Модернизация в японии 19 веке таблица. Япония на пути модернизации. Внешняя политика Японии

Из всех пяти стран Востока, где проходили процессы модернизации так и не были завершены, опыт Японии выступает «счастливым исключением» из правил восточного типа модернизации, где традиционные миры отступали не в силу внутренней эволюции общества как на Западе, а под давлением западного капитализма и колониализма. Последнее обстоятельство создавало в восточных обществах мощную социальную базу (как верхов, так и низов) их неприятия, приводило к социально-культурным расколам общества, порождала особую болезненность и кризисность общественного развития.

Западное давление на японское традиционное общество разумеется, было, но здесь не было глубокого неприятия культурных и технических инноваций Запада, не было и высокомерного и неадекватного отношения к внешнему миру как у китайцев. К тому же даже в условиях существования сегуната, японцы не прерывали своего пусть узкого, но «общения с западным миром», с его новинками через голландцев, далеко, кстати, неотсталого европейского народа.

К тому же в отличие от Китая и других стран Востока, японская традиция государственности не имела ярко выраженного деспотизма и подавления государством и бюрократией частного сектора. Как мы уже отмечали и развитие городов, и частнособственнические отношения здесь были выражены сильнее, чем где -либо в восточных странах. Все это благотворно повлияло на развитие буржуазных отношений на японской земле. И еще что очень важно отметить, в японской культуре не было тотального неприятия нового, чужеземного, поскольку японцы в своей истории неоднократно и очень много заимствовали, например, у китайской культуры.

Как указывают многие исследователи в японской национальной культуре, есть удивительное свойство формировать органичный симбиоз традиций и инноваций, которое в японской политической науке получило название дзассюсэй (гибридность). Чем оно объясняется? Во-первых, японское сознание способно трансформировать и адаптировать заимствования настолько эффективно, что они воспринимаются как нечто органичное и не противоречащее традиции. Во-вторых, специфика японской традиции заключается в том, что восприятие нового вовсе не означает насильственное вытеснение старого новым. Нет, новое органично усваивается и входит уже в «плоть и кровь» автохтонной традиции. Вот поэтому в Японии в отличие от других восточных стран почти не возникало раскола или оппозиции между модернизаторами и консерваторами.

В самой по себе политике реформирования не было ничего исключительного, по сравнению с другими восточными странами, но особенностью Японии было в том, что эти реформы проведены достаточно быстро и последовательно и самое главное, при наличие консенсуса в верхах. Что еще отличало модернизацию Японии, это ее милитаризованность и маниакальное стремление сохранить и укрепить свою великодержавность. В японском обществе в отличие даже от китайского, было полное единодушие против неравноправных договоров с иностранцами и их присутствия в стране, но и против тех, кто счел возможным пойти на недопустимые уступки «заморским варварам». В тоже время японцы внимательно изучали западный опыт выстраивания отношений с восточными странами, в частности с Китаем. Это впоследствии принесло свои плоды. Япония стала единственной азиатской страной, которая в своей внешней политике с восточными странами проводила типично империалистическую политику по западным лекалам. Патриотический настрой сплотил нацию в единое целое и позволил мобилизовать общество на необходимые реформы. Все эти настроения в частности быстро помогли Японии перевооружить армию и флот по западным стандартам и в конце XIX в. самой превратиться в единственную незападную колониальную державу. Но самурайский дух милитаризма и шовинизма сыграл двоякую роль в судьбе страны: с одной стороны, помог признать Японию Западом в качестве единственной незападной страны почти равной себе, но с другой, лишил японское руководство чувство меры и привел милитаристское государство к своему краху в 1945 г.

Переломным моментом в модернизации Японии стал 1868 г. когда власть в результате революционного по свои результатам политического переворота, впервые в истории Японии перешла к юному императору Муцухито. От его имени был проведен комплекс радикальных реформ, которые получили в японской историографии название революция «Мэйдзи», что означает «просвещенное правление». Это была в еще большей степени модернизация «сверху» по сравнению с европейской Германией и больше походил на российский опыт модернизации традиционной системы самодержавной властью (реформы Александра II).

Очень быстро в Японии были ликвидировано феодальные уделы и наследственные привилегии князей-дайме, превратив их в чиновников, которые возглавляли губернии и префектуры. При этом титулы сохранились, но сословные различия были сильно ограниченны. Земля переходила в собственность крестьян, как и в России за выкуп, что открывало путь развития капитализма в деревне. Купля-продажа земли была разрешена без ограничений. Государство стало поощрять национальную буржуазию, дав ей твердые социальные и юридические гарантии. Более того государство взяв на себя строительство крупных промышленных объектов, потом за бесценок продавали их привилегированным компаниям- Мицуи, Мицубиси, Фурукава. Тем самым правительство продемонстрировало всем, что оно защищает интересы частного бизнеса. Поэтому японская буржуазия, крепко привязанная к монархии, поддержала мероприятия, направленные на сохранение полицейско-бюрократического произвола и не боролась за предоставление ей политической власти. Даже возникшая в 1882 г. партия либеральной буржуазии активно поддерживала внутреннюю и особенно внешнюю политику властей. Сложился своеобразный союз «иены и меча», ставший характерной чертой социального строя Японии вплоть до 1945 г.

Особенностью японского капитализма стало культивирование патерналистских традиций, стремление предпринимателей наладить прямой контакт со всеми рабочими на началах гармонии труда и капитала. Сложилась особая система менеджмента и взаимоотношений внутри фирмы: в глазах японского рабочего фирма представлялась своеобразной традиционной общиной, где хозяин был не только работодателем, но и «заботливым отцом большого семейства». Рабочие воспитывались в духе преданности «семье- фирме», беспрекословного подчинения начальству. В свою очередь, руководство фирмы давало своим «детям» твердые социальные гарантии и различные льготы. Эта практика как показал опыт, была успешной, Япония практически не знала мощных рабочих движений, забастовок, подобных тем, что сотрясали ведущие страны Европы и Америки.

Наконец, в 1889 г. в Японии была принята конституция по прусскому образцу, где за императором оставались исключительно широкие права: ему принадлежало утверждение и издание законов; созыв и роспуск парламента; объявление войны и заключение мира; верховное командованием вооруженными силами; назначение и увольнение всех гражданских и военных чинов и т.д. В четвертой главе (55 статья) отмечалось, что министры в Японии ответственны только перед императором. Нелишне напомнить, что император в Японии обожествлялся, а сама японская нация рассматривалась как одна большая семья, в которой император играл роль своего рода духовного отца.

Победоносные войны 1894-1895 гг. с Китаем, в 1904-1905 гг. с мощной Россией, только укрепили убеждение в обществе в правильности реформ и еще более сплотили нацию вокруг ее милитаристского и империалистического курса. К началу XX в. Япония, единственная из восточных стран, сумела в целом закончить буржуазные реформы раннеиндустриальной стадии капитализма, сохранив при этом немалые докапиталистические пережитки и войти в ряд стран «второго эшелона» капиталистического развития, наряду с Германией, Италией и Россией. С этими странами Японию сближал общий опыт проводимой модернизации «сверху», сохранение многочисленных докапиталистических отношений и отсутствие полноценного гражданского общества и широких гражданских свобод.

Что и говорить, и буржуазная модернизация и политический строй Японии был далека от западного демократического образца США, что в общем, объяснялось восточным типом японского государства и общества. Но эта успешная во многих отношениях «революция сверху» в восточной стране, смогла все же разорвать порочную завязь страны на деспотичной структуре власти-собственности, вырваться из оков традиции, перейти в новое качество и стать «счастливым исключением» из модернизирующихся с большими «откатами» в Традицию, стран Востока.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля:

1.Что было общего и особенного в попытках модернизации восточных государств в XIX веке?

2.Каковы были характерные черты реформ в Османской империи во второй половине XIX-начале XX вв.

3.Чем объясняется превращение Ирана в полуколонию европейских держав в XIX веке?

4.Почему все попытки китайских реформ во второй половине XIX века, закончились крахом?

5.Какую роль сыграл Запад в реформах восточных государств во второй половине XIX –начале XX вв.

6. Чем объяснить успех буржуазных реформ «Мейдзи» в Японии?

Основная литература

1.Всемирная история: учебник для студентов вузов/под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.-3-е изд.-М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2. Васильев Л.С. Всеобщая история. В 6 т. Т.4. Новое время (XIX в.): Учеб. пособие.-М.: Высш. Шк., 2010.

3.Яковлев, А.И. Очерки модернизации стран Востока и Запада в XIX-XX веках. М.: ЛЕНАНД, 2010.

3.Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1. М. Высш. Шк., 1998.

4.Кагарлицкий Б.Ю. От империй-к империализму. Государство и возникновение буржуазной цивилизации.-М.: Изд. Дом Гос. Ун-та-Высшей школы экономики, 2010.

Дополнительная литература

1.Фернандес-Арместо, Ф. Цивилизации/ Фелипе Фернандес- Арместо; пер, с англ, Д.Арсеньева, О.Колесникова.-М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.

2.Гусейнов Р. История мировой экономики: Запад-Восток-Россия: Учеб. пособие.-Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004.

3.Непомнин О.Е. Типология азиатских обществ. Ин-т востоковедения РАН.- М.: Вост. Лит., 2010.

Тема урока: Япония на пути модернизации: восточная мораль – западная техника.

Цели урока:

Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие Японии в первой половине XIX века;

Выяснить причины и значение революции Мэйдзи (1867-1868 гг.);

Раскрыть сущность реформ 60-70 гг. и Конституции 1889 г.;

Определить причины агрессивной внешней политики Японии;

Продолжить развитие умения самостоятельно работать с документами как источниками новых знаний, выделять главное, использовать ранее приобретенные знания, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главные и второстепенные события, работать с исторической картой;

Развивать понятийный аппарат учащихся;

Способствовать воспитанию у учащихся толерантного отношения к людям разных культур.

Оборудование: презентация, раздаточные материалы, документы

Ход урока

I . Вводная часть.

1. Организационный момент.

Приветствие на японском языке: «кон-ни и-ва» (добрый день)

Садитесь, до-дзю (пожалуйста). Как думаете, на каком языке я к вам обратилась?

Какое отношение он имеет к сегодняшнему уроку?

2. Водная беседа

Мы изучили события, имевшие место в 19 веке в странах Европы, Северной и Латинской Америки.

Ребята, скажите, что общего было в развитии стран Европы и США?(модернизация экономики, расширение влияния на другие страны и их завоевание)

Какое место в данных событиях занимали страны Латинской Америки? (они были мало развитые, в них проходили национально-освободительные движения против Испании и Португалии, усиливается влияние США)

А сегодня начнем рассматривать особенности развития стран Азии.

- Вспомните, какие наиболее крупные государства существовали на Востоке к началу 19 века ? (Индия, Китай, Япония)

- Как считаете, государства Азии в экономическом плане были более развиты, чем государства Запада или нет? Почему?

- Как думаете, смогут ли государства Востока сохранить свое положение в неизменном виде? Почему? ( западные страны нуждались в рынках и расширении своего влияния и постараются подчинить себе более слабые восточные страны)

(на фоне музыки) Среди азиатских стран особое место занимало одно государство, вы сейчас слышите музыку данной страны, которое в своем развитии к концу 19 века приблизилось к развитым странам Европы. О каком государстве идет речь?

1. Япония вступила в XIX век, будучи далекой окраиной освоенного европейцами мира. Как и другие страны Азии и Африки, она стала объектом экспансии западных стран, но не попала в зависимость от них. Она сумела не только устоять под натиском стран Запада, но и стать одной из развитых стран. На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, как Японии удалось добиться такого положения? Предположите, какие проблемы надо было решить Японии. (провести преобразования в области экономики)

- Как называется процесс усовершенствования , внедрения новшеств, отвечающих современным требованиям? (модернизация)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока: «Япония на пути модернизации»

Какие задачи надо решить? (какие произошли изменения, каковы их последствия?)

- Определить главную проблему страны в процессе её модернизации :

II . Основная часть. Изучение нового материала. Сообщение темы и целей урока.

1. Особенности географического положения

- Каковы особенности географического положения Японии? (работа по карте: учебник, слайд)

Как вы видите на карте мира, Япония является островным государством. В середине XIX века японцы жили в основном на четырех островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо.

2. Особенности развития Японии до сер 19 века.

С XII века в Японии установился сёгунат.

-Что означает сёгунат? (Сёгунат – своеобразная форма правления феодальной аристократии в Японии, при которой император был верховным правителем лишь номинально, а власть реально принадлежала по наследству главе крупного феодального клана).

Первыми европейцами, посетившими в 1542 году Японию, были португальцы. Местные князья стали покупать у португальцев оружие. За португальцами в страну устремились англичане и голландцы, постепенно развивалась торговля Японии с Европой. Японское правительство опасалось, что европейцам удастся подчинить себе страну. Поэтому сегун Токугава Иэмицу в середине XVII века принял решение о закрытии страны. Исключение было сделано только для голландцев, которые помогли сегуну в подавлении крестьянского восстания. Для них был открыт единственный порт - Нагасаки.

- Как вы думаете, к каким последствиям привела искусственная изоляция Японии?

(Низкие темпы экономического развития; Международное положение страны было нестабильным. Военно-техническая отсталость страны.)

До середины XIX века Япония оставалась закрытой для иностранцев и развивалась в соответствии с традициями, которые сохранились со времен Средневековья.

США и европейские государства все пристальнее стали поглядывать на Дальний Восток.

3. Познакомить с насильственным открытием Японии

- Подумайте, почему США была заинтересована в проникновении в Японию?

Работа с документом с.249 – каковы причины открытия Японии

(У Японии было важное стратегическое положение : 1. Страна представляла интерес для США как перевалочная база американских судов, плавающих в северных водах Тихого океана;

2. Япония была удобным плацдармом для укрепления американских позиций на дальнем востоке).

В 1853 г. В залив Эдо на остров Хонсю прибыла американская военная эскадра во главе с коммандором Мэттью К. Перри, который передал японцам письмо от президента США Филмора, в котором выражалось желание установить с Японией дипломатические отношения. Японцы попросили время на размышления. Перри заявил, что явится на следующий год. В феврале 1854 года он вернулся с десятью военными судами. Перри требовал от японцев уступок, угрожая интервенцией. 31 марта 1854 г. был подписан японо-американский договор «О мире и дружбе», произошло насильственное открытие Японии для стран Запада. Торговые соглашения были неравноправны. Фактически, Япония в конце 19 века превратилась в полуколонию.

В 1855 году подписан первый русско-японский договор, по которому к России отходили Курильские острова севернее острова Итуруп, а Сахалин оставался в совместном владении.

Вскоре подобные договора были подписаны и с другими европейскими странами (Англия, Франция, Голландия и др.), предоставившие им ряд льгот в торговле с Японией и право экстерриториальности.

4. Определить последствия открытия Японии. «Открытие» Японии имело важные последствия. Прочитать учебник С.244 и определить последствия открытия Японии

(ухудшение положения: рост затрат на вооружение, рост налогов, подрыв национального производство за счет притока иностранных фабричных товаров, вывоз золота, что подрывало финансы.

Т. О., торговля с западными странами расстроила японскую экономику. В страну хлынули дешевые европейские товары, что подорвало национальное производство. Появилось понимание того, что за годы изоляции Япония отстала в техническом отношении от стран Запада и что необходима модернизация

Все чаще и чаще в Японии можно было услышать следующие речи: «Эти варвары привозят нам ненужные предметы роскоши, лишают нас предметов первой необходимости, разоряют народ и стремятся в ближайшем будущем захватить Японию. Это наш сегун посеял семена всех бедствий.»

- Кого считали виновным в ухудшении положения? (сегуна)

Массовое недовольство проникновением европейцев в Японию в 1868г породило движение против сегуна и иностранцев, его участники выступали за восстановление реальной власти императора. Японцы быстро и организованно перестроились, взяв собственную судьбу в свои руки. Оппозицию сёгуну возглавили местные князья. В поисках альтернативы власти сёгуна они обратились к императору Муцухито. В 1868 г. в Японии произошел военный переворот (революция), в ходе которого императорская власть была восстановлена. 15-летний император Муцихито встал во главе страны.

- Как вы думаете, почему сёгунат и его коалиция потерпели поражение?

5. Рассмотреть содержание реформ Мэйдзи.

Период правления императора Муцухито получил название «эпоха Мейдзи» - «просвещенное правление». 6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий:

- «Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением.

Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.

Всему народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.

Все плохие обычаи прошлого будут упразднены; будут соблюдаться правосудие и беспристрастие, как они понимаются всеми.

Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены».

- В чем суть программы? о внедрения в Японии достижений европейской цивилизации.

Император Муцухито соглашался с японской пословицей: «Когда у слепых и поводырь слепой, они падают в яму». Девизом реформ был выбран лозунг «фукоку кёхэй » («богатая страна, сильная армия »). Проводилась политика «просвещения сверху». Для ознакомления с положением дел на Западе была создана « », которая, побывав в 15 странах, привезла на родину бесценную информацию о современных принципах общества. Весь период эпохи «Мейдзи» проходил под лозунгами: «Японский дух, европейское знание», «Учить других всегда почетно, учиться у других – никогда не стыдно». Начинается «Вестернизации» Японии. Вестернизация - заимствование Японией у западноевропейских государств новейших достижений науки и техники, основ политического устройства и внедрение их с учетом местного менталитета (национальные традиции, обычаи, корпоративность)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко и вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки... На уроке - не до скуки!

Вправо, влево голова - раз и два, раз и два.

Улыбнулися друг другу, наклонилися слегка.

А теперь назад прогнулись, распрямились, покачались…

И за парту опустились, и работать продолжаем.

Новое правительство проводит ряд реформ. Учащиеся записывают реформы в тетрадь и характеризуют их значение, используя материал учебника с 244-245.

Название реформы

Основные мероприятия

Значение реформ

Аграрная реформа (1872-1873)

Закрепление частной собственности на землю, разрешение на её куплю-продажу

Появление безземельных крестьян, обеспечивших создание класса наёмных рабочих, сохранение помещичьего землевладения

Военная реформа (1872)

Ликвидация сословия самураев, создание регулярной армии

Образование преданной правительству дисциплинированной армии, культивировался дух самурайства - «кодекс бусидо»

Административно-территориальная реформа (1871)

Отмена княжеств, введение деления на 72 префектуры

Ликвидация раздробленности, введение единой системы управления разными частями государства.

Финансовая реформа (1868)

Заменили старые монеты на единую - иену

Способствовали расширению внутреннего рынка, развитию торговли и промышленности, образованию банков

Реформа образования (1872)

По европейскому (французскому) образцу было основано 5,5 тыс. начальных школ и 8 университетов

Начальное образование стало обязательным, доступным для женщин; к 1914 г. японцы считались одними из самых образованных людей в мире

Судебная реформа (1872)

Введение общих судов европейского типа и законов для всей страны

Преодоление раздробленности, император имел право утверждать и издавать законы; равенство граждан перед судом, дальнейшая централизация государства

Реформы Мейдзи были направлены на преодоление феодальной отсталости Японии, ускорения развития капиталистических отношений, наращивания промышленного производства. Реформы вывели Японию из международной изоляции, приобщили к мировой экономики.

- Каковы последствия этих реформ?( развитие буржуазных отношений, начало индустриализации и демократизации страны и общества, усиление обороноспособности страны).

6
. Конституция 1889 г.

Наряду с изменениями в экономике происходили и изменения в политической жизни. Стали возникать профсоюзы, возникло организованное рабочее движение, формируется либеральное движение. В 1880 г. либералы создали Лигу учреждения парламента. Император отправил в Европу для изучения опыта западных стран

специальную делегацию, которая должна была выбрать наиболее подходящий для японских традиций вариант государственного устройства. Первая японская конституция была утверждена императором в 1889 г. она наделяла императора широкими правами. Он был объявлен «священной и неприкосновенной особой». Имел право объявлять и заключать мир, утверждать законы, созывать и распускать парламент, ему подчинялись все должностные лица в государстве, являлся главнокомандующим армией и флотом.

Конституция предусматривала создание 2-палатного парламента. Верхняя – палата пэров, состояла из членов императорской семьи и назначенных императором сановников. Депутаты нижней палаты избирались. Право голоса получили мужчины старше 25 лет, выплачивавшие налог не менее 15 иен. Право голоса получил 1% населения. Депутаты имели право обсуждать правительственные законопректы, сами принимать законы права не имели. Правительство было ответственно только перед императором. В конституции провозглашались основные гражданские права.

7. Познакомить с особенностями развития Японии к началу XX в. : Работа с учебником с.245-246 и источниками

Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы», которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Оборудование для этих заводов закупалось за рубежом. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси». Один иностранец, побывавший в Японии до Первой мировой войны отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенном все тем же Мицуи». В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.

Правительство стремилось придать отношениям между буржуазией и рабочими характер семейных уз. Капиталист, утверждали чиновники, является главой семьи, а рабочие – ее членами. Эти отношения отвечали традиционным представлениям простых японцев о необходимости много работать и во всем повиноваться хозяину. На заводах использовались телесные наказания.

О чем говорят следующие данные?

Производство чугуна увеличилось в почти в 6 раз, стали в 69 раз.

Добыча каменного угля увеличилась в 8,8 раз.

Внешняя торговля увеличилась более чем в 20 раз.

Промышленный капитал увеличился в 36 раз, а банковский в 2 раза.

Т.о., в 90-е гг., в Японии, как и в европейских странах и США, начался промышленный подъем. Возникли новые отрасли промышленности: машиностроение, электротехническая и др. Использовались западные технологии. Крупные корпорации превращались в монополии. Япония стремилась проникнуть на рынки других стран, строила железные дороги в Корее.

8. Внешняя политика Японии.

На границе столетий в Японии родилась идея паназиатства, которая утверждала: «Азия для азиатов». Сторонники этой идеи убеждали, что лишь благодаря объединению с помощью Японии Азия сможет противостоять Западу. А для этого необходимо распространить на азиатские народы власть японского императора. После 1868 г. воинственный самурайский дух не мог реализоваться внутри страны. Поэтому его воплощением стала агрессивная политика Японии.

Историческая справка. (при наличии времени) Из статьи русского исследователя Г. Востокова, опубликованная в 1904 г. «При появлении в 1850-х гг. американо-европейских эскадр они (японцы) должны были признать своё бессилие. Чувство национальной гордости, глубоко уязвленное сознанием превосходства европейцев, однако, не смирилось, и со свойственными им настойчивостью и стремительностью японцы задались целью овладеть этим превосходством, которое, в их представлениях, сводится к техническому прогрессу и к военным усовершенствованиям, и не только овладеть, но и превзойти. И вот они в тридцать лет совершили в своей стране переворот, в сравнении с которым наши шумные европейские революции представляются топтанием на одном месте. Если в этом перевороте японцами руководило чувство национального достоинства, то национальная гордость стала увлекать их дальше. Утвердившись в мысли, что они сравнились с европейцами в культуре, японцы не удовлетворились сознанием такого равенства и стали мечтать об исключительном признании своего народа в истории человечества.

1) Основные направления внешней экспансии: (работа с картой)

Японо-корейская война – 1876, 1894, 1910гг .

Японо-китайская война – 1894-1895гг. Русско-японская война – 1904-1905гг. Территориальные приобретения:

1895г. – о. Тайвань. 1905г. – Южный Сахалин, п-ов Ляодун.

1910г. – Корея.

После русско-японской войны, Япония приобрела международный статус сильной державы, с которой нужно было теперь считаться.

9. Познакомить с изменениями в образе жизни (сообщение ученика)

III . Закрепление.

Итак, ребята, мы закончили изучение темы. Нам необходимо сделать обобщающий вывод.

1. Вернемся к нашей проблеме: Как небольшое островное государство Япония смогло избежать участи стать зависимой (колониальной) страной?

2. Согласны ли с высказыванием Джеймс Фаллоус «Глядя на Солнце». «Япония в эру Мэйдзи была уникальной в своей систематической попытке научится всему тому, что достиг остальной мир к этому времени, и применить это как можно быстрее в Японии… Чтобы избежать иностранного доминирования, японское руководство начало натиск систематического изучения достижений остального мира».

2. Выберите из списка: факторы, которые способствовали развитию Японии во второй половине XIX - начале XX века;

последствия для Японии в результате быстрого экономического развития.

1. Насильственное «открытие» Японии.

2. Правление сегунов из рода Токугава.

3. Проведение реформ императором Мэйдзи.

4. Господство самураев.

5. Принятие Конституции 1889 г.

6. Модернизация Японии.

7. Национальные традиции, семейственность, корпоративность.

8. Заимствование европейских знаний, достижений науки и техники.

9. Появление монополистических объединений – концернов – дзайбацу.

10. Чайная церемония.

11. Создание образцовых предприятий

11. Подписание союзных договоров с европейскими государствами.

12. Сохранение феодальных отношений.

13. Ведущая роль государства в индустриализации страны.

14. Независимость от европейских стран.

15. Сохранение помещичьего землевладения.

16. Агрессивная внешняя политика.

17. Международный статус сильной державы.

Ответ учащихся: в результате насильственного «открытия» Японии, проведения реформ императором Муцухито, принятие новой Конституции, заимствование у европейских стран новейших достижений науки и техники, а также ведущей роли государства в индустриализации страны, при сохранении национальных традиций и корпоративности, позволили Японии осуществить модернизацию промышленности, которая привела к появлению монополистических объединений-дзайбацу, подписанию союзных договоров с европейскими государствами. Это дало возможность Японии проводить агрессивную внешнюю политику и в начале ХХ века получить международный статус сильной державы.

IV . Подведение итогов урока. Япония усвоила все новейшие достижения Европы и применила их у себя не точно в таком виде, нет, она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления ее сил. Япония воспользовалась Европой как лестницей, по ступенькам которой взобралась на крышу Дальнего Востока

Рефлексия:

Я узнал….

Я понял…

Я удивлен…

Мне трудно понять…

V . Домашнее задание.

Параграф 27, термины выучить, заполнить таблицу

ТЕСТ- Контроль

1. До середины XIX века Япония была «закрытой» страной. Это означало: а) японцы держали закрытыми двери; б) ведущие страны мира ввели морскую блокаду; в) японский народ не имел контактов с иностранцами.

2. С начала XVII века и до 1968 г. в стране был введен: а) самурайский режим; б) сегунский режим; в) кабуки режим; г) ямото режим.

3. Власть какого японского императора была свергнута в результате революции Мэйдзи: а) Муцухито; б) Хирохито, в) Фурукава; г) Токугава.

4. Какое второе название имеет Япония: а) Страна восходящей луны; б) страна утреннего солнца; в) страна восходящего солнца; г) страна восходящей звезды.

5. Как называется денежная единица Японии: а) иена; б) крона; в) шекель; г) танга.

6. Какую цель преследовали реформы Мэйдзи: а) были направлены на преодоление феодальной отсталости; б) на преодоление сопротивления самураев; в) на решение продовольственной проблемы.

7. Укажите даты русско-японской войны:

1)1903-1905гг; 2) 1904-1905 гг; 3) 1905-1906 гг; 4) 1906-1907 гг.

8. Какие территории были захвачены Японией в кон.XIX –начале ХХ века:

9. Согласно Конституции 1889 г. Япония стала:

А) абсолютной монархией;

Б) ограниченной монархией;

В) буржуазной монархией;

10. Расставьте соответствия:

А) Политика наращивания военного могущества гонка вооружений, 1. Модернизация которая проводится правящими кругами того или иного государства.

Б) Заимствование Японией у западноевропейских 2. Вестернизация государств новейших достижений науки и техники, основ политического устройства и внедрение их с учетом местного менталитета.

В)Обновление, усовершенствование, переработка в соответствии 3. Корпоративность с современными требованиями, использование передового опыта и достижений.

Г) Наём на работу был пожизненным и создавал особую атмосферу 4. Милитаризм доверия, ответственности за свою работу и солидарности со своим хозяином, заинтересованности в процветании предприятия.

З
а этот период Япония, ставшая к середине XIX века фактически полуколонией западных стран, единственная из стран Востока превратилась в передовую державу, которая сама приступила к колониальным захватам.

Что же способствовало такому быстрому подъёму страны?

Возможная личностно значимая проблема: сочетание преданности национальным традициям с умением заимствовать у других стран все имеющее ценность для своей страны делает возможным достижение высокого уровня экономического развития при сохранении национальной культуры

Познавательные задания: 1. Подумайте, почему Япония стала почти единственной страной Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада. 2. Согласны ли вы с тем, что успех модернизации Японии объясняется наличием в стране динамичной традиции, обогащаемой за счет Запада? Прокомментируйте эту точку зрения и приведите факты, ее подтверждающие. 4. Выскажите ваше мнение по вопросу: почему японское государство проводило политику активного вмешательства в дело индустриализации страны?

Отрывок из к/ф «Последний самурай» (2-3 мин

4. Реформы «эпохи Мейдзи».

5.

Ребята, перечислите основные причины быстрой модернизации Японии.

Решительные реформы императора Муцухито.

Черты национального характера - стойкость, готовность к переменам,трудолюбие.

Использование западного опыта, техники и технологий.

Национальные традиции, корпоративность.

Ведущая роль государства в индустриализации страны.

Использование мировых достижений науки и техники.

Введение единой денежной единицы – иены, создание банковской системы.

Появление монополистических объединений – концернов –дзайбацу.

Создание образцовых предприятий (текстиль, спички, стекло, цемент, пиво и др.)

Независимость от европейских стран.

Пересмотр неравноправных торговых соглашений.

Вследствие проведения реформ и быстрого экономического роста, Япония превратилась в передовое государство Азии .

Слова учителя:

Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично восприняты обществом. Они оказались созвучны японскому образу жизни, представлениям, культуре, т.е. менталитету японцев. Однако, заимствуя западные достижения и внедряя их в жизнь, японцы не отказались от своих самобытных традиций. Европейская одежда не вытеснила национальное кимоно (Слайд 13), внедрение европейского календаря и системы образования – чайной церемонии (Слайд 14), любования цветением сакуры (Слайд 15).

ВЫВОД: Япония усвоила все новейшие достижения Европы, и применила их у себя не точно в таком виде, нет,- она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления ее сил.

Япония воспользовалась Европой как лестницей, по ступенькам которой взобралась на крышу Дальнего Востока.

ТЕСТ.

    Причины искусственной изоляции Японии.
    а) распространение христианства;
    б) увеличение численности европейцев в Японии;
    в) усиление положения буржуазии.

    Почему Япония вошла в число передовых стран мира?
    а) решительные реформы, использование западного опыта;
    б) сегун Токугаво Кэйк отказался от власти.

    Какая страна первая подписала торговое соглашение с Японией?
    а) США;
    б) Россия;
    в) Франция.

Домашнее задание.

Параграф 25 (изучить), термины выучить, заполнить таблицу

Направление реформ

Содержание реформы

Значение реформы

Управление государством

Общественные отношения

Экономические реформы

Реформы образования

Выступления учащихся и обсуждение вопроса: «Насколько удачно прошла модернизация в Японии и почему?»

) Представление работы учениками.

После Карта – слайд № 53,

Задание к карте:

1. покажите на карте основные направления внешней политики Японии. 2. Какие территории были присоединены к Японии. (слайд № 5 4 )

Осмысление и систематизация полученных знаний.

    Давайте ответим на ключевые вопросы урока (раздать «Страничку ученика»: тема, цель. план урока, краткое содержание нового материала, вывод, д/з) 1.Что означает выражение "Восточная мораль – западная техника" (вестернизация) ? 2.Раскройте основную идею японского лозунга «Азия для азиатов».

3. Дайте собственную оценку изменениям, которые произошли в Японии во второй половине XIX - начале XX века.

ТЕСТ- Контроль

После теста ученики обмениваются работами для быстрой проверки и оценивания.

    До середины XIX века Япония была «закрытой» страной. Это означало: а) японцы держали закрытыми двери; б) ведущие страны мира ввели морскую блокаду; в) японский народ не имел контактов с иностранцами.

    С начала XVII века и до 1968 г. в стране был введен: а) самурайский режим; б) сегунский режим; в) кабуки режим; г) ямото режим.

    Власть какого японского императора была свергнута в результате революции Мэйдзи: а) Муцухито; б) Хирохито, в) Фурукава; г) Токугава.

    Какое второе название имеет Япония: а) Страна восходящей луны; б) страна утреннего солнца; в) страна восходящего солнца; г) страна восходящей звезды.

    Как называется денежная единица Японии: а) иена; б) крона; в) шекель; г) танга.

    Какую цель преследовали реформы Мэйдзи: а) были направлены на преодоление феодальной отсталости; б) на преодоление сопротивления самураев; в) на решение продовольственной проблемы.

7. Укажите даты русско-японской войны:

1)1903-1905гг;

2) 1904-1905 гг;

3) 1905-1906 гг;

4) 1906-1907 гг.

8. Какие территории были захвачены Японией в кон. XIX –начале ХХ века:

А)Корея, б) Китай, в)Индия, г)п-ов Ляодун, д) о.Сахалин, е) о. Хонсю, и) о.Тайвань, ж) Маньчжурия, з) Монголия.

9. Согласно Конституции 1889 г. Япония стала:

А) абсолютной монархией;

Б) ограниченной монархией;

В) буржуазной монархией;

10. Расставьте соответствия:

А) Политика наращивания военного могущества гонка вооружений, 1. Модернизация которая проводится правящими кругами того или иного государства.

Б) Заимствование Японией у западноевропейских 2. Вестернизация государств новейших достижений науки и техники, основ политического устройства и внедрение их с учетом местного менталитета.

В)Обновление, усовершенствование, переработка в соответствии 3. Корпоративность с современными требованиями, использование передового опыта и достижений.

Г) Наём на работу был пожизненным и создавал особую атмосферу 4. Милитаризм доверия, ответственности за свою работу и солидарности со своим хозяином, заинтересованности в процветании предприятия.

Д) Своебразная форма правления феодальной аристократии в Японии XII-XIX веков, при которой император был верховным лицом лишь номинально, а вся власть реально принадлежала и переходила по наследству главе крупного феодального клана.

ВЫВОД учителя: Япония усвоила все новейшие достижения Европы и применила их у себя не точно в таком виде, нет,- она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления ее сил. Япония воспользовалась Европой как лестницей, по ступенькам которой взобралась на крышу Дальнего Востока

    Я узнал…. и оцениваю свои знания на …. балов.

    Я понял…

    Я удивлен…

    Мне трудно понять…

столкновение с Западом угрожало потерей Японией независимости и в этих условиях молодое государство, использовав традиционную склонность японцев к полезным заимствованиям, отсутствие презрения к чужой культуре, подготовило японское общество к пониманию необходимости модернизации и способствовало проведению реформ, разрушавших традиционное общество; реформы позволили Японии пойти по пути модернизации и развития капиталистического хозяйства; развитие монополистического капитализма в стране происходило в условиях узости внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения, роста националистических настроений - это делало Японию агрессивной страной, стремящейся к захватам чужих земель

«Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX в. достиг уровня ведущих европейских держав. В чем же заключается разгадка этого исключительного явления? Во-первых, даже в период «закрытия» страны власть не отторгала все иноземное. Напротив, привыкнув перенимать все полезное для собственного развития, государство продолжало следовать этой традиции. Воспитанная веками склонность к полезным заимствованиям извне привела к тому, что в Японии еще после «первого закрытия» (в XVII в.) продолжались контакты с голландцами. От них в страну поступали достижения западной науки и техники.

Во-вторых, островное положение Японии придавало особую роль торговле и мореплаванию. И хотя купцы принадлежали к самому низшему сословию, в их услугах нуждались могущественные князья, которые предоставляли своим городам и торговому люду льготы. Торговля и мореплавание были частным предпринимательством (государство этим не занималось). Именно через торговцев осуществлялись связи с внешним миром. Это поддерживали князья. Таким образом, японские торговцы и покровительствующие им князья способствовали развитию частнопредпринимательской деятельности.

В-третьих, в Японии власть находилась в руках военных (система сёгуната). Функции чиновников в стране выполняли самураи, верные рыцарскому кодексу чести (бусидо). В Японии не сложилось государство со всеобъемлющим контролем над населением. В результате после революции Мэйдзи молодое государство не было обременено непосильным грузом традиций и бюрократизма со свойственными последнему косностью и коррупцией. Это открывало путь для полезных заимствований, включая и европейскую модель конституционной монархии.

В-четвертых, Япония в силу скудных природных ресурсов была менее привлекательна для колонизаторов, чем Китай или Индия. Позиции европейских государств в экономике Японии были менее сильны, чем в указанных странах. Поэтому преобразования в стране, ломка традиционной структуры осуществлялись не колонизаторами, а молодым государством, взявшим за образец европейские страны. При этом не следует забывать, что молодое государство не опиралось на старые традиции, так как в прошлом им управляли сегуны. Вернувшийся к власти император (не случайно эти события еще называются «реставрация Мэйдзи») был ориентирован на разрыв со старой государственностью, на заимствования с Запада. Главными функциями японского государства стали функции политические, т. е. осуществление той политики, в которой были заинтересованы господствующие классы и социальные слои новой Японии.

В-пятых, агрессивная внешняя политика Японии требовала активной модернизации экономики и общества. В дальнейшем Япония демонстрировала не только свои экономические успехи, но и старую, чуть ли не средневековую по жестокости воинскую традицию, нормы которой предусматривали безжалостное уничтожение не только побежденных воинов, но и гражданского населения в завоеванных странах».

Заключительная часть урока может оказаться сложной для части школьников, поэтому обобщение учителя рекомендуем сопровождать записью на классной доске или в тетрадях по истории. На следующем уроке учащиеся будут сравнивать Японию и Китай в конце XIX в.

ТЕСТ. 1. Причины искусственной изоляции Японии. а) распространение христианства; б) увеличение численности европейцев в Японии; в) усиление положения буржуазии.

2. Почему Япония вошла в число передовых стран мира? а) решительные реформы, б) использование западного опыта; в) сёгун Токугаво Кэйк отказался от власти.

3. Какая страна первая подписала торговое соглашение с Японией? а) США; б) Россия;

в) Франция.

Рефлексия.

Название государства отображено на флаге Японии: красный диск в центре полотнища означает утреннее солнце. По красоте природы Япония занимает одно из первых мест в мире (слайды природы и архитектуры, гора Фудзияма, императорский дворец и т.д.). Тут жара сменяется морозами, а горячее солнце – падающим снегом. Япония – это страна диковин и уникальной культуры. Всем известны японские самураи – воины-рыцари, искусство икебана, цветение сакуры, чайные церемонии, необычный и захватывающий театр кабуки, смешные макаки, которые любят погреться в горячих источниках. Япония – родина карате, ниндзей, и борьбы сумо.

Однако с начала 17 ст. почти на 250 лет Япония стала закрытой страной и избегала всевозможных контактов с Европой под страхом смертной казни.

Ключевые вопросы урока (слайд №36 + раздаточный материал)

    Что означает выражение"Восточная мораль – западная техника" (вестернизация) ?

    Раскройте основную идею японского лозунга «Азия для азиатов».

    Дайте собственную оценку изменениям, которые произошли в Японии во второй половине XIX - начале XX века;

(вопросы лежат на партах, чтобы ученики в любой момент смогли их прочитать)

С помощью таблицы определите, где проживала в конце xix- начале xx века большая часть населения Земли. Какое общество – традиционное или индустриальное – господствует в странах Востока?

Территория

Население, млн.

Азия

950

Европа

290

Россия

130

Африка

110

Северная Америка

81

Латинская Америка

64

Австралия и Океания

Учащиеся делают вывод о том, что большая часть населения Земли в конце xix-начале xx века проживала в Азии (примерно 950 млн. человек). В данных странах господствовали черты традиционного общества.

- Каковы главные черты традиционного общества? (следование традициям, почитание старших ит.д.)

п.1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 147

Вопрос. Вспомните, почему в 1630-е гг. произошло «закрытие» Японии и что оно означало. Какие ещё страны Азии в эпоху Нового времени пошли по этому пути?

Миссионеры из стран Европы проповедовали в Японии христианское учение, и оно имело успех среди крестьян. Это вызвало неудовольствие центральной власти и знати, усмотревшей в христианских идеях всеобщего равенства опасность для существующих традиций.

В 30-х годах XVII века правительство приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Политика «закрытия» страны была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми старые традиции и феодальные порядки.

После «закрытия» страны прекратились торговые связи Японии с Европой.

п.1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 148

Вопрос. Какими оказались итоги политики «самоизоляции» для населения и экономики Японии? Почему в середине XIX в. власти уже не могли держать Японию «закрытой» для европейцев и американцев?

После заключения неравноправных договоров с иностранными державами порты Японии были открыты для ввоза иностранных товаров. Наплыв европейских товаров привел ее к экономическому кризису. В результате увеличивались поборы с крестьян, натуральный налог заменялся на денежный. Все это вело к ухудшению положения крестьянства.

п.2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 149

Вопрос. Как вы думаете, почему ведущие индустриальные страны мира поддерживали режим сёгуна, олицетворявшего феодальные порядки?

Главный импульс к модернизации, овладению индустриальным производством исходил от правящих кругов, видящих в ней средство укрепления позиций государства на международной арене. Япония оставалась феодальным государством.

п.3 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 150

Вопрос. Проанализируйте реформы в разных сферах жизни страны и объясните, как они обеспечили компромисс между сторонниками традиционного общества и приверженцами модернизации Японии.

Были проведены аграрная реформа и реформа системы управления. Хотя сословный строй сохранился, феодальная раздробленность и феодальные, внеэкономические формы эксплуатации крестьянства постепенно перестали существовать.

п.4 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 152

Вопрос. Какие уроки, по вашему мнению, стоило извлечь из японского опыта модернизации другим странам Азии, заинтересованным в равноправном сотрудничестве с ведущими государствами Европы и США?

Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством. Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично восприняты обществом. Япония избежала крупных социальных конфликтов. Сложился особый тип трудовых отношений: работодатели и наемные работники рассматривали себя в качестве членов одного коллектива.

п.5 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 152

Вопрос. По карте (с. 153) опишите геополитическое положение Японии в конце XIX - начале XX в. и объясните, почему её внешняя политика носила колониальный характер.

Ограниченность сырьевых ресурсов побуждала Японию к завоеваниям.

Вопросы и задания к параграфу стр. 154

Вопрос 1. Почему из всех стран Азии именно Японии на рубеже ХIХ-ХХ вв. уда-ЦД лось добиться значительных результатов в модернизации общества и индустриализации?

Во-первых, государство стало главным инструментом осуществления реформ, призванных создать предпосылки модернизации. Реформы должны были сократить сферу натурального и полунатурального хозяйства, содействовать развитию товарно-денежных отношений, обеспечить высвобождение свободных рабочих рук для использования их в растущей индустрии.

Во-вторых, Япония прибегает к государственной таможенной политике для защиты отечественных товаропроизводителей.

В-третьих, государство непосредственно финансировало и организовывало строительство железных дорог, создание фабрик и заводов (наибольшая поддержка оказывалась военной промышленности и обслуживающим ее отраслям.

Вопрос 2. Почему Японии, в отличие, например, от Испании и Италии, удалось избежать крупных социальных конфликтов во время глубоких политических реформ и социально-экономических преобразований?

Японии удалось избежать социальных конфликтов, потому что работодатели и рабочие рассматривали себя в качестве членов одного коллектива.

Раздел «Документы»

Вопрос 1. От имени каких слоёв японского общества были сформулированы требования к сёгуну? Что послужило причиной их предъявления реальному главе государства?

Требования к сегуну сформулированы от имени коалиционных сил, враждебных сегунату. Недовольство самураев, торговцев, ремесленников и крестьян поднимает восстание против сегуна.

Вопрос 2. Своими словами кратко сформулируйте четыре важнейших требования, предъявленных в данном документе. Какой в результате их выполнения должна была стать Япония?

Основные требования: изгнание иностранцев, отстранение от власти сегуна и создание сильной централизованной и независимой империи.

Вопросы и задания к разделу стр.155

Вопрос 1. Социально-экономическое и политическое развитие стран, о которых шла речь в главе, оцените по следующим критериям:

Время завершения промышленного переворота.

Темпы индустриализации страны во второй половине XIX - начале XX в.

Ведущие отрасли промышленности в национальной экономике.

Феодальные пережитки.

Внутренние проблемы, осложнявшие развитие страны, препятствовавшие её самостоятельной внешней политикё.

Преобладающий тип трудовых отношений между работодателями и наёмными работниками.

Состояние рабочего и профсоюзного движения.

2. Почему только отдельные страны смогли осуществить требования модернизации промышленности и социальные реформы, сохранить или обрести влияние на мировое развитие в начале XX в.

Модернизация, то есть овладение индустриальным типом производства, в конце XIX - начале XX века стала целью политики большинства государств мира. С модернизацией связывалось повышение военной мощи, расширение возможностей экспорта, поступлений в бюджет государства, рост уровня жизни. Среди стран, которые в XX веке стали центрами развития индустриального производства, выделились две основные группы. Их называют по-разному: первого и второго эшелонов модернизации, или органичного и догоняющего развития.

Две модели индустриального развития. Для первой группы стран, к которым относились Великобритания, Франция и США, было характерно постепенное развитие по пути модернизации. Первоначально промышленный переворот, затем овладение массовым, конвейерным индустриальным производством происходили поэтапно, по мере вызревания соответствующих социально-экономических и культурных предпосылок.

Большинство стран, осуществлявших модернизацию в рамках модели догоняющего развития в конце XIX - начале XX века, добились заметных успехов. Так, Германия стала одним из основных конкурентов Англии на мировых рынках. Япония в 1911 г. избавилась от навязанных ей ранее неравноправных договоров. В то же время ускоренное развитие было источником обострения многих противоречий как на международной арене, так и внутри самих модернизирующихся государств.

Наиболее сложные проблемы создавали социальные последствия модернизации. По сути своей они были одинаковы во всех странах, вступивших в индустриальную фазу развития и сталкивавшихся с социальным расслоением общества.

Разделы: История и обществознание

Цели урока :

  1. Выявить особенности процесса модернизации в Японии во второй половине 19 в;
  2. определить причины преобразований в Японии во вто­рой половине XIX в.;
  3. раскрыть содержание «эпохи Мейдзи», выделить итоги и значение реформ;
  4. установить особенности развития Японии в XIX в.;
  5. продолжить развитие умения самостоятельно работать с документами как источниками новых знаний, выделять главное, использовать ранее приобретенные знания, устанавливать причинно-следственные связи;
  6. продолжить развитие картографических умений учащихся.

Основные понятия :

Мейдзи – буржуазная революция в Японии в 1867-1868 гг.; реставрация монархии в Японии с целью низложения сегуната.

Сегунат – своебразная форма правления феодальной аристократии в Японии XII-XIX веков, при которой император был верховным лицом лишь номинально, а вся власть реально принадлежала и переходила по наследству главе крупного феодального клана.

Оборудование урока: карта «Территориально-политический раздел мира 1876-1914»

План урока:

  1. Опрос учащихся
  2. Черты традиционных обществ Востока.
  3. Причины реформ в Японии во второй половине XIX века.
  4. Реформы «эпохи Мейдзи». Причины быстрой модернизации Японии.
  5. Особенности развития Японии в начале XX в.
  6. Развитие железнодорожных путей сообщения в Японии.
  7. Закрепление материала, подведение итогов.

Ход урока

1. Опрос учащихся.

А) Фронтальный опрос по знанию исторических терминов (коалиция, континентальная блокада, сегрегация, аболиционизм, промышленный переворот, капитализм, амнистия, хартия, милитаризация).

Б) Индивидуальная работа с карточками.

Карточка 1.

  1. Охарактеризуйте особенности развития стран Латинской Америки в конце xix-начале xx века.
  2. Дайте определения терминам: резервация, олигархия, расизм.

Карточка 2.

  1. Перечислите три основных эшелона капиталистического развития.
  2. Дайте определения терминам: радикал, атташе, милитаризация.

В) Устный опрос учащихся по знанию домашнего параграфа 21.

  1. Какие причины лежали в основе освободительных войн в первой четверти xix века.
  2. Почему страны Латинской Америки почти за 100 лет независимости не поднялись до уровня развития европейских государств и США?
  3. К каким последствиям для стран Латинской Америки привело сохранение пережитков традиционализма?

2. Черты традиционных обществ Востока.

Учитель начинает объяснение нового материала с задания ученикам: с помощью таблицы определить, где проживала в конце xix- начале xx века большая часть населения Земли. Какое общество – традиционное или индустриальное – господствует в странах Востока?

Работа со статистическими данными.

Территория Население, млн.
Азия 950
Европа 290
Россия 130
Африка 110
Северная Америка 81
Латинская Америка 64
Австралия и Океания 6,8

Примерный ответ учащихся.

Учащиеся делают вывод о том, что большая часть населения Земли в конце xix-начале xx века проживала в Азии (примерно 950 млн. человек). В странах Востока господствуют черты традиционного общества.

Из курса истории 7 класса учащиеся вспоминают сновные черты традиционных обществ Востока:

  1. Всевластие государства.
  2. Главное занятие населения - сельское хозяйство, зависимость общества от природной среды.
  3. Общество разделено на сословия, касты, общины, личность полностью зависит от государства и от социальной группы, к которой принадлежит.
  4. Господствует коллективная собственность (государственная, общинная).

3. Причины реформ в Японии во второй половине XIX века.

Объяснение учителя:

Япония вступила в XIX век, будучи далекой окраиной освоенного европейцами мира. Как и другие страны Азии и Африки, она стала объектом экспансии западных стран. Заканчивался же для нее XIX век стремительным выходом в число великих держав. Поэтому основная цель урока - выявление особенностей процесса модернизации в Японии.

Как вы видите на карте мира (Приложение 1 – Слайд 2). Япония является островным государством. В середине XIX века японцы жили в основном на четырех островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо.

Первыми европейцами, посетившими в 1542 году Японию, были португальцы. Местные князья стали покупать у португальцев оружие (Слайд 4). За португальцами в страну устремились англичане и голландцы, постепенно развивалась торговля Японии с Европой. Японское правительство опасалось, что европейцам удастся подчинить себе страну. Поэтому сегун Токугава Иэмицу в середине XVII века принял решение о закрытии страны. Исключение было сделано только для голланцев, которые помогли сегуну в подавлении крестьянского восстания. Для них был открыт единственный порт-Нагасаки.

Познавательные задания.

Как вы думаете, к каким последствиям привела искусственная изоляция Японии?

Примерный ответ учащихся:

  1. Низкие темпы экономического развития;
  2. Международное положение страны было нестабильным.
  3. Военно-техническая отсталость страны.

Объяснение учителя.

Японией как базой для развертывания агрессии в тихоокеанском регионе интересовались США. В 1853 г. В залив Эдо на остров Хонсю прибыла американская военная эскадра во главе с коммандором Мэттью К. Перри (Слайд 5). Перри передал японцам письмо от президента США Филмора, в котором выражалось желание установить с Японией дипломатические отношения. Японцы попросили время на размышления. Перри заявил, что явится на следующий год. В феврале 1854 года он вернулся с десятью военными судами (Слайд 7). 31 марта 1854 г. был подписан японо-американский договор, произошло насильственное открытие Японии для стран Запада. Торговые соглашения были неравноправны. Фактически, Япония в конце xix века превратилась в полуколонию.

«Открытие» Японии имело важные последствия. Во-первых, сегун показал свою слабость, он уступил «варварам» (так японцы называли европейцев). Во-вторых, торговля с западными странами расстроила японскую экономику. В страну хлынули дешевые европейские товары. Японцы винили в нахлынувших бедах сегуна, допустившего в страну иностранцев (Слайд 8).

Все чаще и чаще в Японии можно было услышать следующие речи:

«Эти варвары привозят нам ненужные предметы роскоши, лишают нас предметов первой необходимости, разоряют народ и стремятся в ближайшем будущем захватить Японию. Это наш сегун посеял семена всех бедствий.» Массовое недовольство проникновением европейцев в Японию породило движение против сегуна и иностранцев, его участники выступали за восстановление реальной власти императора.

4. Реформы «эпохи Мейдзи».

В 1868 г. в Японии произошел военный переворот, в ходе которого императорская власть была восстановлена. Период правления императора Муцухито (Слайд 9) получил название «эпоха Мейдзи» («просвещенное правление»). За этот период Япония, ставшая к середине XIX века фактически полуколонией западных стран, единственная из стран Востока превратилась в передовую державу, которая сама приступила к колониальным захватам.

6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий:

  1. «Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением.
  2. Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.
  3. Всему народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.
  4. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены.
  5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены».

Учащиеся читают текст программы и выделяют ключевые фразы, приходят к выводу: перед нами программа императора о внедрения в Японии достижений европейской цивилизации.

Объяснение учителя. Новое правительство проводит ряд реформ.

Реформы императора Муцухито.

  1. Аграрная реформа.
  2. Административная реформа.
  3. Военная реформа.
  4. Судебная реформа.
  5. Реформа образования.

Учащиеся записывают реформы в тетрадь и охарактеризуют их значение, используя материал учебника.

Познавательное задание.

Каковы последствия этих реформ?

Примерный ответ учащихся: развитие буржуазных отношений, начало индустриализации и демократизации страны и общества, усиление обороноспособности страны.

5. Особенности развития Японии в начале XX в.

Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы», которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси». Один иностранец, побывавший в Японии до Первой мировой войны отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенном все тем же Мицуи». В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.

6. Особенности развития железнодорожного транспорта в Японии.

Слова учителя: Ребята, перечислите основные причины быстрой модернизации Японии.

  1. Решительные реформы императора Муцухито.
  2. Черты национального характера - стойкость, готовность к переменам,трудолюбие.
  3. Использование западного опыта, техники и технологий.

Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично восприняты обществом. Они оказались созвучны японскому образу жизни, представлениям, культуре, т.е. менталитету японцев. Однако, заимствуя западные достижения и внедряя их в жизнь, японцы не отказались от своих самобытных традиций. Европейская одежда не вытеснила национальное кимоно (Слайд 13), внедрение европейского календаря и системы образования – чайной церемонии (Слайд 14), любования цветением сакуры (Слайд 15).

ВЫВОД: Япония усвоила все новейшие достижения Европы, и применила их у себя не точно в таком виде, нет,- она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления ее сил.

Япония воспользовалась Европой как лестницей, по ступенькам которой взобралась на крышу Дальнего Востока.

7. Закрепление.

    Причины искусственной изоляции Японии.
    а) распространение христианства;
    б) увеличение численности европейцев в Японии;
    в) усиление положения буржуазии.

    Почему Япония вошла в число передовых стран мира?
    а) решительные реформы, использование западного опыта;
    б) сегун Токугаво Кэйк отказался от власти.

    Какая страна первая подписала торговое соглашение с Японией?
    а) США;
    б) Россия;
    в) Франция.

Домашнее задание.

Параграф 25 (изучить), термины выучить, заполнить таблицу

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Новая история стран Азии и Африки. «Наука»; М.1982.
  2. Абдулаев Э.Н., Мендрин В.М. История сегуната в Японии : В 2 т. : Т.1 М.:СПб. 1999.
  3. Алпатов В.М. История и культура Японии : [Сб.ст.] / Рос. акад. наук. Ин-т востоковедения.- М. 2002.
  4. Еремин В.Н. История Японии : Учеб.пособие: Т.2. 1868-1998/В.Н.Еремин, А.Е.Жуков, И.П.Лебедева.- М.: ИВ РАН, 1998.

Япония на пути модернизации

Подготовил ученик 8 класса:

Баринов Алексей


Насильственное «открытие» Японии

  • В 16 веке правители Японии запретили народу исповедовать христианскую религию, а в 17 веке «закрыли» страну и изгнали всех европейцев. Считалось, что христианство разрушает традиции народа. А христианские проповедники рассматривались как «передовой отряд захватчиков».

  • Шли десятилетия. Правительства США и Европы все пристальнее поглядывали на Дальний Восток.
  • 1854 г. Американская эскадра под угрозой пушек вынудила правительство сёгуна «открыть» страну.

Открытие портов

  • Япония открывала два порта для американцев и принимала американского консула.
  • Вслед за США подобные договоры были подписаны с Великобританией, Голландией, Францией и Россией, которая направила к берегам Японии эскадру под командованием адмирала Путятина. Подписанный договор был очень выгоден для России: Курильские острова севернее острова Итуруп признавались русской территорией, но Сахалин должен был находится в совместном владении.

Ефим Васильевич Путятин

  • Граф Евфимий (Ефим) Васильевич Путятин (8 ноября 1803, Петербург - 16 октября 1883, Париж) - русский адмирал, государственный деятель и дипломат. В 1855 году подписал первый договор о дружбе и торговле с Японией, Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Начало эры «просвещенного правления»

  • В результате указанных событий Япония была вынуждена тратить огромные деньги на закупку вооружения, а это вело к увеличению налогов, основная тяжесть которых падала на крестьян и городских ремесленников.
  • Со временем недовольство в бедных слоях населения (крестьяне, ремесленники, небогатые самураи, купцы и князья) очень сильно начало подниматься. Становились популярны лозунги, направленные на изгнание иностранцев.


«Революция Мейдзи»

  • В итоге всеобщего недовольства в 1868 г. Японии произошел революционный переворот, в результате которого власть перешла в руки 15 – летнего императора Муцухито. Его коронуют императором Мейдзи - «просвещенное правление».

Император Муцухито

  • Император Мэйдзи (3 ноября 1852 года, Киото - ум. 30 июля 1912 года, Токио) - 122-й император Японии, взошедший на престол 3 февраля 1867 года и правивший страной вплоть до своей смерти.
  • Его прижизненным именем было имя Муцухито. Хотя за пределами Японии он периодически упоминается как «Император Муцухито», в Японии умершие императоры именуются только посмертным именем.
  • Ко времени его рождения в 1852 году Япония была изолированной, отсталой в технологическом плане и феодальной страной, которой правили сёгунат Токугава и даймё, крупные феодальные правители более чем 250 децентрализованных областей Японии. Ко времени его смерти в 1912 году Япония прошла через политическую, социальную и индустриальную революции и стала одной из сильнейших мировых держав.

Реформы Мейдзи

  • 1) Аграрная реформа, установившая частную собственность на землю и разрешившая ее покупку и продажу
  • 2) Административная реформа уничтожала власть князей. Страна была разделена на губернии и префектуры во главе с назначенными чиновниками.
  • 3) Военная реформа 1872 г. Вводила в Японии всеобщую воинскую повинностью Самураи лишились привилегии быть замкнутой военной кастой.
  • 4) Судебная реформа уничтожала сословия.

Реформы в государственном управлении

  • В 1889 г. От имени императора была опубликована конституция, созданная по прусскому образцу. Император считался личностью священной и неприкосновенной, наделялся почти неограниченными правами.
  • Парламент состоял из двух палат: Верхней (палаты пэров, члены которой назначались императором) и нижней (избираемой). В результате высокого имущественного и возрастного цензов и отсутствия права голоса у женщин вначале избирательное право распространялось всего на 1% населения.

Новые черты экономики

  • Финансовая реформа включала в себя новую денежную единицу – йену.
  • Началось строительство железных дорог, телеграфных линий и почты, подобно европейскому образцу.
  • Строились «образцовые» заводы, которые затем продавались или отдавались в аренду на льготных условиях торговым и промышленным фирмам. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси».

Синто на службе у государства

  • В 80 – 90 годы в Японии стали широко распространяться националистические идеи, основу которых составляли мифы о божественном происхождении императора. В распространении этих идей прежде всего были заинтересованы военные круги и монополистическая буржуазия.
  • Для пропаганды национализма использовали древнюю религию – синтоизм.

Синтоизм

  • Синтоизм, синто «путь богов» - традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

Внешняя политика

  • К 90 – м годам Япония стала самой мощной и богатой страной в Азии. Но страна имело совсем мало земли для сельского хозяйства, и была бедна полезными ископаемыми.
  • В 1893 – 1894 годах Южная Корея была охвачена крестьянской войной. Под предлогом «содействия ликвидации внутренних беспорядков» Япония вторглась в эту страну. В 1894 г. Японские войска захватили Сеул, разгромили гарнизон и поставили марионеточное правительство. Без объявления войны напали на китайский морской транспорт.

Японо – китайская война (1894 – 1895)

  • Японо-китайская война 1894-1895 - война Японии против маньчжурской империи Цин (в которую входил Китай) с целью установления контроля над Кореей (номинально являвшейся вассальной по отношению к империи Цин страной) и проникновения в Маньчжурию и Китай.
  • В итоге Китайские войска были разгромлены, и по условиям мирного договора 1895 г. Япония получила большую контрибуцию, остров Тайвань, острова Пэнхулидао и право строить в Корее свои предприятия.

  • Молодое государство быстро и четко провело ряд реформ, разрушивших устои традиционного общества, что позволило Японии пойти по пути модернизации и развития капиталистического хозяйства.