавая наличие живой души в природе, он подобным образом видел ее в России. Более того, он считал Россию по природе своей христианским царством. По мысли его, Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество. Великое призвание России, по мысли Тютчева, предписывает ей держаться единства, основанного на духовных началах:

* Над этой темною толпой
* Непробужденного народа
* Взойдешь ли ты когда, свобода,
* Блеснет ли луч твой золотой?
* Растленье душ и пустота.
* Что гложет ум и сердце ноет…
* Кто их излечит и прикроет?
* Ты, риза чистая Христа…

Если принять точку зрения поэта, что Россия - душа человечества, то, как и во всякой душе, светлое духовное начало имеет против себя темную хаотическую энергию, которая еще не побеждена, еще не подчинилась высшим силам, которая еще борется за преобладание и влечет к смерти и гибели. Ее жизнь еще не определилась окончательно, она еще движется, двоится, увлекаемая в разные стороны противоборствующими силами. Воплотится ли в ней свет истины, спаяла ли она единство всех частей любовью? Сам поэт признает, что она не покрыта еще ризою Христа. Значит, судьба России зависит от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условие для исполнения ее космической миссии есть внутренняя победа добра над злом. И тогда все остальное приложится ей.

Особенности лирики Ф. И. Тютчева

Лирика Ф. И. Тютчева сильно отличалась от того, что тогда печаталось в поэтических разделах журналов и альманахов того времени. Его стихотворения стали настоящим открытием для русских читателей.

Первый сборник В. И. Тютчева вышел в 1854 году под редакцией И. С. Тургенева. это стало вторым открытием Тютчева на родине, сборник имел колоссальный успех, а в 1868 году было опубликовано второе прижизненное издание стихотворений поэта.

Ф. И. Тютчев стал заметной фигурой в литературных и светских салонах. Он отличался остроумием, имел блестящее образование, одинаково хорошо писал и по-русски, и по-французски. Тютчев имел широкий круг знакомств при дворе и в правительственных кругах, а его мнение опытного политического мыслителя и дипломата высоко ценилось, к нему прислушивались, его уважали. Поэта знали Лев Толстой, Гончаров, Тургенев. Отзывы Тютчева об их романах отличались меткостью и оригинальностью.

Благодаря своему авторитету и этим связям Тютчев способствовал смягчению цензурной участи большого количества изданий, помогал ввозу в Россию книг, прежде запрещенных. Афоризмы поэта, отличавшиеся остротой и парадоксальностью, впоследствии вошли в особый сборник под названием «Тютчевиана». Также как статьи и афоризмы на русском языке, французские афоризмы, статьи и письма поэта изобилуют тонкими остротами, глубокими рассуждениями о политике и литературе.

Лирика Тютчева отличается краткостью, внутренней свободой, энергией сжатой поэтической мысли, его произведениям присущи смелые и неожиданные метафоры. Заслуга Тютчева состоит в том, что он вернул поэтической мысли ее лиризм, красоту и художественность, для чего изменил весь метафорический, ритмический и жанровый строй русского стиха. Тютчеву удалось избежать отработанные штампов и формул элегической школы романтизма. Поэт сумел найти новые формы для нового содержания.

К сожалению, до современности дошло не все лирическое наследие поэта. Часть его произведений была им сожжена или утеряна при разборе бумаг. Поэтому стихотворений, которые составляют лирику поэта, сохранилось достаточно немного. Гончаров насчитал несколько десятков произведений, Тургенев говорил о ста. А сам Тютчев просил не публиковать его произведения «на случай». У Тютчева много стихов на политическую тематику и переводов зарубежных поэтов. Среди этих стихотворений есть шедевры, содержащие великолепные строки, строфы и образы.

Тютчев как мастер малой поэтической формы

Но все же Тютчева называют непревзойденным мастером малой поэтической формы. Лучшие произведения лирика-мыслителя обычно короткие, состоящие из одной – трех строф. Необходимо заметить, что это не лирические фрагменты либо отрывки, это целостные, завершенные произведения. В этих коротких стихотворениях как нельзя лучше отражается удивительно емкая и подвижная мысль поэта. Эта мысль является не просто глубокой, она удивительно ясна и убедительна. Эта мысль гениально встроена в виде афоризма, стремительно разворачивающегося, в виде четкого высказывания. Мысль поэта в этих произведениях красива и завершена эффектным утверждением – образом. Тютчев не предается философствованию, однако его идеи вышли из школы классической философии.

Определение 1

Стихотворной миниатюрой называется небольшое произведение, имеющее строгую законченную форму и отличающееся глубиной содержания, афористичным выражением мысли автора.

Наиболее известное стихотворение Тютчева было написано в 1869 году. Полностью оно выглядит так:

Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

На примере этого стихотворения видно, как живая, гибкая мысль поэта разворачивается внутри одного четверостишия. Эта мысль представляет собой единый рифмованный афоризм. Однако если присмотреться к ходу этой мысли, углубляющейся в идею и образ, и развитию самого стиха, можно убедиться в том, каким великим искусством композиции обладал поэт. Заслуживает особого внимания и особая постановка философской проблемы. В произведении речь идет о фундаментальной загадке бытия и месте человека в этом бытие. Этот вопрос является основным вопросом в философской науке. А поэт дает на него ответ, сталкивая ключевые слова «человека» и «века».

Это стихотворение свидетельствует о том, что Тютчев, увлекавшийся в молодости идеями Руссо, имеет свой собственный, особый взгляд на природу. Природа – это не только мир, который полон жизни, красок и звуков. Все это является лишь оболочкой, под которой скрывается сама тайна мироздания. Человек и природа в лирике Тютчева выступают как два живых существа, неразрывно связанных друг с другом и понимающие друг друга. В творчестве Тютчева мир природы переосмысливается заново.

Замечание 1

Лирик поэтизирует каждую частичку природы, в результате рождается новый образ – Великой Матери Природы. Лирика Тютчева – это беседа с ней.

Поэт обновил метафоры. Лирическая смелость метафор Тютчева удивляла А. Фета, который сам являлся смелым лириком природы.

Новая поэтизация природы в качестве единого целого, а также открытие ее вечных богатств, забытых человеком, стала основной задачей Тютчева – лирика.

Тютчев писал стихотворения и на историческую тему. Такими стихотворениями являются «Наполеон» и «Цицерон». В этих произведениях великий национальный поэт выступает со своим неожиданным суждением о творцах мировой истории и о самой мировой истории. Даже трагедию декабристов Тютчев увидел и отразил как объективный, внимательный свидетель. Можно сказать, что взгляд Тютчева – это русский взгляд. Россия, вопреки своей тяжелой кровавой истории, несмотря на все трагические события, остается христианской страной. Это является главным для поэта. Он считает, что это дает веру и надежду, этим объясняется стойкость русского народа в любых испытаниях. Это обусловливает нахождение России в центре мировой истории.

Таким образом, творчество Тютчева привнесло много нового в русскую поэзию. Заслуга поэта заключается в следующем:

  • возвращение красоты и лиризма поэтическому слову
  • изменение метафорического, жанрового, ритмического строя стиха
  • поиск новых форм и нового содержания
  • новый взгляд на природу, на человека, историю, общество
  • новые рассуждения о важнейших вопросах бытия.

И это далеко не полный список новшеств, которые поэт внес в отечественную поэзию.