Зарождение демократии в афинах 5. Зарождение демократии в афинах. Организационный блок. Подготовить класс к работе в группах

Территория Афинского полиса охватывала область Аттику. В VII в. до н. э. знать захватила все лучшие земли в Аттике. Простые земледельцы обрабатывали малоплодородные участки по склонам гор. Часто они не могли прокормить себя, брали у знатных в долг зерно или серебро. Неоплатных должников знать превращала в рабов. Кто из бедняков мог, уходил в город и становился ремесленником. Демос требовал отменить рабство за долги; отобрать у знатных часть земель и раздать неимущим; допустить демос к управлению государством. Обострение конфликта между знатью и демосом привело к смуте. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. Так в истории был сделан первый шаг к народному правлению - по-гречески, демократии, - новой форме политического управления, о которой вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Предыстория

В древности в Греции власть принадлежала аристократам - знатным и богатым людям. Со временем стали появляться незнатные люди, по богатству соперничавшие с аристократами. Это были торговцы, ремесленники из демоса (народа). Самые влиятельные и отважные представители демоса вступали в конфликты и кровавые схватки с аристократами, так как хотели получить их власть.

Из-за постоянных столкновений демоса и аристократии жизнь была неспокойной. Греки хотели обеспечить себе мирное существование, поэтому старались найти посредника, которому будут доверять обе стороны.

События

VII в до н.э. - начало взаимного недовольства демоса и аристократии.

594 г. до н.э. - становится первым архонтом Афин.

Первого архонта (главного правителя полиса) в Древней Греции избирали каждый год. Солон был из знатного рода, но предки его обеднели, поэтому ему приходилось заниматься морской торговлей. Он обладал высоким авторитетом и среди знати, и среди демоса.

Солон провёл много важных реформ:

  • отменил законы Драконта,
  • отменил все долги,
  • отменил долговое рабство: греки больше не могли стать рабами, рабами могли быть только чужеземцы,
  • давал гражданство приезжим ремесленникам и торговцам,
  • ввёл деление граждан на категории не по знатности рода, а по богатству: то есть теперь не обязательно было быть знатным, чтобы попасть в высшую категорию граждан и участвовать в управлении полисом,
  • ввёл народный суд,
  • ввёл выборы архонта на народном собрании - теперь главного чиновника избирал народ.

Аристократы совсем не хотели делиться своей властью с народом. И демос тоже был недоволен, так как хотел отобрать все богатства и землю у знатных. В результате реформами Солона остались недовольными почти все граждане Афин. Солон на много лет уехал из города странствовать.

560 г. до н.э. - власть захватил Писистрат, ставший тираном Афин. Тиран - властитель, силой заставляющий всех выполнять свою волю.

Участники

Афинский архонт, заложил основы демократии.

Рис. 1. Население Аттики в VII в. до н. э. ()

В 594-м году до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона (рис. 2). Его наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас отечество. Солона уважали все жители Аттики. Происходил он из знатного рода, нужды не знал, но и богатым не был. С молодых лет Солон вёл морскую торговлю, которая в Греции считалась почётным занятием. О новом правителе говорили немало хорошего: был он исключительно честен, одарён умом, писал стихи.

Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были записаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади. Основное в законах Солона: прощение долгов. Люди, имевшие на себе долг, освобождались от его уплаты; заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью. Был введен запрет обращать в рабство за долги: все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и выкупить за счет государственной казны. Солон отменил самые жестокие из законов Драконта и учредил выборный суд. Судьи должны были ежегодно выбираться по жребию из числа всех граждан, независимо от знатности и богатства. В Афинах сложился такой порядок. Ежегодно составлялся список судей, в него по жребию попадали афиняне не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках.

При Солоне для решения государственных дел стали регулярно созывать Народное собрание, в котором участвовали все афинские граждане (рис. 3). Законы Солона в Афинах создали основы демократии.

Рис. 3. Народное собрание

Судьба Солона была типична для многих реформаторов. Его законами оказались недовольны все: знатные, которых он лишил даровых рабочих рук и данного ими в долг имущества; бедняки, поскольку он не произвел передела земли, на который они надеялись. Чувствуя неприязнь афинян, Солон уехал за границу будто бы по торговым делам. Много лет он странствовал, после чего вернулся на родину, где прожил до глубокой старости.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Avataram.ru ()
  2. Archivarium.ru ()
  3. Bibliotekar.ru ()

Домашнее задание

  1. Чего добился афинский демос в начале VI века до н. э.?
  2. Кого в Афинском полисе избирали на должность судей?
  3. Какой орган власти в Афинах принимал законы?
  4. Почему реформы Солона вызвали недовольства и у знати, и у демоса?

5 класс Зарождение демократии в Афинах

Цель урока: дать понятие о начале формирования демократического строя в Афинах.

Задачи:

Предметные :

Дать понятие о причинах и значении проведения реформ Солона.

Обеспечить усвоение понятий: «демократия», «реформы».

Метапредметные:

Развивать навыки групповой, самостоятельной работы;

Формирование у учащихся умений анализировать события прошлого, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выдвигать гипотезы и предположения.

Личностные:

Воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;

Привить учащимся уважение к институтам демократии, воспитать чувство сопереживания судьбам простого народа.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка Д/З:

Тест.

1. Что называется полисом?

а) город-государство в Древней Греции +

б) город в Древней Греции

в) название органа управления городом

2. Как назывался Совет знати в Афинах?

а) ареопаг +

б) демос

в) полис

3. Как по-гречески назывался простой народ?

а) илоты

б) полис

в) демос +

4. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшиеся жребием:

а) стратеги

б) архонты +

в) Народное собрание

5. Кто в Афинском государстве платил налог за право жить в этом полисе?

а) рабы

б) граждане Афин +

в) купцы-переселенцы

6. Холм а Афинах, где находились главные храмы города:

а) Акрополь +

б) Агора

в) Академия

1. На каком полуострове находилась Древняя Греции?

2. Какие моря омывают Древнюю Грецию?

3. Как с греческого языка переводится слово «полис»?

4. Дайте определение терминам: демос, аристократия, колония, метрополия.

III. Переход к изучению новой темы.

Как называлась местность, где располагался город Афины?

Давайте вспомним на какие группы делилось население Аттики.

Кто стоял у власти в Афинах?

На что опираются люди, управляющие государством?

Что такое закон?

Работа с учебником.

Кто впервые приказал записать греческие законы?

Какое наказание ждало человека, укравшего хотя бы кусок хлеба или луковицу, согласно законам Драконта?

Почему люди воровали?

Что устанавливали на поле крестьянина, когда он брал что-нибудь в долг у богатого соседа?

Бедственное положение простого народа породило в нем желание покончить с вековой несправедливостью и злоупотреблениями знати. Противостояние знати и бедняков практически переросло в войну.

Однако ни «демос» ни знать не могли добиться окончательной победы, поэтому они призвали афинянина Солона, что бы он установил такие законы, которые устроят всех.

Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Этот государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных у Солона, главным было - любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: «Стар становлюсь, но всегда многому учусь». Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег.

Впоследствии, установленный Солоном строй получит название «демократия».

Слово демократия состоит из двух частей. Слово « демос» уже вам знакомо, поэтому предлагаю вам подумать о значении слова «кратос».

Демократия

Демос Кратос

Работа с учебником : Стр. 138 – 140, пункт 2. Выписать, какие реформы осуществил Солон в Древних Афинах?

Что такое «реформа»?

Чьи законы отменил Солон? (Законы Драконта, за исключением законов об убийствах.)

Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения? (Он отменил как частные, так и государственные долги.)

На какие четыре группы разделил население Солон? (Он разделил население на четыре класса по имущественному признаку.)

Какие права дал Солон каждой группе? (Права были у всех, но разного обьема. Народ мог обращаться в суд, в случае нарушения прав.)

Какое значение это имело? (Раньше права имели только богатые, а сейчас все. Это очень важно для демоса.)

Какой новый орган власти создал Солон? (Народное собрание)

Какие права получило Народное собрание?

Какой судебный орган появился?

Кто мог стать судьей?

Работа с терминами.

Архонт – правитель Афин.

Граждане – все свободные жители Афин.

Народное собрание – орган, который решал важные, государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.

Демократия – «власть демоса», или народовластие.

Решение задачи.

О чем писал греческий правитель Солон:

Мать черная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная.

Объясните, о чем идет речь в данном отрывке?

Какие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона?

Какое значение имели эти изменения?

Ответ:

а) Речь идет о личной оценке своей деятельности самим Солоном. Главным своим достижением он считает отмену рабства в Афинском государстве. С момента проведения реформ рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.

б) После реформ Солона все граждане (свободные жители Афин) получили право участвовать в выборах Народного собрания, обращаться в суд, присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьёй.

в) Реформы Солона имели большое значение для государства. Они заложили основу демократии.

Рассказ учителя.

После проведения своих реформ Солон был вынужден покинуть государство на 10 лет, уехать в Египет, как пишет об этом Аристотель.

Что же случилось в отсутствие Солона?

Какие новые термины узнали из прочитанного?

Тиран – человек, силой захвативший власть, управляющий по своему произволу, а не по законам.

Тирания – власть тирана.

Мог ли Солон установить такие законы, которые понравились бы всем? Почему?

Подведение итогов:

Домашнее задание.


Урок 41. Зарождение демократии в Афинах

Цели урока:

Обучающие:

    рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах.

    обеспечить усвоение понятий «демократия», «реформы»;

Развивающие:

    подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона;

    продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам;

Воспитательные:

    стимулировать становление ценностного отношения к демократической системе управления;

    воспитывать интерес к истории как науке; к пониманию связи сегодняшних политических процессов с далёким прошлым человечества.

Форма урока: комбинированный с элементами лабораторной работы.

Построение понятия демократия через ролевую игру (процедура субъективации).

Работа включает в себя не просто формальное усвоение через репродуктивное восприятие, но и специально организованные процедуры осмысления и рефлексии.

Образовательная деятельность только тогда приобретает смысл, когда происходит выстраивание связи между индивидуальными нормами (представления о чем–либо, личным опытом) участников деятельности, возникших в проблемной ситуации, в единое целое, в систему. Это возможно только в процессе обсуждения и совместной деятельности. Такая работа носит рефлексивный характер.

Основные понятия и термины: демос,конфликт,демократия, народное собрание, архонт, ареопаг, реформа, граждане.

Оборудование: схема государственного устройства Афинского общества, рабочая тетрадь на печатной основе, раздаточный материал «Реформы Солона» - для трех групп, следы (много)

Ход урока.

1. Организационный момент эмоциональный настрой детей

Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356 г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

Вопрос:

1. В каком значении использовано слово «след»?

2. А как еще можно прославиться? (совершая хорошие поступки ).

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории урока, моей учительской истории.

Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.

( За правильные ответы даю ребятам жетоны – “следы ног”)

2. Опрос:

1. Составьте схему государственного устройства Афинского государства (составляет схему без комментариев )

2. «Мой компьютер» - дайте определение понятию демос, архонт, ареопаг. При правильном ответе на нашем классном «мониторе» появиться определение. Если нет, зазвенит колокольчик. (3 следа )

3. Используя слова: Средняя Греция, демос, Аттика, ареопаг, Афины, архонты, полис составьте краткий рассказ о политическом развитии Аттики. (4 следа )

4. Расположите в правильной последовательности: Долговое рабство, долговой камень, плохой участок, неурожай, примитивные орудия труда. К чему вело такое положение? (3 следа )

5. Кому принадлежала власть в Афинском государстве? (1 след )

6. Откуда произошло выражение «драконтовские законы»? (5 следов )

7. Что означает крылатое выражение «драконтовские законы»?

Ход урока:

1. Изучение нового материала.

Сегодняшний урок я хочу начать со слов великого историка Плутарха:

«Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, получая 1\6 части урожая, другие брали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство; при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие были вынуждены продавать даже собственных детей, никакой закон не воспрещал этого…»

«Огромное большинство и к тому же люди большой физической силы собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбирать себе одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй».

Налицо конфликт.

Вопрос:

1. Что такое, по-вашему, конфликт?

Конфликт – это столкновение, серьезные разногласия, спор.

В подтверждение наших слов заглянем-ка в Афины и послушаем разговор двух греков пришедших на центральную площадь.

Торговец.

Аристократ.

А вот в теньке беседки, которая в Греции называется портиком, сидит человек. По его одежде мы видим, что этот человек не богатый и вид у него грустный. Подойдем, спросим, может случилось чего? Отчего ты такой печальный?

Свободный земледелец.

Вопрос:

1. Между какими группами населения мог возникнуть конфликт? (демос и знать)

2. Из кого состоял демос? (свободные земледельцы, горожане)

3. Какую еще большую группу населения мы не назвали? (рабы)

Чтобы разобраться в причинах конфликта и способах выхода из него я предлагаю всем учащимся разделиться на 4 группы: рабы, свободные земледельцы, богатые горожане, знать.

(учащиеся работают в группах и пытаются ответить на поставленные вопросы)

    Чего вы хотите?

Рабы: хотят получить небольшой участок земли, чтобы вырастить на нем урожай, продать его и выкупить своих детей. А еще хоть капельку свободы.

Свободные земледельцы: хотят, чтобы никто не отбирал землю и не брал их в рабство. И земли побольше.

Горожане: деньги у нас есть, мы стремимся к власти. Мы хотим попасть в ареопаг, чтобы править издавать законы.

Знать: хотим подавить восстание. Хотим больше власти, больше богатства и не хотим ни с кем делиться.

Итак, вы готовы отстаивать свои интересы.

Вопросы:

1. Какие существуют два способа решения конфликта? (мирный и военный )

    Что вы потеряете в случаи поражения?

Рабы: нам терять нечего.

Свободные земледельцы: мы теряем урожай на своих землях, нас ожидает голод. В результате поражения мы теряем землю и свободу.

Горожане: мы боимся, что беспорядки помешают нашей торговле. Мы и так потеряли много покупателей.

Знать: нас немного в городе и нас могут убить.

Борьбу вело мелкое крестьянство, перед которым была угроза лишиться своей земли и стать арендаторами на собственных землях, а то и попасть в рабство. У знати и другой противник – довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желающих получить привилегии знати. В результате этого в стране вспыхивает восстание.

    Что требовали восставшие?

Против знати сплотились все остальные группы населения. Что же каждая группа населения требовала?

Задание: к/т № 18 стр. 14

Военное решение конфликта ни к чему не привело. Обстановка накалялась. Тогда попробовали решить конфликт мирным путем.

В 594 г. до н.э. архонтом избран Солон – богатый горожанин; именно ему принадлежит главная заслуга в организации переговоров между враждующими сторонами и внедрение в жизнь афинян реформ (изменений) . Солон заявил, что цель его реформ - примирение враждующих сторон. Он прославился и как государственный деятель и как поэт. Говорят, что когда Солон стал выборным главой города то, не имея сил убедить горожан в своей правоте простыми словами, он начал читать им стихи, призывая к единству. Покоренные красотой и силой стихов афиняне согласились с ним. Сократ понимал, что больше всего Афинам вредят внутренние распри, возникающие между богатыми и бедными. Он издал законы, которые были записаны на деревянных таблицах и установлены на главной площади Афин. Благодаря этим законам установился мир и порядок. За это Солона причислили к числу 7 греческим мудрецам. Его имя стало нарицательным. Так стали называть государственных деятелей, которые ввели в своей стране мудрые законы или просто разумно правили.

(распределение второй группы)

Ребята, все вы будете работать с одним учебным текстом стр137 читаем пункты 2 и 3 , но получите разные задания. Каждая группа работает над своим фрагментом урока. У каждого своя задача. Работа проводится в течение 5 минут, после которой мы с вами совместно восстановим законы Солона.

1 группа

С полей Аттики убирались … ________________________________________

Если должник не сумел отдать долг, то его запрещалось … ________________________________________

Рабы-должники, оказавшиеся на чужбине…

2 группа

Архонтом мог стать … ________________________________________

Для решения важных государственных дел стали созывать … _______________________

В нем участвовали … ____________________

3 группа

Судьи выбирались из … _________________

независимо от … _________ и _____________

по … ___________________________________

Солон о своих законах писал так:

«Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался

Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.

Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

Всех превзошел, - чтобы их не опозорил никто.

Встал я меж тех и других, простерев мощный щит мой над ними.

И запретил побеждать несправедливо других».

Прекратив междоусобные войны, Солон потребовал, от сограждан клятвы в течение 10 лет его законы не будут изменяться, а сам покинул Родину. Существуют две версии, почему Солон уехал из Афин. По первой – он уехал по торговым делам, по второй – Солон вынужден был бежать, т.к. его законами оказались недовольные.

Вопрос:

    Кто и почему были недовольны законами Солона?

    Какое значение имели законы Солона для Греции?

Только горожане были довольны произошедшими изменениями, ведь они получили возможность участвовать в управлении государством, т.е. народ получил власть.

В переводе с греческого языка демос – народ, кратос – власть. Сложите эти два слова, и вы получите основное понятие, над которым мы работали весь урок, и вместе с греками через борьбу, через столкновения и согласования различных интересов пришли к той форме правления, которая и сейчас существует. (Демократия )

2,5 тыс. лет назад греки о главе с Солоном придумали систему управления основы которой сохранились и сегодня. Особенно много внимания Солон уделял тому, чтобы не одна группа населения не получила решающего преобладания, чтобы между всеми поддерживалось равновесие.

Вот что по этому поводу писал Плутарх: «Солон составил совет ареопага из ежегодно сменяемых архонтов; он и сам был членом его, как бывший архонт. Но видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по 100 человек от каждого из 4 районов. Им он поручил предварительно раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесение ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения. А ареопагу он предоставил надзор за всем и охрану законов: он рассчитывал, что государство, стоящее на двух советах, как на якорях, меньше подвержено качке и доставит больше спокойствие народу». Как мы видим многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время.

3. Закрепление пройденного материала.

Игра «Верно-неверно» (поднятие руки)

Верно ли, что установленный Солоном порядок управления государством назывался демократией?

Верно ли, что демократия зародилась в Афинах в 6 веке до н.э.?

Верно ли, что «отцом» демократии считается Солон?

Верно ли, что Солон жил в 776 г. до н.э.?

Верно ли, что Солон отменил рабство вообще?

Итог урока. Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставлять как можно больше следов в истории.

Абрамов Егор

Васильев Борис

Горбов Александр

Байбородин Федор

Болдарева Дарья

Иваненко Сергей

Молчанов Андрей

Новиков Дмитрий

Петрова Полина

Плетнева Дарья

Королев Василий

Королев Даниил

Рыбин Иван

Шестирикова Анна

Торговец. Я богатый торговец. Посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! Почему только вы, аристократы, судите. Избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.

Аристократ. Ты богаче, это верно, но что с того! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком. Поденщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды, и прадеды, и прапрадеды – все заседали в совете старейшин. А ведем мы род от самих богов. Не смей равняться с нами! Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот этим я отличаюсь от тебя.

Свободный земледелец. А как мне не печалиться. Мне принадлежит маленький земельный участок на склоне гор. Ведь хорошие земли в долинах принадлежат знати. Каждый кусок хлеба дается мне тяжелым трудом. Этот год выдался особенно неурожайным, стояла сильная жара и чтобы прокормить свою семью я вынужден был взять в долг зерно у знатного и богатого соседа. Так на моем участке появился долговой камень. После этого я лишился покоя и сна. Не отдам я в срок долг – отберут у меня участок. Тогда конец моей свободной жизни я превращусь в раба. Рабами станут мои жена и дети. Не справедливы законы Афин.

Средняя Греция

демос

Аттика

ареопаг

Афины

архонты

Архонтом мог стать … _____________________

__________________________________________

Для решения важных государственных дел стали созывать … _________________________

В нем участвовали … ______________________


Демос и знать в Афинах

К началу VI века до н.э. в Афинах простой народ, оказался в крайне тяжелом положении: он был лишен права участвовать в управлении государством, а наиболее бедные представители демоса теряли свои земли за долги и продавались в рабство. Такая система не могла устраивать людей и начался период смуты – борьбы между аристократией и демосом за получение последними политических прав.

Пик политической борьбы пришелся на первое десятилетие VI века до н.э. Всевластие знати, неравенство между бедными и богатыми привело к народному восстанию. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. И именно тогда на политической арене появился новый афинский реформатор Солон . Солон был популярен не только в Аттике, но и во всей Греции. Он происходил из знатного аристократического, но обедневшего рода, поэтому для улучшения своего материального положения был вынужден заниматься морской торговлей. Солона уважали и знать, и демос, поэтому на очередных выборах он был избран архонтом (высшее должностное лицо в древнегреческих полисах). Произошло это в 594 году до н.э.

Реформы Солона

Первым решением, принятым Солоном стало отмена долгового рабства. Он повелел простить демосу все его долги, приказал сбросить с земельных участков долговые камни, а так же нашел средства для выкупа уже проданных в другие страны жителей Афин. Теперь лишь чужеземцы могли быть обращены в рабов. Сам Солон, прославившийся как один из первых афинских поэтов, писал по этому поводу так:

Мать черная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная…

На родину в Афины, в наш прекрасный град

Вернул я многих на чужбину проданных

Освободил и здесь на милой Родине

Рабов, дрожавших перед волею господ.

Проведение этой реформы, призванной улучшить положение демоса и преодолеть затянувшийся конфликт между народом и знатью, не обошлось без неприятностей. Как сообщает древнегреческий писатель Плутарх, перед тем как отменить долги, Солон поделился этой идеей с близкими друзьями. Друзья же взяли у богатых людей в долг много денег, на которые стали скупать землю, когда же был принят новый закон, они отказались возвращать деньги. Сам Солон был обвинен в пособничестве этому обману, но вскоре это обвинение было снято, когда афиняне узнали, что великий реформатор сам простил все долги.

Все свободные мужчины Аттики отныне стали называться гражданами, то есть людьми, обладающими определенными правами и обязанностями перед государством. Все граждане обязаны были служить в войске или в морском флоте. Они делились на четыре разряда. Самые бедные из них служили в легковооруженной пехоте или гребцами на флоте. Представители третьего разряда становились гоплитами, тяжеловооруженными пехотинцами в основном подразделении афинского войска. Второй разряд, способный приобрести коня, служил в коннице. Наконец, самые богатые граждане становились офицерами и военачальниками римского войска.

Основным органом управления в Афинах стало Народное собрание, в котором участвовали все граждане. На Народных собраниях решались все важнейшие вопросы общественной жизни: избирались должностные лица (архонты и стратеги), принимались новые законы. Отныне высшие государственные должности могли занимать не только представители знати, но и представители демоса – основным критерием стало положение в обществе и личные заслуги. В то же время существовали и ограничение для занятия высоких постов – на них не могли претендовать самые бедные граждане, представители четвертого разряда.

Еще одним нововведением Солона стал так называемый народный суд - гелиэя, представлявший собой суд присяжных. Если раньше все жалобы и споры жителей Афин разбирал Ареопаг, состоявший из представителей знати, то теперь каждый гражданин, достигший 30 летнего возраста, мог стать судьей. Судьи назначались по жребию, случайным образом. Во время заседания судьи сидели на деревянных скамьях, заслушивая показания обвинителя, обвиняемого и свидетелей. После этого, они приступали к голосованию. У каждого из судей было по два камешка: один – целый, обозначал «невиновен», другой – просверленный, «виновен». После подсчета голосов, если было больше целых камней, или тех и других камней было поровну, обвиняемый считался оправданным, в случае, когда преобладало количество просверленных камней, обвиняемый подвергался наказанию. В отличие от времен Драконта, смертная казнь теперь применялась лишь в отношении убийц, всех же остальных ждало изгнание или тюремный срок.

Реформаторская деятельность Солона произвела очень важные изменения в жизни афинян, но в итоге он многим не угодил. Каждый день к Солону приходили люди – одни хвалили его, другие бранили. Аристократам не нравилось, что он урезал их права, демос считал реформы недостаточно радикальными. В итоге, Солон был вынужден отправится в добровольное изгнание. В течение десяти лет, афинский законодатель путешествовал по Средиземноморью, посетив Египет, Кипр и Лидию. Около 583 года до н.э. Солон вернулся на родину, где прожил до глубокой старости. Реформы Солона имели большое значение для государства. Они заложили основы демократии – народной власти.


Город Афины был одним из самых крупных и высокоразвитых населенных пунктов в Древней Греции. И до знаменитых реформ Солона, в этом полисе, как и во многих других, господствующее место занимала знать, которая захватывала плодородные земли, в то время как крестьян приходилось мириться с небольшими участками земли в горах, которые не могли давать достаточное количество урожая.

Крестьяне зависели от знати, им приходилось отдавать часть урожая, который они собирали. Это вызывало конфликты между этими сословиями, подобное положение могло закончиться вооруженной борьбой. Тогда в 594 году до н.э. было решено обратиться к уважаемом и образованному представителю знати - Солону. Он принял ряд кардинальных реформ, которые и поспособствовали зарождению и становлению демократии в Афинах.

Реформы Солона

В первую очередь он уничтожил все долговые обязательства крестьян перед знатью и приказал убрать долговые камни с их участков. Таким образом, крестьяне перестали зависеть от высшего сословия. Солон освободил всех, кто находился в долгом рабстве, и даже попытался освободить тех афинян, которые были перенаправлены на другие территории.

С тех пор было запрещено брать кого-то в рабство за долг.

Также Солон провел ряд реформ, касающихся назначения должностей серди афинян. Высшие должности, как и прежде, оставались более богатым и знатным людям, но отныне все остальные тоже имели возможность занимать какую-то должность – соответственно количеству продуктов, которые гражданин получал со своей земли, афиняне делились на четыре ранга. Представитель каждого разряда мог служить для государства, и занимать определенную для его разряда должность.

Важным изменением стала нововведенная система народного собрания, на заседаниях которого стали приниматься законы и решаться государственные дела. В собрании мог принять участие каждый афинянин. Также нельзя не отметить важность возникновения народного суда, определяющим условием которого было то, что афиняне всех разрядов были равны перед законом.

Именно реформы Солона заложили основы демократического строя в Афинах, ведь основой демократии, в первую очередь, является власть народа.

Но реформами были недовольны и крестьяне, и знать, конфликты между ними продолжали усиливаться. После отъезда Солона борьба между ними возобновилась, и впоследствии Афинам пришлось пережить ужесточенную тиранию Писистрата. Однако, он не отменил реформ Солона, но во время его правления на государственные должности избирались только его сторонники. После него власть над Афинами была в руках его сыновей, которые оказались жестокими и несправедливыми правителями.

Реформы Клисфена

К власти пришел глава сторонников демократии – Клисфен, и с 509 – 500 года до н.э. провел ряд демократических реформ. Значительные изменения принес «суд черепов», на котором афиняне обсуждали тех, кто угрожал демократии в полисе. Проводилось справедливое голосование, и каждый гражданин писал на выданном ему черепке имя того, кого считал угрозой демократическому строю. Человек, который получал большее количество голосов, изгонялся из полиса Афины на целых 10 лет.