Фрагменты урока по французскому языку обучение грамматике. Фрагмент урока французского языка по развитию монологической речи с использованием зрительных опор. Развитие навыков письменной речи

Цели урока . грамматического материала .

2)Воспитательная: развитие способностей коммуникативной деятельности.

3)Развивающая: развитие творческой деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №404

КОЛПИНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Фрагмент урока французского языка для 6-7классов.

« Забавная грамматика »

Педагогическая студия учителей Колпинского района

«Использование системно – деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся»

Цели урока . 1)Обучающая: повторение ранее усвоенного грамматического материала . 2)Воспитательная: развитие способностей коммуникативной деятельности.3)Развивающая: развитие творческой деятельности учащихся.

Учитель французского языка

Песняк Н.В.(Школа №404)

Санкт-Петербург

La grammaire amusante (“Забавная грамматика” весёлый урок)

Перед показом сценки вступительное слово берут две его участницы.

La langue française est très belle et précise. On peut exprimer n`importe quoi en français mais seulement non pas n`importe comment ! (Французский язык – очень красивый и точный на нём можно выразить всё что угодно, но только не кое-как, он требует к себе большого уважения.)

Tout une langue exige qu`on apprenne très bien sa grammaire pour que le langage soit sans fautes, comprénsible et belle ! (Любой язык требует от того, кто его изучает серьёзного к себе отношения,чтобы речь была грамотной, понятной и красивой,)

И сегодня вашему вниманию предлагается наша миниатюра, в которой мы попытались в шуточной форме показать фрагмент урока французского языка.

На сцене - в миниатюре классное помещение: столы, стулья, на столах тетради, учебники, грамматические таблицы... В “класс”(на сцену) выходят ” ученики” и ”учитель”.Два участника - гостя в образе глаголов “ETRE” и “AVOIR”.(все участники в соответствующих костюмах) Звенит звонок.

«Ученики» садятся за столы и начинают шептаться, строгая «учительница» пытается навести порядок: смотрит сердито, затем берёт в руки колокольчик и даёт звонок повторно. Девочки встают и приветствуют «учительницу» и всю аудиторию.Урок начинается.

Cценарий в стихотворной форме.

P.(“professeur de français) – Bonjour, Mademoiselles, bonjour, mes cheries! Asseyez-vous s`il vous plait! (девочки сели и вновь тихо переговариваются) Mesdemoiselles, ne bavardez plus! Silence!

Nous commençons! Aujourd`hui nous continuons la leçon de grammaire,

C`est notre discution d`hier. Rappelez-moi, s`il vous plaît, son sujet.

Mademoiselle, Cathie, je vous en prie!

1 . - Madame, peut-être, peut-être(произносит с большим сомнением)…

ce sont les adjectifs ou bien les propositions interrogatives…?

P .- Comment?! Les adjectifs!? Les propositions interrogatives!?

(возмущается)Non, M-lle, non! Aux leçons il faut être beaucoup plus attentive! … … ….Les propositions interrogatives!!! (продолжает возмущаться)

2. - Madame! Madame! (одна из учениц тянет руку)

P. - S`il vous plaît, M-lle Olga.

2 .- C`est le système des articles, n`est-ce pas?

P . - Le système des articles?!(опять возмущается) Oh, Mon Dieu, aide-moi!

Est-ce que ma question est très difficile?

2 .- Madame, alors je crois…(неуверенно) que c`est le sujet du nom, n`est-ce pas?

P .- Oh, non! J`ai mal au cœur! (хватается за сердце)Vous n`y êtes pas!

M-lle Claire, VOUS, VOUS devez le dire, bien sûr!

3 .- Bien sûr, M-me, bien sûr. Soyez en sûr! Hier nous avons parlé du sujet des verbes.

P .- Merci beaucoup, ma chérie.(все свободно вздыхают)

Chers amis!

La grammaire,c`est toujours difficile!
Mais il faut l`apprendre,
C`est très utile!

1. -D`accord! Pas de langue sans grammaire,
C`est vrai.Il faut l`apprendre
Pour bien parler!

2 . -Le sujet des verbes
N`est pas facile,il faut travailler
Pour réussir!

3. -Dans la langue française
Il y a beaucoup de temps:
Le future, le présent,le passé composé
Et le plus- que- parfait… … …

4. -D`accord.Moi, je peux ajouter encore
Les temps immédiats: le passé et le futur
Et ce n`est pas tout,
Je vous assure!

5. -Oui, c`est ça! Je crois qu`il y en a plus que ça!

“Prof.de fr.” -Mes amis!
Attention au passé composé!
Nous en avons beaucoup parlé!
Qui peut nous présenter
Sa formation et ses difficultés?
Olga, Claire, Marie ou peut- être Cathie?

3. -S`il vous plaît! Si vous voulez:
Le passé composé se forme facilement
Avec le verbe “ETRE” et le verbe “AVOIR”.
Ils sont auxiliers et je les connais bien,
Je les connais bien
Et j`en suis très fière!

2. -Le verbe auxilier, nous mettons au présent,
Et le conjugué prend la forme spéciale,
Cette forme s`appelle PARTICIPE PASSE,
Je pense que vous la connaissez.

“Prof.de fr.” - Aujourd`hui, nous avons invité le verbe “ETRE” chez nous,
Si nous prenions son interview?

E . -Bonjours mes amis!
Je suis “ETRE”, le verbe auxilier.

Il y a quinze verbes que je préfère.
6 . -Pourquoi quinze(15) verbes,M-r,pourquoi?

E . -Ils se conjuguent avec moi!

6 . -Quand, M- r, quand? S`il vous plaît, dites- moi!

E. -Au passé composé et au plus- que- parfait.
Ils faut les connaître!

6. -Quel est le premier verbe?

E. -Le premier verbe c`est “ NAITRE”!

6 . - Et le deuxième? E . -Le deuxième est “SORTIR”!
Le troisième est le verbe “ALLER”!

6 . M- r, continuez!

E. -Ensuite “VENIR” et “ARRIVER”,
“ENTRER”, “RESTER”, “DESCENDRE”, “PARTIR”,
“TOMBER” et DEVENIR”.
Puis viennent “RENTRER et REVENIR”.
Et le dernier – le verbe “ MOURIR”.

6. -Vous préferez seulement quinze (15) verbes?

E. -Oui, M-lle.Voulez- vous répéter
Cette liste des verbes avec moi?

6 . -Bien sûr, M-r, aidez- moi!
Le premier c`est “NAITRE”, le deuxième – “SORTIR”,
Le troisième – “ALLER”.
Ensuite – “VENIR et ARRIVER”,
“DESCENDRE, PARTIR, TOMBER et DEVENIR”!
Puis viennent “RENTRER et REVENIR”

E. - M-lle, où est le verbe “MOURIR”?

6 . -Non, non, M-r! Ce verbe ne me plaît pas!

E. -Et tout de même, il se conjugue avec moi!
M- lle, je serais bien content: conjuguez “être”
S`il vous plaît au présent!

6. - Avec plaisir, “mon Sire”:
Je suis, tu es, il est, elle est,
Nous sommes, vous êtes,
Ils sont, elles sont.
Ces formes, nous les connaissons!

E. - M –lle, vous êtes Anasthacie?

6. -Oui, M- r, oui.

E . - Vous êtes charmante et je vous remercie.

6 . - Vous êtes aimable, votre compliment est très agréable
Puis je vous poser une question maintenant?

E. - Je vous écoute attentivement.

6. - Dites – moi, s`il vous plaît:
Contactez- vous avec le verbe “AVOIR”?
Je veux le savoir.

E. - Oh, M-lle, c`est mon vrai ami
Dans la grammaire et dans ma vie.
Aujourd`hui, il est venu de Paris.

A. -Bonjours, mes amis! Bien content de vous voir!
Je suis le verbe “AVOIR”
J`ai un grand pouvoir
Et j`ai beaucoup de devoirs.
La plupart des verbes français,
Au temps passé
Me demandent de l`aide,
Et je les aide, je les aide toujours,
Chaque minute, chaque heure et chaque jour:
Le lundi, le mardi, le mercredi, le jeudi,
Le vendredi et même le samedi

1.2.3.4…..- Et le dimanche???(tous ensemble)

A. - Et le dimanche aussi, mes amis, aussi!
Du matin au soir et dans la nuit
Sous la neige , sous la pluie, sous le soleil
Je travaille comme une abeille!
Je travaille, travaille
. « И я дурака не валяй!
Я всем всегда помогай!»

“Prof.de fr.” - Notre conversation est venue à sa fin.
Je voudrais encore ajouter de moi- même:
Il faut apprendre la grammaire
Pour parler bien une langue étrangère!
Nous finissons notre discussion
Merci beaucoup pour votre attention!

FIN .(участники урока кланяются и уходят со сцены)


Фрагмент урока французского языка. Фонетическая зарядка.

Фонетическая зарядка- специальное тренировочное упражнение. В нее включается лексико-грамматический материал урока. Материалом фонетической зарядки может быть звук, слово, предложение или небольшой текст (стихи, рифмовки, поговорки)

Фонетическая зарядка должна быть в начале урока (на начальном этапе), перед чтением (на среднем этапе), в конце урока (на старшем этапе)

Для разбора я взяла учебник для пятого класса Береговской Э.М. «Синяя птица» Lecon 1(стр 10). Каждый урок данного учебника предусматривает развитие фонетических навыков у школьников.

Задача фрагмента:

1)Введение нового звука. Носового звука «о».

2)Тренировка учащихся в восприятии и произнесении звука «о» в знакомых словах.

3) Закрепление звука «о».

Ход фрагмента урока:

Учитель объясняет учащимся новый фонетический звук. В данном случае (стр 10), это носовой звук «о», выраженный буквосочетаниями –on, - om. Учитель обращает внимание учеников на похожие по звучанию слова в русском языке. Далее учитель предлагает прослушать стихотворение, текст которого находится в учебнике (перед глазами учащегося). Дети хором вместе с учителем читают стихотворение, затем по-отдельности. Далее это стихотворение задаётся детям на дом (выучить наизусть).

L’ourson est sur le balcon.

L’ourson est sur le wagon.

L’ourson est sur le gazon.

L’ourson tombe.

Son bonbon tombe.

Фрагмент урока французского языка. Игра.

Игра – это род деятельности человека, один из рефлексов саморазвития человека. Этому рефлексу в методике предусматриваются игровые упражнения. Игра оказывает обучающее, развивающее и воспитательное воздействие на учащегося.

Для разбора я взяла учебник для пятого класса Береговской Э.М. «Синяя птица». В данном учебнике автор предусматривает целый раздел для каждого урока, который называется «Distractions», где в игровой форме представлены упражнения для учащихся. Поскольку это первый год обучения, то игра является одним из лучших способов усвоения и формирования речевых навыков и умений, не по необходимости, а по желанию.

Языковые игры предусматривают операции с единицами языка и предназначены для формирования произносительных, лексических, грамматических, орфографических и произносительных навыков на предкоммуникативном уровне.

Стр. 165 Devinettes.

Речевые игры предназачены для речевой тренировки на иностранном языке. Подготавливают к различным видам речевой деятельности.

Стр. 121 «По-русски мы говорим: « Яблоко от яблони недалеко падает». А как в таких случаях говорят французы? Если ты догадаешься, как воспользоваться ключом, который находится слева, ты легко расшифруешь эту французскую поговорку.» (tel arbre, tel fruit)


Ролевые игры направлены на формирование, развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально приближенных к условиям реального общения. Предусматривается распределение ролей между учащимися.

Стр. 45 «Сделайте маски кота и собаки и разыграйте сценку « Le chat va a la chasse»

Фрагмент урока французского языка. Грамматика.

Для ответа на данный вопрос я использовала учебник для пятого класса Береговской Э.М. «синяя птица» Unite 1. В каждом Unite этого учебника предусмотрен раздел грамматики. В Unite 1 этого учебника предусмотрен раздел грамматики. В Unite 1 на стр. 50 представлен такой раздел.

Практическая цель урока заключается в формировании практического навыка спряжения глагола «avoir».

Учитель объясняет школьникам спряжение глагола «avoir» в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах. Далее учитель предлагает сделать учащимся несколько упражнений, привиденных в учебнике, для закрепления нового грамматического навыка:

- № 15, стр 52. Задание: Объясни, что есть и чего нет у Жюли и Пьера. (ниже привидены картинки)

-№ 16 стр 52. Задание: Поставь вместо квадратиков подходящую форму глагола «avoir» (даны предложения на французском языке, куда учащиеся вставляют правильные формы глагола «avoir») .

В данном учебнике предлагается эксплицитный подход к формированию грамматических навыков, а именно дедуктивный метод (обучения грамматики от правила к практике).

3. Фрагмент урока французского языка по развитию монологической речи с использованием зрительных опор

Следующую главу данной курсовой работы мы посвятим практическому применению теоретического материала и составим фрагмент урока на 20 минут по развитию устной речи с опорой на наглядное изображение.

Разработка данного фрагмента осуществляется на основе учебника Д.С. Вадюшиной «Французский язык» учебное пособие для 10 класса .

Однако перед тем как приступить непосредственно к описанию этапов развития монологической речи с использованием наглядности необходимо обратиться к школьной программе, чтобы определить какими знаниями и умениями должны обладать учащиеся на старшем этапе обучения.

В соответствие с программой, с позиции монологического высказывания, ученики 10 класса должны уметь донести информацию, описать, сравнить, рассказать про увиденное, услышанное, прочитанное, высказать свои мысли в связи с этим, а также использовать в своем высказывании простые и сложные предложения и комбинированные грамматические структуры. У учащихся должны быть сформированы умения дискуссировать. Что касается типа монологического высказывания, то это описание с эмоциональной оценкой и выражением отношений, повествование, размышление, рассказ. Приблизительный объём высказывания - 10-12 фраз .

Для разработки фрагмента урока мы будем использовать картинку «Les ados et les adultes» Unitй III . Работа с данным наглядным изображением может быть предложена по теме «Les jeunes et la sociйtй».

ЦЕЛЬ: научить описывать и анализировать ситуацию и выявлять проблему, участвовать в элементарной дискуссии, логично и связно высказываться по проблеме взаимоотношений взрослых и подростков, используя как уже известный языковой материал, так и вводимый по ходу работы.

Опираясь на теоретический материал данной работы, рассмотрим этапы развития монологической речи на базе выбранной картинки.

Этап III. Interprйter

Ученики высказывают свое мнение по следующим вопросам: Est-ce que tu trouves limage claire et parlante?

1. Est-ce que limage te fait penser а un problиme?

3. Quest-ce qui est important pour les jeunes?

4. A cause de qui et de quoi il se produit des conflits entre les ados et les adultes?

5. Quest-ce quon peut faire pour arranger un conflit, pour йviter des conflits?

Возможный лингвистический материал: ne pas avoir de lattention, trouver de lincomprйhension, manquer de respect, sentendre bien / mal, autoritaire, sйvиre, apprendre а vivre dans la sociйtй, former des opinions, gagner de largent, sport, musique, ne pas кtre important, cultiver, faire des reproches.

ЭтапIV. Apprйcier

Dire si cest une image rйussie / intйressante / forte / parlante / amusante / difficile а comprendre et si elle vous plaоt et pourquoi.

ЭтапV. Dйvelopper le sujet

Ученикам предлагается сформулировать и высказать мнение на тему «Les jeunes et la sociйtй», исходя из собственного опыта.

Учитель предлагает вопросы:

1. Selon vous, quels sont les principaux problиmes des jeunes?

2. Le chфmage, зa vous dit quelque chose?

3. Quels sont vos espoirs, vos projets?

4. Que voulez-vous changer?

Дается канва:

A mon avis, le principal problиme des ados et des adultes est…

Et moi, dhabitude je…, mais…

Pour moi, le chфmage cest premiиrement…, deuxiиmement…, finalement…

Je me sens…, en plus…, mais…

Ученики (по 3-4 чел.) вовлекаются в дискуссию по каждому из вопросов, используя речевые клише:

Je suis pour ton idйe / contre ton opinion / daccord avec / Je pense comme / autrement / Jai une autre idйe / opinion / Je nai aucune idйe а ce sujet / Je ne sais pas quoi dire

Таким образом, выполнение данной работы способствует формированию умения составлять и аргументировать высказывание на языковом материале отработанном заранее или введенном по ходу работы, развитию дискуссийных навыков, позволяет обсудить значимость и роль общества в жизни молодежи. Также вышеизложенный материал и задания соответствуют требованиям школьной программы для учащихся 10 класса.

Дидактическая игра как средство развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня

На ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа...

Использование зрительных опор для развития устной речи учащихся в X-XI классах средней школы

В процессе обучения говорению используется множество различных опор. Четкой классификации опор пока еще нет, что, конечно, затрудняет их применение. Но обычно выделяют следующие виды опор: словесные (вербальные) и зрительные (иллюстративные)...

Лингвострановедческий компонент в процессе преподавания французского языка в средней школе

Если говорить о главной цели преподавания иностранных языков - межкультурное общение - то нужно помнить, что в качестве главного инструмента выступает язык...

Методика обучения изучающему чтению

тема: Gesund leben цель: учить читать сказку “Tischmanieren” с полным пониманием прочитанного Работа с текстом 1.1. Предтекстовый этап. Ьbung1. Seht euch das Bild auf der Seite 78 an. Wen sehen wir? Wo sind sie? Was machen sie? Ist es komisch? Ьbung2. Wie heiЯt der Text? Worum geht es im Text? 1.2.Текстовый этап...

Методика преподавания немецкого языка с внедрением в педагогическую практику компьютеров

Еще несколько лет назад использование компьютера на уроке казалось чем-то необыкновенным и почти нереальным. Необыкновенным, потому что не было того обилия программ и пособий, каким мы располагаем сейчас. Нереальным...

Обучение монологической речи с использованием виртуальных туров на уроках английского языка на среднем этапе обучения

Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения...

Обучение учащихся средней школы устной монологической речи с использованием опор

иноязычный монологический речь лингвистический В практике обучения любому иностранному языку приходится сталкиваться с таким явлением, когда учащийся не может самостоятельно выразить свои мысли, состоящие из нескольких последовательных...

Обучение учащихся средней школы устной монологической речи с использованием опор

Обучение учащихся средней школы устной монологической речи с использованием опор

Успешное обучение монологической речи возможно лишь в том случае, если учащиеся владеют необходимыми навыками и умениями, позволяющими порождать устные монологические высказывания различных структурно- функциональных типов...

Обучение учащихся средней школы устной монологической речи с использованием опор

Нами составлен методическая разработка по обучению учащихся 7 класса средней школы устной иноязычной монологической речи с использование опор. В основу положен УМК «English» Н.В. Юхнель, Е.Г. Наумова для 7 класса...

Процесс обучения иноязычной диалогической речи на среднем этапе обучения

При обучении диалогической речи на уроке иностранного языка возникает две основные проблемы: какой речевой материал следует отбирать, и какие методы использовать. Под речевым материалом понимаются не определенные грамматические...

Развитие монологической речи у учащихся через использование опорных схем на уроках английского языка в 5-6 классах

Проанализировав Федеральный компонент государственного стандарта по иностранному языку, мы выяснили, что целью обучения монологической речи для начальной школы является составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе...

Сказка как средство развития языковых навыков младших школьников на уроках английского языка

Цели: Активизация навыков диалогической и монологической речи. Повышение мотивации к изучению английского языка. Ход мероприятия: Teacher. Good morning, children. I am glad to see you. Do you like fairy tales? Lets watch our favorite tale "Little Red Riding Hood"...

Цель урока: Активизировать коммуникативно-познавательную деятельность учащихся и способствовать развитию их творческих способностей.

Основные задачи:

1.Активизировать употребление в речи учащихся МФ с глаголами в ближайшем будущем времени.

2.Обобщить материал об образовании и употреблении ближайшего будущего времени.

3.Развивать мыслительно-речевую деятельность и самостоятельность умения формулировать мысли средствами иностранного языка. Развивать навыки творческого использования ЛЕ в новых речевых ситуациях

4.Развивать навыки монологической речи по теме (у.с. " Наши любимые животные"

Ход урока

1.Начало урока:

Bonjour mes enfants! Nous allons travailler d"apr?s le plan suivants: d"abord nous allons rep?ter le grammaire. Nous nous rappellons comment se forme et quand emploie-t-on le futur dans le pass?. Puis, nous allons parler de nos animaux dom?stiques.

2.Фонетическая зарядка: (слайды)

С"est la famille de Papillon: papa-papillon, maman-papillon et les enmfants-papillons. Papa-papillon aime le bouillon. Sa fille Camille est tr?s gentille. La famille de papillon va de Marseille ? Dijon.

Monsieur Sagnol a un magn?tophone espagnol. Il va au bois chercher les champignons. Ce champignon est bon. C"est le champion des champignons.

(Фразы в рифмовках написаны вразброс. Нужно восстановить порядок и прочитать рифмовку)

3.Работа над грамматикой.

1)Аудирование и воспроизведение МФ

Je vais dessiner Nous allons danser

Tu vas lire Vous allez travailler

Il va ?crire Ils vont se promener

Elle va chanter Elles vont jouer

2)Dites que vous allez faire la m?me chose. (слайды)

P.ex. Pierre va jouer a l"ordinateur. Et toi?

Moi aussi, je vais jouer ? l"ordinateur.

Et moi non je ne vais pas jouer ? l"ordinateur.

Pauline va lire un r?cit. Et toi?

Nicolas et Michel vont jouer au tennis. Et toi?

Paul va faire ses devoirs. Et toi?

Marie va promener son chien. Et toi?

Michel va acheter des croissants. Et toi?

Anne et Lucie vont faire la vaisselle. Et toi?

4.Выполнение упражнения на карточке.

Compl?tez les phrases!

Maman … pr?parer le d?jeuner.

Nous … aider maman.

Michel et Nicolas … r?parer le tabouret.

Vous nettoyer la cage du perroquet.

Le grand-p?re … promener le chien.

Tu … acheter des croissants et du lait pour le petit d?jeuner.

Et moi qu"est-ce que je … faire?

Je … enlever la poussi?re.

5.Обобщение материала об образовании и употреблении Futur imm?diat.

(слайд)

6.Релаксационная пауза.

Un, deux, trois

Un petit soldat

Quatre, cinq, six

Fait l"exercice.

Regardez en haut!

Regardez en bas!

Regardez ? gauche!

Regardez ? droite!

7.Беседа (у.с. " Животные")

Aimez-vous les animaux? Quelle animal avez vous ? la maison? Qui a un chien?

Qui a un chat? (une tortue, un lapin, un hamster, un perrroquet)? Il s"appelle comment? Il a quel ?ge? Qu"est-ce qu"il mange? Il est sympas? Etc

8.Рассказы учащихся. (у.с. Mon chien).

9.Работа над стихотворением-считалкой.

(слайд)

Введение ЛЕ

un chameau, une souris, un cochon, un ver, un corbeau. un dromadaire, un canard.

En France il y a les enfants qui aiment compl?ter les comptines avec des noms des animaux . Veux-tu le faire, toi aussi? Compl?tez les po?sies!

Un jour ? Paris

J"ai vu une …(une soris)

Qui depuis Bordeaux

Suivait un … (chameau)

Elle m"a dit ? Lyon

J"ai vu un … (cochon)

Qui depuis Nevers

Suivait un … (ver)

Tout les animaux

Ont dit au … (corbeau)

Viens donc ? Dinard

Avec le … (canard)

Pour l"anniversaire

Du vieux … . (dromadaire)

Задание на дом.

Чтение текста на стр_______

10. Итог урока.

Основные способы семантизации лексических единиц. Проведите методический анализ новых лексических единиц одного из уроков учебника иностранного языка. Что представляет наибольшую трудность при работе с этими лексическими единицами: форма, значение или употреблении? Какие способы семантизации лексических единиц предлагают авторы учебника?

Основной задачей ознакомления с новым лексическим материалом является его семантизация (раскрытие значения).

При формировании лексического навыка происходит становление системы связей. Выделяют несколько видов связи:

-Денотативная (связь лексической единицы с объектом действительности)

-Ситуативная (связь лекс. ед. с ситуацией ее употребления)

-Знаковая (связь между лексической единицей и ее эквивалентом в родном языке. В процессе обучения могут возникать ложные знаковые связи обусловленные лексической интерференцией)

-Семантическая (связь лексической единицы с понятием, например понятие «стол» одно, а конкретных его воплощений много)

-Фоновая (ассоциация национально-культурного характера)

Семантизация может быть полной , когда формируется вся система связей и частичной, когда акцентируется только денотативная, знаковая или ситуационная связь.

Выбор способа семантизации зависит от: самого слова, этапа обучения, уровня облученности учащихся, компетенции учителя. Различают переводные и беспереводные способы семантизации.

Беспереводные:

Наглядность (предмет, изображение, действие, звук)

Использование синонимов, антонимов, правил словообразования, догадки через контекст.

Переводные:

Перевод на родной язык

Перевод толкования (особенно для безэквивалентной лексики и лексики с определенным фоновым значением)

Самостоятельное ознакомление со словарем

В учебном процессе часто происходит соединение нескольких способов семантизции.

Фрагмент урока французского языка. Лексический навык.

Лексический навык – это способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти лексическую единицу в соответствии с коммуникативной задачей.

При работе с новой лексикой, у учащихся могут возникнуть некоторые трудности, связанные с формой слова, со значением слова либо с его употреблением. Рассмотрим это на примере одного из учебников. Для проведения анализа лексических единиц, я взяла учебник "Синяя птица" для 5 класса, первого года обучения, автора Береговская. В данном учебнике автор предусматривает в каждом уроке раздел, где вводятся новые лексические единицы «Notre vocabulaire en images». Для анализа я выбрала урок 2 “La cloche sonne’. Здесь, на 66-67 странице вводится новые лексические единицы. Рассмотрим з из них с точки зрения формы, значения и употребления.

1- конкретное слово. Для его семантизации автор использует изобразительную наглядность (рисунок). Трудность у учащихся может вызвать как графическая так и звуковая форма слова. Чтобы избежать этих трудностей нужно написать слово на доске и несколько раз произнести хором с учащимися.

2-Для семантизации данной лексической единицы так же используется наглядность. Трудности у учащихся скорее всего вызовет графическая форма (аксан грав), хотя сделать акцент на произношении тоже не помешает

3 Беспереводная семантизация с помощью антонима. Трудности могут вызвать как графическая (2м) и звуковая (носовой звук) формы, так и употребление, так как это глагол и, чтобы учащиеся могли его употреблять, придется объяснить им спряжение.

Автор предусматривает ряд упражнений на тренировку новой данной лексики. Упражнение 6 страница 67 (Соедини в пары слова из правой и левой колонок, противоположные по смыслу). Затем упражнение 8 на странице 68 (Какие слова из нашего словаря в картинках надо вставить, чтобы этот текст стал законченным?).