Как закалялась сталь краткое содержание. Как закалялась сталь, островский николай. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Рецензия на книгу «Как закалялась сталь» – Николай Островский, в рамках конкурса «Книжная полка #1».

Николай Алексеевич Островский (1904-1936) — советский писатель, за свою жизнь написал не так много книг, но одним из самых известных его произведений является роман «Как закалялась сталь». Эта книга буквальна стала путеводной звездой для многих поколений советских людей, воспитывая в них идеалы справедливости и героизма.

Я очень люблю книги и фильмы посвященные революции и гражданской войне! В них многое можно узнать о тех событиях которые происходили в нашей стране в то время. И одним из самых моих любимых произведений на эту тему, является роман «Как закалялась сталь».

Вся книга полностью пропитана революционным духом, начиная от первой строчки заканчивая последним словом. Эта книга не просто литературное произведение на тему гражданской войны, это символ целой эпохи!

Так о чем же эта книга? Она прежде всего о борьбе, о силе духа, о настоящих людях. В ней рассказывается о нелегкой судьбе молодого Павки Корчагина. Павка обычный деревенский мальчишка, нечем не отличающийся от своих сверстников, встает на путь революционной борьбы. И дальше мы видим как Корчагин становится настоящим борцом за освобождение всех угнетенных и обездоленных, свято верившим светлое будущие.

Островский показал нам подлинную жизнь того времени, он показал нам все трудности и невзгоды, показал нам как вчерашние мальчишки становятся строителями новой жизни.

Главный герой книги — отличный пример для подражания, человек с большой буквы готовый умереть за свои идеи. Конечно сейчас в XXI веке нам может показаться что эта книга целью которой является пропаганда идей коммунизма, а сам Островский (Корчагин) — одержимым фанатиком. В какой-то степени — да, фанатизм в этой книги действительно присутствует. Но этот роман писался от чистого сердца человеком видевшим всё это своими глазами, поэтому роман является не чем иным как описанием тех событий.

Так чему же может научить эта книга? А учит она прежде всего не сдаваться:

« Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной. »

Павка Корчагин человек который не умет сдаваться! Разве он сдался когда петлюровцы кинули его за решетку, или когда состояния его здоровья было крайне тяжёлым? Он не сдался даже тогда когда оказался прикован к постели, потом ослеп, а затем окончательно потерял подвижность суставов; она сохранилась лишь в руках по локоть.

О ком же эта книга? В первую очередь конечно о Павке Корчагине, о его жизни, любви, победах и т.д. Но мне кажется что Островский писал не только о самом Павке, он писал о своих товарищах по комсомолу. Ведь сколько таких «Корчагиных» было в России в то время? Сколько молодых комсомольцев погибло на фронтах гражданской войны?

После прочтения этой книги появляется желания жить и приносит пользу людям, Островский описал такую твёрдость духа, героизм, целеустремленность и отвагу, что ты думаешь — были же люди! Чего стоит хотя бы самая известная цитата из романа?

Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её.

Как закалялась сталь — отличное литературное произведение, и прочитать его должен каждый, чтобы в каждом из нас была частица Павки Корчагина — молодого комсомольца прожившего всё свою жизнь для людей! Ну и закончит мне бы хотелось очень красивым стихотворением которое я нашёл в интернете, оно посвящено роману.

Я вас прошу …

Я в сотый раз читаю строго
Роман «Как закалялась сталь»,
И понимаю как убога
Вся современная мораль.

Как бесконечно приземлённы
Мечты и помыслы людей,
Бедой ещё не наделённых,
Не переживших страшных дней.

Им не понять, зачем стремился
Писатель выжить всем назло.
Зачем писал, зачем трудился,
Ведь часто в жизни не везло.

И чтобы не было вопросов,
И чтоб смотреть бесстрашно вдаль,
Я вас прошу – прочтите просто
О том, как закалялась сталь

Джон ЗАБИРОВ. Ученик 8-го класса школы № 665. г. Москва.

Шедевр ли эта книга?

Чем? Техникой?

Мате Залка

Судьба книги Николая Островского не менее поразительна, чем его собственная судьба.

В 1930-е годы говорили: секрет – в биографии автора. В 1940-е и 1950-е: все дело в писательском мастерстве. В 1960-е: ни в одной другой книге не воплотился с такой яркостью романтический дух 1920-х.

На рубеже перестроечных 1990-х точка отсчета сменилась: теперь Островский был порождением сталинизма, моделью фанатической одержимости, «винтиком машины»… если не тем самым топором, от которого во время оно летели щепки.

Вот та же карусель в малом варианте. Моя работа об Островском в 1965 году была забракована как невозможная к печати и враждебная по идеям. В 1971 году выпущена в свет в изуродованном виде, но и в этом виде объявлена на комсомольских инструктажах того времени клеветнической, а в печати – путаной и субъективной. В 1981 году она же – премирована Грамотой ЦК комсомола. В 1988-м объявлена в «Комсомольской правде» лучшей работой об Островском за последние десятилетия. В начале 1990-х годов она казалась иным читателям недостаточно радикальной и недопустимо апологетичной по отношению к одному из основных «мифов» сталинской эпохи.

Даже и из одного упрямства я отказываюсь вертеться в этой флюгерной карусели. Хватит того, что в 1965 году я начинал писать об Островском, чувствуя, что у меня зажат рот; чуть не полвека понадобилось, чтобы мне дали договорить то, что я хочу; далее я не сойду с этой точки; я готов уточнить формулировки, додумать следствия и осознать дальнейшие перемены климата вокруг моего героя, но я не сдвинусь с той позиции, на которую встал сразу: «Как закалялась сталь» – ключевая книга советских лет нашей истории, в ней – разгадка того, что произошло с нами и Россией.

Дело, разумеется, не только в биографии (хотя и в ней), ибо жизнь Островского – это жизнь тысяч его современников и соратников, а исповедь, пронявшую миллионы, написал именно он.

Мастерство еще меньше прояснит тут дело (хотя Островский яростно учился «литтехнике» у «спецов»), ибо в ту же невеликую меру мастерства работали еще сотни его современников и коллег, литературных ремесленников, ударно призванных в литературу, но эмблемой эпохи стала именно его книга.

Славный романтический дух в ней, конечно, воплотился. Но вот теперь самый дух этот перевернут в нашей эмоциональной памяти, а истоки его по-прежнему не очень ясны историческому разуму. То есть масса факторов известна: нетерпимость, репрессии, гибель крестьянства, лагеря, иллюзии, ложь, но духовный поворот, сделавший все это возможным, все еще таится во тьме.

Островский интересен именно как человек, своею судьбой преподавший нам не столько эмпирический, сколько духовный урок. «Красное житие», – сказал бы я, если бы хотел объяснить его явление людям верующим. Есть вещи, равно значимые и для верующих, и для почитающих себя атеистами, то есть для перевернувших веру. Перед нами тот самый случай. Жизнь Островского – это демонстрация того, как выстраивается целый мир. Не миф, а мир!

Мир этот выстраивается на определенном духовном принципе (хотя и без Бога) и торжествует «на шестой части суши» достаточно долго в качестве почти осуществившегося царства справедливости и безусловно осуществившегося для его строителей счастья. Этого достаточно, чтобы, во всяком случае, не пренебречь «строительным материалом» («гвозди бы делать из этих людей»), благодаря которому все это строение стало реальностью.

Сегодня все это и впрямь может показаться мифом, мороком, обманом. Но это не так, вернее, не вполне так. Мифология «оформляется» сверху только тогда, когда она ожидается снизу. Морок поднимается – от почвы. «Обман» есть всегда и самообман: готовность поверить, желание поверить, жизненная необходимость верить. Островский – не миф, насажденный сверху (хотя и сверху насаждали). Островский – легенда, выношенная внизу.

Критике никогда не приходилось продвигать к читателям роман «Как закалялась сталь». Критике всегда приходилось объяснять его успех. Невероятный, парадоксальный, загадочный, этот успех был в то же время настолько естествен, повсеместен и неудивителен, что, казалось, ему и не надо искать объяснений.

В прозаических фрагментах Пастернака есть запись 1943 года. Поездка на фронт, чтение стихов, разговоры с бойцами. «Когда после Мценска наши части освободили тургеневское имение Спас-Лутовиново, комсомольцы отличившихся частей устроили в разрушенном заповеднике торжественное собрание. Естественно, посвященное памяти Тургенева… оно каким-то образом (здесь и далее курсив мой. – Л. А.) связалось с именем Николая Островского». Самое удивительное в этой записи – отсутствие удивления. Это психологическая аксиома 1930-1940-х годов. Можно говорить о чем угодно: о тактической схеме боя и о мистических свойствах германского духа, о судьбе лейтенанта Шмидта и о смерти тургеневского Базарова. Потом «каким-то образом» начинают говорить о Корчагине. Без переходов и причин. Этому никто не удивляется: в герое Островского есть нарицательность, которая давно оставила позади всякие объяснения.

Когда десятки миллионов экземпляров его книги гуляют по всему миру, трудно представить себе что-либо другое. Трудно представить себе, какие были сметены этим потоком препятствия. А ведь поначалу не было и самих препятствий, а было одно гробовое молчание всей профессиональной критики: год, два года – и тоненькие книжки «Молодой гвардии» с романом Н. Островского неслышно затерялись в шумном литературном гомоне 1932 года.

И еще раньше, когда неслышный этот ручеек, которому со временем суждено было затопить сознание полумира, натянулся нитью, тонким волоском, каждое мгновенье грозившим оборваться… И он обрывался… и возникал снова с какою-то неотвратимостью.

Первый вариант романа Николая Островского не доходит до издателей: в начале 1928 года рукопись утеряна почтой.

Он пишет все заново.

Новая рукопись, посланная в Ленинград, безответно исчезает в недрах тамошнего издательства.

Он отдает один из последних экземпляров своему другу, И. Феденеву, и просит отнести в издательство «Молодая гвардия». Феденев относит и быстро получает ответ: рукопись забракована по причине «нереальности» выведенных в ней типов.

Островский лежит навзничь в Мертвом переулке, в переполненной жильцами комнатке, и лихорадочно ждет решения. Ему двадцать семь лет, остается жить – пять.

Потрясенный решением издательства, Феденев просит вторичного рецензирования.

Рукопись ложится на стол к новому рецензенту – Марку Колосову. Стол стоит в редакции журнала «Молодая гвардия», где Колосов работает заместителем редактора.

Впоследствии М. Колосов напишет воспоминания о том, как Феденев закоченевшими от холода старческими пальцами вынул из папки рукопись и как с первых строк Колосова покорила ее сила; как ждали молодогвардейцы именно эту вещь и как, не отрываясь, проглотил ее заместитель редактора. Эти воспоминания написаны много позднее, когда миллионные издания романа уже сделали имя Островского легендарным. В начале 1932 года все выглядит иначе. 21 февраля Феденев приводит Колосова к постели Островского. В этот момент решается его литературная судьба. В разговоре трех человек соединяется, как в фокусе, и грядущее возвышение Островского, и драматизм этого возвышения, и предопределившие его ход противоречивые силы.

Три участника этого разговора оставили о нем свидетельства.

Николай Островский записал назавтра слова М. Колосова: «У нас нет такого материала, книга написана хорошо, у тебя есть все данные для творчества. Меня лично книга взволновала, мы ее издадим».

В этой статье мы поговорим о самом известном романе Н. А. Островского и рассмотрим его краткое содержание. «Как закалялась сталь» - произведение автобиографическое, что только увеличивает ценность книги. Несмотря на то что написана она в жанре социалистического реализма, в ней множество достоверных фактов, которые позволяют составить представление об описанной эпохе и о роли человека в ней.

История создания

Идея написать произведение возникла еще в 1926 году, и была вызвана желанием принести обществу пользу. Но уже через год потерял способность самостоятельно передвигаться, а потом и ослеп Николай Островский. «Как закалялась сталь» (краткое содержание будет представлено ниже) могла и совсем не появиться, если бы не помощь друзей, которые записывали диктуемые писателем главы. На работу ушло 2 года, и в 1932 году произведение было окончено. В этом же году в журнале «Молодая гвардия» была напечатана первая часть романа. Вторая вышла только в 1934.

Несмотря на быстро возрастающую популярность, изначально книга получила разгромную рецензию. Сюжет назвали далеким от реальности, а героев нежизнеспособными. Только помощь Феденева, который потребовал повторного рецензирования, спасла положение.

Островский, «Как закалялась сталь»: краткое содержание. Первая часть. Юность

Роман состоит из двух частей, каждая из которых, в свою очередь, делится на 10 глав. В первой рассказывается о детстве, отрочестве и юности героя, а во второй - о зрелом возрасте и болезни.

Начинается произведение с того, что сын кухарки Павка Корчагин насыпает священнику в тесто «махры», за что его выгоняют из школы. Теперь у него одна дорого - идти «в люди». Это сильно изменило его жизнь и представление о мире. Он, жаждущий постичь все неизведанное и новое, увидел самое дно человеческого существования.

Все изменилось, когда в его маленький городок пришла ошеломляющая новость - «царя скинули». Пашка продолжает трудиться на тяжелой работе, думать об учебе ему некогда. Он соглашается спрятать у себя оружие, вопреки запрету нахлынувшей в город «немчины», после которых появляются петлюровские банды. Они учиняют еврейские погромы, которые заканчиваются кровавыми убийствами.

Спасение Жухрая

Описывает самые страшные события революционных лет роман «Как закалялась сталь». Читать краткое содержание этого произведения лучше после ознакомления с историческими событиями начала 20 века, произошедшими в нашей стране.

Павка растет смелым и пылким человеком, который не может оставить друга в беде. Именно поэтому он решает помочь Жухраю, матросу, работающему в депо, который был другом его брата Артема. К тому же Жухрай всегда хорошо относился к молодому человеку и вел с ним беседы. Он говорил, что Пашка станет хорошим бойцом для рабочего движения, из него выйдет толк, вот только мал он еще, чтобы понять суть классовой борьбы. Матрос рассказывает о земле, которую охватил революционный пожар, восстали вчерашние рабы, и старая жизнь опускается на дно. Но чтобы довести дело до конца, необходимы отважный крепкий народ, который не боится драки и не полезет по щелям «как таракан».

И вот, сильный и смелый Павка Корчагин спасает жизнь Жухраю, помогая тому бежать из-под конвоя. Однако жизнь самого героя оказывается в опасности - его по доносу забирают петлюровцы. Впервые Пашке становится страшно. Ужас его вызван не тем, что он может потерять нажитое добро - у него и так ничего нет. Но один из конвоиров замечает, что легче пристрелить пленника здесь, чем тащить с собой. И вот страх смерти сковывает его. Чудом Павке удается спастись, и он находит убежище у одной знакомой девушки. Тоня не только его подруга, но и возлюбленная. К несчастью, она дочь лесничего, то есть происходит из «класса богатых», интеллигентка.

Работа в ЧК

Дает лишь поверхностное представление о событиях Гражданской войны, в которых принимает участие главный герой, краткое содержание («Как закалялась сталь»). Для того чтобы полностью погрузиться в те годы, надо прочитать роман в оригинале.

Итак, Павел проходит первое боевое крашение на полях Гражданской войны, после чего герой возвращается в родной город. Здесь уже создана первая комсомольская организация, в которую он сразу же вступает. Попытка заманить в ряды крестьян и рабочих Тоню ни к чему не привела. Девушка слишком сильно отличалась от окружающих даже внешним видом. Стало ясно, что молодым людям лучше расстаться сейчас.

Неспособность Павки смириться с врагами пролетариата приводит его в ряды ЧК, губернское отделение которой возглавляет Жухрай. Но работа сильно вредит здоровью героя, у него начинаются сильные головные боли - последствие контузии. Это вынуждает Павку отправиться в Киев. Но и здесь он не позволяет себе отдыхать, а вступает в Особый отдел, возглавляемый товарищем Сегалом.

Вторая часть. Болезнь

Роман буквально пропитан социалистической идеологией, что позволяет увидеть даже краткое содержание. «Как закалялась сталь» сегодняшнему читателю может показаться скучной и неправдоподобной, но прочитать ее стоит хотя бы для того, чтобы понять какие книги были популярны в эпоху зарождения СССР.

Вторая часть начинается с описания поездки на губконференцию, куда наш герой отправляется в качестве телохранителя и помощника Риты Устинович, его политрука. Вскоре Павка понимает, что влюбился в нее, но не может позволить себе подобных чувств. Избавиться от эмоций помогает строительство узкоколейки, которое происходит зимой. Комсомольцам приходится работать в четыре смены, чтобы успеть вовремя. А тут еще отсутствие продовольствия и частые бандитские налеты. Из-за больших нагрузок Корчагин заболевает тифом.

Снова в строю

Краткое содержание книги «Как закалялась сталь» позволяет читателю увидеть героя-революционера, идеального человека новой эпохи. Таким и предстает Павка, который, едва выздоровев, снова возвращается в строй. На сей раз он идет работать в мастерские, где упорно и беззаветно трудится. Кроме того, герой наводит порядок в цеху, заставляя комсомольцев все почистить и вымыть.

Классовая борьба на Украине продолжается. Чекисты громят бандитские банды и врагов революции.

Самое ценное

Чтобы лучше понять смысл произведение, стоит добавить одну небольшую цитату в наше краткое содержание («Как закалялась сталь»): «Самое дорогое у человека — это жизнь… и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Эту мудрость Павка постиг после того, как ему довелось увидеть множество смертей и убивать самому. Он ценил каждый свой день, поэтому всегда ответственно относился ко всем директивам, исходившим от партии.

Корчагин занимался и пропагандой, участвуя в уничтожении «рабочей оппозиции». Родственные чувства не помешали ему назвать поведение родного брата «мелкобуржуазным». Не уступал он и троцкистам, решившим выступить против партии. Когда его отказывались выслушать из-за юного возраста, он вспоминал слова Ленина о том, что ставку надо делать на молодежь.

Развязка

В Шепетовку приходит известие о смерти Ленина, которое подтолкнуло оставшихся рабочих стать большевиками. Павка к этому времени далеко продвинулся по службе. Как-то он попал в театр и ему досталось место рядом с Ритой Устинович. Корчагин признается ей в любви, но у Риты уже есть друг и дочь.

Продолжает прогрессировать болезнь Павки. После обследования выясняется, что спасти его не удастся, и вскоре он потеряет способность двигаться. В 24 года, прикованный к постели, он начинает писать книгу о пережитом. Он ни о чем не сожалеет, ведь и ему удалось оставить «несколько капель своей крови» на «багровом знамени революции». Так оканчивается роман «Как закалялась сталь» (краткое содержание по главам).

Когда кто-то абсолютно уверен в своих действиях и устремлениях, когда он воодушевлен, то это заряжает и окружающих. Точно так же происходит во время чтения романа Николая Островского «Как закалялась сталь», который пропитан духом патриотизма. Роман автобиографический, поэтому через образ главного героя можно увидеть и самого писателя, узнать о его мировоззрении и идеалах.

Павка Корчагин жил в нелегкое время, он не смог окончить школу, был вынужден тяжело работать. Он своими глазами видел революцию, Гражданскую войну. Он взрослел и становился мужчиной во время всех этих событий. Но что бы ни происходило, он всегда свято верил в верность своих идей, он был силен духом и не сдался даже в самый тяжелый момент.

В романе много идеологии коммунизма, стоит понимать, что он был написан в 30-х гг. 20 века, поэтому это объяснимо. Здесь есть четкое разделение на хороших и плохих, белых и красных, своих и не своих. Однако гораздо важнее атмосфера книги, вера главного героя в справедливость, в лучшее будущее. Он готов был принести в жертву свою жизнь и свое здоровье, чтобы счастливое будущее стало реальным, настоящим. Именно эти переживания за свою страну, за тех, кто живет в ней, и трогают сердце читателей, заставляя проникнуться и сопереживать. Роман оставляет особое послевкусие и массу вопросов, над которыми придется подумать.

Произведение относится к жанру Проза. Оно было опубликовано в 1933 году издательством Детская литература. Книга входит в серию "Школьная библиотека". На нашем сайте можно скачать книгу "Как закалялась сталь" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4.13 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Список книг, про которые постоянно говорят, но никто их не читает, возглавляют, конечно, сочинение Джойса и Пруста, но в локальных масштабах русскоязычного пространства в их число вне всяких сомнений входит и "Как закалялась сталь". Кто не слышал? Все слышали. А кто читал? Я до сих пор не читал тоже, хотя, строго говоря, для меня, специализировавшегося на советской литературе 20-х годов (под "20-ми" в литературоведении традиционно понимается несколько более широкий период - с конца 1910-х, т.е. с 1917-18 гг., и примерно до середины 1930-х, так что книга Островского в эти рамки укладывается вполне) это еще и профессиональное упущение, но более того, я даже фильма знаменитого - и то не видел. Нет, понятно, что поколение 35+ читало поголовно, в приказном порядке, писало сочинения, сдавало экзамены и т.п., но уже на долю моих ровесников достались в лучшем случае "Сердце матери" и "Рассказы о Сереже Кострикове" в пионерском возрасте, до комсомола и "Как закалялась сталь" мы уже не доросли. И тем не менее сам, говоря по-нынешнему, "бренд" вовсе не теряет веса. За последние несколько недель я лично по меньшей мере трижды слышал упоминание названия книги Островского в самых разных ситуациях: в повторе позапрошлогоднего концерта Максима Галкина (у Максима есть интермедия, где он говорит о существовании т.н. "наивно-украинского" языка), в речи Сергея Бархина на открытии выставки Олега Шейнциса (Бархин про Шейнциса сказал, что тот был настолько работоспособным, что как будто он один читал "Как закалялась сталь") и в документальном телефильме про Виктора Астафьева и Георгия Жженова (Астафьев рассказывал, как немцы не стали по ним стрелять, побоявшись, что мало ли, комсомольцы сдуру вместо того, чтобы спасаться, начнут по ним палить с риском для собственной жизни - начитавшись "Как закалялась сталь").

Поразительное, между прочим, явление: первоисточник давно позабыт-позаброшен, а в культуре продолжает жить не только бренд в виде названия книги, не только выдернутая из контекста формула "жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно...", но и мифологический образ ее главного героя. Павка Корчагин - по-прежнему имя нарицательное, и что из себя этот персонаж представляет, нет особой необходимости кому-то объяснять.

Тот факт, что художественные достоинства "Как закалялась сталь" минимальны и в этом смысле она вряд ли может конкурировать с другими "нечитаемыми" книгами вроде "Улисса" или "В поисках утраченного времени", для меня откровением на стал. Собственно, "Как закалялась сталь" даже в 30-50-е годы никто так уж прямо выдающимся литературным шедевром не объявлял, даже по самым официозным понятиям "великими" писателями были Фадеев, Шолохов, но уж никак не Николай Островский. Почему несмотря на это его произведение все же оказалось хрестоматийным - тоже понятно. Навязывалось оно не столько в качестве литературного, сколько в качестве жизненного, поведенческого образца. И не образца даже, а идеала. И в этом плане, а также в некоторых других, "Как закалялась сталь" - сочинение, характерное для литературы своего времени (определенной, разумеется, направленности). Характерное до нормативности - малохудожественность его связано в первую очередь именно с тем, что автор стремится к полному соответствию идеалов литературы такого рода, и в то же время не имеет возможности прибегать к откровенной фальсификации фактов (это очень любопытная черточка "благонамеренных" сочинений конца 1920-х-начала 1930-х: их читали те, у которых события революции и гражданской войны были еще на памяти, откровенно врать, пока большинство свидетелей не были уничтожены в конце 30-х-начале 40-х, оказывалось еще затруднительно, что, кстати, заодно объясняет, почему даже самые лояльные и верноподданнические по меркам этой интереснейшей эпохи книжки впоследствии советской властью по большей части не приветствовались и не переиздавались) - в результате вынужден прибегать либо к умолчаниям, либо к странноватым по сегодняшним понятиям, да и по понятиям 60-70-х годов уже, объяснениям изображенных событий и поступков персонажей.

Почти вся первая часть "Как закалялась сталь" посвящена, говоря языком советских учебников по истории, "предпосылкам, причинам и ходу установления советской власти на Украине". И все вроде бы в соответствии с официальной версией: немцы и гетманщина, петлюровцы-бандиты с еврейскими погромами, пролетариат, понимающий силу большевиков и идущий за ними. Но и Павка Корчагин, и его окружение в этой первой части - еще не сусальный персонаж советской героической мифологии. Его "революционная деятельность" начинается с того, что поп Василий наказал Корчагина и выгнал из школы, заподозрив, что Павка насыпал ему махорки в тесто - однако Корчагин действительно это сделал (я готов спорить, что в аналогичном сюжете 50-х годов персонаж пострадал бы безвинно, как и о том, что не могло быть уже в книге, написанной хотя бы десять лет спустя, такого количества "положительных" товарищей-евреев и в особенности евреек, а у Островского их полно). Затем Павку "обидели" в посудомойне при станционном буфете - но обидели, опять-таки, за то, что он в и самом деле уснул на работе, а по его вине на станции случился большой потоп. Далее, когда большевики раздают в Шепетовке оружие всем желающим, а Корчагин к раздаче опаздывает, он отнимает винтовку на дороге у встречного мальчишки - не буржуя, не классового врага, а самого обычного мальчика, который оказался слабее и стал жертвой грабителя Корчагина. Наконец, он крадет револьвер немецкого офицера, определенного на постой к соседям Лещинским - у врага, у классового, но все же крадет, в одиночку, причем без особой причины, просто потому, что ему оружие приглянулось. И это все происходит еще до того, как герой становится "сознательным" и узнает о "классовой борьбе".

А уж после этого у Островского, все как в средневековых куртуазных романах, с которыми, кстати, если озадачиться, в "Как закалялась сталь" можно проследить жанровые, тематические, сюжетные, характерологические, стилистические и т.д. по всем уровням организации текста аналогии. А еще, совсем как в классицистских комедиях, малоприятных персонажей или ненадежных, с "двойным дном" людей Островский награждает характерными фамилиями: Чужанин, Развалихин, Туфта, Дубава. Но это частности, а самое существенное - то, что достоинство героя у Островского определяется исключительно происхождением и верности этому происхождению, как средневековый рыцарь должен быть верен чести рода, с той разницей по сравнению со средневековыми понятиями, что теперь "благородным" считается происхождение пролетарское. Эта пролеткультовская позиция проводится в книге максимально жестко. Первой любовью Корчагина становится Тоня Туманова - милая, в сущности, девушка, дочка лесничего, то есть не буржуйка, а вполне прогрессивная интеллигентка - но прогрессивная лишь для своего "класса", и потому Павки недостойная, впоследствии он встречает ее еще раз, когда героически прокладывает с другими комсомольцами узкоколейку для подвозки дров городу и для этого снимает с поезда пассажиров, в числе которых оказывается Тоня с ее мужем, тоже интеллигентом, и они не желают добровольно разделить трудовой энтузиазм - тогда Корчагин им угрожает. Вообще это характерный для Островского прием, когда Павка спустя какое-то время снова сталкивается с явными или скрытыми "классовыми врагами" из своего детства, чтобы лишний раз убедиться: сколько волка ни корми... Поп Василий с дочерьми оказывается одним из организаторов польского мятежа в городке. Нелли Лещинская, дочь соседа-адвоката, в дип-вагон которой Корчагин приходит налаживать электроосвещение - надменная кокаинистка и т.д.

Неудивительно, что при таком остром классовом чутье Корчагин теряет не только "буржуйку" Тоню, но и надежного товарища Риту Устинович. Вообще по общечеловеческим меркам Корчагин - типичный неудачник: несмотря на колоссальные усилия, он ничего не добился для себя, не нажил имущества, не обзавелся семьей, потерял здоровье... В тот-то и пафос произведения - в новой концепции счастья: требуется подать его судьбу не как провал, а как триумф. И это тоже очень характерный мотив для литературы 20-30-х годов: мотив жертвы индивида ради коллектива, страданий сегодня ради счастья завтра, действительности ради идеи - "чтоб земля суровая кровью истекла, чтобы юность новая из костей взошла". Только если у действительно крупных писателей, в по-настоящему значительных сочинениях - я даже не беру Бабеля или Пильняка, но хотя бы в "Разгроме" Фадеева - эта жертва при всем ее героическом контексте так или иначе воспринимается как трагедия, как повод для рефлексии, то у Островского она подается схематично. "Как закалялась сталь" - не роман, а схема романа, с "эпическими" зачинами типа: "Острая беспощадная борьба классов захватывала Украину". С "новой семьей" партийно-комсомольских работников вместо родных и возлюбленных ("потерял ощущение отдельной личности" - так характеризуется пик "нравственного" развития героя). С необходимостью убивать того, кто враг, а врагом считать того, что иного происхождения. С готовностью и самому умереть ради дела (в этом состоит "новое рождение", и, казалось бы, тут кондовый соцреализм смыкается с мифопоэтикой писателей-"стихийников", как и в сравнении революции с метелью, с бураном).

Вторая часть, правда, практически нечитабельна, поскольку в ней уже почти ничего нет ни человеческого, ни художественного. Островский пишет языком, какой и в советских изданиях (у меня под рукой книга, выпущенная до моего рождения, в 1977) приходилось комментировать в подстрочниках, и узнаваемые в 20-30-е годы сложносокращения и сленговые производные от этих сокращений - наштаокер, губсовпартшкола, комса... - засоряет его страшно. Но и дает ощущение времени - не исторического, а литературного. Этот язык с конца 1910-х годов осваивали все, одни - для героических эпопей, другие - для сатир и пародий ("И я ходил, ходил в петрокомпроды, хвостился долго и крыльца в райком..." - писала Гиппиус в 1919-м еще в Петрограде; "когда ребенок четвертый год лепечет те же невнятные, невразумительные слова вроде "совнархоз", "уеземельком", "совбур" и "реввоенсовет", так это уже не умилительный, ласкающий глаз младенец, а простите меня, довольно порядочный детина, впавший в тихий идиотизм" - издевался Аверченко в "Дюжине ножей в спину революции" уже за границей), а самые тонкие и одаренные пытались распробовать этот странный язык на вкус, услышать эти жутковатые словечки в вое революционной метели или разложить на элементарные частицы смысла, соединить лингвистической новодел с архаикой, как, например, Пильняк (все эти пильняковские "глав-бум!" или "кому - таторы, а кому - ляторы"), чью поэтику, кстати, остроумно и точно спародировал Дмитрий Быков в "Орфографии" ("И по угрешной взбеси, топытами чамкая, гружно ковылит товарищ Гурфинкель"). Но в стиле Островского совсем нет поэзии, настолько, что трудно вообще говорить о стиле - роман, в особенности вторая часть, с бесконечной борьбой на трудовом и идеологическом фронте (описываются партсобрания, где громят сначала "рабочую оппозицию" троцкистов, потом троцкистско-каменевскую "новую оппозицию" - любопытно, что в издании 1977 года ни разу не упоминается Сталин, зато мельком - репрессированный вскоре выхода первого издания романа Якир) написан скорее уж языком советской публицистики, чем художественной прозы какой-бы то ни было идеологической состоятельности. Беллетристика, пользующаяся языком сильно идеологизированной публицистики, при чтении действительно дает эффект одновременно и отпугивающий, и по-своему забавный. Но в любом случае в сравнении с Николаем Островский и Шолохов, и Фадеев - писатели если уж не великие, какими их объявляли, то, по крайней мере, настоящие.

Тем любопытнее, что на уровне отдельных микро-тем и лейтмотивов "Как закалялась сталь" все-таки может таить некоторые сюрпризы. Например, можно проследить в книге "итальянскую тему". Во второй части постоянно упоминается, что Павка много и жадно читает, но кроме классики марксизма-ленинизма, за исключением "Капитала", кстати, тоже совершенно абстрактной, в качестве конкретного названия фигурирует только "Мятеж" Фурманова, в эпизоде, где уже больной Корчагин, находясь на лечении в Евпатории, знакомится с женщиной, которая станет для него в дальнейшем партийным товарищем - Дорой Родкиной, хотя обстоятельства знакомства, казалось бы, намекают на возможность некоего романтического контекста, но комсомольский идеал - монашеско-аскетический (т.е. опять же "средневековый"), и даже когда Корчагин в конечном итоге женится на дочери подруги своей матери Тае Кацюм, это практически "непорочный марьяж": герой физически почти недееспособен (если и годен на что-то как мужчина, а не только как агитатор и организатор партийной работы - никаких прямых намеков на то в книге нет), Тая, в свою очередь, больше увлечена марксизмом и комсомольско-партийной работой, а поженились они для того, чтобы оторвать Таю от семьи, где ее заедал отец, старорежимный недобиток. Однако если вернуться к теме корчагинского чтения - обнаруживается, что подростком-рабочим он увлекался брошюрками, где печатались рассказы о похождениях Гарибальди, чуть позже его любимой книгой становится "Овод", посвященный, опять-таки, итальянским революционерам, уже "сознательным" молодым человеком Корчагин открывает для себя "Спартака" Джованьоли, причем в библиотеке переносит эту книгу на одну полку с сочинениями Горького. В свете этой "линии" становится понятным, почему, обещая матери, скучающей по сыну и жалующейся, что видит его только покалеченным, райскую жизнь после победы "мировой революции", Корчагин говорит ей: "Одна республика станет для всех людей, а вас, старушек и стариков, которые трудящие, - в Италию, страна такая теплая по-над морем стоит. Зимы там, маманя, никогда нет. Поселим вас во дворцах буржуйских, и будете свои старые косточки на солнышке греть. А мы буржуя кончать в Америку поедем".

В этом малопримечательном, попросту дурацком пассаже, однако, озвучиваются две темы, которые сегодня придают интересу к роману Островского практическую актуальность. Первая - агрессивные "интернационалистические" советские планы, с одной стороны, во многом совпадающие с православно-имперскими, а с другой, совершенно не опирающиеся на так называемый "патриотизм", поскольку Островский, надо отдать должное, в своей идеологической упертости очень последователен и его "патриотизм" направлен исключительно на идею, на строй и на класс, но не на страну, не на государство, не на народ (украинцы, евреи, латыши и поляки у него сражаются против украинцев, евреев, латышей и поляков, линия фронта проходит между классами, а не между странами и народами; очень характерны в этом свете эпизоды на советско-польской границе). Что, впрочем, совсем не делает якобы "новую" Россию безвредной для остального мира, наоборот, лишний раз напоминает, что "мирный" Советский Союз на самом деле и был главным поджигателем Второй мировой войны. В книге, выпущенной еще до того, как в Германии пришли к власти национал-социалисты, как и в сотнях других советских романах, поэмах, не говоря уже о публицистике того времени, и не конца 1910-начала 1920х, когда перспектива "экспорта революции" казалась возможной многим и, вероятно, в самом деле была отчасти вероятной, а уже в начале 1930-х, когда официальная доктрина СССР провозглашала "миролюбие", прямо и недвусмысленно то и дело напоминается, что при первом удобном случае русские пойдут войной на цивилизованный мир. Взять для примера еще один эпизод - в вагоне у Нелли Лещинской, которой Корчагин, угрожая, говорит, "пока" у нас мир, раз уж "буржуи дипломатию придумали" - но, мол, берегись... И другая - касаемо категории возраста у Островского. В еще одном пассаже он называет 50-летнего персонажа Леденева "стариком". Мать Корчагина вряд ли старше 50-ти - но и она "старушка" у него. Да и сам Павка в свои двадцать с небольшим, а в самом финале романа - в неполные тридцать - физически отработанный материал, живущий одной идеей. Снова средневековый по сути "идеал" победы "духа" над "телом".

На самом деле подобный культ молодости и моральной силы, придающей слабому несовершенному человеческому телу и физическую силу тоже, характерен для любых тоталитарных идеологий независимо от их политической окраски. Понятно, почему "Как закалялась сталь" до сих пор популярна в Китае. Ее бы и в российский "пантеон" сегодня вернули бы - но Островский в чем-то все-таки молодец, именно идеологическая ограниченность, приводящая к схематизации сюжета и характеров, лишает книгу не только свойственного любой более или менее художественной литературы объема, но и возможности прочитывать ее иначе, чем современники и сам автор - что без особого труда в наши дни удается проделывать и с "Тихим Доном", и даже с, казалось бы, пронизанной любовью к партии "Молодой гвардией". Так, скажем, расхожая формула "жизнь дается человеку и один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы" неплохо (несмотря на стилистическую ущербность) звучит и может использоваться, в сущности, в достаточно универсальном контексте, хотя бы и сегодняшними радетелями за православную духовность. Но в первоисточнике-то все конкретизировано: "...чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать ее".

Но все равно "Как закалялась сталь" не стала и не станет моей "настольной" книгой чисто формально - это почетное место прочно занимает "Гидроцентраль" Мариетты Шагинян.