Разграничение приставок и предлогов презентация. Разработка урока и презентация по русскому языку на тему " отличие приставок и предлогов". Приставка и предлог

Урок русского языка по теме "Учимся различать приставки и предлоги". УМК "Начальная школа XXI века", 2-й класс

    Цель: развитие социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, когнитивной, здоровьесберегающей компетенций учащихся.

    Задачи: познакомить с предлогом и способом различения предлогов и приставок.

    Планируемые достижения учащихся: овладеть способом различения предлогов и приставок.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Чему учимся на уроках русского языка?

    Зачем? Где могут пригодиться вам эти знания?

    Что необходимо взять с собой, чтобы урок был успешным?

    Желаю вам успеха.

    2. Актуализация знаний

    На доске запись :

    в на за по от под с до

    Что это? (Приставки.)

    Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

    Откроем первую часть таблицы:

    Приставка

    это

    Часть слова

    пишется

    слитно

    (По классу развешены слова: влететь, отплыть, донести, съехать, в окно, от берега, до стола, с горы.)

    Соберите слова, в которых есть приставки

    На доске:

    приставка
    влететь
    отплыть
    донести
    съехать

    Если дети ошибочно собрали слова с предлогами:

    Кто не согласен? Почему?

    Докажите, что в словах есть приставка (учащиеся произносят слово без приставки или заменяют эту приставку на другую, учитель на доске выделяет приставки в словах).

    Остальные слова соберите так, чтобы они подходили к словам первого столбика.

    На доске:

    приставка
    влететь
    отплыть
    донести
    съехать

    предлог
    в окно
    от берега
    до стола
    с горы

    Что заметили?

    Как называются “маленькие слова”? (Появляется табличка – "предлог".)

    3. Сообщение темы урока. Целеполагание

    Сформулируйте тему урока (открывается вторая часть таблицы – Предлог)

    Задача урока:

    узнать, что такое предлог;
    – научиться различать предлог и приставку.
    – Что знаете о предлоге?
    – Что хотели бы узнать?

    4. “Открытие” учащимися нового

    Посмотрите на слова с предлогами.

    Что уже можете сказать о предлогах? (Открывается вторая часть таблицы) :

    Приставка

    Предлог

    это

    Часть слова

    Самостоятельное слово

    пишется

    слитно

    отдельно

    Что общего между предлогами и приставками? (Одинаково произносятся.)

    Работа в парах:

    На доске записаны предложения:

    Митя побежал по тропинке.
    Митя побежал по узкой тропинке.

    Задание: Посоветуйтесь в парах. Найдите способ различения предлогов и приставок.

    Время выполнения – 2 минуты.

    (Ответы.)

    Вывод : между предлогом и следующим словом можно поставить слово.

    (Открывается нижняя строка таблицы) :

    Приставка

    Предлог

    это

    Часть слова

    Самостоятельное слово

    пишется

    слитно

    отдельно

    вставить

    слово

    нельзя

    можно

    Сформулируйте правило: “Что такое предлог?”

    Проверим по учебнику (с. 151).

    Физкультминутка для глаз

    5. Закрепление

    С помощью учебника научимся применять правило (чтение с. 151 “Учимся применять правило”).

    Как отличить предлог от приставки?

    • Выполним упражнение с комментированием:

    Задание : записать слова, раскрывая скобки.

    (по)полю, (по)садить, (за)грибами, (на)ступила, (под)морозить, (под)дверью, (на)машине, (от)бежать, (в)нести, (в)лесу

    (Учащиеся, применяя правило, объясняют написание приставок и предлогов.)

      Игра на закрепление умения различать предлоги и приставки.

    Учитель читает слова. Если слово с приставкой, учащиеся делают – хлопок, если слово с предлогом – щелчок.

    (У берега, по дорожке, прискакал, полетел, на небе, по реке, в клетку, нарезать, с крыши, на конверте, до города, с дерева.)

    Вывод : Как различить предлог и приставку?

    6. Самостоятельная работа

    Попробуйте применить это правило самостоятельно.

    Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Выполните задание в тетради.

    Зелёная дорожка. Запиши слова, раскрывая скобки:

    (по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела, (под)снегом

    Жёлтая дорожка. Запиши предложения, раскрывая скобки:

    Отец (на)писал адрес (на)конверте.
    Лодка (от)чалила (от)берега и (за)вернула (за)лес.

    Красная дорожка: Вставь подходящие по смыслу предлоги и приставки:

    катилась … небо синяя туча и … шумела.

    (Время выполнения задания – 4 минуты.)

    Проверка :

    Кто выбрал зелёную дорожку? Жёлтую? Красную?

    Сравните свою работу с образцом (На маленькой доске заранее был записан образец выполнения). Исправьте ошибки, если они есть. Оцените свою работу.

    Кто выполнил работу без ошибок? 1–2 ошибки? Больше 2-х ошибок? Не справился с работой?

    Физкультминутка

    7. Диагностика

    Чтобы определить, как вы усвоили тему урока, выполните задание на карточке:

    1 вариант

    Отметь слова с предлогами:

    1. (от)крывать
    2. (по)земле
    3. (от)мороза
    4. (про)читать
    5. (на)столе

    2 вариант

    Отметь слова с предлогами:

    1. (на)берегу
    2. (у)лететь
    3. (в)театр
    4. (за)ходить
    5. (за)окном

    Определите свой уровень понимания темы урока по шкале:

      высокий – 3

      средний – 2

      низкий – 1

    (Время выполнения – 3 минуты.)

    Кто понял тему очень хорошо? Кто сомневается? Кто не понял?

    7. Рефлексия

    Какая учебная задача была поставлена на уроке?

    Достигли мы цели?

    Что такое предлог?

    Как различить предлог и приставку?

    Что понравилось?

    Что было трудным?

    Покажите своё настроение в конце урока.

    8. Домашнее задание

    Рабочая тетрадь стр.78, упр. 4 или упр.5 (по выбору




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Формирование умения различать предлоги и приставки на письме.

  • Познакомить с отличительными признаками приставок и предлогов.
  • Развивать умение распознавать предлоги и приставки; умение работать в группах;
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник русского языка по программе "Перспективная начальная школа" 2 класс; рабочие тетради; листы с заданиями для каждого учащегося; презентация урока, выполненная в PowerPoint; мультимедийный проектор, экран; кружки трех цветов (зеленый, желтый, красный) для рефлексии.

Ход урока

I Организационный момент.

Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
Тихо сели девочки,
Тихо сели мальчики.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.

(Слайд №1)

II Актуализация опорных знаний. "Теоретическая минутка".

А помогать нам на уроке будут наши друзья: Маша, Миша и Анишит Йокоповна. (Слайд № 2)

На ваших партах карточки. На одних карточках начало фразы, на других - конец фразы. Вам нужно соединить начало и конец. (Слайд № 3)

Проверка. (Слайды № 4, 5, 6)

III Словарно-орфографическая работа.

  • Сегодня на уроке русского языка мы познакомимся с новым словарным словом. (Слайд № 7) Вы сможете его отгадать, если внимательно посмотрите на фигуры, изображенные на экране, и на буквы в каждой из них. (Слайд № 8)
  • Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.
  • Посмотрите на фигуры, вспомните, какие буквы находились в геометрических фигурах, и назовите новое словарное слово. (Слайд № 9)
  • Получилось слово "скоро". А что значит скоро?
  • Каким другим словом, близким по значению можно заменить слово "скоро"? (Быстро.)
  • Откройте рабочую тетрадь на странице 33, выполним упражнение 45. (Слайд № 10)
  • Что изображено на рисунке? (Машина скорой помощи.)
  • Что такое "скорая помощь"? (Медицинское учреждение, оказывающее экстренную помощь при состояниях, угрожающих жизни и здоровью, а также автомашина.)
  • Произнесите хором слово "скоро". На какой слог падает ударение? (Ударение падает на первый слог.)
  • Посмотрите правописание слова "скоро" в словарике "Пиши правильно", запишите его в тетрадь, подчеркните безударную гласную.
  • Вставьте новое словарное слово. Подчеркните в нем букву, написание которой надо запомнить. (Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается.)
  • Выпишите родственные слова, выделите в них корень. (Сказка, сказывается; дело, делается.)
  • Проверка с экраном.

IV Формулирование темы и цели урока.

(Слайд № 11) Анишит Йокоповна предложила Маше и Мише сравнить, как пишутся частички "до" и "за" в словосочетаниях:

  • до бежать до аптеки;
  • за бежать за лекарством.

(Слайд № 12) Почему в одном случае они пишутся слитно, а в другом - раздельно? - спросила Маша.

Это разные частички, - ответила Волшебница. - В одних случаях это ПРИСТАВКИ. В других случаях это ПРЕДЛОГИ.

Как различить: где приставки, а где предлоги? - спросил Миша.

Как же нам быть? Как разобраться, где приставка, а где предлог?

Над чем сегодня будем работать на уроке русского языка? (Слайд № 13) Какую цель поставим? (Слайд № 14) (Учиться различать предлоги и приставки.)

V Изучение нового материала

Давайте попробуем разобраться. Обратимся к учебнику или попробуем сами?

Одна голова хорошо, а две - лучше, поэтому искать ответ на вопрос вы будете в группах. (Слайд № 15) Давайте повторим правила работы в группах. (Выслушать мнение каждого участника, постараться прийти к общему мнению и представить одного выступающего.)

(Слайд № 16) Еще раз внимательно прочитайте словосочетания, написанные на доске. Назовите слова с приставками. (Добежать, забежать.)

  • Скажите, что такое приставка, для чего она служит? (Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
  • Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется.)
  • Как найти приставку в слове? (Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой.)
  • Докажите, что в первых словах словосочетаний имеются приставки. (Добежать, забежать - бежать, выбежать, прибежать.)
  • Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами. (До аптеки, за лекарством.)
  • Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог - это слово. С помощью предлога слова связываются между собой в предложении.)
  • Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)

Обобщим сказанное, прочитаем подсказку Летучей Мыши в учебнике.

(Слайд № 17) Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово. (Добежать до: (какой?) аптеки: до ближайшей аптеки, до новой аптеки; забежать за: (каким?) лекарством: за новым лекарством, за дорогим лекарством.)

Вернитесь к словосочетаниям. Попробуйте вставить слово между приставкой и корнем.

Как же различить: где приставки, а где предлоги? (Между предлогом и словом можно вставить еще одно слово, а между приставкой и оставшейся частью слова - нельзя.)

VI Физкультминутка

(Слайд № 18) На экране написаны слова (по дороге, у дома, зашел, перед садом, забежал, покатил, от берега, запустил, с горы.)

Если на экране появится слово с предлогом, вы подпрыгиваете. Если прозвучит слово с приставкой, вы приседаете, руки - на поясе.

VII Закрепление изученного материала

(Слайд № 19) Упражнение 65, страница 62.

  • Прочитайте текст.
  • Обсудите в группах, как нужно писать слова в скобках: слитно со словами-названиями предметов или раздельно?
  • Это приставки или предлоги? (Все частички в скобках предлоги.)
  • Докажите это. (Чтобы доказать, нужно вставить подходящие по смыслу слова между предлогом и словом, называющим предмет.)
  • Проверяем по цепочке.

Без своего (летнего, голубого) зонтика;

под сильным (проливным, теплым) дождиком; от черненького (маленького, своего) носика;

до пушистого (короткого, длинного) хвостика.

  • Как нужно писать слова с предлогами? (Слова с предлогами пишем раздельно.)

(Слайд № 20) Прочитайте слова, выделенные цветом. (Под дождиком, от носика, до хвостика.)

  • Поставьте слова в начальную форму. (Дождик, носик, хвостик.)
  • Письменно покажите, как образовались данные слова. Один человек от группы у доски.

1 группа - слово "дождик",

2 группа - "носик",

3 группа - "хвостик".

Проверка.

(Слайд № 21) Упражнение 66, страница 62.

  • Прочитайте текст.
  • Прочитайте первое предложение.
  • Чтобы правильно раскрыть скобки, надо определить, где приставка, а где предлог.
  • Давайте разберемся, где же слово - действие, а где - слово - предмет в первом предложении.
  • Задайте вопросы к интересующим нас словам. (Не жалея чего? мыла; нос что делала? мыла.)
  • Прочитайте второе предложение.
  • Где слово - действие, а где слово - предмет во втором предложении.
  • Задайте вопросы к интересующим нас словам. (Зависело б от чего? от мыла; я б что сделала? отмыла.)
  • Вставьте слово между предлогом и словом, между приставкой и частью слова. (В первом случае это возможно - от душистого мыла, а во втором случае - нет.)
  • Выпишите из второго предложения слова с приставками и предлогами, звучащими одинаково. (От м ыла - от душистого мыла; отмыла - помыла.)

(Слайд № 22) ДВОРНИКСБРОСИЛСНЕГСКРЫШИ.

  • Перед вами на экране запись. Посовещайтесь и ответьте на вопрос "Что это?" (Это предложение.)
  • Прочитайте предложение правильно. (Дворник сбросил снег с крыши.)
  • Запишите предложение. (Один ученик у доски.)
  • Выделите приставку, подчеркните предлог.
  • Докажите.

(Слайд № 22) Индивидуальная работа (от каждой группы по одному человеку к доске).

  • 1 группа: подчеркнуть главные члены предложения, стрелочкой показать словосочетания.
  • 2 группа: сделать фонетический разбор слова "снег".
  • 3 группа: выделить части в словах "дворник", "снег", "с крыши".

Проверка.

Самостоятельная работа. (Слайд № 23)

А сейчас хочется узнать, как вы усвоили новую тему. На экране записаны задания. (Слайд № 24) Вы выполняете в тетради те задания, которые не вызывают у вас затруднений. Начинаете работу с первого задания. Записываете только ответы. Те, кто сможет справиться со всеми заданиями, добьется самого лучшего результата на уроке. Вы должны справиться, я в вас верю.

Проверка. (Слайд № 24)

VIII Итог урока

(Слайд № 25)

  • Что нового узнали о приставках и предлогах?
  • Как отличить приставку от предлога?

IX Рефлексия

(Слайд № 26) Поднимите кружок. (Зеленый - "Я все понял и усвоил"; желтый - "Знания нуждаются в повторении и закреплении"; красный - "Мне многое не понятно".)

X Домашнее задание

(Слайд № 27) Рабочая тетрадь. Страница 32, упражнение 44. По желанию придумать задание для своего соседа по парте "Исключи лишнее слово".

XI Оценивание (Слайд № 28)

План урока. Модули: ВК - входной контроль. УЭ -1 - подбор однокоренных слов. УЭ выделение слов с приставками. УЭ разграничение приставок и предлогов. УЭ образование слов с суффиксами. УЭ резюме. УЭ рефлексия.


Работай индивидуально 1. Повтори понятия частей слова. 2. Закончи предложения. 3. Объективно оцени свою работу. 4. Прими участие в беседе класса. Закончи предложения: Корень слова - это... Слова с одним и тем же корнем называются... Суффикс - это... Суффикс пишется... Суффиксы образуют... Приставка стоит... Приставка пишется со словом... Приставки образуют...


УЭ -1 - подбор однокоренных слов. Работайте в группе. 1. Обсудите в группе задания; определите, какой уровень трудности вы выполните. 2. Определите значения слов. 3. Запишите слова. 4. Сравните слова. 5. Примите участие в подборе слов. 6. Оцените работу в группе. Отметьте в листе самоконтроля. 1 уровень Запиши однокоренные слова в 2 столбика. Лист, хвостик, хвостатый, листочек, хвост, листопад. 2 уровень Назовите лишнее слово: а) домашний, дом, домино, домовой; б) водить, водица, водяной, вода; в) говор, разговор, воришка, говорит. 3 уровень Подберите однокоренные слова в таком порядке: слово-действие, слово-предмет, слово-признак. а) дым -...,...,.... б) холод-...,...,.... в) свет-...,...,.... г) лень -...,...,...


Сравни и исправь ошибки 1 уровень лист хвостик листочек хвостатый листопад хвост 2 уровень а) домино б) водить в) воришка 3 уровень а) дым - дымит, дымок, дымовой б) холод - холодить, холодок, холодный в) свет - светить, светик, световой. г) лень - лениться, лентяй, ленивый.


УЭ - 2 выделение слов с приставками Работай в паре. 1. Выбери задание, которое соответствует вашему уровню. 2. Прочитай слова. 3. Понаблюдай, что происходит со словом, когда к нему прибавляются разные приставки. 4. Сравни свою запись с образцом. 5. Оцени свою работу. 1 уровень Запиши слова, образуй новые, используя данные приставки. Бежал у______ побежал от______ пробежал пере______ 2 уровень Спиши слова. Что общего у этих слов? Выдели приставки. Приморский, пришкольный, придорожный. Дошкольный, досрочный. 3 уровень Выпиши слова с приставками. Выдели приставки. Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил, дождь.




УЭ-3 - разграничение приставок и предлогов Алгоритм разграничения приставок и предлогов да нет Читаю словосочетание (предложение) Выделяю слово в скобках Между (_) и словом ставлю дополнительное слово или вопрос Найден вопрос или слово Пишу раздельно Задаю вопрос слов- действий (глаголов) Пишу слитно


Работай индивидуально. 1. Выбери задание, которое соответствует твоему уровню. 2. Выполни задание. 3. Поменяйся тетрадями с соседом. 4. Сравни с образцом. 5. Оцени работу товарища. 6. Если есть ошибки, объясни. 1 уровень Выбери букву, которую ты напишешь в предлоге и приставке. Д_копал (а,о) д_ (а,о) дна колодца. П_шёл(а,о) п_(а,о) аллее парка. 2 уровень Выполни по образцу: (В какую?) Влетел в_ маленькую клетку. (в)нёс (в)дом, (в)бежал (в)зал, (в)строил (в)стену 3 уровень Спиши, раскрывая скобки. Хорошее слово (до)сердца (до)ведёт. (До)води дело (до)конца.




УЭ - 4 образование слов с суффиксами Работай в паре устно. 1. Распределите роли (мальчики - колобки, девочки - лисы). 2. Выбери задание, которое соответствует твоему уровню. 3. Используй только ласкательные суффиксы. 4. Составь как можно больше фраз, словосочетаний. 5. Девочки (лисы) оценивают работу. 1 уровень Со словами голова, уши, нос, глаза, руки, ноги, хвост, образуй новые слова, используя суффиксы -ок-, -ик-, -онок-, -чик-, -ушк-. 2 уровень Составь словосочетания со словами голова, уши, нос, глаза, руки, ноги, хвост, образуй новые слова, используя суффиксы -ок-, -ик-, -онок-, -чик-, -ушк-. 3 уровень Составь текст-описание внешности лисы, используя как можно больше в словах ласкательных суффиксов.


Образец выполнения УЭ-4 1 уровень Головушка, ушки, носик, глазоньки, рученьки, ножки, хвостик. 2 уровень Светленькая головушка, чуткие ушки, маленький носик, добренькие глазоньки, нежные рученьки, быстрые ножки, пушистый хвостик. 3 уровень (У каждого свой)


УЭ резюме 1. Прими участие в работе класса. Чему мы учились на уроке? Нужны ли нам эти знания? Кто испытывал трудности в работе? В чем испытываете затруднения? Кто с удовольствием продолжил бы урок? 2. Сделай выводы. 3. Подумай, достиг ли ты цели данного урока. 4. Если ты не достиг цели или достиг ее частично, то выполни дома задания на карточке.


УЭ рефлексия 1. Поставь себе оценку за работу на уроке. 2. Поставь оценку классу в целом на уроке.