Сюжет а зори здесь тихие борис васильев. А зори здесь тихие (повесть). Главы двенадцатая, тринадцатая, четырнадцатая

Война – не место для женщины. Но в порыве защитить свою страну, своё отечество, даже представительницы прекрасной половины человечества готовы сражаться. Борис Львович Васильев в повести «А зори здесь тихие…» смог передать тяжёлую судьбу пятерых девушек–зенитчиц и их командира во время второй войны.

Сам автор утверждал, что в качестве основы сюжета было выбрано реально произошедшее событие. Семеро солдат, проходивших службу на одном из участков Кировской железной дороги, смогли дать отпор немецко-фашистским захватчикам. Они сразились с диверсионной группой и предотвратили подрыв своего участка. К сожалению, в конце живым остался лишь командир отряда. Ему в последствии выдадут медаль «За боевые заслуги».

Эта история показалась писателю интересной, и он решил воплотить её на бумаге. Однако когда Васильев приступил к написанию книги, он осознал, что в послевоенное время было освещено множество подвигов, и такой поступок является лишь частным случаем. Тогда автор решил изменить пол своих героев, и повесть заиграла новыми красками. Ведь освещать женскую долю на войне решался не каждый.

Смысл названия

Название повести передает эффект неожиданности, который обрушился на героев. Этот разъезд, где происходило действие, был действительно тихим и спокойным местом. Если вдалеке оккупанты бомбили Кировскую дорогу, то «здесь» царила гармония. Те мужчины, которых направляли его охранять, спивались, потому что делать там нечего: ни боев, ни нацистов, ни заданий. Как в тылу. Именно поэтому туда послали девушек, как бы зная, что с ними ничего не случится, участок безопасный. Однако читатель видит, что враг только усыплял бдительность, планируя атаку. После трагических событий, описанных автором, остается только горько посетовать на неудавшееся оправдание этой жуткой случайности: «А зори здесь тихие». Тишина в названии также передает эмоцию траура – минуту молчания. Сама природа скорбит, видя такое надругательство над человеком.

Кроме того, название иллюстрирует мир на земле, которого добивались девушки, отдавая свои молодые жизни. Они достигли своей цели, но какой ценой? Их усилиям, их борьбе, их крику с помощью союза «а» противопоставляется эта кровью омытая тишина.

Жанр и направление

Жанр книги – повесть. Она очень небольшая по объему, читается на одном дыхании. Автор намеренно вынул из военных будней, хорошо знакомых ему, все те бытовые подробности, которые замедляют динамику текста. Он хотел оставить только эмоционально заряженные фрагменты, вызывающие неподдельную реакцию читателя на прочитанное.

Направление – реалистическая военная проза. Б. Васильев повествует о войне, используя реальный жизненный материал для создания сюжета.

Суть

Главный герой – Федот Евграфыч Васков, является старшиной 171 железнодорожного уезда. Здесь спокойно, и прибывшие в эту местность солдаты часто начинают выпивать от безделья. Герой пишет на них рапорты, и в конечном итоге ему отправляют девчат-зенитчиц.

Поначалу Васков не понимает, как обращаться с юными девушками, но, когда дело доходит до военных действий, все они становятся единой командой. Одна из них замечает двух немцев, главный герой понимает, что это диверсанты, которые собираются пройти тайно через лес к важным стратегическим объектам.

Федот быстро собирает группу из пяти девушек. Они идут по местной тропе, чтобы опередить немцев. Однако выясняется, что вместо двух человек во вражеском отряде шестнадцать бойцов. Васков знает, что им не справиться, и он отсылает одну из девушек за подмогой. К сожалению, Лиза погибает, утонув в болоте и не успев передать послание.

В это время, стараясь хитростью обмануть немцев, отряд старается отвести их как можно дальше. Они изображают лесорубов, стреляют из-за валунов, находят место отдыха немцев. Но силы не равны, и в ходе неравной битвы погибают остальные девушки.

Герою всё же удаётся захватить оставшихся солдат в плен. Спустя много лет он возвращается сюда, чтобы привезти на могилу мраморную плиту. В эпилоге молодые люди, увидев старика, понимают, что оказывается и тут шли бои. Повесть заканчивается фразой одного из молодых ребят: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел».

Главные герои и их характеристика

  1. Федот Васьков – единственный выживший из команды. Впоследствии потерял руку из-за ранения. Храбрый, ответственный и надёжный человек. Считает неприемлемым пьянство на войне, рьяно отстаивает необходимость дисциплины. Несмотря на сложный характер девушек, заботится о них и очень переживает, когда осознает, что не уберег бойцов. В конце произведения читатель видит его с приёмным сыном. Что означает, что Федот сдержал обещание, данное Рите – позаботился о ее сыне, ставшем сиротой.

Образы девушек:

  1. Елизавета Бричкина – трудолюбивая девушка. Она родилась в простой семье. Её мать больна, а отец работает лесником. До войны Лиза собиралась переехать из деревни в город и учиться в техникуме. Она умирает при выполнении приказа: тонет в болоте, пытаясь привести солдат на подмогу своей команде. Погибая в трясине, она до последнего не верит в то, что смерть не даст ей реализовать честолюбивые мечты.
  2. Софья Гурвич – рядовой боец. Бывшая студентка Московского университета, отличница. Она изучала немецкий язык и могла быть хорошим переводчиком, ей прочили большое будущее. Выросла Соня среди дружной еврейской семьи. Умирает, пытаясь вернуть командиру забытый кисет. Она случайно встречает немцев, которые закалывают её двумя ударами в грудь. Хоть на войне у нее не все получалось, она упорно и терпеливо выполняла свои обязанности и достойно приняла смерть.
  3. Галина Четвертак – самая младшая из группы. Она сирота, выросла в детском доме. На войну идёт ради «романтики», но быстро понимает, что это не место для слабых. Васков берёт её с собой в воспитательных целях, но Галя не выдерживает давления. Она паникует и пытается убежать от немцев, но те убивают девушку. Несмотря на трусость героини, старшина говорит остальным, что она погибла в перестрелке.
  4. Евгения Комелькова – молодая красивая девушка, дочь офицера. Немцы захватывают её деревню, она успевает спрятаться, но всю её семью расстреливают у неё на глазах. На войне проявляет храбрость и героизм, Женя заслоняет собой сослуживцев. Сначала её ранят, а затем расстреливают в упор, ведь она отвела отряд на себя, желая спасти остальных.
  5. Маргарита Осянина – младший сержант и командир отделения зенитчиц. Серьёзная и рассудительная, была замужем и имеет сына. Однако муж погибает в первые дни войны, после чего Рита стала ненавидеть немцев тихо и безжалостно. Во время сражения её смертельно ранят, и она выстреливает себе в висок. Но перед смертью просит Васькова позаботиться о сыне.
  6. Темы

    1. Героизм, чувство долга . Вчерашние школьницы, ещё совсем молодые девушки уходят на войну. Но делают они это не из-за нужды. Каждая приходит по своей воле и, как показала история, каждая вложила все свои силы, чтобы противостоять немецко-фашистским захватчикам.
    2. Женщина на войне . В первую очередь в произведении Б. Васильева важен тот факт, что девушки находятся не в тылу. Они наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. Каждая из них – это личность, у каждой были планы на жизнь, своя семья. Но жестокая судьба отнимает это всё. В устах главного героя звучит мысль о том, что война страшна тем, что, отнимая жизни женщин, она губит жизнь целого народа.
    3. Подвиг маленького человека . Ни одна из девушек не была профессиональным бойцом. Это были обычные советские люди с разными характерами и судьбой. Но война сплачивает героинь, и они готовы сражаться вместе. Вклад в борьбу каждой из них не был напрасным.
    4. Мужество и смелость. Некоторые героини особенно выделились на фоне остальных, проявив феноменальную отвагу. Например, Женя Комелькова ценой жизни спасла товарищей, обратив преследование врагов на себя. Она не боялась рискнуть, так как была уверена в победе. Даже получив ранение, девушка лишь удивилась, что такое произошло с ней.
    5. Родина. Васков винил себя за то, что случилось с его подопечными. Он представлял, что их сыновья поднимутся и выскажут упрек мужчинам, которые не смогли уберечь женщин. Он не верил, что какой-то Беломорканал стоит этих жертв, ведь его и так охраняли сотни бойцов. Но в разговоре со старшиной Рита пресекла его самобичевание, сказав, что отчество – это не каналы и дороги, которые они защищали от диверсантов. Это вся русская земля, которая требовала защиты здесь и сейчас. Именно так автор представляет родину.

    Проблемы

    Проблематика повести охватывает типичные проблемы из военной прозы: жестокость и человечность, смелость и трусость, историческая память и забытье. Также она передает специфическую новаторскую проблему – судьба женщины на войне. Рассмотрим самые яркие аспекты на примерах.

    1. Проблема войны . Борьба не разбирает, кого убить, а кого оставить в живых, она слепа и равнодушна, подобна разрушительной стихии. Поэтому случайно гибнут слабые и ни в чем не повинные женщины, а единственный мужчина выживает, тоже случайно. Они принимают неравный бой, и вполне естественно, что им никто не успел помочь. Таковы условия военного времени: везде, даже в самом тихом месте, опасно, везде ломаются судьбы.
    2. Проблема памяти. В финале старшина приходит на место страшной расправы с сыном героини и встречает молодых людей, которые удивляются тому, что в этой глуши происходили бои. Таким образом, выживший мужчина увековечивает память о погибших женщинах, устанавливая мемориальную плиту. Теперь потомки будут помнить их подвиг.
    3. Проблема трусости . Галя Четвертак не смогла воспитать в себе необходимую храбрость, и своим неразумным поведением она осложнила проведение операции. Автор не винит ее строго: девушка и так воспитывалась в тяжелейших условиях, ей не у кого было учиться вести себя достойно. Родители бросили ее, побоявшись ответственности, так и сама Галя испугалась в решающий момент. На ее примере Васильев показывает, что война – это не место для романтиков, потому что борьба всегда не красива, она чудовищна, и выдержать ее гнёт дано не каждому.

    Смысл

    Автор хотел показать, как русские женщины, издавна славящиеся своей силой воли, боролись с оккупацией. Он не зря рассказывает о каждой биографии в отдельности, ведь по ним видно, с какими испытаниями прекрасный пол сталкивался в тылу и на передовой. Пощады не было никому, и в этих условиях девушки принимали на себя удар противника. Каждая из них пошла на жертву добровольно. В этом отчаянном напряжении воли всех народных сил и кроется главная мысль Бориса Васильева. Будущие и настоящие матери пожертвовали естественным долгом – рожать и воспитывать будущие поколения – ради того, чтобы спасти весь мир от тирании нацизма.

    Разумеется, главная идея писателя – гуманистический посыл: женщинам не место на войне. Их жизни топчут тяжелые солдатские сапоги, как будто им на пути попадаются не люди, а цветы. Но если враг посягнул на родную землю, если он безжалостно истребляет все, что дорого сердцу, то даже девушка способна бросить ему вызов и победить в неравной борьбе.

    Вывод

    Каждый читатель, конечно, подводит нравственные итоги повести самостоятельно. Но многие из тех, кто вдумчиво читал книгу, согласятся с тем, что она повествует о необходимости сохранения исторической памяти. Нам необходимо помнить о тех немыслимых жертвах, которые добровольно и осознанно приносили наши предки во имя мира на Земле. Они шли в кровавый бой, чтобы истребить не только оккупантов, но и саму идею нацизма, лживую и несправедливую теорию, которая сделала возможным множество беспрецедентных преступлений против прав человека и его свобод. Эта память нужна, чтобы русский народ и его не менее отважные соседи осознавали свое место в мире и его современной истории.

    Все страны, все народы, женщины и мужчины, старики и дети смогли объединиться ради общей цели: возвращения мирного неба над головой. Значит, и сегодня мы «можем повторить» это объединение с тем же великим посылом добра и справедливости.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…

Шел май 1942 г., на 171-м разъезде солдаты млели от безделья и тишины. Налеты прекрати­лись, однако над разъездом постоянно кружили разведчики, поэтому командование держало там две зенитные счетверенки. Комендантом разъез­да был хмурый старшина Федот Евграфыч Ва­сков, который устал бороться с пьянством в своей части и просил у командования непьющих солдат. Наконец в его распоряжение прислали военных, которые точно не стали бы пить самогон и уви­ваться за местными красавицами. Это были пер­вое и второе отделения третьего взвода пятой ро­ты Отдельного зенитно-пулеметного батальона, состоящие из молоденьких девчат. Старшина сна­чала даже растерялся. Потом он сам строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчицы отказа­лись вставать на постой к хозяйкам.

На разъезде наступила тишь, однако комендан­ту было нелегко. Новые подчиненные оказались девчатами боевыми и задиристыми, поэтому он постоянно боялся сказать что-нибудь не то, чтобы не попасть на острый язычок.

Тридцатидвухлетний командир боялся наме­ков и шуточек насчет ухаживаний, поэтому ходил всегда, уставившись в землю. Девчата же промеж себя считали и называли его старичком. Васков и на самом деле скоро стал покашливать на каж­дом шагу - после того, как случайно наткнулся на первое отделение, загорающее под ярким май­ским солнцем. Командир Осянина, строгая, неулыб­чивая девушка, была вместе со всеми.

Рита Осянина первой из класса вышла замуж - за командира-пограничника, погибшего на второй день войны.

Молодая женщина успела еще в мае отправить своего маленького сына к родителям в тыл, поэто­му, когда началась война, она рвалась воевать. Ее отправили в полковую зенитную школу. Затем она оказалась на разъезде. Рита всегда держалась особ­няком от других девчат, которые казались ей еще зелеными, хотя они были ее ровесницами.

Именно к Осяниной в отделение прислали Ев­гению Комелькову, рыжую белокожую красави­цу, возлюбленную одного из штабных командиров, который был женат. Неожиданно Рита разоткро­венничалась с Евгенией, рассказав ей о своей жиз­ни. Та только коротко заметила, что у Риты теперь имеется личные счеты, как и у нее, потерявшей в один момент всю семью. Евгения была очень жиз­нерадостной и озорной. Только она могла расшеве­лить командира Осянину. Приехав на пункт наз­начения со своим отделением, Рита стала вдруг время от времени исчезать по ночам. Некоторые девчата знали об этих отлучках, но, думая, что за­вела гордячка ухажера, молчали.

Однажды, возвращаясь, как обычно, в барак, Рита случайно наткнулась на незнакомого росло­го человека, стоящего к ней спиной. Она шагнула в куст, глядя, как к чужаку присоединился еще один и они пошли в лес. Как только неизвестные скры­лись, Рита, как была, босиком, побежала к стар­шине. Она рассказала командиру о чужаках в лесу. Васков приказал девушке поднимать по боевой тревоге команду. Старшина связался с командо­ванием и доложил, что в лесу замечены немцы в количестве двух человек в маскировочных ха­латах. Был отдан приказ изловить немцев. В распо­ряжение старшины выделили пять человек. В груп­пу вошла также Рита, видевшая своими глазами врагов. Помимо нее, в лес должны были пойти ры­жая и озорная Комелькова, худенькая Соня Гур­вич, коренастая Лиза Бричкина и неразлучная с Комельковой Галя Четвертак.

Васков решил, что немцы, скорее всего, пробира­ются к железнодорожному полотну, путь к кото­рому пролегает через Вопь-озеро. Короткой доро­ги они не знают, значит, пойдут в обход. Старшина с отрядом по короткому пути смогут опередить немцев и встретить их на озере. Васков надеялся, что спрячет своих девчат понадежнее, а уж сам най­дет, о чем потолковать с немцами.

Бойцы его шагали бодро. Старшина старался посуровее относиться к своим подчиненным, что­бы те оставили свои хаханьки и серьезно отнес­лись к походу. Шли парами. Командиру выпало идти с Гурвич, переводчицей. Он узнал, что девуш­ка сама из Минска и ее родные сейчас «под нем­цем». Она переживала за них, зная, как фашисты расправляются с евреями. Отряд подошел к топи. Старшина вырубил для своего воинства и для се­бя шесть добрых слег и объяснил девчатам, как лучше всего двигаться по опасному месту. Во вре­мя трудного перехода у Четвертак засосало сапог. Комелькова хотела было помочь, однако Васков громким окриком остановил ее. Кругом трясина, шаг в сторону грозил верной смертью. Отряд вы­шел передохнуть на небольшой островок. Галя вышла в одном чулке. Дав немного девчатам от­дохнуть, старшина повел их дальше. Наконец вы­шли к протоке, и командир дал сорок минут на то, чтобы помыться, постираться и оправиться. Сам он, помывшись, смастерил Четвертак из бересты чуню. На разутую ногу незадачливого бойца наде­ли два шерстяных носка командира, обмотали пор­тянкой и прикрутили бинтом чуню.

Перекусив, отряд двинулся дальше. Гнал их Вас­ков ходко, чтобы у девчат высохла одежда и они не замерзли. Иногда он переходил на бег. Бежал, пока у самого дыхания хватало, но бойцы держа­лись стойко, только раскраснелись. К вечеру вышли к Вопь-озеру. Здесь решили поджидать немцев. Отряду нужно было успешно выбрать позиции - основную и запасную. По расчетам враги могли появиться не раньше чем через четыре часа. По­зиция была отлична: немцы сумели бы пройти толь­ко по узкой песчаной полоске у берега, чтобы до­стать отряд, им пришлось бы часа три огибать гряду, тогда как бойцы Васкова могли отходить напря­мую. После обеда по приказу все вещи девчата оставили на запасной позиции под охраной Чет­вертак. Остальных Васков сам развел по местам, наказав, чтобы лежали, как мыши.

Вернувшись на запасную позицию, Васков об­наружил, что у Гали жар: сказалось хождение по холодной воде без сапога. Старшина плеснул в круж­ку спирт и заставил Четвертак его выпить. Затем наломал лапник, постелил его, покрыл Галю своей шинелью, приказав отдыхать. Уже перевалило за полночь, а немцев все не было видно. Васков стал переживать, что вообще проворонил их, побояв­шись вступить в открытый бой, пожалев своих девчонок-бойцов. Рита, успокаивая командира, пред­положила, что немцы сделали привал, ведь они тоже люди. Старшина отправил ее отдыхать.

На рассвете он разбудил Осянину, указав ей на всполошившихся сорок. Отряд занял свою пози­цию. Наконец на опушку выскользнули двое, од­нако за их спинами продолжали колыхаться кус­ты. Девчата из своих укрытий насчитали шестнад­цать человек.

Старшина приказал бойцам неслышно отсту­пать на запасную позицию. Васков растерялся: всю жизнь он как военный выполнял только чу­жие приказы, не заботясь о том, чем они продик­тованы. Сейчас он не знал, что делать. У него не было ни автоматов, ни пулеметов, ни сноровистых мужиков - только пятерка смешливых девчат да пять обойм на винтовку. Васков принял решение. Он спросил Лизу, дочь лесника, выросшую в лесу, запомнила ли она дорогу назад. Когда та ответила утвердительно, отправил ее за подмогой, еще раз проинструктировав насчет болота.

Когда командир дошел до запасной позиции, девчата, как воробьи, бросились к нему. Сначала Васков хотел прикрикнуть за то, что не выстави­ли караул, однако, глянув на их напряженные ли­ца, только сказал, что плохо дело. Подкрепление можно было ждать не раньше чем к ночи. Ввязы­ваться с винтовками против автоматов в бой было смешно. Старшина решил запутать немцев, не пустить через гряду, чтобы те пошли вокруг Легонтова озера. Все эти соображения он выложил своим бойцам. Причем делал это нарочито спо­койно, чтобы не вызвать у девчат панику, спра­шивая их мнение. Немцам нужно было как можно тише добраться до цели, поэтому они выбирали самые глухие тропы. Девчонки пошушукались, а потом спросили старшину, что стали делать бы немцы, встретив лесорубов. Командиру идея пон­равилась. Чужаки вряд ли будут рисковать, пока­зываясь лесорубам: вдруг где-нибудь поблизости есть еще одна бригада. Мигом сообщат, куда надо. Васков принял девичий план к исполнению и вы­брал место, чтобы немцы вышли прямо на них на другой стороне реки. Девчатам он велел жечь кост­ры, аукаться, создавая побольше шума, да снять все, что могло бы определить военную форму. Левый фланг командир взял на себя, чтобы в случае, если немцы все-таки задумают переправляться, он мог бы нескольких уложить и дать девчатам время на то, чтобы разбежаться. Создавая види­мость, Васков как можно громче подрубал деревья перебегая с одного места на другое. Наконец с пе­редового секрета прибежала Гурвич и сообщила, что чужаки близко.

Все девчата разбежалась по своим местам, толь­ко Четвертак на том берегу замешкалась, снимая чуню. Тогда старшина взял ее на руки и, как ре­бенка, понес на другую сторону, ворча, что вода холодная, а хворь в девушке еще держится.

Впереди брела Гурвич, раздвигая коленками холодную воду. Обернувшись, она выпустила юб­ку в воду. Комендант сердито крикнул, чтобы она подобрала подол. Девчата подняли шум на берегу, иногда к ним присоединялся Васков, чтобы был слышен мужской голос. Сам же он внимательно смотрел на противоположный берег, где должны были появиться немцы. Наконец кусты зашевели­лись. Старшина боялся, что немцы пошлют на их берег разведку и по пальцам пересчитают лесо­рубов. Рядом Евгения вдруг сорвала гимнастерку и, громко позвав девчат купаться, рванула к воде. Немцы снова спрятались в кустах. Женька пле­скалась в воде, а Васков ждал, что вот-вот ударит очередь в девушку.

Он откликнулся и, повалив несколько деревьев, вышел на берег. Он сказал Женьке, что из района сейчас придет машина. Женька потянула Васкова за руку, и он увидел, что, несмотря на улыбку, гла­за девушки были полны ужаса. Улыбаясь, стар­шина тихо приказал Комельковой уходить с бере­га. Однако Женька только громко смеялась. Тогда командир схватил ее одежонку и, крикнув, чтобы она догоняла, запетлял по берегу. Девушка завиз­жала и побежала за Васковым. Оказавшись в кус­тах, старшина хотел сделать выговор, однако, обер­нувшись, увидел, что Женька, скорчившись, сидит на земле и плачет. Они добились своего: немцы уш­ли в обход Легонтова озера.

Они ждали Бричкину с подкреплением, еще не зная, что девушка утонула в болоте. Немцы зата­ились в лесу, что не нравилось Васкову, который считал, что «врага да медведя с глазу спускать не годится». Он решил разведать, что делает враг. Вместе с Ритой Васков таясь пошел по берегу озе­ра. Скоро Васков почувствовал дым. Он оставил Риту, а сам отправился в разведку.

Немцы сделали привал. Десять человек прини­мали пищу, двое сидели в карауле, остальные, по предположению старшины, несли караул с дру­гих сторон. Васков послал Риту за бойцами. Когда отряд подошел, Осянина вспомнила, что забыла кисет командира. Гурвич, ничего не слушая, бро­силась обратно.

Через какое-то время Васков услышал тихий сигнал. Взяв Комелькову и приказав всем оста­ваться на месте, пошел за Гурвич. Старшина уже догадывался, что случилось. Гурвич обнаружили в расселине. Девушка успела вскрикнуть только потому, что удар ножа немца был рассчитан на мужика и не сразу попал в сердце. Рядом были следы от тяжелых ботинок. Васков решил догнать немцев, которые вдвоем пробирались по лесу. Вместе с Женькой они убили этих диверсантов, отомстив за Соню. Собрав оружие, старшина при­казал Женьке тихо привести девчат к месту, где погибла Соня.

Командир вытащил из Сониного кармана доку­менты. Все вместе похоронили девушку, предва­рительно сняв с нее сапоги и отдав Гале. Четвертак не хотела надевать эти сапоги, однако Осянина прикрикнула на нее. Отряд потерял время из-за похорон, из-за уговаривания Гали. Старшина от­дал один автомат Осяниной, другой оставил себе. Тронулись. Случайно отряд чуть было не нарвал­ся на немцев, но старшина недаром был отличным охотником. Он успел махнуть девчатам, чтобы рас­сыпались, и бросил гранату. Началась перестрел­ка. Однако, не зная, кто им противостоит, дивер­санты решили отступить. Во время боя Галя так испугалась, что не сделала ни одного выстрела, лежала, спрятав лицо за камнем. Женька опомни­лась быстро, правда, стреляла, не целясь. А вот Ри­та даже спасла ситуацию, прикрыв командира на время, пока он перезаряжал автомат. Когда немцы отошли, Васков на месте перестрелки обнаружил много крови, однако тело немцы унесли с собой.

Вернувшись, командир чуть было не стал пред­седателем на комсомольском собрании, открытом Осяниной. Темой собрания служила трусость Чет­вертак в первом бою. Васков отменил все собра­ния, сказав, что в первом бою даже дюжие мужи­ки теряются. Подмога все не подходила, а немцы могли в любую минуту снова выскочить на отряд. Командир, взяв Четвертак с собой, приказал Ося­ниной двигаться на большом расстоянии вслед за ними. В случае перестрелки им нужно затаиться и, если Васков не вернется, идти к своим.

Васков понял, что убитые им немцы были не дозором, а разведкой, поэтому диверсанты и не хватились их. Галя вяло шла за командиром. Пе­ред глазами у нее стояло мертвое лицо Сони, что вводило ее в ужас. Вскоре старшина и боец натк­нулись на ложбинку, в которой лежало двое фри­цев, пристреленных своими же из-за ранений.

Таким образом, осталось двенадцать диверсан­тов. Обернувшись, Васков заметил, что Четвертак боится. Он безуспешно пытался поднять ей боевой дух. Послышался хруст ветки. Немцы по двое про­чесывали лес. Васков и Галя притаились в кустах. Диверсанты могли выйти на Риту с Женей.

Немцы уже проходили мимо затаившихся, как вдруг Галя, не выдержав, с криками рванула че­рез кусты. Коротко ударил автомат, девушка упа­ла. Старшина понял, что игра проиграна, и решил увести немцев за собой, подальше от оставшихся в живых девчат.

Отстреливаясь, петляя, создавая как можно боль­ше шума, Васков стал уходить в лес. Патроны кон­чились. Налегке старшина стал пробираться че­рез валежник, его ранили в руку. Тогда командир стал отходить к болотам, чтобы там немного пере­дохнуть и перевязать руку. Он не помнил, как до­шел до островка. Очнулся уже на рассвету. Кровь не текла. Тина залепила рану, и Васков не стал ее отколупывать, замотал сверху бинтом. Вспомнив, что у сосны оставалось пять слег, старшина по­нял, что Бричкина пошла без опоры и наверняка утонула. Он вернулся на берег, чтобы разыскать девчат.

В поисках он наткнулся на Легонтов скит, древ­нюю, замшелую избу. Хрустнула ветка, и к избе вышли все двенадцать диверсантов. Один из них сильно хромал, остальные были нагружены взрыв­чаткой. Немцы решили не идти вокруг озера, а це­лили в перемычку, стремясь найти брешь. Раненый и еще один диверсант остались в укрытии, а десят­ка ушла в лес. Васков обезвредил одного из нем­цев, который отправился к колодцу, и забрал у не­го оружие. Раненый немец затаился в избе, боясь привлечь к себе внимание.

Старшина совсем было отчаялся найти девчат, но вдруг услышал шепот. Зенитчицы по воде бро­сились к нему и повисли на нем обе сразу. Васков сам еле сдержал слезы, обнимая своих девчат. Он так обрадовался, что даже разрешил теперь на­зывать себя не по уставу - Федотом или Федей. Втроем помянули погибших девчат.

Зная, что подкрепление не придет, старшина ре­шил выиграть еще одни сутки. Федот, выбрав по­зиции, оставил девчат у широкого плеса, а сам взял тот мысок, где Женька сутки назад отпугнула нем­цев. Вскоре отряд вступил в бой. Отстреливаясь, старшина постоянно прислушивался, слышны ли винтовки девчат. Немцы отступили. Васкова наш­ла Женька и позвала с собой. Рита сидела под со­сной, держась за живот, по рукам текла кровь. Посмотрев рану, Федот понял, что она смертельно опасна. Осколок разворотил живот, сквозь кровь были видны внутренности. Васков стал перевязы­вать рану. А Женька в это время, схватив авто­мат, кинулась к берегу. Старшина не мог остано­вить кровь, которая просачивалась через повязку. Женька уводила немцев в лес. Однако не все ди­версанты ушли, они кружили рядом с Осяниной и командиром. Васков, взяв Риту на руки, побежал в кусты.

Женька, любимая дочка красного командира, всегда верила в себя. Уводя немцев, она не сомне­валась, что все кончится благополучно. Когда первая пуля ударила в бок, девушка только удивилась. Она могла бы затаиться, однако отстреливалась до последнего патрона, уже лежа, не пытаясь бе­жать. Немцы добили ее в упор, а потом долго смот­рели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо.

Рита понимала, что ее рана смертельна. Васков спрятал Осянину, а сам отправился на помощь Женьке. Выстрелы стихли, и девушка поняла, что ее подруга погибла. Слезы кончились. Рита дума­ла только о том, что ее сын остается сиротой на руках у больной и робкой матери.

Подошел старшина, он поймал тусклый взгляд Осяниной и вдруг крикнул, что они не победили, что он еще живой. Он сел, стиснув зубы, сказав Рите, что у него болит грудь оттого, что он поло­жил всех пятерых девчат из-за какого-то десятка фрицев. По его мнению, когда война кончится, ему нечего будет ответить на вопрос детей, почему он мам будущих не уберег.

Рита рассказала Федоту о сыне и попросила его позаботиться о мальчике. Старшина, оставив ей наган, решил произвести разведку, а затем до­бираться до своих. Он завалил девушку ветками и, сжимая в кармане бесполезную гранату, заша­гал к речке. Как только старшина скрылся из ви­ду, Рита выстрелила себе в висок. Федот похоро­нил ее, как и Женю, быстро.

Сжимая в руке наган с последним патроном, стар­шина отправился к немцам. У знакомой избы он снял часового, а поскольку автомат с того снимать было некогда, прямо с одним наганом залетел в дом. Диверсанты отсыпались, только один из них сде­лал попытку достать оружие. Васков выпустил в него последнюю свою пулю. В другой руке он дер­жал недействующую гранату.

Четверо немцев и подумать не могли, что Фе­дот один, без оружия, может вот так выйти. Они связали друг друга под пустым наганом. Последне­го старшина повязал сам. Федот трясся в ознобе и смеялся сквозь слезы: «Что, взяли?.. Пять дев­чат, пять девочек было всего! Всего пятеро!.. А - не прошли вы, никуда не прошли… Сам лично всех убью, если начальство помилует…».

Последний путь Федот уже никогда не мог вспо­мнить: рука ныла, мысли путались, он боялся по­терять сознание, поэтому цеплялся за него из по­следних силенок. Впереди колыхались немецкие спины, а самого старшину мотало из стороны в сто­рону, как пьяного. Он потерял сознание только тог­да, когда услышал разговор своих.

Уже после войны туристы, отдыхающие на озе­рах, увидели старика без руки и молодого капитана-ракетчика. Они приплыли на моторках и при­везли мраморную плиту, которую установили на могиле за речкой, в лесу. На плите были имена пя­ти погибших в войну девчонок.

«А зори здесь тихие» - произведение Бориса Васильева, посвященное Великой Отечественной войне и роли женщин в ней. Даже краткое содержание "А зори здесь тихие" позволяет передать весь трагизм ситуации, описанной в полной версии произведения. Действие разворачивается в мае 1942 года на одном из железнодорожных разъездов. Здесь командует зенитчиками тридцатидвухлетний Федот Евграфыч Васков.

В целом на разъезде спокойная обстановка, которую иногда нарушают самолеты. Все солдаты, прибывающие на столь важный пост, поначалу осматриваются, а затем начинают вести разгульный образ жизни. Васков достаточно часто писал рапорты на нерадивых солдат, и командование решило выделить ему взвод девушек-зенитчиц. Поначалу Федот и зенитчицы попадают в неловкие ситуации, подробнее это показано в полной версии "А зори здесь тихие", краткое содержание повести не предусматривает столь подробных деталей.

Одним из командиров взвода является Маргарита Осянина, которая стала вдовой на второй день войны. Ею движет неудержимая жажда мести и ненависть ко всем немцам, именно поэтому она ведет себя достаточно строго по отношению к девушкам. После одного из фашистских налетов погибает подносчица, и на ее место прибывает Женя Комелькова, имеющая собственные мотивы для мести: фашисты расстреляли всю ее семью у нее на глазах.

Как только Женя оказалась на фронте, ее уличили в связи с женатым полковником Лужиным, именно так она и оказалась на 171 разъезде. Жене удается сойтись с холодной Ритой, и та начинает смягчаться. Также Комельковой удалось преобразить Галю Четвертак, которая в компании была обычной серой мышкой, и та решила держаться вместе с ней. Краткое содержание "А зори здесь тихие", к сожалению, не дает возможности красочно расписать подробности преображения Четвертак.

Неподалеку от разъезда находится город, где живет сын Риты и ее мать. По ночам Осянина отвозила им продукты, и однажды, передвигаясь по лесу, заметила немцев. Вскоре командование потребовало от Васкова и его взвода поймать фашистов. Федот полагает, что враги двигаются к железной дороге, чтобы вывести ее из строя. Чтобы перехватить пару немцев, Васков берет с собой Осянину, Комелькову, Четвертак, а также Елизавету Бричкину, дочь лесника, и Софью Гурвич, девушку из интеллигентной семьи.

Никто из отряда даже не предполагал, что немцев окажется не двое, а шестнадцать. Федот отправляет Лизу за помощью, но та оступается на болотной тропке и погибает. Параллельно с этим оставшиеся члены отряда пытаются обмануть захватчиков, изображая лесорубов, и отчасти этот маневр удается. Краткое содержание "А зори здесь тихие", к сожалению, не способно продемонстрировать сложный путь показанный в книге и ее экранизации.

Васков оставляет на старом месте дислокации кисет, и Гурвич решает его вернуть. Неосмотрительность стоит ей жизни - ее убивают двое немцев. Женя и Федот мстят за Соню, после чего хоронят ее. Увидев немцев, оставшиеся в живых открывают по ним огонь, и те прячутся, пытаясь понять, кто их атаковал.

Федот устраивает засаду немцам, однако все планы срывает Галя, нервы которой не выдержали. Она выбежала из укрытия прямо под пули фашистов. Девушка погибает, а Федот уводит фашистов как можно дальше от Риты и Жени, во время маневра он находит юбку Бричкиной и понимает, что помощи не будет. Трагизм этой ситуации нельзя ощутить, используя лишь краткое содержание "А зори здесь тихие".

Федот, Рита и Женя принимают последний бой. Рита получает смертельное ранение в живот, и в то время, пока Федот оттаскивает ее в укрытие, Женя, отвлекающая немцев, погибает. Осянина просит Васкова позаботиться о ее сыне и убивает себя выстрелом в висок. Федот хоронит обеих.

Васков находит место укрытия немцев, врывается в их дом и захватывает в плен, после чего ведет в место дислокации взвода. Книга оканчивается тем, что ежегодно к месту гибели девушек прибывают Федот Васков и капитан Альберт Федотыч, сын Маргариты Осяниной. Повесть, которую создал Борис Васильев - "А зори здесь тихие", входит в цикл произведений, посвященных женской судьбе в период Великой Отечественной войны.

182be0c5cdcd5072bb1864cdee4d3d6e

Действие повести разворачивается в мае 1942 года. Командир железнодорожного разъезда Федот Евграфыч Васков просит начальство прислать ему «непьющих» солдат, так как все, кто приезжает к нему на разъезд, почувствовав, какое там царит спокойствие, вскоре начинают «пить и гулять». Сам Федот Евграфыч такого поведения не приемлет. Наконец, начальство направляет ему бойцов, с которыми действительно можно не опасаться, что они начнут пить – женский зенитный взвод. Командир этого необычного взвода - Рита Осянина, которая просто ненавидит немцев, так как из-за них она стала вдовой уже через день после начала войны. У нее есть сын Альберт, который живет с ее матерью. И когда зашла речь о том, что надо кого-то перевести с передовой на разъезд под командование к Васкову, Рита сама просит перевести туда свой взвод, так как разъезд находится рядом с тем городом, где живут ее сын и мать. Характер у Риты суровый, что чувствуют все девушки из ее взвода. Вскоре во взвод присылают новенькую – Женю Камелькову. Женя – очень красивая веселая девушка, она сближается с Ритой, помогая той оттаять душой.
Рита часто тайно ходит в город, чтобы повидать родных. Однажды, пробираясь по лесу в сторону разъезда, она наталкивается в лесу на двух немцев, о чем и докладывает Васкову. Тот сообщает обо всем «наверх» и получает приказ задержать немцев. Васков собирает отряд из пятерых девушек – Риты, Жени, Сони Гурвич, Лизы Бричкиной и Гали Четвертак. Он понимает, что немцы идут на Кировскую железную дорогу, и решает пойти к Синюхиной гряде, где проходит единственный путь к железнодорожному переезду, коротким путем – напрямик через болото. Он первым идет по тропе, которую хорошо знает, девушки следуют за ним. Они добираются до Синюхиной гряды и готовятся встретить немцев. Когда появились немцы, Васков видит, что их не двое, а шестнадцать. Поэтому он принимает решение послать Лизу Бричкину за подкреплением – ему с пятерыми девушками не справится с таким количеством немцев. А пока Лиза бежит на разъезд, Васков решает обмануть немцев – он и девушки изображают из себя лесорубов. Немцы, услышав, что прямо перед ними кто-то работает в лесу, решают пойти другим путем. Васков напрасно ждет подмоги – Лиза, возвращаясь на разъезд, оступилась на тропе и утонула в болоте.
Васков и девушки решают перейти на другое место, но на Синюхиной гряде Васков забывает свой кисет, и Соня предлагает принести его. В спешке она не замечает двух немцев, вышедших из лесу, и погибает. Этих немцев убивают Васков и Женя. Они хоронят Соню.
Немцы уже подходят близко к Васкову и его отряду, Васков и девушки начинают стрелять. Немцы не видят их и потому отступают, так как не знают, сколько человек ведет по ним огонь. Васков вместе с Галей идет в разведку. Но Галя очень напугана, и в тот момент, когда немцы проходят рядом с ними, ее нервы не выдерживают, и она вскакивает из засады. Немцы видят ее и стреляют в нее в упор.
Васков решает увести немцев от других девушек. Он ранен в руку, но ему удается дойти до острова посреди болота. Там он и видит в болоте юбку Лизы и до него доходит страшная правда - подкрепления ждать не стоит. Он возвращается к девушкам. Вместе они собираются принять бой. Во время боя Рита получает ранение, Васков относит ее в безопасное место, в это время немцы убивают Женю, отвлекающую их от Васкова и раненой Риты. Рита рассказывает Васкову про своего сына и просит его позаботиться о нем. Сама она, понимая, что рана ее смертельна, и не желая, чтобы Васков отвлекался на нее в этот момент, стреляет в себя. Васков хоронит Женю и Риту и идет искать оставшихся пятерых немцев. Он находит их в лесной сторожке, убивает одного, а остальных берет в плен. Четверо немцев сами связывают друг друга, так как даже не допускают мысли, что Васков в лесу один. Он ведет их по лесу и теряет сознание как раз в тот миг, когда навстречу ему выходят русские солдаты.
Заканчивается повесть тем, что много лет спустя на могилу, где похоронена Рита, привозят мраморную плиту. Привезли ее седой старик без руки и капитан по имени Альберт Федотыч.

А зори здесь тихие. Повесть, которая принесла своему автору, Борису Львовичу Васильеву настоящую известность. Написанная в 1969 году, она практически сразу была напечатана в журнале «Юность». Уже через год произведение перенеслось на сцену театра. В 1970 году повесть «А зори здесь тихие…» была экранизирована. В данной повести автор разворачивает перед читателем историю о военной операции, которая завязалась в одном из русских лесов. Отправившись на дело, бойцы во главе со старшиной обнаруживают, что немцы превосходят их в числе.

Отряд остается без подкрепления, они обречены на смерть: кто-то поддается страху, кто-то мужественно защищает родной край. Но дело в том, что все бойцы, кроме старшины, женщины. Теряя каждую из своих «солдаток», одну за другой, главный герой повести, старшина, с горечью думает о противоестественности происходящего. Женщины, которые погибают от рук неприятеля, должны быть совсем в другом месте, в семье, рожать и воспитывать детей. Эта мысль, которая репризой повторяется в произведении и является, главной мыслью автора.

Борис Васильев поднимает темы трусости, героизма, долга, но и задается проблемой «женщина и война». И эта проблема наталкивает читателя на проблему еще большую, ведь женщина в этом произведении является синонимом жизни, продолжательницей рода.

«А зори здесь тихие…» краткое содержание

Пополнение

Шел жаркий май 1942 года. На 171-м железнодорожном разъезде главным был старшина Федот Васков. Васков в возрасте 32 лет, он одинок, так как жена сбежала с любовником, а маленький сынок умер. Бойцы постоянно сменялись, потому что место это было спокойное, солдаты пили самогон и гуляли с местными женщинами. Федот Евграфыч требует прислать к нему непьющих и «не гулящих» - в ответ начальство присылает отряд молодых зенитчиц.

Старшина Васков не знает как себя вести с молодыми женщинами, на любое замечание они отвечают хихиканьем, «на всех фронтах» сушат белье, а то и вовсе лягут загорать в чем мать родила. Главная в первом отделении взвода Маргарита Осянина. Вышла первой замуж из класса, а вдовой осталась на второй день войны. У Риты остался маленький сын Альберт, которого за два месяца до войны она отправила к родителям в деревню.

Смерть мужа делала её какой-то особенной среди остальных девушек, она оставалась самой суровой среди них. Когда среди девушек появляется Женя Комелькова, особенность Риты исчезает. За год до того, как Женя оказалась здесь, немцы расстреляли всю ее семью. Она видела это своими глазами, из дома напротив, где ее спрятала соседка-эстонка. Несмотря на большую потерю, Женя смеется и улыбается, она очень красивая, стройная, с длинными волосами. Женя и Рита становятся подругами.

Отряд выдвигается

Через некоторое время становится ясно, что не зря Рита попросила перевести свой взвод именно сюда. Каждые три дня, Осянина самовольно убегает куда-то после ужина и возвращается с рассветом. В одно из таких путешествий, утром, Рита видит двух немцев, что идут в лес. Она будит Васкова, тот сообщает начальству и принимает решение выдвигаться, чтобы выследить неприятеля: одного из немцев убить, одного взять в плен для расспроса. С собой он берет: Женю, Риту, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Отряд выдвигается, идет по короткой тропе. Васков правильно догадывается, что немцы пойдут длинной тропой, а сам ведет девчат короткой дорогой, через топь, к озеру Вопь. Расположившиеся в засаде, старшина и девчата наконец-то дожидаются немцев. Но когда немцы выходят на берег, Федот Васков должен решать в голове большую задачу: на берег вышло не двое, а шестнадцать немцев.

Ждем подкрепления

Лизу Бричкину отправляют обратно в деревню, сообщить начальству, что срочно требуется подкрепление. Лиза, дочь лесника, бежит, думая о своей прошлой жизни, которая прошла в заботах о больной матери, и о чувстве к старшине Васкову. Она пропускает нужное место, оступается и погибает в болоте. В это время, старшина и остальные девушки, еще не знают об этом. Они должны тянуть время: прикидываясь лесорубами, они жгут костры, валят деревья.

Когда бойцы двинулись дальше, Васков обнаруживает, что забыл свой кисет с табаком. Веселая Соня решает вернуться за ним, тем более по этой тропе они проходили уже два раза. На свою беду, Соня встречает немцев, которые ее убивают. Старшина и Женя выслеживают двух немцев и мстят за Соню. Вскоре они обстреливают неприятельский отряд, но ранят только одного.

Во время обстрела Галя четвертак, бывшая студентка библиотечного техникума, попавшая на фронт из-за романтических представлений, поддается страху. Она в ужасе от смерти Сони, но Васков не видит этого. Он берет ее с собой, сажает в засаду, и когда наступает удачный момент, чтобы расстрелять неприятеля, Галя выдает себя, немцы убивают ее. Старшина уводит за собой немцев, чтобы спасти оставшихся в живых Женю и Риту. Васкова ранят в руку. Он находит избушку, стоянку врага, убивает еще одного немца. На своем пути, около болота, он замечает юбку Бричкиной и понимает, что девушка увязла в болоте, помощи не будет.

Последний бой

Выжившие Женя с Ритой встречаются с Федотом на берегу как сестры с братом. Они обнимаются, плачут, старшина рассказывает девушкам о смерти Лизы и том, что их ждет последний бой, нельзя подпустить врага к железной дороге. Девушки готовы к этому. В неравном бою немцы сначала ранят Риту, а пока Васков прячет ее, погибает Женя. Рита понимает, что не выживет и сознается Васкову, куда она бегала по ночам: недалеко от разъезда, в городе живет ее мать, с маленьким сыном Риты. Женщина просит Федота позаботиться о малыше. Не желая умирать в муках, Рита стреляет себе в висок.

Васков, оставшийся один, сначала хоронит Риту и Женю. А потом отправляется в избушку, стоянку немцев. Он убивает одного немца, а остальные четверо сдаются в плен. Неприятель просто не мог представить, что старшина был один. А сам старшина, связывая последнего немца, с горечью обещал убить каждого, за пять девочек, которых они погубили. Завершается повесть жизнеутверждающим эпилогом. Проходит много лет. Старый Федот Евграфыч и Альберт Федотыч привозят на могилу Риты мраморную плиту.