Этапы урока сообщения новых знаний. Требования к уроку согласно фгос. Ведущий этап определяет основную функцию урока

Урок является главной составной частью любого учебного процесса. Именно на нем сосредотачивается основное внимание не только учащегося, но и педагога. Поэтому качество подготовки учеников по тому или иному предмету во многом зависит от уровня проведения урока, его методологической и содержательной наполненности, а также от царящей в классе атмосферы.

Как же добиться высоких показателей учебного процесса? Для этого преподаватель должен тщательно подготовить все этапы современного урока по ФГОС. Эти стандарты содержат в себе рекомендации, позволяющие не только вооружить учащихся умениями и знаниями, но и подсказать педагогу, что сделать для того, чтобы все происходящее в классе вызывало у воспитанников подлинную увлеченность и искренний интерес.

Структура современного урока

Для обеспечения целенаправленной деятельности процесса обучения все его звенья разбиваются на отдельные элементы. Это и есть этапы урока. Они включают в себя не только изучение нового материала, сопровождающееся высокой мыслительной активностью учащихся, но и выполнение задачи по запоминанию и длительному сохранению в памяти всех полученных знаний.

Этапы урока по ФГОС в основной школе зависят от его целей и задач. Так, если учащимся предлагается закрепить и развить уже полученные знания, то в этапы урока включается:

  • сообщение школьникам цели занятия;
  • воспроизведение знаний, умений и навыков учащимися;
  • выполнение учениками предложенных учителем заданий, упражнений;
  • проверка уже выполненных работ;
  • обсуждение допущенных ошибок и их корректировка;
  • запись домашнего задания (при необходимости).

Этапы урока по ФГОС, образец которых приведен ниже, преследуют своей целью сформировать умения и навыки у учащихся. Подобная структура учебного процесса состоит:

  • повторения уже сформированных знаний и навыков;
  • решения проверочных задач;
  • знакомства с новыми умениями;
  • показа образца упражнения по полученным знаниям и выполнения задания по указанному алгоритму;
  • подведения итогов урока;
  • записи домашних заданий.

Этапы урока закрепления по ФГОС состоят:

  • в организации начала урока;
  • постановке воспитательных и образовательных задач;
  • проверке домашнего задания.

На уроке по закреплению полученных знаний учитель должен создать спокойную и деловую обстановку. Детей не должны пугать контрольные и проверочные работы. Это вызовет их чрезмерное волнение и исказит результаты.

Этапы урока в начальной школе

Современное российское образование считает своей основной целью не обычную передачу навыков и умений от педагога к учащемуся, а формирование и дальнейшее развитие способностей детей к самостоятельной постановке учебной проблемы, к формулированию алгоритма ее решения, а также в последующем - контроль оценки полученного результата.

Современный урок по ФГОС - это действенный учебный процесс. Он имеет непосредственное отношение к интересам ребенка и его родителей, а также государства и общества в целом.

Этапы урока по ФГОС в начальной школе имеют свои особенности и состоят из следующих элементов:

  • организации класса;
  • актуализации (повторения) ранее усвоенных умений и знаний;
  • постановки задачи;
  • открытия новых знаний;
  • физкультминутки;
  • первичного закрепления материала;
  • выполнения самостоятельной работы с самопроверкой согласно предложенного эталона;
  • физкультминутки;
  • включения нового материала в систему знаний;
  • подведения итога урока.

Все этапы урока по ФГОС в начальной школе имеют своей целью подготовить учащегося к саморазвитию. При этом предполагается, что младший школьник получит умение:

  • самостоятельно выбирать цели, адекватные имеющимся у него способностям;
  • ставить перед собой задачи и принимать решения;
  • самостоятельно находить пути решения нестандартных ситуаций;
  • осуществлять контроль над собственными действиями;
  • согласовывать свою точку зрения с другими людьми и общаться с ними.

Другими словами, этапы современного урока в условиях ФГОС ставят своей целью превратить ребенка из пассивного слушателя в исследователя, добывающего знания и работающего с другими детьми самостоятельно. При этом возрастает роль учителя. Он должен быть настоящим профессионалом и иметь желание раскрывать способности каждого ученика. Это главный ресурс учебного процесса, без которого становятся невозможными современные требования ФГОС, предполагающие организацию учебно-воспитательной деятельности в школе.

Основные этапы школьного урока

Важнейшая задача, которую ставит перед собой современная система образования, состоит не только в освоении детьми знаний по тому или иному предмету. Ее целью является и формирование учебных действий, предполагающих «научить учиться».

От современного школьника требуется умение управлять собственной образовательной деятельностью и владеть навыками самооценки и самоконтроля. При этом основные этапы урока по ФГОС - это:

  • целеполагание;
  • продуктивная самостоятельная деятельность;
  • рефлексия.

Рассмотрим их подробнее.

Целеполагание

В структуре традиционных уроков данный этап занимал ведущее место. Однако на сегодняшний день система образования рассматривает его с новой позиции. Все этапы урока по ФГОС претерпели определенные качественные изменения. Коснулись они и целеполагания. На данном этапе задача учителя состоит вовсе не в доведении до учеников своей цели. Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок сам осознал смысл учебной задачи и принял ее как особо для него значимую. Только в таком случае деятельность школьника станет целенаправленной и мотивированной. Ребенок будет стремиться найти, узнать и доказать.

Рассматривая цели этапов урока по ФГОС, можно сказать о том, что целеполагание особым образом проектирует образовательные действия школьников. При этом оно связано с уровнем развития детей, особенностями изучаемой темы, профессионализмом педагога и с внешним социальным заказом.

Организация первого этапа школьного урока

Нередко у учителей вызывает затруднение вопрос формулировки цели. Это может быть связано с тем, что первый этап урока, как полагают многие, необходимо просто преодолеть, а затем и забыть про него. Однако это не так. Целеполагание проходит через все этапы урока в соответствии ФГОС. При этом на него возлагаются функции мотивации обучающихся, а также стабилизации процесса получения знаний и диагностики выполненной работы. Иными словами, можно сказать так: «Как цель поставили, таким и будет полученный результат».

Организовать этап целеполагания не просто. Этот процесс потребует продумывания приемов и средств, которые бы мотивировали школьников на предстоящую деятельность.

Одним из вариантов решения данной технологической задачи может быть выбран следующий перечень действий:

  • проведение диагностики целей учащихся;
  • систематизация и поледующий анализ выявленных данных;
  • конструирование технологических линий получения знаний школьников и технологической линии подачи материала учителем.

Приемы целеполагания

Проходя последовательно этапы урока по ФГОС, преподаватель на самом первом из них должен назвать тему занятия и предложить классу сформулировать цель. Это можно сделать с использованием опорных глаголов. Среди них следующие: проанализировать, изучить и уметь, выяснить, доказать и обобщить, сравнить, закрепить и т. д.

Еще один прием целеполагания включает в себя работу над понятием. В этом случае преподаватель должен объяснить значения всех слов темы, отыскав ответы в толковом словаре.

Третий прием целеполагания предлагает учителю проводить беседы с детьми, направленные на конкретизацию и обобщение нового учебного материала. Такой диалог подводит детей к тому, о чем они не могут пока рассказать в силу своей некомпетентности. В возникшей ситуации от школьников потребуются дополнительные действия или исследования. Это и есть постановка цели урока.

Учитель также может предложить детям ту или иную проблемную ситуацию. Этот прием приводит к тому, что ребенок обнаруживает дефицит своих способностей и знаний. В таком случае цель воспримется им в качестве субъективной проблемы.

Самостоятельная работа

Каким образом можно повысить эффективность проводимого урока? Для этого педагог должен пойти по самому доступному пути, проверенному длительной практикой. При этом урок вступает в свой второй этап, который предполагает самостоятельную работу учащихся. В этом временном промежутке, занимающем особое место в любом школьном занятии, дети приобретают знания в процессе личной деятельности.

При этом педагогу необходимо только управлять самостоятельной работой своих подопечных. Данный этап урока становится весьма действенным средством обучения, которое:

  • в каждом конкретном случае соответствует поставленной дидактической цели и решаемым задачам;
  • ведет учащихся от незнания к знанию, формируя у них определенный объем и уровень умений и навыков;
  • вырабатывает у детей психологическую готовность к систематическому самостоятельному пополнению полученных знаний, а также умение ориентироваться в огромном потоке общественной и научной информации;
  • служит серьезным орудием педагогического управления и руководства над самостоятельной учебной деятельностью школьника.

Организация второго этапа урока

ФГОС выдвигают определенные требования к содержанию самостоятельной работы, форме ее выполнения и назначению. Все эти указания позволяют правильно организовать данный этап урока, основной целью которого является не только получение новых знаний, но и выработка привычек и навыков к труду.

Самостоятельная работа может быть:

  • индивидуальной;
  • фронтальной;
  • групповой.

При этом подобные задания могут быть:

  1. Воспроизведены по образцу. Это позволит ученику запомнить определенный алгоритм действий в каждой конкретной ситуации и достаточно прочно усвоить их.
  2. Выполнены по реконструктивно-вариантному типу. Такая самостоятельная работа проводится на основе уже полученных знаний, предлагая поиск конкретного способа решения новых задач.
  3. Эвристическими. Подобные самостоятельные работы формируют у учащихся навыки и умения поиска решения вне известного им образца.
  4. Творческими. Такие работы позволяют школьникам получать новые знания, а также постоянно укреплять навыки их самостоятельного поиска.

На данном этапе урока детям могут быть предложены разнообразные виды работ с книгой, а также решение упражнений и задач.

Рефлексия

После того как будут пройдены первый и второй этапы урока (по ФГОС), новые государственные стандарты общего образования предлагают следующую ступеньку универсальных учебных действий. Она состоит в получении детьми рефлексивных умений. При этом ученики должны понять причины успеха или неуспеха своей учебной деятельности.

В школе не должно быть неудачливых детей. Педагог обязан заметить даже самое незначительное продвижение ребенка вперед и вовремя поддержать его.

Рефлексия как этап современного урока (ФГОС) позволяет поддержать детскую активность и творчество. Она также оказывает непосредственное влияние на сознательность школьника.

Рефлексия - это обязательное условие для создания на уроке развивающей среды. Причем для учителя она вовсе не является самоцелью. Это процесс, готовящий детей к внутренней сознательной рефлексии. Что же включает в себя данное понятие? В переводе с латинского слово «рефлексия» означает не что иное, как «обращение назад».

Согласно словарю иностранных слов, это понятие обозначает «самопознание и размышление о внутреннем состоянии». Ударение в этом слове ставится на слог «ле».

Рассматривая этапы урока по ФГОС, невозможно обойти вниманием рефлексию. В современной педагогике это понятие означает самоанализ учебной деятельности, а также ее результатов. Рефлексия приучает ребенка к самооценке, самоконтролю и саморегулированию. Она формирует у него привычку к осмыслению событий и различных проблем. Психологи связывают рефлексию с развитием и становлением духовной жизни человека. Однако ребенку сложно научиться управлять собой без помощи учителя. Именно совместная работа педагога и ученика позволяет получить конкретные результаты, помогающие школьнику оценить свою деятельность на уроке.

Виды рефлексии

В начале и в конце урока огромное значение для педагога имеет установка эмоционального контакта с учениками. Для этого он может воспользоваться приемом рефлексии настроения. Самым простым вариантом при этом явится показ карточек с изображением смайликов. Причем изображенные на картинке лица должны быть веселыми, грустными и нейтральными. Кроме того, учитель может предложить ребятам остановить свой выбор на солнышке или на тучке. Первый рисунок будет означать хорошее настроение, а второй - плохое.

Еще одним приемом рефлексии настроения является выбор одной из двух картин. На одной из них изображен пейзаж, проникнутый печалью, а на второй - весельем и радостью. Ученики должны выбрать рисунок, соответствующий их настроению.

Следующий вид рефлексии - рефлексия деятельности. Она представляет собой осмысление приемов и способов работы, выполняемой над учебным материалом. Такой вид применяется, как правило, при проверке заданий в конце урока. В этом случае учащимся предлагается оценить результаты урока в виде окончания таких фраз, как:

  • Я разобрался...
  • Я узнал...
  • Я сумел… и т. д.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования.

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • · В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • · Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • · Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • · Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя - помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Основные типы уроков в школе по ФГОС

  • Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

  • Цели:
  • Деятельностная : научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
  • Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

  • · Мотивационный этап.
  • · Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • · Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • · Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • · Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  • · Первичное закрепление нового знания.
  • · Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • · Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

  • Цели:
  • Деятельностная : формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
  • Содержательная : закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • · Мотивационный этап.
  • · Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
  • · Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  • · Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  • · Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  • · Обобщение выявленных затруднений.
  • · Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  • · Включение в систему знаний и умений.
  • · Осуществление рефлексии.
  • В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

  • Цели:
  • Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
  • Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • · Самоопределение.
  • · Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • · Постановка учебной задачи, целей урока.
  • · Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • · Реализация выбранного проекта.
  • · Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • · Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

  • Цели:
  • Деятельностная : научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля , формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
  • Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

  • · Мотивационный этап.
  • · Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  • · Фиксирование локальных затруднений .
  • · Создание плана по решению проблемы.
  • · Реализация на практике выбранного плана.
  • · Обобщение видов затруднений.
  • · Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
  • · Решение задач творческого уровня.
  • · Рефлексия деятельности.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

№.

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Достижение целей начального образования, которые зафиксированы в новом образовательном стандарте требуют от педагога пересмотра подходов к организации образовательной деятельности учащихся. В связи с этим возникают проблемы в конструировании уроков. Изменились цели начального образования, и это не может не отразиться на особенностях современного урока. Требования стандарта ориентируют на развитие личности. Что же значит развитие личности. Развитие –это сформированное умение ребёнка знания (что делать?) добывать, сформированное умения знания (что делать?) применять, умение ребёнка (что делать?) использовать приобретённый опыт и уметь ещё оценить знания своего незнания. Эти позиции и определяют особенности современного урока. Давайте посмотрим, какие трудности возникают у нас педагогов в процессе организации современного урока в начальной школе. Острая проблема стоит в конструировании современного урока и какие обязательные структурные элементы необходимо предусмотреть.Этот вопрос действительно стоит остро. Сконструировать современный урок не всегда удаётся на деятельностной основе, так как в основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход. Методологической основой нового стандарта является системно-деятельностный подход в результате чего мы формируем УУД.УДД ученика освоенных на базе предметного содержания, применяемых в образовательном процессе, так же приемлемы в обычной жизни. Знания нам нужны не как мёртвый груз в нашей памяти, а как живой инструмент для решения жизненных задач. Урок заканчивается, но жизнь продолжается. Важно, чтобы ребёнок, вышедший из стен школы, мог применить полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Приобретение знаний сегодня не становятся самоцелью, а направленно на формирование УДД.Это неотъемлемая часть нового стандарта.

Соответственно это отражается на проведение современного урока. Современный урок, конечно, сегодня меняется. Перед вами новая классификация типов уроков в соответствии с его приоритетной целью по Виноградовой Н.Ф. Типы уроков всего пять: сенсорный, поисково-исследовательский, репродуктивный, объяснительный, творческий

В чистом виде эти типы уроков встречаются очень редко. Очень сложно один урок отнести чисто к репродуктивному. К стати репродуктивный тип урока не должен доминировать. Школа уходит от зубрёжки, от натаскивания. Столкнувшись с нестандартной задачей, ребёнок не справляется. Современное образование ориентирует на организацию поисково-исследовательской деятельности и проблемного обучения. Когда ребёнок сам наблюдает, сам анализирует, сам делает выводы, эти знания становятся его достоянием и уже нет необходимости зазубривать и заучивать учебный материал. Ребёнок может воспользоваться добытыми знаниями. Поэтому сегодня предполагаемая классификация должна быть в центре внимания

Образовательные структурные элементы урока

Смотрите, это

*Предъявление мотива

*Постановка цели(проблемы)

*Совместная деятельность

*Контроль и оценка (самоконтроль и самооценка)

Предъявление мотива. В основе любого вида деятельности лежит мотивация, т.е. ребёнок должен понимать, зачем я это должен делать, с какой целью, проявить интерес к этой деятельности. Поэтому, начинаем урок сходу, сразу погружаем ребёнка в решение главной проблемы урока. Например, учитель начинает урок с чтения какого-нибудь стихотворения, с загадки, это может быть какой-то рассказ, это может быть необычная фантастическая история, о том, что могло произойти в жизни и в результате этого дети формулируют проблему, над которой будут работать, то есть, сегодня, важен начало урока, важен и конец урока. Как говорят психологи, человек запоминает то, что сказано в начале и в конце урока. Поэтому первые минуты урока они очень важны. Погружайте в проблему урока сразу, не тратьте время на какие-либо дисциплинарные взыскания. С помощью проблемных вопросов, с помощью проблемных ситуаций дети формулируют тему урока. Сделать ребёнка субъектом это первостепенная задача учителя.

Следующий этап урока- это совместная деятельность. Это равноправные партнерские взаимоотношения, учитель выступает в роли равноправного партнёра, но не навязывает своего мнения. Мнение учителя рассматривается как одна из возможных точек зрения. В результате этой совместной деятельности организуется учебный диалог. Что же значит учебный диалог?

Слайд

Раньше мы писали конспект урока. Писали вопрос, а рядом предполагаемый ответ). Если дети отвечали неправильно, эти неправильные ответы детей нам сильно мешали. Шла вопросно-ответная работа. Посмотрите, как меняется структура диалога при развивающем обучении. При развивающем обучении мы формулируем один вопрос проблемного характера. Выслушиваем мнения каждого ребёнка Каждый ребёнок имеет право высказать свою точку зрения При таком подходе характерны как верные ответы, так и неверные в том числе. И мы ни мимикой, ни жестом не должны показать, что нам этот ответ не нравится. Мы благодарим ребёнка за то, что он высказал своё мнение, высказал свою точку зрения. Идёт так называемый учебный диалог. Идёт так называемый учебный диалог.

Можно ли накануне спроектировать такой учебный диалог? И в этом как раз и заключается вся сложность в подготовке современного урока. Сегодня мы не пишем конспект урока, а проектируем его, т.е. предполагаем возможные варианты сюжетов. Может произойти такая ситуация, которую мы и не могли предположить. Это особенность современного урока. Ребёнок не должен чувствовать себя дискомфортно, если даже он предположил неверную точку зрения

Следующим структурным элементом урока является рефлексия. На этом этапе мы организуем контроль, оценку и самоконтроль. На этом этапе происходит фиксация степени соответствия поставленных целей и результатов деятельности. В конце урока нужно обязательно вернуться к первому этапу. Итак, ребята, над какой проблемой мы сегодня работали, что из того, что мы наметили в начале урока мы реализовали. А может так произойти, что не все цели, задачи, которые были поставлены, были реализованы. Сегодня урок может носить незаконченный характер. По мнению, известного психолога Подьякова «Чем длиннее мыслительный процесс, тем больше возможностей мы закладываем для развития личности ребёнка в целом» Соответственно, ребёнок уходит с урока с нерешённой проблемой. Ему этот вопрос, эта проблема не даёт покоя. Он приходит домой, может обратиться к родителям, у них может завязаться какая-то беседа со сверстниками, может обратиться к какой-нибудь дополнительной литературе и уже на следующий день, когда дети возвращаются к нам в класс, мы вновь начинаем образовательный процесс с того вопроса, с той проблемы, которая осталась нерешена. Мы как бы перебросили мостик к следующему уроку. Нерешённая проблема может выступать и в качестве домашнего задания. Используйте этот приём. Он интересен на самом деле.

Итак, этап рефлексии должен быть в обязательном порядке. Этап рефлексии работает на формирование следующих УДД; личностных регулятивных. Когда ребёнок сам смотрит, над чем ему работать, планирует свою дальнейшую деятельность, работу. И это очень важно. Что делать, если время поджимает, а мы не успели выполнить какие-то этапы. Мы что-то пропускаем на предыдущем этапе урока и переходим к этапу рефлексии в обязательном порядке, когда дети себя должны оценить и подвести как бы черту, над чем надо ещё поработать.

Способы организации этапа рефлексии: различные сигналы, условные обозначения, смайлики, эмоциональная рефлексия. Рефлексия должна быть после каждого урока.


СТРУКТУРА УРОКА ПО ФГОС

1.Структура урока усвоения новых знаний

1) Организационный этап

3) Актуализация знаний

4) Первичное усвоение новых знаний

6) Первичное закрепление

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

4) Первичное закрепление

    в знакомой ситуации (типовые)

    в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений

(урок повторения)

1) Организационный этап

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4)Актуализация знаний

    с целью подготовки к контрольному уроку

    с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Актуализация знаний

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

ТИПЫ УРОКОВ

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (1 ВАРИАНТ)

Каково место данного урока в теме?

Как данный урок связан с преды дущим, как работает на последующие уроки?

Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)?

Какой результат хотелось получить к концу урока?

Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?

Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения зна ний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?

Рационально ли было распределено время на этапы урока?

Логичны ли были "связки" между этапами урока?

Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?

Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством ус воения знаний, умений и коррекция?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с уче том цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уро ке?

Психологическая атмосфера урока.

Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?

Как Вы сами оцениваете результаты своего урока?

Удалось ли реализо вать все поставленные задачи урока?

Если не удалось, то почему?

По лучили ли удовлетворение от урока?

Что стоит исправить?

Над чем нужно еще поработать?

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (ВАРИАНТ 2)

Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….

Его цель – …, к обучающим задачам урока я отнесла … , к воспитательным – … , урок был также призван способствовать развитию у учащихся ….

В данном классе … , поэтому я … .

Это по типу … урок, он включал в себя … этапов: …. Основным этапом был … , задачи … этапа – … , а … этапа – … .

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….

Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).

На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.

В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что ….

Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.

Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….

Учащиеся имели возможность выбора ….

Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….

Мне было … (легко …) вести урок, ученики … включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….

Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методсовет (методический портал учителя)
Завуч.инфо
Сайты учителей начальных классов

Сеть творческих учителей

Начальная школа. /

Управление начальной школой.

Раннее развитие детей

1 сентября (советы родителям и ученикам).

Сценарии празников.

Бесплатные разработки уроков, сценарии, тестирование, мелодии караоке и др.
http :// www . uroki . net ./
Солнышко.
http :// www . solnet . ee / index . html
LenaGold
. Коллекция фонов и клипартов.

Рассмотрим, какие цели и задачи решает новая структура урока по ФГОС в основной школе в зависимости от типа урока. В статье приводим структуру занятия в начальных классах и пример структуры уроков по английскому и русскому языкам.

После принятия ФГОС, который в своей основе ставит развитие личности ребенка, традиционные педагогические техники и подходы к урокам были пересмотрены. Федеральным государственным образовательным стандартом была предложена новая структура урока по ФГОС - план-схема урочного занятия, реализация которой способствует достижению ключевых задач образовательного процесса:

  • повышению интереса учащихся к учебно-познавательной, поисковой и исследовательской деятельности;
  • развитию способностей школьников к самостоятельному поиску знаний, формированию у них универсальных учебных действий;
  • разработке качественно новой образовательной среды, которая способствует непрерывному саморазвитию подростков.

Структура урока по ФГОС в основной школе

Ранее было принято, чтобы урок состоял из стандартных содержательных блоков, количество и последовательность которых могла меняться в зависимости от типа занятия. После организационного момента, на который отводилась пара минут, учитель проверял и оценивал выполнение домашнего задания, излагал и закреплял новую тему урока. В конце занятия оглашались оценки. Педагог, по сути, передавал свои знания, выступал в роли “оценщика”, неся персональную ответственность за успешность образовательных результатов. Безусловно, такая структура урока не позволяет решать задачи, актуальные для современного процесса обучения по ФГОС в основной и начальной школе. Назрела необходимость создания новых условий, при которых сами учащиеся ответственны за поиск и качество усвоения знаний. Новые подходы к учебному процессу призваны повысить уровень детского самосознания, научить школьников быть уверенными, мыслить творчески, экспериментировать, искать новые решения.

Структура современного урока по ФГОС

Структура современного урока по ФГОС в основной школе выстраивается таким образом, чтобы обеспечить:

  • воспитательно-образовательный процесс, ориентированный на личность;
  • приоритет самостоятельной работы учащихся над деятельностью педагога;
  • преобладание практики над теорией, утверждение деятельностного характера обучения;
  • развитие и совершенствование универсальных учебных действий, способности к саморазвитию и самооцениванию;
  • выстраивание доверительного общения между учителем и коллективом детей, педагог становится наставником.

Типы уроков по ФГОС и их структура

На данный момент для основной школы выделены семь типов уроков. Типология учебных занятий остается на стадии разработки, поскольку педагогические поиски по этому направлению продолжаются. Однако хорошо известны общие показатели, отличающие структуру современного урока по ФГОС:

  • четкая формулировка педагогических целей и способов их достижения, учитель может выступать в роли наставника и сотрудника;
  • обеспечение развивающего, проблемного характера образования, что содействует поиску и новым открытиям, склонности к экспериментированию;
  • позитивное начало и окончание занятия, благодаря которым формируется положительная мотивация, обретение у детей уверенности в собственных силах, готовности преодолевать сложности для достижения успешного учебного опыта;
  • учет возможностей, способностей учеников, их эмоционального настроя, который гарантирует обратную связь и возможность оперативного реагирования на проблему.

Разберем подробнее каждый из типов уроков по ФГОС в основной школе и их структуру.

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель урока заключается в формировании умений реализации полученных знаний на практике. Содержательная цель сводится к расширению понятийной базы учащихся за счет включения новых элементов.

Урок открытия нового знания по ФГОС имеет следующую структуру:

  • Мотивационный этап (этап самоопределения) к учебной деятельности (“надо”-“хочу”-“могу”). Длительность - 1-2 минуты.
  • Актуализация пройденного материала, самостоятельное выполнение пробной задачи, фиксирование затруднений. Длительность - 5-6 минут.
  • Проработка проблемных моментов: мест и причин; подготовка к преодолению затруднений. Выделяется 2-3 минуты.
  • Конструирование проекта выхода из затруднения (решения проблемы). Длительность - 5-6 минут.
  • Реализация проекта (5-6 минут)
  • Первичное закрепление учебного опыта, действия проговариваются вслух. Длительность - 4-5 минут
  • Самостоятельная работа с последующей самопроверкой - 4-5 минут
  • Рефлексия учебной деятельности - 2-3 минуты.

2.Урок комплексного применения знаний и умений по ФГОС (урок закрепления информации).

Деятельностная цель урока: научить школьников фиксировать собственные трудности, выявлять причины затруднения и способы их преодоления. Содержательная цель: повторение, закрепление и при необходимости коррекция изученных алгоритмов, правил, понятий и т.д.

  • Организационный этап.
  • Проверка домашнего задания; опорные знания учащихся воспроизводятся, корректируются и актуализируются.
  • Постановка главной цели и задач урока; на этом этапе учащихся нужно мотивировать к учебной деятельности.
  • Первичное закрепление знаний. Решаются типовые задачи (в знакомой ситуации) и конструктивные (в измененной ситуации).
  • Получение знаний в новой ситуации (проблемные задания); творческое применение полученных навыков.
  • Выдача домашнего задания с инструктажем по его выполнению.
  • Подведение итогов урока (рефлексия).

3. Структура урока актуализации знаний и умений по ФГОС (урок повторения)

  • Организационный этап
  • Проверка домашнего задания, навыки и умения учащихся, нужные для творческого решения учебных задач, повторяются и корректируются.
  • Обозначение цели и задач урока. Мотивирование учащихся к учебной деятельности.
  • Актуализация имеющихся знаний с целью подготовки к контрольному уроку (или изучению новой темы).
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Школьников проверяют на предмет усвоения знаний, допущенные ошибки обсуждают и корректируют.

4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельных способностей и навыков структурирования и систематизации предметного содержания. Содержательная цель: построение распространенных деятельностных норм и выявление теоретических аспектов развития содержательно-методических линий курсов.

Структура данного типа урока по ФГОС:

  • Организационный этап
  • Актуализация имеющихся знаний.
  • Обобщение и систематизация знаний для подготовки учеников к обобщенной деятельности/воспроизведению на новом уровне (вопросы формулируют по другому).
  • Знания и умения применяются на практике в новой ситуации.
  • Учащихся проверяют на предмет усвоения знаний, допущенные ошибки обсуждают и корректируют.
  • Подводятся итоги занятия (рефлексия). Формируются выводы по изученному материалу.

5. Структура урока по ФГОС коррекции знаний, умений и навыков

  • Организационный этап
  • Обозначение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности школьников.
  • Подведение итогов диагностики навыков, знаний и умений. Определяются типичные ошибки и пробелы в знаниях, задаются пути их устранения и совершенствования. По результатам диагностики педагог планирует индивидуальные, групповые, коллективные способы обучения.
  • Выдается домашнее задание с порядком действий по его выполнению.
  • Подводятся итоги урока (рефлексия).

6. Структура урока развивающего контроля по ФГОС:

  • Организационный этап.
  • Обозначение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности школьников.
  • Выявляются навыки, знания и умения, оценивается уровень владения общеучебными знаниями. Задания должны соответствовать школьной программе. Быть посильными для каждого ребенка.
  • Контроль может быть в письменной форме, а может сочетать устную форму с письменной. Исходя из типа контроля, формируется его структура.
  • Подводятся итоги занятия (рефлексия).

Урок контроля знаний имеет деятельностную цель: формирование у школьников способностей к контролю. Содержательная цель сводится к контролю и самоконтролю освоенных понятий и алгоритмов. Уроки развивающего контроля длятся два часа, проводятся после изучения внушительного блока материалов, поэтому чаще используются для преподавания русского языка, физики, математики.

7. Комбинированный урок

Совмещает различные методы обучения: повторение изученного материала, освоение новых знаний с последующим закреплением, промежуточный контроль.

Структура комбинированного урока по ФГОС:

  • Мотивационный этап (организационный момент).
  • Проверка домашнего задания, актуализация пройденного материала.
  • Создание проблемной ситуации, первичное усвоение знаний.
  • Проверка понимания (учащиеся выполняют стандартные задания по алгоритму, уровень сложности постепенно повышается).
  • Первичное закрепление, самостоятельная работа в парах или группах.
  • Выявление допущенных ошибок и их коррекция.
  • Обсуждение домашнего задания, рефлексия.

Структура урока по ФГОС в начальной школе

Уроки нового образца для младших школьников должны в полной мере отражать принципы ФГОС и соответствовать новым тенденциям образовательной практики. Структура урока по ФГОС в начальной школе должна быть реализована в пяти последовательных этапах, которые отражают процесс усвоения детьми учебного материала.

    Восприятие - отражение в сознании ребенка свойств отдельных предметов, процессов и явлений. Новая информация лучше воспринимается детьми, если выделять главные тезисы, предоставлять данные в рамках смысловых блоков.

    Осмысление - понимание учебного материала. На данном этапе школьники анализируют отдельные смысловые блоки, строят логические цепочки и алгоритмы, формулируют признаки или характеристики изучаемого объекта (явления), тренируются сравнивать, обдумывать, выделять ключевую информацию.

    Запоминание - сохранение знаний в памяти, выделение наиболее значимых элементов, запечатление нужного материала различными способами.

    Применение - использование усвоенных знаний на практике. Выполнение практикумов, тренировочных упражнений с возрастающим уровнем сложности, выявление ошибок и их коррекция.

    Обобщение и систематизация - сведение информации в единую систему.

Важно, чтобы педагог проводил самоанализ урока по ФГОС в зависимости от его типа и структуры. Это позволит скорректировать недочеты и сделать учебный процесс более эффективными. Предлагаем скачать карту самоанализа занятий и образец вопросов, которые следует задать для оценки каждого из этапов урока по ФГОС.

Структура различных типов уроков в условиях реализации ФГОС

Выполнила:

Сушкина Ольга Александровна

Содержание

Введение

Заключение

Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования полностью меняют взгляд на современное образование в целом. Образование должно носить деятельностный характер, направленный на формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие их личностных качеств. Универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) являются одной из самых важных частей Федерального государственного образовательного стандарта. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию освоения, то есть умения учиться.

Традиционно результатами обучения должно было стать овладение учащимися конкретными знаниями, умениями и навыками. В современном образовании результатами обучения должны стать сформированные личностные, метапредметные и предметные результаты, полученные при выполнении конкретных видов деятельности.

В результате перехода к новому системно – деятельностному образованию деятельность учителя, реализующего новые образовательные стандарты, подвергается принципиальным изменениям.

Изменились требования и к основной методической единице –уроку. Современный урок – это:

    хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

    урок, на котором учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

    урок, на всём протяжении которого учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

    урок, при завершении которого вывод делают сами учащиеся;

    урок, содержащий минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

    урок, во время которого соблюдаются нормы времясбережения и здоровьесбережения;

    урок, на котором в центре внимания - дети;

    урок, на котором постоянно идёт учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

    урок демонстрации методического искусства учителя;

    урок, который невозможен без осуществления обратной связи;

    урок – доброты.

На современном этапе развития методической науки принято выделят такие типы уроков в условиях реализации ФГОС:

1. Какова структура урока усвоения новых знаний

Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.

Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемный и сложный материал, применяется блочный способ его изучения.

Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов.

Отсюда и виды уроков, применяемые в рамках этого типа уроков, являются весьма разнообразными: урок-лекция, урок-семинар, киноурок, урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

Общим для всех этих видов уроков является то, что время урока отводится на работу учащихся с новым материалом, во время которой применяются всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников: придание изложению нового материала проблемного характера, использование учителем ярких примеров, фактов, подключение учащихся к обсуждению их, подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения. Вся работа нацелена на содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и умение поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся при работе с ним. Кроме этого, общим является и то, что на уроке, в ходе изучения нового материала, идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя, не опираясь на уже пройденный материал, не применяя его при выводах каких-то новых положений.

Для учителя крайне важно, понимая объективную многоплановость процессов на уроке, не довольствоваться их стихийным ходом, а постоянно искать и находить оптимальные варианты взаимодействия элементов урока, взаимодействия с учеником, взаимодействия учеников друг с другом.

Структура урока усвоения новых знаний предполагает следующие этапы урока :

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рассмотрим содержание этапов более подробно.

1) Организационный этап.

Основной целью данного этапа является организация учащихся на начальном этапе урока. Проверка присутствующих, их готовности к началу урока.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

После решения организационных вопросов следует нацелить учеников на понимание и формулирование темы, целей и вытекающих отсюда основных задач урока. На первых уроках подобного типа ученики могут воспользоваться помощью учителя, по прошествии определённого времени, особенно в старших классах, всё бо′льшее число учеников могут выполнять этот вид работы самостоятельно.

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

    создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность;

    актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    установить тематические рамки учебной деятельности.

3) Актуализация знаний.

Основной целью этапа актуализации является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

    воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

    активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

4) Первичное усвоение новых знаний.

Основной целью этапа является построение учащимися нового способа действий формирование умений его применять как при решении новой задачи, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

    на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

    при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;

    применить новый способ действий для решения новой задачи;

    зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи.

5) Первичная проверка понимания.

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интерпретация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

    организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

    организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

    создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

    для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

6) Первичное закрепление.

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

    решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

    при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Основной целью данного этапа является выдача учителем домашнего задания с комментарием и проговариванием основных этапов его выполнения, определение ожидаемого результата, что является для учеников целью самостоятельной работы дома.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели:

    организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

    учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

    намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

2. Какова примерная структура комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Главное определить место данного урока в системе уроков. Темы могут быть изучены через комбинированные уроки или крупными блоками. Формулировка целей должна быть продумана для учащихся, т.е. необходимо определить, что ученик должен знать, уметь и т.д. и для учителя: с чем ученик должен выйти с каждого урока.

Постановка целей желательна к структурным элементам урока, через приобретение знаний и умений учащегося.

Необходима дифференциация постановки цели:

    базовые знания (основная цель) – для всех;

    цель для хорошо успевающих;

    цель для недостаточно подготовленных учащихся.

Дифференциация может осуществляться:

    за счет содержания;

    за счет объёма;

    через ожидаемые результаты;

    через уровни усвоения;

    через время, затраченное на ту или иную группу;

    за счет наличия обязательных заданий (углубление или расширение темы);

    за счет роли учащегося в образовательном процессе (ассистент, лидергруппы и т.д.).

Цель урока формируется диагностично, она должна быть реальной и достижимой и должна быть конструктивной. Основная дидактическая цель: формирование определённых умений.

Инвариантные структурные элементы для каждого урока (обязательные):

    пробуждение интереса учащегося и показ перспектив предстоящей деятельности через обозначение заданий и цели;

    актуализация опорных знаний и умений, необходимых на данном уроке;

    организация стимулирования, контроль и коррекция деятельности учащихся на каждом этапе урока в зависимости от достижения поставленных целей;

    обсуждение итогов работы, степени успеваемости и усвоения материала урока, перспектив дальнейшей работы. Показать преимущества активной деятельности учащихся.

Форма проведения уроков:

    лекционно-семинарские занятия.

    уроки с элементами моделирования ситуаций.

    учебно-деловые игры.

    уроки с элементами дидактических игр.

    уроки – практикумы.

    уроки смотра знаний.

    нетрадиционные формы урока: диалоги, суды, презентации, путешествия и т.д.

Структура урока комплексного применения знаний и умений предполагает следующие этапы урока :

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

    в знакомой ситуации (типовые)

    в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Составьте примерный план (структуру) урока коррекции знаний, умений и навыков

Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей.

Основная дидактическая цель уроков данного типа выявление уровня овладения учащихся комплексом знаний и умений и на этой основе принятие определенного решения по совершенствованию учебного процесса.

При определении структуры урока коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от уровня осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней.

При работе на уроке данного типа важно последовательно в соответствии с уровнем обученности ученика переходить от менее сложного уровня к более сложному уровню усвоения:

1уровень - понимание и узнавание (иметь представление).
2уровень - воспроизведение и выполнение по образцу.
3 уровень - применение в стандартной ситуации.

2 и 3 уровни – это уровни образовательного стандарта (знать, уметь).

4 уровень - воспроизведение или применение переноса знаний.

5 уровень - усвоения творческого задания, применение в нестандартных ситуациях.

Видами урока контроля и коррекции могут быть:

    устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);

    письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа;

    практикумы;

    контрольная самостоятельная работа;

    зачётная работа…

Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. На уроках коррекции наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения, корректировать их в случае необходимости;вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.

Методическая подструктура уроков коррекции обычно выглядит так;

    вводная объяснительная часть - инструктаж учителя и психологическая подготовка учеников к выполнению предстоящей работы: решению задач, написанию сочинения, диктанта, творческой работы и т.п.;

    основная часть - самостоятельная работа учеников, оперативный контроль, консультации учителя для поддержания у учеников спокойствия и уверенности в своих силах и в том, что они делают;

    заключительная часть - ориентация учеников в предстоящем изучении нового раздела, темы курса .

Структура урока коррекции знаний, умений и навыков включает в себя следующие этапы:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Заключение

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.