По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов. Решение задания A25 (русский язык - ЕГЭ) По ночам к реке подвозили лес

«Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях» - Сложноподчинённые предложения. Предночной час. Подмосковные леса. Старик. Шлюпка. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Погода. Ночь. Звёзды. Савельич.

«Сложноподчинённое предложение урок» - Вопросы классу: По каким признакам можно определить, что предложение сложноподчиненное? Над Русью нависла грозная опасность разрушительных вторжений и автор «Слова» призывает к сплочению всех русских князей. Цель урока: Лексико- орфографическая работа. Сложноподчиненные предложения. Итог урока. - Что узнали нового?

«Сложноподчиненные предложения» - Образа действия Условия Образа действия Причины Определительные Цели Сравнительный. Что вы знаете о придаточных сравнительных? Д.З.выбрать из произведений худ. литературы и записать пять СП предложений с придаточными сравнительными. СПП с придаточными сравнительными. Отвечают на вопросы как? Относятся ко всему главному предложению.

«СПП» - Первая часть обязательно содержит в себе слово, которое требует изъяснения. То Р что Р – То нетрудно, что интересно. Разновидности определительных СПП. Кто, который, чей – …кого никто не любит. Характер модуса определяется характером слова, прикрепляющего придаточную часть. Характер модуса. Как – Я хотел узнать, как работает редактор.

«Виды подчинения» - Митя часто просто любовался сестрой. Период как особый вид сложного предложения. Однородное подчинение. Параллельное подчинение. Расставьте знаки препинания. Виды подчинения. При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

«Подчинительная связь» - - Согласование - примыкание - примыкание - согласование - управление - примыкание - согласование. Выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. Зеркало жизни. Выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Подул холодный, пронизывающий ветер, и вскоре набежали на небо тучи.

Всего в теме 10 презентаций

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Задание № 19 Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи. Сложное предложение с разными видами связи.

2 слайд

Описание слайда:

По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов. 1) 1, 3, 4 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

3 слайд

Описание слайда:

В сложном предложении, состоящем из нескольких простых, связанных между собой различными видами связи, могут оказаться рядом сочинительный и подчинительный союзы. При "встрече" соединительного союза И и подчинительного союза запятая ставится, если после придаточной части не следует ТО, ТАК, НО.

4 слайд

Описание слайда:

Начнём с синтаксического разбора предложения По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов. Таким образом, предложение сложное. Первая часть - это односоставное неопределенно-личное предложение, т.е. есть только один главный член (подвозили). Вторая и третья части - двусоставные предложения (есть и подлежащее, и сказуемое)

5 слайд

Описание слайда:

Построим схему предложения [По ночам к реке подвозили лес] (1) и (2) (когда белый туман закутывал берега) (3) [все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов] . и (2 когда...) . , При "встрече" соединительного союза И и подчини-тельного союза запятая ставится, т.к. после придаточной части не следует ТО, ТАК, НО.

6 слайд

Описание слайда:

В сложном предложении, состоящем из нескольких простых, связанных между собой различными видами связи, могут оказаться рядом сочинительный и подчинительный союзы. При "встрече" соединительного союза И и подчинительного союза запятая не ставится, если после придаточной части следует ТО, ТАК, НО. !!! Всегда ставится запятая перед то, так или союзом но, стоящими после придаточного предложения.

7 слайд

Описание слайда:

Начнём с синтаксического разбора предложения Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу (1) и (2) если пристально вглядеться (3) то можно было увидеть её строение. Таким образом, предложение сложное. Первая часть – это двусоставное предложение, т.е. есть оба главных члена. Вторая и третья части – односоставные безличные предложения (есть только один главный член: сказуемое)

8 слайд

Описание слайда:

Построим схему предложения [Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу] (1) и (2) (если пристально вглядеться) (3) [то можно было увидеть её строение] . При "встрече" соединительного союза И и подчини-тельного союза запятая не ставится, т.к. после придаточной части следует ТО, ТАК, НО. и (2 если...) [ то 3]. ,

9 слайд

Описание слайда:

F Правило-подсказка Ставьте запятую на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное: [Зажглись звезды], и, (когда на небе появилась луна), [степь озарилась голубоватым светом]. [Зажглись звезды], и [степь озарилась голубоватым светом], (когда взошла луна). [Зажглись звезды], и _ (когда на небе появилась луна), [то степь озарилась голубоватым светом]. - В данном предложении подобная перестановка невозможна, так как рядом окажутся и и то.

10 слайд

Описание слайда:

[Посевная закончилась], и, (хотя можно было немного передохнуть), [механизаторы занялись ремонтом техники]. - [Посевная закончилась], и [механизаторы занялись ремонтом техники], (хотя можно было немного передохнуть). [Посевная закончилась], и _ (хотя можно было немного передохнуть), но [механизаторы занялись ремонтом техники]. - В данном предложении подобная перестановка невозможна, т.к. рядом окажутся и и но. [Лес молчал], и, (если бы не резкие, болезненные вскрики ночной птицы), [тишина была бы мертвой]. - [Лес молчал], и [тишина была бы мертвой], (если бы не болезненные вскрики ночной птицы). [Лес молчал], и _ (если бы не резкие, болезненные вскрики ночной птицы), [то тишина была бы мертвой]. - В данном предложении подобная перестановка невозможна, т.к. рядом окажутся и и то.

11 слайд

Описание слайда:

Предыдущее правило применяется и в сложноподчинённом предложении, если рядом оказываются союзы что и хотя, что и когда, что и если и т.д. При "встрече" двух подчинительных союзов запятая ставится, если далее не следует ТО или ТАК.

12 слайд

Описание слайда:

Начнём с синтаксического разбора предложения Меня удивляло (1) что (2) когда ни приедешь к дедушке (3) у него всё находится в том же виде. Таким образом, предложение сложное. Первая часть – это односоставное безличное предложение, т.е. есть только один главный член. Вторая часть – это односоставное определённо-личное предложение, т.е. есть только один главный член. Третья часть – двусоставное предложение (есть оба главных члена).

13 слайд

Описание слайда:

Построим схему предложения [Меня удивляло] (1) (что (2) (когда ни приедешь к дедушке) (3) у него всё находится в том же виде). (2 что... (3 когда…) …). , При "встрече" двух подчинительных союзов запятая ставится, т.к. после придаточной части не следует ТО, ТАК.

14 слайд

Описание слайда:

Предыдущее правило применяется и в сложноподчинённом предложении, если рядом оказываются союзы что и хотя, что и когда, что и если и т.д. При "встрече" двух подчинительных союзов запятая не ставится, если далее следует ТО или ТАК. !!! Всегда ставится запятая перед то, так, стоящими после придаточного предложения.

15 слайд

Описание слайда:

Начнём с синтаксического разбора предложения Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею. Таким образом, предложение сложное. Первая часть – это двусоставное предложение, т.е. есть оба главных члена. Вторая часть – это двусоставное предложение, т.е. есть оба главных члена. Третья часть – односоставное неопределённо-личное предложение (есть только один главный член).

16 слайд

Описание слайда:

Построим схему предложения [Хозяйка поняла] (1) (что (2) (если сейчас гости опять окажутся в зале) (3) то уже не увидят дальнюю аллею). (2 что... (3 когда…) то …). , При "встрече" двух подчинительных союзов запятая не ставится, т.к. далее следует ТО или ТАК.

17 слайд

Описание слайда:

F Обратите внимание! Будьте осторожны при постановке запятой перед союзом и: он может соединять два однородных члена предложения.

18 слайд

Описание слайда:

Начнём с синтаксического разбора предложения Журналист внимательно приглядывался к жителям деревни (1) и (2) если он подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения. Таким образом, предложение сложное. Первая часть – это двусоставное предложение (есть оба главных члена) осложнено однородными сказуемыми. Вторая часть – это двусоставное предложение, т.е. есть оба главных члена.

19 слайд

Описание слайда:

Построим схему предложения [Журналист внимательно приглядывался к жителям деревни (1) и (2) (если он подмечал что-нибудь интересное) (3) записывал свои наблюдения]. . , Запятая перед союзом И не ставится, т.к. одиночный союз И соединяет два однородных члена. При "встрече" соединительного союза И и подчинительного союза запятая ставится, т.к. после придаточной части не следует ТО, ТАК, НО.

20 слайд

Описание слайда:

Начнём с синтаксического разбора предложения Журналист внимательно приглядывался к жителям деревни (1) и (2) если он подмечал что-нибудь интересное (3) то записывал свои наблюдения. Таким образом, предложение сложное. Первая часть – это двусоставное предложение (есть оба главных члена) осложнено однородными сказуемыми. Вторая часть – это двусоставное предложение, т.е. есть оба главных члена.

21 слайд

Описание слайда:

Построим схему предложения [Журналист внимательно приглядывался к жителям деревни (1) и (2) (если он подмечал что-нибудь интересное) (3) то записывал свои наблюдения]. . , Запятая перед союзом И не ставится, т.к. одиночный союз И соединяет два однородных члена. При "встрече" соединительного союза И и подчинительного союза запятая не ставится, т.к. после придаточной части следует ТО, ТАК, НО.

22 слайд

Описание слайда:

F Обратите внимание! Будьте осторожны при постановке запятой перед союзом и: он может соединять два однородных придаточных.

23 слайд

Описание слайда:

Начнём с синтаксического разбора предложения Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что с кустов осыплется сверкающая от дождя роса. Таким образом, предложение сложное. Первая, вторая и третья части – это двусоставные предложения (есть оба главных члена).

24 слайд

Описание слайда:

Построим схему предложения [Слепой знал ] (1) (что в комнату смотрит солнце) (2) и (3) (что с кустов осыплется сверкающая от дождя роса). (2 что...) и (3 что…). , Запятая перед союзом И не ставится, т.к. одиночный союз И соединяет два однородных придаточных предложения.

25 слайд

Описание слайда:

F Обратите внимание! Будьте осторожны при постановке запятой перед союзом и: он может соединять два однородных придаточных, и при этом во втором придаточном может быть опущен подчинительный союз.

26 слайд

Описание слайда:

Начнём с синтаксического разбора предложения Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) с кустов осыплется сверкающая от дождя роса. Таким образом, предложение сложное. Первая, вторая и третья части – это двусоставные предложения (есть оба главных члена).

27 слайд

Описание слайда:

Построим схему предложения [Слепой знал ] (1) (что в комнату смотрит солнце) (2) и (3) (с кустов осыплется сверкающая от дождя роса). (2 что...) и (3 …). , Запятая перед союзом И не ставится, т.к. одиночный союз И соединяет два однородных придаточных предложения.

28 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Геологи трудились день и ночь (1) и (2) когда они выбрались из таёжных дебрей (3) и долгожданные карты новых месторождений легли на стол разработчиков (4) то только тогда впервые начальник партии заговорил об отпуске. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 4 4

29 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Толпа расступилась (1) и (2) прежде чем заиграла музыка (3) Устинья вышла в круг (4) и сельчане невольно залюбовались её танцем. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 3 4

30 слайд

Описание слайда:

2 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Впереди показалась широкая река (1) и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то увидели (5) что мост снесло наводнением. 1) 1, 2, 3, 4, 5, 2) 1, 4, 5, 3) 1, 2, 4, 5 4) 1, 3, 4, 5

31 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Альпинисты поняли (1) что (2) если вьюга не утихнет (3) им придется возвращаться в базовый лагерь (4) так как сильные порывы ветра мешали продвигаться по отвесной скале. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 2, 3, 4 2

32 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 4, 5, 4) 1, 2, 3, 4, 5 3

33 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят её из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от её бирюзового свечения. 1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 2 4) 1, 3 1) Сразу убираем третий вариант ответа: мы уже знаем, что обязательно должна быть запятая перед ТО, а там стоит цифра (3), которой нет в этом варианте. 2) Если есть ТО, следовательно, между союзами И и КОГДА запятую не ставим; убираем 1-ый и 3-ий варианты, остается 4-ый. Ответ: 1 и 3. Проверим его: запятая ставится на месте цифры 1: это сложное предложение (грамматические основы земля прекрасна и космонавты видят); запятая ставится на месте цифры 3, т.к. невозможно перестроить предложение без искажения смысла, переставив придаточное. Мы верно решили это задание.

34 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Ночью море грозно шумело (1) и (2) когда утром рассеялся туман (3) и выглянуло солнце (4) то все увидели берег (5) заваленный водорослями и каким-то мелким мусором. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 3, 4, 5 3) 1, 4, 5 4) 2, 3, 4, 5 Вы уже видите, что точно нужно поставить запятые на месте цифр 1 и 4; смотрим ответы: у нас в 3-ем варианте эти цифры есть. Проверяем последнюю цифру 5: да, там ставится запятая, обособляющая причастный оборот. Правильный ответ - 3. Но, возразите вы, почему не второй вариант ответа? Ведь союз И (3) соединяет два простых предложения (рассеялся туман И выглянуло солнце)! Если вы будете так рассуждать, то попадете в ловушку! Найдите главное предложение, от которого вы зададите вопросы к придаточному когда утром рассеялся туман. Верно, это предложение все увидели берег. Зададим от него вопрос: увидели берег (когда?) когда утром рассеялся туман; и ещё когда? когда выглянуло солнце. Вы видите, что это однородные придаточные (просто во втором опущен союз когда), а между ними запятая не ставится

35 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Утренняя тишина была такой (1) что (2) если на озере сонно вскрикивала птица (3) то её крик гулким эхом отзывался по всему (4) ещё не проснувшемуся лесу. 1) 1, 3 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 2, 3, 4 1

36 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Поезд опаздывал почти на час (1) и (2) когда показались заветные огни родного городка (3) то Анне подумалось (4) что они ей приветливо подмигивают. 1) 1, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 3 1

37 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Вода в круглых окнах-колодцах казалась неподвижной (1) но (2) если приглядеться (3) то можно было увидеть (4) как из глубины оконца все время подымается тихая струя (5) и в ней вертятся сухие листики брусники. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 3, 4, 5 4) 1, 3, 5 2

38 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Иногда кажется (1) что (2) если разбежаться с высокой горы (3) раскинув руки (4) то можно легко взлететь. 1) 1, 2 2) 1, 4 3) 1, 3, 4 4) 1 3

39 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мне нравились ее глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно было встречаться с ними. 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 2) 2, 3, 4, 6 3) 1, 2, 4, 5, 6 4) 1, 2, 4, 6 3

40 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Я думаю (1) что (2) когда заключенные увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать. 1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 4 1

41 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) то с кустов осыплется (6) сверкающая от дождя (7) роса. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 1, 6, 7 2

42 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Блокадный Ленинград стал символом несгибаемой стойкости и мужества (1) и (2) когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии (3) на которых умирающие от голода дети делали снаряды для фронта (4) то многие отказывались верить (5) что такое возможно. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 2, 3, 4 3) 2, 3, 4, 5 4) 1, 3, 4, 5 4

43 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Командир решил вести отряд в обход (1) потому что (2) если по курсу их движения была засада (3) то следовало обойти врага (4) и ударить ему в тыл. 1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 3 4

44 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Старый охотник резонно заметил (1) что (2) если продукты не упрятать в большую железную бочку (3) медведь-шатун (4) злой и голодный (5) преодолеет страх перед человеком и явится пообедать. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 2, 3, 4 3

45 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? На войне бойцы знали (1) что (2) если у фашистов будет отвоеван очередной город (3) то это (4) конечно (5) прибавит сил труженикам тыла. 1) 1,3, 4, 5 2) 2,3 3) 1, 2 4) 1,2,3 1

46 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Петька очень боялся идти в воду (1) но (2) когда вошел (3) то не хотел вылезать из нее (4) и делал вид (5) что плавает. 1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 3, 4, 5 3) 1, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4 3

47 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Он работал больше других (1) но (2) когда вставал вопрос о премии (3) его всегда обходили стороной (4) предпочитая награждать других. 1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3 3

48 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Птенец неловко спрыгнул с ветки (1) и ударился грудью (2) и (3) когда я его поднял (4) то почувствовал (5) как сильно стучит маленькое сердечко. 1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 3, 4, 5 4) 2, 4, 5 4

49 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Из-за Эльбруса выползла черная туча (1) и (2) прежде чем туристы успели вернуться в базовый лагерь (3) блеснула ослепительная молния (4) оглушительно треснуло небо (5) и застучали крупные капли дождя. 1) 2, 3 2) 1, 3, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 4

50 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мороз усиливался (1) и (2) когда Сашка проходил в светлом круге (3) который образовался от зажженного фонаря (4) он видел медленно реявшие в воздухе маленькие сухие снежинки. 1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 3 2

51 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Внезапно лошадь встала на дыбы (1) и (2) прежде чем всадник успел что-то сообразить (3) она резко рванулась в сторону (4) сбросив незадачливого седока. 1) 2, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 3, 4 2

52 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? За огородом следовали крестьянские избы (1) которые (2) хотя были построены врассыпную (3) но показывали довольство своих обитателей. 1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 2 4) 1, 3 4

53 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мальчишка понуро побрел к калитке (1) и (2) хотя Ирине Андреевне было до слез жаль его (3) но она с сердитым выражением лица крикнула ему вслед (4) чтобы впредь он не появлялся в её доме. 1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4 4

54 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Ученые уверяют (1) что (2) когда человечество достигнет вершин научно-технического прогресса (3) то оно может стать бессмертным (4) так как изобретёт средства борьбы с любой болезнью. 1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 3, 4 4) 1, 3 3

55 слайд

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Микеланджело многие современники считали равным Богу (1) и (2) когда он умер (3) некоторые художники придавали святым портретное сходство с великим мастером (4) чей гений так и остался непревзойденным. 1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4 3

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

По ночам к реке подвозили лес, и, когда белый туман закутывал берега, все восемь рот настилали доски на обломки мостов.

Запятая 1 -граница первого простого в ССП.

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда белый туман закутывал берега».

Запятая под номером 4 не нужна, так как отделять дополнение ДОСКИ от обстоятельства НА ОБЛОМКИ не нужно.

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3.

Ответ: 123

Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

1) 1, 3, 4 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

Начнем с синтаксического разбора предложения:
1-ая грамматическая основа предложения - подвозили (один главный член);
2-ая основа - туман (подлежащее) закутывал берега (сказуемое);
3-ья основа - восемь рот (подлежащее) настилали доски (сказуемое).

Таким образом, предложение сложное. Первая часть - это односоставное неопределенно-личное предложение, т.е. есть только один главный член (подвозили).

Подробнее об односоставных предложениях .

Вторая и третья части - двусоставные предложения (есть и подлежащее, и сказуемое)

Построим схему предложения:

И, (2 когда...), . По схеме видно, что это сложное предложение с сочинением и подчинением. Первую запятую нужно поставить перед союзом И , потому что он соединяет два самостоятельных предложения: По ночам к реке подвозили лес, и все восемь рот настилали доски на обломки мостов . Вторая часть - это сложноподчиненное предложение: ... когда белый туман закутывал берега (придаточная часть), все восемь рот настилали доски на обломки мостов (главное предложение). Мы поставили две запятые: перед сочинительным союзом И , которые соединяет два предложения, и перед подчинительным союзом КОГДА , который соединяет главную и придаточную часть.
Теперь нужно решить, нужна запятая на стыке союзов или нет. При "встрече" соединительного союза И и подчинительного союза запятая ставится, если после придаточной части не следует кореллят ТО . Как в нашем случае: По ночам к реке подвозили лес, и, когда белый туман закутывал берега, все восемь рот настилали доски на обломки мостов .
Запятая не ставится, если после придаточной части следует ТО : например: Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение (Пауст.); Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх (Ч.).

Задание 21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) «Почему, - спрашивал директор школы Сухомлинский, - дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонёк постепенно угасает?» 2) Сухомлинский начинает титанический труд - он ищет ответ на поставленный вопрос. 3) Секрет интереса к учёбе оказался прост: должен быть успех, достижение, ощущение роста. 4) Вчера не понимал - сегодня понял, вчера не умел - сегодня научился. 5) Ученик не станок. 6) Ученик вечно в развитии, он растёт и развивается, и надо прежде всего заботиться о его развитии.

Задание 22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В попытках найти стиль своего времени Берг предпочитал пейзажную живопись плакатам и портретам.

2) Чтобы принять участие в выставке, Берг должен был написать пейзаж. Для этого он поехал в гости к Ярцеву в муромские леса.

3) Отправляясь в гости к художнику Ярцеву в муромские леса, Берг взял с собой маленькую коробочку с акварельными красками, которыми и был впоследствии написан его первый пейзаж.

4) Отъезд Ярцева Берг расценивал как измену, так как теперь он оставался совсем один далеко от безлюдной станции, в доме лесника, в окружении дикой природы.

5) В городе художник принял решение представить на выставке свой первый акварельный этюд.

(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.

– (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья.

– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.

(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.

(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.

– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень. (35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!

(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».

(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.

(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.

(по К. Г. Паустовскому *)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Задание 23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 8–10 представлено повествование.

2) В предложениях 13, 14 содержатся элементы описания.

3) Предложение 23 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 22.

4) Предложение 28 объясняет содержание предложения 27.

5) В предложениях 45–47 содержится повествование.

Задание 24

Из пред­ло­же­ний 33–44 вы­пи­ши­те слово со зна­че­ни­ем: «Про­ник­ну­тый при­под­ня­то­стью, страст­ным же­ла­ни­ем при­дать зна­чи­мость чему-либо, зна­чи­мо­стью не об­ла­да­ю­ще­му».

(33)Я оста­юсь, – ска­зал Берг резко. – (34)Я хочу на­пи­сать эту осень. (35)Ярцев уехал. (36)На сле­ду­ю­щий день Берг проснул­ся от солн­ца. (37)Лёгкие тени вет­вей дро­жа­ли на чи­стом полу, а за две­рью раз­ли­лась тихая си­не­ва. (38)Слово «си­я­ние» Берг встре­чал толь­ко в кни­гах по­этов, счи­тал его па­фос­ным и лишённым яс­но­го смыс­ла. (39)Но те­перь он понял, как точно это слово пе­ре­даёт тот осо­бый свет, какой ис­хо­дит от сен­тябрь­ско­го неба и солн­ца.

(40)Берг взял крас­ки, бу­ма­гу и пошёл на озеро. (41)Он то­ро­пил­ся. (42)Он хотел всю силу кра­сок, всё уме­ние своих рук и зор­ко­го глаза, всё то, что дро­жа­ло где-то на серд­це, от­дать этой бу­ма­ге, чтобы хоть в сотой доле изоб­ра­зить ве­ли­ко­ле­пие этих лесов, уми­ра­ю­щих ве­ли­ча­во и про­сто. (43)Берг ра­бо­тал как одер­жи­мый. (44)Никто его ни­ко­гда таким не видел!

Задание 25

Среди пред­ло­же­ний 20–39 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим с по­мо­щью од­но­ко­рен­ных слов. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).

Задание 26

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

«Пе­ре­дать кра­со­ту род­ной при­ро­ды ав­то­ру по­мо­га­ют тропы: (А)_________ («тени вет­вей дро­жа­ли», «раз­ли­лась… си­не­ва» в пред­ло­же­нии 37) и (Б)_________ (тор­же­ствен­ный край» в пред­ло­же­нии 24, «не­обык­но­вен­ной осени» в пред­ло­же­нии 28). Чтобы по­ка­зать эво­лю­цию чувств Берга, их силу и глу­би­ну, пи­са­тель ис­поль­зу­ет син­так­си­че­ское сред­ство – (В)_________ (пред­ло­же­ния 42, 52) и приём – (Г)_________ (пред­ло­же­ния 55–56)».

Спи­сок тер­ми­нов:

1) эпи­тет

2) срав­ни­тель­ный обо­рот

3) вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

4) ме­та­фо­ра

5) фра­зео­ло­гизм

6) лек­си­че­ский по­втор

7) пар­цел­ля­ция

8) иро­ния

9) ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г

Задание 27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.