Взялся сделать тип подчинительной связи. Способы подчинительной связи в словосочетании. Не являются подчинительными словосочетаниями

Практикум по выполнению задания В3 на ЕГЭ по русскому языку

Как показывает анализ результатов ЕГЭ, тестируемые в целом успешно справляются с заданием В3.

Особенно результативным является решение заданий, в которых требуется определить способ подчинительной связи в указательном словосочетании (Укажите тип связи в подчинительном словосочетании все небо (предложение 20 ). Это связано с тем, что в таких случаях экзаменуемый анализирует не все предложение (все предложения ) в целом, а только данное словосочетание.

Затруднения всегда возникают в тех случаях, когда это же задание требует найти словосочетание в конкретном предложении или фрагменте текста (Из предложения 18 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ ), особенно если зависимым компонентом такого словосочетания является местоимение в предложно-падежной форме (в тот день ).

Диагностические работы выявили типичные ошибки при выполнении задания В3. Они связаны:

  • с недостаточным умением экзаменуемых различать лексико-грамматические разряды слов (прежде всего местоимений и наречий),
  • определять значение, грамматические особенности и функции в речи слов разных лексико-грамматических разрядов,
  • с недостаточным умением устанавливать зависимость одних слов от других и вычленять словосочетание из предложения.

При подготовке к экзамену особое внимание необходимо уделить формированию умения устанавливать зависимость одних слов от других и вычленять словосочетание из предложения, что и вызывает большие затруднения при выполнении задания В3.

Работу начинаем с повторения и обобщения материала.

Что же такое словосочетание? (это соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически).
Какие бывают виды словосочетаний по значению?


Мы обращаем внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕГЭ. Наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетании.

1. Проводим практикум по выделению из предложений всех словосочетаний.

Выделить все словосочетания:

Мой мозг прояснили дурманы,
Душа влечётся в примитив.
Я вижу росные туманы!
Я слышу липовый мотив! (И. Северянин «Эпилог»)

Выписываем словосочетания: мой мозг
прояснили мозг
влечётся в примитив
росные туманы
вижу туманы
слышу мотив
липовый мотив

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится,что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами. (М. Цветаева)

Выписываем словосочетания: мне нравится
больны не мной
под нашими ногами
тяжёлый шар
шар земной
не уплывёт никогда

2. Практикум по определению способов связи слов в словосочетании:

громкий шорох (согласование);
сходить за багажом (управление);
горячо спорить (примыкание);
совершить прыжок (управление);
говорить шёпотом (примыкание);
ночёвка в лесу (управление);
рисовать карандашом (управление);
светит ярче (примыкание);
моя профессия (согласование);
желанный гость (согласование);
нарушение правил (управление);
три товарища (согласование);
надо подумать (примыкание);
ягоды крыжовника (управление);
ясным утром (согласование);
замеченный тобою (управление);
говори тише (примыкание);
упасть навзничь (примыкание).

3. Отработка задания ЕГЭ.

Задание в тестах звучит, например, так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым.

Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание?

  1. Выделить грамматическую основу, т.к. она не может быть словосочетанием.
  2. Исходя из заданного задания, обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словам и.

Пошаговая работа над заданием:

1. Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.

  • Первая основа - кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы.
  • Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении - недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно.
  • Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.

2. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

3. Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

4. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.

5. Из предложений 10-13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

(10) Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам. (11) В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника. (12) Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания. (13) Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.

6. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.

7. Из предложений 11, 12 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

(11) А глянет солнце – свет во сто крат умножается. (12) В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

8. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро.

9. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.

Согласование Управление Примыкание
прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное ) согласуется с главным (существительным) в роде, числе и падеже. Это подчинительная связь, при которой зависимое слово (существительное, местоимение, числительное ) ставится в определённом падеже по отношению к главному (глаголу, причастию, деепричастию, существительному, прилагательному, числительному). Это подчинительная связь, при которой зависимое слово (наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола ) связано с главным (глаголом, деепричастием, причастием, наречием, прилагательным, существительным) только по смыслу и интонационно.
читающий мальчик акция милосердия бежать быстро
наше село сверкающий на снегу говорить волнуясь
лисий хвост сверкая на снегу по-зимнему холодно
открытая тетрадь слушать новости начал читать
такой порядок движение на дороге третий слева
старший брат летел к нам непривычно тихо
непрекращающиеся дожди привёз от знакомого увеличить втрое
первый ученик принять помощь немного легкомысленный
эта аллея гостить у друга знать наизусть
опустевшая аллея помощь друга макароны по-флотски

ЗАПОМНИТЬ! Словосочетаниями не являются:

- сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, пусть говорит;

- сочетания слов в составе фразеологизмов: валять дурака, сломя голову;

- подлежащее и сказуемое;

- составные словоформы: более светлый, будет ходить.

ЗАДАНИЯ

1. Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА управление согласование
2. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ , подстроенное на основе подчинительной связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
3. Замените словосочетание БЕЗЫМЯННАЯ РЕЧУШКА , построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
4. Замените словосочетание БЕССОННЫЕ НОЧИ , построенное на основе связи согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
5. Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ , построенное на основе связи управление , синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.



6. Замените словосочетание ПЛЕД В КЛЕТКУ , построенное на основе связи управление , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание В КАБИНЕТЕ ОТЦА , построенное на основе связи управление , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

8. Замените словосочетание ЗАКРИЧАТЬ ОТ ИСПУГА , построенное на основе связи управление , синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

9. Замените словосочетание УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА , построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

10. Замените словосочетание ПОКОРНО ПОВТОРЯЛИ , построенное на основе связи примыкание , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
11. Замените словосочетание БИНОКЛЬ МАМЫ , построенное на основе связи управление , синонимичным словосочетанием со связьюсогласование . Напишите получившееся словосочетание.

12.Замените словосочетание ДОЩАТЫЙ САРАЙ , построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связьюуправление . Напишите получившееся словосочетание.

13.Замените словосочетание МЕХОВЫМ ШАРИКОМ , построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связьюуправление . Напишите получившееся словосочетание.

14.Замените словосочетание БЕЗЗВУЧНО КОЛЕБЛЯСЬ , построенное на основе связи примыкание , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

15.Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ , построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.



16.Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ , построенное на основе связиуправления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

17.Замените словосочетание КОЛИНА СЕСТРА , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

18.Замените словосочетание ЛУЧОМ СОЛНЦА построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

19.Замените словосочетание ЯБЛОЧНЫЕ ПИРОЖНЫЕ , построенное на основе согласования ,синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

20.Замените словосочетание ТЩАТЕЛЬНО ОТГЛАЖЕННЫЙ , построенное на основе примыкания,синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание

ПОВТОРЕНИЕ

Из предложений 20-21 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса –Н- от существительного, основа которого заканчивается на –Н-, пишется НН»

(20) Лишь иногда просеменит меж хлебов к такому месту старушка из окрестной деревни, постоит склоненно в немом раздумье и, одолев скорбь, примется выпалывать с едва приметного взгорка жесткое чернобылье, оставляя травку поласковей, понежнее: белый вьюнок, ромашку, синие цветы цикория, а уходя – перекрестит эту траву иссохшей щепотью. (21) Случалось, дядя Саша и сам нечаянно набредал на такой островок, где в жухлой осенней траве среди пашни охотно ютились перепелки, и подолгу задерживался перед ржавой каской, венчавшей могильное изголовье.

Словосочетание

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:

G Ловушка!

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;

2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;

3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

Вопросы могут изменяться по падежам!

управление (при изменении главного слова зависимое не меняется):

существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без

вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)

ó Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи !):

внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку

3. наречие

4. притяжательные местоимения (его, ее, их)

1. что делать? что сделать?

2. что делая? что сделав?

3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

Или так

Способы подчинительной связи в словосочетании

Согласование

Управление

Примыкание

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

От главного к зависимому слову ставятся вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному. Зависимое слово выражается местоимением, именем существительным и другими частями речи в значении имени существительного.

От главного к зависимому слову ставятся вопросы КОСВЕННЫХ падежей

Это подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие (ставим вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?), неопределённая форма глагола (инфинитив – вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?), притяжательные местоимения (его, ее, их – вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?).

читающий мальчик

акция милосердия

бежать быстро

наше село

сверкающий на снегу

говорить волнуясь

лисий хвост

сверкая на снегу

по-зимнему холодно

открытая тетрадь

слушать новости

такой порядок

движение на дороге

третий слева

старший брат

летел к нам

непривычно тихо

непрекращающиеся дожди

привёз от знакомого

увеличить втрое

первый ученик

принять помощь

немного легкомысленный

эта аллея

гостить у друга

знать наизусть

опустевшая аллея

помощь друга

макароны по-флотски

трёх тетрадей

три тетради

увеличить втрое

встречать опоздавших

поздно ночью

их намерения, его настроение,

. Различай!

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей ? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.

Алгоритм действий №1

1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

2) Определи часть речи зависимого слова.

3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

4) По выявленным признакам определи тип связи.

Ñ Разбор задания

Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­ – это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

Алгоритм действий №2

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже .

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Ñ Разбор задания

Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. У меня начался отит. От боли я кричала и стучала ладонями по голове. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали в районную больницу.

При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: сильно (как?) – наречие. Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос к наречию: простыла .

Таким образом , выписываем словосочетанием сильно простыла.

5. Синтаксическая связь в словосочетании

Синтаксические отношения выражаются различными средствами подчинительной связи.

Синтаксическая связь - это формально-семантическая связь между компонентами синтаксической единицы. Выделяют 2 вида синтаксической связи - сочинение и подчинение.

Сочинительная синтаксическая связь встречается в предложении и объединяет однородные члены предложения. О видах сочинительной синтаксической связи мы будем говорить позже.

Подчинительная синтаксическая связь встречается в словосочетаниях; это соединение неравноправных единиц: одно слово грамматически зависит от другого. Напр., золотая осень, прочитать статью, очень легко . Подчинительная связь может быть обязательной и необязательной.

Обязательная подчинительная связь возникает тогда, когда в качестве главного используется слово, требующее появления зависимого компонента. То есть главное слово информативно недостаточно, и между компонентами возникают комплетивные отношения. Напр.:

Необязательная подчинительная связь наблюдается в тех случаях, когда слово может иметь или не иметь зависимый компонент. Например:

Побежал - быстро, под гору, домой, к маме.

Читаю книгу - интересную, старую, толстую.

Одно и то же слово с разными зависимыми словоформами может иметь обязательную и необязательную связь. Например:

Характер связи при подчинении может быть предсказующим и непредсказующим.

Предсказующий характер связи: главное слово предсказывает форму зависимого компонента. Напр., прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже: новый дом, о новых домах, в новом доме; переходный глагол требует дополнения в Вин.п. без предлога: увидеть город , человека, реку ; открыть окно, книгу, дверь, Америку ; некоторые глаголы и существительные требуют постановки зависимого компонента в определенном падеже с определенным предлогом: выйти из зала, дома; подумать о жизни, душе, друге; надеяться на брата, случай, авось.

Непредсказующий характер связи возникает в тех случаях, когда форма зависимого компонента не определяется свойствами главного слова. Напр.:

находиться - за рекой

Под деревом

У бабушки и т.д.

Ехать  домой, в лес, на картошку, под мостом, над пропастью, к родственникам и т.д.

Как предсказующая, так и непредсказующая связь может быть обязательной и необязательной:

Находиться в лесу - связь обязательная, непредсказующая;

Взять книгу - обязательная, предсказующая;

Интересную книгу - необязательная, предсказующая;

Взял на время - необязательная, непредсказующая.

Выделяют три основных вида подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

Согласование - такой вид связи, при котором зависимое слово по форме уподобляется главному, так как оно морфологически приспособлено к изменению формы под влиянием подчиняющего слова. Напр.: желтый лист, желтые листья, о желтых листьях.

Главным словом при согласовании является существительное или субстантивированная часть речи, зависимым - прилагательное, причастие, местоименное прилагательное, порядковое числительное и количественное числительное в косвенных падежах. Напр.: новый дом, тающее мороженое, некто неизвестный, наш сын, первый класс, о двух друзьях.

Между компонентами словосочетаний возникают атрибутивные отношения.

Особый случай согласования - взаимосогласование: это связь между существительным и существительным, при которой грамматически невозможно определить главное слово. Напр.: красавица-сосна, город-герой, река Обь, старик крестьянин, доктор Петров. Оба компонента такого словосочетания, как правило, изменяются одинаково (о красавице-сосне, под красавицами-соснами ), поэтому грамматически главное слово определить нельзя, оно определяется только по смыслу. Между компонентами таких словосочетаний возникают аппозитивные отношения.

Согласование бывает полным и неполным.

Полное согласование - это такая связь, при которой зависимое слово уподобляется главному по всем параметрам: по роду, числу и падежу - или только по роду и падежу (может отсутствовать согласование в числе).

Напр.: Английский и французский языки;

Шерстяные юбка и жакет.

Неполное согласование - такая связь, при которой зависимое слово уподобляется главному не по всем параметрам: может отсутствовать согласование по роду или падежу.

Напр.: озеро Байкал - отсутствует согласование по роду;

на озере Байкал - по роду и падежу.

Неполное согласование характерно для словосочетаний с аппозитивными отношениями: река Днепр, баржа-рудовоз, учительница-химик, доцент Иванова. Значительно реже неполное согласование встречается в словосочетаниях с атрибутивными отношениями, напр.: молодая врач, умелая токарь.

Следует отметить тот факт, что неполным считается согласование в таких словосочетаниях, где родовая форма слов совпадает случайно (напр.: дом-корабль, город Томск, песня-душа ), в отличие от словосочетаний с полным согласованием, где зависимый компонент имеет коррелят по роду (напр.: утес-великан и сосна-великанша, ученик-бездельник и ученица-бездельница, судьба-злодейка и кот-злодей ).

Управление - это такой вид связи, при котором зависимый компонент употребляется в форме, определяемой лексико-грамматическими свойствами главного слова, а именно: главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже с предлогом или без него. Зависимое слово при этом - имя существительное или любая другая субстантивированная часть речи, а главное слово - практически любая знаменательная часть речи. Напр.: читать книгу, изучать новое, помочь ему; сестра друга, жду друга, два друга, старше друга, жаль друга и т.п.

В словосочетаниях со связью управление возникают отношения объектные (напр.: читать журнал, думать о будущем ), атрибутивные (напр.: пиджак отца, тушь для ресниц ), обстоятельственные (напр.: пойти в лес, опоздать из-за аварии ), комплетивные (напр.: три мушкетёра, несколько человек ).

Существует два подхода к классификации связи управление:

1) выделяют управление сильное и слабое . При этом под сильным управлением разные ученые понимают разные лингвистические явления: одни считают сильным управление в словосочетаниях с предсказующей связью, другие - в словосочетаниях с обязательной связью. Чтобы избежать этой путаницы, предлагается второй подход:

2) выделяют 4 типа управления на основе разграничения связи обязательной/необязательной и предсказующей/непредсказующей:

А) предсказуемое обязательное управление (напр.: читать книгу, подойти к дому, наехать на забор );

Б) предсказуемое необязательное управление (напр.: шаль мамы, рукав платья, дом отца );

В) непредсказуемое обязательное управление (напр.: жить в лесу, жить на даче; ехать в город, ехать под мостом );

Г) непредсказуемое необязательное управление (напр.: читать в комнате, цветник у калитки, печатать по вечерам ).

Примыкание - такая подчинительная связь, при которой зависимый компонент является неизменяемым словом или неизменяемой формой изменяемых слов.

Примыкают:

1) наречия (напр.: повернуть направо, прогулка верхом, очень молодой, говорить по-немецки );

2) неизменяемые прилагательные (напр.: пальто беж, куртка хаки, покрой реглан, соль экстра );

3) сравнительная степень прилагательных и наречий (напр.: дети постарше, быть умнее, бежать быстрее );

4) инфинитивы (напр.: привычка курить, люблю читать, приехал учиться, начал работать );

5) деепричастия (напр.: идет прихрамывая, молча улыбался, ест стоя );

6) примыканием считается также связь между существительным и формами притяжательных местоимений его, её, их. Грамматически эти формы близки неизменяемым прилагательным: у них нет форм падежа, а формы рода и числа не участвуют в выражении связи (ср.: его/её, их / семья, дом, дети ).

Главное слово при примыкании может быть изменяемым и неизменяемым.

Изменяемые слова:

1) имена существительные (напр.: шарф бордо, ее туфли, желание учиться );

2) личные формы глаголов и причастия (напр.: смотрит не мигая, пишет быстро, плохо учившийся, громко говорящий );

3) имена прилагательные (напр.: готовый бежать, способный рисовать, очень холодный );

4) числительные (напр.: третья слева, трижды три ).

В таких словосочетаниях не возникает проблем с определением главного компонента: это изменяемое слово.

Неизменяемые главные слова - это деепричастия, инфинитивы, наречия и слова категории состояния.

Напр.: читая быстро, смотреть не мигая, очень быстро, весьма жаль.

В таких словосочетаниях главным является слово, которое в предложении может употребляться без зависимого. Сравним два предложения: Утром легко дышать и Утром легко дышится. Из первого предложения выделяем словосочетание с главным словом легко : легко (что?) дышать (ср.: утром легко (дышать ); из второго предложения выделяем словосочетание с главным словом дышится (изменяемое слово); дышится (как?) легко (ср.: утром дышится (легко).

Примыкание бывает обязательным и необязательным . Обязательным является примыкание со связью, основанной на комплетивных отношениях (напр.: учиться вязать, находиться рядом, поехать направо ).

В словосочетаниях с примыканием возможны не только комплетивные, но и обстоятельственные, объектные и атрибутивные отношения (напр.: сделаю завтра, очень больно; рекомендую прочитать; яйца всмятку, прогулка верхом ).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях:

О ранней весне, чтение вслух, река Дон, два друга, в третьем корпусе, близкий к победе, нечто таинственное, абсолютно отчетливо, готовый помочь, болен ангиной, довольно далеко, его идеи, кое-что заметил, увидел какаду, лягушка-путешественница, умение рисовать, берег пониже, встретил ее, у каждого студента, молча кивнул, платье беж, аннулировав договор, приехал учиться, надел пальто.

2. Определите тип отношений и вид синтаксической связи :

А) по-дружески приветливый, осенний дождь, шел прямо, исследован учеными, нигде не был, никому не известный, знакомый из Москвы, возвращение мастера, явление синонимии, в зимнем лесу, купила колье, у секретаря-референта, попросил помочь, к его сестре, шарф бордо;

Б) свернул направо, нашел пять копеек, капитан корабля, художник Дюрер, начал рисовать, четыреста пятьдесят томов, на тридцать пятой странице, у двух подружек, очень странный, самый легкий способ.

3. Из предложений выпишите все словосочетания и проведите их структурно-семантический анализ по следующей схеме: 1) простое или сложное, 2) характеристика по морфологическому выражению главного слова, 3) синтаксические отношения, 4) синтаксическая связь.

Пример: КУПИЛ (что?) ТРИ АСТРЫ - сложное, глагольное, объектные отношения, связь управление;

ТРИ (чего?) АСТРЫ - простое, нумеративное, комплетивные отношения, связь управление.

1) Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам. Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам. С дружиной своей в цареградской броне князь по полю едет на верном коне (П.).

2) Мореплаватель Павсаний с берегов далеких Нила в Рим привез и шкуры ланей, и египетские ткани, и большого крокодила (Н. Гум.).

3) Долгая зимняя ночь прошла незаметно. Сели ужинать в пятом часу утра (П.).

4) Лишь вдали красуются там, на дне долин, кисти ярко-красные вянущих рябин (А. Толстой).

5) Дохнул осенний хлад; дорога промерзает; журча, еще бежит за мельницу ручей (П.).

6) Он из Германии туманной привез учености плоды: вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный, всегда восторженную речь и кудри черные до плеч (П.).

7) Природа жаждущих степей его в день гнева породила и зелень мертвую ветвей и корни ядом напоила (П.).

8) Хладнокровно, еще не целя, два врага походкой твердой, тихо, ровно, четыре перешли шага, четыре смертные ступени (П.).

Шевченко Светлана Николаевна

Разработка урока

Тема: Способы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление,

Примыкание. Поэтапная подготовка к ГИА по УМК С.И. Львовой. 8 класс

Цели:

Образовательные:

Закрепить понятие о способах связи слов в словосочетании;

выработать умение производить синтаксический разбор словосочетания;

формировать умения преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;

продолжить работу по формированию навыков грамотного письма.

Развивающие:

Создавать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА; способствовать совершенствованию умения правильного употребления словосочетаний, связанных способом управления и согласования.

Воспитательные:

Создавать условия для реализации ситуации успешности.

Оборудование:

- презентация к уроку ;

- интерактивная доска и проектор;

- раздаточный материал;

Классная доска.

Тип урока – урок-практикум

Ход урока

  1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

3.Орфографическая разминка

4. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

5. Поэтапное изучение нового материала и практическое закрепление полученных

Знаний.

1. Наблюдение-исследование

2. Тренировочные упражнения.

3. Стимулирование. Шутка – минутка

4. VD Способы подчинительной связи.

5. Запись под диктовку.

6. Пропедевтика. Готовимся к ГИА.

6. Самостоятельная работа.

7. Релаксация

8. Домашнее задание.

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение словосочетания как синтаксической единицы. Закрепим и углубим знания о способах связи слов в словосочетаниях. В тетрадях запишите число и тему урока.

2 . Сообщение темы и цели урока. Слайд №2

3.Орфографическая разминка. (С учетом пробелов в самостоятельной работе )

(Цель: формирование навыков грамотного письма.)

  1. У доски 1-й ученик работает по карточке.

- Распределите слова с безударными гласными в корне по способу проверки. Кратко обоснуйте орфограмму.

Раздавать, показалось, положение, предполагать, собираются, вырастает, президент, гениальный, приоритет, привилегия, партизан.

  1. У доски 2-й ученик работает по карточке.

- Выделите орфограммы. В каких частях слова они находятся? Для объяснения каких орфограмм потребовалось определять часть речи?

На опушке рощи, в дремучем лесу, талантливый человек, на околице деревни, поговорим при встрече, у покосившейся избушки, профессия.

- Назовите словосочетания с одинаковым строением.

(Взаимопроверка)

3) 3-й ученик работает с интерактивной доской. Комментирует вставленные

Буквы. Класс работает в тетрадях.

Слайд №3

4. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Слайд №4

(Цель: повторить понятие о словосочетании, видах словосочетании по морфологическим признакам главного слова)

Учитель: Запишите предложение под диктовку, выпишите словосочетания, разные по строению.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Паустовский)

Учащиеся выписывают словосочетания: многие слова, излучают поэзию, излучают сами по себе, подобно тому.

5. Поэтапное изучение нового материала и практическое закрепление полученных знаний.

(Цель: развить понятие о видах связи слов в словосочетании)

  1. Наблюдение – исследование

Учитель: Ребята, запишите словосочетания в столбик, оставив первую строчку для записи после объяснений. Найдите главное и зависимое слово; определите, какой частью речи выражены главные и зависимые слова; слева в тетради запишите схемы.

(Параллельно после записи каждой группы словосочетаний работа с учебником)

Согласование

Пренеприятное известие прил. + сущ.

Превосходный результат прил. + сущ.

Второе приглашение числ.(порядк) + сущ.

Этого пристанища мест. + сущ.

Приближающейся бури прич. + сущ.

Сайд №5

Учитель: - Изменится ли зависимое слово, если изменить главное? (Да)

Какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при

Согласовании? Определите грамматические значения записанных

Словосочетаний.

Работа с учебником . Чтение § 10 стр. 86 -87. Согласование .

Управление

Приведение к знаменателю сущ. + сущ.

Увидел приведение глаг. + сущ.

Примчаться к тебе глаг. + мест.

Учитель: - Изменяется ли зависимое слово, если изменим главное? (Нет)

Какие части речи выступают в роли зависимых слов?

Работа с учебником . Чтение § 10 стр. 87. Управление.

Слайд №6

Примыкание:

Прибыть неожиданно глаг. + нареч.

Говорил улыбаясь глаг. + дееприч.

Очень небрежно нареч. + нареч.

Учитель: - Какой частью речи выражены зависимые слова?

Подчиняются ли в этих словосочетаниях зависимые слова грамматическим

Нормам?

Работа с учебником . Чтение § 10 стр. 87. Примыкание.

Слайд №7,8

2 Тренировочные упражнения.

(Цель : тренировать учащихся в определении способа связи слов в словосочетании)

Учитель:

  1. - Подберите к существительным лекция, речь, оценка прилагательные со

значением «очень хороший». (Блестящий, яркий, высокий). Определите вид связи в записанных словосочетаниях, их грамматическое значение.

  1. - Как называется данный ряд слов: удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? В каких стилях речи употребляются эти слова? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид словосочетаний, их грамматическое значение.
  1. Стимулирование . Шутка – минутка.

(Для создания интереса к работе ввожу в объяснение занимательный материал)

Учитель: В словосочетании всегда одно слово главное, хозяин, другое ему подчиняется. Поэтому связь между словами подчинительная. Но слово – хозяин по-разному относится к своим подчиненным.

  1. При согласовании . Главное слово – добрый хозяин. Трудится вместе с подчиненным. «Я делаю, и ты делай так же»,- как будто говорит оно.
  2. При управлении . Хозяин требовательный, жестокий. Сам ничего не делает, но подчиненному приказывает: «Делай, как я прикажу!»
  3. При примыкании . Хозяин ничего не требует от подчиненного, только просит: «Встань со мной рядом»

VD-урок

Учитель : - Назовите виды словосочетаний по морфологическим признакам главного

Слова.

Ученик: Словосочетания бывают глагольные, именные и наречные в зависимости от главного слова.

______________________________________________________________________

  1. Г.Г. Граник, О.Н. Юдина. Программированный учебник и сборник упражнений
  2. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. Справочные материалы. Приложение к учебнику. 8 класс, М. «Мнемозина», 2010, с. 13
  1. Работа с учебником.

Упражнение №179.

Спишите словосочетания, распределяя их на три группы в зависимости от того, какой частью речи является главное слово. Определите способ связи слов в словосочетании. Соблюдайте орфографические нормы.

  1. Запись под диктовку.

Вы слышали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату, сушили облака? Так не бывает в жизни, а соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.

(По И. Постниковой)

Учитель:- Определите основную мысль высказывания.

Назовите по два словосочетания с разными видами связи. Сделайте синтаксический разбор словосочетания по плану 2 .

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно, 3 человека у доски)

Слышали когда-нибудь, так не бывает - прим .; о шерстяных деревьях, такие слова – согл.; пили вату, называют явления – упр .

  1. Пропедевтика. Готовимся к ГИА

Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами еще с одним понятием – стилистические синонимы. Это ряд слов с одинаковым лексическим значением, уместных в разных условиях общения.

Учитель: - Запишите словосочетания:

Приютить в доме, предоставить жилище, дать пристанище, поселить у себя, дать кров, крыша над головой.

Учитель: - Когда используются в речи данные словосочетания?

Приютить в доме, предоставить жилище, дать пристанище (книжный стиль); поселить у себя, дать кров, крыша над головой (разговорный стиль).

Учитель: - Тема «Словосочетание», ребята, требует глубокого понимания и запоминания, потому что этот раздел включен в задания ГИА. На сегодняшний день это задание В2 . И сейчас мы потренируемся вместе выполнить задания, а затем самостоятельно.

Слайд №9

  1. Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ (пр.№7: Банников даже свистнул, подтянул голенища своих новых бурок, спросил с усмешкой), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. (Спросил усмехаясь).
  2. Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (пр.9), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. (Воображение детей).
  1. Самостоятельная работа . Слайд № 10,11

Цель : создание условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА

Раздаточный материал у каждого ученика

1. Определите способ связи словосочетаний:

1. Лиловые сумерки

2. Быстро удалиться

3. Плывут по воде

4. Стая птиц

5. Шел, оглядываясь

6. Взмахнул рукой

7. Сильно ударился

9. Пошел напиться

10. Услышал шорох

11. Очень далеко

12. Одиннадцатый по списку

13. Седьмой день

2. Задания ГИА 2013

1. Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ (предложение 18),

Построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью

Примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

2.Замените словосочетание ВРАЖЕСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ, построенное на основе связи

Согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите

Получившееся словосочетание.

3.Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ, построенное на основе связи управление,

Синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся

Словосочетание.

Учитель: А теперь обменяйтесь работами и проверьте по ключу.

Слайд №12

  1. Рефлексия:
  • Назовите способы подчинительной связи.
  • Какие части речи выступают в роли зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
  • Что не является словосочетанием?
  • Что означают понятия «свободные» и «несвободные словосочетания»?
  1. Домашнее задание: § 10, упр. № 186