Дядя ваня сюжет. А.П. Чехов "Дядя Ваня": описание, герои, анализ пьесы. Кипение чувств вокруг супруги Серебрякова

А.П. Чехов был известен своими рассказами и пьесами, которые поражали читателей тем, как тонко писатель подмечал особенности человеческой натуры. Для Антона Павловича было важно показать переживания героев и то, как они влияют на их поступки, потому что в первую очередь его интересовала личность, а потом уже все общественные и политические вопросы. В пьесе Чехова "Дядя Ваня", краткое содержание которой представлено ниже, говорится о том, как может переживать человек, когда его представление о личности другого человека полностью меняется.

Действующие лица

Персонажи из "Дяди Вани" Чехова - это простые люди, ничем не выдающиеся, но которые, как и все, радуются и переживают. В пьесе есть два героя, заслуживающих внимание: это профессор Серебряков и его шурин, дядя Ваня. Именно их конфликт занимает центральное место в пьесе. Назовем основных героев произведения:

  • Серебряков Александр Владимирович - профессор в отставке.
  • Елена Андреевна - вторая жена профессора, молодая особа 27 лет.
  • Соня - дочь Серебрякова от первого брака.
  • Войницкая Мария Васильевна - мать первой жены профессора и дяди Вани.
  • Войницкий Иван Петрович - известен в пьесе как дядя Ваня, управляющий имением Серебрякова.
  • Астров Михаил Львович - врач.
  • Телегин Илья Ильич - бедный помещик, приживала у Войницких.
  • Марина - старая няня.

Беседа во время чаепития

Пьеса описывается как "сцены из деревенской жизни в четырех действиях". Все повествование происходит в одном поместье. Писатель рассказывает нам о том, как устроена жизнь вдали от шума и суеты большого города. Все действия разворачиваются в поместье профессора Серебрякова.

Александр Владимирович приезжает туда вместе со своей молодой женой, Еленой Андреевной. Имением управлял его шурин, брат первой жены профессора, Войницкий. Для родных он - просто дядя Ваня. Ему помогает в этом дочь Серебрякова, Соня.

Краткое содержание "Дяди Вани" Чехова начинается с чаепития в имении Войницких. Няня Марина разговаривает с Астровым, врачом, другом Войницкого. Он приехал по просьбе Елены Андреевны, потому что ее муж стал жаловаться на здоровье. Дожидаясь их возвращения с прогулки, Михаил Львович сетует Марине на долю врача. Он рассказывает об антисанитарных условиях в крестьянских избах, о том, как приходится в любое время суток идти к больным.

К ним выходит Войницкий. Он тоже жалуется, но уже на то, что с приездом четы Серебряковых весь его распорядок дня изменился. Дядя Ваня говорит, что он ничего теперь не делает. Только ворчит, ест и спит. Войницкий разочарован в профессоре: раньше он восхищался им и его идеями, а теперь осознал, что Серебряков ничего не сделал существенного.

Дяде Ване непонятно, как его старый шурин может пользоваться успехом у противоположного пола. Войницкий в восхищении от его жены. Дядя Ваня спорит за чаепитием со своей матушкой, потому что она обожает профессора. Елена Андреевна упрекает Войницкого за его несдержанность. Он признается ей в любви, но она отвергает его ухаживания. Иван Петрович призывает ее не разрушать настоящее чувство.

Важные признания

Дальнейшие действия пьесы "Дядя Ваня" Чехова, краткое содержание которой поможет понять смысл и сюжет произведения, продолжаются в столовой Серебряковых. Профессор и его жена живут на доходы с имения его первой жены. После того как Александр Владимирович вышел в отставку и приехал к Войницким, он только ворчит и жалуется на старость и здоровье. Его брюзжание уже раздражает всех, даже его жену.

Только няня Марина жалеет стареющего профессора. Иван Петрович снова признается в своих чувствах к Елене Андреевне, но она отвергает его. Дядя Ваня, Телегин и Астров напиваются и рассуждают о жизни. Соня пытается признаться в любви к Астрову, но он не отвечает ей взаимностью.

Елена Андреевна и Соня откровенно разговаривают. Жена профессора признается, что ее любовь к Серебрякову оказалась лишь иллюзией. Девушка признается ей, что она влюблена во врача, но знает, что она некрасива, поэтому он не любит ее. Елена Андреевна решает ей помочь.

Нарастание конфликта

Вроде бы ничего особенного не происходит с героями пьесы "Дядя Ваня" Чехова. Краткое содержание третьего действия, однако, показывает, что между присутствующими на чаепитии назревает конфликт. Молодая жена профессора понимает, что Войницкий прав. Женщина не чувствует себя счастливой. Выйдя замуж за профессора, прельстясь его ученостью и положением, она не обрела того семейного уюта, которого ждала. Елене хочется настоящего чувства, она влюблена в Астрова.

Она с волнением соглашается поговорить с ним о Соне. Но женщина догадывается, что врач влюблен в нее. Астров подтверждает ее догадки. Он пытается поцеловать женщину: в этот момент их видит дядя Ваня. Елена Андреевна, боясь нравственного осуждения, говорит, что покинет имение вместе с мужем.

Раскрывается личность профессора: он оказывается корыстным и эгоистичным человеком. Ему кажется, что доходы с этого поместья недостаточны, поэтому он решает продать его. Часть денег поместить в банк и жить на проценты. Дядя Ваня в ужасе: куда деваться ему, старушке-матери и Соне? Ведь они столько лет для него трудились, старались побольше денег ему отправить.

Профессор говорит, что позже обдумает это. Соня не может поверить в то, что отец выставляет своих близких родственников на улицу. Потрясенный такой несправедливостью, дядя Ваня два раза стреляет в профессора, но оба раза промахивается.

Отъезд Серебряковых

В последнем действии пьесы Чехова показано, как рушатся все надежды героев на лучшую жизнь. Дядя Ваня пребывает в удрученном состоянии и решается на самоубийство. Поэтому он тайно забирает из аптечки Астрова морфий. Врач обнаруживает пропажу и просит Войницкого вернуть его. Дядя Ваня согласился только благодаря уговорам Сони.

Михаил Львович пытается уговорить Елену Андреевну остаться с ним. Но она не решается на этот поступок из-за книжных идеалов. Елена прощается с дядей Ваней и врачом в теплых чувствах. Войницкий внешне примиряется с профессором. Он обещает присылать ему столько же денег, сколько и раньше.

Все, кроме Телегина, покидают поместье. Расстроенная Соня призывает дядю заняться делами. Иван Петрович жалуется племяннице, что ему тяжело. Тогда девушка произносит свой монолог о том, что их предназначение в том, чтобы трудиться. И потом они будут вознаграждены за свои труды.

Личность дяди Вани

В пьесе Чехова один из центральных персонажей - Иван Петрович. В самом начале читателю показывается, что ранее этот мужчина обладал впечатлительностью, возвышенностью, верой в идеалы. Но постепенно, все больше занимаясь обыденными делами, он черствеет и осознает, что все идеалы - пусты.

В пьесе показано, нарастание внутреннего конфликта героя, который заканчивается его попыткой самоубийства. Войницкий - это разочаровавшийся в жизни человек, но еще не до конца утративший веру в лучшее. В его сердце еще есть справедливость и любовь к ближним, в отличие от его шурина.

Трагедии других героев

В пьесе "Дядя Ваня" А.П. Чехова показано, что не только главный герой стремился улучшить свою жизнь. Елена Андреевна, приняв увлечение за любовь, вышла замуж за эгоистичного и пустого человека. Но она испугалась, что все ее "книжные" устои разрушатся, поэтому не решилась оставить профессора.

Астров - талантливый человек, но из-за непростых условий ему все труднее сохранить свой талант и умение чувствовать. Соня надеялась, что Елена поможет ей в отношениях с Астровым, но та сама в него влюбилась. Все эти герои надеялись на то, что их жизнь улучшится, но эти надежды не сбылись. Поэтому всем остается жить так, как раньше.

Это был краткий анализ произведения "Дядя Ваня" Чехова, в котором показано, как страх человека перед переменами может помешать ему построить счастье. У них были возможности, чтобы поставить себе новые цели, изменить жизнь. Но их надуманные идеалы помешали это осуществить. Также рассказывается и о том, как важно иметь цель и трудиться для ее достижения - тогда помыслы будут чище, а жизнь правильнее.

Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара - старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», - предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», - отвечает тот.

Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живём мы все в мире и согласии - чего ещё нам?» Но как раз согласия-то и мира и нет в усадьбе. «Неблагополучно в этом доме», - дважды произнесёт Елена Андреевна, жена профессора Серебрякова, приехавшего в имение.

Эти отрывочные, внешне не адресованные друг другу реплики, вступают, перекликаясь, в диалогический спор и высвечивают смысл напряжённой драмы, переживаемой действующими лицами пьесы.

Заработался за десять лет, прожитых в уезде, Астров. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого не люблю», - жалуется он няньке. Изменился, надломился Войницкий. Раньше он, управляя имением, не знал свободной минуты. А теперь? «Я стал хуже, так как обленился, ничего не делаю и только ворчу, как старый хрен...»

Войницкий не скрывает своей зависти к профессору в отставке, особенно его успеху у женщин. Мать Войницкого, Мария Васильевна, просто обожает своего зятя, мужа её покойной дочери. Войницкий презирает учёные занятия Серебрякова: «Человек читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Наконец, он ненавидит Серебрякова, хотя его ненависть может показаться весьма пристрастной: ведь он влюбился в его красавицу жену. И Елена Андреевна резонно выговаривает Войницкому: «Ненавидеть Александра не за что, он такой же, как все».

Тогда Войницкий выставляет более глубокие и, как ему представляется, неотразимые основания своего нетерпимого, непримиримого отношения к экс-профессору - он считает себя жестоко обманутым: «Я обожал этого профессора... я работал на него как вол... Я гордился им и его наукой, я жил и дышал им! Боже, а теперь? ...он ничто! Мыльный пузырь!»

Вокруг Серебрякова сгущается атмосфера нетерпимости, ненависти, вражды. Он раздражает Астрова, и даже жена с трудом его выносит. Все как-то прослушали высказанный диагноз болезни, поразившей и героев пьесы, да и всех их современников: «...мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг». Они, включая и саму Елену Андреевну, как-то забыли, что Серебряков - «такой же, как все» и, как все, может рассчитывать на снисхождение, на милосердное к себе отношение, тем более что он страдает подагрой, мучается бессонницей, боится смерти. «Неужели же, - спрашивает он свою жену, - я не имею права на покойную старость, на внимание к себе людей?» Да, надо быть милосердным, твердит Соня, дочь Серебрякова от первого брака. Но услышит этот призыв и проявит к Серебрякову неподдельное, задушевное участие только старая нянька: «Что, батюшка? Больно? Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко. (Целует Серебрякова в плечо.) Пойдём, батюшка, в постель... Пойдём, светик... Я тебя липовым чаем напою, ножки твои согрею... Богу за тебя помолюсь...»

Но одна старая нянька не могла и не смогла, конечно, разрядить гнетущую, чреватую бедой атмосферу. Конфликтный узел так туго завязан, что происходит кульминационный взрыв. Серебряков собирает всех в гостиной, чтобы предложить для обсуждения придуманную им «меру»: малодоходное имение продать, вырученные деньги обратить в процентные бумаги, что позволило бы приобрести в Финляндии дачу.

Войницкий в негодовании: Серебряков позволяет себе распорядиться имением, которое фактически и юридически принадлежит Соне; он не подумал о судьбе Войницкого, который двадцать лет управлял имением, получая за то нищенские деньги; не задумался и о судьбе Марии Васильевны, столь беззаветно преданной профессору!

Возмущённый, взбешённый Войницкий стреляет в Серебрякова, стреляет дважды и оба раза промахивается.

Напуганный смертельной опасностью, лишь случайно его миновавшей, Серебряков решает вернуться в Харьков. Уезжает в своё небольшое именьице Астров, чтобы, как прежде, лечить мужиков, заниматься садом и лесным питомником. Затухают любовные интриги. Елене Андреевне не хватает смелости ответить на страстное увлечение ею Астрова. При расставании она, правда, признается, что увлеклась доктором, но «немножко». Она обнимает его «порывисто», но с оглядкой. А Соня окончательно убеждается, что её, такую некрасивую, Астров полюбить не сможет.

Жизнь в усадьбе возвращается на круги своя. «Опять заживём, как было, по-старому», - мечтает нянька. Без последствий остаётся и конфликт между Войницким и Серебряковым. «Ты будешь аккуратно получать то же, что и получал, - обнадёживает профессор Войницкого. - Все будет по-старому». И не успели отбыть Астров, Серебряковы, как Соня торопит Войницкого: «Ну, дядя Ваня, давай делать что-нибудь». Зажигается лампа, наполняется чернильница, Соня перелистывает конторскую книгу, дядя Ваня пишет один счёт, другой: «Второго февраля масла постного двадцать фунтов...» Нянька садится в кресло и вяжет, Мария Васильевна погружается в чтение очередной брошюры...

Казалось бы, сбылись ожидания старой няньки: все стало по-старому. Но пьеса так строится, что она постоянно - и в большом и в малом - обманывает ожидания и её героев, и читателей. Ждёшь, к примеру, музыки от Елены Андреевны, выпускницы консерватории («Мне хочется играть... Давно уже я не играла. Буду играть и плакать...»), а играет на гитаре Вафля... Действующие лица расставлены так, ход сюжетных событий принимает такое направление, диалоги и реплики спаяны такими смысловыми, часто подтекстовыми перекличками, что с авансцены оттесняется на периферию традиционный вопрос «Кто виноват?», уступая её вопросу «Что виновато?». Это Войницкому кажется, что его жизнь погубил Серебряков. Он надеется начать «новую жизнь». Но Астров рассеивает этот «возвышающий обман»: «Наше положение, твоё и моё, безнадежно. Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты. На какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас; она своими гнилыми испарениями отравила нашу кровь, и мы стали такими же пошляками, как все».

В финале пьесы, правда, Войницкий и Соня мечтают о будущем, но от заключительного монолога Сони веет безысходной печалью и ощущением бесцельно прожитой жизни: «Мы, дядя Ваня, будем жить, будем терпеливо сносить испытания, какие пошлёт нам судьба; мы покорно умрём и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами. Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах... Мы отдохнём! (Стучит сторож. Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок.) Мы отдохнём! (Занавес медленно опускается.)»

Пересказал

«Дядя Ваня» - пьеса А. П. Чехова завершена в 1896 году

«Дядя Ваня» главные герои

  • Серебряков Александр Владимирович - отставной профессор
  • Софья Александровна (Соня) - его дочь от первого брака, племянница дяди Вани
  • Елена Андреевна - его жена, 27 лет
  • Войницкая Мария Васильевна - вдова тайного советника, мать дяди Вани и первой жены профессора
  • Войницкий Иван Петрович - дядя Ваня, ее сын, шурин профессора
  • Астров Михаил Львович - врач
  • Телегин Илья Ильич - обедневший помещик
  • Марина - старая няня
  • Работник

«Дядя Ваня» краткое содержание

Действие происходит в усадьбе первой жены профессора Серебрякова, где он временно вынужден жить, не имея возможности позволить себе достойную городскую квартиру. Много лет за усадьбой присматривает, ведёт всё хозяйство Иван Петрович Войницкий - дядя Ваня. Помогает ему дочь его умершей сестры и профессора Серебрякова - Соня.

Сам же профессор женился на молодой красивой даме - Елене Андреевне, утверждающей, что вышла за него по любви. У Елены Андреевны натянутые отношения с падчерицей Соней. Помогает семье по хозяйству старая няня - Марина. Также в этом имении живёт обедневший помещик Илья Ильич Телегин.

У профессора Серебрякова постоянные приступы подагры. В имение Серебряковых приезжает доктор Михаил Львович Астров.

Дядя Ваня завидует профессору во всём и не признаёт его учёности, хотя в прошлом боготворил его. Войницкий признаётся в любви Елене Андреевне. Елене Андреевне нравится доктор, но также она подозревает, что Соня в этой связи что-то скрывает от неё. Ради этого Елена Андреевна решается на откровенный разговор с Астровым. Тот признаётся ей, что с Соней у него только дружеские отношения, хоть она и любит его как мужчину. Астров в шутку предлагает Елене Андреевне тайно закрутить роман.

В это время профессор Серебряков собирает семейный совет, на котором предлагает членам семьи продать имение. Отец Войницкого купил его для сестры дяди Вани - денег едва хватало, и ради этого дядя Ваня отказался от наследства. Он работал не покладая рук, чтобы не было долгов, и восхищённо перечитывал труды профессора. Имение сестра Войницкого завещала своей дочери - Соне. Дядя Ваня понимает, что жизнь почти прошла зря, - назревает бунт прежнего слабовольного человека.

В семье разгорается скандал. В отчаянии Войницки припоминает Серебрякову все свои тяготы и лишения ради профессорской славы и пытается застрелить профессора.

Неожиданно доктор обнаруживает, что у него пропала баночка с морфием, и, подозревая в этом Войницкого, силой забирает морфий. Серебряковы немедленно решают уехать из имения. Войницкий мирится с профессором и убеждает его, что он будет получать то же содержание, что и раньше. Серебряков и Елена Андреевна уезжают, а Соня и Войницкий остаются в имении. Позже уезжает и Астров. Соня и Войницкий работают в кабинете, записывая счета.

Работа над пьесой была завершена Чехов ым в 1896 году, первоначальное называлась «Леший», первая постановка произошла в конце декабря 1889 года на сцене театра, принадлежащего Абрамовой. В центре повествования находиться жизнь Ивана Петровича Войницкого - дяди Вани, он сын матери первой жены профессора. Трагедия главного героя в том, что во всех своих несчастьях он обвиняет не самого себя и свои поступки, а внешние обстоятельства. Главным образом это профессор Серебряков, юноша когда-то, бесспорно талантливый, теперь превратился в обрюзгшего невыносимого человека, с которым совершенно невозможно общаться. Дядя Ваня слишком поздно понял, что жизнь заканчивается, и поэтому отчаянно сожалеет о прошедшем, бездарно прожитом времени.

Действие первое

Начинается пьеса в усадьбе некогда принадлежавшей первой жене профессора где, он вынужден проживать, не имея средств и возможностей жить в достойной его положения московской квартире. Дядя Ваня постоянно недоволен приехавшим профессором и ругает его эгоистический характер и постоянные жалобы. Астров сетует на трудную работу, на плохое содержание больных крестьян. Астров выведен истинным подвижником, он защищает русский лес, которому грозит бессмысленная вырубка, и сам, несмотря на занятость, успевает высаживать насаждения. Он нравится Сонечке, ведущей на пару с дядей Ваней домашнее хозяйство.

Действие второе

Дядя Ваня прекрасно видит и осознает насколько, никчемен Серебряков, ради которого он и Соня беспрестанно трудились, трясясь над каждой копейкой, которую посылали профессору. Соня делится с Еленой Андреевной своими чувствами к Астрову, но тот ее игнорирует, так как сам влюблен в Елену Андреевну.

Действие третье

Соня видит в своей мачехе колдунью, заразившую окружающих ленью и праздностью. Доктор с горечью рассказывает Елене Андреевне о вымирании природы, что его очень огорчает и крайне злит. Но ее занимает совершенно другое желание. Серебряков выказывает желание продать имение с тем, чтобы обменять его на ценные бумаги, которые помогут ему и его жене проживать безбедно в городе, совершенно не заботясь о людях, положивших ради него свои лучшие годы жизни. Разрастается скандал, Войницкий неудачно стреляет в профессора.

Четвертое действие

Доктор Астров и Войницкий сетуют на неудавшуюся жизнь. Профессор вместе с женой готовится к отъезду в Харьков. Соня с Войницким проверяют денежные счета, которые давно не приводились в порядок. Все возвращается на круги своя, о лучшей жизни остается только мечтать. Соня в отчаянии восклицает: «Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим небо в алмазах! Мы отдохнем!»

Пьеса «Дядя Ваня», краткое содержание не может дать возможность судить о том, как точно автор описал жизнь «маленьких» людей, обуреваемых страстями, самоотверженно работающих во имя чужого блага. Само название пьесы говорит о повседневности и обыденности действий и героев, описанных в произведении. Лейтмотив в пьесе остается неизменным на протяжении всего повествования - гибнущая красота жизни, природы, красота человеческих чувств, которые может передавать, пожалуй, только музыка. И оптимистичный финал о светлой жизни будет отнюдь не лишним упоминанием. Чеховская мечта о том, что в человеке должно быть все прекрасно, вот главная мысль произведения.

Чехов впервые представил широкой публике своё произведение в 1889 году, где он отразил всю жизнь Ивана Петровича Войницкого. Именем главного героя и была названа пьеса.

На протяжении всего повествования видно, что Иван Петрович в своих неудачах обвиняет не себя, а окружающих и обстоятельства. О том, что жизнь прошла напрасно, он осознает только перед смертью.

Дядя Ваня живет в доме бывшей жены профессора Серебрякова. Он находится там потому, что у него не хватает средств жить в квартире в городе. Несмотря на то, что занимает чужую усадьбу, он неудовлетворен профессором, который уже давным-давно усердно трудится там.

Астров постоянно жалуется дяде Ване на свою трудную работу доктором, на ужасное содержание больных.

Войницкий не бесплатно проживает в доме. Он совместно с дочерью Серебрякова, Соней, ведёт домашнее хозяйство. Девушке он был очень симпатичен.

Работая на отца Сонечки, герой отмечает про себя, что Серебряков бездарный и никому не нужный человек, пытающийся ещё проявить себя.

Они с Соней замечают, несмотря на то, что они исполняют свои обязанности на совесть, профессор не проявляет никакого уважения к ним.

В усадьбу регулярно приезжает Астров, чтобы лечить Серебрякова. Сонечка влюбляется в доктора. О своих переживаниях девушка рассказывает мачехе. Но ее чувства с доктором не взаимны. Профессору нравится Елена Андреевна, за которой он и пытается ухаживать.

Соня недолюбливает мачеху, с ее появлением в доме, все работники разленились из-за того, что та постоянно устраивает праздники. Отец Сони принимает решение продать усадьбу. Он рассказывает об этом родным. Серебряков планирует жить на проценты от полученных с продажи денег, положив их в банк.

Узнав об этом, дядя Ваня интересуется, где же будет жить он и его престарелая мать. Серебряков же успокаивает его тем, что эта проблема разрешится в ближайшее время. Соня удивлена таким поведением отца. Несмотря на совместный с Иваном Петровичем честный труд, Серебряков заставляет их жить, как бродяг. Войницкий, разъяренный таким поступком, совершает попытку убить профессора. У него ничего не выходит.

Такая судьба вынуждает дядю Ваню покончить жизнь самоубийством, но Соня не дает ему умереть. Он страшно переживает, что жена Серебрякова влюблена в Астрова и не отвечает взаимностью ему.

В скором времени, Серебряков передумывает продавать поместье. Дядя Ваня продолжает работать у него вместе с Сонечкой. Уезжает Астров. Выполняя свою рутинную работу, дядя Ваня начинает жаловаться девушке о своей тяжелой жизни и несправедливой судьбе. Соня соглашается с этим.