Презентация на тему "цунами". Цунами план-конспект урока по обж (7 класс) на тему Что такое цунами определение обж

ЦУНАМИ

Сейчас, цунами – это общепринятый международный научный термин, происходит он от японского слова, которое обозначает "большая волна, заливающая бухту". Точное определение цунами звучит так - это длинные волны катастрофического характера, возникающие главным образом в результате тектонических подвижек на дне океана.

На современном этапе развития науки не представляется возможным точно предсказывать время и место возникновения землетрясения, но после того как оно произошло, возможность возникновения цунами в том или ином пункте можно предвычислить.

В России:

После получения от сейсмостанции данных о параметрах случившегося землетрясения, Центр Цунами рассчитывает времена подхода фронта волны цунами к населенным пунктам и осуществляет оперативное наблюдение за изменением состоянием моря, для чего задействуются наблюдатели на всех гидрометеопостах прибрежной зоны, экипажи морских судов, и другие береговые службы и системы связи. По мере поступления в Центр Цунами данных о реальном проявлении цунами на побережье, вырабатывается решение о времени окончания угрожающего периода, и подается отбой как собственным тревогам, так и тревогам, выпущенным сейсмостанцией.

В режиме повышенной готовности или в процессе проведения действия по тревоге (ЧС), Центр Цунами осуществляет взаимодействие с аналогичными зарубежными центрами, включенными в регламент отработки тревожных ситуация в Тихоокеанском регионе. На местном уровне Центр Цунами инициирует созыв областной комиссии по ЧС, и обеспечивает его информацией о предполагаемом и фактическом развитии событий после случившегося подводного землетрясения, а также включается в сбор фактической информации об ощущаемости и последствиях сильных землетрясений на побережье.

За период 1958-1998 гг. на Сахалине и Курилах было зарегистрировано 42 случая цунами, 34 из них возникли в ближней зоне (Курило-Камчатский глубоководный желоб, Японское и Охотское моря) и 8 тревог по цунами возникшим в отдаленных районах Тихого океана.

Не во всех случаях сильных землетрясений, происходящих вблизи побережья, образуется цунами, но в связи с тем, что вероятность его возникновения велика, предупреждения о цунами при сильных землетрясениях вблизи побережья выпускаются во всех случаях, когда величина землетрясения превышает пороговое значение (т.е. имеется вероятность выпуска ложных предупреждений).

На мировом уровне:

Для защиты от цунами была создана Служба предупреждения с центром в Гонолулу на Гавайских островах. Там обрабатываются записи 31 сейсмической станции и данные 50 мареографических постов. Интервал времени от момента регистрации землетрясения до прихода волн к берегам Японии, Курил или Чили может быть коротким (15 - 20 мин.), поэтому предупреждение должно быть передано незамедлительно, а действия по защите начаты моментально.

В объяснении причин возникновения цунами остается еще много неясного. Международная Служба передает предупреждения при каждом сильном подводном землетрясении, в том числе и тогда, когда цунами не возникает. Этот метод имеет свою оборотную сторону: люди привыкнув к "необоснованным" сигналам тревоги, теряют доверие и к важным предупреждениям. Именно из-за этого при Чилийском землетрясении было большое число погибших на Гавайских островах и в Японии.

О явлении цунами

Явление, которое мы называем цунами - это серия распространяющихся в океане волн с очень большой длиной и периодом. Эти волны образуются вследствие землетрясений, происходящих под дном океана или вблизи его побережья. Цунами могут образоваться при извержении подводных вулканов, а также при обвалах больших участков суши в океан. Цунами перемещается в глубоководных районах океана со скоростью свыше 1000 км/час, расстояние между последовательными гребнями (ложбинами) волн может быть более нескольких сотен километров, поэтому в открытом море они не ощущаются людьми, находящимися на борту судов.

При выходе цунами на мелководные участки побережья скорость волн резко уменьшается, а высота их значительно увеличивается. Именно на этих мелководных участках цунами становится опасным для жизни и материальных ценностей, именно на этих участках его высота может стать более 30-50 метров, а разрушительная сила волн - огромной.

Особенно опасно цунами для населенных пунктов и сооружений, находящихся в вершине заливов и бухт, широко открытых к океану и клинообразно сужающихся в сторону суши. Сюда, как в воронку, цунами нагоняет большую массу воды, в конце бухты она выплескивается на берег, затопляет устья и долины рек на 2-3 км от моря.

Цунами - довольно редкое явление. На Тихоокеанском побережье Камчатки и Курильских островов цунами возникают с максимальным подъемом уровня воды свыше 23 м 1 раз в 100-200 лет, с подъемом от 8 до 23 м 1 раз в 50-100 лет, с подъемом от 3 до 8 м 1 раз в 20-30 лет, с подъемом 1-3 м 1 раз в 10 лет.

Подобно тому как имеется шкала интенсивности землетрясений, существует и шкала интенсивности цунами

I - цунами очень слабое, волна отмечается лишь мареографами.

II - cлабое цунами, может затопить плоское побережье.

III - цунами средней силы. Плоские побережья затоплены, легкие суда могут быть выброшены на берег. В воронкообразных устьях рек течение может временно меняться на обратное. Портовые сооружения подвергаются небольшому ущербу.

IV - сильное цунами, побережье затоплено, прибрежные постройки и сооружения повреждены. Крупные парусные суда и небольшие моторные выброшены на сушу, а затем снова смыты в море. Берега засорены обломками и мусором.

V - очень сильное цунами, приморские территории затоплены. Волноломы и молы сильно повреждены. И более крупные суда выброшены на берег. Ущерб велик и во внутренних частях побережья. В устьях рек высокие штормовые нагоны. Человеческие жертвы.

VI - катастрофическое цунами, полное опустошение побережья и приморских территорий. Суша затоплена на значительное пространство в глубь от берега моря. Самые крупные суда повреждены. Много жертв.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЦУНАМИ

1. Большинство цунами вызывается землетрясениями, которые происходят под дном океана, чаще всего на периферийных участках Тихого океана. К потенциально опасным относятся пониженные участки вдоль берегов, в заливах и бухтах с высотой менее 15 м над уровнем моря при цунами удаленного происхождения и менее 30 м при цунами местного происхождения.

2. Цунами - не единичная волна, а серия из нескольких волн. Следовательно, оставайтесь вдали от опасной зоны, пока не пройдут все волны или пока не последует сигнал отбоя тревоги; опасность цунами может существовать в течение нескольких часов.

3. Будьте внимательны к предупреждениям о цунами при удаленных землетрясениях. В Хило (Гавайи) в 1960 году погиб 61 человек и несколько сотен было ранено, хотя предупреждение было дано за 10 часов до прихода первой волны.

4. Любое землетрясение, происшедшее в море у берега, может вызвать местное цунами. Если вы ощутили такое землетрясение немедленно покиньте берег. Более 230 человек погибло и пропало без вести в Японии в мае 1983 года, когда цунами обрушилось на северо-западное побережье острова Хонсю, хотя каждый в округе ощутил землетрясение и должен был остеречься, получив предупреждение.

5. О приближении цунами может возвестить заметный подъем или спад уровня моря вдоль береговой линии. Такой сигнал всегда должен служить предупреждением.

6. Никогда не спускайтесь к морю, чтобы посмотреть на обнажившееся при цунами дно или посмотреть на цунами. Когда увидите приближающуюся волну, спасаться будет уже поздно.

7. При первых признаках цунами, упомянутых выше, следует быстро и организованно покинуть побережье и укрыться в местах, высота которых над уровнем моря составляет не менее 30-40 м. При этом на возвышенности взбираться следует вверх по склону, а не по долинам рек, впадающих в море, т.к. реки сами могут служить проводником для водного вала, несущегося против их течения.
Если поблизости нет возвышенности, нужно удалиться от берега моря на расстояние 2-3 километра.

8. Судам, находящимся в прибрежных водах или стоящим на якоре на открытом рейде или в бухте с широким входом, а тем более у причала, при угрозе цунами следует срочно уйти в океан за 50-метровую изобату.

9. Если в продолжении одного-двух часов после сильного землетрясения море вообще так и не начало отступать от берега и волны цунами не появились, значит угроза миновала.

ПОМНИТЕ! Не столь страшно цунами, как человеческая беспечность и неорганизованность во время бедствия.

План:

Причины возникновения цунами

Распределение цунами связано, как правило, с областями сильных землетрясений. Оно подчинено четкой географической закономерности, определяемой связью сейсмических районов с областями недавних и современных процессов горообразования.

Известно, что большинство землетрясений приурочено к тем поясам Земли, в пределах которых продолжается формирование горных систем, в особенности молодых, относящихся к современной геологической эпохе. Наиболее чисты землетрясения в областях близкого соседства крупных горных систем с впадинами морей и океанов.

На рис. 1 приведена схема складчатых горных систем и областей концентрации эпицентров землетрясений. На этой схеме четко выявляются две зоны земного шара, наиболее подверженные землетрясениям. Одна из них занимает широтное положение и включает Апеннины, Альпы, Карпаты, Кавказ, Копет-Даг, Тянь-Шань, Памир и Гималаи. В пределах этой зоны цунами наблюдается на побережьях Средиземного, Адриатического, Эгейского, Черного и Каспийского морей и северной части Индийского океана. Другая зона расположена в меридиональном направлении и проходит вдоль берегов Тихого океана. Последний как бы окаймлен подводными горными хребтами, вершины которых поднимаются в виде островов (Алеутские, Курильские, Японские острова и другие). Волны цунами образуются здесь в результате разрывов между поднимающимися горными хребтами и опускающимися параллельно хребтам глубоководными впадинами, отделяющими цепи островов от малоподвижной области дна Тихого океана.

Непосредственной причиной возникновения волн цунами чаще всего являются происходящие при землетрясениях изменения в рельефе океанического дна, приводящие к образованию крупных сбросов, провалов и т.п.

О масштабах таких изменений можно судить по следующему примеру. При землетрясении в Адриатическом море у берегов Греции 26 октября 1873 года были отмечены разрывы телеграфного кабеля, проложенного на дне моря на четырехсотметровой глубине. После землетрясения один из концов разорванного кабеля был обнаружен на глубине более 600 м. Следовательно, землетрясение вызвало резкое опускание участка морского дна на глубину около 200 м. Через несколько лет в результате другого землетрясения вновь произошел разрыв кабеля, проложенного по ровному дну, причем концы его оказались на глубине, отличающейся от прежней на несколько сот метров. Наконец, еще через год после новых толчков глубина моря на месте разрыва увеличилась на 400 м.

Еще большие нарушения рельефа дна имеют место при землетрясениях в Тихом океане. Так, при подводном землетрясении в заливе Сагами (Япония) при внезапном поднятии участка океанического дна было вытеснено около 22,5 куб. км воды, которая и обрушилась на берег в виде волн цунами.

На рис. 2а изображен механизм возникновения цунами в результате землетрясения. В момент резкого погружения участка дна океана и возникновения на дне моря впадины пода устремляется к се центру, переполняет впадину и образует громадную выпуклость на поверхности. При резком поднятии участка дна океана выясняются значительные массы воды. На поверхности океана при этом возникают волны цунами, быстро расходящиеся во все стороны. Обычно они образуют серию из 3–9 волн, расстояние между гребнями которых составляет 100–300 км, а высота при приближении волн к берегу достигает 30 м и более.

Другой причиной, вызывающей цунами, являются извержения вулканов, возвышающихся над поверхностью моря в виде островков или расположенных на океаническом дне (рис. 2б). Наиболее яркий пример в этом отношении представляет собой образование цунами при извержении вулкана Кракатау в Зондском проливе в августе 1883 года. Извержение сопровождалось выбросом вулканического пепла на высоту 30 км. Грозный голос вулкана был слышен одновременно в Австралии и на ближайших островах Юго-Восточной Азии. 27 августа в 10 часов утра гигантской силы взрыв разрушил вулканический остров. В этот момент и возникли волны цунами, распространившиеся по всем океанам и опустошившие многие острова Малайского архипелага. В самой узкой части Зондского пролива высота волн достигала 30–35 м. Местами воды проникли в глубь Индонезии и произвели страшные разрушения. На острове Себези было уничтожено четыре деревни. Города Анжер, Мерак и Бентам были разрушены, леса и железные дороги смыты, а рыболовные суда заброшены на сушу на расстояние в несколько километров от берега океана. Берега Суматры и Явы стали неузнаваемы – все было покрыто грязью, пеплом, трупами людей и животных. Эта катастрофа принесла гибель 36000 жителей архипелага. Волны цунами распространились по всему Индийскому океану от берегов Индии на севере до мыса Доброй Надежды на юге. В Атлантическом океане они достигли Панамского перешейка, а в Тихом океане – Аляски и Сан-Франциско.

Случаи цунами при вулканических извержениях известны и в Японии. Так, 23 и 24 сентября 1952 года произошло сильное извержение подводного вулкана на рифе Мейдзин в нескольких сотнях километров от Токио. Образовавшиеся при этом волны достигли острова Хотидзе к северо-востоку от вулкана. Во время этой катастрофы погибло японское гидрографическое судно «Кайе-Мару-5», с борта которого велись наблюдения.

Третьей причиной возникновения цунами является падение в море огромных обломков скал, вызванное разрушением скальных пород грунтовыми водами. Высота таких волн зависит от массы упавшего в море материала и от высоты его падения. Так, в 1930 году на острове Мадейра с высоты 200 м сорвалась глыба, что послужило причиной возникновения одиночной волны высотой 15 м.

В переводе с японского языка данное слово значит «большая волна в порту», и слово обозначает величайшее стихийное бедствие, природный катаклизм. Это огромные и длинные волны, которые рождаются в открытом океане и, стремясь к берегу, накатывают на него. В открытом море высота и мощность цунами обычно невелика, но, когда волна попадает в гавань или залив, ее сила, согласно физическим законам, нарастает до катастрофических размеров. Масса воды обрушивается на берег, сметая все на своем пути.

Природное явление цунами объясняется подводными землетрясениями. Толчок земной коры под водой дает смещение морского дна, и, оттого, толчок водным массам. Высота волны цунами способна достичь 70 метров в высоту, и это выглядит поистине страшно. К тому же разрушительное мощное цунами способно проникать вглубь суши километров на 10-12 в худшем случае.

Цунами в России

В Тихом и Индийском океанах часты цунами, но Россия очень редко страдала от этого явления, характерного более для южных морей и активных там сейсмических зон. Единственный заметно трагический случай в новой истории России произошел в 1952 году на Северных Курилах.

Катастрофа за давностью лет уже позабылась, но тот год выдался действительно черным в истории Курил: на островах погибло около двух тысяч человек, полностью разрушен был город Северо-Курильск. Три волны накрыли город одна за другой спустя час после того, как в заливе произошло подводное землетрясение. Спастись удалось в основном тем, кто после первой волны убежал к сопкам.

Как правильно вести себя во время цунами? Конечно, нужно стремиться попасть на возвышение, подальше от берега, и закрепиться там. Можно при приближении волны даже привязать себя максимально прочно к прочной постройке, таким образом, чтобы постройка укрывала от налетающей ударной силы волны.

Цунами никогда не приходит в виде одной волны, волн обычно несколько. Будьте настороже в течении часа-двух после подземного толчка, если же волна не ударит о берег в течение этого отрезка времени, можно успокоиться.

Цунами в Японии

марте 2011 году у берегов Японии произошло разрушительное землетрясение, сильнейшее в истории Японии. Не успели японцы опомниться от толчков, как через полчаса на берег нахлынули волны цунами. Волна достигала в одном месте почти 11 метров в высоту. Затоплен был аэропорт города Сендай, пострадала атомная электростанция города Фукусима, множество автомобилей было унесено волнами, погибли люди – до 15 тысяч человек. Вода цунами проникла на 10 км вглубь острова.

Волны цунами, бушевавшие в Японии, достигли в другой стороне океана даже штата Калифорния в США (там погиб один человек), немного достигли и берегов России (здесь пришлось на всякий случай эвакуировать людей).

Цунами показало, насколько хрупок мир цивилизации. Оно прервало мобильную связь, Интернет-сети, привычные людям, снабжение водой, а тем более, движение транспорта: на железной дороге, на знаменитых японских скоростных автострадах, авиа... Тем большее уважение вызывают японцы, которые помогали друг другу, стремились спасти других, не занимались мародерством, работали четко и слаженно.

Тема: « Защита населения от цунами».

Разработала

преподаватель-организатор ОБЖ

МОУ «Гимназия № 24»

Медведева И.В.

Цели:

- актуализировать знания о цунами

- содействовать формированию у учащихся первоначальных представлений о способах защиты от цунами

- создание условий для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, делать выводы, участвовать в обсуждении проблемы.

Задачи:

- научить действиям при угрозе и во время цунами

- развивать умение работать с литературой, информационными материалами, делать выводы.

- воспитывать у учащихся ценностное и ответственное отношение к своему здоровью; умение работать в команде для достижения цели

Тип урока : интегрированный, обобщение и систематизация знаний.

Технологии : развивающего обучения, информационные.

Оборудование : учебник, тетрадь, раздаточный материал (тесты), химическое оборудование для проведения опытов, презентация « Power point », «Физическая карта мира», мультимедийный проектор, компьютер.

Методы и приёмы обучения : проблемные, объяснительно-иллюстрационные.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока.

I . Организация начала занятия.

Дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке.

Проверить готовность учащихся к уроку: на столах должны быть - тетрадь, дневник, учебник, письменные принадлежности. Распределение учащихся по группам. (приветствие, подготовка к уроку, наличие всего необходимого для работы на уроке, эмоционально-психологический настрой на работу)

II . Проверка выполнения домашнего задания.

Дидактическая задача : установление правильности и объёмности выполнения домашнего задания всеми учащимися.

III. Подготовка к основному этапу занятий.

Дидактическая задача : обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

На данном этапе проводилась связь с материалом, изученным ранее, при этом осуществлялся контроль в игровой форме.

Учитель ОБЖ : Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Но мы работает с Вами в обычном режиме.

Тема сегодняшнего урока: «Защита населения от цунами».

Цель урока:

Выработать алгоритм действий при угрозе, во время и после цунами.

План урока:

1.Как подготовиться к цунами

2.Правила поведения во время цунами

3.Правила поведения после цунами

4.Способы оценки качества и очистки воды в домашних и природных условиях.

Для достижения цели, которую мы перед собой поставили, Вы должны ответить на следующие вопросы. Давайте вспомним основные понятия темы. У меня есть небольшой аквариум с рыбками. Эти рыбки содержат вопросы, на которые нужно ответить.

Вопросы для повторения пройденного материала:

1. Что такое цунами? (гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений или извержений вулканов, возможны также при обрушении берегов).

2. Что означает слово цунами? («цу» - гавань, «нами» - «большая волна», то есть большая волна в гавани).

3. Высота волны над очагом в океане -? (1-5 м).

4. Длина волны - ? (150-300 км).

5. Скорость распространения - ? (от 50 до 100 км/ч)

6. От чего зависит длина волны, её высота и скорость распространения? (от глубины океана: чем больше глубина океана, тем больше длина волны и скорость её распространения и тем меньше высота волны).

7. Классификация цунами по причине возникновения? (вызванные подводными землетрясениями, вызванные прибрежными землетрясениями, вызванные подводными и островными извержениями вулканов, вызванные оползнями на морском дне).

8. Классификация цунами по интенсивности? (очень слабые - I балл, слабые - II балла, средние - III балла, сильные - IV балла, очень сильные - V баллов, катастрофические - VI баллов).

9. Основные поражающие факторы цунами? (ударное воздействие волны, размывание и наводнения).

10. Вторичные последствия цунами? (пожары, возникающие в результате повреждений нефтехранилищ, разрушение химически и радиационно опасных объектов, а также коммунальных систем может вызвать на обширных территориях химическое, радиационное или другое загрязнение)

Учитель ОБЖ:

Молодцы, все справились со своими вопросами. А ещё ребята нашли народную поговорку: «Жди горя с моря, а беды от воды». Все ли согласны с данной пословицей? Давайте разделимся на две группы: левая сторона (согласна с высказыванием), правая сторона (не согласна с высказыванием). Заслушиваются ответы учащихся, проводится обсуждение.

Учитель ОБЖ: Я написала небольшое стихотворение, посвященное цунами. Послушайте его.

Идёт она издалека,

Вздымаясь кверху и бушуя.

Что принесёт эта волна,

Когда придёт на берега?

Удар, и крики,

И мольба -

Постой! Куда несёшься?

И кто послал тебя такой -

Неукротимой и жестокой.

Едва ушла -

И вновь вернулась,

И разрушения опять,

И долго будут потом люди

Всё восстанавливать опять.

В тебе есть сила,

Мощь, спонтанность…

И что здесь делать?

А ответ простой -

Ты предскажи её пораньше,

Спасёшь ты снова род людской.

А если вдруг волна внезапна,

То уберечься можно в ней - Ты соблюдай всё то, что надо -

Спасёшься сам, спасёшь друзей.

Учитель ОБЖ:

Поэтому, ребята, мы сегодня акцентируем внимание на том, что если мы не изучим данную тему, то не сможем правильно повести себя в критической ситуации. Может быть такое: Вы поехали с родителями на побережье (по туристической путевке) или вдруг сменили место жительства - и там можете легко столкнуться с этим грозным природным явлением - цунами.

1 V . Основной этап.

Дидактическая задача : формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

При изучении нового материала проводились межпредметные связи с химией. Использовались проблемный и объяснительно-иллюстративный методы. При раскрытии учебного материала применялись компьютер и мультимедийный проектор. Ребята работали в группах и индивидуально - проводили опыты по очистке воды в домашних и природных условиях.

Учитель ОБЖ :

Мы вспомнили с вами основные вопросы прошлой темы. Поэтому перейдем к изучению нового материала. Вы разбиты на группы. Каждая группа получает задание, работает с учебником, находит ответ на вопрос, кратко записывает ответ на листочке, у доски один из Вас зачитывает ответ и прикрепляет на доску.

I группа:

Правила: «Как подготовиться к цунами?»

1. Следите за сообщениями по прогнозу цунами, помните об их предвестниках. Запомните сигналы оповещения об опасности цунами, установленные для вашего региона (сигнал «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств, услышав сигнал, включите радиоприемник, телевизор и прослушайте информацию и инструкции.)

2. Признаки близкого цунами: землетрясение, которое вы заметили в своем доме, более интенсивный, чем обычно, отлив, появление трещин в береговом льду зимой, необычный дрейф льдин в безветренную погоду, выбросы у кромки льда.

3. Наиболее опасные места во время цунами - это устья рек, суживающиеся бухты, проливы. Знайте границы наиболее опасных зон и кратчайшие пути выхода в безопасные места.

4. Имейте перечень документов, имущества и медикаментов, которые следует взять с собой в случае эвакуации. Имущество и медикаменты лучше заранее уложить в чемодан или рюкзак.

5. Заблаговременно продумайте порядок эвакуации. Дома и на работе не загромождайте коридоры и выходы вещами, шкафами, колясками, велосипедами. Следите, чтобы все проходы были свободны для быстрой эвакуации.

II группа:

Правила: «Как же вести себя во время цунами?

1. При поступлении сигнала об опасности реагируйте немедленно. Если вы находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет, газ, захватив приготовленные документы и вещи. Постарайтесь кратчайшим путем перебраться на возвышенное место(30-40 м над уровнем моря) ил как можно быстрее удалиться на 2-3 км от берега моря.

2. При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени не осталось, поднимитесь на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность и необходимость, переберитесь в наиболее надежное здание.

3. Если вы решили укрываться от цунами в помещении, помните, что наиболее безопасными считаются места у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.

4. Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.

5. Если вы оказались в воде, постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы.

6. Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько. Если есть возможность, покиньте опасный район.

III группа:

Правила: «Чего нельзя делать при угрозе и возникновении цунами?

1. Нельзя спускаться к морю, смотреть на его обнажившееся дно и наблюдать за волнами: когда вы увидите волну, с низменных мест спасаться будет поздно.

2. Нельзя встречать волну на пространстве с большим количеством сооружений или других предметов из-за опасности ударов о них.

IV группа:

Правила: «Что нужно делать после цунами?»

1. Если вы переждали цунами в безопасном месте, то не спешите возвращаться домой, необходимо переждать 2-3 часа после прохода первой волны.

2. Только после получения сигнала отбоя тревоги вы можете быть уверены, что волны больше не будет.

3. Возвратившись в дом, убедитесь в его прочности, проверьте, нет ли трещин в стенах и перекрытиях, не нарушен ли фундамент, а также сохранность окон и дверей. Дождитесь проверки состояния электропроводки и газопровода.

Учитель ОБЖ:

Не только мы сами, но и государство заботится о защите населения от цунами.

Заблаговременные меры по защите от цунами:

1. Создание системы наблюдения и прогнозирования

2. Запрещение нового строительства в опасных районах

3. Перенос объектов экономики в безопасные места

4. Строительство волнорезов и дамб

5. Заблаговременная подготовка маршрутов и мест для эвакуации

6. Подготовка населения к действиям

7. Посадка деревьев.

Но, не смотря на эти меры, в волнах цунами гибнет большое количество людей, животных; она приносит большие разрушения (фильм).

Учитель ОБЖ:

Наиболее крупные цунами XX и XXI вв. наблюдались:

1. г. Северо-Курильск, 1952 г. (130 км от Камчатки)

2. Аляска (1957, 1958, 1964)

4. Побережье Японии (06.09.2004, 09.01.2005)

5. Юго-Восточная Азия (Индонезия, Шри-Ланка, Таиланд, Африк.страна - Сомали 26.12.2004)

6. Соломоновы острова - 02.04.2007

Учащиеся на «Физической карте» у доски отмечают наиболее крупные цунами.

Проведение физкультминутки.

Учитель химии:

Одним из последствий цунами является нарушение системы водоснабжения. Все мы знаем, что без воды жизни нет. Человек без воды может прожить максимум неделю. Возвратившись, домой, мы должны убедиться в качестве нашей воды. Каким образом мы можем это сделать? Ребята нам сейчас продемонстрируют.

Ученик 1:

Стакан с водой накрыть листком бумаги. Слегка подогреть и быстро убрать листок - резкий запах говорит о том, что вода недоброкачественная.

Ученик 2: (опыт)

Налить в стакан воду и оставить на несколько часов - не должно быть ни осадка, ни пленок на поверхности. Отстаивание - самый простой способ очистки воды. В результате удаляются летуче компоненты, а соли тяжелых металлов оседают на дно. Отстаивать воду следует в открытых сосудах, защищенных от попадания прямых солнечных лучей и не менее 10 часов Учитель химии :

Как можно обезвредить в домашних условиях воду?

Ученик 3: (опыт)

Пропустить воду через бытовой фильтр (слайд). А можно сделать фильтр самому. Кусочки дерева не хвойных пород сжечь в закрытой посуде на сильном огне. Полученный древесный уголь проложить несколькими слоями марли.

Ученик 4:

Кипячение - это наиболее известный и доступный способ очистки воды. Самая безопасная вода — кипяченая. Кипятить воду следует в течение 5-7 минут, а хранить не более суток.

Прежде чем кипятить воду, следует выдержать её не менее трех часов в стеклянной посуде - за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости.

Если водопроводную воду, набрав из крана, сразу поставить кипятить, то хлор будет выходить из жидкости, но при быстром нагревании воды ускоряются химические реакции, и хлор, растворенный в воде, лишь частично выйдет из неё, успеет соединиться с органическими веществами, которые всегда присутствуют в питьевой воде. Соединения же хлора с органикой - яд. Конечно, при кипячении хлорированной воды этот яд образуется вроде бы в ничтожных количествах, но организм, аккумулируя его, отравляется. Пользуйтесь только кипяченой водой. Тем самым вы убережете организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания, но и от избытка солей.

Ученик 5:

Давно известны бактерицидные свойства серебра, которые отлично чистят воду. Все, что надо сделать, это набрать в большую емкость воду и положить на дно серебряный предмет, например ложку или вилку. К утру ионы серебра очистят воду не хуже любого фильтра.

Ученик 6: (опыт)

Очищать воду можно методом частичного замораживания. Дело в том, что в первую очередь замерзает наиболее пресная и чистая часть воды, а после - содержащая соли и различные примеси. Для того чтобы проделать эту операцию, берут воду после отстаивания, наливают ее в миску или кастрюлю и ставят на лист фанеры или картона в морозилку. Когда вода начнет замерзать, первые корочки льда нужно удалить - это «тяжелая вода», когда вода замерзнет наполовину, оставшуюся воду вылить, а лед сполоснуть холодной водой. Скоро у вас будет не только чистая, но и талая вода, которая считается активной водой с особыми благотворными свойствами (слайд).

Учитель химии:

Можно очистить воду методом дистилляции и получить дистиллированную воду. Но в этой воде совсем нет солей, которые необходимы для жизнедеятельности организма.

Учитель ОБЖ:

Итак, мы узнали как проверить качество воды и как очистить воду в домашних условиях. А представьте - мы эвакуировались. Отсутствие воды приводит к гибели человека в течение 3-х суток. Жажда - это субъективное ощущение, возникающее у человека при недостатке в организме воды. Водообеспечивание начинается с поиска водоисточника. Чаще всего водоисточник имеется, но вода в нем малопригодна для питья (болото, лужа и т.д.) Как очистить воду в таких условиях? С данным материалом мы знакомились с Вами на уроках ОБЖ в 6-ом классе.

Ученик 7:

Очистить воду можно фильтрацией, выкопав ямку недалеко от водоисточника, и скоро в яме наберется достаточно чистой воды.

Ученик 8: (опыт)

Фильтрацию можно осуществить и примитивными фильтрами: в пустую, пробитую несколько раз гвоздями консервную банку на дно кладут вату с марлей или кусок материи, потом кладут промытый уголь, который останется, когда прогорит костер. Через этот фильтр пропускают воду и применяют для питья.

Ученик 9:

Подобным образом можно изготовить и трубку для питья воды из неочищенных источников. В трубку, изготовленную из любого материала, вставляют марлю, материю. Затем уголь и сверху опять марлю (материю). Трубку берут в рот и пьют воду.

Ученик 10: (опыт)

Воду можно обезвредить, капнув 8-10 капель йода на 1 литр воды, либо использовать марганцовку: 1-2 грамма на ведро воды, при этом цвет раствора должен быть слабо розовым, только следите, чтобы кристаллики как следует растворились. В крайнем случае, поможет даже обыкновенная поваренная соль - одна столовая ложка на 1,5-2 литра воды. Во всех случаях воде надо отстояться в течение 15-30 минут.

Учитель химии:

Можно использовать таблетки гидроперита: одна таблетка на 1,5-2 литра воды.

Ученик 11:

Самым же лучшим методом обеззараживания воды является кипячение. Примитивную посуду можно изготовить из глины, в него положить фольгу и в этой посуде можно кипятить воду. Следует помнить, что земля практически не всасывается в желудочно-кишечном тракте, и если после кипячения и отстаивания вода остается мутной, то этого не следует бояться, её можно пить.

IV . Закрепление знаний.

Учитель ОБЖ:

А сейчас каждый из вас получит вопросы для повторения, которые составлены в виде теста. Первые два вопроса имеют один вариант ответа, а 3 и 4 вопросы предполагают порядок ваших действий.

Вопросы для само- и взаимоконтроля:

Часть А : вопросы содержат один вариант ответа

1. Все ли места безопасны, где можно укрыться от цунами:

А) холмы и другие возвышенные места высотой не менее 30-40 метров

Б) места, удаленные от берега на 2-3 км

В) низины и овраги глубиной не менее 2 метров

Г) углы, образованные капитальными стенами

2. Чего нельзя делать при угрозе цунами

А) подниматься на возвышенные участки высотой 30-40 метров

Б) удаляться от берега на 2-3 км

В) укрываться в помещении у капитальных внутренних стен

Г) спускаться к морю, смотреть на его обнаженное дно

Часть Б : расположить варианты ответов в порядке Ваших действий

3. Что нужно делать, если вы оказались в волне цунами. Ваши действия:

А) сбросьте одежду и обувь

Б) наберите в грудь как можно больше воздуха

В) переждав одну волну, период времени до следующей используйте для выхода в безопасное место

Г) сгруппируйтесь и закройте голову руками

Д) воспользуйтесь плавающими и возвышающимися предметами

4. Вам предлагают покинуть опасную зону. Ваши действия:

А) возьмете необходимые вещи и документы и незамедлительно направитесь на сборный пункт

Б) укрепите двери и окна нижних этажей, сделаете запас продуктов питания и воды в герметичной таре.

В) перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак

Г) отключите воду, газ, электричество

Учитель ОБЖ:

Обменяемся листочками и проверим правильность выполнения заданий. Оценим ответы друг друга.

Правильные ответы:

1. в (1 балл)

2. г (1 балл)

3. б, г, а, д, в (2 балла)

4. г, в, б, а (2 балла)

Критерии оценивания:

5-6 баллов - «5»

4 балла - «4»

3 балла - «3»

Посчитайте в группах, сколько у Вас «5», «4», «3».

V . Домашнее задание

В завершении урока было дано задание на дом, при выполнении которого ребята должны использовать не только учебник, но и дополнительную литературу для подготовки сообщений

1. Изучить дома главу 7.4 (стр. 116-121)

2. Проработать и найти материал по теме «Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них».

VI . Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Дидактическая задача : дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

В конце урока подводились итоги урока, была проведена рефлексия.

Учитель ОБЖ:

Подводя итог нашего урока, хотелось бы ещё раз остановиться на алгоритме действий (проводим смену групп и меняем задание).

Вывод:

Подумайте и скажите: «Где на нашем уроке были использованы межпредметные связи, с какими дисциплинами?»

И помните:

Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна: она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей (И. Гете)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература.

1. Бочаров С.В. Химия 8 класс: Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна. Учитель - АСТ, 2003

2. Галкина М.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 6 класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под ред Ю.Л. Воробьева/ М.В Галкина. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 350 с.

3. Малов-Гра А.Г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 7 класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» под ред Ю.Л. Воробьева/ А.Г. Малов-Гра - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 286 с.

4. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Е.Л. Гордияш. - Волгоград: Учитель, 2007. - 248 с.

5. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюбов; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.

Цунами — образование и распространение морских и океанических волн, вызываемых подводными землетрясениями и извержением подводных вулканов. Огромные массы воды, выбрасываемые на берег с этими волнами, создают опасные чрезвычайные ситуации, связанные с затоплением местности морской водой, разрушением или повреждением зданий, сооружений в прибрежных районах жилой и промышленной застройки, портовых сооружений и причалов, судов и других плавсредств, линий электроснабжения и связи, дорог и мостов, а также с гибелью людей и животных.

Внешними признаками возникновения волн цунами являются:

  • толчки земной коры, как при землетрясении;
  • резкий спад уровня воды и обнажение морского (океанического) дна;
  • появление трещин в ледяном покрове у берегов и выброс больших масс воды.

Характер и объем последствий и ущерба в районах воздействия волн цунами зависят главным образом от высоты волн и скорости их движения, времени подхода, а также ширины и уклона местности в зоне затопления. Высота заплесков волн на берег при катастрофических цунами может изменяться от 2 — 3 метров (в районе острова Сахалин) до 10 — 18 метров (на Курильских островах).

Скорость движения волны на урезе воды может достигать 6 м/с, а на удалении 1 км и 2 км от уреза воды — 4 м/с и около 2 м/с соответственно.

Время подхода волны к береговой линии для районов Сахалина и Курильских островов (после землетрясений с эпицентром в Тихом океане) составляет от 10 до 40 минут.

Ширина зоны затопления берега зависит от уклона местности и высоты волн. При уклоне местности С = 0,001 и высоте волны цунами до 3 метров ширина зоны затопления может достигать 3-х км.

Давление гидропотока и степень разрушения береговых строений зависит, главным образом, от высоты волны, скорости движения волны и уклоне берега.

Затор льда представляет собой скопление льда в русле, стесняющее живое сечение (течение) и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и на некотором участке выше него. Заторы, как правило, образовываются при вскрытии рек при скоростях течения более 0,6 м/с.

К местам образования затора можно отнести:

  • участки с изменением уклонов водной поверхности от большего к меньшему;

  • крутые повороты реки;

  • сужение русла реки;

  • участки с повышенной толщиной ледяного покрова

Наиболее часто встречаются заторы торошения. Они формируются при интенсивном подъеме уровня воды, когда вслед за образованием трещины вдоль берегов ледяной покров разламывается на отдельные поля и льдины. В результате столкновения происходит наползание одних льдин на другие, их сжатие и торошение.

На участках со значительным разрушением ледяного покрова при скоростях течения более 1 м/с образуются заторы подныривания. Поверхность затора торосистая. Высота торосов может достигать нескольких метров. Потеря устойчивости и прорыв затора происходит под влиянием напора воды и повышением температуры воздуха. При прорыве скорость движения заторов составляет от 2 до 5 м/с, толщина движущегося скопления льда от 3 до 6 м. Водный поток ниже прорвавшегося затора может выйти за пределы русла и затопить местность, оставляя на берегах рек навалы льда высотой более 3 м.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЦУНАМИ

1. Большинство цунами вызывается землетрясениями, которые происходят под дном океана, чаще всего на периферийных участках Тихого океана. К потенциально опасным относятся пониженные участки вдоль берегов, заливах и бухтах с высотой менее 15 м над уровнем моря при цунами удаленного происхождения и менее 30 м при цунами местного происхождения.

2. Цунами - не единичная волна, а серия из нескольких волн. Следовательно, оставайтесь вдали от опасной зоны, пока не пройдут все волны или пока не последует сигнал отбоя тревоги; опасность цунами может существовать в течение нескольких часов.

3. Будьте внимательны к предупреждениям о цунами при удаленных землетрясениях. В Хило (Гавайи) в 1960 году погиб 61 человек и несколько сотен было ранено, хотя предупреждение было дано за 10 часов до прихода первой волны.

4. Любое землетрясение, происшедшее в море у берега, может вызвать местное цунами. Если вы ощутили такое землетрясение немедленно покиньте берег. Более 230 человек погибло и пропало без вести в Японии в мае 1983 года, когда цунами обрушилось на северо-западное побережье острова Хонсю, хотя каждый в округе ощутил землетрясение и должен был остеречься, получив предупреждение.

5. О приближении цунами может возвестить заметный подъем или спад уровня моря вдоль береговой линии. Такой сигнал всегда должен служить предупреждением.

6. Никогда не спускайтесь к морю, чтобы посмотреть на обнажившееся при цунами дно или посмотреть на цунами. Когда увидите приближающуюся волну спасаться будет уже поздно.

7. При первых признаках цунами, упомянутых выше, следует быстро и организованно покинуть побережье и укрыться в местах, высота которых над уровнем моря составляет не менее 30-40 м. При этом на возвышенность взбираться следует вверх по склону, а не по долинам рек, впадающих в море, т.к. реки сами могут служить проводником для водного вала несущегося против их течения. Если поблизости нет возвышенности, нужно удалиться от берега моря на расстояние 2-3 километра.

8. Судам, находящимся в прибрежных водах или стоящим на якоре в открытом рейде или в бухте с широким входом, а тем более у причала, при угрозе цунами следует срочно уйти в океан за 50-метровую изобату.

9. Если в продолжении одного-двух часов после сильного землетрясения море вообще так и не начало отступать от берега и волны цунами не появились, значит угроза миновала.

ПОМНИТЕ! Не столь страшно цунами, как человеческая беспечность и неорганизованность во время бедствия.

Цунами относятся к наиболее опасным гидрологическим явлениям природного происхождения. Цунами - это разновидность морских волн. Слово «цунами» пришло из японского языка и означает «большая волна».

Морские волны - это колебательные движения водной среды морей и океанов, вызываемые силой ветров, приливами и отливами, подводными землетрясениями и извержениями вулканов.

Цунами не связаны с ветрами, штормами и ураганами. Цунами возникают и при тихой погоде, потому что зарождаются они на дне океана (моря) в результате геологических изменений в литосфере. Причинами возникновения цунами могут служить резкие сдвиги дна при сильных землетрясениях, крупных подводных оползнях и извержениях вулканов.

Цунами - это морские гравитационные волны большой длины, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна.

В большинстве случаев причиной возникновения цунами являются подводные землетрясения, происходящие под дном океана или вблизи его побережья. Цунами могут зарождаться и при извержениях подводных вулканов. Однако цунами возникают лишь после тех землетрясений, которые связаны с быстрым образованием на дне океана сбросов, обвалов и оползней. Сброс представляет собой быстрое смещение блоков донных пород земной коры и даёт толчок, который приводит в движение огромные массы воды. Это смещение толкает воду и вызывает образование цунами.

Большая волна - Цунами. Японский художник XIX в. К. Хокусай.

Цунами, как и всякая морская волна, характеризуется высотой, длиной и скоростью перемещения формы волны.

Высота морской волны - это расстояние по вертикали между гребнем волны и её подошвой. Длина волны - это расстояние по горизонтали между двумя вершинами (гребнями) смежных волн. Скорость перемещения формы волны - это линейная скорость горизонтального перемещения какого-либо элемента волны, например гребня.

Высота волны цунами над очагом её возникновения в океане составляет 1 - 5 м. Длина волны может составлять 150-300 км. Скорость распространения цунами колеблется в пределах от 50 до 1000 км/ч.

Длина волны цунами, её высота и скорость распространения зависят от глубины океана. Чем больше глубина океана, тем больше длина волны и скорость её распространения, тем меньше высота волны. Так, скорость распространения цунами при пересечении вод Тихого океана, где средняя глубина около 4 км, составляет 650-800 км/ч, а при распространении вдоль глубоководных мест в океане может достигать 1000 км/ч. При подходе цунами к берегу, где глубина уменьшается до 100 м, скорость распространения цунами падает до 100 км/ч. С уменьшением глубины уменьшается длина волны, а вот высота волны цунами при выходе на мелководье резко возрастает и может достигать от 10 до 50 м.

Таким образом, цунами при подходе к берегу и, особенно, при вхождении в суживающиеся бухты замедляют скорость своего движения, а вот высота их резко возрастает. В результате на побережье могут обрушиться гигантские водяные валы высотой 10-15 м, а иногда и до 30-50 м. Ущерб, причиняемый цунами, может во много раз превосходить последствия землетрясений, которые их вызвали.

Где чаще всего на Земле случаются цунами?

Чаще всего цунами обрушиваются на берега Тихого океана (75%), что связано с высокой вулканической активностью этого бассейна. За последнее тысячелетие тихоокеанское побережье подвергалось ударам цунами около 1000 раз, в то время как на побережьях Атлантического и Индийского океанов цунами наблюдались лишь несколько десятков раз.

В России наиболее подвержены возникновению цунами восточное побережье Камчатки и Курильских островов, остров Сахалин и побережье Тихого океана.

Имея большую скорость перемещения и огромную массу (в 1 м 3 воды 1 т массы), цунами обладает колоссальной разрушительной силой. Набегая на встречные береговые препятствия, волна обрушивает на них всю свою энергию, поднимаясь над ними громадной водяной стеной, давит, разрушает и уничтожает всё, что попадается на пути. Разрушительная сила цунами прямо пропорциональна скорости выхода волны на берег.

Интенсивность цунами по результатам воздействия на побережье оценивается по условной шестибалльной шкале.

  • 1 балл - цунами очень слабое, волна регистрируется только специальными приборами (мореографами).
  • 2 балла - слабое цунами, может затопить плоское побережье. Его замечают только специалисты.
  • 3 балла - среднее цунами, отмечается всеми. Плоское побережье затоплено, лёгкие суда могут быть выброшены на берег, портовые сооружения подвергнуты слабым разрушениям.
  • 4 балла - сильное цунами. Побережье затоплено. Прибрежные постройки повреждены, имеют слабые и сильные разрушения. Крупные парусные и небольшие моторные суда выброшены на сушу, а затем снова смыты в море. Берега засорены песком, илом, обломками деревьев, возможны человеческие жертвы.
  • 5 баллов - очень сильное цунами. Приморские территории затоплены. Волноломы и молы сильно повреждены. Крупные суда выброшены на берег. Ущерб велик и во внутренних частях побережья. Здания и сооружения имеют сильные, средние и слабые разрушения в зависимости от удалённости от берега. В устьях рек высокие штормовые нагоны воды. Имеются человеческие жертвы.
  • 6 баллов - катастрофическое цунами. Полное опустошение побережья и приморских территорий. Суша затоплена на значительные расстояния вглубь.

Разновидности цунами

Масштабы последствий цунами зависят от разрушительной силы волны, характера и природных особенностей берега и побережья, эффективности и своевременности предпринятых мер по снижению ущерба.

Особенно опасны цунами для посёлков, городов и сооружений, расположенных на низменных берегах океана, а также находящихся на вершине заливов и бухт, широко открытых к океану, куда цунами нагоняют большую массу воды, затопляющую устья и долины рек на 2-3 км от моря. Цунами могут вызвать затопление обширных территорий морской водой.

История знает немало примеров катастрофических цунами.

В 1703 г. в результате цунами в Японии погибло около 100 тыс. человек.

В октябре 1994 г. на южные острова Курильской гряды и японский остров Хоккайдо обрушилось цунами высотой 2-3 м, что привело к большим разрушениям и человеческим жертвам.

Мощнейшее землетрясение и последовавшее за ним цунами силой 8,9 балла были отмечены в декабре 2004 г. в Юго-Восточной Азии. Землетрясение, произошедшее к северо-западу от острова Суматра, вызвало мощное цунами, которое, двигаясь со скоростью 800 км/ч, обрушилось на побережье девяти стран. В результате стихийного катаклизма погибло свыше 200 тыс. человек. Особенно пострадало население Шри-Ланки, Таиланда, Индонезии.

Проверьте себя

  1. Охарактеризуйте природное явление цунами.
  2. Какие последствия цунами создают опасность для жизнедеятельности человека?

После уроков

В дневнике безопасности приведите примеры цунами, которые произошли в мире в начале XXI в. Укажите их последствия и мероприятия по защите населения. Примеры можно подобрать с помощью Интернета и средств массовой информации.