Размагничивание подводных лодок. Намагничивание корабля в магнитном поле земли. Понятие о размагничивании

Гидроаккустическое обнаружение подводных лодок

Физическое поле корабля - область пространства, прилегающая к корпусу корабля, в котором проявляются физические свойства корабля как материального объекта. Данные физические свойства оказывают, в свою очередь, влияние на искажение соответствующего физического поля Мирового океана и прилегающего воздушного пространства.

Типы физических полей корабля

Задачи, решаемые гидроакустическим комплексом подводной лодки.

Физические поля кораблей по месту нахождения источников излучения подразделяют на первичные (собственные) и вторичные (вызванные).

Первичными (собственными) полями кораблей называются поля, источники излучения которых находятся непосредственно на самом корабле или в сравнительно тонком слое воды, омывающем его корпус.

Вторичным (вызванным), полем корабля, называется отраженное (искаженное) поле корабля, источники излучения которого расположены вне корабля (в пространстве, на другом корабле и т. д.).

Поля, которые имеют искусственную природу, т.е. формируются при помощи специальных устройств, (радио-, гидролокационных станций, оптических приборов) называются активными физическими полями.

Поля, которые создаются естественным образом кораблем в целом как конструктивным сооружением, называются пассивными физическими полями корабля.

По функциональной зависимости параметров физических полей от времени их также можно подразделить еще на статические и динамические поля.

Статическими полями считаются такие физические поля, интенсивность (уровень или мощность) источников которых остается в течении времени воздействия полей на неконтактную систему постоянной.

Динамическими (переменными во времени) физическими полями называются такие поля, интенсивность источников которых изменяется в течении времени воздействия поля на неконтактную систему.

Основные виды физических полей корабля

В настоящее время современная наука выделяет более 30 различных физических полей корабля. Степень применения свойств физических полей в проектировании технических средств обнаружения, средств слежения за кораблями, а также в неконтактных системах оружия различна. Самыми главными, на данный момент, физическими полями кораблей и подводных лодок, на основании знаний о которых ведется разработка специальных приборов, считаются: акустическое, гидроакустическое, магнитное, электромагнитное, электрическое, тепловое, гидродинамическое, гравитационное.

С учетом развития различных направлений физики и приборостроения, постоянно определяются новые физические поля морских объектов, например, ведутся исследования в области оптических, радиационных физических полей.

Главной задачей, которую решают инженеры, занимающиеся изучением свойств физических полей, является поиск и обнаружен кораблей и подводных лодок противника, наведения на них боевых средств (торпед, мин, ракет и др), а также детонация их безконтактных взрывателей. Во время Второй Мировой Войны широко использовались мины с электромагнитными, акустическими, гидродинамическими и комбинированными взрывателями, а также часто применялась гидроакустическая аппаратура обнаружения подводных лодок.

Акустическое поле корабля

Схема работы гидроакустических станций надводного корабля:
1 - преобразователь эхолота; 2 - пост гидроакустиков; 3 - преобразователь гидролокатора; 4 - обнаруженная мина; 5 - обнаруженная подводная лодка.

Акустическое поле корабля - область пространства, в которой распределяются акустические волны, образованные самим кораблем или отражающиеся от поверхности его корпуса.

Любой корабль, находящийся в движении, служит излучателем самых разнообразных по значению и характеру акустических колебаний, комплексное действие которых на окружающую водную среду создает достаточно интенсивный подводный шум в диапазоне от инфра- до ультразвуковых частот. Данное явление еще называют первичным акустическим полем корабля. Характер излучения первичного поля и его распространения определяются, как правило следующими параметрами корабля: водоизмещением, обводами (обтекаемостью формы) корпуса и скоростью хода корабля, типом главных и вспомогательных механизмов.

Поток воды при обхождении корпуса корабля определяет гидродинамическую составляющую акустического поля. Главные и вспомогательные механизмы корабля определяют вибрационную составляющую, гребные винти - кавитационную (кавитация на гребном винте - это образование на его быстро вращающихся лопастях в водной среде разряженных газовых полостей, последующее сжатие которых резко увеличивает шумность).

В итоге, первичное гидроакустическое поле корабля(ГАПК) представляет собой совокупность наложенных друг на друга полей, создаваемых различными источниками, основные из которых являются:

1. Шумы, создаваемые движителями (винтами) при их вращении. Подводный шум корабля от работ гребных винтов разделяется на сле­дующие составляющие:

Шум вращение гребного винта,

Вихревой шум,

Шум вибрации кромок лопастей винтов («пение»),

Кавитационный шум.

2. Шумы, излучаемые корпусом корабля на ходу и на стоянке как результат его вибрации от работы механизмов.

3. Шумы, создаваемые обтеканием корпуса корабля водой при его движении.

Уровень подводного шума зависит еще от скорости хода корабля, а также от глубины погружения (для ПЛ). Если корабль движется со скоростью выше критической. то в этом случае начинается процесс интенсивного шумообразования.

В процессе эксплуатации корабля, по мере износа основных узлов, шумность его может меняться. При выработке технического ресурса корабельных механизмов, происходит их расцентровка, расбалансировка и увеличение вибрации. Колебательная энергия изношенных механизмов провоцирует. в свою очередь, вибрации корпуса, что приводит к возмущениям в прилегающей водной поверхности.

Индикаторные картины ГАК МГК-400ЭМ. Режим шумопеленгования

Вибрации механизмов передаются на корпус в основном через: опорные связи механизмов с корпусом (фундаменты); неопорные связи механизмов с корпусом (трубопроводы, во­допроводы, кабели); через воздух в отсеках и помещениях НК.

Корпус корабля, сам по себе, способен отражать акустические волны, которые излучает какой-либо другой источник. Это излучение при отражении от корпуса, превращается во вторичное акустическое поле корабля и, может быть обнаружено приемным устройством. Использование вторичного акустического поля позволяет не только определить направление нахождения корабля, но также позволяет вычислить дистанцию до него путем замера времени прохождения сигнала (скорость звука в воде составляет 1500 м/с). Дополнительно на скорость распространения звука в воде влияет ее физическое состояние(соленость, которая повышается с увеличением температуры, и гидростатическое давление).

Атака подводной лодки на основании ложного акустического поля корабля

Главными направлениями уменьшения акустического поля корабля являются: снижение шума гребных винтов (подбором форм лопастей, частоты вращения винта, увеличением числа лопастей), снижение шумности механизмов и корпуса (звукоизолирующая амортизация, акустические покрытия, звукопоглощающие фундаменты).

Индикаторные картины ГАК МГК-400ЭМ. Режим LOFAR

Гидроакустический комплекс «Скат» атомной подводной лодки «Щука»

Шумность корабля влияет не только на его скрытность от различных средств обнаружения и степень защищенности от минно-торпедного вооружения вероятного противника, но также и влияет на условия работы собственных гидроакустических средств обнаружения и целеуказания, создавая помехи в работе этих приборов.

Шумность имеет колоссальное значение для незаметности подводных лодок (ПЛ) так как именно она во многом определяет этот параметр выживания. По этому на подводных лодках контроль за шумностью и ее снижение - одна из главных задач всего личного состава.

Основные мероприятиям обеспечения акустической защиты корабля:

Улучшение виброакустических характеристик механизмов;

Удаление механизмов от конструкций наружного корпуса, излучающего подводный шум, путём их установки на палубы, платформы и переборки;

Виброизоляция механизмов и систем от основного корпуса с помощью звукоизолирующих амортизаторов, гибких вставок, муфт, амортизи­рующих подвесок трубопроводов и специальных шумозащищающих фундаментов;

Вибропоглащение и звукоизоляция звуковых вибраций фундаментных и корпусных конструкций, систем трубопроводов с помощью звукоизолирую­щих и вибродемфирующих покрытий;

Звукоизоляция и звукопоглащение воздушного шума механизмов за счет применения покрытий, кожухов, экранов, глушителей в воздуховодах;

Применение в системах забортной воды глушителей гидродинамичес­кого шума.

Отдельно кавитационный шум понижается за счет следующих работ:

Использование малошумных гребных винтов;

Использование низкооборотных винтов;

Повышение числа лопастей;

Балансировка гребного винта и линии вала.

Совокупность инженерных разработок, а также соответствующих действий личного состава, позволяют серьезно снизить уровень гидроакустического поля корабля.

Тепловое (инфракрасное) поле корабля

Тепловое поле корабля

Тепловое поле - поле, которое появляется при излучении кораблем инфракрасных лучей. Самыми мощными источниками излучения тепловых полей являются: дымовые трубы и газовые факелы от корабельной энергетической установки; корпус и надстройки в районе машинного отделения; факелы огня при артиллерийской стрельбе и запуске ракет. При использовании инфракрасной аппаратуры тепловое поле позволяет обнаружить корабль на достаточно большом расстоянии.

Главными источниками теплового поля корабля (инфракрасного излучения) являются:

Поверхности надводной части корпуса, надстроек, палуб, кожухов дымовых труб;

Поверхности газоходов и газовыхлопных устройств отработавших газов;

Газовый факел;

Поверхности корабельных конструкций (мачт, антенн, палуб и т. д.), находящихся в зоне действия газового факела, газовых струй ракет и летательных аппаратов при запуске;

Бурун и кильваторный след корабля.

Корабль в объективе тепловизора

Обнаружение надводных кораблей и подводных лодок по их тепловому полю и выдача целеуказания оружию производится с помощью специальной теплопеленгаторной аппаратуры. Такая аппаратура обычно устанавливается на надводных кораблях и подводных лодках, самолетах, спутниках, береговых постах.

Дополнительно тепловыми (инфракрасными) устройствами самонаведения снабжаются также различные типы ракет и торпеды. Современные тепловые устройства самонаведения позволяют осуществить захват цели на расстоянии до 30 км.

Основные технические средства тепловой защиты кораблей:

Охладители отработавших газов корабельной энергетической установки (камера смешения, внешний кожух, жалюзийные окна приёма воздуха, насадки, системы водовпрыска и т. д.);

Теплоутилизационные контуры (ТУК) корабельной энергетической установки;

Бортовые (надводные и подводные) и кормовые газовыхлопные устройства;

Экраны инфракрасного излучения от внутренних и наружных поверхностей газоходов (двухслойные экраны, профильные экраны с водяным или воздушным охлаждением, экранирующие тела и т. д.);

Система универсальной водяной защиты;

Покрытия для корпуса и надстроек корабля, в том числе и лакок­расочные, с пониженной излучающей способностью;

Тепловая изоляция высокотемпературных корабельных помещений.

Тепловую заметность надводного корабля можно также уменьшить применением следующих тактических приемов:

Применение маскирующего воздействия тумана, дождя и снега;

Применение в качестве фона предметов и явлений с мощным инфракрасным излучением;

Применение носовых курсовых углов по отношению к носителю теплопеленгаторной аппаратуры.

Для подводных лодок тепловая заметность снижается при увеличении глубины их погружения.

Гидродинамическое поле корабля

Гидродинамическое поле корабля
В районе оконечностей образуются зоны повышенного давления, а в средней части по длине корпуса - область пониженного давления.

Гидродинамического поле - поле возникающее в следствии движения корабля, за счет изменения гидростатического давления воды под корпусом корабля. По физической сущности гидродинамического поле - это возмущение движущимся кораблем естественного гидродинамического поля Мирового океана.

Если в каждом месте Мирового океана параметры его гидродинамического поля обусловлены, главным образом, случайными явлениями, учесть которые заранее очень трудно, то движущийся корабль вносит не случайные, а вполне закономерные изменения в эти параметры, учесть которые можно с необходимой для практики точностью.

При движении корабля в воде частицы жидкости, находящиеся на определенных расстояниях от его корпуса, приходят в состояние возмущенного движения. При движении этих частиц изменяется величина гидростатического давления в месте движения корабля, т.е. образуется гидродинамическое поле корабля определенных параметров.

При движении подводной лодки под водой область изменения давления распространяется на поверхность воды так же, как и на грунт. Если подводная лодка движется на небольшой глубине, то на поверхности воды можно визуально фиксировать хорошо заметный волновой гидродинамический след.

Свойства гидродинамического поля корабля часто используются при разработке неконтактных гидродинамических взрывателей донных мин.

До настоящего времени значимых эффективных средств гидродинамической защиты корабля не разработано. Частичное снижение гидродинамического поля достигается за счет расчета баланса между оптимальным водоизмещением корабля и формы его корпуса. Основным тактическим приемом гидродинамической защиты корабля является выбор безопасной скорости хода. Безопасной считается такая скорость, при которой либо величина понижения давления под кораблём не превысит установленного порога срабатывания взрывателя мины, либо время воздействия на взрыватель области пониженного давления окажется меньше, чем установлено во взрывателе.

Существуют специальные графики безопасных скоростей корабля и правила пользования, которые даются в специальной инструкции по выбору безопасных скоростей корабля при плавании в районах возможной постановки гидродинамических мин.

Электромагнитное поле корабля - поле переменных по времени электрических токов, создаваемых кораблем в окружающем пространстве. Главными излучателями электромагнитного поля корабля являются: переменные гальванические токи в цепи «гребной винт - корпус», вибрация ферромагнитных масс корпуса в магнитном поле Земли, работа корабельного электрооборудования. Электромагнитное поле имеет ярко выраженный максимум в районе гребных винтов, а на расстоянии в несколько десятков метров от корпуса практически затухает.

Электромагнитная защита корабля осуществляется за счет выбора не­металлического материала для гребных винтов:

Применения для них не электропроводных покрытий, применения на валопроводе контактно-щёточных устройств;

Шунтирующих переменное сопротивление масляного зазора в подшипниках;

Поддержания сопротивления изоляции вала от корпуса в пределах установленных норм.

На кораблях с немагнитными и маломагнитными корпусами главное внимание уделяется вопросам снижения электромагнитного поля элементов электрооборудования.

Магнитное поле корабля

Магнитное поле корабля

Магнитное поле корабля - область пространства, в пределах которой обнаруживаются изменения магнитного поля Земли, обусловленные присутствием или движением намагниченного корабля.

Магнитное поле корабля представляет собой результирующую величину наложения нескольких полей: постоянного (статического) и индуктивного (динамического) намагничивания.

Постоянное намагничивание формируется у корабля в основном в период постройки под воздействием земного магнитного поля, и зависит от:

Расположения корабля относительно направления и величины линий напряженности магнитного поля Земли в месте постройки;

Магнитных свойств самих материалов, из которых строится корабль (остаточная намагниченность);

Соотношения главных размерений корабля, распределения и форм железных масс на корабле;

Технологий, с помощью которых осуществлялась постройка корабля (числа клепаных и сварных соединений).

Для количественной характеристики магнитного поля используется специальная физическая величина - напряженность магнитного поля Н.

Другой физической величиной, определяющей в первую очередь магнитные свойства материала является интенсивность намагничивания I. Кроме того существуют понятия остаточного намагничивания и индуктивного намагничивания.

Применения маломагнитных и немагнитных материалов при строительстве корабля позволяет в значительной степени снизить его магнитное поле. Поэтому при строительстве специальных кораблей (тральщиков, минных заградителей) широко используются такие материалы как стеклопластик, пластмассы, алюминиевые сплавы и т. д., а при строительстве некоторых проектов атомных подводных лодок применяется титан и его сплавы, который наряду с высокой прочностью является маломагнитным материалом. Однако прочность и другие механические и экономические показатели маломагнитных материалов позволяют применять их при строительстве боевых кораблей в ограниченных пределах. Существуют также и сильномагнитные материалы, к ним относятся: железо, никель, кобальт и некоторые сплавы. Вещества, способные сильно намагничиваться, получили название ферромагнетиков.

Принцип работы магнитной мины

Кроме того, если даже корпусные конструкции кораблей выполнять из маломагнитных материалов, то целый ряд корабельных механизмов остается выполненным из ферромагнитных металлов, которые также создают магнитное поле. Поэтому для кораблей, периодически осуществляется контроль уровня их магнитного поля и, при превышении допустимого значения, проводится размагничивание корпуса. Существует безобмоточное и обмоточное размагничивание. Первое осуществляется при помощи специальных кораблей или на станциях безобмоточного размагничивания, второе предусматривает наличие на самом корабле стационарных обметок (кабелей) и специальных генераторов постоянного Тока, которые вместе с аппаратурой управления и контроля составляют размагничивающее устройство корабля.

Магнитное поле корабля (МПК) широко используется в неконтактных взрывателях минно-торпедного оружия, а также в стационарных и авиационных системах магнитометрического обнаружения ПЛ.

Примером экспериментов по снижению магнитного поля, является так называемый Филадельфийский эксперимент , который и по сей день остается предметом многих домыслов, поскольку документальных подтверждений результатом эксперимента, публично так и не было обнародовано.

Электрическое поле корабля

Электрическое поле корабля

Электрическое поле корабля (ЭПК) - область пространства, в которой протекают постоянные электрические токи.

Основными причинами образования электрического поля корабля являются:

Электрохимические процессы протекающие между деталями корабля, изготовленными из разнородных металлов и находящимися в подводной части корпуса(гребные винты и валы, рулевые устройства, донно-забортная арматура, системы протекторной и катодной защиты корпуса и т. д.).

Процессы, порождаемые явлением электромагнитной индукции, суть которых заключаются в том, что корпус корабля во время своего движения пересекает силовые линии магнитного поля Земли, в результате чего в корпусе и прилегающих к нему массах воды возникают электрические токи. Аналогичные токи формируются в корабельных винтах при их вращении. Как правило корпус корабля изготавливается из стали, винты и донная арматура из бронзы или латуни, обтекатели гидроакустических станций из нержавеющей стали, а протекторы коррозии из цинка. В результате в подводной части корабля образуются гальванические пары и в морской воде, как в электролите, возникают стационарные электрические токи.

Процессы, связанные с утечкой токов корабельного электрообору­дования на корпус корабля и в воду.

Главной причиной формирования ЭПК являются электрохимические процессы между разнородными металлами. Около 99 % от максимальной величины ЭПК приходится именно на электрохимические процессы. Поэтому для снижения уровня ЭПК стремятся устранить эту причину.

Электрическое поле корабля серьезно превосходит естественное электрическое поле Мирового океана, это позволяет его использовать при разработке неконтактного морского оружия и средств обнаружения подводных лодок.

Снижение уровня электрического поля достигается: - путем применения неметаллических материалов при изготовления корпуса и деталей, соприкасающихся с морской водой;

Путем подбора металлов по близости значений их электродных потенциалов для корпуса и деталей, соприкасающихся с морской водой;

При помощи экранирования источников ЭПК;

Путем разъединение внутренней электрической цепи источников ЭПК;

С помощью применения специальных покрытий источников ЭПК электроизолирующими материалами.

Области применения

Физические поля корабля в настоящее время широко используются по трем направлениям:

В неконтактных системах различных видов оружия;

В системах обнаружения и классификации;

В системах самонаведения.

Ссылки и источники

Литература

1. Свердлин Г. М. Гидроакустические преобразователи и антенны. . - Ленинград: Судостроение, 1980.

2. Урик Р.Дж.(Robert J. Urick). Основы гидроакустики (Principles of Underwater Sound). . - Ленинград: Судостроение, 1978.

3. Яковлев А.Н Гидролокаторы ближнего действия. . - Ленинград: Судостроение, 1983.

Размагничивание корабля

искусственное изменение магнитного поля корабля с целью понижения вероятности его подрыва на магнитных и магнитно-индукционных минах. Р. к. достигается с помощью стационарных размагничивающих устройств (РУ), основным элементом которых являются специальные обмотки, монтируемые непосредственно на корабле и предназначенные для компенсации его магнитного поля. Корабли и суда, не имеющие РУ, проходят периодическое размагничивание на стационарных или подвижных станциях безобмоточного размагничивания, где после воздействия размагничивающего внешнего магнитного поля собственное магнитное поле корабля снижается до необходимого уровня.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Размагничивание корабля" в других словарях:

    Уменьшение напряженности магнитного поля корабля для снижения вероятности его подрыва на магнитных и индукционных минах. Различают два вида размагничивания корабля обмоточное (на корабле монтируют в различных плоскостях несколько кабельных… … Морской словарь

    Размагничивание корабля - уменьшение напряжённости магнитного поля корабля для снижения вероятности его подрыва на магнитных и индукционных минах. Различают два вида Р. к. обмоточное (внутри корпуса корабля монтируют кабельные обмотки, по которым пропускается постоянный… … Словарь военных терминов

    Намагниченность судового железа под действием магнитного поля Земли. Является причиной девиации магнитного компаса. На магнетизм корабля реагируют магнитные и индукционные взрыватели морских мин. Для снижения магнетизма корабля применяют… … Морской словарь

    Противоминная защита корабля - комплекс конструктивных мер и технических средств, снижающих степень поражения корабля минным оружием. Включает: конструктивную защиту корабля; технические средства для снижения интенсивности физических полей (уменьшение шумно сти,… … Словарь военных терминов

    Противоминная оборона - совокупность мероприятий по предохранению кораблей от подрыва на морских и речных минах. Основным средством П. о. служит траление мин в сочетании с рядом вспомогательных средств. Из них особое значение имеют: наблюдение, организуемое на… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    ГОСТ 23612-79: Магнетизм судовой. Термины и определения - Терминология ГОСТ 23612 79: Магнетизм судовой. Термины и определения оригинал документа: 10. Девиация геомагнитного поля на судне Девиация Е. Deviation F. Déviation D. Deviation Отклонение элементов вектора магнитной индукции на судне от… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Задача снижения магнитного поля корабля может решаться двумя путями:

применение в конструкции корпуса, оборудования и механизмов корабля маломагнитных материалов;

проведение размагничивания корабля.

Применения маломагнитных и немагнитных материалов для создания корабельных конструкций позволяет в значительной степени снизить магнитное поле корабля. Поэтому при строительстве специальных кораблей (тральщиков, минных заградителей) широко используются такие материалы как стеклопластик, пластмассы, алюминиевые сплавы и т.д. При строительстве некоторых проектов атомных подводных лодок применяется титан и его сплавы, который наряду с высокой прочностью является маломагнитным материалом.

Однако прочность и другие механические и экономические показатели маломагнитных материалов позволяют применять их при строительстве боевых кораблей в ограниченных пределах.

Кроме того, если даже корпусные конструкции кораблей выполнять из маломагнитных материалов, то целый ряд корабельных механизмов остается выполненным из ферромагнитных металлов, которые также создают магнитное поле. Поэтому в настоящее время основным способом магнитной защиты большинства кораблей является их размагничивание.

Размагничиванием корабля называется комплекс мероприятий направленных на искусственное уменьшение составляющих напряженности его магнитного поля.

Основными задачами размагничивания являются:

  • а) уменьшение всех составляющих напряженности МПК до пределов, установленных специальными нормами;
  • б) обеспечение стабильности размагниченного состояния корабля.

Одним из методов решения этих задач является проведение обмоточного размагничивания.

Сущность метода обмоточного размагничивания заключается в том, что МПК компенсируется магнитным полем тока специально смонтированных на корабле штатных обмоток.

Совокупность системы обмоток, источников их питания, а также аппаратуры управления и контроля составляет размагничивающее устройство (РУ) корабля.

В систему обмоток РУ корабля могут входить следующие обмотки (в зависимости от типа и класса корабля):

  • а) Основная горизонтальная обмотка (ОГ), предназначенная для компенсации вертикальной составляющей МПК. Для размагничивания большей массы ферромагнитного материала корпуса ОГ разбивается на ярусы, при этом каждый ярус состоит из нескольких секций.
  • б) Курсовая шпангоутная обмотка (КШ), предназначенная для компенсации продольного индуктивного намагничивания корабля. Она состоит из ряда последовательно соединенных витков, расположенных в шпангоутных плоскостях.
  • а) Основная горизонтальная обмотка ОГ.

б) Курсовая шпангоутная обмотка КШ.


в) Курсовая батоксовая обмотка КБ.


  • в) Курсовая батоксовая обмотка (КБ), предназначенная для компенсации поля индуктивного поперечного намагничивания корабля. Она монтируется в виде нескольких контуров, расположенных побортно в батоксовых плоскостях, симметрично относительно диаметральной плоскости корабля.
  • г) Постоянные обмотки, применяются на кораблях большого водоизмещения. К этим видам обмоток относятся постоянная шпангоутная обмотка (ПШ) и постоянная батоксовая обмотка (ПБ). Эти обмотки прокладываются по трассе обмоток КШ и КБ и никаких видов регулирования тока в процессе эксплуатации не имеют.
  • д) Специальные обмотки (СО), предназначенные для компенсации магнитных полей от отдельных крупных ферромагнитных масс и мощных электрических установок (контейнеры с ракетами, тральные агрегаты, аккумуляторные батареи и т.д.)

Питание обмоток РУ осуществляется только постоянным током от специальных агрегатов питания РУ. Агрегатами питания РУ являются электромашинные преобразователи, состоящие из приводного двигателя переменного тока и генератора постоянного тока.

Для питания преобразователей и обмоток РУ на кораблях устанавливаются специальные щиты питания РУ, получающие питание от двух источников тока, расположенных на разных бортах. На щитах РУ устанавливается необходимая коммутационная, защитная, измерительная и сигнальная аппаратура.

Для автоматического управления токами в обмотках РУ устанавливается специальная аппаратура, которая производит регулировку токов в обмотках РУ в зависимости от магнитного курса корабля. В настоящее время на кораблях используются регуляторы тока типа «КАДР-М» и «КАДМИЙ».

Наряду с обмоточным размагничиванием, т.е. использованием РУ, надводные корабли и подводные лодки периодически подвергаются безобмоточному размагничиванию.

Сущность безобмоточного размагничивания заключается в том, что корабль подвергается кратковременному воздействию сильных, искусственно созданных магнитных полей, уменьшающих МПК до определенных норм. Сам корабль при этом методе никаких стационарных размагничивающих обмоток не имеет. Безобмоточное размагничивание производится на специальных стендах СБР (стенд безобмоточного размагничивания).

Основными недостатками метода безобмоточного размагничивания являются недостаточная стабильность размагниченного состояния корабля, невозможность компенсации индуктивных составляющих МПК, зависящих от курса и длительность процесса безобмоточного размагничивания.

Таким образом, максимальное снижение магнитного поля корабля достигается путем применения двух методов размагничивания - обмоточного и безобмоточного. Применение РУ позволяет скомпенсировать МПК в процессе эксплуатации, но так как магнитное поле корабля с течением времени может значительно изменяться, то корабли нуждаются в периодической магнитной обработке на СБР. Кроме того на СБР производятся замеры величины магнитного поля корабля, с целью поддержания МПК в установленных приделах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Соде р жание

Введение

1. Понятие о конструктивной защите и физических полях корабля

2. Основные физические поля корабля и способы их снижения

3. Размагничивающее устройство корабля

Заключение

Введение

физический поле корабль

В целях более успешного решения кораблем своих боевых задач в условиях интенсивного развития средств обнаружения и поражения, необходимо всему офицерскому составу знать физические поля корабля и Мирового океана, способы обеспечения физической защиты, уметь грамотно использовать технические средства защиты и режимы движения корабля, а также необходимо обратить серьезное внимание на выбор грамотных тактических приемов для обеспечения скрытности корабля и уменьшения вероятности обнаружения и поражения неконтактным оружием.

При проектировании и постройке кораблей различных классов уделяется большое внимание обеспечению их конструктивной защиты от воздействия различных видов оружия и средств наведения.

1. Понятие о конструктивной защите и физических полях к о рабля

С началом ведения боевых действий на море началось противостояние оружия, применяемого для уничтожения кораблей и защиты корабля от этого оружия.

Так в период, когда основным оружием был таран начали применять бронирование бортов корабля. С началом применения артиллерии значительное внимание наряду с бронированием уделялось пожарозащищенности кораблей. В этот период появились первые противопожарные системы.

Бронирование кораблей, как основной вид защиты широко применялся на кораблях вплоть до начала 20 века. В этот период существовал класс броненосных кораблей - броненосцев. Кроме того, другие корабли строились также с применением бронирования. Представителем этих кораблей является знаменитый крейсер "АВРОРА" построенный в этот период. Корпус данного корабля состоит из двух частей: тяжелой бронированной подводной части и легкой надводной.

С увеличением мощи артиллерийского оружия и появлением торпедного оружия бронирование перестало удовлетворять требованиям защиты корабля. Поэтому применение бронирования стало не целесообразным.

В этот период начинается бурное развитие основных положений живучести корабля, основоположником которых стал русский офицер, адмирал С.О. Макаров.

Применение принципа разделения корабля на герметичные, водонепроницаемые отсеки, широкое использование водоотливных и противопожарных средств, аварийно-спасательного имущества и материалов, а также научные подходы к организации борьбы за живучесть корабля, все это позволило кораблю эффективно противостоять боевому воздействию оружия того времени.

С началом применения неконтактных взрывателей и возникновением систем самонаведения основным направлением защиты кораблей стала защита по физическим полям. Данный вид защиты в настоящее время продолжает развиваться и совершенствоваться, а с появлением мощного ракетного оружия необходимость обеспечения защиты корабля еще более возросла.

На современных кораблях конструктивная защита обеспечивается проведением следующих мероприятий:

Придание кораблю необходимых запасов местной и общей прочности;

Деление корабля на водонепроницаемые отсеки;

Применение технических средств борьбы с водой и пожарами;

Обеспечение снижения уровня различных физических полей.

В настоящее время для обнаружения кораблей, их классификации, слежения за ними, а также их уничтожения используются различные неконтактные системы, основанные на принципах регистрации различных физических полей корабля. С началом применения неконтактных взрывателей и возникновением систем самонаведения основным направлением защиты кораблей стала защита по физическим полям.

Физическим полем называется часть пространства или все пространство, которому присущи некоторые физические свойства. В каждой точке этого пространства некоторая физическая величина имеет определенное значение.

К полям, как своеобразным формам материи можно отнести магнитное, тепловое (инфракрасное), световое, гравитационное и другие поля.

Некоторые физические поля являются своеобразными формами движения вещества, как, например акустическое поле. А некоторые поля проявляются в виде электромагнитных и гравитационных явлений в совокупности с движением вещества, как, например гидродинамическое поле.

Каждому месту Мирового океана присущи определенные уровни физических полей - это естественные природные поля. В зависимости от среды в которой зарождаются физические поля океана, их можно разделить на:

1. Геофизические поля , обусловленные наличием всей массы земли:

Магнитное поле;

Гравитационное поле;

Электрическое поле; поле рельефа океана.

2. Гидрофизические поля , обусловленные наличием водных масс океана, к которым относятся:

Поле температуры морской воды;

Поле солености морской воды;

Поле радиоактивности морской воды;

Гидродинамическое поле;

Гидроакустическое поле;

Гидрооптическое поле;

поле теплового излучения поверхности океана.

При создании технических средств обнаружения кораблей и неконтактных систем оружия тщательно учитываются характеристики и параметры полей океана, они рассматриваются как естественная помеха, с учетом которой средства должны быть настроены так, чтобы выделить на фоне естественной помехи физическое поле корабля. С другой стороны, корабли могут использовать поля океана в целях маскировки или уменьшения уровней собственных полей.

Корабль (ПЛ) при нахождении в данном месте мирового океана вносит изменения в естественные поля. Он искажает (возмущает) то или иное поле Мирового океана с определенной закономерностью и сам в некоторых случаях подвергается воздействию физических полей, например, намагничивается.

Физическим полем корабля называется область пространства, прилегающая к кораблю, в пределах которой обнаруживается искажение соответствующего поля Мирового океана.

Надводный корабль является источником различных физических полей, которые являются характеристиками корабля, определяющими его скрытность, защиту и боевую устойчивость.

Параметры физических полей широко используются при обнаружении и классификации кораблей, в системах наведения оружия, а также в системах управления неконтактным минно-торпедным и ракетным оружием.

В настоящее время еще не установлена строгая классификация и терминология по физическим полям и следности корабля. Одним из вариантов является классификация, представленная на таблице №1.

Физические поля кораблей по месту расположения источников поля подразделяют на первичные (собственные) и вторичные (вызванные).

Первичными (собственными) полями кораблей называются поля, источники которых расположены непосредственно на корабле либо в сравнительно тонком слое воды, прилегающем к его корпусу.

Вторичным (вызванным), полем корабля, называется отраженное (искаженное) поле корабля, источники которого находятся вне корабля (в пространстве, на другом корабле и т.д.).

Поля, которые создаются искусственно с помощью специальных устройств, (радио-, гидролокационных станций, оптических приборов) называются активными физическими пол я ми.

Поля, которые создаются естественно кораблем в целом как конструктивным сооружением, называются пассивными физическими полями корабля .

По функциональной зависимости параметров физических полей от времени их можно подразделить на статические и динамические.

Статическими полями являются такие физические поля, интенсивность (уровень или мощность) источников которых остается в течении времени воздействия полей на неконтактную систему постоянной.

Динамическими (переменными во времени) физическими полями называются такие поля, интенсивность источников которых изменяется в течении времени воздействия поля на неконтактную систему.

Физические поля корабля в настоящее время широко используются по трем направлениям:

В неконтактных системах различных видов оружия;

В системах обнаружения и классификации;

В системах самонаведения.

Степень использования физических полей в технических средствах обнаружения, слежения за кораблями и в неконтактных системах оружия неодинакова. В настоящее время нашли широкое применение в практике следующие физические поля корабля:

акустическое поле,

тепловое (инфракрасное) поле,

гидродинамическое поле,

магнитное поле,

электрическое поле.

Причины возникновения и способы снижения этих физических полей корабля рассмотрим в следующих вопросах занятия.

2. Основные физические поля корабля и способы их сн и жения

а) Акустическое поле корабля.

Акустическим полем корабля называется область пространства, в которой распределяются акустические волны, образованные или собственно кораблем или отражающиеся от корабля.

Волнообразно распространяющееся колебательное движение частиц упругой среды принято называть звуком.

Скорость распространения звука зависит от упругих свойств среды (в воздухе 330 м/сек, в воде 1500 м/сек, в стали около 5000 м/сек). Скорость распространения звука в воде зависит, кроме того, от ее физического состояния, увеличиваясь с повышением температуры, солености и гидростатического давления.

Движущийся корабль является мощным источником звука, создающим в воде акустическое поле большой интенсивности. Это поле называют гидроакустическим полем корабля (ГАПК).

В соответствии с классификацией, рассмотренной ранее, ГАПК подразделяется на:

Первичное ГАПК (шумность), которое формируется кораблем собственным источником акустических волн;

Вторичное ГАПК (гидролакационное), которое формируется в следствии отражающихся от корабля акустических волн, излучаемых посторонним источником.

Гидроакустическое поле (шумность) корабля широко используется в стационарных, корабельных и авиационных системах обнаружения и классификации, а также системах самонаведения и неконтактных взрывателях минно-торпедного оружия.

Гидроакустическое поле корабля представляет собой совокупность наложенных друг на друга полей, создаваемых различными источниками, основными из которых являются:

Шумы, создаваемые движителями (винтами) при их вращении. Подводный шум корабля от работ гребных винтов разделяется на следующие составляющие:

Шум вращение гребного винта,

Вихревой шум,

Шум вибрации кромок лопастей винтов («пение»),

Кавитационный шум.

Шумы, излучаемые корпусом корабля на ходу и на стоянке как результат его вибрации от работы механизмов.

Шумы, создаваемые обтеканием корпуса корабля водой при его движении.

Уровни подводного шума зависят от скорости хода корабля и от глубины погружения (для ПЛ). На скоростях хода выше критической начинается область интенсивного шумообразования.

В процессе эксплуатации корабля шумность его по ряду причин может измениться. Так увеличению шумности способствует выработка технического ресурса корабельных механизмов, что приводит к их расцентровки, расбалансировки и увеличению вибрации. Колебательная энергия механизмов вызывает вибрации корпуса, что приводит к возмущениям в забортной среде, определяющим подводный шум.

Вибрации механизмов передаются на корпус:

Через опорные связи механизмов с корпусом (фундаменты);

Через неопорные связи механизмов с корпусом (трубопроводы, водопроводы, кабели);

Через воздух в отсеках и помещениях НК.

Насосы, связанные с забортной средой, передают колебательную энергию кроме указанных путей по рабочей среде трубопровода непосредственно в воду.

Шумность корабля характеризует не только его скрытность от гидроакустических средств обнаружения и степень защиты от минно-торпедного оружия вероятного противника, но и определяет условия работы собственных гидроакустических средств обнаружения и целеуказания, создавая помехи работе этих средств.

Шумность имеет большое значение для подводных лодок (ПЛ) так как она во многом определяет их скрытность. Контроль за шумностью и ее снижение является важнейшей задачей всего личного состава корабля и особенно ПЛ.

В целях обеспечения акустической защиты корабля проводится ряд организационно-технических и тактических мероприятий.

К данным мероприятиям относятся следующие:

улучшение виброакустических характеристик механизмов;

удаление механизмов от конструкций наружного корпуса, излучающего подводный шум, путём их установки на палубы, платформы и переборки;

виброизоляция механизмов и систем от основного корпуса с помощью звукоизолирующих амортизаторов, гибких вставок, муфт, амортизирующих подвесок трубопроводов и специальных шумозащищающих фундаментов;

вибропоглащение и звукоизоляция звуковых вибраций фундаментных и корпусных конструкций, систем трубопроводов с помощью звукоизолирующих и вибродемфирующих покрытий;

звукоизоляция и звукопоглащение воздушного шума механизмов за счет применения покрытий, кожухов, экранов, глушителей в воздуховодах;

применение в системах забортной воды глушителей гидродинамического шума.

Кавитационный шум снижается выполнением следующих мероприятий:

применение малошумных гребных винтов;

применение низкооборотных винтов;

увеличение числа лопастей;

балансировка гребного винта и линии вала.

Совокупность конструктивных мероприятий и действий личного состава направленных на снижение шумности, позволяют в значительной степени снизить уровень гидроакустического поля корабля.

б) Тепловое поле корабля.

Основными источниками теплового поля корабля (инфракрасного излучения) являются:

Поверхности надводной части корпуса, надстроек, палуб, кожухов дымовых труб;

Поверхности газоходов и газовыхлопных устройств отработавших газов;

Газовый факел;

Поверхности корабельных конструкций (мачт, антенн, палуб и т.д.), находящихся в зоне действия газового факела, газовых струй ракет и летательных аппаратов при запуске;

Бурун и кильваторный след корабля.

Обнаружение надводных кораблей и подводных лодок по их тепловому полю, и выдача целеуказания оружию производится с помощью теплопеленгаторной аппаратуры. Такая аппаратура устанавливается на самолетах, спутниках, надводных кораблях и подводных лодках, береговых постах.

Тепловыми (инфракрасными) устройствами самонаведения снабжаются также различные типы ракет и торпеды. Современные тепловые устройства самонаведения обеспечивают захват целей на расстоянии до 30 км.

Наиболее эффективным способом снижения теплового поля корабля является применение технических средств тепловой защиты.

К техническим средствам тепловой защиты относятся:

охладители отработавших газов корабельной энергетической установки (камера смешения, внешний кожух, жалюзийные окна приёма воздуха, насадки, системы водовпрыска и т.д.);

теплоутилизационные контуры (ТУК) корабельной энергетической установки;

бортовые (надводные и подводные) и кормовые газовыхлопные устройства;

экраны инфракрасного излучения от внутренних и наружных поверхностей газоходов (двухслойные экраны, профильные экраны с водяным или воздушным охлаждением, экранирующие тела и т.д.);

система универсальной водяной защиты;

покрытия для корпуса и надстроек корабля, в том числе и лакокрасочные, с пониженной излучающей способностью;

тепловая изоляция высокотемпературных корабельных помещений.

Тепловую заметность надводного корабля можно также уменьшить применением тактических приемов. К таким приемам относятся следующие:

использование маскирующего воздействия тумана, дождя и снега;

использование в качестве фона предметов и явлений с мощным инфракрасным излучением;

использование носовых курсовых углов по отношению к носителю теплопеленгаторной аппаратуры.

Тепловая заметность подводных лодок уменьшается при увеличении глубины их погружения.

в) Гидродинамическое поле корабля.

Гидродинамическим полем корабля (ГПК) называется область пространства, прилегающая к кораблю, в которой наблюдается изменение гидростатического давления, вызываемое движением корабля.

По физической сущности ГПК это возмущение движущимся кораблем естественного гидродинамического поля Мирового океана.

Если в каждом месте Мирового океана параметры его гидродинамического поля обусловлены в наибольшей степени случайными явлениями, учесть которые заранее очень трудно, то движущийся корабль вносит не случайные, а вполне закономерные изменения в эти параметры, учесть которые можно с необходимой для практики точностью.

При движении корабля в воде частицы жидкости, расположенные на определенных расстояниях от его корпуса, приходят в состояние возмущенного движения. При движении этих частиц меняется величина гидростатического давления в месте движения корабля, образуется гидродинамическое поле корабля определенных параметров.

При движении ПЛ под водой область изменения давления распространяется на поверхность воды так же, как и на грунт. Если движение осуществляется на небольших глубинах погружения, то на поверхности воды появляется визуально хорошо заметный волновой гидродинамический след.

Таким образом, гидродинамическое поле корабля создается при его движении относительно окружающей жидкости и зависит от водоизмещения, главных размерений, формы корпуса, скорости корабля, а также от глубины моря (расстояние до днища корабля).

Гидродинамическое поле корабля (ГПК) широко используется в неконтактных гидродинамических взрывателях донных мин.

Обеспечить гидродинамическую защиту корабля любого типа или существенным образом снизить параметры ГПК с помощью конструктивных средств очень трудно. Для этого необходимо создавать сложную форму корпуса, что приведет к увеличению сопротивления движению. Поэтому решение вопроса гидродинамической защиты осуществляется в основном организационными мероприятиями.

Для обеспечения гидродинамической защиты любого корабля необходимо и достаточно, чтобы параметры его ГПК по величине не превосходили параметров настройки неконтактного гидродинамического взрывателя.

Уровни гидродинамического поля уменьшаются при уменьшении скорости корабля. Снижение скорости корабля до безопасной является основным способом защиты кораблей от гидродинамических мин.

Графики безопасных скоростей корабля и правила пользования ими даются в инструкции по выбору безопасных скоростей корабля при плавании в районах возможной постановки гидродинамических мин.

Наряду с эксплуатационными физическими полями корабля, существуют также поля зависящие практически только от физических и химических свойств материалов из которых построен корабль. К таким физическим полям корабля относятся магнитное и электрическое поле.

г) Электрическое поле корабля.

Следующим физическим полем корабля является электрическое поле. Из курса физики известно, что если в какой-либо точке пространства появляется электрический заряд, то вокруг этого заряда возникает электрическое поле.

Электрическим полем корабля (ЭПК) называют область пространства, в которой протекают постоянные электрические токи.

Основными причинами образования электрического поля корабля являются:

1. Электрохимические процессы между деталями, изготовленными из разнородных металлов и находящимися в подводной части корабля (гребные винты и валы, рулевые устройства, донно-забортная арматура, системы протекторной и катодной защиты корпуса и т.д.).

2. Процессы, обусловленные явлением электромагнитной индукции, которые заключаются в том, что корпус корабля при своем движении пересекает силовые линии магнитного поля Земли, в результате чего в корпусе корабля и близлежащих массах воды возникают электрические токи. Аналогично такие токи появляются в корабельных винтах при их вращении в МПЗ и МПК.

3. Процессы, связанные с утечкой токов корабельного электрооборудования на корпус корабля и в воду.

Основной причиной образования ЭПК являются электрохимические процессы между разнородными металлами. Около 99 % от максимальной величины ЭПК приходится именно на электрохимические процессы. Поэтому для снижения уровня ЭПК стремятся устранить эту причину.

Электрическое поле корабля значительно превосходит естественное электрическое поле Мирового океана, что позволяет использовать его для создания неконтактного морского оружия и средств обнаружения подводных лодок.

С целью снижения электрического поля корабля проводится ряд мероприятий, основными из которых являются следующие:

Применение неметаллических материалов для изготовления корпуса и деталей, омываемых морской водой;

Подбор металлов по близости значений их электродных потенциалов для корпуса и деталей, омываемых морской водой;

Экранирование источников ЭПК;

Разъединение внутренней электрической цепи источников ЭПК;

Покрытие источников ЭПК электроизолирующими материалами.

г ) Магнитное поле корабля.

Магнитным полем корабля (МПК) называется область пространства, в котором естественное магнитное поле Земли искажено из-за присутствия или движения корабля, намагниченного в поле земли.

Магнитное поле корабля (МПК) широко используется в неконтактных взрывателях минно-торпедного оружия, а также в стационарных и авиационных системах магнитометрического обнаружения ПЛ.

Причины возникновения магнитного поля корабля заключаются в следующем. Любое вещество всегда магнитно, т.е. изменяет свои свойства в магнитном поле, но степень изменения свойств, для различных веществ не одинакова.

Различают слабомагнитные вещества, (например алюминий, медь, титан, вода), и сильномагнитные, (такие как железо, никель, кобальт и некоторые сплавы). Вещества, способные сильно намагничиваться, получили название ферромагнетиков.

Для количественной характеристики магнитного поля служит специальная физическая величина - напряженность магнитного поля Н .

Другой важной физической величиной, характеризующей в первую очередь магнитные свойства материала является интенсивность намагничивания I . Кроме того существуют понятия остаточного намагничивания и индуктивного н а магничивания.

Остаточным намагничиванием называется постоянное намагничивание корабля, которое сохраняется на достаточно длительный промежуток времени неизменным при изменении или отсутствии МПЗ.

Индуктивным намагничиванием корабля называется величина, которая непрерывно и пропорционально изменяется при изменении МПЗ.

Корабль, корпус которого построен из ферромагнитного материала, или имеющий другие ферромагнитные массы (главные двигатели, котлы, и т.д.) находясь в магнитном поле Земли намагничивается, т.е. приобретает собственное магнитное поле.

Магнитное поле корабля в основном зависит от магнитных свойств материалов, из которых построен корабль, технологии постройки, размеров и распределения ферромагнитных масс, места постройки и районов плавания, курса, качки и некоторых других факторов.

Способы снижения магнитного поля корабля рассмотрим более подробно в следующем вопросе занятия.

3. Размагничивающее устройство кора б ля

Задача снижения магнитного поля корабля может решаться двумя путями:

применение в конструкции корпуса, оборудования и механизмов корабля маломагнитных материалов;

проведение размагничивания корабля.

Применения маломагнитных и немагнитных материалов для создания корабельных конструкций позволяет в значительной степени снизить магнитное поле корабля. Поэтому при строительстве специальных кораблей (тральщиков, минных заградителей) широко используются такие материалы как стеклопластик, пластмассы, алюминиевые сплавы и т.д. При строительстве некоторых проектов атомных подводных лодок применяется титан и его сплавы, который наряду с высокой прочностью является маломагнитным материалом.

Однако прочность и другие механические и экономические показатели маломагнитных материалов позволяют применять их при строительстве боевых кораблей в ограниченных пределах.

Кроме того, если даже корпусные конструкции кораблей выполнять из маломагнитных материалов, то целый ряд корабельных механизмов остается выполненным из ферромагнитных металлов, которые также создают магнитное поле. Поэтому в настоящее время основным способом магнитной защиты большинства кораблей является их размагничивание.

Размагничиванием корабля называется комплекс мероприятий направленных на искусственное уменьшение составляющих напряженности его магнитного поля.

Основными задачами размагничивания являются:

а) уменьшение всех составляющих напряженности МПК до пределов, установленных специальными нормами;

б) обеспечение стабильности размагниченного состояния корабля.

Одним из методов решения этих задач является проведение обмоточного размагничивания.

Сущность метода обмоточного размагничивания заключается в том, что МПК компенсируется магнитным полем тока специально смонтированных на корабле штатных обмоток.

Совокупность системы обмоток, источников их питания, а также аппаратуры управления и контроля составляет размагничивающее устройство (РУ) корабля.

В систему обмоток РУ корабля могут входить следующие обмотки (в зависимости от типа и класса корабля):

а) Основная горизонтальная обмотка (ОГ), предназначенная для компенсации вертикальной составляющей МПК. Для размагничивания большей массы ферромагнитного материала корпуса ОГ разбивается на ярусы, при этом каждый ярус состоит из нескольких секций.

б) Курсовая шпангоутная обмотка (КШ), предназначенная для компенсации продольного индуктивного намагничивания корабля. Она состоит из ряда последовательно соединенных витков, расположенных в шпангоутных плоскостях.

а) Основная горизонтальная обмотка ОГ.

б) Курсовая шпангоутная обмотка КШ.

в) Курсовая батоксовая обмотка КБ.

в) Курсовая батоксовая обмотка (КБ), предназначенная для компенсации поля индуктивного поперечного намагничивания корабля. Она монтируется в виде нескольких контуров, расположенных побортно в батоксовых плоскостях, симметрично относительно диаметральной плоскости корабля.

г) Постоянные обмотки, применяются на кораблях большого водоизмещения. К этим видам обмоток относятся постоянная шпангоутная обмотка (ПШ) и постоянная батоксовая обмотка (ПБ). Эти обмотки прокладываются по трассе обмоток КШ и КБ и никаких видов регулирования тока в процессе эксплуатации не имеют.

д) Специальные обмотки (СО), предназначенные для компенсации магнитных полей от отдельных крупных ферромагнитных масс и мощных электрических установок (контейнеры с ракетами, тральные агрегаты, аккумуляторные батареи и т.д.)

Питание обмоток РУ осуществляется только постоянным током от специальных агрегатов питания РУ. Агрегатами питания РУ являются электромашинные преобразователи, состоящие из приводного двигателя переменного тока и генератора постоянного тока.

Для питания преобразователей и обмоток РУ на кораблях устанавливаются специальные щиты питания РУ, получающие питание от двух источников тока, расположенных на разных бортах. На щитах РУ устанавливается необходимая коммутационная, защитная, измерительная и сигнальная аппаратура.

Для автоматического управления токами в обмотках РУ устанавливается специальная аппаратура, которая производит регулировку токов в обмотках РУ в зависимости от магнитного курса корабля. В настоящее время на кораблях используются регуляторы тока типа «КАДР-М» и «КАДМИЙ».

Наряду с обмоточным размагничиванием, т.е. использованием РУ, надводные корабли и подводные лодки периодически подвергаются безобмоточному размагничиванию.

Сущность безобмоточного размагничивания заключается в том, что корабль подвергается кратковременному воздействию сильных, искусственно созданных магнитных полей, уменьшающих МПК до определенных норм. Сам корабль при этом методе никаких стационарных размагничивающих обмоток не имеет. Безобмоточное размагничивание производится на специальных стендах СБР (стенд безобмоточного размагничивания).

Основными недостатками метода безобмоточного размагничивания являются недостаточная стабильность размагниченного состояния корабля, невозможность компенсации индуктивных составляющих МПК, зависящих от курса и длительность процесса безобмоточного размагничивания.

Таким образом, максимальное снижение магнитного поля корабля достигается путем применения двух методов размагничивания - обмоточного и безобмоточного. Применение РУ позволяет скомпенсировать МПК в процессе эксплуатации, но так как магнитное поле корабля с течением времени может значительно изменяться, то корабли нуждаются в периодической магнитной обработке на СБР. Кроме того на СБР производятся замеры величины магнитного поля корабля, с целью поддержания МПК в установленных приделах.

Заключение

Таким образом, рассмотренные физические поля корабля связаны непосредственно с его эксплуатацией. На использовании этих физических полей построены различные системы обнаружения кораблей и ПЛ, системы наведения оружия, а также неконтактные взрыватели минно-торпедного оружия.

В связи с этим, снижение уровней физических полей корабля и поддержание их в допустимых пределах, является важной задачей всего экипажа корабля.

Обнаружение корабля любыми средствами наблюдения, а также срабатывание неконтактных систем самонаведения и взрывателей оружия происходит тогда, когда интенсивность поля корабля превысит порог чувствительности указанных средств.

Существует несколько принципиально различных способов уменьшения вероятности обнаружения и поражения кораблей боевыми средствами и неконтактными системами. Сущность их сводится к следующему:

1. Использовать маскирующие особенности полей Мирового океана, особенности водной или воздушной среды, тактические приемы с таким расчетом, чтобы по возможности наблюдая за противником, обеспечить на определенном расстоянии собственную скрытность и наименьшую вероятность поражения неконтактным оружием.

2. Снизить интенсивность источников физического поля корабля с помощью конструктивных и организационных мероприятий. Этот способ называют обеспечением физической защиты корабля.

Защищенность корабля от обнаружения и воздействия различных видов оружия в значительной степени влияют на боеспособность корабля и на эффективное выполнение стоящих перед кораблем задач. Чем лучше обеспечена защита корабля, тем меньше вероятность получения им различных повреждений.

Если же корабль все же получает повреждения от воздействия оружия противника (или аварийные повреждения) то он должен обладать способностью противостоять этим повреждениям и восстанавливать свою боеспособность. Таким качеством является живучесть корабля.

Данное качество будет рассмотрено на следующем занятии.

Учебно-методическое обеспечение

1.Наглядные пособия: стенд «Продольный разрез корабля»,

Устройство УРТ-850.

2.Технические Средства Обучения: кодоскоп.

3.Приложение: слайды для кодоскопа.

Литература

1. УП «Физические поля корабля» Инв. № 210

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные цели и задачи создания корабля "Севастополь". Научно-техническая и промышленно-производственная база, имеющиеся ресурсы для создания судна. Характеристики, тактико-технические данные и особенности проекта корабля и его энергетических установок.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2015

    Анализ разработки и внедрения интегрированной логистической поддержки корабля и систем вооружения на всех стадиях жизненного цикла судна, перечень необходимых нормативно-технических документов. График дефектных снарядов и расчет их среднего количества.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2012

    Физические и химические свойства фосфорорганических соединений, механизм действия, влияние на различные системы, действие на ферменты, способы проникновения и идентификации. Механизм инактивирования холинэстеразы ФОС, первая помощь при отравлениях.

    реферат , добавлен 22.09.2009

    Сильнодействующие ядовитые вещества: определение, поражающие факторы, воздействие на человека. Физические, химические, токсические свойства и способы защиты. Профилактика возможных аварий на химически опасных объектах и снижение ущерба от них.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2011

    Сернистый ангидрид, его физические, химические, токсические свойства. Оценка химической обстановки при разрушении емкостей, содержащих СДЯВ. Расчет глубины зоны заражения при аварии на химически опасном объекте. Способы локализации источника заражения.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Влияние радиации на рождение людей с генными мутациями. Умственные и физические недостатки людей, появившихся после взрывов на Семипалатинском ядерном полигоне (Казахстан): микроцефалия, сколиоз, синдром Дауна, спинальная атрофия, церебральный паралич.

    презентация , добавлен 22.10.2013

    Иприт (горчичный газ) - боевое отравляющее вещество кожно-нарывного цитотоксического действия, алкилирующий агент. История открытия, получение, физические и химические свойства, поражающее действие. Первая помощь при поражении ипритом; защитные средства.

    презентация , добавлен 01.11.2013

    Актуальность и значимость механизма использования воздушного пространства. Признаки принципов охраны воздушного пространства: неприкосновенность, взаимное уважение суверенитета, мирное разрешение конфликтных ситуаций, всестороннее сотрудничество.

    реферат , добавлен 14.01.2009

    Мероприятия и действия по защите населения в военное время. Рекомендации по режимам защиты в зонах радиоактивного, химического, бактериологического заражения. Основные способы защиты населения от оружия массового поражения. Укрытие в защитных сооружениях.

    реферат , добавлен 15.06.2011

    Оружие массового поражения. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Первая доврачебная неотложная помощь. Сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при отравлениях. Обработка ран. Отморожение, ожоги, электротравмы, тепловой удар, утопление.

В качестве источника переменного магнитного поля обычно используют электромагнит . Уменьшение амплитуды магнитного поля, действующего на объект размагничивания, можно обеспечить уменьшением амплитуды тока в электромагните, либо, в более простых случаях, увеличением расстояния между электромагнитом и размагничиваемым объектом. Поскольку магнитные свойства материалов исчезают при нагреве выше определённой температуры, то на производстве, в особых случаях, размагничивание проводят с помощью температурной обработки (см. Точка Кюри).

Применения

Устройства с электронными лучевыми трубками (ЭЛТ)

Впервые термин был использован в ходе 2-й мировой войны коммандером канадского военно-морского резерва Чарльзом Ф. Гудивом, пытавшимся найти защиту от германских магнитных мин, наносивших серьёзный урон британскому флоту.

Эксперименты по размагничиванию кораблей во время Второй мировой войны могли послужить поводом для возникновения легенды о «Филадельфийском эксперименте ».

Элементы электромагнитов

Электромагниты применяются для электронных замков , реле , герконов . В этих устройствах детали, которые задумывались разработчиком как магнитомягкие , то есть не имеющие собственной магнитной индукции при отсутствии тока в катушке, могут намагнититься и привести устройство в нерабочее состояние.

Инструменты и приспособления

При работе с технологическими приспособлениями и инструментами необходимо чтобы обрабатываемый материал, заготовка, деталь или изделие не перемещалось вслед за движущимися устройствами. Особенно это актуально для ручной работы. Например, во многих случаях неудобно пользоваться намагниченными отвёрткой, пинцетом.

Напишите отзыв о статье "Размагничивание"

Литература

  • Ткаченко Б. А. История размагничивания кораблей Советского Военно-Морского Флота / Б. А. Ткаченко; Академия наук СССР . . - Л. : Наука . Ленингр. отд-ние, 1981. - 224 с. - 10 000 экз. (в пер.)

Ссылки

Отрывок, характеризующий Размагничивание

– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.
Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов.
Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова. Полагая, что неудача Березинского петербургского плана будет отнесена к нему, недовольство им, презрение к нему и подтрунивание над ним выражались сильнее и сильнее. Подтрунивание и презрение, само собой разумеется, выражалось в почтительной форме, в той форме, в которой Кутузов не мог и спросить, в чем и за что его обвиняют. С ним не говорили серьезно; докладывая ему и спрашивая его разрешения, делали вид исполнения печального обряда, а за спиной его подмигивали и на каждом шагу старались его обманывать.
Всеми этими людьми, именно потому, что они не могли понимать его, было признано, что со стариком говорить нечего; что он никогда не поймет всего глубокомыслия их планов; что он будет отвечать свои фразы (им казалось, что это только фразы) о золотом мосте, о том, что за границу нельзя прийти с толпой бродяг, и т. п. Это всё они уже слышали от него. И все, что он говорил: например, то, что надо подождать провиант, что люди без сапог, все это было так просто, а все, что они предлагали, было так сложно и умно, что очевидно было для них, что он был глуп и стар, а они были не властные, гениальные полководцы.