Дайте описание литосферы по плану 1. Состав и строение литосферы. Изгиб и разрушение литосферы

Литосфера – это твердая оболочка планеты Земля. Она покрывает ее полностью, защищая поверхность от высочайших температур ядра планеты. Изучим, какое строение имеет литосфера и чем она отличается от других планет.

Общая характеристика

Литосфера граничит с гидросферой и атмосферой вверху, и с астеносферой внизу. Толщина этой оболочки значительно варьирует и составляет от 10 до 200 км. на разных участках планеты. На континентах литосфера толще, чем в океанах. Литосфера не представляет собой единое целое – она образована отдельными плитами, которые лежат на астеносфере и постепенно передвигаются по ней. Выделяют семь крупных литосферных плит и несколько маленьких. Границы между ними являются зонами сейсмической активности. На территории России соединяются две такие плиты – Евразийская и Североамериканская. Строение литосферы Земли представлено тремя слоями:

  • земная кора;
  • пограничный слой;
  • верхняя мантия.

Рассмотрим каждый слой подробнее.

Рис. 1. Слои литосферы

Земная кора

Это верхний и самый тонкий слой литосферы. Его масса составляет всего 1% от массы Земли. Толщина земной коры варьирует от 30 до 80 км. Меньшая толщина наблюдается на равнинных территориях, большая – на горных. Различают два типа земной коры – материковая и океаническая.

Разделение коры на два типа имеется только на Земле, на остальных планетах кора однотипная.

Материковая кора состоит из трех слоев:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • осадочный – образован осадочными и вулканическими породами;
  • гранитный – образован метаморфическими горными породами (кварц, полевой шпат);
  • базальтовый – представлен магматическими породами.

В океанической коре есть только осадочный и базальтовый слой.

Рис. 2. Слои океанической и континентальной земной коры

Земная кора содержит все известные минералы, металлы и химические вещества в разных количествах. Самые распространенные элементы:

  • кислород;
  • железо;
  • кремний;
  • магний;
  • натрий;
  • кальций;
  • калий.

Полное обновление земной коры происходит за 100 млн. лет.

Пограничный слой

Его называют поверхностью Мохоровичича. В этой зоне происходит резкий рост скорости сейсмических волн. Также здесь сменяется плотность вещества литосферы, оно становится более упругим. Поверхность Мохоровичича залегает на глубине от 5 до 70 км, полностью повторяя рельеф земной коры.

Рис. 3. Схема поверхности Мохоровичича

Мантия

К литосфере относится только верхний слой мантии. Он имеет толщину от 70 до 300 км. Какие явления происходят в этом слое? Здесь зарождаются очаги сейсмической активности – землетрясения. Это связано с повышением здесь скорости сейсмических волн. Каково строение этого слоя? Образована она в основном железом, магнием, кальцием, кислородом.

Что мы узнали?

Литосфера Земли имеет послойное строение. Она образована земной корой и верхним слоем мантии. Между этими слоями находится граница, называемая поверхностью Мохоровичича. Общая толщина литосферы достигает 200 км. В ее состав входят практически все металлы и микроэлементы.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 475.

Управление образования, по делам молодежи и спорта

администрации Сеченовского муниципального района

Методическая разработка раздела образовательной учебной программы по географии 6 класс

«Литосфера - твердая оболочка Земли»

Работу выполнила:

учитель филиала МБОУ

Верхне-Талызинской СОШ

Алферьевской ООШ

Сеченово

2013 год

1. Пояснительная записка……………………………………………………… 3

2. Цели и задачи раздела………………………………………………...……. 6

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями…………………………………………………………...…..7

4. Ожидаемые результаты…………………………………………...…………9

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся………………………………………..……..10

6. Результаты применения методик и технологий…………………………15

7. Календарно-тематическое планирование по разделу «Литосфера – твердая оболочка Земли»………………………………………………………….…17

8. Разработка урока……………………………………………………..……..18

Список литературы……………………………………………..……………….28

Приложение

1. Пояснительная записка

«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины . В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс - первая ступень в географиче­ском образовании, имеющая лишь некоторые знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природ­ных веществ (воды, воздуха, горных пород, расти­тельного и животного мира), о человеке и окружаю­щей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Актуальность экологического изучения литосферы, обусловленная тем, что литосфера является средой для всех минеральных ресурсов, одним из основных объектов антропогенной деятельности, через значительные изменения которого развивается глобальный экологический кризис. В верхней части континентальной земной коры развиты грунты, значение которых для человека тяжело переоценить. Грунты - органо-минеральный продукт многолетней (сотни и тысячи лет) общей деятельности живых организмов, воды, воздуха, солнечного тепла и света является одними из важнейших природных ресурсов.

Грунты возникли вместе с живым веществом и развивались под влиянием деятельности растений, животных и микроорганизмов, пока не стали очень ценным для человека плодородным субстратом. Основная масса организмов и микроорганизмов литосферы сосредоточенная в грунтах, на глубине не большее нескольких метров. Современные грунты являются трехфазной системой (разнозернистые твердые частицы, вода и газы, растворенные в воде, и порах), которая состоит из смеси минеральных частиц (продукты разрушения горных пород), органических веществ (продукты жизнедеятельности биоты ее микроорганизмов и грибов). Грунты играют огромную роль в кругообороте воды, веществ и углекислого газа.

С разными породами земной коры, как и с ее тектоническими структурами, связанные разные полезные ископаемые : горючие, металлические, строительные, а также такие, что есть сырьем для химической и пищевой промышленности .

В границах литосферы периодически происходили и происходят грозные экологические процессы (сдвиги, сели, обвалы, эрозия), которые имеют огромное значение для формирования экологических ситуаций в определенном регионе планеты, а иногда приводят к глобальным экологическим катастрофам.

Учебно-методический комплекс

1) Программы общеобразовательных учреждений по географии (, М., «Просвещение», 2008г.)

2) Учебник «География. Природа и люди 6 класс» под редакцией, М., «Просвещение», 2009г.

3) География. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителя (, М., «Просвещение», 2007г.)

4) География. «Конструктор» текущего контроля. 6 класс: пособие для учителя общеобразовательных учреждений (, М., «Просвещение», 2008г.)

2. Цели и задачи раздела

Цель:

познакомить обучающихся с оболочкой Земли – литосферой; сформировать представление о внешних и внутренних силах Земли; сформировать общее представление о рельефе и формах рельефа.

Задачи

Образовательные : раскрыть значимость идеи - постоянное изменение природы Земли под воздействием внешних и внутренних сил Земли; показать многообразие минералов и горных пород, их многостороннюю ценность для человека.

Развивающие: развивать у обучающихся умение работать с учебником; развивать логическое мышление, память; умение вести конспектирование, составлять схемы, заполнять таблицы; обучающиеся должны научиться описывать, характеризовать и оценивать географические объекты, процессы и явления природы; развивать у обучающихся умение работать с контурной картой и карой атласа.

Воспитательные : воспитать у обучающихся интерес к изучению нового материала; умение использовать свои знания в практической деятельности; способствовать нравственному воспитанию обучающихся; сформировать у обучающихся мировоззренческие цели.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

В классе 9 обучающихся, из них 4 девочки и 5 мальчиков.

Четыре человека имеют высокий уровень развития. Они имеют большую работоспособность. У ребят хорошо развита наблюдательность. Они способны анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, находить различия, сравнивать, обобщать. Внимание у этих ребят произвольное, большого объема, концентрации и устойчивости. Все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная развиты хорошо. Дети быстро и продуктивно запоминают материал. Речь развита, так как богат словарный запас. Ребята умеют составлять связные рассказы, отвечать на вопросы, дают полные ответы. Любят читать. Уровень обучаемости высокий, познавательный интерес развит хорошо. Учение этим ребятам дается легко. С удовольствием помогают своим товарищам.

Средний уровень развития имеют пятеро обучающихся.

У этих детей процессы торможения преобладают над процессом возбуждения.

Объем и устойчивость памяти средние. Более развита механическая память. Быстро появляется утомление. Усвоение материала происходит не сразу, для этого необходимо 2-3 раза повторить правила, определения, выводы. Иногда необходима помощь со стороны. Ребята способны анализировать, сравнивать, делать выводы, находить различия, выделять признаки, устанавливать причинно-следственные связи. У них лучше развито практическое мышление, поэтому самостоятельную работу лучше давать после нескольких повторов.

И хотя эти дети читают меньше, запас слов хороший. Речь развита и эмоционально окрашена. Умеют связно рассказывать и отвечать на поставленные вопросы. Рассуждают и делают выводы с помощью учителя или более сильного ученика. Творческие задания самостоятельно выполнять затрудняются. Обладают средним уровнем обучаемости. Учебный материал усваивают. Любят учиться и трудиться.

В эмоционально волевой сфере класс уравновешен. Отношения между детьми складываются дружеские, ровные. С удовольствием приходят на помощь друг другу, радуются успехам товарищей и сопереживают неудачам. Активно участвуют в школьных делах и делах класса. Любят работать парами и в группах.

В основном в классе воспитанные и внимательные друг к другу ребята. С удовольствием ходят в школу. Любят совместные экскурсии, походы, поездк

4.Ожидаемые результаты

В результате изучения темы «Литосфера – твердая оболочка Земли» ученик должен: знать/понимать:

содержание основных понятий и терминов: «литосфера», «земная кора», «литосферные плиты », «мантия», «горные породы», «полезные ископаемые», «землетрясение», «вулкан», «рельеф», « горы », «равнины», «горные хребты», «горная страна», «сели », «снежная лавина»;

представления о внешних и внутренних силах земли;

особенности происхождения горных пород ;

общее представление о рельефе и формах рельефа ;

уметь:

давать характеристику внутреннего строения Земли;

анализировать карту «Литосферные плиты»;

выяснять отличия горных пород от минералов ;

классифицировать виды горных пород;

показывать по карте территории, подверженные землетрясениям и вулканизму ;

наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма ;

описывать равнины по плану;

показывать по карте крупнейшие равнины мира;

по карте определять горы по высоте;

показывать горы по карте.

5 . Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные.

Но география занимает особое место.

Главное ее назначение в школьной программе – дать обучающимся объективную картину мира, показать ее отличие от места к месту. Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между людьми, территорией, ее природой и хозяйственной составляющей. Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобы каждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.

Поэтому принципиально важны при формировании географической грамотности оптимальные формы, методы и средства обучения.

Ведь сколько методических задумок учителя порой остаются нереализованными, потому что у группы обучающихся не оказалось, к примеру, атласов, а у учителя необходимых карт или иллюстраций. В таких ситуациях педагог не может применить разнообразные формы и средства обучения и эффективность обучения снижается.

Именно поэтому учителя географии накапливают разнообразный наглядно-иллюстративный материал: настенные демонстрационные плакаты, карты, схемы, рисунки, фотографии. Но даже самые полные «педагогические копилки» не всегда дают возможность обучать так, чтобы школьники воспринимали мир не в виде набора разобщенных природных компонентов, а в виде взаимосвязанных территориальных природно-общественных систем.

Одним из способов решения таких методических проблем являются ИКТ.

При применении ИКТ обучение направлено не столько на усвоение готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений и самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.

Внедрение ИКТ в процесс обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предмета. Данные технологии позволяют вносить совершенно новые компоненты в содержание урока, организовывать учебный процесс с четко заданной целью и планируемым результатом.

В зависимости от целей и задач урока, содержания учебного материала, уровня подготовленности класса и педагогического мастерства учителя, наличия необходимых средств информационные технологии можно применять на этапе изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, а также на внеклассных мероприятиях. Незаменимы компьютерные технологии при выполнении практических работ , творческих заданий, при контроле знаний и умений, демонстрации учебных материалов, при работе с номенклатурой и статистическими данными.

Способы использования ИКТ: классно-урочная система, индивидуальное обучение, занятия в компьютерном классе под руководством педагога, самостоятельная работа, дистанционное обучение.

Достоинства применение ИКТ:

Ø универсальность (возможность сочетания с любым из учебно - методических комплексов и при любом оснащении компьютерами);

Ø эффективность применения на всех этапах учебного процесса;

Ø гибкость (возможность самостоятельно строить урок из имеющегося материала);

Ø наглядность, красота, удобство;

Ø воздействие на различные виды памяти.

Какие возможности открывают ИКТ для учителей географии?

Ø Способствуют совершенствованию методики преподавания географии в условиях сокращения времени на ее изучение в школе.

Ø Облегчают организацию учебной деятельности, упрощают ее планирование.

Ø Способствуют более эффективному использованию объяснительно-иллюстративного метода, например, при необходимости в частой смене карт, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.

Ø Дают возможность увеличить число заданий практического характера, предназначенных для проверки сформированности у школьников умений работать с различными источниками географической информации, и решать географические задачи, с которыми школьники могут встретиться в жизни.

Ø Облегчают сбор и хранение разнообразной информации, создают оптимальные условия для поиска и творческого применения собранного материала.

Ø Облегчают процесс выявления пробелов в знаниях обучающихся и их коррекцию; диагностики, мониторинга качества обучения; оценки деятельности школьников.

Ø Презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость.

Ø Позволяют не только показать географический объект, но и вынести ключевые определения, связанные с его изучением.

Ø Позволяют представить вопросы или задания теста в электронном виде, что экономит бумагу и время.

Ø Дают возможность использовать кинофрагмент, не теряя времени на включение видеомагнитофона .

Ø Открывают новые возможности использования картографического метода обучения.

Ø Способствуют созданию ситуаций проблемного обучения.

Ø Способствуют внедрению учебных проектов в образовательный процесс.

А что же дают ИКТ обучающимся?

Ø Способствуют формированию устойчивого познавательного интереса к географии.

Ø Облегчают выполнение самостоятельной работы, связанной со свободным поиском данных из различных источников.

Ø Формируют навыки и умения анализировать информацию и представлять ее в конкретном виде: доклада, таблиц, графиков, видеоматериала.

Ø Обеспечивают учебный диалог с помощью телекоммуникационных технологий.

Ø Способствуют формированию различных приемов логического мышления: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, группировки.

Ø Создают динамические картографические образы, тем самым облегчают усвоение учебного материала.

Ø Представляют новые возможности для развития творческих способностей.

Ø Упрощают усвоение географических терминов.

Ø Дают возможность оперировать большими объемами географической информации.

Ø Дают возможность неограниченного количества обращений к заданиям.

Ø Открывают возможность немедленной обратной связи с учителем.

В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ: учебные, тренажеры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники.

В практике мною используются различные технологии. Тестовый контроль использую при проверке домашнего задания, а так же при закреплении изученного материала. Работа с картой атласа проводится мною на каждом уроке. Например: вместе с обучающимися делаем анализ карт «Литосферные плиты», «Землетрясение и вулканизм"; изучая темы «Рельеф Земли» обучающиеся показывают по карте крупнейшие равнины и горы мира, а затем подписывают их в контурных картах. На теме «Горные породы и полезные ископаемые» я работаю с коллекцией горных пород и минералов. При изучении нового материала использую мультимедийные уроки.

Интерактивную доску использую на разных этапах урока.

Незаменимы компьютерные технологии при проведении внеклассных мероприятий. Применение ИКТ открывает новые возможности для игр, викторин, соревнований, так как может динамично менять задание, переходить к новым конкурсам.

На уроках и во внеурочное время использую Интернет. Путешествие по сети стирает географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения информации. Интернет – это и превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Использование современных ИКТ на уроках и во внеурочное время – это не дань моде, а необходимость, позволяющая обучающимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.

В данном разделе мною запланированы практические работы:

Пр. работа №15. Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

6. Результаты применения методик и технологий

География - это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкие межпредметные связи, и обладает громадным развивающим потенциалом. Поэтому урок географии, организованный с использованием элементов критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком.

На уроках много внимания уделяю формированию у учащихся положительной мотивации к процессу обучения, учитывая возрастные особенности, стимулирую познавательную деятельность учащихся. Стараюсь не допускать перегрузки учеников, добиваться благоприятного психологического климата.

Анализ уровня учебных достижений учащихся за последние 3 года остается стабильным по такому показателю, как «успеваемость» - 100%.

Результаты практических работ

Результаты изучения раздела по годам


Благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, мои уроки стали более интересными и увлекательными.

Использование ИКТ открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству обучения. Я создаю банк уроков-презентаций, где используются иллюстрации, таблицы, статистические данные, схемы, картосхемы, интерактивные карты.

7. Календарно-тематическое планирование учебного раздела по географии 6 класс.

№ п/п

Тема

Часы

Дата

Литосфера - твердая оболочка Земли.

Земная кора - основная часть литосферы.

05.12.2012

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Пр. работа №13. Изучение свойств горных пород и минералов.

12.12.2012

Движения земной коры.

Пр. работа №14. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных бедствий.

19.12.2012

Рельеф Земли. Равнины.

Пр. работа №15. Обозначение на к/к крупнейших равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

26.12.2012

Рельеф Земли. Горы суши.

Пр. работа №16. Описание по карте гор и равнин по плану.

23.01.2013

8. Разработка урока

Тема урока: "Рельеф Земли. Горы суши"

Цели:

    Продолжить знакомство с понятием «рельеф» (выявить силы, формирующие рельеф), сформировать представления об основных формах рельефа (горы, равнины) и их классификации по высоте; Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор. Научить находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения гор, и анализировать ее. Научить составлять краткую географическую характеристику гор на основе разнообразных источников информации и форм ее представления. Развивать практические навыки работы с картой. Закрепить умение использовать полученные знания для чтения физических карт.

Оборудование:

    настенные карты (физическая) полушарий, учебники, атласы, к/к раздаточный материал, презентация, мультимедийный проектор, экран, колонки,

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Добрый день, ребята.

2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

1. Что такое рельеф?

2. Каковы основные формы рельефа?

3. Что такое равнина? Каковы особенности равнин?

4. Почему равнины густо заселены?

Работа с карточками

Заполнить таблицу: дать описание Западно - Сибирской равнины и Амазонской низменности.

Равнина

Где находится

Особенности рельефа

Средняя высота (в м)

Какие реки протекают, какие крупные города находятся

Каким высотам соответствуют равнины над уровнем моря?

1) впадины

А) 0-200 м

2) низменности

Б) ниже 0 м

3) возвышенности

В) выше 500 м

4) плоскогорье

Г) 200-500 м

Выберите верные утверждения:
а) равнины на картах изображаются различными оттенками зеленого цвета;
б) по характеру поверхности равнины разделяют на высокие и низкие;
в) крупнейшие по площади равнины мира - Восточно-Европейская, Западно-Сибирская.

3. Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала

– На прошлых занятиях мы с вами изучили особенности строения и движения земной коры.
– Из чего состоит земная кора? (Минералов и горных пород)
– Как могут залегать горные породы? (Горизонтально и наклонно)
– Какие процессы могут повлиять на характер залегания горных пород? (Внутренние и внешние)
слайд 2
– Таким образом, под влиянием каких процессов формируются неровности земной поверхности? (Заполнение схемы)
слайд 3
– Внутренние процессы создают неровности земной поверхности. С чем это связано? (С движением земной коры)
– Какие виды движения земной коры вам известны? (Вертикальные и горизонтальные)

– Что является результатом вертикального движения земной коры? (Горы, впадины, равнины)
– Горизонтального? (Землетрясения, вулканизм)
(Заполнение схемы)
– Таким образом, что создают внутренние процессы? (Неровности земной поверхности)
– Какие виды внутренних процессов мы вспомнили?
– Кроме внутренних процессов на земную поверхность влияют внешние процессы.
слайд 4
– Внешние процессы в отличие от внутренних выравнивают неровности земной поверхности, т. е. разрушают их.
– Как называется такой процесс? (Выветривание)
– Выветривание представлено несколькими типами… (ребята называют, на слайде проявляются)

    Деятельность воды, Деятельность ветра, Деятельность разности температур, Деятельность живых организмов.

(Заполнение схемы)
– Итак, внешние силы, формирующие облик земной поверхности представлены каким процессом? (Выветриванием)
– Назовите составляющие процесса выветривания (Заполнение схемы)
– Таким образом, с чем связано многообразие неровностей земной поверхности? (С внутренними и внешними процессами)

4. Изучение нового материала

слайд 5
– Посмотрите внимательно на фотографию и скажите, какая (ровная или неровная) поверхность земли на ней изображена?
– А как, на ваш взгляд, одним словом можно назвать неровности земной поверхности? (Рельеф)
– Запишите определение в свои раздаточные листочки. (Переход к слайду 2)

Рельеф – это неровности земной поверхности.

– Что формируется под воздействием внутренних и внешних сил Земли?
слайд 6
– Просмотрите на предложенный слайд и попробуйте сгруппировать неровности поверхности в две крупные формы. Они вам знакомы из курса природоведения 5 класса . (Горы и равнины)
– Перечислите основные отличия этих форм. Что их объединяет?
– Таким образом, какие основные формы рельефа суши мы с вами смогли выделить? (Горы и равнины). Итак, тема сегодняшнего урока – Горы суши.

слайд 1
– Вспомните и расскажите о холмах и горах, которые вы видели в природе или на картинках.
– Постарайтесь выделить сходства между горой и холмом. (Особенности – возвышающиеся участки суши над окружающей местностью)
– Но есть и существенное различие между горами и холмами. Какое? (Особенность – горы - высокие, обширные)
– В природе редко встречается отдельно стоящая гора. Исключением являются вулканы. Обычно горы представляют большие по площади и сложные по строению участки земной коры.
слайд 7
– Посмотрите внимательно на фотографию, на ней изображены горы. Предложите свое определение этому термину, исходя из того, что мы с вами уже установили выше и знания о формулировке термина: понятие = ключевое слово + существенные признаки (учащиеся совместно с учителем составляют определение)
– Давайте сравним наше определение с определением в учебнике, правы ли мы. (Чтение определения в учебнике на стр. 94, также определение появляется на слайде) Запишите его в листочки.

Горы – обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами и имеющие сильно пересеченный рельеф.

– Вспомните курс природоведения 5 класс, где вы изучали строение холма и горы. Из каких частей состоит гора? (На слайде проявляются стрелки, дети называют составляющие горы, и они тоже постепенно проявляются)
– Что же такое вершина?.. Склон?.. Подошва?.. (выводятся определения)

Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.
Склон – расстояние между вершиной и подошвой.
Подошва – переход склона (горы) в равнину.

– Подпишите составные части горы на рисунке в своих раздаточных листках.
– Кроме уже известных вам составляющих можно выделить также гребень (появляется на слайде) на ваш взгляд, какое определение можно дать этому термину?

Гребень – самая высокая часть хребта

– Все, что вы видите на фото можно назвать горным хребтом. Попробуйте объяснить, что это такое?

Горный хребет – линейно вытянутые поднятия с отдельными вершинами

– Найдите и подпишите на рисунке гребень и горный хребет.
– Итак, ребята, у нас получился схематический рисунок, демонстрирующий внешние отличительные особенности гор. Какие? (Один из учащихся называет и показывает)

– Откройте, пожалуйста, в атласе физическую карту полушарий.
– Найдите на карте объекты, которые подходят под наше определение.
– По каким показателям вы их нашли?(Называют горы и говорят о больших размерах и высоте)
– Ребята, а как вы узнали, о высоте этих участков суши на географической карте? (С помощью шкалы высот)
– Чтобы лучше запомнить название и расположение основных горных систем суши выполним практическую работу: перенесем их на свои контурные карты.
– Что это означает – перенести горы? Мы обозначим линиями местоположение основных хребтов и правильно подпишем их название.
– Инструкция в ваших раздаточных листочках поможет нам в этом.

Ознакомьтесь с ней, пожалуйста. слайд 8


– Предлагаю начать с западного полушария. Давайте начнем с самых протяженных гор суши (почти 9 тыс. км). Они расположены на материке Южная Америка . Какие это горы?

(Ученики называют Анды, учитель работает на доске, а дети в к/к, рисование сопровождается пояснениями)

    Где эту линию рисовать; В какой части материка они расположены; Как протянулись относительно сторон горизонта; Береговой линии; Ближайших рек, морей; Параллелей и меридианов или вдоль параллелей и меридианов;

– А как правильно подписать горы на к/к? (Образец подписи – это географическая карта – горы подписываются по линии протяжения)
– Назовите горы Северной Америки, где они располагаются? Давайте обозначим их на к/к – Кордильеры , Аппалачи .
– Восточное полушарие: материк Евразия – Кавказ , Гималаи , Альпы , Уральские , Скандинавские , Сихоте-Алинь .
– В Африке – Атлаские , Драконовы .
– В Австралии – Большой Водораздельный хребет .
– Ребята, а что еще о горах (кроме расположения и направления) может рассказать карта? (Если возникнут сложности, обратить внимание на шкалу высот – в результате должны придти к классификации по высоте)
слайд 9
– Ребята, на данной схеме показано деление гор на группы в зависимости от высоты.
– Рассмотрите ее внимательно. Так какие группы мы можем выделить? (Ребята называют)
слайд 10
– Вы можете привести примеры гор, относящихся к разным группам по высоте? (Переход к слайду2)
слайд 2
– Таким образом, с каким типом классификации гор мы познакомились? (При работе с этим слайдом ребята заполняют схемы у себя на листочках. Переход к слайду 15)
– Какие горы суши являются самыми высокими на Земле?
– Какова их высота и где они находятся?
– Как называется наивысшая вершина этих гор?
слайд 15
– Посмотрите внимательно на фотографии. И на одной, и на другой изображены горы. Чем они отличаются друг от друга? (Высотой, характером вершин, крутизной склонов, растительным покровом и т. д.)
– В чем причина названных вами различий? Как вы думаете, почему они различаются?
– На ваш взгляд, на какие две группы по возрасту можно разделить горы суши? (Должны придти к возрасту – старые и молодые)
– К старым горам, давно появившимся на суше, относятся уже разрушенные горы: Уральские, Аппалачи, Хибины.
– Какой еще признак для классификации гор мы обнаружили вместе с вами? (По возрасту)
(заполнение схемы в листочках)
– Но и среди высоких гор, с остроконечными вершинами есть старые горы – например, Тянь-Шань, Алтай, Скалистые горы, которые получили свое второе рождение относительно недавно.
– Их еще называют омоложенными горами. А установили это просто. Изучили внутреннее строение гор – характер залегания горных пород.

– Таким образом, мы с вами выяснили несколько классификаций гор суши в зависимости от следующих признаков… Каких? (Высоты, возраста)
– Есть и другие классификации, с которыми мы познакомимся в старших классах.

– Мы с вами не случайно так подробно знакомились с некоторыми особенностями гор. Для чего, как вы думаете?
– Представьте, что вы собираетесь отдохнуть в горах, и у вас есть только карта. Какие сведения можно из нее почерпнуть? (Выясняет вместе с учениками)
– Т. е. мы можем найти географическое положение объекта – его адрес.
– Откройте учебники на стр.97, «Шаг за шагом». Перед вами примерный план определения географического положения гор.
– Давайте, действуя в соответствии с этим планом, попробуем определить географическое положение Анд. (Совместная работа)
– Дома выберите любую горную систему и дайте ее характеристику.

5. Закрепление нового материала

Задание по карточкам

Найти соответствие между горами и материком, показать его стрелками.

Гималаи
Кордильеры
Анды Северная Америка
Уральские Австралия
Драконовы Евразия
Большой Водораздельный хребет Африка
Кавказ Южная Америка
Атлас

Найти соответствие между горами и вершиной, показать его стрелками.

Гималаи Народная
Кордильеры Косцюшко
Анды Мак-Кинли
Уральские Эльбрус
Большой Водораздельный хребет Аконкагуа
Кавказ Эверест

Найти лишнее в перечне гор и обосновать:

А) Гималаи, Кавказ, Аппалачи, Кордильеры;


Б) Альпы, Уральские, Драконовы, Аппалачи;


В) Алтай, Гималаи, Тянь-Шань, Скалистые.

Напишите название гор, одна из точек которых имеет координаты:

А) 43о с. ш 80о в. д.
Б) 40о с. ш. 110о з. д.
В) 46о с. ш. 10о в. д.

6. Инструктаж домашнего задания

- Параграф 17.

– Используя рабочий лист урока, составить рассказ о горах.
– Письменно выполнить задание по описанию географического положения гор (по выбору).

Список литературы.

1. , Николина общеобразовательных учреждений по географии - М.: Просвещение, 2008г.

2. Гусева «Конструктор» текущего контроля. 6 класс: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2008г.

3. Николина. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2007г.

4. Селевко образовательные технологии: Учебное пособие - М.: Народное образование, 1998г.

5. Финаров обучения географии в школе.

6. Цырлина движение – М.: Знание, 1991

7. Шаталов контакты – М.: «Творческая педагогика», 1992 г.

8. Шеманаев практика в системе подготовки современного учителя: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по специальности «География с дополнительной специальностью биология». Выпуск №4. АГПИ им. – Арзамас: АГПИ, 2006

9. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманист. изд. центр Владос, 2001. – кн. 2

Приложение.

Литосфера - это хрупкий, внешний, твердый слой Земли. Тектонические плиты являются сегментами литосферы. Ее верх легко увидеть - она находится на поверхности Земли, но основание литосферы расположено в переходном слое между земной корой и , который является областью активных исследований.

Сгибание литосферы

Литосфера не полностью жесткая, а обладает легкой эластичностью. Она прогибается, когда на нее воздействует дополнительная нагрузка или наоборот выгибается, если степень нагрузки ослабевает. Ледники - это один из видов нагрузки. Например, в Антарктиде толстая ледяная шапка сильно опустила литосферу к уровню моря. В то время как в Канаде и Скандинавии, где ледники растаяли около 10 000 лет назад, литосфера не испытывает сильного воздействия.

Вот некоторые другие типы нагрузки на литосферу:

  • Извержение вулканов;
  • Отложение осадков;
  • Повышение уровня моря;
  • Формирование крупных озер и водохранилищ.

Примеры снижения воздействия на литосферу:

  • Эрозия гор;
  • Образование каньонов и долин;
  • Высыхание крупных водоемов;
  • Снижение уровня моря.

Изгиб литосферы по приведенным выше причинам, как правило, относительно невелик (обычно значительно меньше километра, но измерим). Мы можем моделировать литосферу с помощью простой инженерной физики, и получить представление о ее толщине. Мы также способны изучить поведение сейсмических волн и поместить основание литосферы на глубины, где эти волны начинают замедляться, указывая на наличие более мягкой породы.

Эти модели предполагают, что толщина литосферы колеблется от менее 20 км вблизи срединно-океанических хребтов до примерно 50 км в старых океанических районах. Под континентами литосфера толще - от 100 до 350 км.

Эти же исследования показывают, что под литосферой находится более горячий и мягкий слой породы, называемый астеносферой. Порода астеносферы вязкая, а не жесткая и медленно деформируется под стрессом, как шпаклевка. Поэтому литосфера может двигаться через астеносферу под действием тектоники плит. Это также означает, что землетрясения образуют трещины, которые простираются только через литосферу, но не за ее пределы.

Структура литосферы

Литосфера включает в себя кору (горы континентов и океаническое дно) и самую верхнюю часть мантии под земной корой. Эти два слоя отличаются по минералогии, но очень похожи механически. По большей части они действуют как одна плита.

Похоже, что литосфера заканчивается там, где температура достигает определенного уровня, из-за которого средняя мантийная порода (перидотит) становится слишком мягкой. Но есть много осложнений и предположений, и можно только сказать, что эти температуры варьируются от 600º до 1200º С. Многое зависит от давления и температуры, а также изменения состава пород из-за тектонического смешивания. Вероятно, точно нельзя определить четкую нижнюю границу литосферы. Исследователи часто указывают термические, механические или химические свойства литосферы в своих работах.

Океаническая литосфера очень тонкая в расширяющихся центрах, где она образуется, но со временем становится толще. Когда она остывает, более горячая порода из астеносферы остывает на нижней стороне литосферы. В течение примерно 10 миллионов лет океаническая литосфера становится более плотной, чем астеносфера под ней. Поэтому большинство океанических пластин всегда готовы к субдукции.

Изгиб и разрушение литосферы

Силы, которые изгибают и ломают литосферу, происходят в основном от тектоники плит. Когда плиты сталкиваются, литосфера на одной плите погружается в горячую мантию. В этом процессе субдукции пластина изгибается вниз на 90 градусов. По мере того, как она изгибается и опускается, субдуктивная литосфера сильно трескается, вызывая землетрясения в нисходящей горной плите. В некоторых случаях (например, в северной Калифорнии) субдуктивная часть может полностью разрушаться, погружаясь глубоко внутрь Земли, поскольку плиты над ней меняют свою ориентацию. Даже на больших глубинах субдуктивная литосфера может быть хрупкой в ​​течение миллионов лет, если она относительно прохладная.

Континентальная литосфера может расщепляться, при этом нижняя часть разрушается и опускается. Этот процесс называется расслоением. Верхняя часть континентальной литосферы всегда менее плотная, чем мантийная часть, которая, в свою очередь, более плотная, чем астеносфера внизу. Силы тяжести или сопротивления из астеносферы могут вытягивать слои земной коры и мантии. Дезаминация позволяет горячей мантии подниматься и делать расплав под частями континентов, вызывая повсеместное поднятие и вулканизм. Такие места, как Калифорнийская Сьерра-Невада, Восточная Турция и части Китая, изучаются с учетом процесса расслоения.

Одной из важных тем при изучении географии считается состав и строение литосферы, которая оказывает значительно влияние на жизнь людей.

Понятие литосферы

Самой верхней и твердой оболочкой, состоящей из близких по составу к гранитам пород, является литосфера. Точно толщина литосферы еще не определена, многие считают, что толщина составляет 60-30 км, многие, что она равна 90-100 км.

К литосфере имеет определенное отношение и земная кора, особенно к верхней и твердой ее части. Зачастую к литосфере также относят рудную, базальтовую и гранитную оболочки - более мощные слои, их толщина может составлять около 1200 км.

Состав литосферы: химические элементы

Исследовать литосферу можно только в области суши, благодаря этому географы изучают состав и строение земной коры. На данный момент, есть возможность исследовать области, которые относятся к поверхности земной коры вплоть до больших глубин. Это происходит за счет естественных обнажений, который можно найти по берегам морей, рек и сильно разрушенных гор.

Поэтому состав и строение земной коры известен приблизительно до глубины 16 км. А о тех слоях, которые находятся намного глубже, мы можем лишь догадываться. Специальные гравиметрические исследования и изучение сейсмических явлений позволяет нам строить догадки по этому поводу.

Земная кора в основном состоит из пород магматического происхождения - это около 90 %. Граниты пользуются наибольшим распространением, именно из них сложена верхняя и твердая часть земной коры. Но химический состав гранитов существенно отличается от магматических пород, являющихся результатами современных извержений.

Первая группа пород носит название сиалических - в них содержится большое количество кремния и алюминия. Для второй группы характерно содержание большого количества магния - это симатические породы. Породы из первой группы имеют меньший удельный вес.

Благодаря многочисленным исследованиям, стало понято, что поверхностная часть литосферы - та часть, которая доступна для изучения людям, главным образом состоит из сиалических пород. А те слои, которые находятся намного глубже - это породы симатические.

Следует помнить, что большая часть поверхности литосферы скрыта от человеческих глаз океанами и морями. Поэтому состав и строение литосферы относится лишь к тем участкам, которые находятся на суше.

Также породы, из которых состоит литосфера можно разделить на три основные группы. Породы, которые произошли от расплавленных магматических масс, относят к первой группе. Это - базальт, диорит и гранит, их общее название - магматические породы .

Вторая группа состоит из осадочных пород , которые образовались путем осаждения материалов из воды и воздуха. К ним относятся песчаник, известняк и глинистый сланец. Третья группа - это породы, испытавшие сильные изменения под влиянием высокой температуры и давления. Их называют метаморфическими , в состав входит мрамор, гнейс и графит. Такие изменения также могли испытать и магматические, и осадочные породы.

Вопрос 1. Чем отличается материковая земная кора от океанической?

Земная кора бывает материковой, имеющей толщину 30-80 км, и океанической - толщиной 5-10 км. В материковой коре выделяют три слоя: верхний - осадочный, средний - «гранитный» (близкий по своим свойствам к граниту) и нижний - «базальтовый» (состоит главным образом из базальта). Океаническая кора имеет только два слоя - осадочный и «базальтовый».

Вопрос 2. Назовите основные формы рельефа суши.

Основные формы рельефа земной поверхности могут быть плос­кими, выпуклыми (холм, гора) , вогнутыми (котловина, горная долина, овраг) и др. Основные формы рельефа суши - равнины и горы.

Вопрос 3. Как по физической карте полушарий можно определить глубины океанов?

С помощью шкалы глубин и высот, раскрашенной в разные цвета в зависимости от глубины.

Вопрос 4. По физической карте полушарий определите, у каких материков и их частей: а) наиболее широкий шельф; б) узкий шельф.

а) Евразия; б) Южная Америка.

Вопрос 5. Пользуясь физической картой полушарий, назовите несколько материковых островов.

Гренландия (2176 тыс. кв. м.), Новая Гвинея (785 тыс. кв. м.), Калимантан (734 тыс. кв. м.), Мадагаскар (590 тыс. кв. м.).

Вопрос 6. Познакомьтесь с картой океанов в атласе. Пользуясь картой океанов, приведите примеры котловин и хребтов ложа океана.

Срединно-Атлантический хребет, Восточно-Индийский хребет. Котловины: Лабрадорская, Северо-Американская, Бразильская.

Вопрос 7. Пользуясь картой океанов, назовите: а) срединно-океанические хребты Атлантического, Индийского и Тихого океанов; б) срединно-океанический хребет, который не занимает срединное положение; в) океан, где срединно-океанический хребет разветвляется на два хребта; г) самый широкий срединно-океанический хребет; д) большой остров, который представляет собой часть срединно-океанического хребта.

а) Срединно-Атлантический хребет. Выделяются пять срединно-океанических хребтов: Западно-Индийский, Аравийско-Индийский, Центральноиндийский, Восточно-Индийский хребты и Австрало-Антарктическое поднятие. Южно-Тихоокеанское и Восточно-Тихоокеанское поднятия. б) Восточно-Тихоокеанское поднятие. в) Индийский океан. г) Срединно-Атлантический хребет. д) Гренландия.

Вопрос 8. Назовите три основные части дна Мирового океана.

Материковый шельф, Котловины (ложе) океана, Срединно-океанические хребты.

Вопрос 9. Расскажите о рельефе переходной зоны, о срединно-океанических хребтах.

Между подводной окраиной материка и ложем океана расположена зона, имеющая очень сложный рельеф. Лучше всего такая зона выражена у восточных берегов Евразии. Она включает дуги островов и особые формы рельефа - глубоководные океанические желоба. Это длинные узкие понижения дна океанов глубиной свыше 6000 м. В переходной зоне часто происходят землетрясения, именно здесь расположены многие действующие вулканы нашей планеты.

Срединно-океанические хребты образуют на дне Мирового океана единую горную систему общей длиной свыше 60 тыс. км, шириной около 2000 км и относительной высотой 2-4 км. В центральной части срединно-океанических хребтов находится разлом, который представляет собой ущелье с крутыми склонами. На дне этого ущелья изливается лава. Застывая, она наращивает земную кору. В районах срединно-океанических хребтов, как и в переходной зоне, происходят землетрясения; на склонах хребтов расположены действующие вулканы.

Вопрос 10. По плану описания географического положения гор в приложениях опишите географическое положение Срединно-Атлантического хребта.

1. Срединно-Атлантический хребет.

2. Расположен посреди Атлантического океана.

3. Начинается от хребта Гаккеля к северо-востоку от Гренландии и тянется до тройного сочленения Буве на юге Атлантики.

Вопрос 11. Пользуясь планом описания географического положения равнины в приложениях, сравните географическое положение Аргентинской и Бразильской котловин.

Аргентинская котловина, понижение дна на Ю.-З. Атлантического океана, между материковым склоном Юж. Америки, Южно-Атлантическим хребтом, плато Риу-Гранди и северной частью Южно-Антильского хребта. Глубина до 5919 м, в узком жёлобе на Ю. 6213 м. Грунт - глобигериновый ил и красная глина.

Бразильская котловина, понижение дна в южной части Атлантического океана, к З. от Южно-Атлантического хребта. Протяжённость с С. на Ю. около 3000 км. Наибольшая глубина 6537 м. Грунт - красная глина на В. и фораминиферовые илы на З.

Вопрос 12. Составьте два вопроса к тексту о процессах, формирующих рельеф дна Мирового океана.

Какие процессы влияют на рельеф дна Мирового океана? На что влияют внутренние процессы?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

Вопрос 1. Нарисуйте схему «Группы горных пород по происхождению». Приведите по два примера горных пород каждой группы.

Вопрос 2. Дайте описание литосферы по плану: 1) понятие; 2) строение; 3) состав; 4) характерные природные явления.

1. Литосфера – твёрдая (каменная) оболочка Земли.

2. Состоит из земной коры и верхней части мантии. В строении литосферы выделяют подвижные области (складчатые пояса) и относительно стабильные платформы.

3. 1- вода; 2 - осадочный слой; 3 - гранитный слой; 4 - базальтовый слой; 5 - мантия Земли; 6 - участки мантии, сложенные породами повышенной мощности; 7 - участки мантии, сложенные породами пониженной мощности; 8 - глубинные разломы; 9 - вулканический конус.

4. Характерные явления литосферы это землетрясение и извержение вулканов.

Вопрос 3. Составьте схему «Виды движений земной коры». Приведите примеры территорий Земли, где происходят разные виды движений земной коры.

Вопрос 4. Определите географическое положение А гор.

Альпы, горная система Европы - самая обширная горная система Европы, составляющая собственно ядро этой части света, занимает площадь приблизительно в 300 тыс. кв. км (без предгорий - 200 тыс.), лежит посередине между экватором и северным полюсом, между 43° и 48° с. ш. и 37° в. д. , и простирается большим полукругом от прибрежья Средиземного моря сначала на С. , а потом на В. С. В.

Вопрос 5. Определите географическое положение Восточно-Европейской равнины.

Восточно-Европейская равнина, или Русская равнина - одна из крупнейших равнин земного шара, вторая по величине после Амазонской низменности, расположенная в большей, восточной части Европы. Она относится к низким равнинам. На севере омывается водами Белого и Баренцева, а на юге - Чёрного, Азовского и Каспийского морей. На северо-западе ограничена Скандинавскими горами, на западе и юго-западе - горами Центральной Европы (Судеты, Карпаты и др.) , на юго-востоке - Кавказом и Крымскими горами, на востоке - Уралом и Мугоджарами. Протяженность с севера на юг - около 2750 км, с запада на восток - около 1000 км. Площадь составляет 3 млн км². Средняя высота около 170 м, наибольшая на Кольском полуострове в Хибинах, наименьшая на побережье Каспийского моря.

Вопрос 6. На какие группы по абсолютной высоте разделяют: а) горы; б) равнины? Как определить абсолютную высоту гор и равнин по физической карте?

а) Низкие горы (до 1000 метров); Средние горы (от 1000 до 2000 метров); Высокие горы (выше 2000 метров);

б) Низменности (до 200 метров); Возвышенности (200-500 метров); Плоскогорье (500-1000 метров).

Определить можно по окраске шкалы глубин и высот.

Вопрос 7. Назовите самые высокие горы: а) Евразии; б) Северной Америки; в) Южной Америки; г) Африки. Каковы их преобладающие высоты; максимальная высота?

а) Гималаи, 6000-7000 м

б) Кордильеры, 6000 м

в) Анды, 6000 м

г) Атласские горы, 4000 м.

Вопрос 8. Расскажите о том, как внешние силы оказывают влияние на рельеф нашей планеты.

На рельеф влияют ветер, температура, дожди, деятельность человека. Они разрушают горы, выветривают породы, образуют овраги.

Вопрос 9. В чём сходство рельефа дна всех океанов Земли?

Рельеф дна океанов составляют подводные равнины и горы, расположенные в ложе океана.