Психологическая уравновешенность определение. Тема. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Средства профилактики и предотвращения конфликтов. Понятие «психологическая устойчивость»

В повседневной жизни каждый человек испытывает различные чувства: интерес, радость, одиночество, любовь, печаль, стыд, удивление, гнев, тревогу, скуку, презрение, тоску, отвращение, раздражение, возбуждение, страх, вину, враждебность и др. Эти переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и удовлетворения его потребностей, называют эмоциями .

Совокупность всех эмоций человека образует его эмоциональную жизнь и определяет его индивидуальное качество - эмоциональность. Эмоциональность - это способность человека по-разному переживать различные жизненные обстоятельства и реагировать на них.

Поведение человека в различных жизненных ситуациях в значительной мере зависит от его эмоциональности. Люди по-разному переживают и выражают свои эмоции. Два человека в одинаковой ситуации могут вести себя совершенно по-разному. Часть этих различий обусловлена наследственными особенностями человека, а часть приобретается им в процессе жизнедеятельности. Поэтому обучение играет важную роль в формировании у каждого человека психологической уравновешенности.

Психологическая уравновешенность - это способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, адекватно (соответствующим образом) реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.

В предыдущих разделах учебника вы познакомились с опасными и чрезвычайными ситуациями природного характера, с мероприятиями, проводимыми в стране по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций, с рекомендациями специалистов по правилам безопасного поведения в различных ситуациях.

Заметим, что, кроме знания этих правил, каждый человек для обеспечения личной безопасности должен обладать определёнными духовными и физическими качествами: постоянно совершенствовать свой стиль поведения в повседневной жизни и в различных экстремальных ситуациях, обеспечивающий ему здоровье и благополучие, и формировать свою систему здорового образа жизни.

Одним из важных направлений в этой работе и является воспитание психологической уравновешенности .

Начать воспитывать её очень важно в вашем возрасте, когда интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений, растёт интерес к отвлечённым проблемам. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной (психологической) неустойчивости: колебание настроения без видимых причин, сочетание повышенной чувствительности, ранимости и подчёркнутой развязности и самоуверенности. Обнаруживаются склонности к фантазированию, вымыслам; повышается интерес к своей внешности.

Появляется желание освободиться от опеки взрослых, тяга в любой ситуации поступать по-своему. Нередки случаи, когда вы на глазах окружающих стремитесь совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать «силу воли и храбрость». Такие поступки зачастую кончаются трагически.

Основной особенностью вашего возраста является противоречие между духовным и физическим здоровьем, стремление стать «более взрослым», не сообразуясь со своими физиологическими и физическими возможностями.

Вот поэтому вам так важно познакомиться с основными направлениями выработки психологической уравновешенности.

Остановимся на некоторых общих направлениях обеспечения психологической уравновешенности в вашем возрасте.

Одно из них - умение побороть в себе робость и воспитать уверенность. Уверенность - это такой тип поведения, когда человек может чётко и доходчиво выражать свои чувства и желания, когда он знает, чего он хочет, имеет собственное мнение. Вместе с тем понятие «уверенность» нельзя путать с понятием «самоуверенность». Самоуверенность - это необоснованно высокая оценка своих возможностей, не имеющая под собой реальной почвы.

Уверенность воспитывается с учётом реальных возможностей человека и правильной их оценки. Это достигается познанием окружающего мира, определением своего положения в нём, отношения к какому-то конкретному человеку, вещи, области знаний, умением жить в согласии с самим собой, с родными, сверстниками и другими людьми.

Уверенность воспитывается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением преодолевать различные трудности. Для этого необходимо ежедневно мобилизовать себя на выполнение своей основной обязанности - обучения. Необходимо постоянно выполнять домашние задания и хорошо усваивать учебный материал в школе, тогда у вас появится уверенность в своих силах и возможностях. Если вы занимаетесь спортом и достигаете каких-то успехов, уверенность в себе растёт. Если дома вы помогаете родителям, у вас появляется опыт в выполнении определённых работ - на дачном участке, при ремонте квартиры или при повседневных домашних делах, это тоже увеличивает чувство уверенности в себе, чувство востребованности.

Когда в глазах окружающих вы считаетесь хорошим учеником, хорошим спортсменом, хорошим помощником, это повышает вашу значимость в собственных глазах и добавляет уверенности в себе.

Запомните

    Авторитет человека и уверенность в себе в любом возрасте должны утверждаться на почве полезной деятельности для себя и окружающих.

Проблема воспитания уверенности в себе возникает у каждого человека и требует от него постоянной тренировки. Неуверенность появляется в том случае, если человек живёт не в ладах с самим собой.

Индивидуальность каждого человека складывается из множества составляющих: возраста, пола, национальности, религиозных убеждений, способностей, увлечений и взаимоотношений с другими. Все эти факторы определяют целостность личности. Если у вас вызывают неудовольствие какие-то черты вашей личности, необходимо убедить себя в том, что вы то, что вы есть, и надо научиться чувствовать себя комфортно в этом качестве. Уважайте свои качества, которые изменить нельзя.

Для создания условий психологической уравновешенности требуется также постоянная работа по самосовершенствованию , развитию своих умственных способностей, приобретению знаний и умений для полезной деятельности. Необходимо физическое совершенствование, повышение своих физических возможностей. Надо строить свою жизнь так, чтобы в ней не было «пустого» места, когда не знаешь, чем заняться. Для этого необходимо ежедневно ставить себе посильные задачи и добиваться их выполнения.

Вот пример возможной программы самосовершенствования на день.

Я буду заниматься только теми делами, которые определил для себя на сегодня, не буду пытаться решить все свои проблемы сразу. То, что наметил, сделаю до конца, чтобы больше к этим проблемам не возвращаться.

Сегодня я обязательно сделаю два дела, которые мне делать не хочется. И так каждый день я буду заставлять себя делать хотя бы по два нужных дела, которые мне не хочется делать. Я их сделаю для упражнения силы воли.

На каждый день я составлю программу поведения и буду стремиться её выполнить до конца.

При её выполнении я буду бороться со спешкой и нерешительностью, учиться одерживать победу над собой и на этой основе вырабатывать уважение к себе, к своему мнению.

Сформировав в себе чувство уверенности в реальной оценке своих возможностей и поступков, легче найти пути воспитания психологической уравновешенности.

Для обретения психологической устойчивости в вашем возрасте немаловажное значение имеет и умение приобретать себе друзей. Когда вы были маленькими, завести друзей не составляло большого труда. Многие друзья живут по соседству, с ними вас объединяли общие игры. Теперь поддерживать дружбу стало сложнее, дружба требует преданности, доверия, общих интересов и ценностей.

Если у вас нет друзей, повнимательнее взгляните на себя. Что в вас хорошего? Если ничего, то предстоит серьёзная работа над собой, прежде чем это хорошее найдут в вас другие.

Для того чтобы иметь друзей, надо прежде всего самому научиться быть другом, научиться говорить не только о своих интересах, но и об интересах других, быть хорошим слушателем.

Для воспитания психологической уравновешенности немаловажное значение имеет умение строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с родителями, старшими и вообще с окружающими вас людьми. Для этого надо учиться анализировать свои поступки, определять, как к вашему поведению относятся окружающие.

Строя взаимоотношения с окружающими людьми, надо начинать с оценки их положительных сторон, перестав думать о собственных достижениях и желаниях, подчёркивая их значительность. Во взаимоотношениях с людьми всегда следует стремиться дать им то, что вы хотели бы получить от них. Всем известно высказывание: «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Наконец, ещё одна составляющая психологической уравновешенности - это умение преодолевать стресс. Более подробно об этом будет рассказано в следующих параграфах этой главы.

Проверьте себя

  1. Что следует понимать под понятием психологическая уравновешенность!
  2. Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы повысить психологическую уравновешенность? Обоснуйте свой ответ.
  3. Какие качества необходимо воспитать у себя, чтобы завести друзей? Обоснуйте свой ответ.

Практикум

Запишите в дневник безопасности психологический тест, предложенный юным читателям болгарским журналом «Поглед», и определите, насколько у вас уравновешенный характер, т. е. в какой мере вам присуща психологическая уравновешенность. Подсчитайте набранные баллы.

Ответ и оценка

Уважаете ли вы дружбу?

Привлекает ли вас всё новое?

Предпочитаете ли вы старую одежду новой?

Притворяетесь ли вы довольным безо всякой на то причины?

Меняли ли вы в детстве более трёх раз выбор своей будущей профессии?

Лишаетесь ли вы уверенности в себе, когда предстоит решить трудное задание?

Коллекционируете ли вы что-нибудь?

Часто ли вы меняете свои планы в последний момент?

Если вы набрали более б очков, вы уравновешенный человек.

От 3 до 6 очков: у вас изменчивое настроение и характер.

Менее 3 очков: вы не верите в свои силы, необходимо завести друзей среди сверстников.

Если уровень психологической уравновешенности у вас невысок, составьте план своего поведения на каждый день, чтобы в пределах возможного воспитать в себе необходимые качества.

ОБЖ

7 класс

Тема: Психологическая уравновешенность

Цели урока:

Образовательная: формирование знаний о психологической уравновешенности; обеспечение учащихся необходимой информацией для решения ситуационных задач и творческих упражнений и формирование собственных стратегий и технологий.

Развивающая: формирование способности конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели; развитие способности применения полученных знаний для решения проблемы урока.

Воспитывающая: формирование таких качеств, как самоуважение, стремление к самосовершенствованию, умение строить взаимоотношения со сверстниками, умение управлять своими эмоциями.

Познавательная: осознанно находить решение из сложной ситуации.

Коммуникативная: работать в группе над поставленной задачей и вместе находить решение данной проблемы.

Личностная: освоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в походе;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, коллективные способы обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Ход урока

I этап Организационный момент

Цель: Настроить на положительное восприятие нового материала

II этап. Изложение учебного материала

Практическая работа. Найдите в газетном или журнальном тексте определенное слово. (Для работы каждый ученик получает свой небольшой отрывок текста с мелким шрифтом) Время выполнения не больше 3-5 минут. Хитрость заключается в том, что этого слова в тексте нет. После того как ученики выполнят или не выполнят задание, учитель дает поясняющую информацию

У вас была разная реакция на это задание, кто –то быстро догадался, что это невыполнимо, кто –то решил, что он не может справиться, потому что виноват педагог (ошибся при составлении задания) или он сам

Всех учащихся можно разделить на 3 группы.

1.те, кто, внимательно прочитав текст, понял, нужного слова в нем нет, и спокойно сказал об этом педагогу.

2. те, кто невозможность выполнить это задание объяснил внешними признаками (текст очень мелкий, тот, кто составлял это задание, ошибся и т.д.)

3. те, кто быстро сдался, решив, что не может выполнить задание, потому что чего – то не понял, не умеет быстро читать, т.е. в неудаче обвинил себя.

Подумайте, к какой из этих групп отнесетесь вы. В зависимости от этого можно говорить о разной степени развития ваших волевых качеств

  1. группа имеет высокий уровень развития волевых качеств. Они эмоционально устойчивы, инициативны, настойчивы, активны, самостоятельны
  2. Средний уровень развития волевых качеств. Такие люди решительны, импульсивны, морально неустойчивы. У них высокий уровень развития смелости, инициативности, самостоятельности, деловитости, но они не могут использовать данные качества для преодоления трудностей. Как правило, причины неуспеха ищут не в себе, а в других
  3. Слабое развитие волевых качеств. Такие люди не уверенны в своих возможностях, требуют поддержки со стороны товарищей, взрослых. Они эмоционально неустойчивы

Не расстраивайтесь, если вас результат не устраивает. Задание которое вы выполняли было скорее шуточным, чем серьезным. Но в каждой шутке есть доля истины. Если вы слишком эмоциональны и импульсивны при столкновении с трудностями, старайтесь быть хладнокровнее: немного подумайте, прежде чем приступить к действиям, внимательно прочитайте задание и т.д. Воспитание силы воли зависит от вашего желания. Любой из нас при наличии сильной мотивации может сформировать у себя это важное качество. «Если не можешь сделать сто шагов - сделай хотя бы шаг», «Дорогу осилит идущий»

Психологическая уравновешенность - способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, соответствующим образом реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.

Начать воспитывать психологическую уравновешенность важно в возрасте, когда интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений. При этом нередко появляются признаки эмоциональной (психологической) неустойчивости: колебание настроения без видимых причин, сочетание повышенной чувствительности, ранимости и подчеркнутой развязности и показной самоуверенности.

Воспитание психологической уравновешенности: побороть в себе робость, воспитать уверенность; постоянно работать над самосовершенствованием.

Немаловажное значение имеет также умение строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с родителями, старшими и вообще с окружающими людьми. Для этого надо учиться анализировать свои поступки, видеть, как к вашему поведению относятся окружающие.

Наконец, еще одна составляющая психологической уравновешенности - умение преодолевать стресс..более подробно мы поговорим о стрессе на следующем уроке.

В заключение этого урока необходимо подчеркнуть, что поведение человека в различных жизненных ситуациях в значительной мере зависит от его эмоциональности. Люди по-разному переживают и выражают свои эмоции. Два человека в одинаковой ситуации могут вести себя совершенно по-разному. Это обусловлено наследственными особенностями человека, а также приобретенными качествами.

Итог урока.

Контрольные вопросы

  1. Что следует понимать под психологической уравновешенностью?
  2. Почему в школьном возрасте важно научиться формировать у себя психологическую уравновешенность?
  3. Какие качества человека характеризуют уровень его психологической уравновешенности?

Домашнее задание

Изучите §6.1 учебника и выполните домашнее задание, предложенное в конце данного параграфа.

Рефлексия

Выставление оценок

Примечание. Поурочные планы Г.Н.Шевченко стр 92,98 Тесты


Тема. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Средства профилактики и предотвращения конфликтов.

1. Понятие психологической уравновешенности.

2. Условия для создания психологической уравновешенности.

3. Психологический тест.

4. Средства профилактики и предотвращения конфликтов.

1. Психологическая уравновешенность – способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, соответствующим образом реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими. Наконец, еще одна составляющая психологической уравновешенности – умение преодолевать стресс.

Существует несколько направлений обеспечения психологической уравновешенности.

Одно из них – умение побороть в себе робость и воспитать уверенность.

Уверенность – это такой тип поведения, когда человек может четко и доходчиво выражать свои чувства и желания, когда он знает чего хочет, имеет собственное мнение. Она воспитывается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением преодолевать различные трудности.

2. Для создания условий психологической уравновешенности требуется также постоянная работа по самосовершенствованию, развития умственных способностей, приобретению знаний и умений для полезной деятельности.

Умение приобретать друзей.

Умение строить как со сверстниками так и с окружающими людьми. Для этого нужно учиться анализировать свои поступки, определять, как к вашему поведению относятся окружающие. Во взаимоотношениях с людьми следует стремиться дать им то, что бы вы хотели бы получить от них.

3. Психологический тест по определению насколько у вас уравновешенный характер, т. е. в какой мер вам присуща психологическая уравновешенность. Посчитать баллы.

1. Уважаете ли вы дружбу?

2. Привлекает ли вас что-то новое?

3. Предпочитаете ли вы старую одежду новой?

4. Притворяетесь ли вы довольным безо всякой на то причины?

5. Меняли ли вы в детстве более трех раз выбор своей будущей профессии?

6. Лишаетесь ли вы уверенности в себе, когда предстоит решить трудное задание?

7. Коллекционируете ли вы что-нибудь?

8. Часто ли вы меняете свои планы в последний момент?

Да – 1 балл, нет – 0 баллов.

Более 6 очков, вы уравновешенный человек.

От 3 до 6 очков у вас изменчивое настроение и характер.

Менее 3 очков вы не верите в свои силы, необходимо завести друзей среди сверстников.

4. Существует социально-психологические, организационно-управленческие и нравственно-этические методы тактики предупреждения конфликтов.

К социально-психологическому методу относятся:

1. Метод согласия. Предполагает проведение мероприятий, нацеленных на привлечение конфликтующих в одно общее дело.

2. Метод доброжелательности, симпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию к другим людям.

3. Метод сохранения репутации партнера, уважения к его достоинству.

4. Метод взаимного дополнения предполагает направленность на такие способности партнера, которым не обладаем мы сами.

5. Метод недопущения дискриминации людей требует избегания подчеркивания преимущества одного партнера над другим, а еще лучше и каких-либо различий между ними.

6. Метод психологического подъема предполагает, что настроение людей, их чувства поддаются регулированию, требуют определенной поддержки. Для этого практика выработала множество способов: юбилеи, презентации, различные формы проведения совместного отдыха. Эти и подобные им мероприятия снижают психологическую напряженность, способствуют эмоциональной разрядки, вызывают положительные чувства и создают морально-психологическую атмосферу в организации, которая предотвращает возникновение конфликтов.

Предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.